Научная статья на тему 'Применение мониторингового инструмента для управления инфокоммуникационным развитием Казахстана'

Применение мониторингового инструмента для управления инфокоммуникационным развитием Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / МОНИТОРИНГ / MONITORING / ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ICT DEVELOPMENT / ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДИКА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ / INDICATORS AND METHODOLOGY OF INTEGRATED ASSESSMENT / СОСТОЯНИЕ / STATE / ПОТЕНЦИАЛ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / THE POTENTIAL OF ICT DEVELOPMENT MANAGEMENT DECISIONS / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Т.А., Дюсенев А.С.

В статье рассматриваются результаты мониторинга инфокоммуникационного развития Казахстана и стран СНГ, приводятся результаты оценки состояния и потенциала инфокоммуникационного развития и показывается практическое значение мониторингового инструментария управления развитием инфокоммуникаций, позволяющего конкретизировать решения по основным направлениям обеспечения доступности, прогрессивности, интенсивности использования инфокоммуникационной инфраструктуры и повышению эффективности реализации стратегии построения информационного общества в Республике Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузовкова Т.А., Дюсенев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of monitoring tool for ICT development management in Kazakhstan

Application of monitoring tool for ICT development management in Kazakhstan The article considers the results of monitoring of infocommunication development of Kazakhstan and CIS countries, the results of the assessment of the status and potential of ICT development and demonstrates the practical value of the monitoring instrumentation control infocommunications, allowing you to specify solutions in the key areas of accessibility and progressiveness, the intensity of use of information and communication infrastructure and improve the efficiency of implementation of the strategy for building the information society in the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Применение мониторингового инструмента для управления инфокоммуникационным развитием Казахстана»

п Ч

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

ВВВ ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА

Применение мониторингового инструмента для управления инфокоммуникационным развитием Казахстана

Т.А. КУ30ВК0ВА,

профессор экономики связи МТУСИ, д.э.н.

В статье рассматриваются результаты мониторинга инфокоммуникационного развития Казахстана и стран СНГ, приводятся результаты оценки состояния и потенциала инфокоммуникационного развития и показывается практическое значение мониторингового инструментария управления развитием инфокоммуникаций, позволяющего конкретизировать решения по основным направлениям обеспечения доступности, прогрессивности, интенсивности использования инфокоммуникационной инфраструктуры и повышению эффективности реализации стратегии построения информационного общества в Республике Казахстан.

и \

22

222

222

22

2

Ключевые слова:

информационное общество, управление, мониторинг, инфокоммуникационное развитие, показатели и методика интегральной оценки, состояние, потенциал инфокоммуникационного развития, управленческие решения.

А.С. ДЮСЕНЕВ,

управляющий директор АО «Казахтелеком»

Application of monitoring tool for ICT development management in Kazakhstan

The article considers the results of monitoring of infocommunication development of Kazakhstan and CIS countries, the results of the assessment of the status and potential of ICT development and demonstrates the practical value of the monitoring instrumentation control Infocommunications, allowing you to specify solutions in the key areas of accessibility and progressiveness, the intensity of use of information and communication infrastructure and improve the efficiency of implementation of the strategy for building the information society in the Republic of Kazakhstan.

Активность процессов информатизации, развитие и повсеместное внедрение инфокоммуникационных технологий (ИКТ) создают основу для движения всех стран мира к информационному обществу. Стратегические цели и задачи по построению и развитию информационного общества, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества с учетом инициативы МСЭ «Соединим мир» послужили основой для принятия 02.06.2011 г. «Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационно-

2 ••...

Key words:

nn3 information society, management, monitoring, ICT n

development, indicators and methodology of integrated assessment, the state, the potential of ICT development management decisions.

п

GH

ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА ЕШ

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

го общества» и «Плана действий по ее реализации на период до 2015 года». Реализация данных документов служит важным фактором формирования информационного пространства Содружества независимых государств (СНГ) на базе ИКТ и развития их национальных экономик [1,3].

Национальные стратегии стран СНГ выражают государственную политику расширения использования ИКТ, определяют ключевые цели, задачи, приоритеты и основные направления деятельности по развитию страны, построению информационного общества и интеграции в мировое сообщество [2, с. 11]. Основные задачи и направления сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества представлены на рис. 1.

Цели реализации национальных стратегий и концепций инфокоммуникационного развития состоят в формировании устойчивого информационного общества с развитой инфокоммуникационной инфраструктурой, высоким уровнем компьютерной грамотности, проникновения ИКТ и доступа в сеть Интернет, расширенным использованием системы электронных услуг, а также в преодолении «электронного» неравенства и обеспечении должного уровня развития отрасли инфокоммуникаций и национальных экономик развивающихся стран СНГ среди стран мирового сообщества.

В Республике Казахстан сфера связи и ИКТ является одним из приоритетных направлений развития государства [3, 4]. Указом Президента РК № 958 от 19.03.2010 была утверждена «Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 гг.», отражающая государственный курс на строительство постиндустриального общества как новой фазы развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания, а ИКТ играют системообразующую роль в подъеме национальной экономики, в повышении ее конкурентоспособности. Одной из основных задач отрасли инфокоммуникаций является создание цифровой транспортной среды для поддержки процессов информатизации, развития современной телекоммуникационной инфраструктуры и ее интеграции с инфраструктурой других государств [3, с. 5].

Результаты деятельности в области связи и ИКТ в Республике Казахстан за 2013 год показывают весьма значительные успехи в развитии инфраструктуры и доступности информационных ресурсов [4]. Так, число фиксированных телефонных линий на 100 жителей составило 26 единиц, абонентов подвижной сотовой связи - 178 ед. Уровень компьютерной грамотности среди обычных пользователей ИКТ достиг 72%. В 70,2% опрошенных домашних хозяйствах подключение к сети Интернет осуществляется через настольный компьютер, мобильный Интернет используют 52,3%, технологию DSL - 39,1%, аналоговый модем - 32,5% домашних хозяйств. Доля предприятий, имеющих ПК, составила 66,2%, а имеющих доступ к сети Интернет - 60,7%, более 6% предприятий используют Интернет для размещения заказов и покупок [53].

Для реализации стратегии создания информационного общества и выработки эффективных решений по развитию инфокоммуникационной инфраструктуры и внедрению ИКТ в различные сектора экономики Казахстана необходимо ориентироваться на достигнутые результаты мирового развития инфокоммуникаций, результаты мониторинга инфокоммуникационного развития, стратегические и тактические направления информатизации стран-участниц СНГ. Проблемам разработки и внедрения системы мониторинга в различных секторах экономики в Казахстане уделяется большое внимание.

Международные организации (ООН, ОЭСР, МСЭ) ведут активную разработку показателей состояния и развития связи, инфокоммуникационной инфраструк-

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

п \ нн Ч.

EBB ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА

пп н

туры, доступности информационных ресурсов, а также устанавливают критерии готовности стран к информационному обществу. Однако методики, применяемые на международном уровне, не всегда учитывают региональную специфику стран СНГ и должны быть адаптированы к национальным системам статистического учета в области инфокоммуникаций. Кроме того, происходящие принципиально новые явления, касающиеся процессов информатизации, развития инфокоммуникационной инфраструктуры и внедрения ИКТ в различные области социально-экономической деятельности, нуждаются не только в совершенствовании методологии измерения, но и мониторинге происходящих изменений.

Проблему информационно-аналитического обеспечения для принятия обоснованных координирующих решений всеми странами СНГ возможно решить на основе мониторинга инфокоммуникационного развития как системы постоянного наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния инфокоммуникационной инфраструктуры и информационного пространства региона по странам, показателям, явлениям и процессам, происходящим на национальном и международном уровнях. Такая система дает возможность не только оценить состояние и потенциал развития инфокоммуникаций, но и обосновать принятие управленческих решений по внедрению более качественных и технологичных инфокоммуни-кационных услуг, технологий и приложений к ним в различные сферы управления, экономики и социума.

Результаты международных оценок движения к информационному обществу по уровням Индекса сетевой готовности (Networked Readiness Index - NRI), Индекса развития электронного правительства (E-Government Development Index - EGDI), Индекса развития ИКТ (ICT Development Index - IDI), устанавливаемых на основании композитных индексов, свидетельствуют о положении стран мира по данным показателям в общей их совокупности или изменении положения за ряд лет [6-8]. Так, в 2013 г. в рейтинге по индексу электронного правительства Казахстан улучшил свои позиции и поднялся

с 38-го на 28-е место, по индексу сетевой готовности за год не изменил своего 43-го места, а по индексу развития ИКТ переместился с 48-го на 53-е место.

При всех преимуществах международных подходов остается неясным вопрос о конкретных узких местах процесса информатизации или резервах повышения эффективности использования инфокоммуникаци-онных сетей и технологий. В то же время мониторинг результативности процессов информатизации национальных экономик по системе частных, обобщающих и интегральных показателей инфокоммуникационного развития (ИКР) в трех плоскостях (состояние, динамика и потенциал) позволяет установить имеющиеся резервы и оценить потенциальные возможности по ускорению развития инфокоммуникационной инфраструктуры (ИКИ) и повышению эффективности ее использования на основе прогрессивных технологий и стандартов, системной деятельности по информатизации общества.

Интегральный эффект от развития инфокоммуникаций в системе мониторинга ИКР определяется синергией или совместным результатом изменения отдельных параметров ИКР по доступности инфраструктуры, ее прогрессивности и интенсивности использования, подкрепленных эффективностью реализации стратегии информатизации. Для обеспечения социально-экономического и инфокоммуникационного развития стран СНГ, адекватного региональной специфике, разработан и используется специфический интегральный показатель ИКР с учетом существенной вариации достигнутого уровня развития по региональному содружеству [1,2].

Интегральный показатель инфокоммуникационного развития

I

Обобщающие показатели инфокоммуникационного развития

Доступность пользователей к инфокоммуникационной инфраструктуре Прогрессивность инфокоммуникационной инфраструктуры Интенсивность использования и нфоко м му н и кацио н н ых сетей и ИКТ Эффективность стратегии по информатизации

1.1. Плотность фиксированных телефонных линий

1.2. Плотность абонентов подвижной связи

1.3. Плотность персональных компьютеров

1.4. Плотность абонентов Интернет

2.1. Уровень цифровой телефонной связи

2.2. Уровень многоканального (цифрового) телевидения

2.3. Плотность абонентов

ш и рокопол осного доступа

2.4. Охват сетями подвижной связи новых поколений ЗС

3.1.Пропускная способность сети Интернет

3.2. Душе вые доходы от ИКУ

3.3.Доля ВВП, создаваемого в секторе ИКТ

3.4.Доля работников, занятых в секторе ИКТ

4.1. Доля органов управления,применяющих ИКТ

4.2. Доля

общеобразоватеп ьн ых учревдений использующих ПК и Интернет

4.3. Доля юридических лиц, использующих ПК и Интернет

4.4 Доля хозяйствующих субъектов, применяющих ИКТ в экономической деятельности

Рис. 2. Состав интегрального показателя инфокоммуникационного развития стран СНГ

п

GH

ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

В качестве методологической основы получения интегральных оценок инфокоммуникационного развития по странам СНГ можно использовать интегральный индекс ИКР региона по методу нормализованных величин:

] I

_ I Г1 уЪ

где П^уи - значение показателя, характеризующее ¡-й параметр /-го обобщающего или интегрального показателя для /-й страны; / = Нп, п - количество стран, вошедших в исследуемую территориальную совокупность; / = Нт. т - количество частных показателей; И = Н I , I - число параметров, учитываемых в показателе П/.

Для измерения потенциальных возможностей ИКР стран СНГ по каждому параметру целесообразно использовать индексы прироста фактических данных по сравнению с лучшими значениями по СНГ:

(отн. ед.)

где Пп - потенциальное значение параметра ИКР; Пф -фактическое значение параметра; ЛПп - прирост параметра ИКР до потенциальной величины.

ч

Мониторинг инфокоммуникационного развития (МИКР) проводится по системе частных, обобщающих и интегральных показателей состояния и потенциала инфокоммуникационного развития по странам СНГ (рис. 2).

На основе статистических данных о развитии связи и ИКТ стран-участниц СНГ за 2013 г. [4, 5] были произведены расчеты частных, обобщающих и интегральных показателей состояния и потенциала ИКР и группировка стран СНГ в зависимости от душевого уровня валового внутреннего продукта (ДВВП) на три подмножества (табл. 1). Как показывает проведенный анализ ИКР по системе мониторинга, Республика Казахстан занимает ведущие позиции среди стран СНГ: по уровню состояния ИКР - 4-е место, по потенциалу ИКР -только 8-е место из 11 стран. Казахстан входит в группу наиболее развитых в области ИКР стран, к которым также относятся Азербайджан, Беларусь и Россия с уровнем ДВВП более 5000 долл. на 1 жителя. В группу стран со средним уровнем ДВВП вошли Армения, Молдова и Украина. К странам с низким уровнем ДВВП относятся Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, отличающиеся низким уровнем благосостояния и имеющие существенный потенциал ИКР при эффективной инфокоммуникационной политике.

Таблица 1. Интегральный показатель состояния и потенциала ИКР по группам стран СНГ в зависимости от величины ДВВП в 2013 г.__

Государс гна Таджикистан Состояние МК'Г но ко н|н| m цистам Потенции, i ИКР no индексам

Доступность ИКИ Прогрессивность ИКИ Интенствность использования ИКС и ИКТ Эффективность стратегической информации Интегральный показатель состояния ИКР § $ S •• 3 Î s ^ Ï ; S ï 1 1 if1 = = î ; s ~ 3 Доступность ИКИ Прогрессивность ИКИ Интенсивность использования ИКС н ИКТ Эффективность стратегической Информации Интегральный потенциал ИКР | ¿5; i 11 1 §■ 1 а, = s 5 £

0,42 0,81 0,25 0,23 0,41 7 3,81 0,25 2,19 1,78 2,01 4

Туркмен нстан 0,47 0.54 0,18 0,21 0,34 9 1,67 2,31 6,18 1,40 2,89 3

Кыргызстан 0,47 0,34 0,34 0,32 0,38 8 1,79 1,77 1,87 1,79 1,81 5

Узбекистан 0,12 0,32 0,02 0,54 0,22 11 3,00 1,98 4,92 4,65 3,64 1

В группе с ДВВП до 2000 долл. па 1 чел. 0,37 0,51 0,20 0,32 0,35 2,57 1,58 3,79 2,40 2,59

Ар мен ия 0,62 0,67 0,51 0,77 0,63 5 0,63 0,85 0,79 0,52 0,70 7

Молдова 0,42 0,49 0,63 0,51 0,51 6 1,08 2,34 0,72 0.68 1,21 6

Украина 0,29 0,25 0,31 0,06 0,24 10 3,16 3,47 1,59 3,87 3,02 2

В группе с ДВВП от кто до 50оо долл. па 1 чел. 0.44 0,4 7 0,48 0,45 0,46 1,62 2,22 1,03 1,69 1,64

Азербайджан 0,64 0,92 0,54 0,93 0,73 3 0,60 0,08 0,57 0,08 0,33 9

Беларусь 0,75 0,83 0,76 0,98 0,82 2 0,23 0,54 0,33 0,0! 0,28 10

Казахстан 0,68 0,70 0,49 0.78 0,65 4 0,50 0,58 0,68 0,27 0,51 8

Россия 0,73 0,97 0,82 0,95 0,85 1 0,34 0,02 0.14 0,04 0,13 „

В группе с ДВВП от 5000 долл. на I чел. 0,70 0,86 0,65 0,91 0,78 0,42 0,30 0,43 0,10 0,31

№4-2014 BGIC КАЧЕСТВА

п Ч нн Ч.

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ВВВ ЭКОНОМИКА БИЗНЕСА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пп н

Таблица 2. Характеристика потенциала инфокоммуникационного развития Республики Казахстан 1

Наименование показателей Относительно максимальных значений параметров по СНГ

Размер потенциала, отн. ед. Характер активности мероприятий

Плотность фиксированной телефонной связи, на 100 чел. 0,83 Нет целесообразности в развитии

Плотность терминалов подвижной связи, на 100 чел. 0,0 Низкая

Плотность персональных компьютеров, на 100 чел. 0,37 Средняя

Плотность пользователей сетью Интернет, на 100 чел. 0,82 Высокая

Уровень цифровой телефонной связи, % 0,01 Низкая

Уровень многоканального (цифрового) телевидения, % 1,71 Высокая

Плотность абонентов широкополосного доступа, на 100 чел. 0,48 Средняя

Охват сетями подвижной связи новых поколений, % 0,12 Средняя

Пропускная способность сети Интернет, Мбит/с на 100 чел. 0,70 Высокая

Душевые доходы от услуг инфокоммуникационного сектора ИКУ, долл. на 1 чел. 0,42 Средняя

Доля ВВП, создаваемого с применением ИКТ, % 0,97 Высокая

Доля работников, занятых в секторе ИКТ, % 0,61 Высокая

Охват сферы управления ИКТ, % 0,21 Средняя

Охват сферы образования ИКТ, % 0,04 Низкая

Охват сферы экономики ИКТ, % 0,63 Высокая

Доля хозяйствующих субъектов, применяющих ИКТ в экономической деятельности, % 0,19 Средняя

Применение управленческого инструментария мониторинга по системе обобщающих и интегральных показателей ИКР в разрезе стран-участниц СНГ дает возможность получить четкую картину достигнутого положения по техническим, технологическим, организационным и социальным параметрам инфокоммуникационного развития и установить узкие места и резервы его улучшения. Данные преимущества мониторинга ИКР продемонстрированы в табл. 2, согласно которой размеры потенциала и соответствующий характер активности мероприятий по всем анализируемым показателям позволяют конкретизировать управленческие решения по координации ин-фокоммуникационной политики Казахстана.

Параметрический анализ размеров потенциала ИКР дает основание для поиска имеющихся резервов. В частности, следует усилить активность инфокоммуника-ционной политики Казахстана в вопросах развития сети Интернет и ее доступности, цифровизации телевидения, увеличения пропускной способности международных Интернет-каналов на основе новейших технологий и мотивирующей тарифной политики, а также дальнейшего распространения и применения ИКТ в образовании, управлении и бизнесе посредством введения электронного документооборота, образовательного процесса и использования Интернета в сфере производства и обращения товаров и услуг.

Постоянный мониторинг инфокоммуникационно-го развития в трех плоскостях - состояние, динамика и потенциальные возможности - в сочетании с анализом международных рейтингов готовности стран СНГ к ин-

формационному развитию дает возможность конкретизировать меры по более эффективному использованию ИКТ в бизнесе и государственном управлении; обоснованию направлений инвестирования в области ИКТ и реализации стратегии информатизации для укрепления своих позиций в процессе информатизации общества. ■

Литература

1. Зоря Н.Е. Сопоставительный анализ динамики и характера развития инфокоммуникаций стран РСС // Век качества. 2010. № 2. С. 31-34.

2. Зоря Н.Е., Кузовкова Т.А. Методология и практика мониторинга инфокоммуникаций: Монография. М.: ООО «Медиа Паблишер», 2012. 260 с.

3. Государственная программа «Информационный Казахстан 2020» // http://www.zerde.gov.kz/ru/page/gosudarstvennaya-programma-informacionnyy-kazahstan-2020.

4. Развитие связи и информационно-коммуникационных технологий в Республике Казахстан. 2009-2013: Статистический сборник. Астана: Статистика комитет, 2014. 87 с.

5. Статистический сборник о деятельности Администраций связи в области связи и информатизации за 2012-2013 гг. М.: Ис-полн. комитет РСС, 2014. 196 с.

6. Измерение информационного общества (резюме на рус. яз.). International Telecommunication Union. Plase des Nations. CH-1211. Geneva, Switzerland, 2013.

7. E-Government for the Future We Want 2014. New York, United Nations E-Government Survey, 2014. 284 p. // http //www.unpan. org/e-government.

8. The Global Competitiveness Report 2013-2014. New York, World Economic Forum, 2014. 569 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.