Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов В.М.

В статье выявлены критерии эффективности управления муниципальными образованиями. Рассмотрены принципиально разные подходы к оценке эффективности социально-экономического развития муниципального образования. Выявлены причины недостаточной эффективности оценочных процедур. Определены подходы к оценке эффективности территориального (муниципального) управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES

The article reveals the criteria for the effectiveness of management of municipalities. Fundamentally different approaches to assessing the effectiveness of the socio-economic development of the municipality are considered. The reasons for the insufficient effectiveness of evaluation procedures are identified. Approaches to the evaluation of the effectiveness of territorial (municipal) administration are determined.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

УДК 351/354

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Виталий Михайлович Белоусов

кандидат экономических наук, доцент

Ье1оивоу 1973@Ьк. гц Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье выявлены критерии эффективности управления муниципальными образованиями. Рассмотрены принципиально разные подходы к оценке эффективности социально-экономического развития муниципального образования. Выявлены причины недостаточной эффективности оценочных процедур. Определены подходы к оценке эффективности территориального (муниципального) управления.

Ключевые слова: муниципальное образования, территориальное управление, эффективность управления, критерии эффективности.

Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования - это управление согласованными программами развития всех сфер жизни муниципального образования в соответствии с приоритетами, финансируемыми и принимаемыми к реализации на основе договоров или федеральными и региональными программами развития.

Процесс управления развитием муниципального образования цикличен. Основными циклическими факторами являются:

• бюджетный процесс;

• срок полномочий муниципальных органов;

• крупные инвестиционные проекты;

• местные особенности.

Каждый из этих элементов оценивается по своим критериям.

Управление развитием муниципального образования контролируется по следующим критериям:

• критерий нормативности, заключающийся в сравнении достигнутых целей с нормативной моделью или с другим муниципальным образованием (эталонным);

• критерий эффективности использования ресурсов;

• критерий экономической эффективности мероприятий, проводимых программой.

• коэффициент привлекательности - соотношение между общей суммой инвестиций по программе и суммой, выделенной из бюджета [5].

По мнению А. А. Сидорова и М. П. Силич, анализ эффективности управления муниципальными образованиями необходимо проводить по следующим критериям:

1. Структурирование - наличие оценочных зон и их количество.

2. Метод формирования интегрального показателя (аддитивная свертка, мультипликативная свертка, извлечение корня, многоуровневая классификация, среднее арифметическое).

3. Метод стандартизации показателей (корреляция со значением предыдущего периода (база), ранжирование, корреляция со среднерегиональным значением, с эталонным значением).

4. Сосредоточение на измерении текущего состояния или динамики социально-экономического развития.

5. Тип данных, используемых при расчете оценки (объективно-статистические, субъективно-социологические).

6. Интерпретация полученных оценок.

7. Количество используемых индикаторов [2].

Поскольку цели и задачи муниципальной администрации определяются потребностями местного населения, критерием оценки эффективности реализации программ развития является именно уровень и качество жизни людей, проживающих на территории муниципального образования. Это касается как городских, так и сельских муниципалитетов.

Шагова Н.Ю. и Никоноров В.М. рассматривают четыре принципиально разных подхода к оценке эффективности социально-экономического развития муниципального образования:

1) существенное равенство эффективности и действенности муниципального управления. В этом случае оценка эффективности осуществляется на основании результатов оценки социально-экономического развития (или результатов деятельности местных управленческих структур), проводимой муниципальным образованием, по показателям (которые могут быть целевыми, плановые, базовые или также осуществленные в отношении других муниципальных образований) [5];

2) управленческая эффективность муниципального образования идентична уровню развития самого муниципального образования, т.е. эффективность управления местными властными структурами прямо пропорциональна удовлетворенности социально-экономическим развитием муниципального образования территории;

3) проводится сопоставление результатов развития муниципального образования с затратами (в том числе финансовыми, ресурсными, трудовыми и т.п.), направленными на обеспечение достижения этих результатов. Здесь также важно отметить отсутствие общепризнанных единых критериев, по которым можно было бы проводить общую оценку социально-экономического потенциала муниципального образования;

4) оценка внутренней эффективности муниципальной администрации заключается в оценке работников государственных органов, анализе организационной эффективности их администрирования и в целом успешности процесса управления [3].

Степанова В.В. и Сивоброва И.А. отмечают, что на муниципальном уровне не существует единой методики оценки эффективности социально-экономического развития территорий.

Причинами недостаточной эффективности оценочных процедур Любашев Э.А. считает:

- сложность объектов управления, что вызывает трудности в определении надежных показателей применимости (эффективности) различных вариантов управления;

- влияние на возможную оценку результатов работы государственных и муниципальных служащих факторов изменения внешней среды;

- недостаточная направленность аналитико-прогностических служб администраций на выявление причин и последствий принимаемых решений [1].

Беляева О.И. выделяет 11 подходов к оценке эффективности территориального (муниципального) управления (Таблица 1).

Таблица 1

Типология содержательных характеристик методических подходов к оценке эффективности территориального управления [4]

Подход Описание Прю.1 еняемыи метод

Экономический Рассчитываются разные содержательные стороны эконом иче ско й зф ф ек тив нос ти: результативность, эконохшчность, Эконометрические. статистические, аналитические и др.

У стойчив ого развития Предполаг ает преобразование содиаль но-эконом иче ской системы, сочетающее изменение и стабильность, когда развитие не выходит за пределы управляемости Экономик о—с таг и стиче гки е, экономические методы

С оыиаль н о-ориентиров анны й Активное вовлечение населения, бизнеса, общественных структур в муниципальное сам о\тф ав ление Наблюл ение т интервью, анкетирование, сопопрос

Системный Взаимосвязь и взаимодействие подсистем местной территории Эконом ико-м ат ематич еско е м оделиров ание

ЬС орпор атив ный Стратегическое планиров ание и анализ конкурентных, преимуществ Система сб алане иров анньтх показ ателей, SSjöä на результат

1С омпл ек сный Предполагает мониторинг, опенку процесса и соотношения результатов к затратам, а также определяет _ степень в.озде.йс.твиз,. Методика интегрального Сев о дн ого) по дхо д а м е то д ами аддитивной свертки, нормир ов ания, б алль н ой оценки или многомерной оценки

Количеств енный Орие нт иров ание н а математическую обработку и смысловую интерпретацию полученных результатов Молел иров а ни е, статистические методы, опенка причинно—следственных связей посредством эконометрических и аналитических методов

Бюрократический Формальный подход к опенке эф ф ективности Показатели только из официальных и норматив ных источников

Внедрение в практику опенки эффективности лучших методик, прим ен енных в друг их гунишшаль ных обр аз ов аниях Количественные, качественные, построение рейтингов, общественные оценки

Индикативный Централь ныла элементом является индикатор. который основан на сопоставлении реальных показателей о целевыми индик агорами, составленными в соответствии с главной целью развития муниципального образ ов ания Расчет интегрального показателя. количественно определяющего качественные того или ИНОГО СООЫТИЯ

Интеграционный Предполагает взаимосвязь сопиаль ной и эконом ич еско й эффективности. интеграцию мониторинга и опенки, ф ормиров ание ги ст емы интегральных индикаторов Расчет интегральных индикаторов по различным критериям эффективности методом аддитивной сверки

Такая типология методических подходов к оценке эффективности управления развитием муниципальных образований дает полное представление о применяемом аппарате инструментов исследования.

В настоящее время в Российской Федерации введена единая система показателей, характеризующих эффективность деятельности органов власти на всех уровнях управления. В их числе:

- отражающие экономическое развитие муниципального образования:

1) число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения;

2) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;

3) объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя;

4) доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального района;

5) доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем числе;

6) доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения;

7) доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром, в общей численности населения муниципального района;

8) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих предприятий и некоммерческих организаций, муниципальных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных учреждений культуры и искусства, муниципальных учреждений физической культуры и спорта [10].

В целом, проведение анализа по показателям, отражающим экономическое развитие муниципального образования требует системного представления о векторе трансформации. Более однозначная трактовка значений уровня его развития чаще всего достигается при применении методики расчета интегрального показателя [8].

Таким образом, разнообразие методических подходов к оценке эффективности муниципального образования должно быть упорядочено с позиций конкретизации оцениваемых объектов: качество работы органов местного самоуправления; эффективность ресурсного обеспечения и

использования ресурсов местных бюджетов; уровень социально-экономического развития территории.

Список литературы:

1. Волкова Л.Г., Хатунцева А.Ю. Оптимизация бюджетного механизма муниципального образования в современных условиях Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.

2. Волкова Л.Г., Юдина Е.И. Проблемы развития бюджетного механизма сельских муниципальных образований в современных условиях//Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2.

3. Карамнова Н.В. Материальное стимулирование труда руководителей и специалистов сельского хозяйства// Приоритетные направления регионального развития: сборник статей по материалам III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган, 2022. С. 88-92.

4. Карамнова Н.В., Андрейчева С.А. Управление социально-экономической устойчивостью сельских территорий на основе российского и зарубежного опыта/ Инженерное обеспечение в реализации социально-экономических и экологических программ АПК: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Ф. Сухановой. Курган, 2022. С. 340-343.

5. Карамнова Н.В., Астахов Е.Е. Процесс разработки стратегии развития организации развития организации// Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: сборник статей по материалам III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган, 2022. С. 231-235.

6. Карамнова Н.В., Летуновский А.С. Основные направления инновационного развития сельскохозяйственных организаций// Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: сборник статей по

материалам III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган, 2022. С.235-238

7. Кириллова С.С., Савенкова Е.Г., Новичкова В.В. Инвестиционная политика муниципалитетов и ее влияние на социально-экономическое развитие В сборнике: Парадигма устойчивого развития агропромышленного комплекса в условиях современных реалий: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию создания ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ. Красноярск, 2022. С. 119-121.

8. Кириллова С.С., Тишкова Ю.Е., Новичкова В.В. Достижение устойчивого развития территорий путем финансирования социальных расходов//Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2.

9. Мартынова А.С., Попова В.Б. Статистические методы в управлении сельскохозяйственными организациями// Инновационное развитие региона: проблемы, перспективы (IV Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Мичуринск-наукоград РФ, 2021. С. 233-238.

10. Попова В.Б., Мартынова А.С. Статистические аспекты управления сельскохозяйственным производством// Проблемы национальной экономики в цифрах статистики: материалы VIII международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Тамбов, 2022. С. 131-141.

UDC 351/354

METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE ECONOMIC

DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES

Vitaly M.Belousov

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

belousov 1973@bk.ru Michurin State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Abstract. The article reveals the criteria for the effectiveness of management of municipalities. Fundamentally different approaches to assessing the effectiveness of the socio-economic development of the municipality are considered. The reasons for the insufficient effectiveness of evaluation procedures are identified. Approaches to the evaluation of the effectiveness of territorial (municipal) administration are determined.

Key words: municipality, territorial administration, management efficiency, efficiency criteria.

Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.

The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.