УДК 281.2
ОБОСНОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ И АРХИТЕКТУРНОЙ УНИКАЛЬНОСТИ НЕРЧИНСКОЙ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ
© Е.С. Бушуева1
Бурятский государственный университет,
670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6а.
В статье, написанной на обобщении материала не известных ранее исторических документов, обнаруженных в фондах Государственного архива Забайкальского края, и впервые введенных в научный оборот автором данной статьи, предложен подробный анализ архитектурной композиции многоярусной шатровой колокольни Нерчин-ской Успенской церкви, благодаря которой удалось проследить ее связь с двумя шедеврами культового зодчества Сибири - Верхотурским Троицким и Иркутским Богоявленским соборами. Ил. 4. Библиогр. 15 назв.
Ключевые слова: многоярусная колокольня; шатровая колокольня; гурты; окошечки-слухи; уставщик; шедевр культового зодчества Сибири.
JUSTIFICATION OF NERCHINSKAYA ASSUMPTION CHURCH HISTORICAL AND ARCHITECTURAL
UNIQUENESS
E.S. Bushueva
Buryat State University,
6a Ranzhurov St., Ulan-Ude, Buryat Republic, 670000, Russia.
The article is based on the generalization of the material obtained from previously unknown historical documents found in the collections of the State Archive of the Trans-Baikal region and introduced into the scientific use by the author. Due to the detailed analysis of the architectural composition of a multi-storey marquee bell tower of Nerchinskaya Assumption Church provided in the article, it is possible to trace its relationship with two masterpieces of Siberian religious architecture - Verkhotursky Trinity Cathedral and Irkutsk Epiphany Cathedral. 4 figures. 15 sources.
Keywords: multi-storey bell tower; marquee bell tower; herds; dormer-windows; senior choir singer; masterpiece of Siberian religious architecture.
Небольшая, мрачная, полуразрушенная каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (рис. 1), возвышающаяся на берегу р. Шилки «против устья р. Нерчи в 6 верстах от города Нерчинска» [6, л. 8 об.], на первый взгляд проста и невыразительна. Об этой особенности древнего храма писали многие исследователи XX в.: Н.П. Крадин, Л.К. Мосиель Санчес, С.Н. Баландин, Н.Д. Музгин, В.Ф. Балабанов, А.Ю. Литвин-цев и др. Утверждение Н.П. Крадина, что «Успенская церковь проще и композиционно, и по декоративному убранству», позволило ему сделать вывод о значительно «более ярко выраженном» отставании «внешнего облика этого сооружения от своего времени» [13, с. 81-82]. На «архаичность» форм нерчинского памятника указал и архитектор Л.К. Мосиель Санчес [15, с. 41]. Так, историки и архитекторы не проявили интереса к первому каменному культовому зданию самого восточного в XVIII в. монастыря России - Нерчинской Успенской церкви, о ней встречаются лишь краткие упоминания в периодической печати, содержащие неточности и ошибочные суждения [10; 12; 14]. Вместе с тем непритязательный фасад скромного провинциального храма скрывает его уникальную связь с двумя шедеврами культового зодчества Сибири - Верхотурским Троицким и Иркутским Богоявленским соборами, богатую историю и великие дела первых покорителей
«Даурских землиц».
Исходя из обозначенного противоречия, целью статьи стало рассмотрение специфики архитектуры первого каменного православного храма Нерчинска, составляющего наиболее ценную часть историко-культурного наследия Забайкальского края, а также всесторонний анализ выявленной взаимосвязи с признанными памятниками культового зодчества Сибири периода ее освоения.
Впервые Нерчинская Успенская церковь была описана в указанной работе архитектора Н.П. Кради-на, активно изучавшего памятники-здания Нерчинска XVI11—XIX вв. Благодаря его научно-изыскательской работе российская и мировая общественность смогли познакомиться с достопримечательностями Восточного Забайкалья. Дав краткий, но в то же время емкий анализ архитектурных достоинств первого от Байкала до берегов Тихого океана каменного православного храма, Н.П. Крадин все же не смог передать конструктивно-строительных особенностей легендарной церкви, позволяющих вписать ее в общий контекст православного культового зодчества Сибири: «При всей общности с зодчеством Московской Руси Успенская церковь не имеет аналогов в сибирской архитектуре (подчеркнуто мною) этого времени, даже в таких "стольных" городах, как Тобольск, Тюмень и Иркутск»
1Бушуева Елена Сергеевна, старший преподаватель, соискатель, тел.: 89145256996. Bushueva Elena, Senior Lecturer, Competitor for a scientific degree, tel.: 89145256996.
[13, с. 81]. Ученый не счел нужным уделить внимание и четкому определению архитектурного стиля Нерчин-ской Успенской церкви, в то время как именно данный аспект в условиях предстоящих реставрационно-восстановительных работ выступает определяющим для исторически верного оформления внешнего убранства (экстерьера) древнего храма.
Нерчинская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы как монументальное культовое сооружение является уникальным архитектурно-историческим памятником Забайкалья. Полуразрушенная, она и в наши дни продолжает оставаться шедевром культового зодчества Сибири начала XVIII столетия (рис. 1).
Углубленное изучение специфики ее архитектуры позволило автору статьи сделать своего рода открытие и вписать Нерчинскую Успенскую церковь в общий контекст православного храмового строительства Сибири начала XVIII в. Именно принцип возведения каменной колокольни указывает на ее взаимосвязь с двумя шедеврами культового зодчества Сибири - Верхотурским Свято-Троицким и Иркутским Богоявленским соборами.
Колокольня Успенской церкви была возведена в типичной для того периода истории конструкции «восьмерик на четверике». Четверик колокольни был представлен двумя частями. Над верхней частью чет-
Рис. 1. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с. Монастырское (с. Калинино Нерчинского р-на, современное состояние, фото 2013 г.)
Обоснуем выдвинутое утверждение. Каменная пятиглавая Успенская церковь была возведена в 1712 г. на территории Нерчинского Свято-Успенского мужского монастыря, основанного по настоятельной просьбе нерчинского сына боярского Никиты Титова сына Варламовых. Величественный Успенский храм, выстроенный из красного кирпича, оштукатуренный и выбеленный, пятиглавый, однопрестольный, бесстолпной конструкции относится к широко распространенному во второй половине XVII в. типу, известному в архитектуре как «корабль». Ее объемно-пространственная композиция, восходящая к образцам культового зодчества Северо-Восточной Руси XVII в., в стилевом отношении соответствует строгановскому барокко. На это указывают специфика архитектуры монастырской церкви с пятиглавием и шатровой колокольней, а также особенности ее декора.
Наиболее показательный элемент архитектурного ансамбля Успенской церкви - каменная колокольня.
верика был установлен только один ярус открытых арок звона восьмерика, который венчал каменный (кирпичный) шатер. К конструктивным особенностям колокольни относится и то, что грани восьмигранного столпообразного яруса звона строители сориентировали строго по сторонам света. В каждой из восьми граней шатрового купола, четко очерченной выступающими ребрами, устроили открытые проемы в один ряд, так называемые слухи. Каждое окошечко-слух имело незатейливое декоративное оформление наличником в виде полуколонок сравнительно простой формы, увенчанных выступающими не разорванными треугольными фронтонами. Композиционное решение убранства слухов было гармонично увязано с оформлением глубоко профилированного киота для живописи, имитирующего глухой оконный проем, традиционно помещенный над порталом колокольни. Такое местоположение святого образа преследовало две цели: во-первых, встречать православных прихожан, а во-
вторых, охранять находящуюся за ней в верхней части четверика колокольни небольшую «палатку каменную», где содержалась церковная казна. К началу 60-х гг. XVIII в. углубление для киота расширили и в образовавшийся проем вмонтировали «часы железные». За бесперебойной работой сложного часового механизма должен был следить поручик Матфей Солнцев. Такой роскошью, как часы на каменной колокольне, не мог похвастаться ни один другой храм Забайкалья и Прибайкалья в тот период истории [9, л. 158].
Для зрительного обобщения всего архитектурного комплекса монастырского храма и придания ему цельности по верхней грани восьмерика колокольни пропустили ряд небольших килевидных кокошников, имеющих форму, абсолютно идентичную кокошникам основного объема здания Успенской церкви. Каждая грань восьмерика удерживала два маленьких кокошника, коих по периметру восьмигранника было размещено шестнадцать. Декорирование миниатюрными кокошниками привнесло изящество в ряд звона, визуально увеличило и облегчило его.
Определить исходный образец для возводящейся Успенской церкви и, в частности, для ее колокольни, помог сохранившийся в архиве Забайкальского края редкий исторический документ - подрядная запись за 1708 г. [8, л. 130]. Документ был найден автором статьи в 2008 г. среди документов Государственного архива Забайкальского края и введен в научный оборот посредством ряда научных публикаций [1-5 и др.]. В ней упоминалось имя Василия Степановича Горяева -«подмастерья каменных дел». Удалось установить, что первый нерчинский зодчий был соликамским мастеровым, уроженцем Ярославля. До того, как нерчин-ские служилые казаки пригласили его «со товарищами» возводить монастырскую каменную церковь, В.С. Горяев участвовал в сооружении удивительного по красоте собора во имя Святой Живоначальной Трои-
цы в Верхотурье - городе, известном в то время как «ворота в Сибирь». Поэтому исходным образцом возводимой Нерчинской Успенской церкви послужил Вер-хотурский Троицкий собор, что достаточно ясно усматривается в самобытном декоративном оформлении наличников окон и шатровой колокольне.
Отметим, что позднее, в 1959 г., решением ЮНЕСКО - международной конвенцией в Гааге, собор был признан шедевром русской культовой архитектуры.
Анализ архивных документов показал, что Василий Горяев был одним из немногих зодчих-практиков, кто «специализировался» на возведении шатровых колоколен. Поэтому неслучайно по окончании строительства колокольни Успенской церкви в Нерчинске его «со товарищами» приглашают в Иркутск для завершения каменного Богоявленского собора. На данный факт указывает Л.К. Масиель Санчес: «Известно, что между 1728-1731 гг. уставщиком был Василий Гаряев, также работавший над Троицким собором в Верхотурье» [15, с. 36]. Зная тот факт, что колокольню Иркутского Богоявленского собора закончили «шатром» в 1729 г., а имя уставщика Василия Горяева стало упоминаться в приходно-расходных описях этого собора с 1728 г., можно сделать вывод: уже опытный мастер своего дела Василий Горяев в 1728-1729 гг. ставил восьмигранный шатер на колокольню Богоявленского собора. Выходит, что шатровые колокольни были «коньком» зодческого мастерства Василия Горяева. Для того чтобы проследить этапы творческого роста Василия Горяева как зодчего, сравним шатровые колокольни трех каменных храмов: Верхотур-ского Троицкого собора, Нерчинской Успенской церкви и Иркутского Богоявленского собора, который, по утверждению исследователя архитектуры В.В. Скопи-на, являлся прямым преемником Троицкого собора из Верхотурья (рис. 2-4).
Рис. 2. Верхотурский Свято-Троицкий собор (строительство велось с 1703 по 1712 гг.)
Рис. 3. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы Нерчинского мужского монастыря (строительство велось с 1708 по 1712 гг.; фото 1903 г.)
Рис. 4. Иркутский Богоявленский собор (строительство велось с 1718 по 1731 гг.)
В частности, каменная колокольня Верхотурского Свято-Троицкого собора, утонченно-изящная и при этом динамичная, состоящая из нескольких ярусов, завершается восьмигранным шатром. Два верхних яруса открытых арок звона восьмерика соборной колокольни богато декорированы ажурным каменным узором. Каждая из восьми граней ярусов звонов визуально увеличена за счет большого (во весь пролет грани восьмерика) килевидного кокошника. Восемь высоких островерхих кокошника придают всему сооружению колокольни ярко выраженную вертикальную направленность. Все это великолепие в камне завер-
шается сомкнутым восьмигранным шатром с одним рядом окошечек-слухов. Надо заметить, что конструкция кирпичного шатра Троицкого собора в Верхотурье была повторена в завершении колокольни Нерчинской Успенской церкви.
Колокольню Иркутского Богоявленского собора венчает массивный шатер, представленный объемным восьмериком открытых арок звона, под которым в верхнем ярусе четверика был устроен придел во имя Иоанна Воина. Редкий по красоте и нестандартный по замыслу восьмигранный шатер колокольни украшен тремя рядами окошечек-слухов. Однотипное оформ-
ление слухов с ритмичным уменьшением их от ряда к ряду, резкие линии гуртов придают большую выразительность внешнему облику колокольни и как нельзя лучше подчеркивают ее динамизм.
Подмастерье каменных дел Василий Горяев, проектирующий эту каменную колокольню, для большей выразительности храмового ансамбля по верхней кромке восьмерика почти округлой формы расположил причудливое навершие из пояска небольших, но аккуратных килевидных кокошников. Каждая грань восьмерика открытых арок звона несет на себе по три миниатюрных кокошника, гармонично вписанных в общее декоративное убранство всего комплекса Богоявленского собора. Опытный зодчий, разместив по периметру восьмигранника двадцать четыре мелких кокошника, смог достичь затейливого обрамления основания тяжелого каменного (кирпичного) шатра, чем в целом визуально облегчил восприятие всей конструкции колокольни.
Во время сильного землетрясения 1742 г. изумляющий своей оригинальностью и внушительными размерами шатер колокольни Богоявленского собора рухнул, не выдержав ударов стихии. Восстанавливать его не стали, а вместо шатра установили несложное купольное завершение колокольни, простоявшее до начала реставрационных работ 1967-1985 гг. Только благодаря инициативе московского архитектора Галины Григорьевны Оранской собор возродили и вернули ему первоначальный вид.
В то же время обращает на себя внимание тот факт, что каменный шатер колокольни Нерчинской Успенской церкви был исполнен «добрым мастерством» строителей, благодаря чему смог выдержать не одно разрушительное землетрясение [7, л. 58].
По мнению иркутских архитекторов, первые церкви с «величественными шатровыми верхами» были построены в трех сибирских городах - Тюмени, Енисейске, Иркутске. Если принять во внимание изложенный выше материал, то получается, что третьим городом, отмеченным каменной церковью с шатровой колокольней, был Нерчинск, а Иркутск в этом ряду лишь четвертый, причем каменный шатер на столпообразной колокольне Богоявленского собора простоял недолго - всего 13 лет.
О том, что шатер Успенской церкви был возведен в более раннее время, свидетельствует разработанный Василием Горяевым особый счет своим творениям. Если внимательно присмотреться к архитектурно-строительному решению колоколен всех трех храмов, то хорошо видна некая закономерность - в Верхотур-ском Свято-Троицком соборе каждая грань восьмерика колокольни удерживает один большой килевидный кокошник, в Нерчинской Успенской церкви на каждой верхней части грани восьмерика расположено по два небольших кокошника, исполненных удивительно гармонично, грани же восьмерика колокольни Иркутского Богоявленского собора несут на себе уже три миниатюрных декоративных кокошника, абсолютно идентичных формам двух предыдущих храмов.
Представленный материал убедительно доказы-
вает, что Нерчинскую Успенскую церковь можно отнести к ценнейшим памятникам истории, культуры и архитектуры не только Забайкалья, но Сибири и всего Дальнего Востока на основании нескольких положений.
Во-первых, монастырская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы Нерчинского Свято-Успенского мужского монастыря является первым культовым сооружением, возведенным из кирпича, на огромном пространстве Нерчинского воеводства, охватывавшего в тот исторический период территорию от Байкала до берегов Тихого океана. Вместе с тем это и самая отдаленная каменная церковь на юго-восточных рубежах Российской империи.
Во-вторых, прослеживается тесная взаимосвязь Нерчинской Успенской церкви с Верхотурским Троицким собором - признанным мировым шедевром культового зодчества - не только в архитектурно-конструктивном плане, но и в принципах декоративного убранства фасадов храмов. Причина этого - в выборе Свято-Троицкого собора из Верхотурья в качестве исходного образца для строящейся монастырской Успенской церкви. Здесь присутствует и глубокая идейно-политическая связь. Если величественный монументальный пятиглавый Верхотурский Свято-Троицкий собор, расположенный в городе, называемом «воротами в Сибирь», был призван освятить начало сибирского торгового пути и своим пятиглави-ем подчеркнуть могущество Московской державы, то Успенская церковь, завершавшая торговый путь, своими пятью небольшими главами утверждала принадлежность этих земель Российскому государству.
В-третьих, служилое казачество Нерчинска, выступившее главным заказчиком монастырского каменного храма, располагало ограниченными финансовыми возможностями. Поэтому их выбор остановился на небольшом бесстолпном храме, удобном для отправления церковных служб, и при этом достаточно экономичном в плане строительных работ. Если при возведении Верхотурского Свято-Троицкого собора основная доля финансирования лежала на плечах государства - Петр I перечислил более пяти тысяч рублей из государственной казны и «прислал 22 московских мастера и каменщика для производства работ, изготовления кирпича, извести», не считая соликамских мастеровых людей, то Нерчинская Успенская церковь возводилась исключительно на средства казаков. Им пришлось выложить немалые по тем временам деньги: «а подряд был 2600 рублев». Тем не менее монастырская церковь получилась уютной, живописной, с большими практическими возможностями, максимально отвечающей интересам заказчиков.
В-четвертых, Нерчинская Успенская церковь, возведенная по заказу служилых казаков, некогда пришедших сюда с воеводой Афанасием Пашковым, имеет важнейшее историко-мемориальное значение как памятник первопроходцам, присоединившим к Московскому царству колоссальную территорию от Байкала до Камчатки. Успенская церковь - это не столько символ Забайкалья, сколько символ русского
присутствия на всем Дальнем Востоке. Неслучайно выбран год ее заложения - 1708 г. - год 50-летия прихода в Даурию казаков Афанасия Пашкова и 55-летия с момента заложения первого зимовья казаками Максима Урахова.
В-пятых, при анализе «Приходно-расходных книг» монастыря с описанием внутреннего интерьера Нерчинской Успенской церкви и, в частности, ее иконостаса обнаружено, что в храме был установлен высокий, богато украшенный иконостас новгородско-псковского типа с заворотом на северную стену. Изысканно оформленные золотыми и серебряными окладами, жемчугом и драгоценными камнями центральные иконы многоярусного иконостаса были глубоко почитаемы в Новгороде: «Знамение Пресвятой Богородицы» и «Отечество».
Заметим, что архитектура и внутреннее убранство Нерчинской Успенской церкви были гармонично уравновешены и представляли собой прообраз типичных новгородских, псковских и ярославских храмов, взятых за образец для культовых сооружений во владениях Строгановых.
Данный факт позволяет сравнить Нерчинскую Успенскую церковь с небольшой, но чрезвычайно ценной жемчужиной в ожерелье первых каменных культовых сооружений Православия на Земле Сибирской. Кроме того, стало очевидным, что Успенская церковь - это неведомое до сегодняшнего дня звено в цепи
историко-архитектурных памятников шатрового зодчества, возводимых по окраинам формирующейся Российской империи, памятников, свидетельствующих о красоте и самобытности стиля строгановского барокко.
Исследования автора, основанные исключительно на архивном материале, позволили воссоздать первоначальный облик Успенского храмового комплекса. Архивы раскрыли имя первого профессионального зодчего Забайкалья - Василия Горяева, талантливого соликамского уставщика, «подмастерья каменных дел», и его первого помощника Конана Юдина, строивших Успенскую церковь. А также помогли проследить ее связь с двумя шедеврами культового зодчества Сибири - Верхотурским Свято-Троицким собором и Иркутским Богоявленским собором - и тем самым вписать Успенскую церковь в общий контекст православного храмового строительства Сибири.
Следует заметить, что до сегодняшнего дня в региональной научной литературе и специализированных изданиях по архитектуре, анализирующих историко-культурное наследие Западной и Восточной Сибири, не имелось обстоятельного описания этого редкостного по цельности исполнения архитектурно-художественного произведения культового зодчества. Данная работа - попытка автора устранить имеющийся пробел.
Статья поступила 24.10.2014 г.
Библиографический список
1. Бушуева Е.С. Нерчинская Успенская церковь: архитектура и внутреннее убранство начала XVIII века (к 300-летию со дня окончания строительства и освещения): книга для учителя. Чита: Изд-во ЗабКИПКРО, 2012. 104 с.
2. Бушуева Е.С., Жуков А.В. Социокультурная среда Забайкалья: специфика формирования. Вып. 1. Нерчинская Успенская церковь: архитектура и внутреннее убранство начала XVIII века (к 300-летию со дня окончания строительства и освещения): учеб. пособие. Чита: Изд-во ЗабГУ, 2012. 170 с.
3. Бушуева Е.С. История строительства Нерчинской Успенской церкви в документах Государственного архива Забайкальского края // Вестник БГУ. 2013. № 7. С. 160-163.
4. Бушуева Е.С. Роль архивных документов в определении архитектурного стиля уникального памятника культового зодчества Забайкалья - Нерчинской Успенской церкви // 90 лет Забайкальской архивной службе: мат-лы науч.-практ. конф. / ред.-сост. Т.А. Константинова. Чита: Изд-во ЗабГУ, 2014. С. 99-108.
5. Бушуева Е.С. Воссоздание облика утраченного иконостаса Нерчинской монастырской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы начала XVIII века по документам Государственного архива Забайкальского края как значимого фактора в уточнении архитектурного стиля древнего храма // European social science journal. М.: Международный иссле-
довательский институт, 2014. № 2 (41). Т. 1. С. 428-435.
6. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. Р-2676. О. 1. Д. 74.
7. ГАЗК. Ф. Р-2676. О. 1. Д. 75.
8. ГАЗК. Ф. 282. О. 1. Д. 4.
9. ГАЗК. Ф. 282. О. 1. Д. 8.
10. Затирко А. Всем миром! На спасение 300-летней церкви // АиФ-Забайкалье, региональное приложение. 2012. № 17 (771). С. 12
11. История русской архитектуры: учебник для вузов / В.И. Пилявский, Т.А. Славина, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков, Г.В. Зауш-кевич, Ю.Р. Саведьев. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Стройиздат, 1994. 600 с.
12. Комиссарова Л. Храм нашей надежды: мифы и тайны села Калинино // АиФ-Забайкалье, региональное приложение. 2012. № 23 (782). С. 13.
13. Крадин Н.П. Памятники архитектуры Нерчинска XVIII-XIX вв. // Архитектурное наследство: город и его застройка / под ред. д-ра архитектуры О.Х. Халпахчьяна. Вып. 33. М.: Стройиздат, 1985. С. 78-88.
14. Кулеш В.И. Спаси и сохрани // Забайкалье: наука, культура, жизнь. 2003. № 3 (7). С. 44-45.
15. Масиель Санчес Л.К. Каменные храмы Сибири XVIII века: эволюция форм и региональные особенности: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2003. 260 с.