Научная статья на тему 'Экваториальный линейный город как альтернатива концепции «умных городов»'

Экваториальный линейный город как альтернатива концепции «умных городов» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экваториальный линейный город (ЭЛГ) / «умный город» / SkyWay / HyperU / TransNet / общепланетарное транспортное средство (ОТС) / Интернет вещей / облачные технологии / урбанизация / город-хаб / устойчивое развитие / SpaceWay

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Юницкий А.Э., Семёнов С.С.

Рассмотрен проект создания экваториального линейного города (ЭЛГ) в качестве неотъемлемого компонента наземной сети струнных дорог TransNet, основанных на транспортно-инфраструктурных комплексах SkyWay и HyperU, а также наземной инфраструктуры геокосмического транспортного комплекса – общепланетарного транспортного средства (ОТС). Благодаря использованию современных информационных и иных технологий, города-кластеры ЭЛГ могут выступать в качестве альтернативы традиционным проектам «умных городов», с возможностью масштабирования «smart-концепции» до уровня отдельных стран, а в перспективе – и мировых регионов. В подтверждение данного тезиса приведены основные преимущества ЭЛГ в сравнении с традиционными и «умными» городами, среди которых: интеграция с транспортной системой нового поколения, включение в программу индустриального освоения ближнего космоса SpaceWay.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экваториальный линейный город как альтернатива концепции «умных городов»»

УДК 681.5.017

Экваториальный линейный город как альтернатива концепции «умных городов»

ЮНИЦКИЙ А.Э., СЕМЁНОВ С.С. (г. Минск)

Рассмотрен проект создания экваториального линейного города (ЭЛГ) в качестве неотъемлемого компонента наземной сети струнных дорог Тгап$№, основанных на транспортно-инфраструктурных комплексах Бку^Мау и Нуреги, а также наземной инфраструктуры геокосмического транспортного комплекса -общепланетарного транспортного средства (ОТС). Благодаря использованию современных информационных и иных технологий, города-кластеры ЭЛГ могут выступать в качестве альтернативы традиционным проектам «умных городов», с возможностью масштабирования «зтаН-концепции» до уровня отдельных стран, а в перспективе - и мировых регионов. В подтверждение данного тезиса приведены основные преимущества ЭЛГ в сравнении с традиционными и «умными» городами, среди которых: интеграция с транспортной системой нового поколения, включение в программу индустриального освоения ближнего космоса 8расе)Мау.

Ключевые слова:

экваториальный линейный город (ЭЛГ), «умный город», вкуШау, НуреШ, ТганБИе^ общепланетарное транспортное средство (ОТС), Интернет вещей, облачные технологии, урбанизация, город-хаб, устойчивое развитие, БрасеШау.

о,

■дной из основных причин формирования городов является потребность в обеспечении эффективного доступа к необходимой человеку инфраструктуре: местам проживания и работы, медицинским и учебным учреждениям, сферам торговли и развлечений, а также многому другому. Эффективный доступ к объектам инфраструктуры подразумевает существование действующих транспортных артерий. Именно транспорт определяет структуру городской среды, выступая в качестве своеобразного каркаса. Процесс расширения городского пространства связан с развитием технологий передвижения, потому появление нового транспорта неизменно влечёт за собой и изменение концепции города. Так, создание комплекса принципиально новых транспортных систем БкуШау и Нуреги - необходимое условие для реализации геокосмического проекта общепланетарного транспортного средства (ОТС), разработанного инженером А.Э. Юницким [1]. Данный проект, в свою очередь, также предполагает создание глобальной наземной коммуникационной инфраструктуры - экваториального линейного города (ЭЛГ), который может стать принципиально новым видом организации городского пространства будущего.

Стремительная урбанизация уже привела к тому, что по состоянию на 2018 г. 55 % населения Земли проживало в городах, к середине века данный показатель достигнет 66 % [2]. Вместе с тем темп жизни человека в мегаполисах неуклонно ускоряется, городская инфраструктура испытывает возрастающие количественные и качественные нагрузки. Всё это приводит к устареванию зародившейся тысячелетия тому назад и сильно изменившейся под влиянием промышленной революции концепции классического города, которая перестаёт отвечать новым вызовам времени.

Города выступают в качестве глобальных финансовых, промышленных, политических, культурных и коммуникационных центров. Они обладают огромным производственным, научным, техническим и творческим потенциалом [3]. Однако с течением времени городская среда превратилась в структуру, характеризующуюся крайней степенью неустойчивости. Связано это с целым рядом проблем: перенаселённостью, перепроизводством, высокой концентрацией отходов, выбросами вредных веществ, отравлением плодородных земель, скоплением транспорта, устаревшей инфраструктурой. Ряд названных и других факторов послужили причиной ухудшения экологии традиционных городов. В результате жизнь городского жителя не только становится всё менее комфортной, но и оказывается под угрозой. При этом существующий вектор развития современных технологий не позволяет исправить сложившуюся ситуацию.

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ, ПРОЖИВАЮЩЕЕ В ГОРОДАХ

2018 год

2050 ГОД (прогноз)

Итак, бурный рост городов связан в первую очередь с формированием транспортных коммуникаций. Исторически динамика урбанизации прошла путь от первых компактных пешеходных поселений (размер до 5 км) к возникновению крупных городов - сначала с гужевым транспортом (размер города до 20 км), а затем с автомобильным транспортом (размер города до 50 км и более). Благодаря транспорту человек получил быстрый, в течение получаса, доступ к сфере производства и услуг, потребительским товарам, системам образования, оздоровления, культуры, местам массового отдыха и развлечений. Необходимость в физическом контакте между большими группами людей реализуется посредством транспортного взаимодействия: сперва с помощью мускульной силы одомашненных животных, далее - с помощью механизированного транспорта, который постепенно превратился в личный, коммерческий и общественный. Спустя столетия города и транспортные системы объединяли уже не тысячи, а миллионы жителей. Именно транспортная доступность сформировала города и определила их размеры. Однако с расширением городов время в пути из-за снижения средней скорости движения начало достигать одного часа и более. В результате подобные города стали непривлекательными для проживания, несмотря на иные достоинства и преимущества.

Современные мегаполисы и городские агломерации формируют масштабные системы с десятками миллионов жителей. При этом своеобразным каркасом города является именно транспортно-логистическая инфраструктура (в том числе городские дороги и улицы), которая, подобно артериям, обеспечивает циркуляцию товаров, услуг, ресурсов, финансов и людей. И именно она определяет пространственный облик современных городов.

Однако чрезмерная концентрация людей и необходимость обеспечения их доступом к основным благам привели к тому, что существующие транспортные коммуникации уже не могут справляться со своей основной задачей. Это выражается в постоянных пробках и транспортных коллапсах, а также в прогрессирующем загрязнении окружающей среды - почвы, воздуха и воды. Таким образом, можно констатировать, что современный транспорт по целому ряду причин зашёл в тупик, а вместе с ним и концепция традиционного города.

Логику становления городского пространства можно описать следующим образом. Предшествовал ему компактный населённый пункт, в котором проживало сравнительно мало людей, передвигавшихся пешком, и который зачастую встраивался в существующую природную среду без внесения ярко выраженной дисгармонии. Появление автономных городов с транспортной инфраструктурой привело к локальному нарушению природной среды; разрушительное антропогенное воздействие распространилось на очаги вокруг городов. Вследствие объединения городов в агломерации локальные формы взаимодействия городской и природной сред уступают место региональным формам. В результате обширные территории между городами также вовлекаются в процесс урбанизации, вызывая глубинные негативные изменения в природной среде. Современный этап урбанизации уже представляет собой агломерацию агломераций с усилением антропогенной нагрузки на природную среду из-за «эффекта наложения» [4].

Таким образом, динамика процесса урбанизации от поселения до агломерации городских агломераций ведёт к расширению масштабов антропогенного давления на природную среду. На этом фоне образовалось несколько подходов к исправлению сложившейся ситуации. Один из них приобретает черты алармистского и характеризуется крайне отрицательным отношением к урбанизации

ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ ЛИНЕЙНЫЙ ГОРОД КАК АЛЬТЕРНАТИВА КОНЦЕПЦИИ «УМНЫХ ГОРОДОВ»

Юницкий А.Э., Семёнов С.С. (г. Минск)

и технологическому прогрессу, что выражается в призывах к свёртыванию производств, прекращению роста городов и стабилизации численности населения. Однако такой подход подвергается критике ввиду своей нацеленности на торможение развития человечества, являясь, по сути, тупиковым и реакционным.

Ещё один подход связан с принятием идеи решения глобальных проблем человечества с помощью развития технологий. Частным примером может послужить набирающая популярность идея создания «умных городов». Данная концепция основывается на ряде технологических достижений, особое место среди которых занимают: беспроводная передача данных, миниатюризация устройств, облачные технологии, туманные вычисления (Fog Computing), формирование Интернета вещей (1оТ). Каким образом город обретает статус умного? Если выделить упрощённую схему, то этот процесс выглядит следующим образом. Большое количество различных датчиков собирают разнообразную информацию о деятельности людей и предприятий с помощью Интернета вещей. Полученные сведения (big data) обрабатываются алгоритмами и используются для повышения эффективности управления городом, позволяя узнавать о потребностях жителей и производств, проблемных местах городской инфраструктуры, соотношении спроса и предложения городских ресурсов и услуг.

Использование технологии Интернета вещей и потребность в высоких вычислительных мощностях для обработки собираемых больших данных обуславливают участие технологических гигантов в проектах создания «умных городов». Одной из первых подобных компаний стала IBM, которая в 2006 г. объявила о старте программы Smarter Cities [5]. Ещё один пример связан с деятельностью компании Hewlett-Packard, в 2009 г. начавшей проект Central Nervous System for the Earth (CeNSE) - «Центральная нервная система Земли» [6], предполагающий размещение миллионов нано-сенсоров, которые собирают разнообразные данные (температура, влажность, уровень загрязнения и т. д.) из окружающей среды, в том числе и из городского пространства.

Следует отметить, что проще всего реализовать «умную концепцию» в городах с более современной инфраструктурой. Ещё проще это сделать в рамках строительства новых районов или населённых пунктов. Например, в 2006 г. власти эмирата Абу-Даби приступили к реализации «Проекта Масдар» - экогорода будущего, способного самого себя обеспечивать энергией из возобновляемых источников, имеющего устойчивую экологическую среду со сведением к минимуму вредных выбросов. Экологич-ность достигается благодаря запрету на личный транспорт

и использованию системы городского автоматизированного транспорта, а также путём переработки мусора и вторичного использования отходов. Безусловно, все городские службы и системы объединены в общую смарт-сеть. Первоначально планировалось реализовать «Проект Масдар» к 2014 г., однако этому помешали финансовые и иные проблемы; строительство города продолжается.

Необходимо отметить, что на пути возникновения «умных городов» существует множество преград. В первую очередь они связаны с самой стратегией, которая не предполагает изменение концепции развития города, а концентрируется лишь на новых способах решения старых городских проблем. Подобные города, оснащённые разнообразными датчиками и сенсорами, можно назвать скорее «воспринимающими», нежели «умными». Едва ли их восприимчивость и информированность способны, например, изменить устаревшую городскую планировку и неэффективную транспортно-логистическую инфраструктуру. Маловероятно, что такие свойства способны принципиально усовершенствовать устаревший автомобильный транспорт, создающий смог в городах, а также убивающий и калечащий ежегодно на городских улицах сотни тысяч человек.

Альтернативной стратегией является проект создания экваториального линейного города (ЭЛГ) кластерного типа как части геокосмической транспортно-инфраструк-турной программы БрасеШау [1]. ЭЛГ представляет собой расположенные вдоль экватора пешеходные кластеры размером порядка 1 км, связанные друг с другом сетями транспортных, энергетических и иных инженерных и коммуникационных инфраструктур. Кластеры ЭЛГ - жилые, производственные, торговые, спортивные, сельскохозяйственные, иные - объединены стартовой эстакадой общепланетарного транспортного средства. Эстакада ОТС в свою очередь совмещена с транспортными комплексами БкуШау (скорость - до 600 км/ч) и Нуреги (скорость передвижения в форвакуумном туннеле - свыше 1000 км/ч).

Каждый кластер в этой системе представляет собой специализированное поселение, которое одновременно является коммуникационным узлом - транспортным, энергетическим, информационным, иным - глобальной наземной сети TransNet, а вместе с ОТС и космическим индустриальным ожерельем «Орбита» - геокосмической сети U-Net, объединяющей всю планету и ближний космос в единый транспортно-инфраструктурный комплекс.

ЭЛГ - это экологичный город, с развитым общественным транспортом, «зелёной» энергетикой, высокоразвитой экономикой. Повсеместное применение информационных технологий делает этот город эффективным, а его развитие - прогнозируемым, устойчивым. Концепция ЭЛГ предполагает отказ от личного транспорта, требующего серьёзных вложений, причём не только в момент покупки, но и в виде постоянных трат на обслуживание. Например, в мегаполисах существует проблема хранения транспорта, который не используется значительную часть времени и занимает городскую территорию. Именно поэтому в современных «умных городах» всё большую популярность получают адаптированные под современные технологии службы такси (Uber, Яндекс.Такси, Lyft) и каршеринг. Однако эти новые виды сервисов не позволяют решить транспортные проблемы города.

Выходом призвано стать формирование принципиально новой транспортной сети, размещённой не на поверхности земли, а на втором уровне, - автоматизированной, эффективной, безопасной и экологичной. Такая сеть дорог оставит поверхность земли, как это и было всегда, для жизни - растениям, животным и людям. Данные требования были учтены уже на этапе проектирования транспортных систем SkyWay и Hyperll, которые являются «каркасом» создания ЭЛГ.

Что касается пространственной организации ЭЛГ, то она представляет собой линейный город, расположенный вдоль транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

0

Ч 43 СЬ i i □ □ □

□ i й Л

ч □ Д

* *

Транспортная система SkyWay Кластер

Благодаря этому обеспечивается пеший доступ к производственным, общественным и другим объектам, выступающим в качестве точек притяжения. Жилые дома в ЭЛГ представлены преимущественно коттеджной застройкой, что позволяет снизить плотность населения и повысить уровень и качество жизни человека.

Ещё одним важным аспектом ЭЛГ является его прогрессивная экономика. Каждый инфраструктурный кластер в системе ЭЛГ представляет собой транспортный хаб, что придаёт значительный импульс развитию местной экономики, позволяя таким поселениям становиться финансовыми, производственными, торговыми и логистическими центрами. Подобно тому как на протяжении всей истории человечества находящиеся на пересечении торговых путей

ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ ЛИНЕЙНЫЙ ГОРОД КАК АЛЬТЕРНАТИВА КОНЦЕПЦИИ «УМНЫХ ГОРОДОВ»

Юницкий А.Э., Семёнов С.С. (г. Минск)

города выступали в качестве центров мощных государств, так и в будущем города-хабы ЭЛГ могут занять важное положение в мировой экономике и политике. Более того, также следует обратить внимание на то, что ЭЛГ основываются на принципах «зелёной» экономики, предполагающей обеспечение потребностей города и городских производств энергией из экологически чистых источников.

Города-хабы системы ЭЛГ могут выстраиваться не только в логике линейной схемы. Имеется возможность объединять пересекающиеся линейные города в единый «шахматный» мегаполис, что позволит обеспечить их эффективную транспортную доступность, а также задействовать в экономике большие территории с низкой плотностью населения [7]. Поэтому концепция ЭЛГ может быть адаптирована не только к отдельным странам, но и распространяться на глобальные регионы мира.

Таким образом, на сегодняшний день одним из трендов решения проблем современного мегаполиса является создание «умных городов». Однако подобные проекты реализуются эпизодически, вне системного подхода. Во многом это обусловлено сложностью адаптации существующих городских инфраструктур к всеобъемлющей цифровизации. В то же время рост численности населения Земли и всё возрастающие масштабы урбанизации приводят к появлению новых населённых пунктов, которые уже на этапе своего проектирования должны использовать передовые инфраструктурные и транспортные решения, а также быть ориентированы на реализацию концепции устойчивой коэволюции человечества и биосферы.

Проект создания экваториального линейного города видится в качестве наиболее перспективного способа организации общепланетарного городского пространства будущего - его станового хребта, так как и ОТС, и орбитальная индустрия, завязанные на нужды всего человечества, могут функционировать, исходя из законов физики, только в плоскости экватора.

Литература

1. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание/А.Э. Юницкий. - Силакрогс: ПНБ принт, 2019. - 576 е.: ил.

2. Глобальная экологическая перспектива 6 (ГЕО): окружающая среда для развития / Программа ООН по окружающей среде [ЮНЕП] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьпрз-./Мейосэ.ипер.огд/Ь№геат/11апс11е/ 20.500.m22/27559/GE06_20W.pdf. - Дата доступа: 11.05.2019.

3. Юницкий, А.Э. Устойчивое развитие населённых пунктов и улучшение их коммуникационной инфраструктуры с использованием струнной транспортной системы. Итоговый отчёт по проекту Центра ООН по населённым пунктам № FS-RUS-98-S01: монография/А.Э. Юницкий. -М.: Госстрой России, 2000 г. - 179 с.

4. Юницкий, А.Э. Доклад на международной выставке Smart Cities India «Умная страна Индия» от 12 мая 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http.// yunitskiy.com/news/2017/news20170512.htm. - Дата доступа: 11.05.2019.

5. ВМ Smarter Planet program [Electronic resource], -Mode of access: https://www.ibm.com/smarterplanet/ us/en/. - Date of access: 11.05.2019.

6. Hartwell, P. CeNSE: A central nervous system for the earth/ 2011 IEEE Technology Time Machine Symposium on Technologies Beyond 2020 [Electronic resource] - Hong Kong, 2011. - P. 1-1. - Mode of access: https://ieeexplore. ieee. org/document/6005162. - Date of access: 11.05.2019.

7.

Юницкий, А.Э. Струнный транспорт Юницкого / А.Э Юницкий [Электронный ресурс] - М., 2000. -Режим доступа: http://yunitskiy.com/author/2000/ 2000_13.pdf. - Дата доступа: 11.05.2019.

©Юницкий А.Э, 2019 © Семёнов С.С., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.