РЕГУЛИРОВАНИЕ
В
□ В
ваа
ваа
□в
в
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Обоснование методического ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАН-УЧАСТНИЦ РСС
Н.Н. МУХИТДИНОВ,
к.э.н., генеральный директор ИК Регионального содружества в области связи
Н.Е. ЗОРЯ,
зам. генерального директора ИК Регионального содружества в области связи
Т.А. КУЗОВКОВА,
д.э.н., профессор МТУСИ
В условиях глобальной экономики и единого информационного пространства большое значение в развитии экономики и социума имеют международные и региональные организации, создаваемые для решения общих проблем, гармонизации социальноэкономической деятельности национальных государств и выравнивания уровней их развития. В статье предлагается методологический аппарат формирования и оценки состояния и развития ИКТ на региональном уровне.
Н
едостаточная проработка теоретических и прикладных вопросов формирования комплексной оценки состояния и развития инфокоммуникаций на региональном пространстве с учетом специфики, уровня и факторов развития региональных экономик обусловили актуальность проблемы, связанной с необходимостью:
^ совершенствования принципов и методов регионального управления состоянием и развитием инфоком-муникаций в направлении диагностирования и предвидения будущих изменений на основе создания системы регионального мониторинга; ^ научного обоснования системы показателей комплексной оценки состояния и развития инфокоммуни-каций на региональном пространстве РСС, методов их измерения и механизма организации регионального мониторинга;
^ более объективной и достоверной оценки инфокоммуникационного
развития (ИКР) отдельной страны, группы стран и региона;
^ полноценного сопоставления регионального уровня ИКР с международными композитными индексами. Предлагаемый нами методологический аппарат формирования и оценки развития инфокоммуникационных технологий (ИКТ) построен на концепции аддитивного моделирования и систематизации параметров интегрального показателя на основе причинно-следственного анализа.
Региональный мониторинг ИКР позволяет получить полную и достоверную характеристику состояния и развития ин-фокоммуникаций, объектов и субъектов инфокоммуникационного рынка на основе позиционирования достигнутого и возможного уровня ИКР в отдельных странах РСС, в целом по региону, данных других региональных организаций и сопоставления этих данных с международным уровнем ИКР по системе показателей и рейтинговых оценок.
Основанием для совершенствования системы показателей ИКР по регионам
послужил сопоставительный анализ динамики и характера регионального и мирового развития связи и информационных технологий (ИТ) по основным параметрам за последние 5 лет. Анализ показал, что для ИКР стран-участниц РСС характерны следующие особенности:
^ стабильное опережение темпов развития отрасли связи и ИТ, роста доступности средств связи и сети Интернет, а также темпов роста доходов от услуг связи по сравнению с экономическим ростом национальной экономики (ВВП);
^ значительная вариативность экономического развития национальных экономик, отрасли связи, ИТ и процессов информатизации;
^ взаимосвязь макроэкономических, демографических и научнотехнических условий развития национальных экономик и внутренних факторов отраслевого развития ин-фокоммуникаций;
^ определяющее влияние государственной политики в сфере связи и
Эволюция этапов формирования информационно-аналитической системы показателей ИКР
Этапы Объекты измерения и наименование показателей
Этап № 1 1955-1975 гг. Интеграция связи и ЭВМ Состояние и развитие сетей и средств связи, ИТ, аппаратных и программных средств. Доступность (плотность) средств связи, персональных компьютеров
Этап № 2 1975-1990 гг. Конвергенция связи и информатики Состояние и развитие индустрии информатизации, рынка услуг связи и ИКТ. Обеспеченность общества средствами связи и ИКТ. Доступность средств связи, сети Интернет, информационных ресурсов. Критерии готовности к информационному обществу во взаимосвязи с уровнем социально-экономического развития страны. Правовое обеспечение деятельности в сфере ИК
Этап № 3 1990-2005 гг. Информатизация, инфокоммуникации Состояние и развитие индустрии, субъектов и объектов информатизации. Состояние и развитие пользовательской среды. Уровень использования средств связи, ИКТ, сети Интернет в экономике, управлении и социальном развитии. Критерии готовности к электронному развитию. Государственная стратегия и регулирование сферы ИКТ. Бизнес-климат и человеческий капитал в сфере ИКТ
Этап № 4 2005-2020 гг. Информационное общество Информационная направленность стратегии государственной политики. Эффективность использования ИКТ в экономике, управлении и социальном развитии. Степень вовлечения бизнеса и населения в электронное пространство. Доля ВВП, созданного с применением ИКТ и электронной среды. Критерии принадлежности к информационному обществу. Оценка положительных и отрицательных эффектов информатизации
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
г
□г
□□г
□□г
□с
а
РЕГУЛИРОВАНИЕ
информатизации на темпы технического обновления и инновационного развития инфокоммуникаций, на характер интернационализации национальных экономик.
Для определения тенденций ИКР в регионе РСС было проведено изучение национальных стратегий и программ развития отрасли связи и ИКТ, целевых индикаторов развития, существующих и перспективных параметров движения отраслевых экономик стран-участниц РСС к единому информационному пространству и информационному обществу [1, 2].
Анализ специфики ИКР стран-участниц РСС показал, что этот процесс развития инфокоммуникаций охватывает четыре основные группы:
^ инфокоммуникационная инфраструктура, характеризующая обеспеченность общества ИКТ, а также доступ к средствам связи и информационным ресурсам;
^ индустрия информатизации, характеризующая структуру производства ИКТ и объемы их национального производства;
^ рынок инфокоммуникационных услуг, технологий и оборудования, отражающий уровень потребления, объемы и структуру спроса, степень рыночной конкуренции и динамику его развития;
^ пользовательская инфокоммуника-ционная среда, показывающая эффективность использования ИКТ в экономике, социуме и государственном управлении, степень готовности к электронному обществу и жизни в едином информационном пространстве.
В ходе исследования были установлены этапы формирования информационно-аналитической базы ИКР, которые свидетельствуют о наличии существенной эволюции методического обеспечения процесса информатизации и необходимости формирования системы показателей, наиболее адекватно характеризующей сущность ИКР, процессы и результаты регионального развития инфокоммуникаций (см. таблицу).
Сущность категории ИКР определяется как многопараметрический и многофакторный процесс изменения общественного производства и социума на основе целенаправленного применения ИКТ, сетей и средств связи в различных областях социально-экономической жизнедеятельности, способствующего переходу к более совершенному состоянию инфокоммуникационной инфраструктуры и формированию информационного общества.
Эффект от ИКР определяется совместным результатом эволюционного
Интегральный показатель инфокоммуникационного развития
Обобщающие показатели инфокоммуникационного ра шитин
Доступность пользователей к инфокоммуникацион-ной инфраструктуре Прогрессивность инфокоммуникацион-ной инфраструктуры Интенсивность использования инфокоммуникационных сетей и ИКТ Эффективность стратегии по информатизации
1г тг 11 ГГ
1.1. Телефонная 2.1 Уровень цифровизации 3.1. Душевой объем 4 1. Наличие стратегии
плотность телефонной связи переданной по сети построения ИО и степень
1.2. Плотность 2.2. Уровень цифровизации Интернет информации ее реализации
терминалов телевидения 3.2. Душевые доходы от И К 4.2. Доля разработанных
подвижной связи 2.3. Доля пользователей с услуг документов в нормативно-
1.3. Плотность широкополосным доступом 3.3. Доля ВВП. доходов правовой базе ИК
компьютеров к сетям предприятии с 4.3. Охват ключевых сфер
1.4. Плотность 2.4. Степень покрытия применением ИКТ экономики ИКТ
пользователей территории сетями новых 3.4. Доля учреждений и 4 4. Доля юрлиц.
Интернет поколении органов управления, применяющих ИКТ использующих ПК и Интернет
Рис. 1. Структура и параметры интегрального показателя инфокоммуникационного развития стран РСС
изменения отдельных параметров ИКР по доступности инфраструктуры, ее прогрессивности и интенсивности использования, подкрепленным эффективностью реализации стратегии информатизации.
Поэтому предлагаемая система показателей представляет собой сово-
купность частных, обобщающих и интегральных показателей, рассчитываемых с помощью методов нормализованных величин и рейтингов, учитывает значительную вариацию параметров ИКР по странам региона и характеризует процесс развития (состояние, динамика и потенциальные возможности) инфор-
Анализ национального инфокоммуникационного развития
Инфраструктура и индустрия ИКТ Рынок услуги ИКТ Эффективность использования ИКТ в обществе Эффективность регулирования процессов информатизации
Сопоставительный международный анализ положения стран РСС в сфере электронного развития
Сопоставительный Анализ композитных
региональный анализ ИКР в индексов готовности к
масштабе РСС электронному развитию
Установление рейтинга стран по частным показателям ИКР
Интегральная рейтинговая оценка
Сопоставление интегральных рейтинговых оценок ИКР с композитными индексами
Выявление узких мест и направлений деятельности по активизации ИКР и движения к единому информационному пространству стран РСС
Выявление причин и факторов положения стран РСС по готовности к электронному развитию и выработка мер по активизации движения к единому мировому информационному пространству
Рис. 2. Взаимосвязь компонентов мониторинга инфокоммуникационного развития на национальном, региональном и международном уровнях
№ 5 • 2011 ВЄК КАЧЕСТВА
11
РЕГУЛИРОВАНИЕ
В
□ В
ваа
ваа
□в
в
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Анализ национального ннфокоммуникационного развития
т
Инфраструктура и индустрия ИКТ Рынок услуги ИКТ Эффективность использования ИКТ в обществе Эффективность регулирования процессов информатизации
Сопоставительный международный анализ положения стран РСС в сфере электронного развития
Сопоставительный Анализ композитных
региональный анализ ИКР в индексов готовности к
масштабе РСС электронному развитию
Установление рейтинга Интегральная рейтинговая оценка к Сопоставление интегральных рейтинговых оценок ИКР с
стран по частным ►
показателям ИКР композитными индексами
Выявление узких мест и направлений деятельности по активизации ИКР и движения к единому информационному пространству стран РСС
Выявление причин н факторов положения стран РСС по готовности к электронному развитию н выработка мер по активизации движения к единому мировому информационному пространству
Рис. 3. Методический инструментарий регионального мониторинга инфокоммуникационного развития стран-участниц РСС
Литература
1. Рекомендации по методике заполнения показателей, характеризующих бизнес-климат, человеческий капитал, государственное регулирование в сфере ИКТ (показатели БКР). Решение № 39/3-СНГ. - М.: РСС, 2009. - 39 с.
2. Зоря Н.Е., Кузовко-ва Т.А., Мухитдинов Н.Н. Региональный мониторинг инфокоммуникационно-го развития Регионального содружества в области связи: Монография. - М.: ГУУ, 2010. - 191 с.
3. Кузовкова Т. А., Зоря Н.Е. Результаты интегральной оценки состояния и потенциала инфокоммуникационного развития стран РСС // Век качества. 2010. № 6. С. 34-37.
4. Зоря Н.Е. Использование мониторинга для координации регионального инфокоммуникаци-онного развития стран РСС // Вестник Государственного университета управления. 2010. № 14. С. 119-124.
мационного общества на региональном пространстве (см. рис. 1).
По сравнению с применяемой международными организациями системой показателей и индикаторов развития информатизации в предлагаемой схеме приоритеты характеристик ИКР смещены с обеспечения доступности средств связи, сетей и ИКТ, характерных для первых этапов информатизации, на прогрессивность инфокоммуникационной инфраструктуры, интенсивность ее использования ИКТ и эффективность государственной национальной стратегии [3].
Для реализации выявленных приоритетов и вектора ИКР в мировом сообществе нами предлагается система интегральной оценки ИКР в регионе на основе интегрального показателя ИКР, включающего в себя четыре компонента:
1) доступ пользователей к инфоком-муникационной инфраструктуре, характеризующий техническую возможность подключения к сетям связи, передачи данных, ИКТ и глобальным информационным сетям (Интернет);
2) прогрессивность инфокоммуникационной инфраструктуры, состоящая в возможности подключения персональных компьютеров и аппаратных средств пользователей к сетям передачи информации на основе высокоскоростных цифровых систем и беспроводного широкополосного доступа;
3) интенсивность использования ин-фокоммуникационных сетей и ИКТ на-
селением, деловым сектором, государственными структурами, заключающаяся в росте объемов передаваемой информации, доходов от инфокоммуникацион-ных услуг на душу населения, повышении доли произведенной продукции, а также производственных процессов и функций, осуществляемых с помощью ИКТ;
4) эффективность стратегии региональных государств по информатизации и развитию ИКТ показывает, в какой мере регуляторная деятельность влияет на развитие инфо-коммуникационной индустрии и инфраструктуры, проникновение ИКТ в жизнедеятельность общества, охват социально-экономической деятельности ИКТ и электронной средой.
Предлагаемая адекватная специфике развития развивающихся стран система показателей ИКР не только предназначена для решения задачи более объективного измерения ИКР по странам регионов и полноценного сопоставления уровня ИКР с международными композитными индексами, но и представляет собой методический инструментарий мониторинга и координации ИКР на национальном, региональном и международном уровнях [4] (см. рис. 2).
В обобщенном виде методический инструментарий регионального мониторинга ИКР стран-участниц РСС, как совокупность методов и последовательность аналитических действий, представлен на рис. 3.
Достоинства предлагаемого РСС методического инструментария ИКР стран-участниц РСС, состоят в следующем:
^ отражает комплексный, многомерный подход к оценке сложной, динамичной открытой региональной системы;
^ осуществляется на основе данных статистической отчетности;
^ является сравнительной характеристикой, показывающей достоинства и узкие места в развитии инфо-коммуникаций как в отдельно взятой стране, группе стран, так и всего региона в целом;
^ четкий алгоритм вычислений позволяет реализовать математическую модель в компьютерном режиме. Впервые предложен мониторинговый подход к оценке изменений и управлению развитием инфокоммуни-кационной инфраструктуры в регионах, учитывающий разный уровень и специфику развития национальных экономик и инфокоммуникаций с помощью совокупности интегральных коэффициентов состояния, индексов динамики и потенциальных возможностей ИКР.
Разработанный механизм интернационализации мирохозяйственных связей в области инфокоммуникаций на основе инструментария регионального мониторинга позволяет конкретизировать параметры выявленного потенциала ИКР и осуществлять координацию национальной политики по информатизации на региональном и мировом уровнях.
Результаты регионального мониторинга ИКР и процессов информатизации могут использоваться различными структурами: Администрациями связи стран-участниц РСС и другими региональными организациями, органами государственной власти, рабочими органами РСС и других региональных организаций, международными организациями, национальными государственными органами исполнительной власти различного уровня, инвесторами, производителями и поставщиками инфо-коммуникационных технологий и услуг, общественностью стран РСС и мирового сообщества.
Рассмотрение направлений использования результатов регионального мониторинга ИКР показало, что мониторинговая деятельность способствует координации процессов и скорости ИКР в мировом и региональных масштабах, выработке эффективных управляющих воздействий по устранению региональных диспропорций, инвестированию ИКР и повышению эффективности стратегии ИКР. ■