Научная статья на тему 'Нерчинская Успенская церковь - идентификация архитектурного стиля'

Нерчинская Успенская церковь - идентификация архитектурного стиля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
338
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНАСТЫРЬ / MONASTERY / КАМЕННЫЙ ХРАМ / STONE CHURCH / АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ / ARCHITECTURAL STYLE / ИСХОДНЫЙ ОБРАЗЕЦ / ORIGINAL SAMPLE / АСИММЕТРИЯ ОБЩЕЙ КОМПОЗИЦИИ / ASYMMETRY OF THE TOTAL COMPOSITION / АРХИТЕКТУРНЫЙ ТИП "КОРАБЛЬ" / ARCHITECTURAL TYPE OF A "SHIP" / ТРАДИЦИОННЫЙ ДРЕВНЕРУССКИЙ СТИЛЬ С ПЯТИГЛАВЫМ ЗАВЕРШЕНИЕМ / TRADITIONAL FIVE-DOMED OLD RUSSIAN STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бушуева Елена Сергеевна

Архивные источники, использованные автором для написания данной статьи, помогли установить памятники культовой архитектуры, связанные с Нерчинской Успенской церковью стилистически и иконографически Верхотурский Троицкий собор, Нерчинская Троицкая церковь, Иркутский Богоявленский собор. Предпринята попытка проследить, какие культовые сооружения, существующие на тот исторический момент в Верхотурье и Пермском крае, оказали влияние на формирование творческого замысла первого профессионального зодчего Забайкалья Василия Горяева, возводившего Успенскую церковь. В статье представлены различные мнения архитекторов Москвы, Дальнего Востока и Забайкалья на проблему идентификации архитектурного стиля Нерчинской Успенской церкви, высказана и аргументирована позиция автора о принадлежности древнего храма к строгановскому барокко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NERCHINSKAYA ASSUMPTION CHURCH - TO ARCHITECTURAL STYLE IDENTIFICATION

Archival sources the author used to write this article helped to identify the monuments of religious architecture stylistically and iconographically related to the Nerchinskaya Assumption Church. These are the Verkhotursky Trinity Cathedral, Nerchinskaya Trinity Church, Irkutsk Epiphany Cathedral. The author makes an attempt to unravel the influence of the churches existent in the Verkhoturye and the Perm region in that historical period on the formation of the creative vision of the first Transbaikalian professional architect Vasily Goryaev, who built the Assumption Church. The paper also presents different views of Moscow, Far Eastern and Transbaikalian architects on the architectural style identification problems of the Nerchinskaya Assumption Church. The author advances and reasoned the idea that the ancient church was built in the Stroganov Baroque style.

Текст научной работы на тему «Нерчинская Успенская церковь - идентификация архитектурного стиля»

УДК 72.04.03: 351.758.5

НЕРЧИНСКАЯ УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - ИДЕНТИФИКАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО СТИЛЯ © Е.С. Бушуева1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Архивные источники, использованные автором для написания данной статьи, помогли установить памятники культовой архитектуры, связанные с Нерчинской Успенской церковью стилистически и иконографически - Верхо-турский Троицкий собор, Нерчинская Троицкая церковь, Иркутский Богоявленский собор. Предпринята попытка проследить, какие культовые сооружения, существующие на тот исторический момент в Верхотурье и Пермском крае, оказали влияние на формирование творческого замысла первого профессионального зодчего Забайкалья -Василия Горяева, возводившего Успенскую церковь. В статье представлены различные мнения архитекторов Москвы, Дальнего Востока и Забайкалья на проблему идентификации архитектурного стиля Нерчинской Успенской церкви, высказана и аргументирована позиция автора о принадлежности древнего храма к строгановскому барокко.

Ключевые слова: монастырь; каменный храм; архитектурный стиль; исходный образец; асимметрия общей композиции; архитектурный тип «корабль»; традиционный древнерусский стиль с пятиглавым завершением.

NERCHINSKAYA ASSUMPTION CHURCH - TO ARCHITECTURAL STYLE IDENTIFICATION E.S. Bushueva

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Archival sources the author used to write this article helped to identify the monuments of religious architecture stylistically and iconographically related to the Nerchinskaya Assumption Church. These are the Verkhotursky Trinity Cathedral, Nerchinskaya Trinity Church, Irkutsk Epiphany Cathedral. The author makes an attempt to unravel the influence of the churches existent in the Verkhoturye and the Perm region in that historical period on the formation of the creative vision of the first Transbaikalian professional architect - Vasily Goryaev, who built the Assumption Church. The paper also presents different views of Moscow, Far Eastern and Transbaikalian architects on the architectural style identification problems of the Nerchinskaya Assumption Church. The author advances and reasoned the idea that the ancient church was built in the Stroganov Baroque style.

Keywords: monastery; stone church; architectural style; original sample; asymmetry of the total composition; architectural type of a "ship"; traditional five-domed Old Russian style.

Заброшенный старинный православный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, руины которого виднеются «на правом берегу реки Шилки» [1, л. 8 об.] в 8 километрах от Нерчинска, уже более 300 лет придает окружающей его местности благообразно-богомольный облик.

Древний каменный храм, безмолвный свидетель былого величия Нерчинска, его некогда высокого статуса среди российских городов и широкой известности как в стране, так и за ее пределами, сейчас пребывает в полном забвении.

Этот незаурядный памятник культового зодчества Сибири в XX веке разделил типичную участь храмов, когда одни безжалостно уничтожались, другие, разграбленные, закрывались или приспосабливались под склады, амбары, помещения для скота. Так и Успенская церковь долгие десятилетия была прибежищем для коров местного населения, находящих под ее намоленными сводами спасение от промозглого дождя или летнего зноя и гнуса. Результатом ничем не сдерживаемой деятельности новой власти, проводившейся под лозунгом бескомпромиссной борьбы со старыми религиозными пережитками, стал тот факт, что к 8 мая 1945 г. на территории Забайкалья не оста-

лось ни одного действующего православного храма. Не пощадили и бесценный памятник историко-архитектурного наследия края - Нерчинскую Успенскую церковь.

Современное равнодушие к судьбе разрушающейся древней святыни, по мнению автора статьи, обусловлено рядом факторов: во-первых, неверным определением историко-архитектурной ценности объекта; во-вторых, ошибкой, допущенной забайкальскими архитекторами, в идентификации архитектурного стиля Нерчинской Успенской церкви.

Целью статьи стало всестороннее обоснование историко-архитектурной ценности первого каменного православного храма Нерчинска, составляющего наиболее ценную часть историко-культурного наследия Забайкалья, путем проведения идентификации архитектурного стиля Нерчинской Успенской церкви, что в условиях предстоящих реставрационно-восстановительных работ выступает главным фактором для исторически верного оформления ее экстерьера и интерьера.

Вопрос относительно идентификации архитектурного стиля древнего храма до настоящего времени остается открытым. В немногочисленных научных и

1Бушуева Елена Сергеевна, старший преподаватель, соискатель, тел.: 89145256996. Bushueva Elena, Senior Lecturer, Competitor for a scientific degree, tel.: 89145256996.

периодических публикациях не раз предпринимались попытки дать определение стилистической принадлежности уникального памятника культовой архитектуры начала XVIII в. - Нерчинской Успенской церкви. Тем не менее прийти к единому мнению об архитектурном стиле данной церкви так и не удалось.

В ряде научных работ архитектора из Хабаровска Н.П. Крадина, впервые описавшего Успенскую церковь в ходе изучения памятников-зданий Нерчинска XVIII— XIX вв., был представлен краткий анализ архитектурных достоинств первого от Байкала до берегов Тихого океана каменного православного храма. Вместе с тем ученый не счел нужным передать конструктивно-строительные особенности церкви и не дал четкого определения ее архитектурного стиля. По этому поводу Н.П. Крадин заметил: «Поиски истоков архитектуры Успенской церкви приводят в Соликамск и далее на Север Руси. ... Там мы видим ту же общую схему композиции, ясность и четкость планов церквей конца XVII в. Правда, там декор богаче, он свидетельствует о широком распространении на Руси этого времени «московского узорочья». Хотя Успенская церковь и построена в начале XVIII в., весь композиционный строй и внешний облик этого сооружения позволяют сделать вывод об их значительном отставании от своего времени» [2, с. 81].

Московский архитектор Л.К. Масиель Санчес обратил внимание на то, что «.распространившееся до Байкала барокко в первой четверти XVIII в. еще не затронуло Забайкалье», и поэтому видел «ближайшие аналоги храму в церквах Великого Устюга на Вятке и Соликамске» [3, с. 40]. Он привел перечень отдельных соликамских храмов, которые «.имеют те же пропорции — четверик с утопленными кокошниками, растянутость в ширь, трапезные низкие.» и которые, по его мнению, послужили образцами для Успенской церкви. Обнаруженное сходство позволило архитектору выдвинуть предположение, что при возведении Нерчин-ских храмов, находящихся на самой дальней сибирской окраине, «.в отличие от иркутской Спасской церкви, соликамцы играли ведущую роль, а москвичи отсутствовали» [3, с. 40—41]. В то же время, Л.К. Ма-сиель Санчес в своем обобщающем научно-исследовательском труде уклонился от конкретизации архитектурного стиля описываемого им первого каменного культового сооружения Забайкалья.

В свою очередь, читинский архитектор В.И. Кулеш, выступая от лица всех забайкальских архитекторов, на протяжении 12 лет неоднократно обращал внимание общественности на то, что «строительная артель» для возведения Успенского храма близ Нерчинска «была прислана Петром I из Москвы». По его оценке, «исторический памятник выполнен в уникальном стиле нарышкинского барокко» [4, с. 12]. Согласно уточнению В.И. Кулеша, «этот стиль был придуман московскими архитекторами той эпохи» [4, с. 12; 5, с. 13].

В своих многочисленных интервью как в периодических изданиях, так и на региональном канале ^ В.И. Кулеш систематически разъяснял, что «архитектурные детали фасадов церкви выполнены в стиле так называемого нарышкинского барокко», так как

«всего 15 лет отделяют строительство Успенской церкви от создания храма Покрова в Филях под Москвой. Поэтому с большой долей уверенности можно говорить о том, что в обоих случаях работали представители одной и той же школы зодческого мастерства» [6, с. 44]. Следуя за сказанным Виктором Кулешом, можно сделать вывод о том, что архитектурный стиль церкви-колокольни, ярко выраженный в храме Покрова в Филях под Москвой с присущим ему симметричным решением башнеобразного характера, полукружьем низких притворов и апсид, ажурной галереей-гульбищем, гармоничным, полным динамизма и торжественности композицией, тогда должен быть присущ и Нерчинской Успенской церкви.

Позиция, заявленная В.И. Кулешом, стала априорной для местных историков, краеведов, журналистов и сотрудников государственного архива Забайкальского края: Т.П. Казаковой, Л.М. Карчановой,

A.Ю. Литвинцева, С.Ю. Литвинцева, С.В. Кудрявцева,

B.И. Косых, О.А. Малаховой, Н.Н. Константиновой, З.В. Мошкиной, А. Затирко, Л. Комиссаровой и многих других [7, 8, 9, 10]. Так, краевед из Чернышевского района О.А. Малахова в процессе описания Курлы-ченской Спасской церкви обратила внимание на следующее: «.своей архитектурой она напоминает кирпичную церковь мужского монастыря в селе Калинино Нерчинского района (т.е. Успенскую церковь - уточнение автора Е.С. Бушуевой). Обе забайкальские церкви объединяет то, что они построены в стиле московского барокко» и их «.можно сопоставить с церковью Покрова в Филях, построенной в 1693 году» [11, с. 261; 12].

Автор данной статьи, не вступая в научную полемику с многочисленными сторонниками обозначенного выше теоретического воззрения, предлагает свое обоснование идентификации архитектурного стиля Нерчинской Успенской церкви.

Величественный Успенский храм, выстроенный из красного кирпича, оштукатуренный и выбеленный, пятиглавый, однопрестольный, бесстолпной конструкции, относился к широко распространенному во второй половине XVII в. типу посадских храмов, известному в архитектуре как «корабль». Композиционное решение этой разновидности храмов предусматривало расположение по продольной оси (восток - запад) колокольни, трапезной и основного объема здания храма с завершающей алтарной частью. За свой трехсотлетний период существования Успенская церковь ни разу не достраивалась и не перестраивалась. А капитальный ремонт был произведен лишь один раз настоятелем этой церкви о. Иоанном Григорьевичем Знаменским в конце 70-х годов XIX столетия. Стало быть, церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы не претерпела за этот длительный период времени никаких изменений и предстает перед нами в своем первозданном виде.

По мнению автора статьи, в архитектуре Успенской церкви хорошо просматривается асимметрия общей композиции благодаря разному масштабу ее частей: шатровой колокольни, трапезной, самого здания церкви и алтаря, а также неодинаковому оформ-

лению наличников оконных проемов южного и северного фасадов. Ко всему прочему барочность ее декора органично сочетается с приемами древнерусского зодчества, что в стилевом отношении соответствует строгановскому барокко. Для обоснования высказанной точки зрения целесообразно детальней познакомиться со спецификой архитектуры Нерчинской Успенской церкви и особенностями ее декора.

Церковное здание, небольшое по площади, «13 сажень в длину и 5 сажень в ширину» [13, л. 11], но достаточно высокое, имело бесстолпный зал, перекрытый сомкнутым сводом. По композиционному завершению центральной части относилась к многоглавым, поскольку ее четырехскатная кровля была увенчана маковками пяти глав с крестами. В монастырской описи за 1763 г. имеется запись: «Церковь каменная о пяти маковицах, кресты обиты белым железом, а маковицы деревянным лемехом. Над алтарем глава каменная одна, крест железный под золотом» [7, с. 82; 13, л. 11]. Все кресты на церковных главах были поставлены восьмиконечные металлические, в свое время обшитые «привозным белым листовым железом» [14, л. 29]. А вот маковки глав Успенской церкви были покрыты небольшими деревянными дощечками, подобными черепице, - лемехами. Кровельный лемех изготавливался из осины. Предпочтение строителей данной породе дерева было обусловлено рядом ее свойств: податливостью обработке, увеличению прочности при воздействии дождя и снега, а также приобретению со временем серебристого оттенка. Чешуйчатые главы венчали ладные высокие шеи барабанов без оконных проемов, опоясанные тонкими декоративными арочками - аркатурными поясами [15]. По замыслу устроителей пышные главы и сияющие кресты должны были придать всему облику культового архитектурного сооружения большую монументальность и торжественность.

В архитектурном варианте Успенской церкви четыре боковые главы уже являлись декоративным элементом наружного убранства. Их круглые глухие барабаны (шеи) установили на наружные стены и разместили по диагоналям четверика. Единственным светоносным барабаном был пятый - центральный, с небольшими узкими оконцами-бойницами, ориентированными строго по сторонам света. Конечно же, поступающего через них солнечного света не хватало для освещения всего внутреннего пространства церкви. Проблема с освещением интерьера Нерчинской монастырской церкви была успешно решена за счет больших боковых окон, расположенных на южном и северном фасадах. А рассеянный свет, льющийся из центрального светоносного барабана, лишь символизировал для православных прихожан незримое присутствие Бога-Творца в здании храма.

В Успенском храме здание основного объема визуально делится на два яруса с окнами в каждом из них. Складывается впечатление деления церкви на обособленные этажи, потому издали она кажется двухэтажной. На самом деле это ложная двухэтаж-ность, так как внутренний объем церкви остается неразделенным.

Отличительной особенностью декора Успенской церкви является неповторяемость оконных наличников, которые разнятся не только по фасадам (южному - северному), но и между собой. На стройном четверике церкви нет ни одного одинакового наличника. На южной стене Успенского храма устроили пять больших оконных проемов и разместили их в два яруса. Все окна в свое время были затянуты слюдой и украшены коваными железными решетками, поставленными ссыльным кузнецом Федором Тезиковым для лучшей сохранности богатого церковного имущества. Устроители монастыря, хорошо зная природно-климатические особенности солнечной Даурии, предусмотрительно сделали пять оконных проемов -три окна внизу и два вверху над ними, чем смогли добиться не только прекрасной освещенности внутреннего интерьера церкви, но и ее естественного обогрева. Правда, в лютые январские морозы солнце не могло в достаточной мере прогреть холодное каменное здание. Тогда монастырские служители «утреню и вечерню, когда настоит надобность отправлять - отправляли в столовой» (трапезной). Здесь, в трапезной, с южной ее стороны также заложили три больших окна, оформленных наличниками аналогично окнам южной стороны основного объема здания церкви и алтаря. В убранстве трапезной имеются сдвоенные окна. Впоследствии данный прием был воспроизведен в Богоявленском соборе в Иркутске.

Своеобразной чертой архитектуры, иконописи и фресковой росписи конца XVII столетия выступил де-коративизм. Новое веяние не обошло и отдаленных земель Нерчинского воеводства. Оно проявилось в обилии декоративных украшений вокруг оконных проемов Успенской церкви, придавших ей нарядный, живой вид. Особенно тщательно резчики постарались над оформлением окон всего южного фасада. Сохраняя единый композиционный стиль декорирования, они умело придали каждому окну специфическую неповторимость. Если внимательно присмотреться, то среди пяти пар резных одинарных колонок наличников окон южной стены Успенской церкви нельзя встретить повторяющихся. Повторение прослеживается лишь в колонках наличников трапезной и алтарной части храма южной стороны. Формы наличников окон здания церкви, алтаря и трапезной, представляющие собой прямоугольную скобу из декоративных колонок различной конфигурации, объединены в единую композицию расположенными сверху однотипными разорванными треугольными фронтонами. Умельцы, придерживаясь народных традиций, черпали образцы из окружающей их природы. Потому капители колонок наличников южной стороны исполнили в форме распустившегося цветка прекрасной даурской лилии.

Оформление наличников оконных проемов северного фасада церкви заметно отличается от наличников, обрамляющих окна южной стороны. Их капители, искусно вырезанные из камня, напоминают дивные цветы огненных саранок, лепестки которых медленно раскрываются под лучами восходящего солнца. Здесь особого внимания заслуживают фронтоны в виде спиралевидных завитков с «глазками», загнутыми

навстречу друг другу. Между ними в углублении стены храма искусные резчики по камню вырезали крошечный цветочек, напоминающий русскую девятилепест-ковую ромашку, схожую с изразцами Верхотурского Свято-Троицкого собора. Издали вся композиция фронтона выглядит разорванной ажурной полукруглой аркой с небольшими изящными волютами. Изысканное оформление оконных проемов Успенского храма как с северной, так и с южной стороны свидетельствует о неисчерпаемой народной фантазии, о стремлении строителей церкви придать ей максимально живописный вид и при этом сохранить строгость и величественную простоту стиля. Вместе с тем обилие декора, различающегося по фасадам и частям здания храма, отвечало принципу асимметрии, широко распространенному в архитектуре конца XVII в.

На северном фасаде Успенской церкви, под двумя красиво декорированными окнами, зодчие разместили широкие двухстворчатые «деревянные, резные, простые» двери, укрепленные при настоятеле о. Иоанне Григорьевиче Знаменском «листами железа». Эти двери служили главным входом, поскольку с западного фасада к основному объему здания церкви примыкала трапезная. «На стороне вне церкви» [16, л. 24], в глухом арочном проеме (люнете), над дверью, укрепили на «дощатом киоте» писанный красками «образ Пресвятой Богородицы Владимирской» [17, л. 12]. Образ Небесной Покровительницы Земли Русской, встречающий православных прихожан у входа в храм, был немым свидетельством сложившегося в сознании служилых людей твердого убеждения о территориальной принадлежности Даурии к Российскому государству. Монастырская Успенская церковь продолжительное время являла собой символ могущества самодержавной власти в удаленном регионе и вела активную просветительскую деятельность среди местного населения.

Автору статьи в ходе многолетней работы с архивными документами удалось установить памятники культовой архитектуры Сибири и Прикамья, связанные с Нерчинской Успенской церковью одной стилистикой и иконографией. В этом неоценимую помощь оказал исторический документ, найденный в фондах Государственного архива Забайкальского края, - порядная запись за 1708 г. В ней Никита Титов сын Варламовых, главный устроитель Свято-Успенской обители, обвинял подрядчика, каменного дела подмастерья «ярославца Василия Степанова сына Горяева со товарищами» в неисполнении договора, «а подряд его Никиты с Василием со товарищи от той церковной колокольни от дела составлял 2 600 рублей». Сохранились и расписки в отдаче денег от строительства церковной колокольни «подмастерьям Василию Горя-еву да Конану Юдину».

Неожиданно любопытные сведения были обнаружены в иркутских архивных источниках, повествующих о возведении «центра всех церквей» старого града Иркутска - Богоявленского собора. На протяжении длительного периода времени иркутяне не могли установить имя строителя данного храма. Поэтому после многолетних поисков пришли к выводу (на

уровне предположений), что им мог являться уставщик церковного каменного строения Василий Горяев. К данному решению их подтолкнули записи, сохранившиеся в приходно-расходных книгах Богоявленского собора. В них среди множества имен посадских и служивых, бравших подряды на строительные работы, встречается только одно имя уставщика - Василия Горяева.

Однако эпизодические упоминания имени уставщика в разрозненных архивных документах, дошедших до наших дней, не являются, по мнению иркутских исследователей, вескими основаниями для закрепления авторства возведения Богоявленского собора за Василием Горяевым. Вместе с тем, полагают они, в пользу соликамского мастера имеется один, но очень веский аргумент: Василий Горяев работал на строительстве Троицкого собора в Верхотурье (его имя сохранилось в списках строителей собора). Исходя из обнаруженного факта, а также из сходства внешнего вида церковных комплексов, характера употребленных конструктивных приемов, подобия шатровых колоколен и обрамления оконных проемов, исследователь архитектуры В.В. Скопин пришел к выводу, что Верхотурский Свято-Троицкий собор был взят в качестве прообраза для Иркутского Богоявленского собора. Исследователь подчеркивал, что Троицкий собор принадлежит к памятникам строгановской школы, так как построен артелью каменщиков из главного в то время центра уральских владений Строгановых - города Усолья. Величественный памятник храмовой архитектуры начала XVIII века - Троицкий собор -послужил образцом для возведения ряда первых церквей и храмов в южном Верхотурье, а также в других весях Урала и Сибири.

Автор статьи, обобщив материал сохранившихся исторических документов из фондов Иркутского и Забайкальского архивов, в своих многочисленных публикациях смог обосновать стилистическую и иконографическую связь Нерчинской Успенской церкви с Вер-хотурским Троицким и Иркутским Богоявленским соборами [20-26]. Эти три сибирских храма были связаны между собой не только работой мастеров одной артели, но и ориентацией на один и тот же образец. Выявленная взаимосвязь наиболее отчетливо проявилась в однотипности конструктивно-технических приемов, используемых уставщиком Василием Горяевым при сооружении восьмигранных шатровых колоколен названных выше храмов [18-23].

Следовательно, Нерчинская Успенская церковь -это неизвестный до сегодняшнего дня памятник культового зодчества Сибири начала XVIII в., один из многих, возведенных по верхотурскому образцу.

Свойственную архитектуре того времени тенденцию разъяснил известный исследователь культуры Сибири А.Н. Копылов. В частности, он писал, что до 80-х годов XVIII века зодчие-практики, «каменных дел подмастерья», или «уставщики церковного каменного строения», выполняли функции архитектора и прораба-строителя одновременно. Поэтому «каменных дел подмастерье», или «уставщик», стоявший во главе артели, попросту брал за образец готовую, хорошо

знакомую ему церковь и в процессе строительства лишь вносил частичные изменения или дополнения «в соответствии с пожеланиями заказчиков и в меру художественного чутья и мастерства самих строителей» [24].

Возвращаясь к Василию Степановичу Горяеву, соликамскому мастеровому, выходцу из Ярославля, заметим, что после завершения основных работ по возведению кирпичного корпуса Верхотурского Троицкого собора «без внутренней отделки», мастера-каменщики вынуждены были начать поиск новых заказов. В подтверждение данной версии С.Н. Баландин приводит следующий факт: «...из Верхотурья каменщики и мастера стали уезжать в другие города Сибири на строительство каменных зданий» [25, с. 191]. Из архивных источников стало известно, что уставщик Василий Горяев по приглашению нерчинских служилых казаков прибыл со своей артелью в город Нерчинск и приступил 24 февраля 1708 года к выполнению крупного заказа - строительству монастырской Успенской церкви.

Бесспорно, подмастерье каменных дел Василий Горяев для образца возводимой им Нерчинской Успенской церкви взял Верхотурский Троицкий собор, что хорошо просматривается в самобытном декоративном оформлении наличников оконных проемов и шатровой колокольне. Следует отметить, что использование готовых проектных решений не свелось у него к слепому копированию план-фасада образца, а претерпело творческое осмысление, рождение яркого, нестандартного замысла для нового каменного храма.

По прибытии в Нерчинск Горяев «со товарищи» приступил к возведению Успенской церкви в традиционном древнерусском стиле - с пятиглавым завершением, принадлежащем к типу русских трапезных церквей на подклети с продольно-осевой композиционной структурой построения объемов. Предпочтение, отданное уставщиком выбору данного архитектурного стиля, было обусловлено рядом факторов: во-первых, консерватизмом взглядов и финансовыми возможностями заказчиков, во-вторых, стилистикой культовых сооружений, широко распространенных по месту жительства Василия Горяева.

Перед отъездом в Нерчинск он заехал домой в Соликамск, куда по сложившейся многолетней традиции приносили крестным ходом явленный чудотворный образ Николая Мирликийского чудотворца, обнаруженный, согласно преданию, в 1613 г. Икону святителя Николая доставляли в Соликамск раз в три года, к девятой пятнице по Пасхе, из Никольского храма в Ныробе. Порой из Соликамска икону несли дальше по старинным поселениям Великой Чердыни: Дедюхину, Ленве, Пыскору, Усолью, Лимежу, Вильве - и только после этого возвращали в Ныроб.

Опытный уставщик Василий Горяев, будучи в Соликамске, не мог не побывать в Ныробе, чтобы лично не увидеть возведенный там прекрасный каменный Никольский храм. Время его сооружения обычно относят к 1704-1705 гг. К сожалению, архивы и народные предания не сохранили имена заказчиков и зодчих. Тем не менее нерукотворный памятник культовой ар-

хитектуры начала XVIII в. до сих пор стоит на радость жителям Ныроба.

Многие конструктивно-строительные приемы и декоративные элементы ныробского храма впоследствии были воплощены в архитектуре Успенской церкви далекого Нерчинска.

Обобщая изложенный выше материал, можно сделать вывод, что у Нерчинской Успенской церкви было два исходных образца: собор Святой Живона-чальной Троицы в Верхотурье (1703-1709 гг.) и Никольская церковь в селе Ныроб (1704-1705 гг.), которая, по замечанию А.Ю. Каптикова, «подхватывала формы и декоративные новшества созданного в Верхотурье» [26, с. 15]. Вместе с тем отдельные элементы декоративного убранства фасадов Успенской церкви были позаимствованы у ряда памятников культового зодчества Соликамска (Преображенская и Спасская церкви) и с. Пыскор (Никольская церковь).

Отметим, что монастырская Успенская церковь, в свою очередь, послужила исходным образцом для каменной Троицкой церкви, возведенной в городе Нерчинске (1712-1720 гг.). Сравнительный анализ двух первых каменных культовых сооружений Нерчинска начала XVIII в., проведенный по сохранившимся в фондах архива старинным фотоснимкам, выявил абсолютную архитектурно-конструктивную идентичность форм основных объемов зданий храмов и элементов их деталей декора.

Данный факт стал основанием считать, что ранее построенная монастырская Успенская церковь была взята за исходный образец для возводимого позднее в Нерчинском остроге каменного кафедрального собора во имя Святой Живоначальной Троицы. Два однотипных каменных храма, отличающиеся лишь размерами, расположили друг против друга на противоположных берегах реки Шилки: один - в ограде Нерчинского мужского Свято-Успенского монастыря, другой - за стенами Нерчинского острога.

Архивные материалы сохранили имя зодчего, строившего эти две Нерчинские каменные церкви, им был Василий Степанович Горяев, который несколько лет спустя участвовал в возведении Богоявленского собора в Иркутске и сооружении его величественной восьмигранной шатровой колокольни.

Следовательно, Нерчинскую Успенскую церковь можно отнести к некогда широко распространенному типу бесстолпного посадского храма, с одной световой главой, с небольшим, но просторным помещением основного объема здания церкви, двумя ярусами окон на фоне ложного членения стен на этажи, способствующих увеличению освещенности храма. Исходными образцами для Успенской церкви стали два храма: Верхотурский Троицкий собор и Ныробская Никольская церковь, чьи конструктивно-строительные особенности, декоративное убранство, объемно-пространственное решение были творчески переработаны уставщиком Василием Степановичем Горяевым, систематизированы, преобразованы и воплощены в новом удивительно гармоничном архитектурном ансамбле Успенской церкви. В свою очередь, Успенская церковь, максимально отвечающая культурным

Верхотурский Свято-Троицкий собор (строительство велось с 1703 по 1712 гг.)

Ныробская Никольская церковь (строительство велось с 1704 по 1705 гг.)

Нерчинская Успенская церковь (строительство велось с 1708 по 1712 гг.)

Нерчинская Успенская церковь как исходный образец

Нерчинская Свято-Троицкая церковь (строительство велось с 1713 по 1720 гг.)

Иркутский Богоявленский собор. Первоначальный вид. Рисунок 1738 г. иеродиакона Никона Красовского

запросам заказчиков, стала исходным образцом для двух других известных храмов - Нерчинского Троицкого и отчасти Иркутского Богоявленского кафедральных соборов.

Автор статьи разработал схему взаимосвязи Нерчинской Успенской церкви с культовыми сооружениями разных регионов российского государства (рисунок).

Таким образом, Нерчинскую Успенскую церковь можно сравнить с небольшой, но чрезвычайно ценной

жемчужиной в ожерелье первых каменных культовых сооружений Православия на Земле Сибирской. Ко всему прочему Успенская церковь - это неведомое до сегодняшнего дня звено в цепи архитектурных памятников шатрового зодчества, возводимых по окраинам формирующейся Российской Империи, памятников, свидетельствующих о красоте и самобытности стиля строгановского барокко.

Статья поступила 30.03.2015 г.

Библиографический список

1. Государственный архив Забайкальского края (ГАЗК). Ф. Р-2676. О. 1. Д. 74. Л. 8 об.

2. Крадин Н.П. Памятники архитектуры Нерчинска XVIII-XIX вв. // Архитектурное наследство: Город и его застройка / под ред. д-ра архитект. О.Х. Халпахчьяна. М.: Стройиздат, 1985. № 33. С. 79-88.

3. Масиель Санчес Л. К. Каменные храмы Сибири XVIII века: эволюция форм и региональные особенности: дис. ... канд. искусствоведения:17.00.04. М.: 2003. С. 39-41.

4. Затирко А. Всем миром! На спасение 300-летней церкви // АиФ-Забайкалье, региональное приложение, 2012. № 17 (771). С. 12.

5. Комиссарова Л. Храм нашей надежды: мифы и тайны села Калинино //АиФ-Забайкалье, региональное приложение. 2012. № 23 (782). С. 13.

6. Кулеш В. Спаси и сохрани // Забайкалье: наука, культура, жизнь. 2003. № 3 (7). С. 44-45.

7. Казакова Т.П. Нерчинский Успенский монастырь // Нерчинское Забайкалье (Архивный вестник). Вып. 6. Чита, 2003. С. 82-83.

8. Карчанова Л.М. Земли родной минувшая судьбина: история Нерчинска в документах ГАЧО. Чита: Экспресс-типография, 2003. 16 с.

9. Православные храмы Нерчинского района Забайкальского края. Владивосток, 2011. 17 с.

10. Нерчинск: Читинская область. - М.: ПанЪинтер. 2002. 20 с. (Малые города России).

11. Малахова О.А. Спасская церковь в деревне Курлыч Чернышевского района Забайкальского края // Баландин-ские чтения: сб. статей VIII научных чтений памяти С.Н. Баландина (18-20 апреля 2013 г., г. Новосибирск). Новосибирск, 2014. С. 261-268.

12. Малахова О.А. История Успенского монастыря села Калинино Нерчинского района Забайкальского края // Ба-ландинские чтения: сборник статей VIII научных чтений памяти С.Н. Баландина (18-20 апреля 2013 г., г. Новосибирск). Новосибирск, 2014. С. 256-261.

13. ГАЗК. Ф. 282. О. 1. Д. 36. Л. 11.

14. ГАЗК. Ф. 282. О. 1. Д. 7. Л. 29.

15. История русской архитектуры: учебник для вузов / В.И. Пилявский, Т.А. Савина, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков, Г.В. Зауш-кевич, Ю.Р. Савельев. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.:

Стройиздат, 1994. 256 с.

16. ГАЗК. Ф. 282. О. 1. Д. 4. Л. 24.

17. ГАЗК. Ф. 282. О. 1. Д. 36. Л. 12.

18. Бушуева Е.С. Нерчинская Успенская церковь: архитектура и внутреннее убранство начала XVIII века (к 300-летию со дня окончания строительства и освящения). Чита: Заб-КИПКРО, 2012. 104 с.

19. Бушуева Е.С. История строительства Нерчинской Успенской церкви в документах Государственного архива Забайкальского края // Вестник БГУ. 2013. № 7. С. 160-163.

20. Бушуева Е.С. Проблемы сохранения Нерчинской Успенской церкви как уникального историко-культурного памятника Забайкалья // Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 330-летию со дня основания Посольского Спасо-Преображенского монастыря (30-31 мая 2013 г., г. Улан-Удэ). Улан-Удэ: Изда-тельско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВПО ВСКАКИ, 2013. С. 395-404.

21. Бушуева Е.С. Роль архивных документов в определении архитектурного стиля уникального памятника культового зодчества Забайкалья - Нерчинской Успенской церкви // 90 лет Забайкальской архивной службе: материалы научно-практической конференции. Чита: Изд-во ЗабГУ, 2014. С. 99-108.

22. Бушуева Е.С. Воссоздание облика утраченного иконостаса Нерчинской монастырской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы начала XVIII века по документам Государственного архива Забайкальского края как значимого фактора в уточнении архитектурного стиля древнего храма // European social science journal. 2014. № 2 (41). Том 1. С. 428-436.

23. Бушуева Е.С. Обоснование исторической и архитектурной уникальности Нерчинской Успенской церкви // Вестник ИрГТУ. 2015. № 1 (96). С. 201-206.

24. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII -начала XIX вв. Новосибирск: Наука, 1974. 251 с

25. Баландин С.Н. Начало русского каменного строительства в Сибири // Сибирские города XVII - начала XX века. Новосибирск, 1981. С. 174-196.

26. Каптиков А.Ю. Каменное зодчество Русского Севера, Вятки и Урала XVIII века. Свердловск, 1990. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.