Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МЕЛИОРАТИВНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ)'

ОБОСНОВАНИЕ ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МЕЛИОРАТИВНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / МЕЛИОРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЛИОРИРОВАННЫЕ ЗЕМЛИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Манжина С.А.

Цель представленного в статье исследования состоит в выявлении и обосновании показателей оценки эффективности функционирования агропромышленных территорий опережающего развития, созданных для развития мелиоративного сектора агропромышленного комплекса России. Материалами для исследования послужили нормативно-правовая и нормативно-методическая документация, применяемая в отношении создания и функционирования территорий с особым экономическим статусом, в том числе статусом территорий опережающего социально-экономического развития, а также регламентирующая деятельность в области сельского хозяйства и непосредственно мелиорации земель; труды российских ученых; справочные и информационные ресурсы сети Интернет. В процессе проведения исследования использовались методы анализа, статистической обработки и обобщения данных. В работе рассмотрен механизм восстановления и развития мелиоративного комплекса России за счет организации агропромышленных территорий опережающего развития, ориентированных на расширение мелиорируемых земель и улучшение состояния мелиоративных систем. Для оценки эффективности функционирования таких территорий необходимо использовать как основные индикаторы оценки экономических и социальных показателей, так и дополнительные, отвечающие целевой функции создаваемых территорий опережающего развития. На основании исследования сделаны выводы, что для определения уровня достижения плановых показателей, заложенных при создании агропромышленных территорий опережающего развития на основе использования мелиоративных технологий, в качестве индикаторов необходимо использовать показатели эффективности производства на мелиорированных землях, показатели целевого использования мелиорированных земель и показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, необходимо учитывать не только количество вновь созданных рабочих мест, но и увеличение доходов домохозяйств, участниками которых являются резиденты агропромышленных территорий опережающего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Манжина С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF INDICATORS FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF AGRO-INDUSTRIAL PRIORITY DEVELOPMENT TERRITORIES (ON THE EXAMPLE OF LAND RECLAMATION FARMING)

The purpose of the study presented in the article consists in identifying and justifying the indicators of assessing the effectiveness of the agro-industrial priority development territories functioning created for the development of the land reclamation sector of the Russian agro-industrial complex. Materials for the study are the legal and regulatory, and normative and methodological documentation applied to the creation and functioning of territories with special economic status, including the status of priority socio-economic development territories, as well as regulating activities in the field of agriculture and land reclamation specifically; works of Russian scientists; reference and information Internet resources. In the process of the study methods of data analysis, statistical processing and generalization have been used. The work considers the mechanism of recovery and development of the Russian land reclamation complex through the organization of agro-industrial priority development territories, focused on the expansion of reclaimed land and the improvement of land reclamation systems. To assess the efficiency of functioning of such territories, it is necessary to use both the main indicators of assessing economic and social indicators and additional indicators corresponding to the target function of the created priority development territories. On the basis of the research, conclusions have been made that in order to determine the level of achieving planned indicators set when creating agro-industrial priority development territories on the basis of land reclamation technologies, it is necessary to use production efficiency indicators on the reclaimed lands, indicators of target use of reclaimed lands and indicators that characterize the efficiency of using resources in agricultural production as indicators. In addition, it is necessary to take not only the number of newly created jobs into account, but also the increase in income of households, the participants of which are the residents of agro-industrial priority development territories.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МЕЛИОРАТИВНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ)»

DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.4(41).56-64 УДК 338.436.33:631.6 JEL D78, O13, Q18, R58

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОБОСНОВАНИЕ ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ МЕЛИОРАТИВНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ)

С.А. Манжина, Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации, Новочеркасск, Россия

Аннотация. Цель представленного в статье исследования состоит в выявлении и обосновании показателей оценки эффективности функционирования агропромышленных территорий опережающего развития, созданных для развития мелиоративного сектора агропромышленного комплекса России. Материалами для исследования послужили нормативно-правовая и нормативно-методическая документация, применяемая в отношении создания и функционирования территорий с особым экономическим статусом, в том числе статусом территорий опережающего социально-экономического развития, а также регламентирующая деятельность в области сельского хозяйства и непосредственно мелиорации земель; труды российских ученых; справочные и информационные ресурсы сети Интернет. В процессе проведения исследования использовались методы анализа, статистической обработки и обобщения данных. В работе рассмотрен механизм восстановления и развития мелиоративного комплекса России за счет организации агропромышленных территорий опережающего развития, ориентированных на расширение мелиорируемых земель и улучшение состояния мелиоративных систем. Для оценки эффективности функционирования таких территорий необходимо использовать как основные индикаторы оценки экономических и социальных показателей, так и дополнительные, отвечающие целевой функции создаваемых территорий опережающего развития. На основании исследования сделаны выводы, что для определения уровня достижения плановых показателей, заложенных при создании агропромышленных территорий опережающего развития на основе использования мелиоративных технологий, в качестве индикаторов необходимо использовать показатели эффективности производства на мелиорированных землях, показатели целевого использования мелиорированных земель и показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, необходимо учитывать не только количество вновь созданных рабочих мест, но и увеличение доходов домохозяйств, участниками которых являются резиденты агропромышленных территорий опережающего развития.

Ключевые слова: агропромышленные территории опережающего развития, мелиоративные технологии, мелиорированные земли, оценка эффективности, социальная эффективность, экологическая эффективность, экономическая эффективность

Для цитирования: Манжина С.А. Обоснование индикаторов оценки эффективности агропромышленных территорий опережающего развития (на примере мелиоративного земледелия) // ВЕЫЕРЮЫМ. 2021. № 4(41). С. 56-64. Р01: 10.34680/ВЕМЕР1СШМ.2021.4(41).56-64

ORIGINAL PAPER

JUSTIFICATION OF INDICATORS FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF AGRO-INDUSTRIAL PRIORITY DEVELOPMENT TERRITORIES (ON THE EXAMPLE OF LAND RECLAMATION FARMING)

S.A. Manzhina, Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems, Novocherkassk, Russia

Abstract. The purpose of the study presented in the article consists in identifying and justifying the indicators of assessing the effectiveness of the agro-industrial priority development territories functioning created for the development of the land reclamation sector of the Russian agro-industrial complex. Materials for the study are the legal and regulatory, and normative and methodological documentation applied to the creation and functioning of territories with special economic status, including the status of priority socio-economic development territories, as well as regulating activities in the field of agriculture and land reclamation specifically; works of Russian scientists; reference and information Internet resources. In the process of the study methods of data analysis, statistical processing and generalization have been used. The work considers the mechanism of recovery and development of the Russian land reclamation complex through the organization of agro-industrial priority development territories, focused on the expansion of reclaimed land and the improvement of land reclamation systems. To assess the efficiency of functioning of such territories, it is necessary

to use both the main indicators of assessing economic and social indicators and additional indicators corresponding to the target function of the created priority development territories. On the basis of the research, conclusions have been made that in order to determine the level of achieving planned indicators set when creating agro-industrial priority development territories on the basis of land reclamation technologies, it is necessary to use production efficiency indicators on the reclaimed lands, indicators of target use of reclaimed lands and indicators that characterize the efficiency of using resources in agricultural production as indicators. In addition, it is necessary to take not only the number of newly created jobs into account, but also the increase in income of households, the participants of which are the residents of agro-industrial priority development territories. Keywords: agro-industrial priority development territories, land reclamation technologies, reclaimed land, efficiency assessment, social efficiency, ecological efficiency, economic efficiency

For citation: Manzhina S.A. Justification of Indicators for Assessing the Effectiveness of Agro-Industrial Priority Development Territories (on the Example of Land Reclamation Farming) // BENEFICIUM. 2021. Vol. 4(41). Pp. 56-64. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.4(41).56-64

В настоящее время особую актуальность приобретают механизмы, способствующие улучшению функционирования сельскохозяйственного производства, увеличению его прибыльности и экологоориентированности. Одним из инструментов, способствующем целевому развитию, внедрению инновационных производственных технологий на агроориентированных территориях, на современном этапе является механизм формирования территорий опережающего развития (далее - ТОР). Сущность и основные правовые характеристики ТОР обозначены в правовом поле Российской Федерации посредством закона от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [1] и подкреплены соответствующей правовой и методической документацией [2-5]. Исходя из определений, приведенных в нормативно-правовых актах, под агропромышленной территорией опережающего развития (далее - АПТОР) будем понимать часть территории субъекта Российской Федерации, в состав которой входит совокупность сельских и городских муниципальных образований, производственная деятельность в которых отнесена к системе агропромышленного комплекса Российской Федерации в соответствии с указаниями, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.1998 № 255 [6], на которой установлен особый правовой режим предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Учитывая, что основным инструментом сохранения и улучшения земель, используемых в сельскохозяйственном производстве, является мелиорация и их научно-обоснованная эксплуатация, одной из специфик АПТОР может являться ориентир на расширение использования комплекса типов и видов мелиорации земель. Целью создания и функционирования АПТОР на основе мелиоративных технологий является обеспечение благоприятных

условий для увеличения площадей мелиорированных земель и повышения эффективности их использования, в результате чего будут повышаться доходы и покупательная способность населения, улучшаться инфраструктура территорий муниципальных образований и сельских полей, что, в свою очередь, станет фактором обеспечения развития предпринимательской деятельности и комфортных условий жизнедеятельности населения.

На данном этапе разработки концептуальных позиций формирования АПТОР на основе мелиоративных технологий целью исследования является определение и обоснование индикаторов оценки эффективности их функционирования.

В процессе проведения исследований применялись методы анализа, статистической обработки и обобщения данных. Материалами для исследования послужила нормативно-правовая и нормативно-методическая документация Российской Федерации, действующая в настоящее время в области создания и функционирования территорий с особым экономическим статусом, в том числе в статусе территорий опережающего социально-экономического развития, а также регулирующая и регламентирующая деятельность в области сельского хозяйства и непосредственно мелиорации земель; труды российских ученых; справочно-ин-формационные ресурсы интернета.

В области государственного управления и планирования индикаторы имеют большое значение для понимания последствий и перспектив принятых управленческих решений. Так, экономические индикаторы являются ключевыми для мониторинга производственной деятельности в рассматриваемом субъекте [7, 8]. Социальные индикаторы позволяют судить о благополучии территории для жизнедеятельности населения [9-11]. Как правило, в качестве оценочных индикаторов для социальной среды выбирают численность населения, дифференциацию населения по возрасту, трудоустройству, показателям здоровья, соотношению показателей смертности и рождаемости и пр. Все эти характеристики имеют совокупную зависимость как от функционирования экономической

деятельности на оцениваемой территории, так и от ее экологического благополучия, наличия общественных центров образования и досуга, развитости коммунально-бытовой инфраструктуры и т.д. [12-16]. Экологические индикаторы дают понимание устойчивости территориальных экосистем, что позволяет судить об их экологическом благополучии для ведения сельскохозяйственного производства и проживания населения [17].

В соответствии с «Методикой оценки эффективности и мониторинга показателей эффективности территорий опережающего социально-экономического развития...» (далее - Методика оценки), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. № 1240 [2], основное внимание уделяется именно экономическим показателям, их изменению в период функционирования ТОР. Так, для контроля уровня развития экономики и благополучия среды проживания населения в границах организованных ТОР в качестве индикаторов предполагается оценивать следующие показатели:

- «отношение фактических частных инвестиций на конец года проведения оценки к фактическим совокупным расходам бюджетов на конец года проведения оценки» (не менее 1);

- «отношение фактических рабочих мест на конец года проведения оценки к фактическим расходам федерального бюджета на конец года проведения оценки» (не менее 0.2 рабочего места на 1 млн. рублей);

- «отношение фактических частных

инвестиций на конец года проведения оценки к планируемым частным инвестициям» (не менее 0.7);

- «разница между отношением добавленной стоимости и фактических совокупных расходов бюджетов, рассчитанным на конец года проведения оценки, и отношением добавленной стоимости и фактических совокупных расходов бюджетов, рассчитанным на конец года, предшествующего году проведения оценки» (больше 0).

В качестве социального показателя в ряду основных предусматривается оценивать количество рабочих мест, а также эффективность расходования федерального бюджета (как можно понимать - на улучшение социальной обстановки за счет уменьшения безработицы), исходя из количества рабочих мест на 1 млн. рублей. Однако доходы населения, задействованного на вновь создаваемых рабочих местах, никак не учитываются.

Таким образом, в утвержденной Методике оценки выделены общие (или обязательные) индикаторы эффективности, учет которых ведется не только на территориях со специальным экономическим статусом, но и в прочих субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации. В случае создания ТОР целевой направленности, как в предложенном нами варианте АПТОР, необходимо помимо основных вводить дополнительные и специфичные индикаторы, позволяющие регистрировать изменения по направлениям, в целях развития и улучшения которых и создавалась ТОР (рис. 1).

Индикаторы АПТОР

дополнительные

Рис. 1. Схема групп индикаторов мониторинга и оценки эффективности функционирования АПТОР на основе мелиоративных технологий / Fig. 1. Scheme of Groups of Indicators to Monitor and Asses the Effectiveness of Agro-Industrial Priority Development Territories Functioning on the Base of Land Reclamation Technologies

Источник, разработано автором с использованием [2] / Source: developed by the author using [2]

С целью придания структурной последовательности в группе общих индикаторов были выделены две подгруппы: «индикаторы эффективности финансовых вложений в развитие АПТОР» и

«индикаторы социального благополучия АПТОР». Помимо этого, в подгруппе «индикаторы эффективности финансовых вложений в развитие АПТОР» предполагается выделить основные, в

состав которых войдут показатели, предусмотренные Методикой оценки, и дополнительные, ориентированные на выявление уровня достижения целей, определенных специализацией создания АПТОР, например, уровень распространения мелиоративных технологий или повышение эффективности их применения (т.е. отражающие динамику развития мелиоративного комплекса в границах АПТОР). Помимо этого, в состав «индика-

торов эффективности финансовых вложений в развитие АПТОР» целесообразно включить показатели коммерческой и бюджетной эффективности реализуемых проектов [18-19].

В соответствии с приведенной классификацией для оценки эффективности деятельности АПТОР предложен перечень показателей, который включает как основные, так и дополнительные регистрируемые параметры (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Перечень регистрируемых показателей АПТОР на основе мелиоративных технологий / The List of Registered Indicators of Agro-Industrial Priority Development Territories Functioning on the Base of Land Reclamation Technologies

Название / Title Показатель / Indicator Получение показателя / Obtaining an Indicator

Основные

Объем частных инвестиций, планируемых при принятии решения о создании АПТОР, руб. ^план Из соглашений об осуществлении деятельности на АПТОР

Планируемый объем частных инвестиций за отчетный период, руб. тплан 'г Из бизнес-планов резидентов АПТОР

Фактический объем частных инвестиций, осуществленных РАПТОР за отчетный период, руб. тфакт 'г Из отчетов резидентов АПТОР

Общий объем бюджетных средств, планируемый к выделению на развитие инфраструктуры АПТОР, руб. т-^план План-график реализации мероприятий по развитию инфраструктуры АПТОР

Фактический объем бюджетных средств, выделенных на развитие инфраструктуры АПТОР, руб. ^факт Из отчетов управляющей компании АПТОР

Количество рабочих мест, планируемых к созданию резидентами АПТОР, шт. г план 'г Из соглашений об осуществлении деятельности на АПТОР

Количество фактически созданных рабочих мест резидентами АПТОР за отчетный период, шт. тфакт 'г Из отчетов резидентов АПТОР

Объем добавленной стоимости, созданной резидентами АПТОР, не применявшими специальные налоговые режимы за отчетный период времени, руб. (согласно [20]) ДС1 ДС1 = R - С

Стоимость реализованных резидентами АПТОР товаров (работ, услуг), имущественных прав за отчетный период времени, руб. (согласно [20]) я Определяется исходя из представленных в Федеральную налоговую службу данных для исчисления НДС в форме декларации резидентов АПТОР

Стоимость приобретенных резидентами АПТОР товаров (работ, услуг), имущественных прав за отчетный период времени для целей ведения производственной деятельности, руб. (согласно [20]) с Определяется исходя из значения суммы НДС, предъявленной резидентами АПТОР при приобретении ими для ведения производственной деятельности товаров (работ, услуг), имущественных прав

Объем добавленной стоимости, созданной резидентами АПТОР, применявшими специальные налоговые режимы за отчетный период времени, руб. (согласно [20]) ДС 2 Рассчитывается управляющей компанией АПТОР по данным, представленным резидентами АПТОР, содержащим показатели всех затрат: на персонал организации, проценты по кредитам, уплаченные дивиденды, уплаченные налоги (кроме НДС), амортизация, нераспределенная прибыль с момента получения статуса резидента

Объем реализации резидентами АПТОР налоговых льгот по плану, руб. т план —нал Из бизнес-плана к соглашению об осуществлении деятельности на АПТОР

Объем фактически реализованных резидентами АПТОР налоговых льгот, руб. г факт —нал По данным Федеральной налоговой службы

Объем планируемых к реализации резидентами АПТОР таможенных льгот (за исключением льгот по страховым взносам), руб. г план —там Из бизнес-плана к соглашению об осуществлении деятельности на АПТОР

Объем фактически реализованных резидентами АПТОР таможенных льгот (за исключением льгот по страховым взносам), руб. тфакт —там По данным Федеральной таможенной службы

Объем налоговых и таможенных льгот (за исключением льгот по страховым взносам):

- планируемых к получению о план " льгота оплан _ тплан тплан " льгота _ — нал + —там

- фактически полученных о факт " льгота о факт гфакт гфакт " льгота = -нал + -там

Объем планируемых к поступлению налоговых платежей от резидентов АПТОР, руб. рплан Р нал Из бизнес-плана к соглашению об осуществлении деятельности на АПТОР

Объем фактически поступивших налоговых платежей от резидентов АПТОР, руб. рфакт Р нал По данным Федеральной налоговой службы

Объем планируемых к поступлению таможенных платежей от резидентов АПТОР, руб. рплан Р там Из бизнес-плана к соглашению об осуществлении деятельности

Объем фактически поступивших таможенных платежей от резидентов АПТОР, руб. рфакт Р там По данным Федеральной таможенной службы

Объем налоговых и таможенных платежей от резидентов АПТОР (за исключением сумм страховых взносов и размеров НДС, фактически возмещенного резидентам АПТОР):

- планируемых к поступлению в бюджетную систему Российской Федерации г» план " платеж оплан _ рплан рплан "платеж = Р нал + Р там

- фактически перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации о факт "платеж о факт рфакт рфакт " платеж = Р нал + Р там

Плановые показатели бюджетных вложений в развитие АПТОР, руб. (согласно [2]) ^<план оплан _ т^план оплан оплан " = "Ь + "льгота "платеж

Фактические показатели бюджетных вложений в развитие АПТОР, руб. (согласно [2]) ^<факт о факт _ рфакт о факт о факт " = ГЬ + " льгота "платеж

Специфичные

Объем бюджетных средств, фактически направленных на мелиоративное строительство и мелиоративные технологии за отчетный период, тыс. руб. F Fbm Из отчетов управляющей компании АПТОР

Объем частных инвестиций в мелиорацию, планируемых при принятии решения о создании АПТОР, руб. тплан 1 m Из соглашений об осуществлении деятельности на АПТОР

Планируемый объем частных инвестиций в мелиоративные технологии за отчетный период, руб. тплан 1 tm Из бизнес-планов резидентов АПТОР, приложенных к соглашению об осуществлении деятельности на АПТОР

Фактический объем частных инвестиций в мелиоративные технологии, осуществленных резидентами АПТОР за отчетный период, руб. тфакт 1 tm Из отчетов резидентов АПТОР

Капитальные затраты на объекты мелиоративного строительства и проведение мелиоративных работ за отчетный период, руб. К т Из отчетов резидентов АПТОР

Оборотные затраты на проведение мелиоративных работ и содержание мелиоративных систем за отчетный период, руб. О т Из отчетов резидентов АПТОР

Источник, разработано автором / Source:developed by the author

На основании приведенного в табл. 1 перечня функционирования целевых АПТОР и уровень до-показателей осуществляется расчет основных ин- стижения намеченных при их организации целей дикативных характеристик эффективности (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Основные индикаторы функционирования АПТОР на основе мелиоративных технологий / Main Indicators of Agro-Industrial Priority Development Territories Functioning on the Base of Land Reclamation Technologies

№ Индикатор / Indicator Обозначение, формула / Designation, Formula

Индикаторы финансовых вложений в развитие АПТОР

1 Коэффициент использования бюджетных средств о факт kb = ^ > 1 b ^<план

2 Долевое участие частных инвестиций в формировании социальной и/или производственной структуры АПТОР j факт Ш = Fb

3 Доля фактически инвестированного в социальную и/или производственную инфраструктуру АПТОР частного капитала по сравнению с планируемым за отчетный период тфакт ш, = t > 0,7 1 тплан ' 11

4 Общий объем финансовых средств, вложенных в мелиорацию на землях АПТОР, за отчетный период, тыс. руб. F = K + O = F + 1факт 1 m K m O m 1 bm 1 tm

1 d - доход резидента АПТОР соответственно в отчетном году (t) по сравнению с предыдущим (t-1), Кт - коэффициент, учитывающий уровень инфляции в отчетном году по сравнению с предыдущим (предлагается учитывать исходя из состава потребительской корзины)

Источник, разработано автором / Source:developed by the author

5 Доля фактически инвестированного в мелиоративные проекты частного капитала по сравнению с планируемым на АПТОР за отчетный период г факт Ш = tm > 0,7 tm j план 1 1 tm

6 Долевое участие частных партнеров в мелиоративном строительстве (в том числе восстановлении, модернизации, реновации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений) тфакт ш = tm m F bm

7 Добавленная стоимость, созданная резидентами АПТОР, руб. СДС = ДС, + ДС 2

8 Коэффициент экономического роста = СДС „СДС (1 _1)> 0 Fb{t) Fb(t-1)

9 Мультипликатор частных инвестиций на рубль бюджетных средств в развитие инфраструктуры и/или мелиорации, руб./руб. t факт т-" факт тфакт 11 / Fb > 1 и 1 tm / Fbm » 1

Индикаторы социального благополучия АПТОР

10 Коэффициент, учитывающий эффективность использования средств федерального бюджета для создания рабочих мест гфакт = > 0,2 Рм 77 ' Ffb, млн руб.

11 Увеличение финансового уровня жизни резидентов АПТОР Dt = dt ' Кш > 11 dt-1

В настоящее время основным показателем, характеризующим результаты работы федеральных и региональных программ, связанных с мелиорацией, является «ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель», однако этот индикатор не показывает реальную эффективность использования мелиорируемых земель.

Исходя из изложенных соображений, для учета целевых показателей развития АПТОР на основе мелиоративных технологий в группе «специфичные индикаторы» выделена подгруппа «индикаторы эффективности мелиорации». В качестве таких индикаторов планируется отслеживать:

- прирост площадей мелиорируемых земель в границах АПТОР;

- улучшение состояния мелиоративных систем;

- прирост валового сбора сельскохозяйственной продукции;

- прирост урожайности сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изменение прибыли сельхозтоваропроизводителей - резидентов АПТОР в сравнении с нерезидентами.

В настоящее время создание ТОР целевого назначения для стимулирования развития определенного вида деятельности или определенной отрасли экономики должно сопровождаться разработкой дополнительных групп индикаторов, позволяющих оценить эффективность их функционирования как по общим, так и по дополнительным показателям, характеризующим их целевую направленность.

Для АПТОР на основе использования комплекса

мелиоративных мероприятий как основного фактора повышения урожайности, а, соответственно, и валового производства продукции, такими индикаторами должны стать показатели эффективности использования мелиорированных земель в составе АПТОР и показатели, характеризующие ресурсоем-кость сельскохозяйственной продукции резидентов АПТОР.

Помимо предложенных целевых показателей, считаем необходимым учитывать не только количество вновь созданных рабочих мест, но и увеличение доходов домашних хозяйств, участники которых входят в состав резидентов АПТОР.

Библиография

[1] Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (2014). Консуль-тантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17 2962/ (дата обращения: 03.09.2021).

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1240 «Об утверждении методики оценки эффективности и мониторинга показателей эффективности территорий опережающего социально-экономического развития, за исключением территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» (2019). КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33 4390/ (дата обращения: 03.09.2021).

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 390 «О порядке передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего

социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, и порядке распоряжения такими земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития» (2015). Кон-сультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17 8660/1718ec71ae7bc511a76d0f075645a7e2913ad9ee/ (дата обращения: 03.09.2021).

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2015 № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» (2015). КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18 1759/ (дата обращения: 03.09.2021).

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2020 № 668 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на развитие инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития резидентам, инвесторам и управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и свободным портом Владивосток, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (2020). Консуль-тантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35 2557/ (дата обращения: 03.09.2021).

[6] Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.1998 № 255, Государственной налоговой службы Российской Федерации от 30.11.1998 № ГБ-3-09/313 «Указания о порядке отнесения организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, которым предоставляется отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по платежам в федеральный бюджет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 1998 г. № 1147» (1998). Консуль-тантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21 422/ (дата обращения: 03.09.2021).

[7] Шадрин А.И. Критерии, индикаторы развития и показатели эффективности воспроизводственного комплекса региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 3. С. 15-21.

[8] Kramarov S., Sakharova L., and Belyaev A. Analysis of financial and economic indicators of agricultural enterprises in the region based on open data sources / In Proceedings - 8th Innovative Technologies in Science and Education, 2020. Article 13004. (На англ.). DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021013004

[9] Айвазян С.А., Исакин М.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения региона как критерии эффективности социально-экономической политики, проводимой органами региональной власти // Прикладная эконометрика. 2006. № 1(1). С. 25-31.

[10] Bezrukova T.L., Larionov V.G., and Kuksova I.V. Analytical assessment of social, environmental and economic indicators for the balanced development of the economy of the region / In Proceedings - IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Article 012058 (На англ.). DOI: 10.1088/17551315/392/1/012058

[11] Whittaker W. Resource Allocation Funding Formulae, Efficiency of // Encyclopedia of Health Economics. 2014. Pp. 256-266. (На англ.). DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-375678-7.00211-X

[12] Какаулина М.О. Территории опережающего социально-экономического развития: эффективность функционирования и роль в формировании оптимальной налоговой нагрузки // Экономика. Налоги. Право. 2018. Том 11. № 4. С. 78-89. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-4-78-89

[13] Платова В.В., Ростовский Н.С., Смирнов Д.С. Анализ методик оценки эффективности деятельности особых экономических зон России // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. 2016. № 6. С. 178-185.

[14] Кашина Н.В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний Восток России // Экономика региона. 2016. Том 12. № 2. С. 569-585. DOI: 10.17059/2016-2-21

[15] Ковтун Б.А., Папело В.Н. Сельская агломерация как фактор опережающего развития территории / Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: сборник III Всероссийской научной конференции, Новосибирск, 20 декабря, 2018. Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2018. С. 875-881.

[16] Ковтун Б.А., Папело В.Н., Ярманов В.В. Комплексное развитие сельских территорий: факторы, институты и механизмы опережающего развития. Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2019. 400 с.

[17] Sakharova L., Stryukov M., and Zolnikov V. Methodology for assessing the sustainability of agricultural production, taking into account its economic efficiency / In Proceedings - IOP Conference Series: Earth Environmental Science. 2019. Article 012019. (На англ.). DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/392Z1/012019

[18] Кикава Н.П., Лазарев А.С., Анциферов В.В., Менделенко ОА., Валиуллина А.Н. Методические рекомендации по оценке экономической эффективности мероприятий комплексного развития территорий. М.: Научно-исследовательский и проектный институт Градостроительного планирования города Москвы, 2017. 92 с.

[19] Porsev E.G., Pokhomchikova E.O., Skorobogatova Yu.A., Tsarev R.Yu., and Avetisyan K.R. Technical and economic aspects of the development of modern rural areas / In Proceedings - IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Article 012032. (На англ.). DOI: 10.1088/1755-1315/341/1/012032

[20] Проект Приказа Минвостокразвития России (по состоянию на 25.11.2019). Подготовлен Минвостокразвития России, ID проекта 01/02/11-19/00097474 «Об утверждении методики расчета объема добавленной стоимости, созданной резидентами территории опережающего социально-экономического развития, за исключением территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования Российской Федерации (моногород)» (2019). КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc

&base=PNPA&n=53387#YnxfLoSOromVZcrV1 (дата обращения: 03.09.2021).

References

[1] Federal Law of December 29, 2014 No. 473-FL "O terri-toriyakh operezhayushchego sotsial'no-ekonomich-eskogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii" ["On the Priority Socio-Economic Development Territories in the Russian Federation"] (2014). ConsultantPlus: legal reference system. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_172962/ (accessed on 03.09.2021). (In Russ.).

[2] Decree of the Government of the Russian Federation of 23.09.2019 No. 1240 "Ob utverzhdenii metodiki otsenki effektivnosti i monitoringa pokazateley effek-tivnosti territoriy operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya, za isklyucheniyem terri-toriy operezhayushchego sotsi-al'no-ekonomich-eskogo razvitiya, sozdannykh na territoriyakh mono-profil'nykh munitsipal'nykh obrazovaniy Rossiyskoy Federatsii (monogorodov)" ["On Approval of the Methodology for Assessing the Effectiveness and Monitoring the Efficiency Indicators of Priority Socio-Economic Development Territories, Except for Priority Socioeconomic Development Territories Created in the Territories of Single-industry Municipal Unities of the Russian Federation (Monotowns)"] (2019). Consultant-Plus: legal reference system. URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_334390/ (accessed on 03.09.2021). (In Russ.).

[3] Decree of the Government of the Russian Federation of 24.04.2015 No. 390 "O poryadke peredachi uprav-lyayushchey kompanii, osushchestvlyayushchey funktsii po upravleniyu territoriyey operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya, na prave sobstvennosti ili arendy nakhodyashchikhsya v gosu-darstvennoy ili munitsipal'noy sobstvennosti ze-mel'nykh uchastkov, zdaniy, stroyeniy i sooruzheniy, raspolozhennykh na territorii operezhayushchego sot-sial'no-ekonomicheskogo razvitiya, i poryadke rasporyazheniya takimi zemel'nymi uchastkami, zdaniyami, stroyeniyami i sooruzheniyami, a takzhe ob"yektami infrastruktury territorii operezhayush-chego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya" ["On the Procedure for Transferring Land Plots, Buildings, Structures and Constructions Located in the Priority SocioEconomic Development Territories to the Management Company, Performing Functions of Managing the Priority Socio-Economic Development Territories, Based on Ownership or Lease of State or Municipal Ownership; and the Order of Disposing Such Land Plots, Buildings, Structures and Constructions, As Well as Infrastructure of the Priority Socio-Economic Development Territories"] (2015). ConsultantPlus: legal reference system. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_178660/1718ec71ae7bc511a76d 0f075645a7e2913ad9ee/ (accessed on 03.09.2021). (In Russ.).

[4] Decree of the Government of the Russian Federation of June 22, 2015 No. 614 "Ob osobennostyakh soz-daniya territoriy operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya na territoriyakh monopro-fil'nykh munitsipal'nykh obrazovaniy Rossiyskoy Fed-eratsii (monogorodov)" ["On Specifics of Creating Priority Socio-Economic Development in the Territories of Single-industry Municipal Unities of the Russian Federation (Monotowns)"] (2015). ConsultantPlus: legal reference system. URL:

http://www.consultant.ru/docu-

ment/cons_doc_LAW_181759/ (accessed on 03.09.2021). (In Russ.).

[5] Decree of the Government of the Russian Federation of 13.05.2020 No. 668 "Ob utverzhdenii Pravil pre-dostavleniya subsidii iz federal'nogo byudzheta na razvitiye infrastruktury territoriy operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya rezidentam, in-vestoram i upravlyayushchey kompanii, osushchestvlyayushchey funktsii po upravleniyu terri-toriyami operezhayushchego sotsial'no-ekonomich-eskogo razvitiya v sub"yektakh Rossiyskoy Federatsii, vkhodyashchikh v sostav Dal'nevostochnogo feder-al'nogo okruga, i svobodnym portom Vladivostok, i o priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravi-tel'stva Rossiyskoy Federatsii" ["On Approval of the Rules for Providing Subsidies from the Federal Budget for the Infrastructure Development of Priority SocioEconomic Development Territories to Residents, Investors and a Management Company That Performs Functions of Managing the Priority Socio-Economic Development Territories in the Constituent Entities Of the Russian Federation, Which are Parts of the Far Eastern Federal District, and the Free Port of Vladivostok, and on Considering Some Acts of the Government of the Russian Federation to Have Lost Force"] (2020). ConsultantPlus: legal reference system. URL: http://www.consultant.ru/docu-

ment/cons_doc_LAW_352557/ (accessed on 03.09.2021). (In Russ.).

[6] Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 16.12.1998 No. 255, of the State Tax Service of the Russian Federation of 30.11.1998 No. GB-3-09 / 313 "Ukazaniya o poryadke otneseniya organizatsiy k sel'skokhozyaystvennym tovaroproizvoditelyam, predpriyatiyam i organi-zatsiyam agropromyshlen-nogo kompleksa, kotorym predostavlyayetsya otsrochka (rassrochka) pogasheniya zadolzhennosti po platezham v federal'nyy byudzhet v sootvetstvii s Postanovleniyem Pravi-tel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 2 oktyabrya 1998 g. № 1147" ["Instructions on the Procedure for Classifying Organizations as Agricultural Manufacturers, Enterprises and Organizations of Agro-Industrial Complex, Which Are Granted a Delay (Installment) of Debt Repayment of Payment Arrears to the Federal Budget According to the Decree of the Government of the Russian Federation dated October 2, 1998 No. 1147"] (1998). ConsultantPlus: reference and legal system. URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_21422/ (accessed on 03.09.2021). (In Russ.).

[7] Shadrin A.I. Kriterii, indikatory razvitiya i pokazateli effektivnosti vosproizvodstvenno-go kompleksa re-giona [Criteria, Development Indicators and Efficiency Indicators of the Region's Breeding Complex] // Regional Economics: Theory and Practice. 2008. Vol. 3. Pp. 15-21. (In Russ.).

[8] Kramarov S., Sakharova L., and Belyaev A. Analysis of financial and economic indicators of agricultural enterprises in the region based on open data sources / In Proceedings - 8th Innovative Technologies in Science and Education, 2020. Article 13004. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021013004

[9] Ayvazyan S.A., and Isakin M.A. Integral'nyye indikatory kachestva zhizni naseleniya regiona kak kriterii effektivnosti sotsial'no-ekonomicheskoy politiki, provodimoy organami regional'noy vlasti [Integral Indicators of the Region Population Life Quality as

Criteria for the Effectiveness of Socio-economic Policy Pursued by Regional Authorities] // Applied Econometrics. 2006. Vol. 1(1). Pp. 25-31. (In Russ.).

[10] Bezrukova T.L., Larionov V.G., and Kuksova I.V. Analytical assessment of social, environmental and economic indicators for the balanced development of the economy of the region / In Proceedings - IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Article 012058. DOI: 10.1088/1755-1315/392/1/012058

[11] Whittaker W. Resource Allocation Funding Formulae, Efficiency of // Encyclopedia of Health Economics. 2014. Pp. 256-266. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-375678-7.00211-X

[12] Kakaulina M.O. Priority socio-economic development areas: their effectiveness and the role in the formation of an optimal tax burden // Economics, Taxes & Law. 2018. Vol. 11(4). Pp. 78-89. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-4-78-89

[13] Platova V.V., Rostovsky N.S., and Smirnov D.S. Analiz metodik otsenki effektivnosti deyatel'nosti osobykh ekonomicheskikh zon Rossii [Analysis of Methods for Assessing the Effectiveness of Special Economic Zones in Russia] // Nauchnyye itogi goda: dosti-zheniya, proyekty, gipotezy [Scientific Results of the Year: Achievements, Projects, Hypotheses]. 2016. Vol. 6. Pp. 178-185. (In Russ.).

[14] Kashina N.V. Priority development areas: a new tool for attracting investment in the Far East of Russia // Economy of Region. 2016. Vol. 12(2). Pp. 569-585. (In Russ.). DOI: 10.17059/2016-2-21

[15] Kovtun B.A., and Papelo V.N. Sel'skaya aglomeratsiya kak faktor operezhayushchego razvitiya territorii [Rural Agglomeration as a Factor of the Territory Priority Development] / In Proceedings - Rol' agrarnoy nauki v ustoychivom razvitii sel'skikh territoriy [The Role of Agrarian Science in the Sustainable Development of Rural Areas]: Collection of the III All-Russia Scientific Conference, Novosibirsk, December 20, 2018. Novosibirsk: Novosibirsk State Agrarian University. 2018. Pp. 875-881. (In Russ.).

[16] Kovtun B.A., Papelo V.N., and Yarmanov V.V. Kom-pleksnoye razvitiye sel'skikh territoriy: faktory, insti-tuty i mekhanizmy operezhayushchego razvitiya [Comprehensive Development of Rural Areas: Factors, Institutions and Mechanisms of Priority Development].

Novosibirsk: Publishing Center of NSAU "Golden Ear", 2019. 400 p. (in Russ.).

[17] Sakharova L., Stryukov M., and Zolnikov V. Methodology for assessing the sustainability of agricultural production, taking into account its economic efficiency / In Proceedings - IOP Conference Series: Earth Environmental Science. 2019. Article 012019. DOI: https://doi.org/10.1088/1755-1315/392/1Z012019

[18] Kikava N.P., Lazarev A.S., Antsiferov V.V., Mende-lenko O.A., and Valiullina A.N. Metodicheskiye rek-omendatsii po otsenke ekonomicheskoy effektivnosti meropriyatiy kompleksnogo razvitiya territoriy [Methodical Recommendations for Assessing the Economic Efficiency of Measures for the Comprehensive Territorial Development]. Moscow: Research and Design Institute of Urban Planning of the City of Moscow, 2017. 92 p. (In Russ.).

[19] Porsev E.G., Pokhomchikova E.O., Skorobogatova Yu.A., Tsarev R.Yu., and Avetisyan K.R. Technical and economic aspects of the development of modern rural areas / In Proceedings - IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Article 012032. DOI: 10.1088/1755-1315/341/1/012032

[20] Draft Order of the Ministry for the Development of the Russian Far East (as of 25.11.2019). Prepared by the Ministry of Economic Development and Trade of Russia, project ID 01/02/11-19/00097474 "Ob utverzhdenii metodiki rascheta ob"yema dobavlennoy stoimosti, sozdannoy rezidentami territorii operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya, za isklyucheni-yem territorii operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya, sozdannoy na territorii monoprofil'nogo munitsipal'nogo obrazovaniya Ros-siyskoy Federatsii (monogorod)" ["On Approval of the Methodology for Calculating the Value Added Volume Created by Residents of the Priority Socio-Economic Development Territory, Except for Priority Socio-Economic Development Territories Created in the Territories of Single-industry Municipal Unities of the Russian Federation (Monotown)"] (2019). ConsultantPlus: reference and legal system. URL: http://www.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=5 3387#YnxfLoSOromVZcrV1 (accessed on 03.09.2021). (In Russ.).

Информация об авторе / About the author

Светлана Александровна Манжина - канд. техн. наук, доцент; старший научный сотрудник, Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации, Новочеркасск, Ростовская область, Россия / Svetlana A. Manzhina - PhD in Technics, Docent; Senior Researcher, Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems, Novocherkassk, Rostov region, Russia E-mail: manz.svetlana@yandex.ru SPIN РИНЦ 3829-3611 ORCID 0000-0001-9322-0843

Дата поступления статьи: 10 сентября 2021 Принято решение о публикации: 20 ноября 2021

Received: September 10, 2021 Accepted: November 20, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.