Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА КУРСА «ЛИДЕРСТВО И КОМАНДНАЯ РАБОТА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»'

ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА КУРСА «ЛИДЕРСТВО И КОМАНДНАЯ РАБОТА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / КОМАНДНАЯ РАБОТА / ТРЕНИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГИБКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Любовь Леонидовна

В статье проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные гибким навыкам, развитию лидерских компетенций в процессе профессиональной подготовки. На основе проведенного анализа автором представлено описание курса «Лидерство и командная работа» для направления подготовки «Социальная работа» (уровень бакалавриата), связанного с развитием лидерских качеств и навыков командной работы у студентов. Представленный курс создан на основе теоретических и методических разработках ведущих российских ученых по данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION AND DEVELOPMENT OF THE COURSE "LEADERSHIP AND TEAM WORK" FOR FORMATION OF FLEXIBLE SKILLS IN STUDENTS OF THE TRAINING DIRECTION "SOCIAL WORK"

The article analyzes the studies of domestic and foreign scientists devoted to flexible skills, the development of leadership competencies in the process of professional training. Based on the analysis, the author presents a description of the course "Leadership and Teamwork" for the direction of training "Social Work" (undergraduate level), which is aimed at developing leadership qualities and teamwork skills among students. The presented course was developed on the basis of theoretical and methodological developments of leading Russian scientists on this topic.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА КУРСА «ЛИДЕРСТВО И КОМАНДНАЯ РАБОТА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»»

УДК 372.8

Романова Любовь Леонидовна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: [email protected] Romanova Lyubov Leonidovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: [email protected]

ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА КУРСА «ЛИДЕРСТВО И КОМАНДНАЯ РАБОТА» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

SUBSTANTIATION AND DEVELOPMENT OF THE COURSE "LEADERSHIP AND TEAM WORK" FOR FORMATION OF FLEXIBLE SKILLS IN STUDENTS OF THE TRAINING DIRECTION "SOCIAL WORK"

Аннотация. В статье проанализированы исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные гибким навыкам, развитию лидерских компетенций в процессе профессиональной подготовки. На основе проведенного анализа автором представлено описание курса «Лидерство и командная работа» для направления подготовки «Социальная работа» (уровень бакалавриата), связанного с развитием лидерских качеств и навыков командной работы у студентов. Представленный курс создан на основе теоретических и методических разработках ведущих российских ученых по данной тематике.

Abstract. The article analyzes the studies of domestic and foreign scientists devoted to flexible skills, the development of leadership competencies in the process of professional training. Based on the analysis, the author presents a description of the course "Leadership and Teamwork" for the direction of training "Social Work" (undergraduate level), which is aimed at developing leadership qualities and teamwork skills among students. The presented course was developed on the basis of theoretical and methodological developments of leading Russian scientists on this topic.

Ключевые слова: лидерство, командная работа, тренинг, профессиональная подготовка, гибкие навыки.

Key words: leadership, teamwork, training, professional training, soft skills.

DOI: 10.22250/20730284_2023_100_38

Зарубежные исследования вопросов формирования гибких навыков начинаются еще в 70-х гг. XX в. Педагогическое общество стало отмечать, что молодые люди, обладающие определенным набором навыков, не входящих в профессиональные, добиваются больших результатов, чем те, кто таковыми не обладает. Так появился термин «soft skills». Кроме данного термина, надпрофессиональ-ные навыки в зарубежной литературе имели схожие определения, - например, people skills, social skills, essential skills и др. Собственно, схожая ситуация возникла и в отечественной педагогике, когда появились термины «надпрофессиональные навыки», «гибкие навыки» или «мягкие навыки» [1].

Проанализировав работы зарубежных авторов, занимающихся изучением soft skills, мы можем сделать вывод, что все дефиниции подразумевают набор универсальных, не специфичных для той или иной профессиональной деятельности навыков, которые могут быть полезны для профессионального и личностного развития [2].

Среди отечественных ученых можно выделить А.Ю. Лозового и коллектив авторов, которые в своем исследовании к гибким навыкам отнесли «ответственность и дисциплину; управленческие навыки и коммуникацию, в частности, умение слушать и слышать; работу в команде; осознанное лидерство; навыки решения проблем; навыки критического мышления» и другие» [3].

В нашем исследовании особое внимание уделено осознанному лидерству и командной работе. Р.А. Эльмурзаева в своих работах выделяет условия развития лидерского потенциала, среди которых стоит отметить постоянное совершенствование и развитие лидерских качеств у специалистов и осмысленный выбор лидерских качеств в зависимости от стратегических направлений профессиональной деятельности. Эффективная реализация данных условий, на наш взгляд, закладывается в специалистах еще со студенческой скамьи. Поэтому важным является формирование понимания сути лидерства и командной работы, воспитание потребности в развитии данных навыков и умения найти способы дальнейшего их развития [4].

Для выпускников направления подготовки «Социальная работа» коммуникативные навыки и работа в команде - важнейшие в профессиональной деятельности. Деловое общение является одним из важнейших условий профессионального успеха. Кроме того, умение работать в команде и лидерские качества помогут специалисту в карьерном росте.

В ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» определены компетенции УК-3 «Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» и УК-4 «Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)», что находит отражение в отдельных темах учебных дисциплин, но в большинстве вузов не формируется в силу изучения специальных дисциплин.

Исходя из вышесказанного, нами разработан курс «Лидерство и командная работа» для направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата). При подготовке данного курса были рассмотрены учебные планы по социально-гуманитарным направлениям подготовки и программы учебных дисциплин крупных российских вузов - Высшей школы экономики (ВШЭ), Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (ЯрГУ), Казанского федерального университета (КФУ). Стоит отметить, что в перечисленных вузах в части образовательных программ выделена доля дисциплин, направленных на формирование лидерских качеств, коммуникативных способностей, навыков командной работы. Стоит выделить курсы «Лидер-тренинг и командная работа» (ЯрГУ) и «Технология переговорного процесса» (ВШЭ).

Разработанный нами курс учитывает специфику профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, но может быть адаптирован для других образовательных программ. Основная часть дисциплины предусматривает практические занятия, которые опираются на теоретический материал, изученный студентами самостоятельно [5].

Целями освоения дисциплины являются: получение знаний о сущности лидерства и основных стилях управления; формирование у студентов необходимых для успешной работы в команде компетенций; отработка навыка работы с людьми в различных ситуациях, в том числе конфликтных; отработка навыков управления командной работой [6].

Процесс изучения дисциплины «Лидерство и командная работа» направлен на формирование компетенций, согласно ФГОС ВО (табл. 1).

Таблица 1.

Компетенции, индикаторы достижения и приобретаемые знания, умения, навыки

Формируемая компетенция

Индикаторы достижения

Перечень планируемых результатов обучения

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реали-зовывать свою роль в команде

УК-3.1. Определяет этапы и стадии образования команды. Отличает роли

участников команды и их функции. УК-3.2. Осуществляет эффективное взаимодействие с разными типами менеджеров.

УК -3.3. Рассматривает и предлагает возможные варианты эффективного управления командой

Знать:

основные закономерности взаимодействия людей в социальном учреждении, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами; основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений;

теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентных преимуществ организации.

Уметь:

ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

анализировать конкретные управленческие ситуации в аспектах проблематики разработки управленческих решений.

Владеть:

методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

современными технологиями эффективных коммуникаций

УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и ино-странном(ых) языке(ах)

УК-4.1. Обеспечивает условия успешной коммуникации. УК-4.2. Пользуется инструментами повышения эффективности коммуникации. УК-4.3. В общении опирается на этические нормы разных типов коммуникации

Знать:

коммуникативные особенности профессионального

общения;

речевой этикет;

особенности общения с различными категориями клиентов и коллегами.

Уметь:

организовать деловое общение и управлять им; анализировать содержание общения и его цели; вести деловой разговор, дискуссию, деловое совещание, переговоры;

анализировать конфликты и разрешать их.

Владеть:

техникой грамотной речи; техниками активного слушания;

методами убеждения, достижения соглашений и компромиссов

Продолжение таблицы 1.

1 2 3

ПК-7. Способен к ПК-7.1. Определяет Знать:

планированию, стадии группового основы планирования;

контролю и орга- развития. условия эффективного взаимодействия между всеми

низации работы с ПК-7.2. Интерпрети- членами команды.

персоналом, реа- рует динамические Уметь:

лизующим дея- процессы в малой формировать коллектив/команду, учитывающую силь-

тельность по со- группе. ные стороны каждого;

циальной защите ПК-7.3. Осуществля- регулировать конфликты внутри команды;

граждан ет технологии тайм- получить обратную связь от всех членов команды;

менеджмента делегировать полномочия.

Владеть:

опытом взаимодействия и адаптивности;

эмоциональным интеллектом;

технологиями тайм-менеджмента

Общая трудоемкость курса «Лидерство и командная работа» составляет одну зачетную единицу - 36 академических часов (таблица 2).

Таблица 2.

Трудоемкость дисциплины

№ п/п Раздел/тема дисциплины Семестр Виды контактной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в акад. часах) Самостоятельная работа (в акад. часах) Формы проведения занятий

Л ПР

1. Лидерство и менеджмент 2 1 1 2 Проблемная лекция. Тренинг «Лидер — это...»

2. Характеристики рабочей команды 2 - 2 2 Игра «Коммуникативные «контактеры»

3. Основы эффективного управления командой. Тайм-менеджмент. Делегирование. 2 - 4 4 Кейс-стади. Игра «Лидерские инструменты и лаборатория успеха»

4. Роль коммуникации в развитии карьеры 2 - 2 2 Игра «Активное слушание и барьеры коммуникации»

5. Управление коммуникациями в команде 2 - 2 2 Тренинг «Коммуникационные оригами»

6. Конфликты и их решение 2 - 4 4 Тренинг «Столкновение интересов»

7. Командное развитие 2 - 2 2 Деловая игра «Границы, которые мы выбираем.»

Итого 2 - - - Зачет

Особое внимание при разработке курса уделено выбору форм обучения. Компетенции лидерства, командной работы и коммуникации не могут быть сформированы лекционными занятиями, необходима их постоянная тренировка, которая происходит на практических занятиях. В процессе тренингов и игр студенты учатся работать в группе единым коллективом. Это модель общества, где происходят схожие процессы. Тренинговые упражнения позволяют успешно справляться с созданием атмосферы групповой взаимопомощи и поддержки, рождают чувство сопричастности, требуют принятия тактических и стратегических решений, делают зримыми социометрические связи в команде, могут продемонстрировать насущные проблемы лидеров.

В перспективе дальнейших исследований вопроса формирования лидерских качеств и умения работать в команде у студентов вуза планируется проведение формирующего эксперимента, подтверждающего эффективность подобранных материалов.

1. Фомина, С.Н. Систематизация дефиниции «soft skills» в отечественной и зарубежной научной литературе // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2021. - Т. 20. - № 1(158). - С. 156-163. - DOI 10.17922/2071-5323-2021-20-1-156-163.

2. Дагаева, Е.А. Тренинг как технология формирования soft skills студентов: преимущества и проблемы применения. Тезисы // Трансформация национальной социально-экономической системы России, тренд цифровые технологии: Материалы III Международной научно-практ. конф. М., 04 декабря 2020 года. - М.: Российский гос. ун-т правосудия, 2021. - С. 310-311.

3. Стельмашенко, О.В. Тренинг как современный метод развития персонала // Теория и практика управления человеческими ресурсами: Материалы VIII Международной научно-практ. конф., Чита, 22 мая 2020 года / отв. редактор И.Р. Казарян. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2020. - С. 97-103.

4. Эльмурзаева, Р.А. Практические аспекты развития лидерства в организации // Вестник Томского гос. унта. Экономика. - 2012. - № 3(19). - С. 33-35.

5. Бажданова, Ю.В. Тренинг как технология развития лидерских качеств // Современный тренинг и коучинг: новые возможности в бизнесе и образовании. Материалы по итогам V Международной научно-практической конференции, М., 23 октября 2019 года / отв. ред.: Б.С. Васякин, Е.Л. Пожарская, Н.А. Дебердеева. - М.: Индивидуальный предприниматель Афанасьев Вячеслав Сергеевич, 2020.

6. Охунов, Б.Х. Формирование лидерского потенциала у студентов // Вестник Технологического ун-та Таджикистана. - 2017. - № 1(28). - С. 149-153.

7. Кипнис, М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. - М.: Изд-во АСТ, 2021. -640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.