Научная статья на тему 'Обоснование научного понятийного аппарата диссертационного исследования сравнительного анализа программы подготовки футбольных арбитров в России и Ираке'

Обоснование научного понятийного аппарата диссертационного исследования сравнительного анализа программы подготовки футбольных арбитров в России и Ираке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ПОДГОТОВКА ФУТБОЛЬНЫХ СУДЕЙ / ПРОГРАММА / НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ / FOOTBALL / TRAINING OF FOOTBALL REFEREES / PROGRAM / RESEARCH APPARATUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алшувайли Хассун Хашим, Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Турыгина Ольга Вячеславовна

Статья посвящена разработке и обоснованию предварительного научного понятийного аппарата диссертационного исследования по теме, связанной с сравнительным анализом программы, методики и модели подготовки футбольных арбитров в России и Ираке. В статье обусловливается необходимость теоретико методологического обоснования педагогической концепции, интегрирующей компоненты подготовки футбольных судей и нацеленной на повышение эффективности образовательного процесса в данной сфере, что и определяет актуальность темы исследования в целом и данной статьи, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алшувайли Хассун Хашим, Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Турыгина Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THE SCIENTIFIC CONCEPTUAL APPARATUS OF THE DISSERTATION RESEARCH OF THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TRAINING PROGRAM OF FOOTBALL REFEREES IN RUSSIA AND IRAQ

The article is devoted to the development and substantiation of the preliminary scientific conceptual apparatus of the dissertation research on the topic related to the comparative analysis of the program, methodology and model of football referees training in Russia and Iraq. The article determines the necessity of theoretical and methodological substantiation of the pedagogical concept integrating the components of football referees training and aimed at improving the efficiency of the educational process in this area, which determines the relevance of the research topic in General and this article in particular.

Текст научной работы на тему «Обоснование научного понятийного аппарата диссертационного исследования сравнительного анализа программы подготовки футбольных арбитров в России и Ираке»

«Покровителем русских скаутов был избран святой Георгий Победоносец, изображенный на стяге. Походы за город назывались «разведкой»; чтобы не терять ни минуты, даже на марше велись «беседы» о жизни великих людей, о событиях из русской истории». Скаутмастером (руководителем отряда) мог быть только человек, достойный подражания. День для скаута не должен был проходить в праздности: он должен был оказывать нуждающимся помощь. Так же отряды организовывали праздники для детей из бедных семей. «Скауты называли себя «разведчиками», носили спортивную форму защитного цвета, шляпу «бурского» типа, имели посох. Новички, вступавшие в отряд, младшие по возрасту, назывались «волчатами». Формой руководства в отрядах были «приказы». В 1915-16 годах проходили Всероссийские съезды скаутов. Так же они выезжали на летние сельскохозяйственные работы отрядом до 200 человек.

Выводы. Таким образом, мы можем сделать вывод, что накануне Великой Октябрьской революции социальная активность детей, подростков была достаточно высока для формирования новых общественных объединений.

Литература:

1. Быков А..К. Победа России в Отечественной войне 1812 года: воспитательный потенциал для подрастающего поколения // Вестниик Московского университета им. С.Ю. Витте. / Серия 3. Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. - 2012.- №1. - С. 9-14

2. Лихачев Д.С. Земля родная: книга для учащихся. - М.: Эксмо, 2015 - 320 с.

3. Малиш М.А. Влияние монументально-исторических памятников на формирование культурных традиций и развитие патриотических чувств // Историческая социально-образовательная мысль. Том № 6. -Часть 1, 2014. - С. 80-82.

4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах / Редактор Егоров С.Е.. - М: Педагогика, 1990 - 416 с.

5. Михайлов Ю.П. Психология мужества. Нравственная подготовка юноши. - Ст. Петергоф: Изд-во Буковского. - 1994. - 64 с.

6. [Эл. ресурс]: https://babs71.livejournal.com/923098.html

7. [Эл. ресурс]: Детские организации современной России // http://www.memoid.ru/node/Detskie_organizacii_sovremennoj_Rossii

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

Педагогика

УДК 796.894

аспирант 3 года обучения, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Алшувайли Хассун Хашим

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск),

Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск),

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

кандидат биологических наук, доцент Турыгина Ольга Вячеславовна

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)

ОБОСНОВАНИЕ НАУЧНОГО ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛЬНЫХ

АРБИТРОВ В РОССИИ И ИРАКЕ

Аннотация. Статья посвящена разработке и обоснованию предварительного научного понятийного аппарата диссертационного исследования по теме, связанной с сравнительным анализом программы, методики и модели подготовки футбольных арбитров в России и Ираке. В статье обусловливается необходимость теоретико - методологического обоснования педагогической концепции, интегрирующей компоненты подготовки футбольных судей и нацеленной на повышение эффективности образовательного процесса в данной сфере, что и определяет актуальность темы исследования в целом и данной статьи, в частности.

Ключевые слова: футбол, подготовка футбольных судей, программа, научный аппарат исследования. Annotation. The article is devoted to the development and substantiation of the preliminary scientific conceptual apparatus of the dissertation research on the topic related to the comparative analysis of the program, methodology and model of football referees training in Russia and Iraq. The article determines the necessity of theoretical and methodological substantiation of the pedagogical concept integrating the components of football referees training and aimed at improving the efficiency of the educational process in this area, which determines the relevance of the research topic in General and this article in particular.

Keywords: football, training of football referees, program, research apparatus.

Введение. Исследования последних лет посвящены, в своей основе, физической подготовке футбольных арбитров и этому есть свое объяснение, но, к сожалению, приходится признать отсутствие методики физической подготовки футбольных арбитров, а о необходимости психологической подготовки футбольных судей говорят специалисты, но до сих пор нет фундаментальных разработок в сфере психологической подготовки футбольного арбитра.

Вопросам теоретической подготовки футбольных арбитров посвящены труды А.Д. Будогосского, К.Л. Вихрова, Н.В. Левникова, В.Г. Липатова, П.Н. Кулалаева,А.Н. Спирина, С.Г. Хусаинова. При обсуждении актуальных проблем подготовки и оценки квалификации российских футбольных арбитров нельзя не обратиться к мнению крупнейшего эксперта в данном вопросе, разработчика авторских методических подходов к подготовке футбольных судей начальной квалификации, руководителя

департамента судейства и инспектирования Российского футбольного союза (РФС) Андрея Дмитриевича Будогосского. Один из крупнейших спортивных Интернет-порталов «Рамблер-спорт» 4 января 2018 года опубликовал, со ссылкой на ИТАР ТАСС, интервью с А.Д. Будогосским, в котором он, подводя итоги 2017 года, назвал «ахиллесовой пятой» российского футбольного судейства невыполнение футбольными арбитрами нормативов по физической подготовке и теории [1].

По словам А.Д. Будогосского, численность футбольных судей, не способных пройти тестирование по нормативам теоретической и физической подготовки, за последние годы существенно снизилась, однако количество таких арбитров по-прежнему остаётся недопустимо высоким.

Необходимо отметить, что такой аспект как психологическая подготовка футбольных судей практически исключается из дискуссионных вопросов. Несмотря на значимость, о которой говорят многие исследователи, методические разработки в образовательном процессе футбольных арбитров практически отсутствуют. Однако, психологические аспекты деятельности футбольных судей рассматривались в диссертационных исследованиях таких авторов как А.В. Шибаев [2], который рассмотрел развитие психофизические качества футбольного судьи, М.А. Кузьмин рассмотрел психологические факторы судейской деятельности в футболе [3]. Однако, публикаций на эту тему явно не достаточно. А.В. Масленников отмечает, что отсутствие научно-обоснованной методики подготовки футбольных арбитров в годичном цикле не способствуют повышению качества судейства и многие вопросы, которые характеризуют профессиональную деятельность футбольных арбитров, остаются еще недостаточно изученными [4]. Психология футбольного арбитра должна учитывать характер протекания психологических функций, личностные свойства и психические состояния, определяющие успешность исполнения судейства.

Вышеуказанное обусловливает необходимость теоретикометодологического обоснования педагогической концепции, интегрирующей компоненты подготовки футбольных судей и нацеленной на повышение эффективности образовательного процесса, что и определяет актуальность темы исследования.

Формулировка цели статьи. Основная цель статьи: представить научной общественности результаты разработки и обоснования предварительного научного понятийного аппарата диссертационного исследования по теме, связанной с сравнительным анализом программы, методики и модели подготовки футбольных арбитров в России и Ираке. Так же целью статьи является попытка доказать необходимость теоретико - методологического обоснования педагогической концепции, интегрирующей компоненты подготовки футбольных судей и нацеленной на повышение эффективности образовательного процесса в данной сфере в международном масштабе, что и определяет актуальность темы предстоящего исследования в целом и данной статьи, в частности.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании педагогической концепции комплексной программы подготовки футбольных судей в процессе сравнения эффективности ее на примере подготовки футбольных арбитров в России и Ираке.

Объект исследования: процесс подготовки футбольных арбитров в Ираке и Российской Федерации.

Предмет исследования - повышение уровня подготовленности футбольных судей на основе использования авторской комплексной программы подготовки.

Гипотеза исследования - предполагается, что результативность программы подготовки футбольных судей значительно повысится, если:

1. педагогический процесс подготовки футбольных арбитров будет учитывать особенности деятельности футбольных арбитров в комплексе с учетом требований современного футбола. В связи с чем, необходимо определить факторы, влияющие на специфику обучения футбольных арбитров, и охарактеризовать педагогические требования к уровню подготовленности;

2. сформировать структурную модель учебного материала на комплексной основе с учетом деятельностного подхода, соответствующую требованиям будущей профессиональной деятельности;

3. контрольных нормативов для оценки уровня подготовленности, соответствующих метрологическим требованиям;

4. планирования уровня процесса с учетом уровня подготовленности футбольных арбитров.

Для решения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:

1. провести обзор основных подходов к подготовке футбольных судей и рассмотреть судейство как социальный институт;

2. выявить актуальные проблемы подготовки футбольных судей и обосновать необходимость разработки авторской программы подготовки;

3. разработать модель организации педагогического процесса подготовки футбольных судей, направленную на совершенствование процесса обучения за счет использования современных педагогических технологий в различных аспектах подготовки (теоретической, физической, психологической, практической);

4. разработать и экспериментально проверить эффективность применения авторской программы подготовки футбольных арбитров.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных специалистов:

- деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев);

- фундаментальные исследования в области психологии восприятия и мышления (Б.Г. Ананьев, A.M. Иваницкий, А.Р. Лурия, М.С. Шехтер);

- теоретико-методические основы подготовки футболистов (А.П. Золотарев, И.Н. Солопов, А.А. Сучилин, С.Ю. Тюленьков, А.И. Шамардин, М.М. Шестаков) и футбольных арбитров (А.В. Будогосский, К.Л. Вихров, Н.В. Левников, В.Г. Липатов, А.Н. Спирин, С.Г. Хусаинов).

В работе использованы работы иностранных специалистов по проблемам подготовки футбольных судей (Spitz J., 2016, Unkelbach Ch., 2010, Schwezer G.,2011, Plessner H., 2006, Plessner H., 2001 и другие.

Указанный коллектив авторов способствовал формированию научнометодологической базы знаний педагогического, психологического, методического и дидактического уровней. Именно они дали возможность сформулировать непротиворечивость положений и понятий, обосновать выводы и практическую ценность исследования, адекватность поставленной цели решаемым задачам, наблюдению и проверке репрезентативностью и корректностью обработки математико-статистическими методами, включающими использование современных информационных технологий: корректной педагогической

интерпретацией экспериментальных данных, анализом и соответствующей апробацией полученных результатов.

Основные научные результаты исследования:

- сформулировано понятие «комплексная методика обучения футбольных судей» и предложена современная структурированная программа обучения;

- конкретизированы факторы, обусловливающие особенности образовательного процесса футбольных судей в Ираке в рамках новой программы;

- проведен сравнительный эксперимент результатов обучения существующей в программы обучения футбольных арбитров в России и авторской педагогической модели обучения футбольных арбитров начальной ступени, которая представлена содержательно-организационным и оценочно-результативными блоками;

- разработана педагогическая концепция обучения футбольных судей, которая легла в основу авторской программы, которая интегрировала необходимые компоненты обучения (средства, методы, формы организации занятий, критерии (показатели) реализации концепции).

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в:

- уточнении и дополнении новыми данными теоретических положений характеристики профессиональной деятельности арбитров в футболе: изучены особенности образовательного процесса подготовки футбольных арбитров и решена значимая научная проблема, связанная с методологизаций образовательного процесса футбольных судей на основе разработанной авторской программы, которая показала свою эффективность при сравнении с существующей программой;

- научно обоснована педагогическая концепция, конкретизирующая и характеризующая основные задачи, средства, методы и формы организации занятий с будущими арбитрами;

- результативность полученных данных вносит вклад в развитие педагогической теории, а выявленные в ходе исследования факторы, связанные с повышением общего уровня подготовленности позволили получить новые представления о физической подготовке футбольных арбитров и обогащении имеющихся знаний: разработана авторская программа подготовки футбольных арбитров комплексного характера;

- в дополнении к представленной авторской программе предложен интегрированный информативный контрольный норматив, который учитывает специфику комплексной программы.

В диссертационном исследовании использованы основные научные методы: теоретический анализ, метод обобщения специальной и научно-методической литературы, тестирование, метод педагогического наблюдения, хронометрирование, педагогический эксперимент, графический метод представления материала и методы математической статистики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём разработана и апробирована конкретная учебная программа профессиональной подготовки футбольных арбитров начальной категории, учитывающая актуальные требования к уровню комплексной подготовки футбольных арбитров и пригодная для внедрения в практику подготовки футбольных арбитров в Ираке и в России. В частности:

- уточнена необходимая структура образовательной программы подготовки футбольных судей, которая интегрировала в себе необходимые компоненты подготовки (теоретическую, физическую, психологическую, практическую);

- разработаны комплексы физических, психологических, практических занятий и упражнений, которые носят инновационный характер и основываются на деятельностном подходе в обучении;

- - разработан и апробирован ситуативный контрольный норматив для футбольных арбитров для определения уровня физической подготовленности, который будет учитывать особенности двигательной деятельности.

Выводы. Основным результатом обоснования научного аппарата при выполнении диссертационной работы является определение важнейших и очень значимых для каждого научного исследования основных положений, выносимых на защиту:

1. Логико-содержательный анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, а также анализ существующей системы подготовки футбольных арбитров показывает её неэффективность, а также не соответствие данной системы современным требованиям, предъявляемым практикой футбола.

2. Комплексная программа обучения футбольных судей представляет собой систему взаимоувязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели - формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной практической деятельности и личной ответственности будущего футбольного арбитра.

3. Средства подготовки футбольных арбитров учитывают особенности профессиональной деятельности и носят инновационный характер, способствующий лучшему усвоению знаний.

4.Оценка подготовленности футбольных арбитров базируется на применении сочетания контрольных упражнений, рекомендованных для судей и интегрированного контрольного норматива, который определяют помимо уровня развития физической подготовленности будущего арбитра и способность к проявлению психофизиологических качеств, педагогических знаний, коммуникативных навыков.

5. Методика основана на применении в образовательном процессе авторской программы, которая предусматривает отлаженную комплексную систему профессионального отбора, использование учебного плана, содержание которого ориентировано не только на приобретение теоретических знаний, касающихся правил судейства, но и на формирование практических навыков ответственного судейства с учётом меняющихся правил и использованием современных технологий, обязательное выполнение нормативов по физической подготовке, элементы психологического тестирования, развития коммуникативных навыков на основе инновационных образовательных программ.

6. Разработанная и научно обоснованная модель организации подготовки футбольных арбитров является педагогически целесообразной и эффективной, что отражено в сравнительном анализе на примере групп молодых людей в Ираке и России. Основным положением концептуальной модели подготовки будущих арбитров является понятие о том, что предлагаемая программа является интегрированной педагогической технологией, включающей в себя современные педагогические технологии и направленная на нивелирование факторов риска профессиональной деятельности судей.

Литература:

1. РФС: невыполнение нормативов остается «ахиллесовой пятой» российского судейства // Интернет-портал Рамблер-спорт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sport.rambler.ru/football/38821651-nazvana-aЫИesova- pvata-rossivskoeo-sudevstva/ (Дата обращения 04.12.2018)

2. Шибаев А.В. Развитие профессионально значимых психофизиологических качеств футбольных арбитров: автореф. дис. канд. пед. наук., Малаховка, 2009. - 23 с.

3. Кузьмин М.А. Психологические факторы судейской деятельности в футболе: автореф. дис. кан. пед. наук. СПБ., 2004. - 15 с.

4. Масленников, А. В. Двигательная активность футбольных арбитров различной квалификации / А.В. Масленников, М.М. Соловьев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). -С. 135-138

Педагогика

УДК 796.894

аспирант, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Альтувайни Ахмед Хашим

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск),

Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск),

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

доцент Иванов Игорь Анатольевич

Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. В современном мире большое внимание уделяют физическому воспитанию студентов в высших учебных заведениях, так как оно является эффективным средством для сохранения здоровья и физического развития студентов. В данной статье были рассмотрены некоторые особенности влияния физических нагрузок на организм студента в процессе занятий волейболом, также были описаны качества, развивающиеся в процессе занятий волейболом. Актуальность этой статья подтверждается опросом, проведенным среди студентов, которые делают акцент на том, что занятия волейболом необходимы в программе обучения. Исходя из вышесказанного, основная цель - выявление особенностей игры в волейбол, положительно влияющих на физическое развитие студентов.

Ключевые слова: волейбол, спорт, физические качества, студенты.

Annotation. In the modern world, great attention is paid to the physical education of students in higher educational institutions, since it is an effective means for preserving the health and physical development of students. In this article, some features of the influence of physical activity on the student's body during volleyball lessons were considered, and the qualities developed during volleyball lessons were also described. The relevance of this article is confirmed by a survey conducted among students who emphasize that volleyball classes are necessary in the curriculum. Based on the foregoing, the main goal is to identify the features of the game of volleyball that positively affect the physical development of students.

Keywords: volleyball, sport, physical qualities, students.

Введение. Волейбол - очень распространенная игра, как среди школьников, так и среди студентов и взрослых. Простые и понятные правила, а также возможность развивать большой спектр физических качеств делают ее достаточно распространенной среди большого круга людей.

Не смотря на свою распространенность и, на первый взгляд, легкость, волейбол, как атлетический вид спорта, требует от игроков высокого уровня физической подготовки, так как сама игра предполагает много интенсивных движений: прыжки, наклоны и особая техника их исполнения, чтобы предупредить травмы. Исходя их этого, нужно отметить, что волейбол направлен на улучшение не только физических качеств, но и повышение выносливости [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время игра в волейбол продолжает быть актуальной среди студентов разных курсов на занятиях по физической культуре. Обучение волейболу включает в себя несколько важных задач: одна из самых главных - это улучшение общего состояния здоровья студентов; так же это развитие физических качеств у студентов, которые, несомненно, пригодятся в дальнейшей жизни каждому из них [2].

Каждому студенту, занимающемуся волейболом, по мимо хорошей физической подготовки, должны быть свойственны следующие качества: выносливость, стрессоустойчивость, способность быстро принимать решения по ходу игры, устойчивость к нагрузкам и переутомлению, высокая работоспособность, внимательность, скорость и ловкость. Весь этот спектр качеств необходим при занятии волейболом. Исходя из всего вышеперечисленного, нужно отметить, что в целях развития хорошей физической формы у студентов, каждое занятие должно быть организованно грамотно, учитывая все физиологические особенности студентов [3].

Каждому студенту необходимо проявлять высокую физическую активность на протяжении всех занятий, ведь только в совокупности все эти факторы будут способствовать интенсивному характеру занятий, который в свою очередь будет стимулировать функционирование отдельных групп мышц, что существенно поможет скорейшей наработке навыков и повышению уровня техники выполнения различных приемов в процессе игры.

Формулировка цели статьи. Основной целью является определение особенностей игры в волейбол, положительно вляющих на формирование физических качеств у студентов; определение степени влияния физических нагрузок на организм и на развитие физических качеств у студентов; проведение опроса среди студентов, с целью выявления потребности в занятиях волейболом, выявления физических качеств,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.