СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
IMPROVING THE REGULATION OF WATER USE IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)
УДК 332.1
Таранова И. В., доктор экономических наук, профессор, заместитель декана экономического факультета по научной работе, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Иванов Н. И., доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»
Белковский Р. Б., соискатель, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Taranova I. V., taranovairina@yandex.ru Ivanov N. I., Ivanov@guz.ru Belkovsky R. B., belkovskiy00@bk.ru
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления повышения эффективности использования водных ресурсов в целях сельскохозяйственного водоснабжения на региональном уровне, представлен прогнозируемый социо-эколого-экономический эффект вследствие использования мелиоративных технологий на территории орошаемого земледелия. Результаты исследования могут использоваться органами
управления агропромышленным комплексом, сельскохозяйственными товаропроизводителями на микро- и мезоэкономическом уровнях.
Annotation
The article discusses the main directions of increasing the efficiency of water resources use for agricultural water supply at the regional level, presents the predicted socio-ecological and economic effect due to the use of reclamation technologies in the territory of irrigated agriculture. The research results can be used by the governing bodies of the agro-industrial complex, agricultural producers at the micro- and meso-economic levels.
Ключевые слова: водные ресурсы, сельское хозяйство, регион, агропромышленный комплекс, водопользование, эффективность, экономика
Keywords: water resources, agriculture, region, agro-industrial complex, water use, efficiency, economy
Документами стратегического планирования Российской Федерации, в частности Указом президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [6], Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 г. [5], Долгосрочной стратегией развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года [1], установлено, что инновационное развитие отечественного сельского хозяйства является одной из приоритетных задач.
В области производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия необходимо осуществить: развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения путем поддержания мелиоративного комплекса, находящегося в государственной собственности РФ, в нормативном состоянии, строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем [6, 1].
В данном контексте не вызывает сомнений необходимость формирования организационно-экономического и нормативно-правового
инструментария, позволяющего реализовать поставленные задачи. Указанные обстоятельства определяют актуальность и своевременность данного исследования.
Рассмотрим взаимосвязь водопользования и развития агропромышленного комплекса региона на примере Ростовской области. В настоящее время площадь региона равняется 100,9 тыс. км2. По итогам переписи 2002 г. численность населения составляет 4,286 млн чел. Основу АПК области составляет сельское хозяйство, представленное, главным образом, растениеводческим направлением. В последние годы сбор зерновых культур составляет 5-6 млн т, подсолнечника - до 1,5 млн т [4]. Главным источником сельскохозяйственного водоснабжения является бассейн реки Дон. Засушливый климат Ростовской области детерминирует высокую потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в бесперебойной поставке водных ресурсов надлежащего качества.
Основная часть полномочий, касающихся определения государственной водной политики, управления водными объектами, объектами водохозяйственной инфраструктуры, режимом водопользования, осуществлением функций контроля и надзора и т. п. сосредоточено у государственных органов Российской Федерации. Объём полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации значительно меньше по сравнению с РФ, органов местного самоуправления -ещё меньше. Согласно научной позиции авторов, подобный дисбаланс способствует развитию следующих негативных тенденций: 1. В силу природно-климатических и географических особенностей, водохозяйственная практика в Российской Федерации отличается многообразием социо-эколого-экономических атрибутов,
детерминированных специфическими условиями конкретных территорий. Ненадлежащий учёт данных факторов при принятии управленческих решений на федеральном уровне, касающихся отношений водопользования, способен ограничить социально-экономическое развитие.
2. Административные границы субъектов Российской Федерации зачастую не совпадают с ареалами водных объектов (особенно крупных), что усложняет межведомственное взаимодействие между органами госвласти различного уровня при осуществлении управленческих функций.
3. Отсутствие необходимого объёма полномочий в части осуществления контрольно-надзорных функций на региональном и местном уровнях замедляет реакцию на нарушения природоохранного законодательства.
Как указывают Н. И. Иванов, А. С. Сорогин [2], повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения подразумевает их консолидацию.
На основании вышеизложенного, в целях повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов, улучшения взаимодействия между органами исполнительной власти субъекта РФ и РФ, необходимо ввести в правовую систему Российской Федерации, в частности, в законодательные и нормативно-правовые акты, дефиницию Территория орошаемого земледелия, что позволит сформировать правовые предпосылки для повышения эффективности реализации мероприятий государственной политики в областях агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного производства, мелиорируемого земледелия.
По нашему мнению, конкретизация понятия Территория орошаемого земледелия (ТОЗ) развития может выражаться в дополнении рамочного федерального закона [9] разделом, касающимся особенностям создания и функционирования подобной территории. Кроме того, необходимо ввести дополнения в законодательные [7, 8] и нормативно-правовые акты, в целях кодификации инструментов стимулирования сельхозтоваропроизводителей-водопользователей, реализующих мелиоративные мероприятия на Территориях орошаемого земледелия, а также конкретизации режима использования водных ресурсов, зон ответственности различных субъектов ТОЗ.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено верховенство федеральных законодательных актов, их единообразное действие на всей территории страны. Законодательные и нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований не должны противоречить федеральным. С учётом сказанного, реализация вышеизложенных предложений по совершенствования действующих законодательных и нормативно-правовых механизмов с целью обеспечения создания и функционирования ТОЗ позволит сформировать единой правовое пространство, обеспечивающее интенсификацию агропромышленного комплекса за счёт развития орошаемого земледелия, что, в свою очередь, создаст предпосылки для повышения сельскохозяйственного производства, увеличения доходности хозяйствующих субъектов АКП, создания новых рабочих мест, увеличения налоговых доходов бюджетной системы РФ. Планируемый социо-эколого-экономический эффект вследствие использования мелиоративных технологий на территории орошаемого земледелия представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Планируемый социо-эколого-экономический эффект вследствие использования мелиоративных технологий на территории орошаемого
земледелия.
Компонент эффекта Сущность
Социальный - создание новых рабочих мест, связанных с обслуживанием объектов гидротехнической инфраструктуры и мелиорируемых земледелием.
Экологический - снижение антропогенного воздействия на акватории водных объектов; - повышение качества оросительной воды, что способствует росту урожайности возделываемых сельскохозяйственных культур.
Экономический - техническая модернизация объектов гидротехнической инфраструктуры, что способствует снижению риска ущерба вследствие возникновения аварийной ситуации (наводнение, подтопление); - сокращение издержек резидентов ТОЗ, связанных с дополнительной водоподготовкой; - увеличение доходов резидентов ТОЗ отраслей растениеводства, вследствие роста урожайности на мелиорируемых землях.
Как показывает анализ информации, представленной в таблице 1, прогнозируемый социо-эколого-экономический эффект имеет мультипликативный характер и способствует комплексному развитию сельских территорий РФ.
Подводя итог сказанному, отметим, что имеющийся в настоящее время дисбаланс полномочий и, вследствие этого, управленческо-регулятивного функционала, касающегося водохозяйственной деятельности между уровнями государственной власти и муниципальными образованиями ограничивает социально-экономическое развитие РФ. По мнению исследователей [10, 11] формирование необходимых институциональных, административных и организационно-экономических предпосылок способствует стабилизации сельскохозяйственного производства и улучшению финансового состояния хозяйствующих субъектов АПК, что, в свою очередь, является фактором обеспечения продовольственной безопасности РФ.
В целях повышения эффективности использования водных ресурсов, авторами предлагается осуществить перераспределение полномочий в сфере отношений водопользования от Российской Федерации в пользу субъектов РФ и органов местного самоуправления. В частности, речь идёт о наделении муниципалитетов правом осуществления контрольно-надзорных функций в том числе в отношении федеральных и региональных водных объектов, находящихся в их административных границах [3]. Реализация данного предложения позволит значительно повысить эффективность надзора за соблюдением природоохранного законодательства в части пресечения несанкционированных сбросов загрязнённых вод в акватории водных объектов, что позволит снизить антропогенное воздействие и улучшить социо-эколого-экономическое благополучие граждан.
Литература
1. Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 10 августа 2019 г. №1796-р)
2. Иванов Н. И. Подходы к совершенствованию методики землеустроительного проектирования в системе агропромышленного комплекса на основе консолидации земель / Иванов Н. И., Сорогин А. С. // Науки о Земле. 2020. №1. С. 100-105.
3. Новосельская Л. А. Направления повышения эколого-экономической эффективности использования водных ресурсов в бассейне Дона / Новосельская Л. А., Ревунов Р. В., Саркисян А. Р., Янченко Д. В. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. №5(103). С. 120128.
4. Ревунов Р. В. Направления повышения эффективности сельского хозяйства ростовской области / Ревунов Р. В., Ревунов С. В., Шереметьев П. Г., Чернышова Т. Н. // Московский экономический журнал. 2021. №6.
5. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. №993-р)
6. Указ президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,
7. Федеральный закон от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель»,
8. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
9. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
10. Podkolzina I. M. Building a financial security system to ensure russia's food security / Podkolzina I. M., Gladilin A. V., Reshetov K. Y., Taranova
I. V., Gladilin V. A. // В сборнике: The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. С. 539-548.
11. Taranova I. V. Methodology for assessing bankruptcy risks and financial sustainability management in regional agricultural organizations / Taranova I.V., Podkolzina I. M., Uzdenova F. M., Dubskaya O. S., Temirkanova A. V. // В сборнике: The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. С. 239-245.
Literature
1. Long-term strategy for the development of the grain complex of the Russian Federation until 2035 (approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated August 10, 2019 No. 1796-r)
2. Ivanov N. I. Approaches to improving the methodology of land management design in the system of the agro-industrial complex based on land consolidation / Ivanov N. I., Sorogin A. S. // Earth Sciences. 2020. No. 1. p. 100105.
3. Novoselskaya L.A. Directions of increasing the ecological and economic efficiency of water resources use in the Don basin / Novoselskaya L. A., Revunov R. V., Sarkisyan A. R., Yanchenko D. V. // Regional problems of economic transformation. 2019. No. 5 (103). p. 120-128.
4. Revunov R.V. Directions for increasing the efficiency of agriculture in the Rostov region / Revunov R. V., Revunov S. V., Sheremetyev P. G., Chernyshova T. N. // Moscow economic journal. 2021. No. 6.
5. The strategy for the development of the agro-industrial and fishery complexes of the Russian Federation for the period up to 2030 (approved by the Order of the Government of the Russian Federation of April 12, 2020 No. 993-r)
6. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024",
7. Federal Law of January 10, 1996 No. 4-FL "On Land Reclamation",
8. Federal Law of January 10, 2002 No. 7-FL "On Environmental Protection"
9. Federal Law of December 29, 2014 No. 473-FL "On the territories of advanced socio-economic development in the Russian Federation"
10. Podkolzina I. M. Building a financial security system to ensure russia's food security / Podkolzina I. M., Gladilin A. V., Reshetov K. Y., Taranova I. V., Gladilin V. A. // В сборнике: The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. С. 539-548.
11. Taranova I. V. Methodology for assessing bankruptcy risks and financial sustainability management in regional agricultural organizations / Taranova I. V., Podkolzina I. M., Uzdenova F. M., Dubskaya O. S., Temirkanova A. V. // В сборнике: The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. С. 239-245.