Научная статья на тему 'Актуальные проблемы теоретической подготовки футбольных судей'

Актуальные проблемы теоретической подготовки футбольных судей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРБИТР / ARBITRATOR / СУДЬЯ / JUDGE / ФУТБОЛЬНОЕ СУДЕЙСТВО / FOOTBALL REFEREEING / ФУТБОЛ / SOCCER / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / ОШИБКА / MISTAKE / ВИДЕОПОВТОР / VIDEO REVIEW / РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ СОЮЗ (РФС) / FOOTBALL UNION OF RUSSIA (FUR) / ФИФА / FIFA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алшувайли Хассун Хашим, Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Стручков Владимир Ильич

В статье рассмотрены актуальные проблемы теоретической подготовки футбольных судей. Представлены результаты эксперимента по оценке теоретической подготовки российских и иракских футбольных судей на завершающем этапе освоения ими программ начальной профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алшувайли Хассун Хашим, Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Стручков Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF THEORETICAL TRAINING OF FOOTBALL REFEREES

The article deals with the actual problems of theoretical training of football judges. The article presents the results of an experiment to assess the theoretical training of Russian and Iraqi football judges at the final stage of their development of initial training programs.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы теоретической подготовки футбольных судей»

профессионального стандарта педагога, обеспечивая подготовку специалистов образования к участию и использованию международных программ [3] в русле устойчивого образования и образа жизни:

— инициируя активность будущих педагогов;

— оснащая их способами продуктивной деятельности, работы с разнообразием информационных текстов;

— стимулируя индивидуальный выбор и мотивацию творчества;

— обеспечивая развитие критичности мышления, обмен ценностными суждениями;

— активизируя сотрудничество в групповой работе;

— реализуя тренинг моделей, стратегий поведения и коммуникативных умений;

— оказывая помощь в самоуправлении самостоятельной деятельностью, получении «Я-сообщений», принятии решений.

Выводы. Актуальность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни будущего педагога обусловлена потребностью личности, общества и государства в здоровьесбережении и обеспечении безопасности. Реализация имитационных игр с будущими педагогами позволяет освоению знаний, развитию умений, навыков, способов обеспечения безопасной образовательной среды - требований профессионального стандарта педагога, идей международной программы по устойчивому образованию и образу жизни в отечественной системе образования.

Литература:

1. Акимова, Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Методика обучения и воспитания / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 244 с.

2. Акимова, Л.А. Социогуманитарные предпосылки формирования здорового и безопасного образа жизни бакалавра педагогического образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики (серия Гуманитарные науки). - 2017. - №4. - С. 27 - 29.

3. Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 63 с.

4. Зеер, Э.Ф. Психологические особенности развития жизнеспособности и жизнестойкости человека / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Известия Российской академии образования. - 2015. - № 4. - С. 110-122.

5. Крутько, И.С. Психотехнологии формирования «небезопасности» в обществе / И.С. Крутько // Векторы психологической безопасности современного общества: доверие и субъективное благополучие: материалы VII международного симпозиума. Гуманитарный университет; Российское психологическое общество. - М.: Российская академия образования. - 2016. - С. 44-55.

6. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебн. пособие для студентов высших учебн. заведений - М.: Академия, 2006. - 386 с.

7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. - М.: МПУ, Рос.пед. агентство. 1996. - 269 с.

8. Риски современного образовательного пространства: монография / Е.Е. Лутовина и др. - Оренбург: Экспресс-печать, 2014. - 180 с.

9. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы: учебное пособие. -М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. - 422.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Педагогика

УДК 796.894

аспирант, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Алшувайли Хассун Хашим (ИРАК)

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный

педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск),

Сибирский государственный университет науки и технологий имени

академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск),

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук, доцент Стручков Владимир Ильич

Красноярский государственный аграрный университет (г. Красноярск),

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛЬНЫХ СУДЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы теоретической подготовки футбольных судей. Представлены результаты эксперимента по оценке теоретической подготовки российских и иракских футбольных судей на завершающем этапе освоения ими программ начальной профессиональной подготовки.

Ключевые слова: арбитр, судья, футбольное судейство, футбол, квалификация, оценка, ошибка, видеоповтор, Российский футбольный союз (РФС), ФИФА.

Annotation. The article deals with the actual problems of theoretical training of football judges. The article presents the results of an experiment to assess the theoretical training of Russian and Iraqi football judges at the final stage of their development of initial training programs.

Keywords: arbitrator, judge, football refereeing, soccer, qualification, assessment, mistake, video review, Football Union of Russia (FUR), FIFA.

Введение. Футбольное судейство, как любой другой вид профессиональной деятельности, предполагает возможность совершения ошибочных действий и принятия ошибочных решений в виду недостаточной квалификации судей. Последняя, в свою очередь, обусловлена индивидуальными различиями в понимании философии и механики судейства, правил игры, разным уровнем владения практическими судейскими навыками [2].

Кроме того, существует ряд внешних факторов, влияющих на оценку квалификационной компетентности футбольных арбитров. Это и критическое отношение к ним со стороны зрителей, и обсуждение действий судей в средствах массовой информации (в первую очередь, речь идёт о некорректных оценках), и допустимость публичных критических замечаний со стороны игроков команд [1].

Разумеется, внешние оценки, вряд ли можно считать ведущим и достаточным основанием для того, чтобы делать обоснованные выводы о том, насколько квалифицированны арбитры.

Тем не менее, прогрессивное развитие футбола, изменения в правилах игры, широкое распространение мировой практики публичного обсуждения спорных решений арбитров создают ситуацию, при которой качество подготовки футбольных судей, уровень их квалификации, который должен соответствовать мировому уровню развития футбола, требуют пристального внимания [3].

Особую актуальность эти вопросы представляют для футбольного судейства в свете предстоящего чемпионата мира по футболу.

Формулировка цели статьи. В рамках диссертационного исследования, посвящённого сравнительному анализу программ профессиональной подготовки футбольных судей в России и Ираке, был проведён констатирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялась оценка теоретической подготовки футбольных судей на завершающем этапе освоения ими программ профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. Вопросам теоретической подготовки футбольных арбитров посвящены труды А.Д. Будогосского, К.Л. Вихрова, Н.В. Левникова, В.Г. Липатова, П.Н. Кулалаева, А.Н. Спирина, С.Г. Хусаинова.

При обсуждении актуальных проблем подготовки и оценки квалификации российских футбольных арбитров нельзя не обратиться к мнению крупнейшего эксперта в данном вопросе, разработчика авторских методических подходов к подготовке футбольных судей начальной квалификации, руководителя департамента судейства и инспектирования Российского футбольного союза (РФС) Андрея Дмитриевича Будогосского.

Один из крупнейших спортивных Интернет-порталов «Рамблер-спорт» 4 января текущего года опубликовал, со ссылкой на ИТАР ТАСС, интервью с А.Д. Будогосским, в котором он, подводя итоги 2017 года, назвал «ахиллесовой пятой» российского футбольного судейства невыполнение футбольными арбитрами нормативов по физической подготовке и теории [4].

По словам А.Д. Будогосского, численность футбольных судей, не способных пройти тестирование по нормативам теоретической и физической подготовки, за последние годы существенно снизилась, однако количество таких арбитров по-прежнему остаётся недопустимо высоким.

Ситуация осложняется ещё и тем, что в число не сумевших пройти тестирование в основном попадают судьи, работающие во втором дивизионе, то есть молодые арбитры, что создаёт угрозу кадрового дефицита арбитров для высшего дивизиона.

На данный момент указанная проблема решается, в основном, за счёт жёсткого контроля качества теоретической и физической подготовки судей со стороны департамента и судейского комитета с сопутствующим сокращением кадрового состава путём исключения тех, кто не сдал нормативы.

На сегодняшний день осталось порядка 240 судей из более чем трёхсот. При этом отмечается, что не сдавшие нормативы арбитры отстранены от судейства в текущем сезоне, за исключением судей премьер-лиги, которым была предоставлена возможность пересдать нормативы. За наиболее серьёзные ошибки некоторые судьи были временно переведены из категории «Про» в категорию «А», которая позволяла работать только на играх первенства ФНЛ. Анализ ошибочных действий, совершаемых судьями во время игр, указывает на то, что в центре проблемного поля теоретической их подготовки - вопросы, связанные с квалификацией положения «вне игры».

Несмотря на то, что указанные меры позволили исключить из состава недостаточно компетентных судей и оптимизировать нагрузку действующих арбитров, по нашему мнению, одним сокращением кадров проблему несоблюдения нормативов теоретической и физической подготовки футбольных арбитров решить вряд ли удастся. В данном случае к решению проблемы следует подходить стратегически - с позиции пересмотра системы базовой подготовки судей начальной категории [3].

В исследовании осуществлялась оценка теоретической подготовки футбольных судей на завершающем этапе освоения ими программ профессиональной подготовки.

Выборку составили 10 человек, осваивающих различные программы подготовки футбольного судейства.

Пятеро испытуемых имеют профессиональную подготовку в области физкультуры и спорта и получают дополнительное образование в Институте физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета в г. Красноярске по программе спортивного судейства в футболе.

Ещё пятеро испытуемых - граждане Ирака, не имеющие профессионального физкультурно-спортивного образования, осваивающие краткосрочную программу начальной профессиональной подготовки на сайте ФИФА по удалённой форме с последующим прохождением итогового тестирования.

Учитывая тот факт, что в практической деятельности футбольных судей ситуации «вне игры» являются одними из самых сложных для анализа и принятия объективного решения, была определена тема теоретического тестирования - «Положение «вне игры».

Процедура оценки уровня теоретической подготовки участников эксперимента по теме «Положение «вне игры» предусматривала прохождение ограниченного по времени испытания, суть которого сводилась к следующему: каждому испытуемому предъявлялось 10 статических и 10 динамических изображений игровых ситуаций, соответствующих положению «вне игры».

Изображения игровых ситуаций подразделялись на два типа: простые и сложные. В простых ситуациях -двое игроков, в сложных - шесть игроков, включая вратаря.

Время на просмотр каждого изображения было фиксированным: для статических изображений - 180 мс, для динамических - 360 мс.

Очерёдность показа картинок и видеороликов каждому из испытуемых - произвольная.

Задача испытуемых состояла в том, чтобы ответить на вопрос, есть или нет положение «вне игры», и, если есть, то кто в нём находится.

Данные, отображающие результаты успешности выполнения задания на определение положения «вне игры» в простых ситуациях при предъявлении статических изображений в двух группах испытуемых представлены на рисунке 1.

Допущено три и более ошибок

Допущено две ошибки

Допущена одна ошибка

Правильно выполнена вся серия

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ Российские обучающиеся □ Иракские обучающиеся

Рисунок 1. Показатели результативности выполнения задания на серии статических изображений

с простыми ситуациями «вне игры»

Данные, отображённые на рисунке 1, свидетельствуют о том, что в группе иракских испытуемых из пятерых человек только один справился с выполнением задания в полном объёме.

Этот респондент безошибочно определил, что каждое из предъявленных изображений соответствует положению «вне игры», и верно назвал находящихся в положении «вне игры» игроков.

Доля тех, кто допустил одну ошибку, среди российских обучающихся вдвое больше, чем среди иракских. В абсолютных значениях - разница в два человека.

Применительно к данной категории испытуемых, следует отметить, что все они совершали одну и ту же ошибку - не сумели квалифицировать ситуацию как относящуюся к положению «вне игры».

При это важно отметить, что ошибочные варианты не повторялись, т.е. каждый из испытуемых исключал то изображение, которое не исключал никто другой.

Результаты выполнения задания теми двоими испытуемыми, которые допустили по две ошибки, в количественном аспекте абсолютно идентичны: по одной ошибке в определении наличия положения «вне игры» и по одной ошибке в определении участников положения «вне игры».

Если говорить о содержательной стороне ошибочных действий, то здесь речь идёт о том, что ошибочное указание на отсутствие в изображении положения «вне игры» относилось к разным изображениям, точно так же, как неверное определение участников положения «вне игры» касалось разных изображений.

Иракский обучающийся, допустивший три ошибки, во всех трёх случаях не смог квалифицировать положение «вне игры».

Данные, отображённые на рисунке 1, указывают на наличие различий в результативности выполнения заданий российскими и иракскими слушателями курсов футбольных арбитров.

Для определения степени статистической значимости обнаруженных различий использовался Б-критерий Манна-Уитни для несвязных выборок.

Бэмп = 5.5

Бкр(0.05) = 4

Бкр(0.01) = 4

Так как икр < иэмп, с вероятностью 95% различия в уровнях выборок можно считать не существенными.

Для нас несущественность различий между выборками служит свидетельством того, что при подготовке футбольных арбитров по теме «Положения «вне игры» допускаются одинаковые недоработки, ведущие к сходным пробелам в качестве теоретической подготовки.

Данные, отображающие результаты успешности выполнения задания на определение положения «вне игры» в сложных ситуациях при предъявлении статических изображений в двух группах испытуемых представлены на рисунке 2.

20% 20% 20%

0%

40%

80%

20%

0%

Допущено три и 60%

более ошибок 20%

Допущено две 20%

ошибки 40%

Допущена одна 20%

ошибка 40%

Правил ьно выполнена вся серия 0% 0%

0% 20% 40% 60% 80% 100%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Российские обучающиеся □ Иракские обучающиеся

Рисунок 2. Показатели результативности выполнения задания на серии статических изображений

со сложными ситуациями «вне игры»

Безошибочно выполнить всю серию заданий со сложными ситуациями «вне игры», предъявляемыми в виде статических изображений, не смог ни один из участников исследования.

Одна ошибка допущена двумя российскими обучающимися и одним иракским.

Соотношение тех, кто допустил по две ошибки, идентично предыдущему.

Большинство иракских слушателей курсов ФИФА допустили по 3 ошибки. Среди российских слушателей курсов СФУ в этой категории оказался 1 человек. Следует отметить, что более трёх ошибок не допустил никто, что указывает на наличие определённых знаний, позволяющих квалифицировать положение «вне игры» в сложных ситуациях с количеством игроков в 6 человек.

Во всех случаях допускалась одна ошибка - ситуация не была квалифицирована участниками исследования верно, т.е. как положение «вне игры».

Полученные данные так же были подвергнуты статистической обработке с применением Б-критерия Манна-Уитни.

Бэмп = 7.5

икр(0.05) = 4

икр(0.01) = 4

Так как икр < иэмп, с вероятностью 95% различия в уровнях выборок можно считать не существенными.

Полученные данные свидетельствуют о том, что предъявление статических изображений со сложными ситуация «вне игры» с большим трудом поддаётся слушателями курсов подготовки футбольных судей анализу. В этой связи мы не исключаем того, что работа с фотодокументами в процессе обучения либо не практикуется, либо практикуется в недостаточном объёме.

Обратимся к данным, полученным в ходе дидактического тестирования с применением видеоматериалов.

Сведения об успешности выполнения задания на определение положения «вне игры» в простых ситуациях при предъявлении динамических изображений в двух группах испытуемых представлены на рисунке 3.

Допущено три и 0%

более ошибок 0%

Допущено две 0%

ошибки 0%

Допущена одна 60%

ошибка 40%

Правильно выполнена вся серия

40%

60%

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ Российские обучающиеся □ Иракские обучающиеся

Рисунок 3. Показатели результативности выполнения задания на серии динамических изображений с простыми ситуациями «вне игры»

Рисунок 3 наглядно демонстрирует достаточно высокую успешность выполнения заданий этой серии. Очевидны так же и небольшие различия в уровнях результативности работы с видеоматериалами между двумя группами. Тем не менее, они так же были подвергнуты статистической обработке с применением Б-критерия Манна-Уитни. Бэмп = 8 икр(0.05) = 4 икр(0.01) = 4

Так как икр < иэмп, с вероятностью 95% различия в уровнях выборок можно считать не существенными. Применительно к сведениям, отображённым на рисунке 3, необходимо указать на одну немаловажную особенность: участники исследования, допустившие ошибки, верно определили наличие положения «вне игры». Затруднения вызвало уточнение игроков, оказавшихся в ситуации «вне игры».

Сопоставление данных об успешности выполнения задания по статическим и динамическим изображениям простых ситуаций «вне игры» показало, что при использовании видеоряда результативность выше. Мы полагаем, что это обусловлено гораздо большей наглядностью видеоматериала, в сравнении с фотоматериалом, в том смысле, что первый позволяет воспринимать не только результативную, но и процессуальную сторону демонстрируемой ситуации, а, значит, помогает начинающему арбитру лучше сориентироваться в алгоритме возникновения положения «вне игры».

Предъявление видеоматериалов со сложными ситуациями «вне игры» дало следующие результаты (рис. 4).

Допущено три и

более ошибок 80%

Допущено две 0%

ошибки 20%

Допущена одна ошибка 0% 0%

Правил ьно выполнена вся серия 0% 0%

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ Российские обучающиеся □ Иракские обучающиеся

Рисунок 4. Показатели результативности выполнения задания на серии динамических изображений со сложными ситуациями «вне игры»

Положение, складывающееся в отношении работы обучающихся с видеоматериалами, фиксирующими сложные ситуации «вне игры» в динамике, можно без преувеличения назвать критическим.

Абсолютное большинство обучающихся на курсах ФИФА и подавляюще большинство обучающихся на курсах СФУ, не справляется даже с половиной заданий.

Так же, как при предъявлении видеорядов с простыми ситуациями «вне игры», в ходе просмотра сложных ситуаций тестируемые безошибочно определяют положение «вне игры», однако разобраться с тем, кто из шести игроков - в положении «вне игры», а кто остаётся за его пределами, для них оказывается недоступным.

Применение к количественным данным статистического критерия Манна-Уитни дало следующий результат:

иэмп = 7

икр(0.05) = 4

Бкр(0.01) = 4

Так как икр < иэмп, с вероятностью 95% различия в уровнях выборок можно считать не существенными.

На основании полученных данных мы можем констатировать сходство проблем в квалификации положения «вне игры» обучающимися по разным программам подготовки футбольных судей.

Выводы. На сегодняшний день система подготовки судейских кадров в футболе, за исключением некоторых европейских стран, развивается не столь динамично, как сам мировой футбол.

Можно констатировать наличие явного противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовленности судей, и реальными их возможностями осуществлять данный вид деятельности.

Подготовка высококвалифицированных кадров для института футбольных арбитров должна предусматривать отлаженную систему профессионального отбора, использование учебного плана, содержание которого ориентировано не только на приобретение знаний, касающихся правил судейства, но и на формирование практических навыков ответственного судейства с учётом меняющихся правил и использованием современных технологий, а также обязательное выполнение нормативов по физической подготовке.

Проведённое нами эмпирической исследование уровня теоретической подготовки российских и иракских слушателей курсов начальной профессиональной судейской подготовки по теме «Положение «вне игры»» показало, что участники исследования слабо владеют навыком распознавания ситуаций «вне игры» по статическим изображениям. При наличии способности к квалификации самой ситуации допускаются ошибки в уточнении игроков в положении «вне игры». Это в большей степени относится к сложным вариантам (с шестью игроками), нежели к простым (с двумя игроками), однако в целом обстановка, складывающаяся вокруг работы арбитров с фотодокументами, весьма неблагоприятная.

При предъявлении участникам исследования видеорядов с простыми ситуациями «вне игры» количество допущенных ошибок меньше, что указывает на высокий образовательный потенциал динамических изображений тех игровых моментов, которые нередко возникают в работе арбитра.

Сложные ситуации «вне игры», предъявляемые обучающимся в форме видеоматериала, позволяют им безошибочно устанавливать сам факт наличия положения «вне игры», но при этом уточнение позиций игроков оказывается недоступным. В данном случае мы не исключаем того, что испытуемым нужно было больше времени для просмотра. В то же время, важно понимать, что в ходе игры, когда сегодняшние слушатели арбитрских курсов будут судить матч на поле, им придётся ориентироваться в ситуации в режиме реального времени.

Таким образом, очевидно, что современный подход к обучению футбольных судей требует, помимо использования графических схем различных игровых ситуаций, активного практического применения фото-и видеоматериалов, которыми следует обогащать содержательную сторону образовательного процесса. Этот тезис тем более справедлив, что он соответствует актуальным мировым тенденциям развития футбольного судейства, среди которых ведущее место занимает популяризация работы футбольных арбитров с видео повторами и стоп-кадрами, фиксирующими возникающие во время игр спорные ситуации.

В этой связи решение актуальных проблем подготовки и оценки квалификации футбольных судей сопряжено с разработкой, обоснованием и экспериментальной апробацией инновационных базовых образовательных программ подготовки судей начальной категории по футболу.

Литература:

1. Будогосский А. Д. Организационно-педагогические аспекты построения процесса профессиональной подготовки футбольных арбитров начальной категории / А.Д. Будогосский - М., 2008. - 186 с.

2. Вихров К.Л. Подготовка футбольного арбитра / К.Л. Вихров. - Киев: Здоровье, 1987. - 200 с.

3. Кулалаев П.Н. Начальная подготовка футбольных арбитров: Автореф. дисс... канд. пед. наук / П.Н. Кулалаев. - Волгоград: ВГАФК, 2006. - 22 с.

4. РФС: невыполнение нормативов остается «ахиллесовой пятой» российского судейства // Интернет-портал Рамблер-спорт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы{р8://8рог1:.гатЫе1\гиЯоо1:Ьа11/38821651-nazvana-ahi11esova-pyata-rossiyskogo-sudeystva/

Педагогика

УДК: 378.2

доцент кафедры социально гуманитарных дисциплин Барсагаева Ирина Владимировна

Северо-Кавказский социальный институт (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, профессор Хагай Валерий Сергеевич Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат технических наук, доцент, профессор

Российской Академии Естествознания Тимошенко Леонид Иванович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь); преподаватель Хагай Вадим Валерьевич

Филиал Военной Академии РВСН имени Петра Великого (г. Серпухов)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема телесного и духовного единства в физической культуре. В этой связи становятся актуальными рассматриваемые различные варианты здорового образа жизни. Обращается внимание на то, что на здоровье и духовность новых поколений оказывает влияние ряд факторов, а именно биологических факторов, социально-генетических, природно-климатических, антропогенных, а также факторов образованности человека, его интеллигентности и культуры. Приведены результаты исследований ведущих ученых в этом направлении. Проведены исследования влияния ритмической гимнастики на телесно-духовную гармонию личности. Сделаны выводы по проведенным наблюдениям работы различных методик данного направления деятельности.

Ключевые слова: физическая культура, ритмическая гимнастика, физическое воспитание, духовный компонент, общечеловеческая культура.

Annotation. In article the problem of corporal and spiritual unity in physical culture is considered. In this regard there are relevant considered various options of a healthy lifestyle. The attention that a number of factors, namely biological factors, social and genetic, climatic, anthropogenic and also factors of education of the person, his intelligence and culture exerts impact on health and spirituality of new generations is paid. Results of researches of the leading scientists are given in this direction. Researches of influence of rhythmic gymnastics on corporal and spiritual harmony of the personality are conducted. Conclusions on the made observations of work of various techniques of this direction of activity are drawn.

Keywords: physical training, rhythmic gymnastics, physical training, spiritual component, universal culture.

Введение. Будущее государства, как известно, зависит от состояния экономики, устойчивый рост которой определяется территорией, наличием природных ресурсов, уровнем технологического развития промышленности. Достижения научно-технического прогресса значительно сократили и продолжают сокращать долю физического труда человека. Повсеместное применение механизированного и автоматизированного производства, современных средств связи и транспорта, все это привело к тому, что объем мышечной работы в общей массе материального производства сократился за последние 100 лет в 20 раз. Это постепенно ведет к производственной гипокинезии, вызывающей в организме человека различные физиологические изменения, которые могут отрицательно отразиться на его работоспособности и вызывать различные заболевания. Самой большой ценностью любого цивилизованного государства является генофонд страны и его людской потенциал, работоспособность которого позволяет рационально использовать все ресурсы страны и превратить их в богатство народа в целом и каждого члена общества в отдельности. Уровень здоровья в обществе теснейшим образом связан с интенсивностью работы, которая зависит от уровня физического здоровья, профессионализма и мотивации. Если мотивацию можно повысить за счет идеологии, материальной стимуляции, ответственности, то способность интенсивно работать невозможно повысить чем-либо, кроме здоровья.

Формулировка цели статьи. Выдвинув важные вопросы, отмеченные социальными и экономическими факторами, что связанно с резким снижением степени здоровья, нужно заметить, что в настоящее время обостряют проблемы воспитания физической культуры в контексте розыска результативных средств и технологий.

Ученые достоверно замечают, что одним из важнейших факторов улучшения здоровья и здорового образа жизни является физическое воспитание человека. Физическая культура, сегодня заслуживает особый смысл в приобретении навыков здорового образа жизни и, проявляя прямое воздействие на существование человека, укрепляют, в то же время, здоровье, стабильность к влиянию аспектов риска, болезням, психическим заболеваниям и вредоносным привычкам.

Важность физической активности в построении здорового образа жизни отражена в работах многих ученых. По мнению И. В. Муравова, «...постоянные физические нагрузки прибавляют не только годы к жизни, но и жизнь к годам».

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день цели и задачи физического воспитания анализируются с позиций построения системы, дающей человеку глубокие сведения о собственном теле, возможностях влияния на развитие физической формы, сбережение и поддержания здоровья, а также системы, которая вырабатывает надобность в правильном образе жизни и физическом самосовершенствовании.

Проведенный ряд исследований потенциалов и ресурсов влияния физической культуры, неизменно обозначает ее значимость и называет базовым компонентом разумного подвижного распорядка, обеспечивающего биологические, психофизические факторы здорового образа жизни человека. А.В. Царик, подчеркивая актуальность физической культуры, называет ее «стержневым аспектом здорового образа жизни» [16].

Однако, несмотря на научность, накопленную в сфере оценки значимости физической культуры и спорта, ученые, в то же время, oтмечают, что в настоящее время освоен лишь незначительный позитивный потенциал всех возможностей физической культуры и спорта. В то же время еще и далеко не все процессы, возникающие в результате применения практики физических упражнений, глубоко изучены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.