Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТ / ENTERPRISE STRATEGY / AGRICULTURE / COMPETITIVENESS / EFFICIENCY / SUBJECT

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Ананских А.А., Щербаков Н.В., Калякин Е.В.

Конкурентоспособность это индикатор работы предприятия, показывающий уровень противостояния на рынке производителям аналогичной продукции как по удовлетворенности определенного сегмента потребителей своими товарами или услугами, так и по эффективности работы самого предприятия в производственной, маркетинговой и финансовой сферах деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THE DIRECTIONS OF THE COMPETITIVE STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF AN AGRICULTURAL ENTERPRISE

Competitiveness is an indicator of the work of an enterprise showing the level of opposition in the market to manufacturers of similar products both in terms of satisfaction of a certain segment of consumers with their goods or services, and in terms of the efficiency of the enterprise itself in the production, marketing and financial spheres of activity.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Статья поступила 28.01.2023 г

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

г АЛ. Ананских,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и делового администрирования, ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет"

Н.В. Щербаков,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и делового администрирования, ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет"

Е.В. Калякин,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и делового администрирования, ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный аграрный университет"

Ключевые слова: стратегия предприятия, сельское хозяйство, конкурентоспособность, эффективность, субъект Key words: enterprise strategy, agriculture, competitiveness, efficiency, subject

Конкурентоспособность - это индикатор работы предприятия, показывающий уровень противостояния на рынке производителям аналогичной продукции как по удовлетворенности определенного сегмента потребителей своими товарами или услугами, так и по эффективности работы самого предприятия в производственной, маркетинговой и финансовой сферах деятельности [3, 4].

Анализ конкурентоспособности, обоснование направлений, выработка конкурентной стратегии развития предприятия в современных условиях являются обязательным условием эффективной работы.

Для анализа и обоснования направлений нами было выбрано типичное сельскохозяйственное предприятие средних размеров -

АО «Подъем» Мичуринского района Тамбовской области.

При проведении исследования в качестве общенаучных применялись методы логического и сравнительного анализа с использованием обзора информации и статистических данных. При решении вопроса об обосновании направлений конкурентной стратегии развития предприятия мы применили расчет коэффициента конкурентоспособности, на основании которого были сформулированы направления стратегии. Результаты анализа эффективности управления конкурентоспособностью в АО «Подъем» Мичуринского района показали, что экономическая эффективность управленческой деятельности за исследуемый период увеличилась на 5852,5 тыс. рублей.

Таблица 1

Эффективность управления конкурентоспособностью в АО «Подъем» Мичуринского района в 2019-2021 годах

Показатели 2019 г. 2020 г 2021 г. Отношение 2021 г. к 2019 г., %

Экономическая эффективность управленческой деятельности (валовая продукция/Кол-во руководителей и специалисты), тыс. руб. 14159,9 18497,2 20012,4 141,3

Результативность управления реализацией продукции, тыс. руб. (выручка/количество руководителей и специалистов) 13020,8 16087,3 16644,5 127,8

Доля затрат на управление в структуре производственных расходов,% 13,4 12,7 12,4 92,5

Результативность управления реализацией продукции также увеличилась на 3623,7 тысячи рублей. Качество управления указывает на результативность управления реализацией продукции. При этом доля затрат на управление в структуре производственных расходов сократилась на 1 %.

Более детальный анализ расчета коэффициента эффективной хозяйственной деятельности в АО «Подъем» Мичуринского района представлен в таблице 2.

Из данных таблицы 2 видим, что прирост товарооборота за исследуемый период изменился в меньшую сторону на 0,116 доли.

Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.

В АО «Подъем» прирост рентабельности за последние 3 года изменился и составил 0,071 доли в 2021 г.

Издержки обращения - выраженные в денежной форме затраты труда, связанные с процессом продвижения товаров к потребителю. На данном предприятии уровень издержек обращения в 2021 г. сократился до 0,60 доли.

За исследуемый период прирост фондоотдачи уменьшился до 0,945%, то есть на 0,4%. В целом коэффициент эффективности хозяйственной деятельности предприятия уменьшился на 6,2%.

Результаты анализа расчета коэффициента рыночного положения в АО «Подъем» Мичуринского района представлен в таблице 3.

Таблица 2

Расчет коэффициента эффективной хозяйственной деятельности в АО «Подъем»

Мичуринского района в 2019-2021 годах

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отношение 2021 г. к 2019 г., %

Прирост товарооборота, доли 1,151 1,236 1,035 89,9

Прирост рентабельности продаж, доли -0,044 0,187 -0,071 162,9

Сокращение уровня издержек обращения, доли 0,020 0,010 0,060 300,0

Прирост фондоотдачи, % 0,949 1,202 0,945 99,6

Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности 0,366 0,476 0,343 93,8

Таблица 3

Расчет коэффициента рыночного положения АО «Подъем» Мичуринского района

в 2019-2021 годах

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отношение 2021 г. к 2019 г., %

Ускорение 1 оборота оборотных средств (по сравнению с предыдущим периодом) 1,034 1,217 0 0,0

Прирост эффективности управления 1,061 1,306 1,082 102,0

Прирост прибыли от реализации, % 0,9 2,5 0,9 94,3

Прирост доли рынка, доли 0,01 0 0,015 150,0

Коэффициент эффективности рыночного положения 0,6541 1,0762 0,4430 67,7

Для оценки рыночного положения предприятия необходимо провести анализ произведенной продукции, анализ рынка, потребителей, каналов сбыта, маркетинговое ценообразование, внешнее и внутреннее окружение предприятий.

Из данных таблицы мы видим, что прирост прибыли от реализации сократился на 5,7%. В целом коэффициент эффективности рыночного положения уменьшился на 32,3%.

Результаты анализа расчета коэффициента качества торговли в АО «Подъем» Мичуринского района представлены в таблице 4.

Основной и очень важной формой экономических взаимоотношений на рынке сельскохозяйственной продукции является оптовая торговля продовольствием, продукцией переработки и сельскохозяйственной продукцией [1].

Таблица 4

Расчет коэффициента качества торговли в АО «Подъем» Мичуринского района

в 2019-2021 гг.

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отношение 2021 г. к 2019 г., %

Стабильность уровня специализации 0,788 1,255 0,664 84,3

% валового сбора зерна на хранении 0,48 0,52 0,56 116,6

% продовольственного зерна в структуре валового сбора пшеницы 1 1 1 100

Коэффициент эффективности качества торговли 0,7284 0,8846 0,7234 99,3

В АО «Подъем» за исследуемый период прослеживается уменьшение стабильности уровня специализации на 15,7%, в 2021 году он составил 0,664% от общего объема. Это говорит об углубленной специализации. Валовый сбор зерна на хранении увеличился до 0,56%, то есть на 16,6%. Коэффициент эффективности качества торговли уменьшился на 0,7%.

Финансовая устойчивость является стержнем общей устойчивости предприятия, зависит от эффективности производства и реализации продукции, выраженных в стабильном получении прибыли.

На рисунке 1 представлены изменения в динамике конкурентоспособности в организации. Коэффициент конкурентоспособности - это комплексный показатель, рассчитанный на основе теории эффективной конкуренции, как средневзвешенная арифметическая коэффициентов и показателей, приведенных выше (оценка эффективной хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, оценка рыночного положения предприятия, общий показатель качества торговли, финансовая устойчивость предприятия). Из представленных данных можно сделать вывод, что в 2021 г. конкурентоспособность предприятия

снизилась по отношению к 2019 г. на 0,05%, по отношению к 2020 г. - на 0,224%.

АО «Подъем» Мичуринского района имеет выгодное экономико-географическое положение, его агроклиматические ресурсы благоприятны для возделывания основных культур, присутствует рост объемов производства за последние годы, также имеется постоянный, стабильный спрос на производимую предприятием продукцию, используется государственная поддержка предприятия в виде субсидий, есть возможность расширения ассортимента выпускаемой продукции. У предприятия оптимальное соотношение цены и качества производимой продукции.

АО «Подъем» Мичуринского района имеет ряд возможностей, таких как:

1) поиск новых каналов реализации продукции как в своем районе, так и в соседних регионах;

2) внедрение ресурсосберегающих технологий, как результат снижение себестоимости продукции, обновление ресурсной базы, поиск новых поставщиков;

3) участие в большом количестве государственных и региональных программ поддержки сельхозтоваропроизводителей [2];

4) снижение процентной ставки по кредитам;

0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 ОД о

0,713

0,539

0,489

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Рис. 1. Коэффициент конкурентоспособности в АО «Подъем» Мичуринского района

в 2019-2021 гг.

5) привлечение новых сотрудников, обеспечение им социальных гарантий;

6) привлекательность отрасли, ее рост, повышение спроса.

На исследованном предприятии наряду с возможностями существует ряд неблагоприятных факторов, таких как:

1) сокращение численности работников;

2) высокая степень износа основных фондов;

3) сезонность, которая характеризуется неравномерным поступлением денежных средств;

4) отсутствие должности маркетолога на предприятии;

5) снижение рентабельности производства отдельных видов продукции.

Существенную роль играют факторы, которые могут привести к определенным проблемам на предприятии, например: большое количество конкурентов; плохие погодные условия (заморозки, дождь, град), снижающие урожайность и качество продукции; перепроизводство продукции, в первую очередь, зерна; трудность привлечения инвестиций; инфляция; старение кадров, отсутствие молодых специалистов.

Основные направления повышения конкурентоспособности хозяйства. К основным направлениям повышения эффективности производства продукции растениеводства можно отнести поиск неиспользованных потенциальных возможностей улучшения качества и количества конечных результатов производства, увеличение объема сельскохозяйственной продукции [3].

К мероприятиям по повышению эффективности производства продукции животноводства относятся следующие: повышение продуктивности скота, повышение качества производимой продукции, совершенствование их породного состава, снижение себестоимости производимой и реализуемой продукции.

Детальный анализ резерва повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции в АО «Подъем» Мичуринского района на перспективу 20222024 годов показал, что источником увеличения производства в растениеводстве является сортообновление, при том, что по зерновым и зернобобовым культурам обычно семена обновляют раз в 3-4 года, по подсолнечнику - ежегодно.

В процессе анализа АО «Подъем» выявлены и другие источники резервов роста урожайности. Это внесение удобрений, уборка в

лучшие агротехнические сроки, снижение потерь при уборке.

В 2022-2024 годах ожидается увеличение уровня товарности озимой пшеницы на 4,7%, яровой пшеницы - на 9,5%, ячменя - на 1%, кукурузы - на 1,65%, подсолнечника - на 7,65%, товарность молока увеличится на 0,21%.

Планируемая прибыль должна увеличиться за счет: озимой пшеницы - на 18,8 руб./ц, яровой пшеницы - на 20,2 руб./ц, кукурузы -на 3,4 руб./ц, подсолнечника - на 38,6 руб./ц, молока - на 182 руб./ц. В плане получение прибыли от реализации сои - 779,1 руб./ц.

Ожидается повышение уровня рентабельности: озимой пшеницы - на 3,2%, яровой пшеницы - на 4,2%, кукурузы - на 4,6%, молока - на 8,8%. Планируемый уровень рентабельности сои должен составить 63,8%.

Прогноз эффективности управления развитием агробизнеса АО «Подъем» Мичуринского района на стратегическую перспективу с учетом внесенных предложений.

Результаты анализа показателя уровня конкурентоспособности управления в АО «Подъем» Мичуринского района на перспективу 2022-2024 годов показывают, что ожидается повышение экономической эффективности управленческой деятельности на 15,8%, при этом доля затрат на управление в структуре производственных расходов уменьшится на

0,7%.

Результаты анализа коэффициента эффективности хозяйственной деятельности АО «Подъем» Мичуринского района на перспективу 2022-2024 годов показывают, что предполагается прирост товарооборота на 11,5%. Также ожидается сокращение уровня издержек обращения на 10,37 доли. Коэффициент хозяйственной деятельности увеличится на 53,9%.

Результаты анализа коэффициента рыночного положения АО «Подъем» Мичуринского района на перспективу 2022-2024 годов показывают, что возможно понижение прироста эффективности управления на 8,2%. При этом прирост прибыли от реализации должен увеличиться на 36,8%. В целом коэффициент эффективности рыночного положения должен возрасти на 9,8%.

Результаты анализа расчета коэффициента качества торговли в АО «Подъем» Мичуринского района на перспективу 2022-2024 годов позволяют сделать вывод, что в АО «Подъем» коэффициент качества торговли останется без изменений.

0,58 0,56 0,54 0,52 0,5 0,48 0,46 0,44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,5581

0,489

2021 г.

Прогноз 2022-2024 гг.

Рис. 2. Коэффициент показателя конкурентоспособности в АО «Подъем» Мичуринского района на перспективу 2022-2024 гг.

На рисунке 2 представлены изменения в динамике конкурентоспособности в АО «Подъем» на перспективу 2022-2024 годов.

Из представленных данных следует, что в 2022-2024 годах конкурентоспособность предприятия повысится по отношению к 2021 году на 0,0691%.

Проведенный анализ конкурентоспособности АО «Подъем» Мичуринского района позволяет выявить следующее: предприятие имеет выгодное экономико-географическое положение, его агроклиматические ресурсы благоприятны для возделывания основных культур, присутствует рост объемов производства за последние годы, также имеется постоянный, стабильный спрос на производимую продукцию, используется государственная поддержка в виде субсидий, есть возможность расширения ассортимента продукции. У предприятия оптимальное соотношение цены и качества производимой продукции.

Результаты эффективности производства зерна на перспективу 2022-2024 годов показали, что хозяйство имеет возможность повышения уровня товарности производства зерна озимой пшеницы на 4,7%, яровой пшеницы - на 9,5%, ячменя - на 1%, кукурузы - на 1,65%, подсолнечника - на 7,65%, молока -на 0,21%.

В целом результаты расчетов показали повышение уровня конкурентоспособности ОАО «Подъем» Мичуринского района Тамбовской области на рынке сельскохозяйственной продукции до 0,5581, что показывает его довольно высокий уровень. Сделано это может быть на фоне увеличения продуктивности посевных площадей озимой пшеницы до 106,6%, яровой пшеницы - до 107,1%, ячменя - до 102,5%, кукурузы - до 105,98%, подсолнечника - до 108,53%, молока - до 1,02% [5].

Для достижения цели повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия, в частности АО «Подъем» Мичурин-

ского района требуется решить ряд проблем, в первую очередь, управленческого характера. Это так же способствует удержанию рыночного преимущества. Необходимо предпринять усилия, чтобы предприятие могло обновить сельскохозяйственную технику.

Библиографический список

1. Ананских, А. А. Современные подходы к проблеме воспроизводства и развития кадрового потенциала / А. А. Ананских. - Текст : непосредственный // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. -2014. - № 1. - С. 92-96.

2. Ананских, А. А. Управление воспроизводством трудовых ресурсов и молодежная политика / А. А. Ананских. - Текст : непосредственный // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2013. -№ 1. - С. 137-139.

3. Ананских, А. А. Направления совершенствования механизма государственной поддержки малого предпринимательства в Тамбовской области / А. А. Ананских, Т. С. Борисова. - Текст : непосредственный // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2013. - № 4. - С. 97-100.

4. Ананских, А. А. Механизм саморегулирования рынка труда / А. А. Ананских. - Текст : непосредственный // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. -2013. - № 2. - С. 110-112.

5. Ананских, А. А. Развитие кадрового потенциала АПК / А. А. Ананских. - Текст : непосредственный // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2013. № 4. С. 88-90.

6. Ананских, А. А. Особенности становления рынка труда - территориально-отраслевой аспект / А. А. Ананских. - Текст : непосредственный // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2013. - № 3. - С. 117-119.

7. Щербаков, Н. В. Сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения / Н. В. Щербаков. - Текст : непосредственный // Теория и практика мировой науки. - 2017. - № 8. - С. 38-41.

8. Щербаков, Н. В. Проблемы воспроизводства рабочей силы / Н. В. Щербаков, А. А. Ананских. - Текст : непосредственный // Теория и практика мировой науки. - 2017. - № 1.

- С. 65-66.

References

1. Ananskih, A. A. Sovremennye podhody k probleme vosproizvodstva i razvitiya kadrovogo potencíala / A. A. Ananskih. - Tekst : nepo-sredstvennyj // Vestnik Michurinskogo gosudarst-vennogo agrarnogo universiteta. - 2014. - № 1.

- S. 92-96.

2. Ananskih, A. A. Upravlenie vosproizvodstvom trudovyh resursov i molodezhnaya politika / A. A. Ananskih. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 1. - S. 137-139.

3. Ananskih, A. A. Napravleniya sovershen-stvovaniya mekhanizma gosudarstvennoj pod-derzhki malogo predprinimatel'stva v Tambovskoj oblasti / A. A. Ananskih, T. S. Borisova. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Michurinskogo gosu-

Контактная информация: Ананских Андрей Александрович

доцент кафедры управления

и делового администрирования,

ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный

аграрный университет",

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск,

ул. Интернациональная, 101.

E-mail: a_anndrey@mail.ru

Щербаков Николай Владимирович

доцент кафедры управления

и делового администрирования,

ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный

аграрный университет",

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск,

ул. Интернациональная, 101.

E-mail: nikolay5760@mail.ru

Калякин Евгений Викторович

доцент кафедры управления

и делового администрирования,

ФГБОУ ВО "Мичуринский государственный

аграрный университет",

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск,

ул. Интернациональная, 101.

E-mail: evgeniymich@yandex.ru

darstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013.

- № 4. - S. 97-100.

4. Ananskih, A. A. Mekhanizm samoregu-lirovaniya rynka truda / A. A. Ananskih. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013.

- № 2. - S. 110-112.

5. Ananskih, A. A. Razvitie kadrovogo potenciala APK / A. A. Ananskih. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2013. № 4. S. 88-90.

6. Ananskih, A. A. Osobennosti stanovleniya rynka truda - territorial'no-otraslevoj aspekt / A. A. Ananskih. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - № 3. - S. 117-119.

7. SHCHerbakov, N. V. Sohranenie i racional'-noe ispol'zovanie zemel' sel'skohozyajstvennogo naznacheniya / N. V. SHCHerbakov. - Tekst : neposredstvennyj // Teoriya i praktika mirovoj nauki. - 2017. - № 8. - S. 38-41.

8. SHCHerbakov, N. V. Problemy vosproizvodstva rabochej sily / N. V. SHCHerbakov, A. A. Ananskih. - Tekst : neposredstvennyj // Teoriya i praktika mirovoj nauki. - 2017. - № 1.

- S. 65-66.

Contact Information: Ananskikh Andrey Aleksandrovich

Associate Professor of the Department of Management and Business Administration, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education Michurinsk State Agrarian University, 101, Internatsionalnaya Street, Michurinsk, Tambov region, 393760, E-mail: a_anndrey@mail.ru

Shcherbakov Nikolay Vladimirovich

Associate Professor of the Department of Management and Business Administration, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education Michurinsk State Agrarian University, 101, Internatsionalnaya Street, Michurinsk, Tambov region, 393760, E-mail: nikolay5760@mail.ru

Kalyakin Evgeny Viktorovich

Associate Professor of the Department of Management and Business Administration, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education Michurinsk State Agrarian University, 101, Internatsionalnaya Street, Michurinsk, Tambov region, 393760, E-mail: evgeniymich@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.