Научная статья на тему 'Умения внутрикомандного взаимодействия студентов в проектной деятельности'

Умения внутрикомандного взаимодействия студентов в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
команда / командная работа / работа в команде / умения внутрикомандного взаимодействия / внутрикомандное взаимодействие / проектная деятельность / социально-ориентированная проектная деятельность / социально-проектная деятельность / team / teamwork / teamwork / skills of intra-team interaction / intra-team interaction / project activity / socially-oriented project activity / social project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Евгеньевна Турлакова

Умения внутрикомандного взаимодействия являются важными для современных специалистов, они обеспечивают их самореализацию, повышают конкурентоспособность, способствуют сотрудничеству с коллегами и обеспечивают востребованность на рынке труда. В статье показаны особенности, которые входят в умения внутрикомандного взаимодействия. Автором выявлены сущностные признаки понятия «умения внутрикомандного взаимодействия», а также возможности, которые проектная деятельность создает для формирования данного умения. Актуальность данного исследования заключается в том, что современная нормативная база профессионального образования включает комплекс понятий, связанных с умениями продуктивного взаимодействия в коллективе: во ФГОС ВО присутствует универсальная компетенция «командная работа и лидерство» (ФГОС ВО 3++), общекультурная компетенция «способность работать в коллективе» (ФГОС ВО 3+); в Атласе новых профессий ключевая надпрофессиональная компетенция «умение работать с людьми, в команде», в Международном методическом центре «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» выделили компетенцию XXI века «сотрудничество», в которую входят лидерские качества и умение работать в команде; в профессиональных стандартах к некоторым должностям необходимы умения «работать в команде» (профессиональная компетенция) для выполнения трудовых функций; в стандартах ведущих университетов системная компетенция «способен работать в команде», но отсутствует единый подход к характеристике компетенций «командная работа и лидерство», «умение работать в команде», а также нет единых подходов и у работодателей, предъявляющих подобные требования к соискателям / будущим сотрудникам. В исследовании автором проанализированы «умения внутрикомандного взаимодействия» как общекультурные, универсальные, профессиональные, надпрофессиональные и системные компетенции. Цель исследования — выявление сущностных признаков понятия «умения внутрикомандного взаимодействия». Методология и методы исследования. Исследование проведено на основе анализа и обобщение нормативных документов, отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы, учебных и методических материалов по теме исследования. Выявлено, что умения внутрикомандного взаимодействия представляют собой систему знаний, навыков, опыта, готовностью использовать усвоенные знания, умения и навыки в практической деятельности. Проектная деятельность позволяет создать условия для формирования умений внутрикомандного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Евгеньевна Турлакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKILLS OF INTRA-TEAM INTERACTION OF STUDENTS IN PROJECT ACTIVITIES

The skills of intra-team interaction are important for modern specialists, they ensure their self-realization, increase competitiveness, promote cooperation with colleagues and ensure demand in the labor market. The article reveals the features that are included in the skills of intra-team interaction. The author reveals the essential features of the concept of "skills of intra-team interaction", as well as the opportunities that project activities create for the formation of this skill. The relevance of this study lies in the fact that the modern regulatory framework for vocational education includes a set of concepts related to the skills of productive interaction in a team: the FSES HE contains the universal competence “teamwork and leadership”, the general cultural competence “the ability to work in a team”; in the Atlas of New Professions, the key supra-professional competence “the ability to work with people, in a team”, in the International Methodological Center “Academy of Pedagogical Excellence: Skills of the 21st Century” identified the 21st century competence “cooperation”, which includes leadership qualities and the ability to work in a team; in professional standards, some positions require the ability to “work in a team” (professional competence) to perform labor functions; in the standards of leading universities, the systemic competence is “capable of working in a team”, but there is no unified approach to characterizing the competencies “teamwork and leadership”, “ability to work in a team”, and there are no unified approaches among employers that make similar requirements for applicants / future employees. In the study, the author analyzed the "skills of intra-team interaction" as general cultural, universal, professional, trans-professional and systemic competencies. The purpose of the study is to identify the essential features of the concept of "skills of intra-team interaction". Methodology and research methods. The study was carried out on the basis of the analysis and generalization of normative documents, domestic and foreign scientific and pedagogical literature, educational and methodological materials on the research topic. It was revealed that the skills of intra-team interaction are a system of knowledge, skills, experience, willingness to use the acquired knowledge, skills and abilities in practical activities. Project activity allows you to create conditions for the formation of skills of intra-team interaction.

Текст научной работы на тему «Умения внутрикомандного взаимодействия студентов в проектной деятельности»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

О. Е. Турлакова

Ценности и смыслы. 2022. № 6 (82). С.152-167 Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No. 6 (82) P.152-167 (In Rus)

Научная статья УДК 378.1

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-6-152-167

УМЕНИЯ ВНУТРИКОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ольга Евгеньевна Турлакова

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва, Россия E-mail: olenka1592@mail.ru http://orcid.org/ 0000-0002-7503-5246

Аннотация. Умения внутрикомандного взаимодействия являются важными для современных специалистов, они обеспечивают их самореализацию, повышают конкурентоспособность, способствуют сотрудничеству с коллегами и обеспечивают востребованность на рынке труда.

В статье показаны особенности, которые входят в умения внутрикомандного взаимодействия. Автором выявлены сущностные признаки понятия «умения внутрикомандного взаимодействия», а также возможности, которые проектная деятельность создает для формирования данного умения.

Актуальность данного исследования заключается в том, что современная нормативная база профессионального образования включает комплекс понятий, связанных с умениями продуктивного взаимодействия в коллективе: во ФГОС ВО присутствует универсальная компетенция «команднаяработа и лидерство» (ФГОС ВО 3++), общекультурная компетенция «способность работать в коллективе» (ФГОС ВО 3+); в Атласе

© Турлакова О. Е., 2022

новых профессий ключевая надпрофессиональная компетенция «умение работать с людьми, в команде», в Международном методическом центре «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» выделили компетенцию XXI века «сотрудничество», в которую входят лидерские качества и умение работать в команде; в профессиональных стандартах к некоторым должностям необходимы умения «работать в команде» (профессиональная компетенция) для выполнения трудовых функций; в стандартах ведущих университетов системная компетенция «способен работать в команде», но отсутствует единый подход к характеристике компетенций «командная работа и лидерство», «умение работать в команде», а также нет единых подходов и у работодателей, предъявляющих подобные требования к соискателям / будущим сотрудникам.

В исследовании автором проанализированы «умения внутрикомандного взаимодействия» как общекультурные, универсальные, профессиональные, надпрофессиональные и системные компетенции.

Цель исследования — выявление сущностных признаков понятия «умения внутрикомандного взаимодействия».

Методология и методы исследования. Исследование проведено на основе анализа и обобщение нормативных документов, отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы, учебных и методических материалов по теме исследования.

Выявлено, что умения внутрикомандного взаимодействия представляют собой систему знаний, навыков, опыта, готовностью использовать усвоенные знания, умения и навыки в практической деятельности. Проектная деятельность позволяет создать условия для формирования умений внутрикомандного взаимодействия.

Ключевые слова: команда, командная работа, работа в команде, умения внутрикомандного взаимодействия, внутрикомандное взаимодействие, проектная деятельность, социально-ориентированная проектная деятельность, социально-проектная деятельность.

Для цитирования: Турлакова О. Е. Умения внутрикомандного взаимодействия студентов в проектной деятельности // Ценности и смыслы. 2022. № 6 (82). С. 152-167 https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-6-152-167

Original article

SKILLS OF INTRA-TEAM INTERACTION OF STUDENTS IN PROJECT ACTIVITIES Olga E. Turlakova

Federal State Budget Scientific Institution "The Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education", Moscow, Russia E-mail: olenka1592@mail.ru; http://orcid.org/ 0000-0002-7503-5246

Abstract. The skills of intra-team interaction are important for modern

specialists, they ensure their self-realization, increase competitiveness, promote cooperation with colleagues and ensure demand in the labor market.

The article reveals the features that are included in the skills of intra-team interaction. The author reveals the essential features of the concept of "skills of intra-team interaction", as well as the opportunities that project activities create for the formation of this skill. The relevance of this study lies in the fact that the modern regulatory framework for vocational education includes a set of concepts related to the skills of productive interaction in a team: the FSES HE contains the universal competence "teamwork and leadership", the general cultural competence "the ability to work in a team"; in the Atlas of New Professions, the key supra-professional competence "the ability to work with people, in a team", in the International Methodological Center "Academy of Pedagogical Excellence: Skills of the 21st Century" identified the 21st century competence "cooperation", which includes leadership qualities and the ability to work in a team; in professional standards, some positions require the ability to "work in a team" (professional competence) to perform labor functions; in the standards of leading universities, the systemic competence is "capable of working in a team", but there is no unified approach to characterizing the competencies "teamwork and leadership", "ability to work in a team", and there are no unified approaches among employers that make similar requirements for applicants / future employees.

In the study, the author analyzed the "skills of intra-team interaction" as general cultural, universal, professional, trans-professional and systemic competencies.

The purpose of the study is to identify the essential features of the concept of "skills of intra-team interaction".

Methodology and research methods. The study was carried out on the basis of the analysis and generalization of normative documents, domestic and foreign scientific and pedagogical literature, educational and methodological materials on the research topic.

It was revealed that the skills of intra-team interaction are a system of knowledge, skills, experience, willingness to use the acquired knowledge, skills and abilities in practical activities. Project activity allows you to create conditions for the formation of skills of intra-team interaction.

Keywords: team, teamwork, teamwork, skills of intra-team interaction, intra- team interaction, project activity, socially-oriented project activity, social project activity.

For citation: Turlakova O. E. Skills of intra-team interaction of students in project activities // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No. 6 (82). P. 152-167(In Rus). https://doi.org/10.24412/2071-6427-2022-6-152-167

Умения внутрикомандного взаимодействия являются общекультурными, универсальными, профессиональными, надпрофессиональными и системными компетенциями и являются важными в современном

мире. Растут требования работодателей и общества к специалистам, обладающим этими умениями.

Образовательные организации высшего образования осуществляют обучение студентов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее — ФГОС ВО) по различным направлениям подготовки. В ФГОС ВО 3+ компетенция «способность работать в коллективе» была включена в блок общекультурных компетенций (ОК) [19]. ФГОС ВО 3++ «представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования» [13] и универсальной компетенцией является «командная работа и лидерство» (УК-3), которая включает в себя:

- определение командной роли;

- учет поведения и интересов других участников;

- обмен данными, знаниями в том числе и практическими, приобретенными с членами команды;

- оценивание идей других членов команды;

- построение продуктивного внутрикомандного взаимодействия на основе ответственного отношения к личным действиям;

- соблюдение установленных правил командной работы, согласно определенным нормам;

- личная ответственность за результат [13].

Данные умения относятся к программам бакалавриата, в магистратуре по поводу этих умений можно встретить следующие индикаторы:

- организация и руководство работой команды, выработка стратегии команды и на ее основе организация отбора членов команды;

- организация и регулирование работы команды, в том числе на основе общих, совместных решений;

- решение конфликтов и разрешение противоречий при деловом общении на основе учета интересов всех сторон;

- создание дружной и комфортной рабочей среды, позитивного эмоционального климата в команде;

- организация обучения членов команды и обсуждение результатов работы;

- передача полномочий членам команды и распределение поручений,

- осуществление обратной связи по результатам;

- ответственность за общий результат [13].

В стандартах НИУ «Высшая школа экономики» компетенция «способен работать в команде» включена в группу системных компетенций [19].

В профессиональных стандартах, утвержденных приказами Минтруда России, в необходимых умениях есть «умение работать в команде» для выполнения трудовых функций по некоторым должностям [21; 19], то есть можно сделать вывод о том, что «умение работать в команде» является профессиональной компетенцией. Умение работать в команде выступает, как и общекультурная, и универсальная, и профессиональная, и надпрофессиональная, и системная компетенция.

Навыком XXI века считают еще и навык «сотрудничества», в который включены лидерские качества и умение работать в команде. «Важным умением является способность с уважением выслушивать мнение окружающих и эффективно выражать свои собственные мысли и чувства в разнообразных жизненных ситуациях» [11].

В Атласе новых профессий отмечается, что ключевыми надпрофес-сиональными компетенциями являются, например, умения работать с людьми, в команде [1].

Согласно экономическому словарю, «команда — это группа людей, призванная выполнять определенную работу, задание. Обычно команда работает на лидера, который ставит задачу и распределяет работу между ее членами» [14].

Дюкарев И. А., Котлобовский И. Б., Эченикэ В. Х., Караваева Е. В., Телешова И. Г., Демчук А. Л., Ульянова М. Э., Шейнбаум В. С. и другие исследователи считают, что отсутствует единый подход к формированию компетенций «командная работа и лидерство», «умение работать в команде», а также нет единых подходов и у работодателей, и это серьезная проблема [21, 19, 4].

В таблице приведены некоторые авторские взгляды на командное взаимодействие, командную работу, принципы и правила работы в команде, определяющие умения внутрикомандного взаимодействия.

Таблица 1.

Особенности организации командного взаимодействия

№ Авторы Определения

1 Н.В. Старцева, А. С. Артемов «Командное взаимодействие способствует решению глобальных задач и достижению стратегических целей, а также пониманию каждым членом команды показателей эффективности трудовой деятельности, своих задач

1 Н.В. Старцева, А. С. Артемов и повышения производительности труда» [16]. Задачи команды: определить цель, стратегию, поставить задачи; выбрать лидера (определяет тактику достижения поставленной перед его командой цели) и распределить роли в команде; коллегиально принимать решения, формировать командный дух, сплотить команду [16].

2 К. Е. Шахмаева, Л. И. Савва «Командная работа- это система, в которой устанавливается трудовой распорядок и дисциплина, четко выделяется сфера деятельности каждого члена команды, распределяются роли, создаются специфические условия для организации рабочей атмосферы, оптимизируется и стимулируется деятельность членов команды» [20]. Принципы: «Члены команды совместно выполняют поставленные задачи, у каждого члена команды своя сфера деятельности и спектр заданий. Члены команды самостоятельно распределяют командные роли, определяют функции каждого из участников, выбирают методы решения поставленных перед ними задач, несут ответственность за выполнение заданий, контролируют свою деятельность, а также работу других участников команды. В команде все ее члены равнозначны, их мнения, права одинаковы. «Работая в команде каждый ее член, проявляет свои личностные качества, творческий подход, реализует себя, демонстрируя нестандартные решения командных задач». Необходима налаженная связь между участниками команды, поддержка каждого ее члена в различных ситуациях, а также поддержка мнения команды каждым ее членом — один из важнейших принципов командной работы. При этом важна и конструктивная критика с указанием недочетов в деятельности целой команды и ее членов в отдельности. В команде должно быть установлено автономное самоуправление и возможность добровольного вхождения в нее [20].

3 М.Скелтон, М.Паис Правила работы в команде: • численность команды от 5 до 9 человек; • общая цель, распределение заданий меду членами команды; • доверие между членами команды;

• больше креативных решений; • минимизация когнитивной нагрузки; • награждение и благодарность на отдельным членам команды, а всей команде; • полноценное общение внутри команды; • организационная культура [22].

4 Е.Г. Глазунова «Общепрофессиональная компетенция «работа в команде» подразумевает следующие умения: быстро адаптироваться в новом коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме; выстраивать конструктивный диалог с любым человеком; аргументированно убеждать коллег в правильности предлагаемого решения; признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения; делегировать полномочия; как руководить, так и подчиняться в зависимости от поставленной перед коллективом задачи; сдерживать личные амбиции и приходить на помощь коллегам; управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий/антипатий» [3]. «• слушать коллег, прислушиваться к их мнению; • задавать корректные вопросы; • выражать и аргументировать своё мнение; • помогать другим членам команды; • делиться информацией; • анализировать полученную информацию; • принимать активное участие в общем обсуждении проблем, ценить вклад каждого члена команды» [3].

5 М.М. Кабанов «Командное взаимодействие — особый тип взаимоотношений, основанный на личностном принятии друг друга, взаимном уважении и признании, высоком уровне мотивации, общих групповых ценностях и разностороннем деловом сотрудничестве, характерном для членов команды [6]. «Умение работать в команде» — это синтетическая компетенция, объединяющая как определенные личностные качества работника, так и его профессиональные компетенции, касающиеся смысла и содержания трудовых функций и трудовых действий его партнеров» [6].

6 В.С. Шейнбаум «...человек, который умеет работать в команде: • быстро определяет подходящий тон общения с новыми коллегами, легко становится своим в коллективе; • не нуждается в значительном времени на раскачку, а переходит к решению совместных задач; • готов признавать свою неправоту в случае необходимости, может подбодрить коллег; • в интересах совместного дела может быть и руководителем проекта, и винтиком в общем механизме; • старается находить взаимопонимание, избегая конфликтов; • готов помогать другим сотрудникам; • интересы компании ставит выше личных амбиций; • ему близки интересы компании» [21].

М.Н.Филатова, В. С. Шейнбаум, П. Г. Ще-дровицкий «Умение работать в команде — это синтетическая компетенция, объединяющая в себе как определённые личностные качества работника, так и его профессиональные компетенции, касающиеся смысла и содержания

его взаимодействия с партнёрами, их трудовых функций и трудовых действий»

7 А. Д. Малышева «Для формирования сплоченности в команде важны такие умения, какоткровенность, когда участники команды стараются узнать друг друга, особенно тех, кто имеет отличное от них мнение и взгляд на вещи. Они должны воспринимать другие мнения, уметь общаться с разными людьми, уметь слушать других и уважать их мнение, находить компромисс между необходимостью сотрудничать с другими и выражать свое личное мнение» [10]. «Умение работать в команде является частью коммуникативной компетенции» [10]. Для овладения умениями работать в команде нужно иметь навыки общения иумение «анализировать ситуацию, понимать поведение людей и их реакцию, делать выводы, используя полученную информацию», «требуется не только самому быть активным, но и побуждать других участников к обсуждению» [10]. Умения работы в команде 1. Умение слушать других. 2. Умение задавать вопросы. 3. Умение выражать и аргументировать свое мнение. 4. Помогать другим. 5. Делиться информацией. 6. Запрашивать мнение других. 7. Анализировать полученную информацию. 8. Принимать участие в общем обсуждении, ценить вклад каждого члена команды» [10].

8 М.Н. Рыскулова «умение студента работать в команде — это готовность к осознанному и качественному взаимодействию в команде с участниками образовательного процесса. Это действенное проявление во взаимодополняющем единстве двух групп умений, связанных с личностными качествами обучающихся, необходимыми для результативной командной работы: умение работать с людьми (целеустремленность, коммуникабельность, эмпатия) и умение работать над собой (инициативность, креативность, стремление к саморазвитию)» [15].

Разберем определение «умение». Согласно «Словарю-справочнику современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны», «умение — 1) способность делать что-либо, приобретенная знанием, опытом; 2) усвоенный субъектом способ выполнения действия» [17].Согласно учебному пособию «Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом», «умение — способность выполнять определенные действия с хорошим качеством

и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия» [2]. Согласно педагогическому тезаурусу, «умение: (1) — действие, выполняемое учащимися на основе приобретенных знаний; (2) — совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающих возможность выполнения определенной деятельности» [18].

В таблице 1 выделены основные черты, присущие «умению внутрикомандного взаимодействия». Рассмотрев понятие «умение» и определения в таблице, можно сделать авторский вывод о том, что включено в «умения внутрикомандного взаимодействия» (рисунок 1, рисунок 2): эмоциональный интеллект личности как члена команды (эмпатия, позитивный настрой, вдохновение, управление эмоциями, сдерживание и контроль амбиций, абстрагирование от личных симпатий/антипатий), внутренние взаимодействия как члена команды в команде (коммуникабельность, делегирование обязанностей, решение конфликтов, толерантность, налаживание диалога, правильная аргументация, признание своих ошибок и принятие чужой точки зрения, оказание помощи, поддержки, умение выслушать и высказаться, уважительное отношение к мнению членов команды, выполнение трудового распорядка и поддержание дисциплины, конструктивная критика, доверие, анализ информации, уважительное отношение к членам команды, активная позиция, ценить вклад каждого члена команды), личные качества (инициативность, целеустремленность, готовность к обучению, самообучению, саморазвитию, готовность взять на себя роль, обязанности, задачу, готовность поставить цель и идти к ней, готовность принимать коллективные решения, поддержка командного духа, креативность, критическое мышление, ответственность за выполнение заданий, организованность, рефлексия, профессиональные компетенции, своевременное выполнение обязанностей, адаптация к задаче, к цели, обязанностям, ролям, членам команды, окружающей обстановке, лидерские навыки). Все эти особенности входят в состав 3-х составляющих умения внутрикомандного взаимодействия.

Эмоциональный интеллект и управление им поможет члену команды создать «эффективную производственную и организационную среду», если не научиться управлять эмоциями, то это может затормозить процесс работы над проектом и эмоции выступят «мощным фактором демотивации» [8]. Внутренние взаимодействия помогут члену команды выстроить правильную коммуникацию, создадут поле для эффективного взаимодействия. Личные качества человека влияют на команду. Определив

свою нишу в команде, исходя из своей роли (которая определяется в том числе и набором личных качеств), можно эффективно выполнять свою деятельность и создать успешный социально-ориентированный проект.

Умения внутрикомандного взаимодействия

Эмоциональный интеллект

Внутренние взаимодействия

Личные качества

Рисунок 1.Составляющиеумениявнутрикомандного взаимодействия

Формированиеуменийвнутрикомандного взаимодействия сложный, многогранный процесс, которыйможно начать в рамкахобразовательных организаций как составляющая подготовки кадров, далее он получит свое объективное продолжение в рабочем коллективе.Существуют разные способы, методыдлярешенияэтой задачи,одиниз которых проектнаядеятельность [12].

Формирование умений внутрикомандного взаимодействия в работе над проектом требует достаточно длительного времени,кроме работы над проектомстудентам предстоит работать над собой, получать знания и использовать их на практике, приобретатьновые уменияи совершен-ствоватьужеимеющимися.

Несмотря на большое количество способностей (рисунок 2), сформировать умения внутрикомандного взаимодействия возможно с помощью проектнойдеятельности, и образовательные организации высшего образования чаще всегоприбегаютк помощи проектнойдеятельности и во ФГОС ВО естьещеоднауниверсальнаякомпетенция«разработка и реализацияпроектов»(УК-2).

Проектнаядеятельностьявляетсямногогранным инструментом, с помощью которого можно получить такие навыки, как творческие, коммуникативные, формировать критическое мышление [7], также можно получить навыки организационные, развить учебно-познавательную компетенцию («знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности»

[9]. Кроме того, «важной составляющей успешной проектной работы является мотивация» [7].

>5 .0 I Л

с; п х о

X

о

г

<т>

•эмпатия

•позитивный настрой •вдохновение •управление эмоциями •сдерживание и контроль амбиций •абстрагирование от личных симпатий / антипатий

К

00 н и >г 0)

0 §

£

СО го

00 ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 I

ш о.

со

•коммуникабельность •делегирование обязанностей •решение конфликтов •толерантность •налаживание диалога •правильная аргументация •признание своих ошибок и принятие чужой точки зрения •оказание помощи, поддержки •умение выслушать и высказаться •уважительное отношение к мнению членов команды •выполнение трудового распорядка и поддержание дисциплины •конструктивная критика •доверие

•анализ информации •уважительное отношение к членам команды

• активная позиция •ценить вклад каждого члена команды

ГО 00 I-и ш т го ас

ш 3

X 7

с;

• инициативность

• целеустремленность •готовность к

обучению, самообучению, саморазвитию •готовность взять на себя роль,

обязанности, задачу •готовность поставить цель и идти к ней •готовность принимать коллективные решения •поддержка командного духа •креативность •критическое мышление •ответственность за выполнение заданий •рефлексия

• пр офес сиональные компетенции

• своевременное выполнение обязанностей

•адаптация к задаче, к цели, обязанностям, ролям, членам команды, окружающей обстановке

• ответственность

• организованность •лидерские навыки

Рисунок 2.Особенностиу составляющие умения внутрикомандного взаимодействия

Умениявнутрикомандноговзаимодействия необходимыдлялюбого специалиста, это умениеможно трактовать какготовностьработать

с людьми в команде и над собой вкоманде, работать над общими задачами, что бы достичьобщей цени.

нацеливают результат творческое решение проблемы самосовершенствование

! обеспечивают трудовой распорядок дисциплину

Умения Иг внутрикомандного г взаимодействия решают проблему конфликты

способствуют активному взаимодействию позитивной коммуникации получению знаний, опыта

помогают создание доброжелательной атмосферы получение новых навыков и совершенствование уже имеющихся

Рисунок 3. Сущностные признакипонятия «умения внутрикомандного

взаимодействия»

Вычленение сущностных признаков понятия«умения внутрикомандного взаимодействия»(рисунок3) позволилоопределить умения как готовность студента на нацеливаниенарезультат, путем творческого решения проблемы, на самосовершенствование (самообучение, самообразование, самостоятельное изучение),на решение значимой проблемы, на решение конфликтов в команде. Умения внутрикомандного взаимодействия помогают в создании доброжелательной атмосферы в команде, получении новых навыков и совершенствовании уже имеющихся; способствуют активному взаимодействию и позитивной коммуникации внутри команды, получению знаний, опыта; обеспечивают трудовой распорядок и дисциплину.

Вывод. Для успешного формирования умений внутрикомандного взаимодействия в образовательной организации высшего образования важно организовать учебный процесс студентов так, чтобы в университете были созданы образовательные ситуации для развития таких умений и других навыков, к примеру, дать студентам работать над профессионально-ориентированными, а также социально-ориентированными проектами, которые в дальнейшем в процессе трудовой, исследовательской и другой

деятельности позволят новоиспеченным специалистам успешно реализовать свои возможности в трудовой, профессиональной деятельности [3]. Формирование данного умения недостижимо «без интеграции теоретического и практического обучения, создания квазипрофессиональных ситуаций, отражающих процесс обучения в ходе трудовой деятельности» [5], к примеру, с помощью проектной деятельности.

Результатом исследования стало выявление способностей, которые входят в умения внутрикомандного взаимодействия, вычленение сущностных признаков понятия «умения внутрикомандного взаимодействия».

Литература

1. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. URL: www.skolkovo.ru/ public/media/documents/ (дата обращения: 01.04.2022).

2. Бабакова Т. А. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей / Т. А. Бабакова, Т. М. Акинина. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2013. 64 с. ISBN978-5-8021-2017-0.

3. Глазунова Е. Г. Формирование умения работать в команде как общепрофессиональной компетенции будущего менеджера // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. C. 61-64.

4. Дюкарев И.А., Котлобовский И. Б., Караваева Е. В., ДемчукА.Л., Телешова И. Г., Эченикэ В. Х., Ульянова М. Е. О проекте «Тюнинг в России» // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-proekte-tyuning-v-rossii (дата обращения: 04.04.2022).

5. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под. науч. ред.д.п.н. И. Ю. Тархановой. Ярославль.: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.

6. КабановМ. М. Командное взаимодействие в управленческой психологии // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komandnoe-vzaimodeystvie-v-upravlencheskoy-psihologii (дата обращения: 11.12.2022).

7. Казун А. П., Пастухова Л. С. «Проектный метод» как механизм профессиональной ориентации детей и молодежи // Известия МГТУ 2014. № 4 (22). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-metod-kak-mehanizm-professionalnoy-orientatsii-detey-i-molodezhi (дата обращения: 03.04.2022).

8. Крюкова Е. А. Управление эмоциями как фактор эффективного менеджмента // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 12. с. 1937-1948. DOI: 10.18334/rp.16.12.412

9. Лебедева Н. О. Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 41. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-uchebno-poznavatelnyh-kompetentsiy-cherez-proektnyy-metod-obucheniya (дата обращения: 03.04.2022).

10. Малышева А. Д. Способность работать в команде как общекультурная компетенция студентов вуза / А. Д. Малышева // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 151.

11. Международный методический центр «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века». [Электронный ресурс]. URL: https://akadem.irooo.ru/ navyki-xxi-veka (дата обращения: 01.04.2022)

12. Пастухова Л. С. Наставничество как социально-педагогический ресурс повышения качества подготовки будущих специалистов / Л. С. Пастухова, Т. В. Сорокина-Исполатова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6(15). С. 26-31. EDN PYQHLK.

13. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/6 (дата обращения: 01.04.2022)

14. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.

15. Рыскулова, М. Н. Формирование умений командной работы у студентов технических вузов / М. Н. Рыскулова // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 12(56). С. 229-233. DOI 10.24158/spp.2018.12.39.

16. Старцева Н. В., Артемов А. С. Эффективная модель командного взаимодействия — фундамент системы мотивации и стимулирования персонала компании // Вестник МИЭП. 2014. № 4 (17). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnaya-model-komandnogo-vzaimodeystviya-fundament-sistemy-motivatsii-i-stimulirovaniya-personala-kompanii (дата обращения: 04.04.2022).

17. Тюмасева З. И. Словарь-справочник современного общего образования: Акмеологические, валеологические и экологические тайны / З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 464 с.

18. Тютькова И. А. Педагогический тезаурус: учебное справочное пособие / И. А. Тютькова. Москва: В. Секачев, 2016. 160 с. ISBN978-5-9920-0333-8.

19. Филатова М. Н., Шейнбаум В. С., ЩедровицкийП. Г. Онтология компетенции «умение работать в команде» и подходы к её развитию в инженерном вузе // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 71-82.

20. Шахмаева К. Е. Итоги экспериментальной работы по формированию готовности студентов технического вуза к работе в команде / К. Е. Шахмаева, Л. И. Савва // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 594. С. 368-372.

21. Шейнбаум В. С. Компетенция «умение работать в команде» и ее развитие с использованием технологии междисциплинарного деятельностного обучения в виртуальной производственной среде / В. С. Шейнбаум // Высшее образование сегодня.— 2018. № 2. С. 2-9. DOI 10.25586/RNU.HET.18.02.P.02.

22. Matthew Skelton, Manuel Pais Team Topologies: Organizing Business and Technology Teams for Fast Flow [Электронный ресурс]. URL: https://teamtopologies. com/book (дата обращения: 01.04.2022)

References

• Atlas novyh professij. [Elektronnyj resurs] URL: www.skolkovo.ru/public/media/docu-ments/ (data obrashcheniya: 01.04.2022) [In Rus].

• Babakova, T. A. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly: metodika raboty s ponyati-jnym apparatom: uchebnoe posobie dlya studentov, aspirantov i prepodavatelej / T. A. Babakova, T. M. Akinina. Petrozavodsk: Petrozavodsk^ gosudarstvennyj universitet, 2013. 64 s. ISBN978-5-8021-2017-0. [In Rus].

• Filatova M. N., SHejnbaum V.S., SHCHedrovickij P. G. Ontologiya kompetencii «umenie rabotat' v komande» i podhody k eyo razvitiyu v inzhenernom vuze // Vysshee obra-zovanie v Rossii. 2018. T. 27. № 6. S. 71-82. [In Rus].

• Glazunova E. G. Formirovanie umeniya rabotat' v komande kak obshcheprofessional'noj kompetencii budushchego menedzhera // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2012. C. 61-64. [In Rus].

• DyukarevI. A., KotlobovskijI. B., Karavaeva E. V., Demchuk A. L., Teleshova I. G., Echenike V. H., Ulyanova M. E. O proekte «Tyuning v Rossii» // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 8-9. [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-pro-ekte-tyuning-v-rossii (data obrashcheniya: 04.04.2022). [In Rus].

• Izmerenie i ocenka sformirovannosti universal'nyh kompetencij obuchayushchihsya pri osvoenii obrazovatel'nyh programm bakalavriata, magistratury, specialiteta: kollektivna-ya monografiya / pod. nauch. red.d.p.n. I. YU. Tarhanovoj YAroslavl'.: RIO YAGPU, 2018. 383 s. [In Rus].

• Kabanov M. M. Komandnoe vzaimodejstvie v upravlencheskoj psihologii. Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti. 2020. № 1. [Elektronnyj resurs]. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/komandnoe-vzaimodeystvie-v-upravlencheskoy-psihologii (data obrashcheniya: 11.12.2022). [In Rus].

• Kazun A. P., Pastuhova L. S. «Proektnyj metod» kak mekhanizm professional'noj orien-tacii detej i molodezhi // Izvestiya MGTU. 2014. № 4 (22). [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-metod-kak-mehanizm-professionalnoy-orientatsii-detey-i-molodezhi (data obrashcheniya: 03.04.2022). [In Rus].

• Kryukova E. A. Upravlenie emociyami kak faktor effektivnogo menedzhmenta // Rossijjskoe predprinimatel'stvo. 2015. T. 16. № 12. s. 1937-1948. DOI: 10.18334/ rp.16.12.412[In Rus].

• Lebedeva N. O. Formirovanie uchebno-poznavatel'nyh kompetencij cherez proektnyj metod obucheniya // Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. 2014. № 41. [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-uchebno-poznavatelnyh-kompetentsiy-cherez-proektnyy-metod-obu-cheniya (data obrashcheniya: 03.04.2022). [In Rus].

• Malysheva A. D. Sposobnost' rabotat' v komande kak obshchekul'turnaya kompetenciya studentov vuza / A. D. Malysheva // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017. № 2. S. 151. [In Rus].

• Mezhdunarodnyj metodicheskij centr «Akademiya pedagogicheskogo masterstva: navy-ki XXI veka» [Elektronnyj resurs] URL: https://akadem.irooo.ru/navyki-xxi-veka (data obrashcheniya: 01.04.2022) [In Rus].

• Matthew Skelton, Manuel Pais Team Topologies: Organizing Business and Technology Teams for Fast Flow [Elektronnyj resurs] URL: https://teamtopologies.com/book (data obrashcheniya: 01.04.2022)

• Pastuhova, L. S. Nastavnichestvo kak social'no-pedagogicheskij resurs povysheniya kachestva podgotovki budushchih specialistov / L. S. Pastuhova, T. V. Sorokina-Ispolatova // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2013. № 6(15). S. 26-31. EDN PYQHLK. [In Rus].

• Portal federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovani-ya. [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/6 (data obrashcheniya:

01.04.2022) [In Rus].

• RajzbergB. A., Lozovskij L.SH., StarodubcevaE.B. Sovremennyj ekonomicheskij slovar'. 2-e izd., ispr. M.: INFRA-M, 1999. 479 s. [In Rus].

• Ryskulova, M. N. Formirovanie umenij komandnoj raboty u studentov tekhnicheskih vuzov / M. N. Ryskulova // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2018. № 12(56). S. 229-233. DOI 10.24158/spp.2018.12.39. [In Rus].

• SHahmaeva K. E. Itogi eksperimental'noj raboty po formirovaniyu gotovnosti studentov tekhnicheskogo vuza k rabote v komande / K. E. SHahmaeva, L. I. Savva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 59-4. S. 368-372. [In Rus].

• SHejnbaum V. S. Kompetenciya «umenie rabotat' v komande» i ee razvitie s ispol'zovaniem tekhnologii mezhdisciplinarnogo deyatel'nostnogo obucheniya v virtual'noj proizvodst-vennoj srede / V. S. SHejnbaum // Vysshee obrazovanie segodnya. 2018. № 2. S. 2-9. DOI 10.25586/RNU.HET.18.02.P.02.s. ISBN978-5-9920-0333-8. [In Rus].

• Starceva N. V., Artemov A. S. Effektivnaya model' komandnogo vzaimodejstviya — fundament sistemy motivacii i stimulirovaniya personala kompanii // Vestnik MIEP. 2014. № 4 (17). [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnaya-mod-el-komandnogo-vzaimodeystviya-fundament-sistemy-motivatsii-i-stimulirovaniya-per-sonala-kompanii (data obrashcheniya: 04.04.2022). [In Rus].

• Tyumaseva Z. I. Slovar'-spravochnik sovremennogo obshchego obrazovaniya: Akmeologicheskie, valeologicheskie i ekologicheskie tajny / Z. I. Tyumaseva, E. N. Bogdanov, N. P. SHCHerbak. Sankt-Peterburg: Piter, 2004. 464 s. [In Rus].

• Tyut'kova I. A. Pedagogicheskij tezaurus: uchebnoe spravochnoe posobie / I. A. Tyut'kova. Moskva: V. Sekachev, 2016. 160 s. ISBN978-5-9920-0333-8. [In Rus].

Информация об авторе

О. Е. Турлакова — аспирант Института стратегии развития образования Российской академии образования. Information about the author

Olga E. Turlakova — PhD student, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education.

Статья поступила в редакцию 03.10.2022; одобрена после рецензирования 29.10.2022; принята к публикации 12.11.2022. The article was submitted 03.10.2022; approved after reviewing 29.10.2022; accepted for publication 12.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.