УДК 334.021
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ
Николай Владимирович Щербаков
кандидат экономических наук, доцент nikolay5760@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Несмотря на развитие государственной поддержки агропромышленного комплекса, в последнее время обострились социально-экономические, технические, культурные, бытовые, демографические и другие проблемы села. Концепция корпоративной социальной ответственности, применяемая предприятиями агропромышленного комплекса, позволяет усилить роль компаний для развития сельских территорий в регионе присутствия.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, сельские территории, развитие, предприятия АПК, благотворительность.
В последнее время одной из основных целей всего мирового сообщества было движение за устойчивое развитие, которое можно понимать как развитие экономических, социальных и экологических элементов в глобальном масштабе.
Сфера сельского хозяйства, в частности агропромышленный комплекс, реализация его экономических целей, обязательно влияет на интересы местных общин и уровень развития местного сообщества. В свою очередь, развитое общество, в котором созданы все условия для достойной жизни и труда, требует определенного механизма обратной связи для дальнейшего роста, развития и процветания агробизнеса в регионе присутствия компании. Данный механизм обуславливает необходимость наличия элементов корпоративной социальной политики, которые могут оказать наиболее положительное влияние на существующие сообщества и регион в целом. Для многих компаний такой политикой стала философия корпоративной социальной ответственности, представляющей взаимовыгодное партнерство между бизнесом, государством и обществом [2].
В настоящее время в России крупные агрохолдинги работают достаточно эффективно и отчитываются о получении большой прибыли, в связи с чем у них есть все необходимое для того что бы при долгосрочном планировании развития своих бизнес-процессов учитывать потребности общества, а так же задумываться о поддержании экологического баланса в регионе своего присутствия.
К сожалению, большинство фермерских хозяйств и других мелких сельскохозяйственных организаций не покрывают большую часть своих текущих расходов и, соответственно, не имеют средств для реализации каких-либо социальных программ.
В основном крупные сельхозтоваропроизводители концентрирует свою деятельность по социальной ответственности в трех областях: обеспечение наилучших условий труда своих сотрудников, поддержка местных сообществ и защита окружающей среды. Малый бизнес не может охватить все три сферы, но,
если что-то можно сделать в одной из них, это говорит о положительных изменениях.
Доказательством социальной ответственности можно считать то, что сельскохозяйственные компании хотят производить органические продукты. По данным Федерации органического движения, в начале 2022 года в стране работало около 3127 сертифицированных органических ферм, которые обрабатывали более 5700 гектаров сельскохозяйственных угодий и производили около 1056 тонн органической продукции. К сожалению, отечественные производители в основном выращивают органические культуры для экспорта, а на внутреннем рынке мало местных органических продуктов. Для формирования спроса на органическую продукцию, нужно повышать информированность населения о полезности и безопасности органической продукции. Содействовать популяризации здорового образа жизни в процессе формирования органического рынка страны, привлекать к этому государственные органы, а также экологические ассоциации и организации потребителей.
Одним из направлений социальной ответственности сельскохозяйственных предприятий является поддержка местных сообществ и развитие сельских территорий.
В сельской местности в нашей стране живут и работают четверть всего трудоспособного населения. Из-за сложной ситуации с занятостью сельхозпредприятия включены в список небольшого числа работодателей. Ожидается, что именно эти компании помогут жителям села решать социальные проблемы. Например, социальная политика ООО «Группа Компаний «Русагро» гласит, что «компания играет активную роль в жизни страны и общества, заботясь о развитии детей и подростков из сельской местности, оказывая постоянную поддержку школам и детским садам, а также содействуя развитию территорий в регионах присутствия компании».
Зарекомендовала себя как компания обращающая внимание на корпоративную социальную ответственность и группа компаний «Черкизово».
«Группа «Черкизово» — компания с высокой социальной ответственностью. Мы стремимся свести к минимуму свое воздействие на окружающую среду, и поддерживаем хорошие связи с общественностью в тех регионах, где мы работаем. Мы также уделяем значительное внимание общению со своими акционерами, поставщиками и сотрудниками» [5].
Благотворительность, еще одно направление внешней социальной ответственности, которая необходима для развития сельских территорий и осуществляется как крупными агрохолдингами, так и мелкими фермерскими хозяйствами. Для того, чтобы жители сельской местности не уезжали в города, чтобы было где работать и чувствовали себя комфортно, могли получить квалифицированную медицинскую помощь, а их дети хорошее образование, сельхозтоваропроизводители должны создать в регионе своего присутствия экосистему вокруг себя. Поэтому основные направления социальной ответственности компаний, работающих в агропромышленном комплексе должны быть связаны с развитием региональной инфраструктуры сел и районов.
Стимулирующие механизмы должны работать для развития социальной ответственности и благотворительности в стране.
Обращает на себя внимание тот факт, что большинство компаний отчитываются о своих социальных обязательствах и соблюдают действующие санитарно-эпидемиологические, экологические и трудовые нормы. В странах Восточной Европы инвестиции со средним годовым доходом 10-20% не облагаются налогом.
Концепция корпоративной социальной ответственности дает эффективные результаты для любой компании, по крайней мере в форме:
- рост имиджа и деловой репутации бизнеса;
- повышение прозрачности компании для акционеров и общественности;
- повышение инвестиционной привлекательности;
- снижение рисков;
- укрепление позиций компании в регионе присутствия;
- вклад в устойчивое развитие региона и страны в целом;
- рост капитализации компании;
В результате большинство сельскохозяйственных организаций концентрируют свою социально ответственную деятельность на трех направлениях: улучшение условий труда, поддержка местных сообществ, защита окружающей среды и повышения качества продукции.
Это связано с тем, что не только инвесторы, но и другие стейкхолдеры начинают считать компанию, которая реализует в своей деятельности программы по корпоративной социальной ответственности более серьезной и надежной.
Список литературы:
1. Ананских А. А., Щербаков Н.В., Калякин Е.В. Современные тенденции развития сельских территорий// Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. № 4(59). С. 175-178.
2. Огнивцева Е. С. Использование механизмов корпоративной социальной ответственности в агробизнесе зарубежных стран и их применение в России // Никоновские чтения. 2011. № 16. С. 221-223
3. Щербаков Н. В., Ананских А.А. Проблемы воспроизводства рабочей силы // Теория и практика мировой науки. 2017. № 1. С. 65-66.
4. Щербаков Н. В., Ананских А. А., Калякин Е.В. Применение мирового опыта арендных отношений в сельском хозяйстве России// Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. № 4(59). С. 187189.
5. Корпоративная социальная ответственность Группы «Черкизово» https://cherkizovo.com/company/#/company/corporate-social-responsibility/
UDC 334.021
CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA
Nikolay V. Shcherbakov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
nikolay5760@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Mikhurinsk, Russia
Annotation. Despite the development of state support for the agro-industrial complex, socio-economic, technical, cultural, household, demographic and other problems of the village have recently worsened. The concept of corporate social responsibility applied by the enterprises of the agro-industrial complex makes it possible to strengthen the role of companies for the development of rural areas in the region of presence.
Keywords: corporate social responsibility, rural areas, development, presentation of agro-industrial complex, well-being.
Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.
The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.