ISSN 2304-120X
ниег
научно-методический электронный журнал
2023, № 02 (февраль)
Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки)
ART 231008
DOI 10.24412/2304-120X-2023-11008
УДК 378.147
Тренинг как инструмент формирования гибких навыков у студентов вуза
Training as a tool for building soft skills among university students
Автор статьи
L
Author of the article
L
Романова Любовь Леонидовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0001-6238-4925
Lyubov L. Romanova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Social Service, Amur State University, Blagoveshchensk, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0001-6238-4925
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан Для цитирования
Conflict of interest is not declared
For citation
Романова Л. Л. Тренинг как инструмент формирования гибких навыков у студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 02. -С. 17-29. - URL: http://e-koncept.ru/2023/231008.htm. DOI 10.24412/2304-120X-2023-11008
L. L. Romanova, Training as a tool for building soft skills among university students // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 02. - P. 1729. - URL: http://e-koncept.ru/2023/231008.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11008
Поступила в редакцию Received 08.12.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.01.23
Принята к публикации Accepted for publication 24.01.23 Опубликована Published 28.02.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Романова Л. Л., 2023
Аннотация Abstract
Актуальность статьи обусловлена важностью формирования гибких навыков у студентов вузов. Дальнейшее трудоустройство - важный показатель деятельности вуза, но выпускники сталкиваются с тем, что работодатель оценивает не только их профессиональные компетенции, но и навыки, необходимые, по мнению работодателя, для эффективной работы. Процессы, происходящие в обществе, требуют от выпускников вуза развитых навыков адаптации, способностей командной работы, навыков эффективного взаимодействия, способности нести ответственность и принимать самостоятельные решения. Целью данной статьи является описание возможностей тренинга в процессе обучения студентов вуза в целях формирования гибких навыков. В результате исследования автором проанализирован отечественный и зарубежный опыт исследования формирования гибких навыков у студентов. Кроме того, изучено мнение студентов Амурского государственного университета о гибких навыках и их содержании. На основе опроса, анализа научной литературы и методических разработок отечественных авторов разработан тренинг для формирования гибких навыков. В выводе статьи обобщены полученные результаты и сформулированы цели дальнейшего исследования проблемы. Системный подход, применяемый в исследовании, позволяет глубоко рассмотреть концепцию формирования гибких навыков у студентов вузов и определить эффективные педагогические технологии. В результате анализа работ зарубежных авторов, занимающихся изучением soft skills, сделан вывод о том, что все дефиниции подразумевают набор универсальных, не специфических для той или иной профессиональной деятельности навыков, которые могут быть полезны для профессионального и личностного развития. Эмпирическая база исследования представлена опросом студентов социально-гуманитарного и инженерного профилей Амурского государственного университета в форме анкетирования. В опросе приняли участие 132 студента. В результате исследования автором выделены отличия в отношении к гибким навыкам у студентов гуманитарных направлений подготовки и специальностей (НПС) от студентов инженерно-технических НПС. Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании включения тренинга в образовательный процесс для формирования гибких навыков. Практическая значимость исследования состоит в разработке тренингов, способствующих формированию гибких навыков. The relevance of the article is due to the importance of building soft skills in university students. Further employment is an important indicator of the university work, but graduates are faced with the fact that the employer assesses not only their professional competences, but also the skills that, according to the employer, are necessary for effective work. The processes taking place in society require university graduates to have developed adaptation skills, teamwork abilities, effective interaction skills, the ability to bear responsibility and make independent decisions. The purpose of this article is to describe the potentials of training in the process of teaching university students in order to build soft skills. As a result of the study, the author analyzed domestic and foreign experience in studying the formation of soft skills among students. In addition, the opinion of students of the Amur State University about soft skills and their content was studied. Based on a survey, analysis of scientific literature and methodological works of domestic authors, a training was developed for building flexible skills. The obtained results are summarized and the goals of further study of the problem are formulated in the conclusion of the article. The systemic approach used in the study allows us to deeply examine the concept of building soft skills in university students and find effective pedagogical technologies. As a result of the analysis of the works of foreign authors involved in the study of soft skills, it is concluded that all definitions imply a set of universal, non-specific for a particular professional activity skills that can be useful for professional and personal development. The empirical base of the study is represented by a survey among the social sciences, humanities and engineering majors of the Amur State University in the form of a questionnaire. 132 students took part in the survey. As a result of the study, the author found out the differences in attitudes towards soft skills among humanities majors and engineering majors. The theoretical significance of the study lies in the theoretical justification of the training inclusion in the educational process for building soft skills. The practical significance of the study lies in the development of trainings that contribute to building soft skills.
Ключевые слова Key words
гибкие навыки, тренинг, профессиональное образование, трудоустройство soft skills, training, vocational education, employment
Благодарности Acknowledgements
Автор выражает благодарность Амурскому государственному университету за предоставление базы исследования. The author expresses her gratitude to the Amur State University for providing a research base.
Введение / Introduction
Сегодня все более актуальным становится вопрос о формировании гибких навыков у студентов - выпускников вузов. При трудоустройстве выпускники сталкиваются с тем, что работодатель оценивает не только их профессиональные компетенции, но и так называемые сверхнавыки, то есть навыки, необходимые, по мнению работодателя, для эффективной работы. Ускорение ритма, цифровизация всех сфер жизни
требуют от сотрудников развитых навыков адаптации, способностей командной работы, навыков эффективного взаимодействия, способности нести ответственность и принимать самостоятельные решения.
Исходя из данной потребности рынка труда, сегодня в теории и методике профессионального образования появились такие термины, как «гибкие навыки», «мягкие навыки», «надпрофессиональные навыки» или "soft skills", под которыми понимаются компетенции, необходимые выпускнику вуза для успешной реализации себя как профессионала. При этом важны они абсолютно во всех сферах занятости, что влечет за собой изменение отношения к образовательному процессу вуза и организации воспитательной работы.
Цель статьи - описание возможностей тренинга в процессе обучения студентов вуза в целях формирования гибких навыков.
В результате исследования планируется решить следующие задачи:
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт исследования формирования гибких навыков у студентов;
- изучить мнение студентов гуманитарных и инженерно-технических направлений подготовки и специальностей о гибких навыках и их содержании;
- разработать тренинг для формирования гибких навыков;
- обобщить полученные результаты и сформулировать цели дальнейшего исследования проблемы.
Обзор литературы / Literature review
Зарубежный опыт исследования вопросов формирования soft skills начинается еще с 70-х годов XX века. Педагогическое общество стало отмечать, что молодые люди, обладающие определенным набором навыков, не входящих в профессиональные, добиваются больших результатов, чем те, кто таковыми не обладает. Так появился термин "soft skills". Кроме данного термина, надпрофессиональные навыки в зарубежной литературе имели схожие определения, например, такие как people skills, social skills, essential skills и другие. Собственно, схожая ситуация произошла и в отечественной педагогике, когда появились термины «надпрофессиональные навыки», «гибкие навыки» или «мягкие навыки» [1].
Проанализировав работы зарубежных авторов, занимающихся изучением soft skills, мы можем сделать вывод о том, что все дефиниции подразумевают набор универсальных, не специфических для той или иной профессиональной деятельности навыков, которые могут быть полезны для профессионального и личностного развития. Среди причин отличия трактовок можно выделить то, что авторами используются те или иные определения исходя из акцента, на который в большей степени обращено внимание исследования.
Так, Луис М. Камаринья-Матос и коллектив ученых, на протяжении 10 лет изучавшие формирование soft skills среди аспирантов, в перечень мягких навыков включили тайм-менеджмент, умение работать в команде, умение планировать свою деятельность и управлять ресурсами, лидерство, а также этику и навыки ведения переговоров [2]. Ф. Мосс, К. Тилли при описывании мягких навыков делали акцент на чертах характера, которые влияют на поведение и не относятся к формальным знаниям [3].
С. А. Харрелл к мягким навыкам относит межличностные и внутриличностные способности, облегчающие профессиональную деятельность «в определенных контекстах» [4].
Таким образом, одни зарубежные авторы делают акцент на коммуникативных и управленческих навыках, другие - на личностных качествах человека, его характере и поведении [5].
А. Ю. Лозовой и коллектив авторов в своем исследовании к гибким навыкам относят «ответственность и дисциплину; самоуправление (самоменеджмент) и управленческие навыки; коммуникацию, в частности умение слушать и слышать; работу в команде; эмоциональный интеллект; управление временем; осознанное лидерство; навыки решения проблем; навыки критического мышления» [6]. Авторами рассмотрены проблемы формирования гибких навыков и проведен анализ наиболее успешных российских и зарубежных практик по их формированию, а также предложены способы развития гибких навыков в современных образовательных технологиях [7].
Т. А. Борзова при описании гибких навыков основной акцент делает на коммуникативных способностях, что особую актуальность, по мнению автора, приобретает в условиях цифровизации и увеличения электронной коммуникации [8].
Исходя из проведенного анализа, можно привести сравнение дефиниций soft skills в зарубежных и отечественных источниках.
Таблица 1
Сравнение дефиниций гибких навыков
Термин Определение
Soft skills Данный термин описывает комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью
Social skills Данный термин обозначает любую компетенцию, облегчающую взаимодействие и общение с другими людьми, когда социальные правила и отношения создаются, передаются и изменяются в устной и невербальной форме
People skills Самая простая и, возможно, самая точная альтернатива мягким навыкам - это «навыки работы с людьми». Практически каждый из этих навыков включает в себя общение с людьми
Гибкие навыки Термин описывает умение общаться, нестандартно мыслить, принимать решения, работать в команде
Мягкие навыши Термин описывает личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми
Надпрофессиональные компетенции Данный термин описывает компетентности, которые необходимы каждому человеку для личного развития и реализации, успеха на рынке труда, социально включенности и активной гражданственности
Изучая вопросы формирования гибких навыков у студентов, Е. А. Дагаева выделила наиболее эффективные инструменты развития soft skills, среди которых особое внимание уделила кейс-стади и групповым дискуссиям и тренингу [9]. Тренинг способствует осознанию собственных потребностей, рефлексии, развитию навыка целе-полагания и стимулирует участников работать над собой и развиваться [10].
В исследованиях отечественных ученых выделяются различные методы формирования гибких навыков и рассматриваются они, как правило, с точки зрения формирования конкретного навыка [11]. Так, большое количество исследований посвящено формированию лидерских и коммуникативных качеств с помощью тренинга [12].
С помощью тренинга студенты могут потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств; проверить себя на предмет наличия лидерских качеств, определить, какие личностные ресурсы необходимы для выполнения лидерских функций; освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства, то есть сформировать гибкие навыки [13].
Таблица 2
Соотношение видов тренинга с поставленными целями и задачами
Вид тренинга Цели тренинга Задачи тренинга
Тренинги самопознания и са-мопри-нятия Овладение студентами вуза навыками саморегуляции, познание себя и человеческих отношений - Тренировка самопознания; - проверка готовности к самораскрытию, самоанализу и самопрезентации; - преодоление барьеров коммуникации; - тренировка навыков эффективной презентации; - работа над осознанием иррациональных убеждений, разрушением стереотипных установок; - тренировка преодоления внутреннего диссонанса, конфликта, связанного с противоречиями между идеалом и реальностью; - изучение типичных реакций тела на эмоциональные раздражители; - исследование «раздражителей», которые наиболее ярко проявляются в телесных реакциях; - изучение прямой связи, существующей между эмоциями и их телесным выражением; - развитие у участников навыков «сепарации» (отделения от других), самоанализа, открыть перспективу общения с личных позиций; - преодоление внутренних барьеров, страхов и неуверенности перед другими людьми [14]
Коммуникативные тренинги Формирование у студентов вуза коммуникативных навыков, умения сотрудничать, повышение социальной компетентности - Практическое проживание в ходе игры ситуаций, связанных с понятием «дистанция власти», ментальных различий в определении «психологической дистанции»; - помощь участникам тренинга сформировать/закрепить навыки самоанализа процессов общения с целью самопознания и эффективной коммуникации; - отработка тактильной коммуникации, доверия, настойчивости в преодолении препятствий [15]; - развитие навыков внятной речи; - отработка навыков слышать и слушать, концентрировать внимание на собеседнике; - тренировка умения концентрации на партнере; - развитие памяти и аудиальных возможностей восприятия и др.
Лидер-тренинги Формирование представлений о лидерских качествах, осознание своих сильных сторон, способность к целепо-лаганию и организации групповой работы - Тренировка целеполагания и действий в соответствии с поставленной задачей, развитие умений волевого контроля; - проверка способности преодолеть психологические трудности, связанные с распылением внимания; - тренировка в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств; - развитие способности лидера соединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта; - тренировка осознанности в восприятии и использовании времени как одного из ведущих ресурсов в деятельности лидера и др.
Тренинг способен повлиять на субъективные факторы, к которым можно отнести психологические черты и возможности личности, развивающиеся под воздействием социальной среды.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Исследование опирается на системный подход, позволяющий глубоко рассмотреть концепцию формирования гибких навыков у студентов вузов и определить эффективные педагогические технологии [16]. Теоретическую базу исследования соста-
вил анализ российских и зарубежных научных источников, касающихся педагогических, методических и психологических вопросов исследования. Таким образом, были проанализированы источники из баз: Scopus, Web of Science и РИНЦ.
Эмпирическую базу исследования составил опрос студентов в форме анкетирования Амурского государственного университета в количестве 132 человек, из которых 67 - студенты экономического, юридического, филологического факультетов, факультета социальных наук и факультета международных отношений. 65 студентов - обучающиеся инженерно-физического, энергетического факультетов и факультета математики и информатики. Опрошены были студенты очной формы обучения с первого по шестой курс.
Результаты исследования / Research results
В результате проведенного эмпирического исследования было изучено мнение студентов гуманитарных и инженерно-технических направлений подготовки и специальностей о гибких навыках и их содержании.
Таблица 3
Сравнение результатов опроса студентов гуманитарных и инженерно-технических направлений подготовки и специальностей
о гибких навыках (%)
Вопросы Студенты гуманитарных НПС Студенты инженерно-технических НПС
Знакомы ли с термином «гибкие навыки»?
Никогда не слышали 25,3 50,7
Имею представление о данных 47,8 23,1
навыках
Хорошо знаком/ а с данным термином 26,9 26,2
Подберите наиболее подходящее к термину «гибкие навыки» словосочетание
Soft skills 79,1 56,9
Жесткие навыки - -
Навыки, необходимые для трудоустройства 13,4 35,4
Человеческие навыки 7,5 7,7
Результаты анкетирования показали, что почти половина студентов, обучающихся на инженерно-технических направлениях подготовки, не имеют представления о том, что такое гибкие навыки, в то время как среди гуманитарных НПС таких студентов в два раза меньше. Это говорит о том, что будущие инженеры не знают о том, что помимо профессиональных умений и навыков работодатель ждет от них компетенций, связанных с коммуникативными способностями, умения работать в команде, умений принимать решения и вести за собой коллектив. В то же время стоит отметить, что понимание требований работодателя и рынка труда - залог успешного трудоустройства и карьерного роста [17].
После того как опрашиваемым были даны разъяснения о гибких навыках, последовали вопросы, касающиеся содержания гибких навыков и возможностей их формирования в процессе обучения в вузе (см. табл. 4).
В результате исследования мнения студентов о формировании гибких навыков нами сделан вывод, что наиболее значимыми среди учебных дисциплин, по мнению как студентов гуманитарных НПС, так и инженерно-технических, являются психология, иностранные языки, менеджмент и конфликтология. При этом психология заняла самую верхнюю
позицию в обеих группах опрашиваемых, в то время как второе место у студентов-гуманитариев заняли социально-гуманитарные дисциплины, а у инженеров - иностранные языки. В отношении социально-гуманитарных дисциплин мнения респондентов двух групп значительно отличаются. Так, 65,7% опрошенных студентов из числа гуманитарных НПС отметили их важность, в то время как всего 35,4% студентов инженерно-технических НПС посчитали значимыми данные дисциплины для формирования гибких навыков.
Таблица 4
Сравнение результатов опроса студентов гуманитарных и инженерно-технических направлений подготовки и специальностей о содержании гибких навыков и их формировании (%)
Вопросы Студенты гуманитарных НПС Студенты инженерно-технических НПС
Какие конкретные навыки и умения, по вашему мнению, входят в гибкие навыки ? (перечень сформирован из ответов на открытый вопрос)
Коммуникация, коммуникабельность 65,7 58,5
Работа в команде 59,7 32,3
Ответственность 43,3 18,5
Стрессоустойчивость 28,4 32,3
Лидерские навыки 43,3 44,6
Какие из нижеперечисленных дисциплин, по вашему мнению, наиболее эффективны для развития гибких навыков? Возможен выбор нескольких вариантов
Иностранные языки 43,3 52,3
Психология 79,1 58,5
Менеджмент 43,3 43,1
Конфликтология 59,7 44,6
Философия 28,4 32,3
История 16,4 13,8
Литература 16,4 18,5
Естественно-научные дисциплины 19,4 21,5
Физико-математические дисциплины 10,4 38,5
Социально-гуманитарные дисциплины 65,7 35,4
Что имеет приоритетное значение для развития гибких навыков: содержание академических дисциплин или методы обучения?
Содержание 22,4 13,8
Методы обучения 77,6 86,2
Какие методы обучения способствуют развитию гибких навыков?
Анализ конкретных ситуаций 58,7 75,4
Деловая игра 65,7 46,2
Традиционная лекция 9 7,7
Индивидуальный проект 13,4 32,3
Групповой проект 49,3 44,6
Тренинг 68,7 64,6
Семинар 26,9 38,5
Лабораторная работа 4,5 21,5
Интернет-технологии 20,9 23,1
Влияет ли воспитательная работа в вузе на формирование гибких навыков?
Да 64,2 47,7
Нет 9 9,2
Затрудняюсь ответить 26,9 43,1
Оцените у себя сформированность гибких навыков от 1 до 10, где 1 - не сформированы, а 10 - сформированы в высшей степени
Низкий (от 1 до 4) 23,9 12,4
Средний (от 5 до 7) 56,7 73,8
Высокий (от 8 до 10) 19,4 13,8
Обе группы респондентов отметили, что формирование гибких навыков в процессе профессиональной подготовки в вузе будет успешнее, если использовать новые и интерактивные методы обучения. На вопрос о важности воспитательной работы для формирования гибких навыков часть студентов затруднилась ответить, причем среди будущих инженеров таковых оказалось больше (43,1 к 26,9 среди гуманитариев), важность воспитательной работы отметили 64,2% гуманитариев и 47,7% инженеров.
Среди методов обучения, способствующих формированию гибких навыков, первые три позиции в двух группах заняли анализ конкретных ситуаций, деловая игра и тренинг. Но среди студентов гуманитарных НПС первое место занял тренинг, а среди инженеров - анализ конкретных ситуаций. Возможно, это связано с тем, что гуманитарии лучше осведомлены о потенциале тренинговых занятий ввиду того, что среди них подобные упражнения проводятся чаще и в том числе включены в рабочие программы дисциплин.
Таким образом, опрос показал, что не всегда студенты знают о том, какие компетенции ценятся на рынке труда, что является значимым для дальнейшего самообразования и саморазвития. Студенты инженерно-технических НПС имеют слабые представления о гибких навыках и, соответственно, не развивают их.
На наш взгляд, привлечение студентов к прохождению тренингов - важный компонент формирования важных гибких навыков. В процессе тренингов участники не просто знакомятся с теми или иными понятиями, ситуациями, а имеют возможность потренировать свой навык, оценить собственные позиции с точки зрения общества и иметь возможность их улучшить. Тренинги могут быть включены с программы дисциплин или проводиться в качестве внеучебной работы.
В процессе тренинга студенты учатся работать в группе, не в компании разрозненных индивидов, а единым целым. Это модель общества, где происходят схожие процессы, так группа обучает сама себя [18]. Тренинг успешно справляется с созданием атмосферы групповой взаимопомощи и поддержки, рождает чувство сопричастности, требует принятия тактических и стратегических решений, делает зримыми социометрические связи в команде, может продемонстрировать насущные проблемы лидеров [19].
Основываясь на результатах теоретического и эмпирического исследования, мы разработали серию тренингов, способствующих формированию гибких навыков. Тренинги разбиты по темам, соответствующим выделенным гибким навыкам (см. табл. 5).
Приведенные упражнения разработаны на основе сборника тренинговых игр М. Ш. Кипниса и могут изменяться в зависимости от условий проведения тренинга (размер группы, ограниченность по времени и др.).
Таблица 5
Содержание тренингов, направленных на формирование гибких навыков
Вид тренинга Тренинговые упражнения Цели упражнения
Тренинги самопознания и самопринятия 1) Цифра-группа Установление контакта в группе
2) Из чего сделан я? - Тренировка самопознания и самопрезентации с помощью ассоциативного мышления; - тренировка навыков эффективной презентации [20]
3) Линия раздела - Тренировка самопознания; - проверка готовности к самораскрытию, самоанализу и самопрезентации; - преодоление барьеров коммуникации [21]
Вид тренинга Тренинговые упражнения Цели упражнения
4) Волшебный магазин (Я. Морено) - Развитие гибкости и чувства толерантности; - тренировка преодоления внутреннего диссонанса, конфликта, связанного с противоречиями между идеалом и реальностью
5) Приручи своих драконов - Изучение своих внутренних блоков; - определение и сохранение в восприятии положительного я-образа
6) Окно эмоций - Осознанный анализ личной карты эмоционального поведения; - выявление преимуществ и опасностей стереотипов, предубеждений и ярлыков в коммуникации [22]
7) Плохое чувство? - Изучение богатства эмоционального спектра психики; - исследование группы «раздражителей», которые наиболее ярко проявляются в возникновении эмоциональных реакций на них [23]; - изучение индивидуального и универсального проявления разнообразных психических состояний [24]
8) Разговор начистоту Групповая рефлексия
1) Фруктовый салат Создание дружелюбной атмосферы в группе
2) Коммуникация - это... - Углубление представлений о коммуникации как сфере деятельности [25]; - тренировка ассоциативного мышления, креативности, умения структурировать знания; - тренировка умений внятно и коротко излагать свои мысли
оЗ ^ е § в (Й 3) Границы, которые мы. - Изучение понятия «личной границы» в межличностном общении, в группе, в семейных, профессиональных и иных рамках [26]; - практическое проживание ситуации «вторжения» (в нашу личную жизнь, на нашу территорию); - обсуждение права на реакцию, на защиту своей территории, своей личности от «вторжения» и способы ассертивных, но социально приемлемых реакций на такие нарушения границ
^н мо 4) Скала - Отработка тактильной коммуникации, доверия, настойчивости в преодолении препятствий [27]; - снятие напряжения между участниками игры, создание игрового и партнерского взаимодействия [28]
5) С чужого голоса - Тренировка умения слышать, слушать, запоминать и воспроизводить инф ормацию; - закрепление навыка диалогового стиля общения в практике; - тренировка в «отзеркаливании» собеседника, пристройке
6) Между нами говоря. Групповая рефлексия
1) Гром-торнадо-земле-трясение Эмоциональный разогрев участников
идер-тренинги 2) Энергия воли - Тренировка целеполагания и действий в соответствии с поставленной задачей, развитие умений волевого контроля [29]; - проверка способности преодолеть психологические трудности, связанные с распылением внимания; - тренировка в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств
с 3) Бумажные замки - Отработка модели эффективного сотрудничества в не директивной обстановке при решении творческой задачи в ограниченное время; - обучение умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в существующих условиях;
Вид тренинга Тренинговые упражнения Цели упражнения
- упражнение в способности действовать творчески и слаженно; - изучение влияния соперничества на групповое взаимодействие [30]
4) Заправочная станция - Анализ лидерского ресурса; - актуализация и повторное проживание ситуаций, связанных с проявлением тех или иных личностных качеств
5) Управленческий пирог - Анализ повседневной деятельности руководящего лица, управленческих воздействий, взаимодействий с внешними и вышестоящими инстанциями в функциональном разрезе; - проверка способности преодолеть психологические трудности, связанные с тайм-менеджментом, развитие умений их видеть и справляться с ними; - тренировка в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств
Заключение / Conclusion
В результате исследования нами проанализированы отечественные и зарубежные работы, посвященные изучению понятия «гибкие навыки» и нами отмечено, что в большинстве работ к гибким навыкам относят лидерские и коммуникативные компетенции личности [31].
В практической части нашего исследования был проведен опрос студентов, который продемонстрировал, что студенты слабо осведомлены о гибких навыках, их содержании и о том, что они ценятся среди работодателей, причем среди студентов инженерно-технических НПС таковых было больше.
На основе вышесказанного нами предложен ряд тренингов, которые могут быть включены в программы дисциплин или проводиться в качестве внеучебной работы. Целью предложенных тренингов является формирование таких гибких навыков, как лидерство, коммуникативные навыки, навыки командной работы и т. д.
В перспективе дальнейших исследований вопроса формирования гибких навыков у студентов вуза планируется проведение формирующего эксперимента, подтверждающего эффективность подобранных материалов.
Ссылки на источники / References
1. Фомина С. Н. Систематизация дефиниции "soft skills" в отечественной и зарубежной научной литературе // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2021. - Т. 20. - № 1(158). -С. 156-163. - DOI 10.17922/2071-5323-2021-20-1-156-163. - EDN ZJIEUV.
2. Camarinha-Matos Luis M., Goes Jo o, Gomes L., Pereira P. Soft and Transferable Skills Acquisition through Organizing a Doctoral Conference // Faculty of Sciences and Technology of Nova University of Lisbon, and Center of Technology and Systems. Monte Caparica, Portugal Educ. Sci. - 2020. - No. 10 (9). - URL: https://doi.org/10.3390/educsci10090235
3. Moss P., Tilly C. "Soft" skills and race: An investigation of black men's employment problems // Work and occupations. - 1996. - Vol. 23. - No. 3. - P. 252-276. - URL: https://doi.org/10.1177/0730888496023003002
4. Hurrell S. A. Soft skills deficits in Scotland: Their patterns, determinants and employer responses. - The University of Strathclyde, 2009.
5. Conrad C. A., Leigh W. A. Soft Skills: A Bridge or Barrier to Employment // Focus Magazine. - 1999. - Vol. 27. -No. 1. - P. 5-6.
6. Grugulis I., Vincent S. Whose skill is it anyway? 'soft'skills and polarization // Work, employment and society. -2009. - Vol. 23. - No. 4. - P. 597-615. - URL: https://doi.org/10.1177/0950017009344862
7. Лозовой А. Ю. Гибкие навыки студентов как фактор повышения их профессиональной конкурентоспособности // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. - 2019. - Т. 1. - С. 76-79. - EDN LUOSCU.
8. Борзова Т. А. Технологии формирования гибких навыков делового общения в условиях электронной коммуникации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2022. - Т. 14. - № 2. - С. 195-206. - DOI 10.24866/VVSU/2073-3984/2022-2/195-206. - EDN HKOXRZ.
9. Дагаева Е. А. Тренинг как технология формирования soft skills студентов: преимущества и проблемы применения. Тезисы // Трансформация национальной социально-экономической системы России, тренд цифровые технологии: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 04 декабря 2020 года. - М.: Российский государственный университет правосудия, 2021. - С. 310-311. - EDN BPXTUZ.
10. Стельмашенко О. В. Тренинг как современный метод развития персонала // Теория и практика управления человеческими ресурсами: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., Чита, 22 мая 2020 года / отв. ред. И. Р. Казарян. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2020. - С. 97-103. - EDN EXWWEH.
11. Бажданова Ю. В. Тренинг как технология развития лидерских качеств // Современный тренинг и коучинг: новые возможности в бизнесе и образовании: материалы по итогам V Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 23 октября 2019 года / отв. ред.: Б. С. Васякин, Е. Л. Пожарская, Н. А. Дебердеева. - М.: Индивидуальный предприниматель Афанасьев Вячеслав Сергеевич, 2020.
12. Охунов Б. Х. Формирование лидерского потенциала у студентов // Вестник Технологического университета Таджикистана. - 2017. - № 1(28). - С. 149-153.
13. Кипнис М. Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. - М.: Издательство АСТ, 2021. - 640 с.
14. Виноградова Е. Л. Возможности использования социально-психологического заражения на тренингах продаж в системе корпоративного обучения // Инновации в образовании. - 2009. - № 3. - С. 36-42.
15. Андреенко А. А. Высокореалистичный мультидисциплинарный тренинг "in situ" - субъективная оценка участниками тренинга // Виртуальные технологии в медицине. - 2022. - № 2(32). - С. 76-85.
16. Тратинко Т. В. Тренинги (Социально-психологические и коррекционные). Тренинг личностного роста: электронный учебно-методический комплекс для специальности 1-86 01 01 «Социальная работа (по направлениям)». - Минск: Белорусский государственный университет, 2018. - 100 с.
17. Орлов В. А. Нравственный мини-тренинг для старшеклассников «Виды добра» в контексте тренинга личностного роста // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. памяти М. Ю. Кондратьева, М., 12-13 мая 2022 года. - М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2022. - С. 327-330.
18. Аминов В. Каждому - свой тренинг. Тренинг - это игра // Управление персоналом. - 2010. - № 8. - С. 53-56.
19. Кульназарова А. В. Тренинг как способ развития коммуникативных навыков студентов технического вуза (на примере курса «тренинг публичного выступления») // Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2019): сб. науч. ст. VIII Междунар. науч.-техн. и науч.-метод. конф.: в 4 т., Санкт-Петербург, 27-28 февраля 2019 года. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, 2019. - С. 630-633.
20. Коучинг - тренинг ок,ытудьщ к^рп психотехникалык, тиiмдi к,уралы ретшде // Современный научный вестник. - 2017. - Vol. 3. - No. 3. - P. 006-007.
21. Аникин А. Н. Формирование образа-я посредством воздействия на «гибкие навыки» // International Journal of Medicine and Psychology. - 2022. - Т. 5. - № 2. - С. 109-116.
22. Илюхина И. Б., Редькина А. Д. Гибкие навыки (soft skills) как фактор формирования конкурентных преимуществ в профессиональной деятельности // Вестник ОрелГИЭТ. - 2021. - № 3(57). - С. 75-80. -DOI 10.36683/2076-5347-2021-3-57-75-80.
23. Петрова И. Д. Развитие гибких навыков у подростков в системе дополнительного образования (на примере объединения по изучению английского языка) // Теория и практика современного воспитания и обучения: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Воронеж, 21 апреля 2022 года / науч. ред. А. Н. Махинин. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. - С. 281-286.
24. Нагорная А. Г. Формирование гибких навыков (soft skills) в процессе изучения дисциплины «педагогические технологии межкультурной коммуникации» в техническом вузе // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 10-2(100). - С. 32-39.
25. Баянова Е. В. CLIL как средство формирования гибких навыков // Вопросы педагогики. - 2019. - № 5-2. - С. 37-40.
26. "Soft skills": в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие. - 2019. - № 4(53). - С. 20-25.
27. Лабзина П. Г. Герменевтический подход как методологическая основа развития гибких навыков студента технического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого -педагогические науки. - 2019. - № 4(44). - С. 117-136.
28. Залитинова С. А., Даудова Д. М., Муталимова А. М. Развитие soft skills (гибких навыков) в процессе подготовки будущих социальных педагогов // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 208-211.
29. Дюсенова Д. Формирование «гибких навыков» как один из современных трендов в лингводидактике // Deutsche Internationale Zeitschrift für Zeitgenössische Wissenschaft. - 2022. - № 25. - С. 15-17.
30. Нгуен В. Х. Т. Применение интерактивного метода обучения для формирования гибких навыков на занятиях русского языка во вьетнамской аудитории // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокуль-турных средах: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, М., 23-24 сентября 2019 года / под общ. ред. В. М. Шаклеина. - М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2019. - С. 100-105.
31. Добрякова М., Фрумин И. Глобальная дискуссия о новых результатах образования // Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности: монография. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020. - С. 11-22.
1. Fomina, S. N. (2021). "Sistematizaciya definicii "soft skills" v otechestvennoj i zarubezhnoj nauchnoj literature" [Systematization of the "soft skills" definition in domestic and foreign scientific literature], Uchenye zapiski Ros-sijskogo gosudarstvennogosocial'nogo universiteta, t. 20, № 1(158), pp. 156-163. DOI 10.17922/2071-5323-202120-1-156-163. EDN ZJIEUV (in Russian).
2. Camarinha-Matos, Luis M., Goes, Jo o, Gomes, L., & Pereira, P. (2020). "Soft and Transferable Skills Acquisition through Organizing a Doctoral Conference", Faculty of Sciences and Technology of Nova University of Lisbon, and Center of Technology and Systems. Monte Caparica, Portugal Educ. Sci, No. 10 (9). Available at: https://doi.org/10.3390/educsci10090235 (in English).
3. Moss, P., & Tilly, C. (1996). "Soft" skills and race: An investigation of black men's employment problems", Work and occupations, vol. 23, No. 3, pp. 252-276. Available at: https://doi.org/10.1177/0730888496023003002 (in English).
4. Hurrell, S. A. (2009). Soft skills deficits in Scotland: Their patterns, determinants and employer responses, The University of Strathclyde (in English).
5. Conrad. C. A., & Leigh. W. A. (1999). "Soft Skills: A Bridge or Barrier to Employment", Focus Magazine, vol. 27, No. 1, pp. 5-6 (in English).
6. Grugulis, I., & Vincent, S. (2009). "Whose skill is it anyway? 'soft'skills and polarization", Work, employment and society, vol. 23, No. 4, pp. 597-615. Available at: https://doi.org/10.1177/0950017009344862 (in English).
7. Lozovoj, A. Yu. (2019). "Gibkie navyki studentov kak faktor povysheniya ih professional'noj konkurentosposobnosti" [Soft skills of students as a factor of increasing their professional competitiveness], Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrovdlyapromyshlenno-ekonomicheskogo kompleksa regiona, t. 1, pp. 76-79. EDN LUOSCU (in Russian).
8. Borzova, T. A. (2022). "Tekhnologii formirovaniya gibkih navykov delovogo obshcheniya v usloviyah elektronnoj kommunikacii" [Technologies for building soft skills of electronic business communication], Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa, t. 14, № 2, pp. 195206. DOI 10.24866/VVSU/2073-3984/2022-2/195-206. EDN HKOXRZ (in Russian).
9. Dagaeva, E. A. (2021). "Trening kak tekhnologiya formirovaniya soft skills studentov: preimushchestva i problemy primeneniya. Tezisy" [Training as a technology for building soft skills of students: advantages and problems of application. Theses], Transformaciya nacional'noj social'no-ekonomicheskoj sistemy Rossii, trend cifrovye tekhnologii: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 04 dekabrya 2020 goda, Moscow Rossijskij gosudarstvennyj universitet pravosudiya, pp. 310-311. EDN BPXTUZ (in Russian).
10. Stel'mashenko, O. V. (2020). "Trening kak sovremennyj metod razvitiya personala" [Training as a modern method of personnel development], in Kazaryan, I. R. (ed.). Teoriya i praktika upravleniya chelovecheskimi resursami: materialy VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Chita, 22 maya 2020 goda, Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet, Chita, pp. 97-103. EDN EXWWEH (in Russian).
11. Bazhdanova, Yu. V. (2020). "Trening kak tekhnologiya razvitiya liderskih kachestv" [Training as a technology for developing leadership qualities], in Vasyakin, B. S., Pozharskaya, E. L., & Deberdeeva, N. A. (eds.). Sovremennyj trening i kouching: novye vozmozhnosti v biznese i obrazovanii: materialy po itogam V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 23 ok-tyabrya 2019 goda, Individual'nyj predprinimatel' Afanas'ev Vyacheslav Sergeevich, Moscow (in Russian).
12. Ohunov, B. H. (2017). "Formirovanie liderskogo potenciala u studentov" [Formation of leadership potential among students], Vestnik Tekhnologicheskogo universiteta Tadzhikistana, № 1(28), pp. 149-153 (in Russian).
13. Kipnis, M. Sh. (2021). Bol'shaya kniga luchshih igr i uprazhnenij dlya lyubogo treninga [Big book of the best games and exercises for any training], Izdatel'stvo AST, Moscow, 640 p. (in Russian).
14. Vinogradova, E. L. (2009). "Vozmozhnosti ispol'zovaniya social'no-psihologicheskogo zarazheniya na treningah prodazh v sisteme korporativnogo obucheniya" Potential of using socio-psychological participation in sales trainings in the system of corporate training], Innovacii v obrazovanii, № 3, pp. 36-42 (in Russian).
15. Andreenko, A. A. (2022). "Vysokorealistichnyj mul'tidisciplinarnyj trening "in situ" - sub"ektivnaya ocenka uchast-nikami treninga" [Highly realistic multidisciplinary training "in situ" - subjective assessment by the participants of the training], Virtual'nye tekhnologii v medicine, № 2(32), pp. 76-85 (in Russian).
16. Tratinko, T. V. (2018). Treningi(Social'no-psihologicheskieikorrekcionnye). Treninglichnostnogorosta [Trainings (Socio-psycho-logical and correctional). Personal Growth Training]: elektronnyj uchebno-metodicheskij kompleks dlya special'nosti 1-86 0101 "Social'naya rabota (po napravleniyam)", Belorusskij gosudarstvennyj universitet, Minsk, 100 p. (in Russian).
17. Orlov, V. A. (2022). "Nravstvennyj mini-trening dlya starsheklassnikov "Vidy dobra" v kontekste treninga lichnostnogo rosta" [Morality mini-training for high school students "Types of goodness" in the context of personal growth training], Social'naya psihologiya: voprosy teorii i praktiki: materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. pamyati M. Yu. Kondrat'eva, M., 12-13 maya 2022 goda, Moscow Moskovskij gosudarstvennyj psihologo-peda-gogicheskij universitet, pp. 327-330 (in Russian).
18. Aminov, V. (2010). "Kazhdomu - svoj trening. Trening - eto igra" [Everyone has their own training. Training is a game], Upravlenie personalom, № 8, pp. 53-56 (in Russian).
19. Kul'nazarova, A. V. (2019). "Trening kak sposob razvitiya kommunikativnyh navykov studentov tekhnicheskogo vuza (na primere kursa "trening publichnogo vystupleniya")" [Training as a way to develop the communication skills of engineering university students (on the example of the course "public speaking training")], Aktual'nye problemy infotelekommunikacij v nauke i obrazovanii (APINO 2019): sb. nauch. st. VIII Mezhdunar. nauch.-tekhn. i nauch.-metod. konf.: v4 t., Sankt-Peterburg, 27-28 fevralya 2019 goda, Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet telekom-munikacij im. prof. M. A. Bonch-Bruevicha, St. Petersburg, pp. 630-633 (in Russian).
20. (2017). "Kouching - trening orçytudyrç rçazirgi psihotekhnikalyK, tiimdi rçyraly retinde" [Coaching training as a modern psychotechnical effective means of teaching], Sovremennyj nauchnyj vestnik, vol. 3, No. 3, pp. 006-007 (in Kazakh).
21. Anikin, A. N. (2022). "Formirovanie obrazaya posredstvom vozdejstviya na "gibkie navyki" [Formation of the self-image through the impact on "soft skills"], International Journal of Medicine and Psychology, t. 5, № 2, pp. 109-116 (in Russian).
22. Ilyuhina, I. B., & Red'kina, A. D. (2021). "Gibkie navyki (soft skills) kak faktor formirovaniya konkurentnyh preimush-chestv v professional'noj deyatel'nosti" [Soft skills as a factor of building competitive advantages in professional activity], Vestnik OrelGIET, № 3(57), pp. 75-80. DOI 10.36683/2076-5347-2021-3-57-75-80 (in Russian).
23. Petrova, I. D. (2022). "Razvitie gibkih navykov u podrostkov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya (na primere ob"edi-neniya po izucheniyu anglijskogo yazyka)" [Development of soft skills in adolescents in the system of additional education (on the example of an association for the study of English)], in Mahinin, A. N. (ed.). Teoriya i praktika sovremennogo vospitaniya i obucheniya: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Voronezh, 21 aprelya 2022 goda, Voronezhskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, Voronezh, pp. 281-286 (in Russian).
24. Nagornaya, A. G. (2020). "Formirovanie gibkih navykov (soft skills) v processe izucheniya discipliny "pedagogiches-kie tekhnologii mezhkul'turnoj kommunikacii" v tekhnicheskom vuze" [Building soft skills in the process of studying the discipline "pedagogical technologies of intercultural communication" at a technical university], Mezhdunarod-nyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, № 10-2(100), pp. 32-39 (in Russian).
25. Bayanova, E. V. (2019). "CLIL kak sredstvo formirovaniya gibkih navykov" [CLIL as a means of building flexible skills], Voprosy pedagogiki, № 5-2, pp. 37-40.
26. (2019). "Soft skills": v poiske universal'nyh traktovok «gibkih» navykov sovremennyh rabotnikov" ["Soft skills": in search of universal interpretations of the "soft" skills of modern employees], Obshchestvo. Sreda. Razvitie, № 4(53), pp. 20-25 (in Russian).
27. Labzina, P. G. (2019). "Germenevticheskij podhod kak metodologicheskaya osnova razvitiya gibkih navykov stu-denta tekhnicheskogo vuza" [Hermeneutical approach as a methodological basis for the development of soft skills of an engineering university student], Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki, № 4(44), pp. 117-136 (in Russian).
28. Zalitinova, S. A., Daudova, D. M., & Mutalimova, A. M. (2022). "Razvitie soft skills (gibkih navykov) v processe pod-gotovki budushchih social'nyh pedagogov" [Development of soft skills in the process of training future social educators], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, № 3(94), pp. 208-211 (in Russian).
29. Dyusenova, D. (2022). "Formirovanie "gibkih navykov" kak odin iz sovremennyh trendov v lingvodidaktike" [Building "soft skills" as one of the modern trends in linguodidactics], Deutsche Internationale Zeitschrift für Zeitgenössische Wissenschaft, № 25, pp. 15-17 (in Russian).
30. Nguen, V. H. T. (2019). "Primenenie interaktivnogo metoda obucheniya dlya formirovaniya gibkih navykov na zanyatiyah russkogo yazyka vo v'etnamskoj auditoria" [Application of interactive teaching method for building soft skills in Russian language classes for Vietnamese students], in Shaklein, V. M. (ed.). Izuchenie i prepodavanie russkogo yazyka v raznyh lingvo-kul'turnyh sredah: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. molodyh uchenyh, M., 2324 sentyabrya 2019 goda, Rossijskij universitet druzhby narodov (RUDN), Moscow, pp. 100-105 (in Russian).
31. Dobryakova, M., & Frumin, I. (2020). "Global'naya diskussiya o novyh rezul'tatah obrazovaniya" [Global discussion on new educational outcomes], Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': ot lozungovk real'nosti: monografiya, Nacional'nyj issledovatel'skij universitet "Vysshaya shkola ekonomiki", Moscow, pp. 11-22 (in Russian).