14 декабря 2011 r. 11:09
ЭКОНОМИКА
Предложения РСС по методике оценки инфокоммуникационного развития по регионам, и ее сопоставление с методикой МСЭ
Ключевые слова:
МСЭ, оценка инфокоммуникационного развитя.
Раскрываются предложения по методике оценки региональногоМСЭ инфокоммуникационного развития, отражающей уровень социально-экономического развития стран участников Регионального содружества в области связи. Предлагается осуществлять оценку инфокоммуникационного развития по совокупности частных, обобщающих и интегральных показателей метадом нормализованных величин и рейтингов в трех ракурсах: состояние, динамика, потенциальные возможности развития.
Зоря Н.Е.,
Зам Генерального д иректора И К РСС
Кузовкова Т.А.,
дэ.н., проф. МТУСИ
Международные организации, такие кок Организация объединенных наций (ООН), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международный союз электросвязи (МСЭ) и Региональное содружество связи (РСС), уделяют значительное внимание разработке показателей состояния и развития инфокоммуникаций, доступности информационных ресурсов, а также определению критериев готовности перехода и построения информационного общества. Од нако данные методологии, применяемые на международном уровне, должны быть адоптированы к региональной специфике и национальным системам статистического учета и оценки социально-экономического развития.
Объективная и своевременная информация об изменениях, происходящих во внутренней и внешней средах, является необходимым условием эффективной работы органов управления.
Меэкдуиародные, Региональные организации, Администрации связи стран РСС должны располагать достоверными донными об объемах и структуре потребления инфокоммунико-ционных услуг, о характере развития инфокам-муникоционной инфраструктуры, степени ее доступности, прогрессивности и использово-ния, о потенциале развития инфокоммунико-ций и рынка услуг для формирования эффективной стратегии информатизации и политики экономического регулирования региональных рынков инфокоммуникационных услуг.
На Полномочной конференции МСЭ (Гвадалахара, 2010 г.), в Резолюции 71 отмечает-
ся что сбор, предоставление и распространение качественных показателей и статистических донных, которые позволяют измерить и провести сравнительный анализ, связанный с использованием и внедрением электросвязи и ИКГ, имеют ключевое значение для поддержки развивающихся стран. Эти показатели, включая инд екс развития И КТ, пред оставляют правительствам, регуляторным органам и заинтересованным сторонам механизм, позволяющий лучше понять ключевые движущие силы развития электросвязи и внедрения И КТ и содействующий разработке текущей национальной политики.
В то же время на Всемирной конференции по развитию электросвязи МСЭ (Хайдарабад 2010 г.) в Резолюции 8 МСЭ для реализации Женевского плана действий и Тунисской программы поручено осуществлять разработку и сбор показателей, обеспечивающих объективность международного сопоставлению инфокоммуникационного развития по регионам Это становится возможным за счет разработки и применения специфической системы ключевых показателей, оценивающих усилия развивающихся стран по устранению "цифрового разрыва" и созданию информационного общества, а также измерения реального воздействия ИКТ на развитие стран.
Для решения зсщачи более объективного оценки инфокоммуникационного развития по странам регионов и полноценного сопоставления регионального уровня инфокоммуникационного развития с международными композитными индексами авторами разработана научно-обоснованная и адекватная специфике развития развивающихся стран система показателей инфокоммуникационного развития.
Основанием для совершенствования системы показателей инфокоммуникационного развития по регионе** послужил сопоставительный анализ динамики и характера регионального и мирового развития связи и инфор-
мационных технологии по основным параметрам за последние 5 лет. Анализ показал, что для инфокоммуникационного развития (ИКР) стран участников РСС характерны следующие особенности:
• стабильное опережение темпов развития отрасли связи и информационных технологий, роста доступности средств связи и сети Интернет, а также темпов роста доходов от услуг связи по сравнению с экономическим ростом национальной экономики (ВВП);
• значительная вариативность экономического развития национальных экономик, отрасли связи, информационных технологий и процессов информатизации;
• взаимосвязь макроэкономических, демографических и научно-технических условий развития национальных экономик и внутренних факторов отраслевого развития инфокоммуникаций;
• определяющее влияние государственной политики в сфере связи и информатизации на темпы технического обновления и инновационного развития инфокоммуникаций и характер интернационализации национальных экономик в мировую систему.
Для определения тенденций инфокоммуникационного развития в регионе РСС было проведено изучение национальных стратегий и программ развития отрасли связи и ИКТ, целевых индикаторов развития, существующих и перспективных параметров движения отраслевых экономик стран участников РСС к единому информационному пространству и информационному обществу [1,2].
Анализ специфики инфокоммуникационного развития стран участников РСС показал, что этот процесс развития инфокоммуникаций охватывает четыре основные группы:
— инфокоммуникационная инфраструктура, характеризующая обеспеченность общества ИКТ и доступ к средствам связи и информационным ресурсам;
T-Comm #4-2011
15
- индустрия информатизации, характеризующая структуру производства ИКТ и объемы их национального производства;
- рынок инфокоммуникационных услуг, технологий и оборудования отражающий уровень потребления, объемы и структуру спроса, степень рыночной конкуренции и динамику его развития;
- пользовательская инфокоммуника-ционная среда, показывающая эффективность использования ИКТ в экономике, социуме и государственном управлении, степень готовности к электронному обществу и жизни в едином информационном пространстве.
В ходе исследования были установлены этапы формирования информационно-аналитической базы ИКР которые свидетельствуют о наличии существенной эволюции методического обеспечения процесса информатизации и необходимости формирования системы показателей, наиболее адекватно характеризующей сущность инфокоммуникационного развития (ИКР), процессы и результаты регионального развития инфокоммуникаций (табл. 1).
Сущность категории инфокоммуникационного развития определяется как многопараметрический и многофакторный процесс изменения общественного производства и социума на основе целенаправленного применения инфокоммуникационных технологий, сетей и средств в разлитых областях социально-экономической жизнедеятельности, способствующего переходу к более совершежому состоянию инфокомму-никационной инфраструктуры и формированию информационного общества.
Интегральный показатель инфокоммуникационного развития
Обтнцаннцис пока tarne, i и ипфоншчуникациоппо.-п ра шит им
Доступность
иифокоммумикациои но* инфраструктуре
Прогрессивность инфокоммуииквциои мой инфраструктуры
чг
Интенсивность
инфокоммуниьлциом ных сетей и ИКТ
1 2 Плотность
подвижной связи 1 3 Плотность
1 4 Плотность пользователей Интернет
2 1 Уровень цифроеимции телефонной связи 2 2 Уровень цифроеимиии телевидении подвижной связи 2 3 Доля пользователей с широкополосным доступом к сетям
2 4 Степень покрытия территории сетями новых
31 Душевой объем переданной по сети Интернет информации 3 2 Душевые доходы от ИК услуг
3 3 Доля ВВП доходов предприятий с применением ИКТ 3 4 Доля учреждений и органов управления применяющих ИКТ
4 1 Наличие стратегии построения ИО и степень ее реализации 4 2 Доля разработанных документов в нормативноправовой базе ИК 4 3 Охват ключевых сфер экономики ИКТ 4.4 Доля юрлиц, использующих ПК и Интернет
fac. 1. Структура и параметры интегрального показателя инфокоммугвкациожого развития стран РСС
Эффект от инфокоммуникационного развития определяется совместным результатом эволюционного изменения отдельных параметров инфокоммуникационного развития по доступности инфраструктуры, ее прогрессивности и интенсивности использования, подкрепленным эффективностью реализации стратегии информатизации. Поэтому предлагаемая система показателей представляет собой совокупность частных, обобщающих и интегральных показателей, рос считываемых с помощью методов нормализованных величин и рейтингов,
Таблица 1
Эволюция этапов формирования информационно-аналитической системы показателей инфокоммуникационного развития
hm OtUklU Щкигрсния N IIЛII»»гниИЛИНГ ПОМИК.КЙ
Этап MI I9SS-I97S*. Интеграция слмш и ЭВМ Состояние и ратшис ccicft и cpc.icie cm т. информативных тсхно.кмнЛ. динара i ни \ и нр<чраммны\ срелста Доступность (nwiHocib) cpe.icie ca«ш псрсонатьных компьютеров
)тап М2 19?3-199Л\\ к'оилгр.'гииия скм tu и ыт/ч/р иитики Состояние и рати тс индустрии ннформашпнни. ринка усл>» сеет и ИКТ Обеспеченность обшсстiu срс летами сия ш н ИКТ Доступность cpc.icie свяш. сстн Итернст. инфпрчэмнонных ресурсов Критерии готовности К информационном) обществ) во eUHMiXMUl С N ровном социально-жономнческос о ра иония страны 11раион<ч' обеспечение дспсшмсти в сфере ИКТ
)mun .V?i 1996-2005,'.-. Ннфорчати миия. ипфокпнчупикаини Состояние и раиштис индустрии. объектив и объектов икформашицнн Состояние и рамитпе МЛЬЗОМКЙЬСВОЙ среды Уровень испо ль ювання средств свят. ИКТ. сст Интернет в мсономикс. >нрая.1снни и еччша И.НОМ ратиши Критерии ююеностм к » »сктронному раюнино 1 осуларст венная cipjici ии и регулирование сферы ИКТ Ьитсс-климат и человеческий шшш в сфере ИКТ
ЭттнЖ 2005-282U.V. Ииформаииоииое 1Ч>ЩГ1*Ни> Информационная направленность стратегии государственной политики "Эффективное!ь нснилыованна ИКТ я жономнкс. чнраакнии и социальном ратвитии Степень вов-кчення он теса и населения в мсьчроннос пространство Доля ВНП. со панною с применением ИКТ и нестройном cpe.ua Кршсрии npiuia. нежности к информационном) обикстяу ( hiCHKa ПиЛОЖНТСЛЪНЫХ И ОфШШСЛЬИЫХ |ффскюе НН|]н|рма1И С.Т11ИИ
учитывает значительную вариацию параметров ИКР по странам региона и характеризует процесс развития (состояние, динамика и потенциальные возможности) информацио^ого общества на региональном пространстве (рис 1).
По сравнению с применяемой международными срга ни золями системой показателей и индикаторов развития информатизации в предлагаемой схеме приоритеты характеристик ИКР смещены с обеспечения доступности сред ств связи, сетей и ИКТ, характерных для первых этапов информатизации, на прогрессивность инфокам-муникационной инфраструктуры, интенсивность ее использования ИКТ и активность государственной национальной стратегии [3].
Показатели инфокоммуникационного развития стран учостников РСС в системе регионального мониторинга удовлетворяют следующим требованиям:
— адекватности отражения состояния и д инамики всех сторон процесса информатизации (производственной, рыночной, потребительской, социальной, правовой и других);
— надежности, т.е. возможности собрать полную и достоверную информацию по этим показателям;
— достатснности системы показателей для пстэты оценки ИКР с помощью статистического наблюдения за процессами информатизации;
— достоверности показателей состояния и динамики процесса информатизации;
— возможности служить информационной основой и инструментом для выявления резервов и определения воздействий на процесс информатизации в целях эффективного изменения его состояния.
16
T-Comm #4-2011
Сопоставление предлагаемой методики инфокоммуникационного развития по странам регионов с методиками оценки движения к информационному обществу МСЭ
Таблица 2
Существующие в МСЭ
Предлагаемые РСС
Рекомендации 11|><><>Н и I арварлскою унивсрси те та по критериям оценки готовности страны для перехода к информационному обществу и методике их расчета.
Оценка уровня готовности к информационному обществу производилась по четырем уровням условий: первый - условия отсутствуют; второй условия созданы и используются малой частью общества: третий условия имеются и используются значительной частью общества, хотя существует электронное расслоение общества: четвертый - большая часть общества использует в жизни и профессиональной деятельности ИКТ и услуги, осуществляются меры по ирсодо-лению электронного расслоения общества.___________________
Предлагаемый методологический аппарат оценки ии-фокоммупикапнонною развития (ИКР) построен на концепции аддитивного моделирования и систематизации параметров интегрального показателя на основе нричннно-следствсниого анализа.
Это позволит существенно сократить та траты стран на сбор Т1 обработку необходимой инфор-мацнн. повысить оперативность тт качество аналитнко-прогнозных работ за счет использования своевременной и более достоверной информации, применения специальной методологии и технических средств обработки и представления информации.
Состав Индекса развития ИКТ < 1Г>1 > МСЭ - 7 показателен:
- проникновение фиксированной телефонной святи
- проникновение мобильной сотовой связи
- полоса пропускания международного трафика Интернета на I пользователя
- доля домашних хозяйств, имеющих компьютер
- доля домашних хозяйств, имеющих доступ в Интернет
- число польтоватслсй Итггерттета на I (Ю жителей
- число абонентов широкополосной мобильной связи на 100 жителей
Статисти1ческттс данные определяются не на основе прямого статистического учета, а расчетным способом экспертною оценивания или метолом выборочною обследования (опроса). Евростатом разработаны п рої рам мы и методики таких обследований. Препятствием к их проведению является дороговизна таких мероприятий.
Из 37 показателей, использусмых для оценки развития ИКТ. только 12 опираются на данные статистической отчетности. остальные - основаны на результатах экспертных оценок. Поэтому результаты расчетов композитных индексов. публикуемые в Сборнике РСС. приведены далеко не по всем странам РСС и не позволяют провести качественный анализ.
Международные композитные индексы: готовности к сетевому миру, электронной готовности, цифровых возможностей тт готовности к электронному правительству рассчитываются различными межлунароными оріани затіями (Всемирный Ьанк развития. ВЭФ, МСЭ, ООН, аналитический центр «Оріантгзация экономических исследований», каждая из которых рассматривает проблему готовности к электронному развитию исходя из своттх полей и задач, охват вая при этом наблюдением различный круг стран
Перечень показателей-индикаторов (16 частных показателей )
I .Доступ пользователей к ипфокоммуинкационной ннФпа-УГОУКЩУ
1.1 Телефонная плотность
1.2 Плотность терминалов подвижной связи
1.3 Плотность компьютеров
1.4 Плотность пользователей Интернет
2.11рогрссснвность ннфокоммуникационной инфраструктуры
2.1 Уровень цифрови защит телефонной связи
2.2 Уровень цифровнзатш телевизионною вешания
2.3 Доля пользователей с широкополосным доступом к сетям
2.4 Степень покрыт ия территории сетями новых поколений
3.Интенсивность использования инфокоммуникаинонных
УЧИХН И ИКТ
3.1 Душевой объем информации, переданной по сстн Интернет
3.2 Душевые доходы от иифокоммуникациоппых услуг
3.3 Доля доходов предприятий, создаваемых с применением ИКТ. в ВВП страны
3.4 Доля социальных учреждений н ор»апов управления, применяющих ИКТ
4.Эффективность страте» ин по информатизации
4.1 Наличие страта ни построения информационною общества тт степень ее реализации
4.2 Доля разработанных документов в нормативноправовой базе ИКТ
4.3 Охват ключевых сфер экономики ИКТ
4.4 Доля юридических лиц. использующих в своей деятельности ПК и Интернет
И»тлекс готовности к сетевому миру (NR1) рассчитывается исходя из 4.Х пока jaic.icii. iри т лавных > частика: частые лица, бизнес, правительство.
Иттлскс электронной готовности <li-readiness Index) рас-счнтывастся на основе 100 количественных и качественных критериев, организованных в шесть отдельных кагсюрнй. измеряющих разнообразные компоненты социального, политическою. экоиоминческого и технологическою развития стран
Иттлскс цифровых возможностей (Digital Opportunity Index. DO!) характеризует участие в информационном обществе домашних хозяйств и отдельных граждан.
Иттлскс готовности к электронному правительству (l--govemment Readiness Index) является предметом изучештя СЮН. которая проводит ежегодные обследования |91етраи-участниц. В ходе обследований изучается ис только наличие web-сайтов правительственных организаций, но тт их содержание. спектр прелое 1авлясмых услуг, возможность обратной связи с населением и учет мнений респондентов но дея-тсльности органов власти.
Оценка успехов стран участников РСС (и других региональных организаций) на нуги построения информационного общества по предлагаемым показателям приближена к оценке по Индексу IDI.
При этом они приобретают качество индикаторов, т.е. позволяют оценить достижение определенного значения конкретного показателя (напрнмер. среднего для i руппы с гран с наиболее высоким ра звит »тем ИКТ) или отставаштс от этою значения.
Ilpe.'tiaiаемые показатели в основном входят также в состав других композитных индексов, что свидетельствует
о признанном па международном уровне значении этих показателей для характеристики развития ИКТ.
Статистическая штформация по предлагаемым показателям доступна в с »ранах участников РСС или может быть получена в перспективе. Регулярный сбор ti анализ данных повысит внимание к полноте н достоверности статистической информации, что обеспечит более точный расчет значений международных композитных индексов, в сослав которых входят предлагаемые показатели.______________________
T-Comm #4-2011
17
Предлагаемая система показателей инфокоммуникационного развития предназначена не только для решения задачи более объективного измерения ИКР по странам регионов и полноценного сопоставления уровня инфокоммуникационного развития с международными композитными индексам, но и представляет собой методический инструментарий мониторинга и координации инфокоммуникационно-го развития на национальном, региональном и международном уровнях [4] (рис 2).
Сопоставление предлагаемой методики оценки инфокоммуникационного развития по странам регионов с методиками оценки движения к информационному обществу МСЭ по показателям, методам и информационной базе оценки приведено в табл.2.
Достоинства методического инструментария инфокоммуникационного развития стран участников РСС состоят в следующем
— отражает комплексный, многомерный подход к оценке сложной, динамичной открытой региональной системы;
— осуществляется на основе донных статистической отчетности;
— является сравнительной характеристикой, показывающей достоинства и узкие места в развитии инфокоммуникаций, как в отдельно взятой стране, группе стран, так и всего региона в целом;
— четкий алгоритм вычислений позволяет реализовать математическую модель в компьютерном режиме.
Предложенный механизм интернационализации мирохозяйственных связей в области инфокоммуникаций, учитывает разный уровень и специфику развития национальных эко-
Лнлтиї иациоипльмого
раимгтмя
х
1 Ыфрдетрук тура и индустрия ИКТ Ринок услуги ИКТ ^ффСК7НВМОСІ I* ИСПОЛЬКНвМИЯ ИКТ вобшестве ^ОШВМоЧ*. регулирования процессом
С'итктпи№пкыЯ ысжлупароаныА ЯМП ИОЛОЖСМИЯ сірим РСС в сфере гтегтроииого ратмгти»
Сописпмителышй pCTHMIUUIUH JHJLTin ИКР в масштабе РСС
индексов ютовиости к хіектроміїочу pnumno
Установление рейтинги Мнтеїралкн*» рейтинговая оценка ( (мнкгшлеинс ннтеїралмшх рейтинговых оценок ИКР с
страм оо частным
ома ытелям ИКР комполгтиымн индексами
Buminmc vmix мест и направлений лсктстьности по активнішим ИКР и движении к единому информационному пространству стран РСС
Кияинемие причин н факторов положенім стран РСС по птжиости к »лектроммому раївнтгао н выработка мер по актнвнышмн движения к санному мировому информационному пространству
fVc. 2. Взаимосвязь компонентов монитор^га инфокоммуникационного развития но национальное региональном и международном уровнях
номик региональной совокупности, позволяет конкретизировать параметры выявленного потенциала инфокоммуникационного развития и осуществлять координацию национальной политики по информатизации на региональном и мировом уровнях.
Литература
1 Рекоменд ации по метод ике заполнения показателей, характеризующих бизнес-климат, человеческий капитал, государственное регулцювание в сфере ИКТ (показатели БКР) Решение №39/3-СНГ. -М.:РСС 2009.-39с.
2 Зоря Н.Е, Куэсекова ТА, Мудац*#юв НК
Региональный мониторинг инфокоммуникационного развития Регионального содружества в области связи: монография. — М.: ГУУ, 2010. — 191с
3 Куэсеюоеа ТА, Зоря Н£ Результаты интегральной оцежи состояния и потенциала инфокоммуникационного развития стран РСС // Век качества. 2010. - N«6. - С34-37.
4 Зоря ЫЕ Использование мониторинга для координации регионального инфокоммуншационного развития стран РСС // Вестник уюверситета. Государственный университет управлешя, 2010. — №14-С 119-124.
Methodology of regional infocommunication development estimation, reflecting level of socio-economic development of the RCC participants' countries
Zorya N.Ye., Kuzovkova ТА Abstract
In ihe article proposals on methodology of regional 'mfocommuniccition development estimation, reflecting level of socio-economic development of the RCC participants' countries are presented. It is proposed to make infocommunicalion development estimation by set of particular, resumptive and integral indicators using method of standardized rate and ratings at three perspectives: condition, dynamics and development potential.
References
1. Recommendations on how to Ml the parameters that characterize the business dimate, human capital, government regulation in the KU (RBB figures) Decision number 39/3-SNG. - M.: RSS, 2009. - 39 p.
2. Zorya N.Ye., Kuzovkova ТА, Muhrtdinov N.N. Regional monitoring of infocommunication development of the Regional Commonwealth in the field of communication; monograph/ [Regtonainij monitoring infokommunikatsionnogo razvitiya Regionalnogo sodruzhestva v obbsti svyazi: monografiya] —
M.: SUM, 2010. -19 p.
3. Kuzovkova ТА, Zorya N.Ye. The results of the integrated assessment of the state and capacity of communication development of RSS countries [Rezultaty integralnoj otsenki sostoyaniya і potentsiala infokommunikatsionnogo razvitiya siran RSS] // Vek kacheshra, 2010. — №6. — R34-37.
4. Zorya N.Ye. Use of monitoring for coordinating regional communication development of RSS countries / / [Ispolzavanie monitoringa dlya koordinatsii regionalnogo infokommunikatsionnogo razvitiya siran RSS] Bulletin of the University. The State University of Management, 2010. — №14. — PI 19-124.
18
T-Comm #4-2011