Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карамнова Н.В.

В статье определено, что управление развитием муниципального образования осуществляется на системной основе органами местного самоуправления через воздействие на объекты управления с использованием правовых и финансово-экономических механизмов. Обоснованы рекомендации ряд по экономическому развитию муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MANAGEMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY

The article determines that the management of the development of the municipality is carried out on a systematic basis by local governments through the impact on management objects using legal and financial and economic mechanisms. A number of recommendations on the economic development of municipalities are substantiated.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 353.5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Наталья Владимировна Карамнова

доктор экономических наук, доцент KaramnovaN@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье определено, что управление развитием муниципального образования осуществляется на системной основе органами местного самоуправления через воздействие на объекты управления с использованием правовых и финансово-экономических механизмов. Обоснованы рекомендации ряд по экономическому развитию муниципальных образований.

Ключевые слова: муниципальное самоуправление, экономическое развитие, управление социально-экономическим развитием.

Основной целью социально-экономического развития муниципальных образований является повышение качества и уровня жизни населения, проживающего на их территории.

Управление развитием муниципального образования системно обеспечивается органами местного самоуправления через воздействие на административные объекты [5; 16].

Согласно действующему законодательству только муниципалитеты и население участвуют в управлении развития муниципальной администрации. Они функционируют и как объекты, и как субъекты управления. Например, органы местного самоуправления могут дать рекомендации населению по улучшению состояния территории, но с другой стороны они являются выборными должностными лицами, т.е. они могут быть заменены при голосовании на организованных выборах [7;9].

Следует отметить, что эффективность социально-экономического развития зависит не только от этих двух субъектов, но и от деятельности руководителей предприятий, находящихся на территории муниципального образования. В соответствии с современным законодательством они не оказывают прямого влияния на управление социально-экономическим развитием территорий. Их деятельность в основном носит косвенный характер и реализуется через уплату налогов с доходов физических лиц с заработной платы работников. Иными словами, «наблюдается явный дисбаланс между теми, кто руководит, и теми, кто участвует в управлении» [11;15].

Местное самоуправление осуществляется через механизмы правового воздействия (путем принятия постановлений, судебно-прокурорского контроля), а также через финансово-экономические механизмы (соотношения между бюджетами, финансирование целевых программ, издание муниципальных нормативных актов и т. д.).

При совершенствовании организации управления социально -экономическим развитием муниципального образования необходимо исходить из того, что предприятия являются частью территориальной социально-

экономической системы. От эффективности их управления зависят доходы и занятость населения, налоговый потенциал и пополнение муниципального бюджета, объемы производства продукции и оказания услуг, необходимые для жизнедеятельности населения и реализация инвестиционных проектов.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации основными налогами, собираемыми в бюджет сельских советов, являются:

- земельный налог и налог на имущество физических лиц (100%);

- единый сельскохозяйственный налог (50%);

- налог на доходы физических лиц (10%);

- арендная плата за землю, принадлежащая муниципалитету;

- государственная пошлина;

- административные штрафы [3;12].

Исходя из этого, высшее должностное лицо муниципального образования должно выстраивать политику взаимодействия с бизнесом таким образом, чтобы найти приемлемое сочетание интересов субъектов управления с развитием муниципального образования, позволяющее сосредоточить их усилия на решении задач экономического и социального развития территорий [6; 13].

Помимо предложения по расширению круга вопросов и объектов управления, можно рекомендовать ряд мероприятий, связанных с основными направлениями экономического развития муниципальных образований региона:

1) Развитие малого и среднего предпринимательства:

- стимулировать увеличение числа малых и средних предприятий;

- способствовать достижению целевых показателей, установленных для муниципальных образований в области развития малого и среднего предпринимательства;

- осуществлять совместную деятельность с АНО «Региональным центром управления и культуры» в части взаимодействия с Центром поддержки

предпринимательства и Центром социальных инноваций по оказанию услуг начинающим предпринимателям, в том числе он-лайн;

- принимать участие в массовых мероприятиях по вопросам предпринимательства;

- повышать имидж предпринимателя в муниципалитетах совместно с органами поддержки бизнеса;

- организовывать деловые встречи с Фондом отбора проектов по выдаче субсидированных микрозаймов и гарантий на открытие и развитие своего бизнеса;

- содействовать лизинговой поддержке физических лиц и малого бизнеса;

- увеличивать количество объектов в реестрах общего имущества с целью обеспечения гарантий малым и средним предприятиям доступа к активам, предоставляемым на льготных условиях [8;14].

2) Увеличение занятости на малых и средних предприятиях для обеспечения:

- достижения целевых показателей муниципального образования в области развития малого и среднего предпринимательства;

- организации совместных мероприятий с Центром «Мой бизнес» по оказанию услуг предпринимателям, в том числе онлайн;

- популяризации образа предпринимателя в обществе при сотрудничестве с институтами поддержки бизнеса;

- развития лизинговой поддержки физических лиц и малого бизнеса;

- совершенствования налоговой политики и мер поддержки малого и среднего предпринимательства в целях улучшения условий ведения бизнеса;

- увеличения количества объектов в перечне муниципального имущества для обеспечения доступа МСП к недвижимости, предоставляемой на льготных условиях[2;16].

3) Совершенствование транспортного обеспечения:

- регулярное внесение необходимых изменений в существующую маршрутную сеть районов и адаптация планов движения к реальным потребностям населения;

- участие в софинансировании закупок региональными транспортными компаниями, в том числе в аренде автобусов, использующих в качестве топлива традиционные виды топлива и газ, и/или организация механизма софинансирования обновления парка транспортных средств за счет целевых фондов [4;17];

- планирование в районных бюджетах максимально возможной суммы для финансирования расходов, связанных с организацией транспортного обслуживания населения в границах муниципальных районов, позволяющие сохранить стабильность транспортного обслуживания населения, проживающего в сельской местности;

- участие в транспортном обслуживании населения автобусов с оптимальной вместимостью для существующих пассажирских перевозок и с критическим уровнем пассажирских перевозок на линиях, организация пассажирских перевозок легковым такси (для снижения издержек и расходов транспортных компаний) [1].

4) Обеспечение увеличения средней номинальной месячной заработной платы работников крупных и средних предприятий и организаций:

- повышение заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций до уровня средней по региону в муниципальных образованиях;

- выполнение установленных муниципалитетами целевых показателей по среднемесячной заработной плате работников крупных и средних предприятий и учреждений;

- обеспечение увеличения среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций по сравнению с предыдущим годом;

- обеспечение выполнения плановых показателей среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий и организаций по муниципальным образованиям и видам экономической деятельности;

- своевременная индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, что гарантирует повышение уровня реальной заработной платы;

- избегание задолженности по заработной плате;

- проведение информационно-просветительской работы, в том числе в СМИ, по предотвращению использования незаконных систем оплаты труда и нелегальной занятости [10].

Таким образом, совершенствование управления экономическим развитием муниципальных образований возможно путем расширения состава субъектов управления и приведения их фактических функций в соответствие с целевыми функциями развития.

Список литературы:

1. Белоусов В.М. Инновационные процессы в АПК: сущность и направления развития// Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: материалы IX Международной научно-практической конференции. Отв. редактор А.А. Бурмистрова [и др.]. 2020. С. 570-574.

2. Белоусов В.М. Особенности инновационного развития АПК// Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию академика Д.К. Беляева. 2017. С. 13-16.

3. Белоусов В.М. Особенности стратегического управления сельским хозяйством//Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 9. С. 279-284.

4. Белоусов В.М. Формирование агропромышленного кластера как условие повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики региона//Вестник Академии. 2015. № 2. С. 40-45.

5. Белоусов В.М., Летуновский А.С. Стратегия устойчивого развития сельского хозяйства региона// Устойчивое развитие экономики региона (II Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской научно-практической конференции. под ред. Н.В. Карамновой. 2019. С. 36-39.

6. Белоусов В.М.Основные направления инновационного развития регионального АПК//Вестник Академии. 2015. № 3. С. 18-22.

7. Волкова Л.Г., Хатунцева А.Ю.Оптимизация бюджетного механизма муниципального образования в современных условиях Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

8. Волкова Л.Г., Юдина Е.И. Проблемы развития бюджетного механизма сельских муниципальных образований в современных условиях//Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2.

9. Карамнова Н.В. Материальное стимулирование труда руководителей и специалистов сельского хозяйства// Приоритетные направления регионального развития: сборник статей по материалам III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган, 2022. С. 88-92.

10. Карамнова Н.В., Андрейчева С.А. Управление социально-экономической устойчивостью сельских территорий на основе российского и зарубежного опыта/ Инженерное обеспечение в реализации социально-экономических и экологических программ АПК: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Ф. Сухановой. Курган, 2022. С. 340-343.

11. Карамнова Н.В., Астахов Е.Е. Процесс разработки стратегии развития организации развития организации// Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: сборник статей по материалам III

Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган, 2022. С. 231-235.

12. Карамнова Н.В., Белоусов В.М. Механизм устойчивого развития аграрного сектора экономики и его организационно-экономические составляющие//Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 11. С. 51-55.

13. Карамнова Н.В., Летуновский А.С. Основные направления инновационного развития сельскохозяйственных организаций// Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: сборник статей по материалам III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган, 2022. С.235-238

14. Кириллова С.С., Савенкова Е.Г., Новичкова В.В. Инвестиционная политика муниципалитетов и ее влияние на социально-экономическое развитие В сборнике: Парадигма устойчивого развития агропромышленного комплекса в условиях современных реалий: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию создания ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ. Красноярск, 2022. С. 119-121.

15. Кириллова С.С., Тишкова Ю.Е., Новичкова В.В. Достижение устойчивого развития территорий путем финансирования социальных расходов//Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2.

16. Мартынова А.С., Попова В.Б. Статистические методы в управлении сельскохозяйственными организациями// Инновационное развитие региона: проблемы, перспективы (IV Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Мичуринск-наукоград РФ, 2021. С. 233-238.

17. Попова В.Б., Мартынова А.С. Статистические аспекты управления сельскохозяйственным производством// Проблемы национальной экономики в цифрах статистики:материалы VIII международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Тамбов, 2022. С. 131-141.

UDC 353.5

IMPROVING THE MANAGEMENT OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY

Natalia V. Karamnova

Doctor of Economics, Associate Professor KaramnovaN@yandex.ru Michurin State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article determines that the management of the development of the municipality is carried out on a systematic basis by local governments through the impact on management objects using legal and financial and economic mechanisms. A number of recommendations on the economic development of municipalities are substantiated.

Key words: municipal self-government, economic development, management of socio-economic development.

Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.

The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.