Научная статья на тему 'Принципы и формы международного сотрудничества в реализации программы SpaceWay'

Принципы и формы международного сотрудничества в реализации программы SpaceWay Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международно-правовые принципы / формы сотрудничества / SpaceWay / общепланетарное транспортное средство (ОТС)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакевич А.П.

Исследованы международно-правове принципы и формы сотрудничества в разрезе участия стран в масштабных международных проектах, а именно в рамках реализации единственно возможного способа сохранения биосферы путём выноса индустрии за пределы планеты Земля с помощью общепланетарного транспортного средства Юницкого (ОТС, проект SpaceWay). Проведён анализ основных принципов международного права и форм международного сотрудничества, рассмотрена перспектива применения существующих принципов и форм при реализации проекта SpaceWay, дополнительно проанализировано влияние его реализации на развитие международных отношений, укрепление принципов международного права и расширение международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы и формы международного сотрудничества в реализации программы SpaceWay»

УДК 341.018

Принципы и формы международного сотрудничества в реализации программы $расеШау

КАЗАКЕВИЧ А.П. (г. Минск)

Иследованы международно-правове принципы и формы сотрудничества в разрезе участия стран в масштабных международных проектах, а именно в рамках реализации единственно возможного способа сохранения биосферы путём выноса индустрии за пределы планеты Земля с помощью общепланетарного транспортного средства Юницкого (ОТС, проект 8расеШау). Проведён анализ основных принципов международного права и форм международного сотрудничества, рассмотрена перспектива применения существующих принципов и форм при реализации проекта 8расе)Мау, дополнительно проанализировано влияние его реализации на развитие международных отношений, укрепление принципов международного права и расширение международного сотрудничества.

Ключевые слова:

международно-правовые принципы, формы сотрудничества, врасеШау, общепланетарное транспортное средство (ОТС).

Программа БрасеШау, предполагающая строительство общепланетарного транспортного средства Юницкого (ОТС), безусловно, является проектом планетарного, всемирного масштаба [1, 2], что предполагает прямое и косвенное участие большого количества субъектов международного права. Такое участие порождает сложные многоуровневые взаимоотношения субъектов, которые подчиняются конкретным правилам и выражаются в определённых формах. В настоящей статье предлагается рассмотреть:

1) принципы международного права как наиболее общие фундаментальные нормы (правила), в соответствии с которыми действуют субъекты международных отношений, возможность их применения к отношениям, возникающим между участниками проекта БрасеШау, а также возможное влияние программы БрасеШау на указанные принципы;

2) существующие формы международного сотрудничества как основу для выстраивания взаимоотношений между участниками рассматриваемой программы, соответствие указанных форм нуждам проекта, их применимость на разных стадиях жизненного цикла ОТС.

В доктрине международного права выделяют 10 универсальных принципов [3], в настоящей же статье остановимся лишь на шести из них, которые способны повлиять на реализацию проекта БрасеШау и, наоборот, на которые проект БрасеШау окажет влияние в процессе реализации или во время функционирования.

ству проекта планетарного масштаба будет способствовать их сплочению, разрешению или по меньшей мере сглаживанию существующих конфликтов и установлению баланса сил. Так, следование общей всемирно значимой цели станет мощным объединяющим фактором в развитии международных отношений.

Принцип неприменения силы и угрозы силой

Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН «Все Члены Организации Объединённых Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых Наций» [4].

Относительно реализации программы БрасеШау принцип неприменения силы и угрозы силой будет выражаться в следующем. Воплощение в жизнь такого масштабного сооружения видится возможным только при участии большинства (если не всех) государств планеты. Участие большого количества суверенных субъектов международного права возможно только при условии их равноправия и отсутствия принуждения в любой форме.

С другой стороны, вовлечение большого количества государств в реализацию необходимого всему человече-

Принцип разрешения международных споров мирными средствами

Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН «Все Члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, и безопасность, и справедливость» [4].

Данный принцип международного права имеет огромное влияние на процесс реализации проекта БрасеШау, поскольку большое количество объективно разных субъектов и сложность их взаимоотношений, очевидно, породят значительное количество международных споров и взаимных претензий участников. Однако следует отметить, что в данной ситуации разрешение подобных споров по вышеописанным причинам возможно только мирными средствами, без применения силы или угрозы силой.

В свою очередь, проект БрасеШау способен оказать влияние на укрепление принципа разрешения международных

Сборник материалов II международной научно-технической конференции «БЕЗРАКЕТНАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА: ПРОБЛЕМЫ, ИДЕИ, ПРОЕКТЫ»

споров мирными средствами. Как было отмечено выше, следование общей всемирно значимой цели способно сплотить разных субъектов международного права, что, без сомнения, направит разрешение всех международных споров в мирное русло. После того как проект будет реализован, количество международных конфликтов должно быть минимизировано, поскольку, во-первых, все усилия человечества будут направлены в иное русло - безракетное освоение космоса и восстановление земной биосферы; а во-вторых, многие проблемы (территориальные, ресурсные, финансовые) с момента освоения космоса останутся в прошлом.

Принцип невмешательства в дела, входящие в0 внутреннюю компетенцию государств

Международное право в силу своей природы не регулирует вопросы, входящие во внутреннюю компетенцию государств. Под вмешательством в юридической литературе понимают «любые меры, с помощью которых государства или международные организации пытаются препятствовать субъекту международного права решать свои внутренние дела» [3].

Каждое государство вправе определять свою политическую, финансово-экономическую, социальную и культурную систему самостоятельно без вмешательства в какой-либо форме со стороны кого бы то ни было.

На первый взгляд может показаться, что названный принцип не связан с реализацией проекта БрасеШау, поскольку касается только внутренних дел каждого государства в отдельности, однако при детальном рассмотрении можно выявить их неразрывную связь. Так, каждое государство будет самостоятельно решать вопрос о своём участии в реализации рассматриваемого проекта, и, поскольку мы говорим об отсутствии принуждения и угроз для продуктивного сотрудничества, такое решение не может быть навязано извне и должно быть принято без вмешательства во внутренние механизмы принятия решений в каждом отдельном государстве или организации. Каждый субъект международного права должен самостоятельно осознать необходимость участия всех в строительстве ОТС как единственно возможного способа сохранения биосферы.

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

Руководствуясь Уставом ООН, государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, соци-

ального, культурного и гуманитарного характера», а также «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры» [4].

Принцип сотрудничества является основным принципом международного права, что признается абсолютным большинством учёных [5]. Учитывая сказанное ранее, очевидна связь указанного принципа с проектом БрасеШау. С одной стороны (поскольку строительство и запуск в эксплуатацию ОТС способны решить главные современные общечеловеческие проблемы), в соответствии с Уставом ООН государства обязаны сотрудничать в этой области (при условии, конечно, что проект БрасеШау будет признан международным сообществом в качестве средства решения таких проблем). С другой стороны, реализация столь масштабного проекта невозможна без сотрудничества многих государств в этой области.

Принцип суверенного равенства государств

П. 1 ст. 2 Устава ООН предусматривает, что «организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов» [4]. Принцип суверенного равенства предполагает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других государств, т. е. их право осуществлять законодательную, исполнительную и судебную власть на своей территории без чьего-либо вмешательства, самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику.

Объективно государства различаются по уровню экономического, социального, политического и иного развития, однако для нормального функционирования сложившейся в настоящее время системы международных отношений необходимо, чтобы у различающихся субъектов были принципиально одинаковые права и обязанности -в этом и состоит основное назначение принципа суверенного равенства государств.

Влияние данного принципа на проект БрасеШау можно охарактеризовать следующим образом. Наиболее вероятной формой международного сотрудничества в реализации программы БрасеШау видится международный договор (рассмотрен ниже). В свою очередь, сама природа договора предполагает участие равноправных субъектов, которые путём свободного волеизъявления принимают на себя определённые обязательства.

Кроме того, проект БрасеШау будет способствовать укреплению принципа суверенного равенства государств, поскольку каждый субъект, участвующий в реализации проекта, получит определённые рычаги влияния, которые могут стать средством достижения не только формального, но и фактического равенства в международных отношениях.

ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭРАСЕШАУ

Казакевич А.П. (г. Минск)

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву

Рассматриваемый принцип закреплён в п. 2 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Все Члены Организации Объединённых Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации» [4]. Именно этот принцип является одним из основополагающих международно-правовых обычаев pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»).

Рассматривая указанный принцип в разрезе его связи с реализацией проекта SpaceWay, следует остановиться на следующем. Строительство и запуск в эксплуатацию ОТС видится возможным только при участии большого количества равноправных субъектов международного права, действия, права и обязанности которых с большой вероятностью будут регулироваться именно международным договором. Соответственно, принцип добросовестного выполнения обязательств - основополагающий в рассматриваемом отношении. В то же время нужно отметить и обратную ситуацию: реализация проекта SpaceWay будет способствовать укреплению данного принципа, поскольку, выступая проектом спасения человечества, скорейшее завершение строительства ОТС станет существенным стимулом для сторон добросовестно исполнять свои обязательства.

В юридической литературе предлагается следующее понятие формы сотрудничества: «Под формами сотрудничества мы понимаем те рамки, в которых осуществляется сотрудничество между государствами» [6]. Однако для целей настоящей статьи используется более широкое

определение. Международно-правовая форма сотрудничества государств - это совместная двусторонняя или многосторонняя деятельность государств, осуществляемая на основе международных соглашений, в политической, экономической, научно-технической, правовой и иных областях с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия экономической стабильности и прогрессу [7].

В литературе выделяют две основные формы международного сотрудничества: заключение международных договоров и участие в международных организациях [3]. Рассмотрим их применительно к реализации программы БрасеШау. На взгляд автора, наиболее вероятной формой международного сотрудничества в области реализации проекта БрасеШау, по крайней мере на начальном этапе, видится заключение международного договора.

Международный договор представляет собой явно выраженный правовой акт, заключаемый между двумя и более субъектами права, который регулирует взаимоотношения между участниками при помощи указания их прав и обязанностей в различных сферах [3]. В договорах может быть предусмотрено создание совместных рабочих групп, обмен специалистами, использование совместных образовательных программ. Международный договор может создать новую международную институциональную структуру (объединение, организацию). Договор может иметь рамочный характер, предусматривая возможность дальнейшего углубления сотрудничества путём заключения дополнительных соглашений [7].

Как видно из приведённой характеристики международного договора, сфера его применения настолько разнообразна, что позволяет предусмотреть все возможные варианты действий сторон по реализации проекта БрасеШау.

Сотрудничество в рамках многосторонних международных договоров видится наиболее эффективным способом осуществления такого масштабного космического проекта, в выполнение которого будет вовлечено множество государств. Это обусловлено тем, что в рамках данной формы сотрудничества взаимодействие государств ограничивается только нормами международного права и волей к сотрудничеству заинтересованных государств. Участники не связаны обязательными формализованными процедурами и необходимостью заручаться поддержкой всех государств.

Подобным образом достигается высокая степень адаптивности сотрудничества, взаимодействие государств осуществляется оперативно, минуя процессуальные ограничения тех или иных институциональных структур; государства за ключа ют только такие международно-правовые

Сборник материалов II международной научно-технической конференции «БЕЗРАКЕТНАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА: ПРОБЛЕМЫ, ИДЕИ, ПРОЕКТЫ»

акты, которые необходимы для выполнения стоящих задач, при этом сохраняя возможность их оперативного пересмотра или дополнения.

Второй из рассматриваемых форм международного сотрудничества является участие в международных организациях. Сотрудничество может происходить в рамках всемирных универсальных международных организаций. Сотрудничество также может быть реализовано в рамках региональных организаций.

Применительно к рассматриваемой сфере следует говорить о том, что участие в международных организациях - это более высокий уровень развития проекта БрасеШау, возможный тогда, когда многие субъекты международного права будут заинтересованы в развитии программы.

Обоснованным видится предположение о том, что с учётом расположения ОТС может быть создана региональная организация, состоящая из стран, на территории которых расположится геокосмическое транспортное средство.

При всех преимуществах такой формы сотрудничества, как международный договор, следует заметить, что участие в международной организации всё же является более обязывающим для субъекта международного права, а следовательно, на определённом этапе жизни проекта БрасеШау именно создание региональной и/или всемирной международной организации станет объективной необходимостью.

Проведённый анализ позволяет заключить, что взаимоотношения субъектов международного права в процессе их участия в программе БрасеШау в полном объёме вписываются в рамки, закреплённые существующими принципами международного права. В то же время можно с уверенностью утверждать, что реализация проекта БрасеШау будет способствовать укреплению и неукоснительному соблюдению указанных принципов всеми участниками международных отношений.

Рассмотренные в статье формы международного сотрудничества соответствуют всем существенным условиям реализации проекта БрасеШау на каждом его этапе. В частности, на стадии проектирования и строительства ОТС наиболее подходящей формой сотрудничества выступает международный договор, а в процессе эксплуатации необходимо создание международной организации.

Однако вышеизложенное не исключает того, что в процессе участия субъектов в реализации всемирно значимого проекта планетарного масштаба будут выработаны новые принципы взаимоотношений и формы международного сотрудничества.

Литература

1. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание/А.Э. Юницкий. - Силакрогс: ПНБ принт, 2019. - 576 е.: ил.

2. Юницкий, А.Э. Принципы и механизм международного сотрудничества в реализации проекта ОТС / A3. Юницкий. - М. - Гомель: Советский фонд мира, Центр «Звёздный мир», 1989. - 120 с.

3. Васильева, 1I.A. Международное публичное право / Л.А. Васильева, O.A. Бакиновская. - Минск: ТетраСи-стемс, 2010. - 576 с.

4. Устав Организации Объединённых Наций // Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/charter-united-nations. - Дата доступа: 11.04.2019.

5. Международное право:учебник/Б.М. Ашавский [и др.]; под общ. ред. A.A. Ковалёва, СВ. Черниченко. - М.: Оме-га-Л, 2008. - 831 с.

6. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ:учеб. пособие/ЕГ. Моисеев [и др.]; под общ. ред. КЯ. Бекяшева. - М- Юрист, 1997. -265с.

1. Воронина, A.C. Международно-правовые формы сотрудничества государств по исследованию и использованию космического пространства/A.C. Воронина// Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. -№ 1. - С. 141-150.

© Казакевич А.П, 2019

ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭРАСЕШАУ

Казакевич А.П. (г. Минск)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.