Научная статья на тему 'Обоснование экономической и социально-политической эффективности программы SpaceWay для стран-участниц'

Обоснование экономической и социально-политической эффективности программы SpaceWay для стран-участниц Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
20
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
динамика / конструкция ОТС / общепланетарное транспортное средство (ОТС) / оптимизация / расчётный случай

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Юницкий А.Э., Лавриненко В.И.

Рассмотрена оптимальная модель взаимодействия общества и власти в процессе создания общепланетарного транспортного средства (ОТС) на территории стран, расположенных вдоль экватора; представлены возможные результаты этого сотрудничества. Изучены текущая экономическая ситуация и удовлетворённость социально-политических интересов граждан стран-участниц. Установлено, что при реализации инновационного проекта по освоению космоса может быть налажено позитивное взаимодействие власти и общества, выраженное в участии населения в достижении высокого уровня экономического развития и социального прогресса, а также предотвращены глобальные экологические проблемы. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые произведена оценка социально-политической эффективности от внедрения программы SpaceWay и показаны экономические выгоды, которые получат участники проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование экономической и социально-политической эффективности программы SpaceWay для стран-участниц»

Обоснование экономической и социально-политической эффективности программы SpaceWay для стран-участниц

Юницкий А.Э. Беларусь, г. Минск,

доктор философии транспорта,

ООО «Астроинженерные технологии» и ЗАО «Струнные технологии»

Лавриненко В.И. Беларусь, г Минск,

отдел адресных проектов

управления развития бизнеса ЗАО «Струнные технологии»

УДК 332.13

99

Рассмотрена оптимальная модель взаимодействия общества и власти в процессе создания общепланетарного транспортного средства (ОТС) на территории стран, расположенных вдоль экватора; представлены возможные результаты этого сотрудничества. Изучены текущая экономическая ситуация и удовлетворённость социально-политических интересов граждан стран-участниц. Установлено, что при реализации инновационного проекта по освоению космоса может быть налажено позитивное взаимодействие власти и общества, выраженное в участии населения в достижении высокого уровня экономического развития и социального прогресса, а также предотвращены глобальные экологические проблемы. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые произведена оценка социально-политической эффективности от внедрения программы SpaceWay и показаны экономические выгоды, которые получат участники проекта.

Ключевые слова:

динамика, конструкция ОТС, общепланетарное транспортное средство (ОТС), оптимизация, расчётный случай.

Введение

Развитие научно-технического прогресса обусловило техногенный характер современной цивилизации и привело к ряду опасных кризисных явлений: постоянно возрастающему истощению природных ресурсов, загрязнению планеты и деградации биосферы.

Уже в 1960-1970-х годах экологические проблемы приобрели глобальный характер, что связано с изменениями окружающей среды, приносящими всемирное беспокойство [1]. Для разрешения каждого природоохранного вопроса с того времени принято множество программ по стабилизации ситуации (таблица 1).

Таблица 1 - Основные экологические проблемы и программы по стабилизации сложившейся ситуации [1]

Проблема Программа по стабилизации ситуации

Истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы Программа Организации Объединённых Наций (ООН) по окружающей среде (ЮНЕП) (15 декабря 1972 г.) [2]

Потеря биологического разнообразия Конвенция о биологическом разнообразии ООН (5 июня 1992 г.) [3]

Парниковый эффект, резкое потепление климата на земном шаре Рамочная конвенция ООН об изменении климата (9 мая 1992 г.) [4]

Разрушение озонового слоя Венская конвенция по охране озонового слоя (22 марта 1985 г.) [5] Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (16 сентября 1987 г.) [6]

Загрязнение гидросферы, экологическое состояние Мирового океана, проблема обеспечения человечества пресной водой Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) (3-14 июня 1992 г.) [7]

Деградация земель Международный союз охраны природы (МСОП) (продолжение активной работы с октября 1948 г.) [8]

Техногенные катастрофы Программа ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) (1985 г.) [9]

Несмотря на принимаемые меры для урегулирования экологической проблемы, процесс масштабного технологического развития ведёт человеческую цивилизацию к точке невозврата.

В рамках Международного экономического форума 15 января 2020 г. опубликован «Доклад о глобальных рисках -2020», подготовленный при поддержке ведущей мировой консалтинговой компании Marsh & McLennan. В документе раскрыты перспективы самых серьёзных угроз, которые могут повлиять на мир в настоящее время и в ближайшее десятилетие; отмечено, что все наиболее вероятные риски, нависшие над планетой, имеют отношение к экологии [10].

В числе основных рисков безопасности: экстремальные погодные явления, ведущие к гибели людей и материальному урону; провал политики смягчения последствий климатических изменений, проводимой правительствами

отдельных стран и крупными компаниями; антропогенный ущерб, наносимый окружающей среде, и экологические преступления; утрата биоразнообразия и разрушение экосистем; крупные стихийные бедствия (землетрясения, цунами, извержения вулканов и геомагнитные бури) [11].

Невозможность создания в промышленности замкнутых технологических циклов определяет единственный выход из сложившейся ситуации - необходимость предоставления техносфере экологической ниши вне биосферы, т. е. в космосе [12].

Уже в начале XX в. К.Э. Циолковский в своих публикациях обосновывал целесообразность индустриализации космоса и сформулировал план в 16 этапов по осуществлению данной задачи [13]. Множество достижений в освоении космоса уже совершено (запуск искусственного спутника, полёт человека в космос, посадка на Луну, миссия

на Юпитер, появление космического телескопа, посадка на Марс, создание и функционирование Международной космической станции), однако объём доставки полезных грузов на орбиту всё ещё невелик - значительно ниже тысячи тонн в год. Очевидно, что широкомасштабное освоение космоса и вынесение на орбиту земной индустрии потребует геокосмических перевозок с намного большим размахом (миллионы тонн в год). Существующие решения пока не способны выполнить такую задачу. К тому же важно, чтобы затраты на доставку полезного груза на заданную орбиту были в сотни, если не в тысячи раз ниже текущих, а сам процесс выхода в открытый космос не оказывал отрицательного воздействия на планетарную экологию. Для реализации цели индустриализации космоса необходимо функционирование абсолютно нового транспорта -производительного, экологичного и эффективного.

Именно такой транспорт - общепланетарное транспортное средство (ОТС) [12] - разработан инженером А.Э. Юницким более 40 лет назад. В силу своих технических особенностей проект напрямую затронет территорию стран, расположенных вдоль экватора, что предполагает

их политическое и социальное согласие на создание геокосмического транспортно-инфраструктурного комплекса на их земле. Взаимная договорённость общества и власти в данном вопросе может быть достигнута через разъяснение потенциальных выгод, которые получит страна при реализации новых перспективных направлений. При этом со стороны властей правильное донесение информации до населения о возможных результатах, полученных от выполнения программы, разработка мер господдержки и стимулирования участников позволят убедить граждан в необходимости их содействия процессу внедрения ОТС. Реализация властями проекта, способного обеспечить значительный рост качества жизни, также повысит доверие населения к органам управления, приведёт к увеличению работоспособности людей и, как следствие, к дальнейшему улучшению благосостояния и эффективному социально-политическому взаимодействию общества и власти.

Повышение качества жизни населения - важнейшая цель социальной политики любого государства. Оценка текущего уровня жизни экваториальных стран осуществлялась авторами данного исследования посредством индекса

человеческого развития - комплексного показателя, учитывающего наряду с экономической ситуацией (исходя из объёма валового национального дохода на душу населения) уровень грамотности населения и продолжительность жизни [14]. Проведённый анализ свидетельствует об имеющемся потенциале для улучшения качества жизни населения в государствах с высоким уровнем человеческого развития (Бразилия, Эквадор, Габон, Индонезия, Колумбия, Мальдивы) и возможности стабилизации ситуации в регионах с низким уровнем человеческого развития (Демократическая Республика Конго, Уганда, Сомали) [15].

Кроме этого, требуется достижение социально-политической удовлетворённости в ряде экваториальных республик: почти половина из них находится на пороге деградации институтов управления, выраженной в неспособности властей контролировать целостность своей территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуации в стране (критический уровень нестабильности в рейтинге недееспособности государств) [16].

Актуальность данной темы заключается в том, что реализация глобального инновационного проекта по индустриализации космоса посредством строительства ОТС

позволит повысить качество жизни населения и улучшить социально-политическое положение стран-участниц.

Целью настоящей работы является определение перспективных для государств направлений деятельности, развитие которых станет возможным благодаря созданию и эффективному функционированию ОТС на их территории. В свою очередь, новые тенденции обеспечат стремительный и масштабный экономический рост, повышение социально-политической удовлетворённости и сплочённости общества.

Общая характеристика ОТС

Общепланетарное транспортное средство - геокосмический транспортно-инфраструктурный комплекс многоразового использования для безракетного освоения ближнего космоса с целью создания и функционирования околоземной космической индустрии. ОТС способно выводить грузы на различные круговые экваториальные орбиты, применяя только внутренние силы системы за счёт неизменности положения его центра масс в пространстве.

Следовательно, это единственно возможная с позиций законов физики экологически чистая система для геокосмических перевозок.

Процесс реализации ОТС можно разделить на три основных этапа, осуществляемых параллельно.

1. Научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность, направленная на разработку таких структур, как:

• стартовая экваториальная эстакада;

• инфраструктура (транспортная, логистическая, промышленная, жилая, энергетическая и информационная);

• общепланетарное транспортное средство;

• транспортно-инфраструктурный и индустриальный комплекс на орбите, включающий новые космические отрасли (промышленную, жилую, энергетическую и информационную).

2. Подготовка и создание (строительство) экваториальной стартовой эстакады, совмещённой с транспортной системой иБТ, а также зданий, сооружений, инфраструктуры (промышленные и жилые комплексы, электростанции, линии электропередач, системы управления и связи, др.).

3. Изготовление и монтаж общепланетарного транспортного средства (протяжённость - 40 076 км; общая масса без полезной нагрузки - 30 млн тонн), пусконаладочные работы [12].

Создание ОТС - мировая программа, во внедрении которой должно быть задействовано всё человечество, однако территориальный аспект расположения стартовой эстакады делает неотъемлемым участие в проекте стран, расположенных на экваторе.

В ходе исследования данной темы использовались общенаучные инструменты: системный анализ, аналогия и моделирование, абстрагирование, гипотетический метод.

Изучение опыта реализации масштабных проектов

Для воплощения в жизнь любой глобальной инновационной идеи необходима поддержка власти и общества. Зачастую новый проект, даже более выгодный и безопасный, чем уже существующий, не реализуется долгое время из-за недоверия к возможным результатам от его внедрения, а также из-за сопротивления со стороны населения.

На примере модели поведения общества в начале строительства первых нефтепроводов (одного из самых

масштабных реализованных технических проектов, территориально затрагивающих ряд стран) выявим обязательные требования, которые должны быть учтены в процессе создания ОТС.

Первый в мире нефтепровод длиной в 8 км был сооружён в США в 1865 г. по проекту С. Сайкла, хотя идеи транспортировки нефти с помощью трубопроводов уже в 1860 г. выражал С. Карнс. В июле - августе 1861 г. Э. Шиппен выдвинул свою концепцию по возведению 10-километрового нефтепровода от месторождения в долине р. Ойл-Крик до г. Ойл Сити (штат Пенсильвания). Несмотря на назревший вопрос расширения транспортной инфраструктуры, план создания трубопровода владельцы скважин восприняли без энтузиазма. Заинтересовать капиталистов из штата Филадельфия в финансировании строительства принципиально нового объекта также не удалось. По их мнению, «нефтяная лихорадка» не имела никаких перспектив.

В ноябре 1861 г. Х. Джейнс совершил очередную попытку. В ходе собрания компаний, разрабатывающих месторождение «Тарр Фарм» (долина р. Ойл-Крик), даже было дано согласие одного из собственников на осуществление проекта. Тем не менее из-за огромного числа протестов со стороны альтернативных перевозчиков нефти идею так и не воплотили в жизнь.

Впервые разрешение на прокладку трубопровода в Пенсильвании получила компания «Ойл Крик Транспорт Компани» в 1862 г., однако трубопровод не построили, в том числе из-за намеренного его повреждения собственниками водного и гужевого транспорта.

Только в 1865 г. появился первый нефтепровод. В процессе его реализации по всей протяжённости объекта была выставлена охрана для предотвращения многочисленных попыток порчи конструкции владельцами судов, повозок и других средств транспортировки грузов [17].

В России идею об использовании трубопровода для перекачки нефти и продуктов её переработки выдвинул в 1863 г. Д.И. Менделеев, но только осенью 1878 г. заработал первый промысловый российский нефтепровод длиной 9 км, созданный по проекту В.Г. Шухова. Процесс строительства нефтепровода также вызывал недовольство у перевозивших нефть традиционным способом: совершались частые поджоги и повреждения возводимых участков. Для устранения возникшей проблемы весь маршрут трубопровода охранялся [18].

Описанная модель поведения была спровоцирована беспокойством о потере спроса на свои услуги у владельцев альтернативных средств транспорта. Данный пример свидетельствует о необходимости детальной разработки схемы взаимовыгодного перепрофилирования компаний, занятых созданием и запуском космических транспортных систем, с целью предотвращения препятствования этими субъектами процессу внедрения ОТС.

Для реализации программы БрасеШау предполагается формирование властями комплексной концепции, включающей как планы по трансформации профильных компаний, так и детальное описание потенциальных результатов от осуществления проекта.

Экономическая и социально-политическая эффективность реализации программы SpaceWay

Направления извлечения экономических выгод

Космос для индустрии - практически неисчерпаемый источник энергии, сырья, пространственных ресурсов и принципиально новых технологических возможностей.

Создание ОТС на территории стран-участниц откроет ряд перспективных видов деятельности, влекущих за собой экономические выгоды по следующим направлениям:

1] функционирование современного поколения инфраструктуры: высокоэффективного и экологичного транспорта, способного выводить за один рейс на орбиту около 10 млн тонн грузов и 10 млн пассажиров. Экономический эффект от геокосмических перевозок посредством ОТС (исходя из экономии 10 млн USD на доставке каждой тонны груза по сравнению с ракетами и планируемого в первый год объёма перевозок на орбиту в 100 млн тонн] составит около 1000 трлн USD (11,5 трлн USD в нынешней стоимости денег] [12];

2] открытие на земной орбите промышленных производств (машиностроение, металлургия, химия, электроника, фармацевтика, биомедицина, иное], научных лабораторий, солнечных и других электростанций. Низкая гравитация создаёт благоприятные условия для производства искусственных органов, телекоммуникационного оборудования. Условия невесомости или пониженного тяготения сделают возможным получение уникальных сплавов, сверхчистых и сверхпрочных веществ и материалов, что даст экономический эффект свыше 20 трлн USD в год. На орбите будут выпускаться:

• продукция чёрной и цветной металлургии;

• высокопрочные композиты;

• биопрепараты, лекарства;

• высокоточные детали, узлы и всевозможное оборудование;

• робототехника, электроника;

• системы связи (в том числе мобильной];

• различные виды вычислительной техники и др.;

3] добыча на астероидах железоникелевой руды, платины, кобальта и других минералов с последующей их доставкой на земную орбиту. Сравнительно некрупный металлический астероид (диаметром 1,5 км] может содержать в себе различные металлы (включая драгоценные] на сумму 20 трлн USD. Один небольшой астероид (диаметром 1 км]

может иметь до 2 млрд тонн железоникелевой руды, в денежном эквиваленте - около 112 млрд USD [12];

4) использование ОТС как гигантской линейной кинетической электростанции: превышение обратного грузопотока над прямым позволит преобразовывать потенциальную и кинетическую энергию космического груза в электричество. Чистая энергетическая прибыль составит около 200 USD за тонну избыточного груза, т. е. 400 млн тонн избыточного груза в год обеспечат чистую энергетическую прибыль в сумме 80 млрд USD [12];

5) организация на земной орбите и в дальнем космосе базы для научных экспериментов с опасными веществами, биологическими агентами или физическими явлениями, а также для утилизации накопленных запасов химического оружия и ядерных отходов. Последний фактор поможет сократить затраты на строительство на Земле дорогостоящих и опасных могильников и заводов по их переработке, избежать расходов на хранение запасов и отходов, издержек по нивелированию ущербов и ликвидации последствий от аварий на 50 млрд USD ежегодно;

6) строительство и эксплуатация транспортно-инфра-структурного комплекса TransNet протяжённостью более 40 000 км (высокоскоростная, городская, гиперскоростная трассы), совмещённого со стартовой эстакадой ОТС [12]. Экономический эффект от осуществления пассажиро-и грузоперевозок - более 150 млрд USD в год. Указанная цифра с учётом роста спроса на космическую продукцию и результативно функционирующую логистическую систему будет постоянно увеличиваться;

7) возведение вдоль стартовой эстакады ОТС линейного пешеходного города кластерного типа. Новая структура позволит переместить население (около 150 млн человек) в экологически чистую зону, повысит безопасность и улучшит качество жизни, обеспечит экономию ресурсов. Кроме того, увеличит престиж и инвестиционную, а также туристическую привлекательность данной территории. Годовой эффект от строительства объекта -более 100 млрд USD;

8) реализация глобального проекта способна стимулировать множество взаимодополняющих инноваций, при внедрении которых в земной индустрии будут получены дополнительные доходы. В частности, высокодоходными станут:

• производство биогумуса и связанная с ним инновационная энергетика на буром угле;

• технологии очистки воды и воздуха;

• энергетика на водороде, полученном в космосе;

• «латание» озоновых дыр кислородом и озоном, образованными в космосе в процессе разложения воды, а также экологически чистое управление через них погодой и климатом на планете;

• другие сферы деятельности.

Даже небольшой процент высокотехнологичных компонентов, потенциально реализуемых в последующем в строительстве и эксплуатации ОТС, принесёт ежегодно около 100 млрд USD прибыли.

Полученный экономический эффект от данных направлений планируется распределить среди стран-участниц соответственно размеру их вклада в создание ОТС. Вместе с тем будет учтён фактор площади, занятой под геокосмический транспортно-инфраструктурный комплекс на их территории.

Наряду со всеми вышеперечисленными видами деятельности, связанными с внедрением ОТС и способствующими получению выгоды, для каждой страны-участницы могут открыться индивидуально новые перспективы в развитии и повышении экономического роста. Ниже приведены некоторые потенциальные бизнес-направления и обозначен предполагаемый экономический эффект от их введения. Расчёт эффекта произведён следующим методом: выявляется как разница между вариантами «без учёта проекта» и «с учётом проекта».

Бразилия, Габон, Индонезия. С целью организации материальных потоков могут создаваться огромные логистические центры для развозки космической продукции в Бразилии, Габоне и Индонезии. Удобное расположение относительно предполагаемых регионов доставки, а также наличие развитой вспомогательной инфраструктуры и квалифицированного персонала (ввиду высокой степени развитости данных стран) определяют возможность открытия логистических центров в этих государствах с охватом следующих направлений: из Бразилии - в Северную и Южную Америку, из Габона - в Европу и страны СНГ, из Индонезии - в страны Азии. Высокоразвитый транспортно-инфраструктурный комплекс позволит эффективно осуществлять мультимодальные перевозки. Годовой экономический эффект от создания каждого логистического центра составит более 30 млрд USD.

Мальдивы. Строительство ОТС на рассматриваемой территории значительно увеличит её транспортную доступность, что тем самым привлечёт сюда большее количество туристов. Удовлетворить повышенный спрос можно за счёт вовлечения под туристическую деятельность 992 необитаемых островов (в настоящее время насчитывается всего 200 обитаемых островов из 1192 имеющихся). С учётом фактических денежных поступлений от международного туризма и реализации товаров для путешествий за 2018 г. (свыше 6 млрд USD с 80 занятых под коммерческую деятельность островов) годовой экономический эффект, благодаря вовлечению дополнительных территорий и организации на них туристических услуг, при расчётной рентабельности в 30 % составит свыше 20 млрд USD в год [19, 20].

Колумбия. Необходимость проведения ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для реализации программы SpaceWay определяет возможность организации крупного научно-технического центра. Имеющийся уровень научно-исследовательской активности свидетельствует о потенциальной заинтересованности местных высококвалифицированных специалистов в процессе внедрения проекта. Предполагается также привлечение экспертов по основным направлениям естественных, технических и гуманитарных наук со всего мира. Планируется, что центр станет базой по организации научно-технической деятельности как для создания ОТС, так и других инновационных разработок. Эффект от коммерциализации прочих научных идей - более 100 млрд USD ежегодно [21].

АВСТРАЛИЯ

Эквадор. Наличие большого количества металлообрабатывающих и цементных заводов на территории страны позволит использовать мощности предприятий для производства части строительных материалов и конструкций, необходимых для возведения в ближнем космосе индустриального ожерелья «Орбита». Экономический эффект от увеличенной загрузки - около 5 млрд USD ежегодно.

Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Уганда, Кения, Сомали. Применение технологии восстановления почв с использованием реликтового гумуса, полученного из бурого угля, повысит урожайность сельскохозяйственных культур в перечисленных странах. Функционирование сети TransNet обеспечит с наименьшими затратами доставку необходимого для возрождения сельскохозяйственных почв количества гумуса, а после получения урожая - экологически чистых продуктов на мировой рынок. Годовой экономический эффект - около 20 млрд USD.

Сан-Томе и Принсипи, Кирибати. Повышение транспортной доступности способно увеличить приток туристов не менее чем на 30 %. Исходя из имеющихся данных по денежным поступлениям от туристической деятельности и от реализации товаров для путешествий, дополнительный годовой экономический эффект может быть получен в сумме 10 млн USD и 1 млн USD соответственно [22-25].

Оценка модели взаимодействия общества и власти

Необходимым условием для создания ОТС при прохождении стартовой эстакады по территории экваториальных стран является согласие на реализацию данной программы со стороны власти и общества.

Приоритетная цель любой государственной политики -гарантия высокого качества жизни населения. Масштабные выгоды, которые могут быть получены благодаря внедрению программы БрасеШау, способны существенно повлиять на уровень благосостояния граждан, что предполагает абсолютную заинтересованность аппарата управления страны в осуществлении проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под потенциальной социально-политической эффективностью программы БрасеШау подразумевается возможность совместного достижения властью и обществом стратегических целей. Эффективность оценивается как вероятность получения намеченного результата в интересах граждан.

Механизм принятия решения о реализации программы БрасеШау или отказе от неё при условии согласия правительства на создание ОТС определяется действующим в стране политическим режимом, характеризующим степень влияния общества на процессы управления.

В государствах с авторитарным политическим режимом (Уганда, Кения, Сомали, Мальдивы) полномочия субъектов законодательной и исполнительной власти допускают без народного согласия принять решение по строительству ОТС на данных территориях.

В преобладающей части экваториальных стран действует демократический режим, определяющий необходимость обязательного согласия большинства населения на реализацию проекта.

С целью достижения солидарности общества в процессе создания ОТС властями должна быть рассмотрена возможность формирования комплексной программы, позволяющей оценить перспективы повышения качества жизни благодаря получению выгод от реализации новых направлений. Государственная политика в данном вопросе призвана включать меры по поддержке лиц, планирующих содействие во внедрении проекта (организация процесса обучения/переквалификации, качественного медицинского обслуживания, предоставление льгот на приобретение недвижимости и др.). Она также обязана содержать взаимовыгодный план по перепрофилированию компаний и вовлечению в новые виды деятельности граждан, занятых в образовании космических транспортных систем и на вредных производствах.

Согласие/несогласие народа на реализацию программы БрасеШау определяет дальнейшую модель взаимодействия общества и власти на этапе строительства ОТС [26].

Возможные модели такого взаимодействия представлены в таблице 2.

Оптимальная модель для успешной реализации программы БрасеШау - сотрудничество общества и власти, выраженное в участии граждан в ходе внедрения ОТС. Социально-политическая эффективность программы может быть обеспечена только при условии совместной деятельности сторон.

Путём выражения согласия/несогласия на строительство ОТС население реализует своё право участвовать в управлении страны и влиять на пути её развития, что повышает социально-политическую удовлетворённость в обществе.

Таблица 2 - Возможные модели взаимодействия общества и власти в процессе создания ОТС

Степень согласия общества Модель взаимодействия общества и власти Характеристика модели

Согласие Сотрудничество Участие граждан в процессе создания ОТС

Пассивное согласие Отсутствие сотрудничества Игнорирование процесса реализации проекта со стороны общества

Несогласие Конфронтация Препятствование процессу создания ОТС

Выводы

и дальнейшие направления исследования

Таким образом, создание ОТС возможно только при условии сотрудничества общества и власти. Оптимальная модель взаимодействия, выраженная в участии граждан в процессе реализации проекта, откроет ряд перспектив для извлечения экономических выгод странами-участницами.

Для достижения согласия населения на создание ОТС на территории государства правительство должно убедить жителей в эффективности реализации проекта, а также предотвратить потенциальное сопротивление со стороны конкурентов путём разработки взаимовыгодной концепции по трансформации их компаний.

Экономическая эффективность программы обеспечивается новыми направлениями в работе транспортной, энергетической, добывающей, фармацевтической, химической и других отраслей, позволяющих извлекать сверхвыгоды от своей деятельности.

Социально-политическая эффективность реализации программы БрасеШау выражается в повышении сплочённости общества и доверия к власти за счёт совместного участия над воплощением проекта в жизнь, обеспечивающего улучшение качества жизни.

Задача дальнейших исследований - определение потенциальных источников финансирования проекта.

Литература

1. Гурьева, М.А. Глобальные экологические проблемы современности: тенденции / М.А. Гурьева // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 15. -С. 42-45.

2. Программа ООН по окружающей среде, 1972 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ ru/ga/unep/index.shtml. - Дата доступа: 01.07.2020.

3. Конвенция о биологическом разнообразии ООН, 29 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/pdf/biodiv.pdf. - Дата доступа: 01.07.2020.

4. Рамочная конвенция ООН об изменении климата, 9 мая 1992 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/climate_framework_conv.shtml. - Дата доступа: 01.07.2020.

5. Венская конвенция об охране озонового слоя, 22 марта 1985 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/ ozone.shtml. - Дата доступа: 01.07.2020.

6. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 16 сентября 1987 г. [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/ documents/decLconv/conventions/montreaLprotshtml. -Дата доступа: 01.07.2020.

7. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, 1992 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decLconv/ declarations/riodecl.shtml. - Дата доступа: 01.07.2020.

8. Международны1й союз охраны>1 природыы 5 октября 1948 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// мимо.com.ua/info/83-iucn-union-internationale-pour-la-conservation-de-la-nature-mezhdunarodnyy-soyuz-ohrany-prirody-msop.html. - Дата доступа: 01.07.2020.

9. Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, 1985 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.un.org/ru/ecosoc/unido/index.shtml. - Дата доступа: 01.07.2020.

10. Global Risks Report 2020 [Electronic resource]. - 2020. -Mode of access: http://www3.weforum.org/docs/WEF_ Global_Risk_Report_2020.pdf. - Date of access: 10.07.2020.

11. Отчет о глобальных рисках-2020: экологические проблемы! угрожают безопасности человечества, 15 января 2020 г. [Электронны1й ресурс]. - Режим доступа: h ttps://www. golos-ameriki. ru/a/global-risks-2020-report/5245744.html. - Дата доступа: 10.07.2020.

12. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание / А.Э. Юницкий. - Силакрогс: ПНБ принт, 2019. - 576 с.: ил.

13. Циолковский, К.Э. Исследование мировых пространств реактивны>/ми приборами: переиздание работ 1903 и 1911 гг. с некоторыми изменениями и дополнениями / К.Э. Циолковский. - Калуга: 1-я Гостип. ГСНХ, 1926. -128 с.

14. Баева, О.Н. Индекс человеческого развития: методики определения и оценки на уровне региона / О.Н. Баева // Известия Байкальского государственного университета. -2012. - № 5. - С. 143-147.

15. Human Development Report [Electronic resource]. -2020. - Mode of access: http://hdr.undp.org/en/content/ latest-human-development-index-ranking. - Date of access.: 15.07.2020.

16. Рейтинг стран мира по уровню слабости [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: https://gtmarket. ru/ratings/failed-states-index/info.- Дата доступа: 25.07.2020.

17. Иванов, А.И., Становление трубопроводного транспорта США / А.И. Иванов, А.А. Никишин, Б.Н. Мастобаев //

Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. - 2016. - № 2. - С. 51-54.

18. Время первых [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: https://transnefthistory.tass.ru/shukhov.html. -Дата доступа: 10.07.2020.

19. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. - 2020. -Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/Малbдивыl/ Поступления-от-международного-туризма. - Дата доступа: 28.07.2020.

20. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. - 2020. -Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/Малbдивы/ Поступления-от-товаров-для-путешествий. - Дата доступа: 28.07.2020.

21. Рейтинг стран мира по уровню научно-исследовательской активности [Электронный ресурс] - 2020. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/scientific-and-technical-activity/info. - Дата доступа: 28.07.2020.

22. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. - 2020. -Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/Сан-Томе-и-Принсипе/Поступления-от-международного-туризма. -Дата доступа: 28.07.2020.

23. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. - 2020 -Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/Сан-Томе-и-Принсипе/Поступления-от-товаров-для-путешествий. -Дата доступа: 28.07.2020.

24. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. - 2020 -Режим доступа: https.//knoema.ru/atlas/Кирибати/ Поступления-от-международного-туризма. - Дата доступа: 28.07.2020.

25. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. - 2020 -Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/Кирибати/ Поступления-от-товаров-для-путешествий. - Дата доступа: 28.07.2020.

26. Сунгуров, А.Ю. Взаимодействие власти и структур гражданского общества: возможные модели / А.Ю. Сунгуров // Гражданский диалог. - 2008. - № 3. - С. 37-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.