УДК 353.5
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Наталья Владимировна Карамнова
доктор экономических наук, доцент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье определено, что управление развитием муниципального образования осуществляется на системной основе органами местного самоуправления через воздействие на объекты управления с использованием правовых и финансово-экономических механизмов. Обоснованы рекомендации ряд по экономическому развитию муниципальных образований.
Ключевые слова: муниципальное самоуправление, экономическое развитие, управление социально-экономическим развитием.
Основной целью социально-экономического развития муниципальных образований является повышение качества и уровня жизни населения, проживающего на их территории.
Управление развитием муниципального образования системно обеспечивается органами местного самоуправления через воздействие на административные объекты [5; 16].
Согласно действующему законодательству только муниципалитеты и население участвуют в управлении развития муниципальной администрации. Они функционируют и как объекты, и как субъекты управления. Например, органы местного самоуправления могут дать рекомендации населению по улучшению состояния территории, но с другой стороны они являются выборными должностными лицами, т.е. они могут быть заменены при голосовании на организованных выборах [7;9].
Следует отметить, что эффективность социально-экономического развития зависит не только от этих двух субъектов, но и от деятельности руководителей предприятий, находящихся на территории муниципального образования. В соответствии с современным законодательством они не оказывают прямого влияния на управление социально-экономическим развитием территорий. Их деятельность в основном носит косвенный характер и реализуется через уплату налогов с доходов физических лиц с заработной платы работников. Иными словами, «наблюдается явный дисбаланс между теми, кто руководит, и теми, кто участвует в управлении» [11;15].
Местное самоуправление осуществляется через механизмы правового воздействия (путем принятия постановлений, судебно-прокурорского контроля), а также через финансово-экономические механизмы (соотношения между бюджетами, финансирование целевых программ, издание муниципальных нормативных актов и т. д.).
При совершенствовании организации управления социально -экономическим развитием муниципального образования необходимо исходить из того, что предприятия являются частью территориальной социально-
экономической системы. От эффективности их управления зависят доходы и занятость населения, налоговый потенциал и пополнение муниципального бюджета, объемы производства продукции и оказания услуг, необходимые для жизнедеятельности населения и реализация инвестиционных проектов.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации основными налогами, собираемыми в бюджет сельских советов, являются:
- земельный налог и налог на имущество физических лиц (100%);
- единый сельскохозяйственный налог (50%);
- налог на доходы физических лиц (10%);
- арендная плата за землю, принадлежащая муниципалитету;
- государственная пошлина;
- административные штрафы [3;12].
Исходя из этого, высшее должностное лицо муниципального образования должно выстраивать политику взаимодействия с бизнесом таким образом, чтобы найти приемлемое сочетание интересов субъектов управления с развитием муниципального образования, позволяющее сосредоточить их усилия на решении задач экономического и социального развития территорий [6; 13].
Помимо предложения по расширению круга вопросов и объектов управления, можно рекомендовать ряд мероприятий, связанных с основными направлениями экономического развития муниципальных образований региона:
1) Развитие малого и среднего предпринимательства:
- стимулировать увеличение числа малых и средних предприятий;
- способствовать достижению целевых показателей, установленных для муниципальных образований в области развития малого и среднего предпринимательства;
- осуществлять совместную деятельность с АНО «Региональным центром управления и культуры» в части взаимодействия с Центром поддержки
предпринимательства и Центром социальных инноваций по оказанию услуг начинающим предпринимателям, в том числе он-лайн;
- принимать участие в массовых мероприятиях по вопросам предпринимательства;
- повышать имидж предпринимателя в муниципалитетах совместно с органами поддержки бизнеса;
- организовывать деловые встречи с Фондом отбора проектов по выдаче субсидированных микрозаймов и гарантий на открытие и развитие своего бизнеса;
- содействовать лизинговой поддержке физических лиц и малого бизнеса;
- увеличивать количество объектов в реестрах общего имущества с целью обеспечения гарантий малым и средним предприятиям доступа к активам, предоставляемым на льготных условиях [8;14].
2) Увеличение занятости на малых и средних предприятиях для обеспечения:
- достижения целевых показателей муниципального образования в области развития малого и среднего предпринимательства;
- организации совместных мероприятий с Центром «Мой бизнес» по оказанию услуг предпринимателям, в том числе онлайн;
- популяризации образа предпринимателя в обществе при сотрудничестве с институтами поддержки бизнеса;
- развития лизинговой поддержки физических лиц и малого бизнеса;
- совершенствования налоговой политики и мер поддержки малого и среднего предпринимательства в целях улучшения условий ведения бизнеса;
- увеличения количества объектов в перечне муниципального имущества для обеспечения доступа МСП к недвижимости, предоставляемой на льготных условиях[2;16].
3) Совершенствование транспортного обеспечения:
- регулярное внесение необходимых изменений в существующую маршрутную сеть районов и адаптация планов движения к реальным потребностям населения;
- участие в софинансировании закупок региональными транспортными компаниями, в том числе в аренде автобусов, использующих в качестве топлива традиционные виды топлива и газ, и/или организация механизма софинансирования обновления парка транспортных средств за счет целевых фондов [4;17];
- планирование в районных бюджетах максимально возможной суммы для финансирования расходов, связанных с организацией транспортного обслуживания населения в границах муниципальных районов, позволяющие сохранить стабильность транспортного обслуживания населения, проживающего в сельской местности;
- участие в транспортном обслуживании населения автобусов с оптимальной вместимостью для существующих пассажирских перевозок и с критическим уровнем пассажирских перевозок на линиях, организация пассажирских перевозок легковым такси (для снижения издержек и расходов транспортных компаний) [1].
4) Обеспечение увеличения средней номинальной месячной заработной платы работников крупных и средних предприятий и организаций:
- повышение заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций до уровня средней по региону в муниципальных образованиях;
- выполнение установленных муниципалитетами целевых показателей по среднемесячной заработной плате работников крупных и средних предприятий и учреждений;
- обеспечение увеличения среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций по сравнению с предыдущим годом;
- обеспечение выполнения плановых показателей среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий и организаций по муниципальным образованиям и видам экономической деятельности;
- своевременная индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, что гарантирует повышение уровня реальной заработной платы;
- избегание задолженности по заработной плате;
- проведение информационно-просветительской работы, в том числе в СМИ, по предотвращению использования незаконных систем оплаты труда и нелегальной занятости [10].
Таким образом, совершенствование управления экономическим развитием муниципальных образований возможно путем расширения состава субъектов управления и приведения их фактических функций в соответствие с целевыми функциями развития.
Список литературы:
1. Белоусов В.М. Инновационные процессы в АПК: сущность и направления развития// Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: материалы IX Международной научно-практической конференции. Отв. редактор А.А. Бурмистрова [и др.]. 2020. С. 570-574.
2. Белоусов В.М. Особенности инновационного развития АПК// Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию академика Д.К. Беляева. 2017. С. 13-16.
3. Белоусов В.М. Особенности стратегического управления сельским хозяйством//Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 9. С. 279-284.
4. Белоусов В.М. Формирование агропромышленного кластера как условие повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики региона//Вестник Академии. 2015. № 2. С. 40-45.
5. Белоусов В.М., Летуновский А.С. Стратегия устойчивого развития сельского хозяйства региона// Устойчивое развитие экономики региона (II Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской научно-практической конференции. под ред. Н.В. Карамновой. 2019. С. 36-39.
6. Белоусов В.М.Основные направления инновационного развития регионального АПК//Вестник Академии. 2015. № 3. С. 18-22.
7. Волкова Л.Г., Хатунцева А.Ю.Оптимизация бюджетного механизма муниципального образования в современных условиях Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
8. Волкова Л.Г., Юдина Е.И. Проблемы развития бюджетного механизма сельских муниципальных образований в современных условиях//Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2.
9. Карамнова Н.В. Материальное стимулирование труда руководителей и специалистов сельского хозяйства// Приоритетные направления регионального развития: сборник статей по материалам III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган, 2022. С. 88-92.
10. Карамнова Н.В., Андрейчева С.А. Управление социально-экономической устойчивостью сельских территорий на основе российского и зарубежного опыта/ Инженерное обеспечение в реализации социально-экономических и экологических программ АПК: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Ф. Сухановой. Курган, 2022. С. 340-343.
11. Карамнова Н.В., Астахов Е.Е. Процесс разработки стратегии развития организации развития организации// Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: сборник статей по материалам III
Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган, 2022. С. 231-235.
12. Карамнова Н.В., Белоусов В.М. Механизм устойчивого развития аграрного сектора экономики и его организационно-экономические составляющие//Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 11. С. 51-55.
13. Карамнова Н.В., Летуновский А.С. Основные направления инновационного развития сельскохозяйственных организаций// Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: сборник статей по материалам III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган, 2022. С.235-238
14. Кириллова С.С., Савенкова Е.Г., Новичкова В.В. Инвестиционная политика муниципалитетов и ее влияние на социально-экономическое развитие В сборнике: Парадигма устойчивого развития агропромышленного комплекса в условиях современных реалий: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию создания ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ. Красноярск, 2022. С. 119-121.
15. Кириллова С.С., Тишкова Ю.Е., Новичкова В.В. Достижение устойчивого развития территорий путем финансирования социальных расходов//Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2.
16. Мартынова А.С., Попова В.Б. Статистические методы в управлении сельскохозяйственными организациями// Инновационное развитие региона: проблемы, перспективы (IV Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Мичуринск-наукоград РФ, 2021. С. 233-238.
17. Попова В.Б., Мартынова А.С. Статистические аспекты управления сельскохозяйственным производством// Проблемы национальной экономики в цифрах статистики:материалы VIII международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Тамбов, 2022. С. 131-141.
UDC 353.5
IMPROVING THE MANAGEMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY
Natalia V. Karamnova
Doctor of Economics, Associate Professor [email protected] Michurin State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article determines that the management of the development of the municipality is carried out on a systematic basis by local governments through the impact on management objects using legal and financial and economic mechanisms. A number of recommendations on the economic development of municipalities are substantiated.
Key words: municipal self-government, economic development, management of socio-economic development.
Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.
The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.