Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ МЕЛИОРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ МЕЛИОРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
60
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ / КРИТЕРИИ ВЫБОРА / МЕЛИОРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЛИОРАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF TERRITORIES / SELECTION CRITERIA / RECLAMATION TECHNOLOGIES / LAND RECLAMATION / RURAL SETTLEMENTS / PRIORITY DEVELOPMENT AREAS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Манжина С.А.

Целью исследования на данном этапе является выявление оптимального количества критериев, необходимых для оценки и определения мест для создания агропромышленных территорий опережающего развития на основе мелиоративных технологий. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-ФЗ напрямую не содержит рекомендаций по выделению особых критериев выбора при принятии решения о присвоении соответствующего статуса территориям, но, тем не менее, основное требование в нем обозначено, - это наличие инвесторов. Наиболее полно такие критерии определены в случае создания территорий опережающего социально-экономического развития в границах монопрофильных муниципальных образований (моногородов) и закреплены Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 494. Ориентируясь на выделенные критерии для моногородов, можно их принять в качестве основных для агропромышленных территорий опережающего развития, но, учитывая специфику сельскохозяйственного производства и целевое направление развития отрасли, необходима разработка и принятие дополнительных критериев. В соответствии с этим в статье предложен набор основных и специфичных критериев, которые следует учитывать при принятии решения о создании агропромышленных территорий опережающего развития на основе мелиоративных технологий. Дополнительные критерии для агропромышленных территорий опережающего развития объединены в три группы, характеризующие наибольшую инвестиционную привлекательность территорий: ресурсный потенциал, логистический потенциал и финансовый потенциал. Выделены виды критериев для каждой из приведенных групп, необходимые для рассмотрения при принятии решения об организации территорий опережающего развития в муниципальных образованиях, производственная деятельность в которых отнесена к производственно-экономической системе агропромышленного комплекса Российской Федерации. Перечень выделенных специфичных критериев ориентирован на учет инвестиционной привлекательности и инвестиционных рисков, связанных как со спецификой производства, так и с территориальными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRO-INDUSTRIAL PRIORITY DEVELOPMENT AREAS SELECTION CRITERIA BASED ON RECLAMATION TECHNOLOGIES

The purpose of the study is to provide guidance on identifying criteria that should be met in the course of agro-industrial priority development areas selection based on reclamation technologies. The Federal law of the Russian Federation of December 29, 2014, no. 473-FZ ‘On the priority development areas in the Russian Federation’ does not provide guidance on site selection, but the main requirement is the presence of investors. The main criteria for creating priority development areas on the territory of single-industry cities are outlined in the decree of the government of the Russian Federation No. 494 of April 26, 2017. Taking into account the specifics of agricultural and commercial activities and the industry growth prospects, these criteria were adopted as a basis for the agro-industrial priority development areas. Some supplementary criteria are divided into three groups: resource potential, logistics potential, and financial potential. Types of criteria for each of these groups have been identified that must be met in the course of choosing priority development areas in provinces with emphasis on farm-related and agricultural businesses. The list of selected specific criteria is compiled taking into account investment attractiveness and investment risks associated with both production specifics and territorial resources.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ МЕЛИОРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 631.155 DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2020.4(37).28-39

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ МЕЛИОРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Манжина С.А.

Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации, Новочеркасск, Россия

Целью исследования на данном этапе является выявление оптимального количества критериев, необходимых для оценки и определения мест для создания агропромышленных территорий опережающего развития на основе мелиоративных технологий. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 473-Ф3 напрямую не содержит рекомендаций по выделению особых критериев выбора при принятии решения о присвоении соответствующего статуса территориям, но, тем не менее, основное требование в нем обозначено, -это наличие инвесторов. Наиболее полно такие критерии определены в случае создания территорий опережающего социально-экономического развития в границах монопрофильных муниципальных образований (моногородов) и закреплены Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 494. Ориентируясь на выделенные критерии для моногородов, можно их принять в качестве основных для агропромышленных территорий опережающего развития, но, учитывая специфику сельскохозяйственного производства и целевое направление развития отрасли, необходима разработка и принятие дополнительных критериев. В соответствии с этим в статье предложен набор основных и специфичных критериев, которые следует учитывать при принятии решения о создании агропромышленных территорий опережающего развития на основе мелиоративных технологий. Дополнительные критерии для агропромышленных территорий опережающего развития объединены в три группы, ха-

AGRO-INDUSTRIAL PRIORITY DEVELOPMENT AREAS SELECTION CRITERIA BASED ON RECLAMATION TECHNOLOGIES

Manzhina S.A.

Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems, Novocherkassk, Russia

The purpose of the study is to provide guidance on identifying criteria that should be met in the course of agro-industrial priority development areas selection based on reclamation technologies. The Federal law of the Russian Federation of December 29, 2014, no. 473-FZ 'On the priority development areas in the Russian Federation' does not provide guidance on site selection, but the main requirement is the presence of investors. The main criteria for creating priority development areas on the territory of single-industry cities are outlined in the decree of the government of the Russian Federation No. 494 of April 26, 2017. Taking into account the specifics of agricultural and commercial activities and the industry growth prospects, these criteria were adopted as a basis for the agro-industrial priority development areas. Some supplementary criteria are divided into three groups: resource potential, logistics potential, and financial potential. Types of criteria for each of these groups have been identified that must be met in the course of choosing priority development areas in provinces with emphasis on farm-related and agricultural businesses. The list of selected specific criteria is compiled taking into account investment attractiveness and investment risks associated with both production specifics and territorial resources.

рактеризующие наибольшую инвестиционную привлекательность территорий: ресурсный потенциал, логистический потенциал и финансовый потенциал. Выделены виды критериев для каждой из приведенных групп, необходимые для рассмотрения при принятии решения об организации территорий опережающего развития в муниципальных образованиях, производственная деятельность в которых отнесена к производственно-экономической системе агропромышленного комплекса Российской Федерации. Перечень выделенных специфичных критериев ориентирован на учет инвестиционной привлекательности и инвестиционных рисков, связанных как со спецификой производства, так и с территориальными ресурсами. Ключевые слова: инвестиционная привлекательность территорий; критерии выбора; мелиоративные технологии; мелиорация; сельские поселения; территории опережающего развития.

В настоящее время решение задач по определению наиболее оптимальных мест под создание территорий опережающего развития (ТОР) является одной из востребованных в данном кластере. Учитывая, что требования к созданию таких территорий, как правило, охватывают ряд критериев (например, степень развития инфраструктуры, удаленность коммуникаций, предельная величина энерго- и водообеспе-чения территории, уровень безработицы и пр.), то и подход к их определению является многокритериальным. В данном случае возникает необходимость подбора оптимального количества рассматриваемых критериев, применяя подход, основанный на выявлении предпочтений одновременно с исследованием допустимого множества действий для отыскания эффективных решений. Особенно актуально определение таких критериев при создании агропромышленных территорий опережающего развития на основе мелиоративных технологий (далее - АПТОР на основе МТ) в силу специфики сельскохозяйственного производства и целевой ориентации данных территорий. Учитывая направленность создания последних, критерии при выборе мест их организации будут носить как общий характер, присущий для всех видов ТОР (перечень которых определен законодательством Российской Федерации [Федеральный закон № 473-Ф3, 2014; Постановление Правительства РФ № 614, 2015; Постановление Правительства РФ № 494, 2017]), так и ряд частных направлений, присущих непосредственно сельским территориям и условиям реализации мелиоративных технологий [Головецкий, Терехова, 2015; Богачев [и др.], 2016; Ефимова, 2017; Ковтун, Папело, 2018; Манжина, 2020].

Образец цитирования:

Манжина С.А. Определение критериев выбора при организации агропромышленных территорий опережающего развития на основе мелиоративных технологий // BENEFICIUM. 2020. № 4 (37). С. 28-39. DOI: http://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2020.4(37). 28-39 For citation:

Manzhina S.A. Agro-Industrial Priority Development Areas Selection Criteria Based on Reclamation Technologies // BENEFICIUM. 2020. No. 4 (37). pp. 28-39. (In Russ.). DOI: http://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2020.4(37). 28-39

Keywords: investment attractiveness of territories; selection criteria; reclamation technologies; Land reclamation; rural settlements; priority development areas.

В соответствии с этим, целью исследования на данном этапе является выявление оптимального количества критериев, необходимых для оценки и определения мест для создания АПТОР.

В рамках госзадания учеными ФГБНУ «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации» (г. Новочеркасск) разрабатывается Концепция создания АПТОР, в том числе мелиоративных парков (на примере Ростовской области) [Рег. № НИОКТР АААА-А20-120032690061-2]. Под АПТОР, в соответствии с [Федеральный закон № 473-Ф3, 2014] и с уточнением относительно специфики ее направленности, понимается часть территории субъекта Российской Федерации, в состав которой входит совокупность сельских и городских муниципальных образований, производственная деятельность в которых отнесена к производственно-экономической системе агропромышленного комплекса (АПК) Российской Федерации, «на которой установлен особый правовой режим предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения». Статус АПТОР присваивается посредством вынесения Постановления Правительства РФ с указанием разрешенных видов экономической деятельности и/или целевой направленности для стимулирования развития определенного вида производств.

Следует отметить, что Федеральный закон № 473-Ф3 напрямую не содержит рекомендаций по выделению особых критериев, но, тем не менее, основное требование в нем обозначено, - это наличие инвесторов, которые, как указывает закон, и определяют приоритеты в экономическом развитии выбранных территорий. Выбор приоритетов, соответственно, согласуется с наиболее целесообразным направлением использования территорий и наличием достаточного для этого количества ресурсов [Федеральный закон № 473-Ф3, 2014]. Более детально в российском правовом поле определены критерии создания ТОР на территории монопрофильных муниципальных образований (моногородов) [Постановление Правительства РФ № 494, 2017]. По аналогии правоприменения, ориентируясь на создание целевых АПТОР, в качестве основных критериев в соответствии с нормативно-правовой базой Российской Федерации выделим (с дополнениями и исключениями):

- «наличие инвесторов (в интерпретации [Постановление Правительства РФ № 494, 2017] - потенциальных резидентов), заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест» [Федеральный закон № 473-Ф3, 2014];

- «наличие возможности обеспечить резидентов земельными участками и иным имуществом, которое возможно использовать для целей реализации инвестиционных проектов» [Постановление Правительства РФ № 494, 2017];

- «наличие возможности обеспечить резидентов необходимыми ресурсами, в том числе кадровыми» либо перспектив такого обеспечения [Постановление Правительства РФ № 494, 2017];

- «наличие положительного сальдо объема дополнительных доходов, поступающих в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет по отношению к выпадающим доходам соответствующих бюджетов за период функционирования территории опережающего развития» [Постановление Правительства РФ № 494, 2017];

- «наличие сведений о создании территории опережающего развития в стра-

тегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и (или) иных документах стратегического планирования» [Постановление Правительства РФ № 494, 2017];

- «наличие успешного опыта реализации в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании, на территориях которых предполагается создание территории опережающего развития, крупных инвестиционных проектов» [Постановление Правительства РФ № 494, 2017];

- «отсутствие действующих льготных режимов на территории» сельского поселения или муниципального образования «либо наличие обоснований целесообразности создания территории опережающего развития на территории» сельского поселения или муниципального образования «с учетом действующих льготных режимов» [Постановление Правительства РФ № 494, 2017];

- «наличие в течение трех лет, предшествующих дате подачи заявки о создании территории опережающего развития» на территории сельского поселения или муниципального образования «уровня регистрируемой безработицы» в 1 и более процент [Постановление Правительства РФ № 494, 2017].

Наличие при создании АПТОР потенциальных инвесторов (резидентов - доноров, в нашем понимании, к ним относятся люди, имеющие необходимые финансовые средства и заинтересованные во вложении в производственный кластер АПК, например, для строительства перерабатывающих предприятий, мелиоративных систем, организации служб логистики, ретейлерского бизнеса) и потенциальных резидентов - сельхозтоваропроизводителей, заинтересованных к осуществлению своей деятельности в созданной инвесторами инфраструктуре (соответственно, при условии соблюдения определенных требований, например, по качеству производимой продукции, распределению прибыли от ее реализации) будет являться определяющим фактором при принятии решении и разработке планов социально-экономического развития АПТОР. Схема взаимосвязи компонентов АПТОР на основе МТ приведена на рисунке 1.

Для привлечения частных инвестиций территории, в первую очередь, рассматриваются с позиций инвестиционной привлекательности [Злобин, Плахова, 2008; Ар-ташина, Жулькова, 2012; Литвинова, 2013; Удалов, 2016; Агаева, Анисимова, 2018]. В экономической теории существует определенный взгляд на инвестиционную привлекательность. В общем смысле инвестиционная привлекательность территории складывается из совокупности показателей, характеризующих географические, социальные, экономические, организационные, правовые, политические, социокультурные, экологические и иные предпосылки, за счет которых предопределяется целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему. В российском правовом поле отсутствует конкретная закрепленная методика оценки инвестиционной привлекательности территорий или субъектов, однако наиболее часто для этих целей используют методики, основанные на применении метода факторного анализа и экспертных оценок [Новиков, 2001; Яшина, Борисова, Новикова, 2015; Лазарев, 2016; Траченко, Джиоев, 2019]. В настоящее время на практике применяется ряд методик, имеющих как различные, так и сходные источники сбора информации и показатели оценки, а также целевое направление исследований. Например, методики рейтинговых агентств АО «Эксперт РА» и «РИА Рейтинг» ориентированы, в основном, на ранжирование регионов по инвестиционному климату, который, в первую очередь, обеспечивается институциональными, правовыми и организационными механизмами; методика, используемая Институтом экономики и организации промыш-

ленного производства Сибирского отделения РАН имела своей целью выявление депрессивных регионов страны; методика оценки инвестиционного климата регионов России Института экономики РАН - выявление инвестиционного потенциала субъектов Российской Федерации; формирование национального инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив призвано оценить регионы по наиболее доступным возможностям реализации инвестиций; Методика Совета по изучению производительных сил (СОПС) способствует выделению особенностей инвестиционной деятельности в регионах и т.д. [Яшина, Борисова, Новикова, 2015; Траченко, Джиоев, 2019; Лисянский, 2020].

Рисунок 1. Схема взаимосвязи компонентов АПТОР на основе МТ

Как показывает анализ ряда практикуемых методик, при оценке совокупных показателей территории исходят из ее инвестиционного потенциала и возможного инвестиционного риска.

Инвестиционная привлекательность АПТОР на основе МТ будет определяться совокупностью производственных факторов, позволяющих минимизировать вложения в капитальное строительство и сократить срок окупаемости инвестиций при возможности достижения наивысших показателей по полученной прибыли, и наличием или доступностью выходов на рынки сбыта и/или на производственные мощности для переработки полученной продукции.

Если говорить об основных производственных условиях, то в случае, если резидентом АПТОР будет хозяйственник, чья деятельность связана с получением первичной сельскохозяйственной продукции, таким условиям будет отвечать, в первую очередь, высокое плодородие почв. Последнее обусловлено как природными факторами (совокупность территориальных геологических, гидрографических и климатических условий) и экологическим благополучием территории, так и наличием допол-

нительных производственных ресурсов, позволяющих получить наибольшую экономическую отдачу от их использования в целях сельскохозяйственного производства с одновременным сохранением (а в некоторых случаях и улучшением) свойств, определяющих плодородие почв. Одним из основных инструментов, позволяющих повысить плодородие почв, являются мелиоративные технологии. Например, использование в производственной деятельности при возделывании сельскохозяйственных культур действующих мелиоративных систем, позволит, с одной стороны, расширить ассортимент получаемой сельскохозяйственной продукции, с другой стороны, - получить большую урожайность за счет оптимизации водообеспечения возделываемых культур. Оценивая инвестиционные интересы по данному параметру, на первый взгляд, наибольшую привлекательность будут демонстрировать староорошаемые угодья. Однако, в данном контексте, определяющую роль может играть не столько наличие мелиоративных систем, сколько их техническое состояние. В некоторых вариантах, где при наличии мелиоративных систем их техническое состояние не позволяет осуществлять использование мелиорированных земель в полной мере, либо затраты на поставку воды на орошение являются чрезмерными, возможно, наиболее целесообразным будет осуществление нового строительства, ориентируясь на современные ресурсосберегающие технологии, либо использование мобильных конструкций и систем орошения.

Другим значимым фактором является доступность дополнительных производственных ресурсов, получение которых будет зависеть от поставщиков (сельскохозяйственная техника, удобрения, пестициды, стимуляторы и т.д.). Доступность их в условиях России определяется не столько наличием поставщиков, сколько покупательной способностью как сельхозтоваропроизводителей, так и населения - потребителей конечной продукции сельского хозяйства (что немаловажно при формировании ценообразования). Этот фактор можно представить как наличие необходимых финансовых ресурсов.

Помимо указанных, определяющим для сферы производства будет наличие систем подачи электроэнергии, кадровое обеспечение, складские помещения и транспортные пути, доступность поставщиков и рынков сбыта, спрос на продукцию и т.д.

На основании изложенного выделим три группы дополнительных критериев для выбора места организации АПТОР на основе МТ, исходя из наибольшей инвестиционной привлекательности территорий:

- ресурсный потенциал,

- логистический потенциал [Фрейдман, 2013],

- финансовый потенциал [Иванова, Прокопенко, 2007; Мирошникова, 2017; Нехайчук, Жучик, 2019].

Характеристика и состав приведенных групп критериев выбора территорий для присвоения им статуса АПТОР на основе МТ приведены в таблице 1.

Таблица 1. Частные составляющие инвестиционной привлекательности сельских территорий при организации АПТОР на основе МТ

Критерий Подвиды критерия (фактор) Характеристика

1 2 3

Ресурсный потенциал обследуемой территории

Демографические ресурсы,чел. численность населения трудоспособного возраста кадровый потенциал территории

численность населения, занятого в сельскохозяйственном производстве численность потенциальных резидентов АПТОР

Таблица 1 (продолжение)

1 2 3

численность населения, трудоустроенного не по месту своей регистрации (за пределами сельского поселения) вакантные (потенциальные) трудовые ресурсы

Почвенные ресурсы, га площадь пахотных земель потенциальные «потребители» мелиоративных технологий

площадь кормовых угодий (сенокосов и пастбищ) потенциальные «потребители» мелиоративных технологий

площадь бросовых земель наименее благоприятные для инвестиций

площади земель с высоким уровнем плодородия наиболее благоприятные для инвестиций

площади орошаемых земель «потребители» мелиоративных технологий

площади земель сельскохозяйственного назначения, не занятых под сенокосами, пастбищами, пашней и объектами недвижимости потенциально возможные земли под строительство

Водные ресурсы, куб. м - количество водных ресурсов - уровень потребления водных ресурсов - качество вод условия водообеспечения территории, определение пределов водопотребления: сред-немноголетние данные по водным объектам и ресурсам подземных вод

- наличие мелиоративных систем и гидротехнических сооружений - количество обслуживаемых площадей: потенциальное и фактическое - техническое состояние мелиоративных систем инженерно-технические характеристики обеспечения регулирования водного баланса территорий

Климатические ресурсы климатические инвестиционные риски количество и повторяемость неблагоприятных погодных явлений

потенциал использования мелиоративных технологий среднемноголетние данные по осадкам, испарению, инсоляции территории

Энергетические ресурсы - текущее энергопотребление - предел энергообеспеченности условия энергообеспечения, энергетический потенциал территории

Информационные и образовательные ресурсы - наличие интернета и средств связи - наличие систем подготовки квалифицированных кадров обеспечение бесперебойности производственного и сбытового процесса

Логистический потенциал обследуемой территории

Транспортные коммуникации виды и основные направления наличие и протяженность дорог, удаленность от основных транспортных коммуникаций

Рынок поставщиков емкость и доступность количество потенциальных поставщиков и транспортное взаимодействие с ними

online scientific journal

BENEFICIUM. 2020. 4 (37)

Таблица 1 (продолжение)

1 2 3

Рынок потребителей емкость и доступность потенциальные рынки сбыта продукции (в том числе для дальнейшей переработки или поставок ретейлерам)

Складирование и хранение виды, технический уровень, потенциальная емкость наличие складских помещений либо мест и возможностей их размещения

Финансовый потенциал обследуемой территории

Бюджетная составляющая объем налоговой базы условия наполнения бюджета

Уровень жизни совокупная покупательная способность населения потенциальная емкость территориального рынка сбыта

Производственная деятельность доход и прибыль сельхозтоваропроизводителей потенциальная возможность развития бизнеса

Схема методики комплексной оценки развития сельских территорий, расположенных в зоне мелиоративного земледелия, с целью определения необходимости создания АПТОР приведена на рисунке 2.

1. Выбор объекта исследования:

в зависимости от целей исследования выделяются по набору показателей: наличие мелиоративных систем, демографические показатели территории, экономические показатели территории, экологические показатели территории, использование орошаемого земледелия

2. Оценка имеющегося потенциала мелиорированных земель, мелиоративных систем, современного уровня их использования:

выбор показателей, отражающих потенциал территории, проведение сценарного анализа перспектив развития, выделение групп территорий с высоким, средним и

низким потенциалом развития

__

3. Анализ устойчивости развития сельских территорий, их типизация:

выбор социальных, экономических и экологических показателей для оценки устойчивости развития, выделение отстающих по развитию территорий, равномерно развивающихся и передовых

4. Типология территорий, определение возможностей и рисков создания АПТОР

на основе МТ:

принятие решения о необходимости создания АПТОР, определение возможных путей развития мелиоративных технологий, моделей создания АПТОР, разработка мероприятий противодействия рискам

Рисунок 2. Последовательность проведения комплексной оценки развития сельских территорий с целью определения необходимости создания АПТОР

Итак, при изучении возможности создания АПТОР на основе МТ выявлена необходимость подбора специфичных критериев для принятия решения о присвоении соответствующего статуса территориям. Перечень специфичных критериев должен быть ориентирован на учет инвестиционной привлекательности и инвестиционных рисков, связанных как со спецификой производства, так и с территориальными ресурсами. Исходя из этого, целесообразно специфичные критерии представить в виде трех групп, учитывающих ресурсный, логистический и финансовый потенциал обследуемых территорий. Каждому показателю представленных групп будет присвоен весовой коэффициент, установленный методом экспертных оценок и факториального анализа.

На инвестиционную привлекательность обследуемых агропромышленных территорий будет оказывать влияние инвестиционная привлекательность субъекта Российской Федерации (как правило, критерии, определяющие правовые, институциональные механизмы, географическое положение, ресурсообеспеченность и инновационную активность), в котором они расположены.

Библиография

Агаева Л.К., Анисимова Л.К. Инвестиционная привлекательность региона: учеб. пособие. Самара: Издательство Самарского университета, 2018. 72 с. Арташина И.А., Жулькова Ю.Н. Модернизация инвестиционной политики регионального развития: монография. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2012. 180 с. Богачев А.И. [и др.] Комплексная оценка социо-эколого-экономического развития сельских территорий: монография. Орел: Орловский ГАУ имени Н.В. Парахина, 2016. 296 с.

Головецкий Н.Я., Терехова А.И. Инвестиционная привлекательность аграрного сектора экономики в условиях импортозамещения // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Том 7. №5 (30). DOI: 10.15862/104EVN515. Ефимова Е.В. Стратегическое управление устойчивым развитием сельских территорий: Автореферат диссертации ... кандидата экономических наук. Саранск, 2017. 22 с.

Злобин Б.К., Плахова Л.В. Инвестиционная система региона: концепция, механизм

управления: монография. М.: ИД «Финансы и кредит», 2008. 288 с. Иванова Т.Б., Прокопенко Р.А. Финансовый потенциал территорий: оценка и принятие управленческих решений // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 11 (50). С. 82-90.

Ковтун Б.А., Папело В.Н. Сельская агломерация как фактор опережающего развития территории / Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: Сборник III Всероссийской (национальной) научной конференции, Новосибирск, 20 декабря 2018. Новосибирск: ИЦ Новосибирского государственного аграрного университета «Золотой колос, 2018. 1406 с. (С. 875-881). Лисянский А.Б. Инвестиционная привлекательность региона: учебное пособие. Самара: Издательство Самарского университета, 2020. 108 с. Литвинова В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: монография. М.: Финансовый университет, 2013. 116 с. Манжина С.А. Возможности восстановления депрессивных сельских муниципальных образований посредством формирования территорий опережающего социально-экономического развития // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации. 2020. № 2 (38). С. 222-243.

Мирошникова Т.К. Финансовый потенциал региона: сущность, понятие, критерии оценки // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Том 6. № 1 (18). С. 126-129.

Нехайчук Д.В., Жучик А.В. Сравнительный анализ методик оценки финансового потенциала территории // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2019. Том 21. № 2. С. 133-142. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2019.2.12.

Новиков А.В. Инвестиционная привлекательность региона: Учеб. пособие. Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. 141 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановление Правительства РФ от 22 июня 2015 г. № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» (с изменениями и дополнениями) (2015). Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71107924/ (дата обращения: 25.09.2020).

Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 494 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 614» (2017). Гарант [Электронный ресурс]. URL:

https://base.garant.ru/71668414/ (дата обращения: 25.09.2020).

Траченко М.Б., Джиоев В.А. Оценка инвестиционной привлекательности регионов: какая методика отвечает интересам инвестора? // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 76. С. 92-108. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-1005.

Удалов А.Н. Региональные инвестиции и основные положения региональной инвестиционной политики // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Том 8. №2. DOI: 10.15862/71EVN216.

Управление инвестиционной привлекательностью региона: учебно-методическое пособие. Сост. В.Н. Лазарев. Ульяновск: УлГТУ, 2016. 138 с.

Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ (последняя редакция) (2014). Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 25.09.2020).

Фрейдман О.А. Анализ логистического потенциала региона: монография. Иркутск: ИрГУПС, 2013. 163 с.

Яшина Н.И., Борисова С.П., Новикова В.С. Исследование инвестиционной привлекательности регионов // Управленец. 2015. № 6 (58). С. 44-51.

References

Agaeva L.K. & Anisimova L.K. Investitsionnaya privlekatel'nost' regiona [Investment attractiveness of the region]: textbook. Samara: Samara University Publishing House, 2018. 72 p. (In Russ.).

Artashina I.A. & Zhulkova Yu.N. Modernizatsiya investitsionnoy politiki regional'nogo razvitiya [Modernization of the investment policy of regional development]: monograph. N. Novgorod: NNIM RANEPA, 2012. 180 p. (In Russ.).

Bogachev A.I. [and oth.] Kompleksnaya otsenka sotsio-ekologo-ekonomicheskogo razvitiya sel'skikh territoriy [Comprehensive assessment of socio-ecological-economic development of rural areas]: monograph. Orel: Orel SAU named after N.V. Parakhin, 2016. 296 p. (In Russ.).

Golovetskiy N.Ya., Terekhova A.I. Investitsionnaya privlekatel'nost' agrarnogo sektora ekonomiki v usloviyakh importozameshcheniya [Investment attractiveness of the

agricultural sector of the economy in the context of import substitution] // Internet-journal 'Naukovedenie'. 2015. Vol. 7. No. 5 (30). (In Russ.). DOI: 10.15862/104EVN515.

Efimova E.V. Strategicheskoye upravleniye ustoychivym razvitiyem sel'skikh territoriy [Strategic management of sustainable development of rural areas]: The abstract of dissertation for the degree of PhD in Economics. Saransk, 2017. 22 p. (In Russ.).

Zlobin B.K. & Plakhova L.V. Investitsionnaya sistema regiona: kontseptsiya, mekhanizm upravleniya [Investment system of the region: concept, management mechanism]: monograph. M.: PH 'Finance and Credit', 2008. 288 p. (In Russ.).

Ivanova T.B. & Prokopenko R.A. Finansovyy potentsial territoriy: otsenka i prinyatiye up-ravlencheskikh resheniy [The financial potential of the territories: assessment and management decisions] // Regional Economics: Theory and Practice. 2007. No. 11 (50). pp. 82-90. (In Russ.).

Kovtun B.A. & Papelo V.N. Sel'skaya aglomeratsiya kak faktor operezhayushchego razvitiya territorii [Rural agglomeration as a factor in the advance development of territory] / Rol' agrarnoy nauki v ustoychivom razvitii sel'skikh territoriy [The role of agricultural research in sustainable development of rural areas]: Collection of materials of the III All-Russian (national) scientific conference. Novosibirsk, December 20, 2018. Novosibirsk: PC of Novosibirsk State Agrarian University 'Zolotoy kolos', 2018. 1406 p. (pp. 875-881). (In Russ.).

Lisyansky A.B. Investitsionnaya privlekatel'nost' regiona [Investment attractiveness of the region]: textbook. Samara: Samara University Publishing House, 2020. 108 p. (In Russ.).

Litvinova V.V. Investitsionnaya privlekatel'nost' i investitsionnyy klimat regiona [Investment attractiveness and investment climate of the region]: monograph. M.: Financial University, 2013. 116 p. (In Russ.).

Manzhina S.A. Possibilities for restoring depressive rural municipalities by forming the priority social and economic development areas // Scientific Journal of Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems. 2020. No. 2 (38). pp. 222-243. (In Russ.).

Miroshnikova T.K. Financial potential of a region: essence, concept, assessment criteria // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Vol. 6. No. 1 (18). pp. 126-129. (In Russ.).

Nekhaychuk D.V. & Zhuchik A.V. The comparative analysis of the territory financial potential assessment methods // Journal of Volgograd State University. Series 3: Economics. Ecology. 2019. Vol. 21. No. 2. pp. 133-142. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2019.2.12.

Novikov A.V. Investitsionnaya privlekatel'nost' regiona [Investment attractiveness of the region]: textbook. Novosibirsk: NSUEM, 2001. 141 p. (In Russ.).

Resolution of the Government of the RF of June 22, 2015 No. 614 'Ob osobennostyakh sozdaniya territoriy operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya na territoriyakh monoprofil'nykh munitsipal'nykh obrazovaniy Rossiyskoy Federatsii (monogorodov)' ['On the specifics of creating territories of advanced social and economic development in the territories of single-industry municipalities of the Russian Federation (single-industry towns)'] (as amended and supplemented) (2015). Garant (In Russ.). Available at: https://base.garant.ru/71107924/ (accessed: 25.09.2020).

Resolution of the Government of the RF of April 26, 2017 No. 494 'O vnesenii izmeneniy v postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 22 iyunya 2015 goda No. 614' ['On Amending the Resolution of the Government of the Russian Federation No. 614 of June 22, 2015'] (2017). Garant (In Russ.). Available at: https://base.garant.ru/71668414/ (accessed: 25.09.2020).

Trachenko M.B. & Dzhioev V.A. Evaluation of regions investment attractiveness: what methodology is best for investors? // Public Administration. E-Journal. 2019. No. 76. pp. 92-108. (In Russ.). DOI: 10.24411/2070-1381-2019-1005.

Udalov A.N. Regional Investments and Main Provisions of Regional Investment Policy // Internet-journal 'Naukovedenie'. 2016. Vol. 8. No. 2. (In Russ.). DOI: 10.15862/71EVN216.

Upravleniye investitsionnoy privlekatel'nost'yu regiona [Management of the investment attractiveness of the region]: teaching guide. Compiler V.N. Lazarev. Ulyanovsk: UlSTU, 2016. 138 p. (In Russ.).

Federal Law 'O territoriyakh operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii' ['On the Territories of Advanced Social and Economic Development in the Russian Federation'] of December 29, 2014 No. 473-FZ (last edition) (2014). Consultant Plus (In Russ.). Available at:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (accessed: 25.09.2020).

Freidman O.A. Analiz logisticheskogo potentsiala regiona [Analysis of the logistics potential of the region]: monograph. Irkutsk: IrSTU, 2013. 164 p. (In Russ.).

Yashina N.I., Borisova S.P. & Novikova V.S. Studying investment attractiveness of regions // Upravlenets (The Manager). 2015. No. 6 (58). pp. 44-51. (In Russ.).

Об авторе / Author

Светлана Александровна Манжина - кандидат технических наук, доцент; старший научный сотрудник, Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации, Новочеркасск, Ростовская область, Россия / Svetlana A. Manzhina - PhD in Technics, Docent; Senior Researcher, Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems, Novocherkassk, Rostov region, Russia. E-mail: manz.svetlana@yandex.ru. ORCID 0000-0001-9322-0843. SPIN РИНЦ 3829-3611.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.