Научная статья на тему 'Правовые аспекты международного сотрудничества в области освоения космоса'

Правовые аспекты международного сотрудничества в области освоения космоса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное сотрудничество / международный договор / международная организация / освоение космоса / SpaceWay / общепланетарное транспортное средство (ОТС)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакевич А.П.

Приводится характеристика текущего состояния международного сотрудничества в области освоения космоса, изучается состав субъектов такого сотрудничества, рассматриваются основополагающие международные правовые акты. Подвергается анализу приспособленность существующего состояния международного сотрудничества в области освоения космоса к реализации масштабных международных проектов, таких как программа SpaceWay (безракетное освоение космоса с помощью общепланетарного транспортного средства (ОТС) А.Э. Юницкого) для осуществления единственно возможного способа сохранения биосферы путём выноса индустрии за пределы планеты Земля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты международного сотрудничества в области освоения космоса»

5РАСЕ\Л№Г

Правовые аспекты международного сотрудничества в области освоения космоса

Казакевич А.П.

Беларусь г Минск

юридический отдел ЗАО «Струнные технологии»

102

УДК 341.1/8

Приводится характеристика текущего состояния международного сотрудничества в области освоения космоса, изучается состав субъектов такого сотрудничества, рассматриваются основополагающие международные правовые акты. Подвергается анализу приспособленность существующего состояния международного сотрудничества в области освоения космоса к реализации масштабных международных проектов, таких как программа SpaceWay (безракетное освоение космоса с помощью общепланетарного транспортного средства (ОТС) А.Э. Юницкого) для осуществления единственно возможного способа сохранения биосферы путём выноса индустрии за пределы планеты Земля.

Ключевые слова:

международное сотрудничество, международный договор, международная организация, освоение космоса, БраовМ/ау, общепланетарное транспортное средство (ОТС).

Введение

Реализация такого масштабного международного проекта, как программа БрасеШау, предполагающая безракетное освоение космоса с помощью общепланетарного транспортного средства (ОТС) А. Юницкого в качестве единственно возможного способа сохранения биосферы путём выноса индустрии за пределы планеты Земля [1], не может быть осуществлена одним или несколькими даже самыми высокоразвитыми государствами.

Большинство видов деятельности в космосе могут ре-ализовываться только в рамках международного сотрудничества. Именно поэтому рассматриваемая тема так важна для программы БрасеШау. В данной статье автор предлагает углубиться в исследование существующего состояния международного сотрудничества в области освоения космоса, рассмотрев кратко историю его становления, определив, какие международные правовые документы были разработаны за это время, а также выяснив цели и задачи международных организаций в области космической деятельности. Полученная информация позволит заключить, видится ли возможной в настоящее время реализация масштабных общечеловеческих космических проектов, таких как программа БрасеШау, или, наоборот, требуются изменения существующего порядка.

Общая характеристика современного состояния международного сотрудничества в области освоения космоса

Объективная необходимость в международном регулировании космической деятельности человека возникла после запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 г. Однако вопросы, касающиеся предстоящей регламентации предполагаемой космической деятельности, обсуждались уже в начале XX в., что было обусловлено зарождением космонавтики и ракетостроения.

В 1920-1930-е годы в трудах, рассматривающих аспекты международного воздушного права, появляются рассуждения о важности регулирования новых отношений по исследованию и использованию космического пространства. Освоение космоса стало вызовом всему человечеству, так как практически любой вид космической деятельности затрагивает интересы всего международного сообщества и космос невозможно разделить по аналогии с воздушным пространством на национальное пространство и пространство общего пользования [2]. В силу сложившейся ситуации необходимо было разработать правовые механизмы для защиты интересов человечества в процессе освоения космоса. Ключевая роль в данной задаче отводилась именно международному праву.

В середине XX в. вопросы космического права исследовались в большей степени в работах по международному воздушному праву. Специалисты обращали внимание на основу международного права - принцип международного сотрудничества - как на важное условие для мирного использования космоса в интересах человечества. Существенным представлялось разрешение проблемы о границе между воздушным и космическим пространством и, соответственно, определение границы государственного суверенитета по высоте. Кроме того, не оставались без внимания такие значимые направления, как военное использование космического пространства, возмещение ущерба и ответственность, свобода космоса для мирных и научных целей [3].

Свою роль в развитии международного космического права сыграла и гонка вооружений, для которой земля, вода и воздух уже являлись плацдармами, а начало освоения космоса для этих задач становилось только делом времени.

Наибольшая активность в развитии регулирования международного сотрудничества в космосе происходила в 1950-1960-е годы. На тот момент были известны все виды деятельности в космосе: разведка, дистанционное зондирование, связь и навигация. Планировались запуски межпланетных зондов, пилотируемые полёты, создание орбитальных станций и многоразовой транспортной космической системы [2].

8 октября 1957 г. принято решение организовать Специальный комитет для разграничения сфер воздушного и космического права [3].

С самого начала развитие международного сотрудничества в области освоения космоса стало происходить под эгидой ООН.

Генеральная Ассамблея ООН 12 декабря 1959 г. своей резолюцией «Международное сотрудничество в области использования космического пространства в мирных целях» учреждает Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (далее - Комитет ООН по космосу) [4]. Данная резолюция также предусматривала созыв в 1960 г. или 1961 г. под эгидой ООН международных конференций для обмена опытом в области использования космического пространства в мирных целях [4]. Уже 20 декабря 1961 г. принята новая резолюция «Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях». В ней нашли своё закрепление два основополагающих принципа международного сотрудничества в области освоения космоса:

• международное право, включая Устав Организации Объединённых Наций, распространяется на космическое пространство и небесные тела;

• космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами [5].

Озвученные принципы были развиты в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства», которая содержала в себе уже девять принципов международного сотрудничества в области освоения космоса. Принятая резолюция легла в основу Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее - Договор по космосу). Данный документ подписан в 1967 г.; специалисты обоснованно рассматривают его как основной из пяти существующих международных договоров по космосу. Он стал своеобразным уставом в рамках сотрудничества в космосе. Однако сегодня звучат мнения, что его положения устарели и не соответствуют реалиям [2].

В дальнейшем принимались другие документы, раскрывающие отдельные положения Договора по космосу, которые обобщали накапливающуюся практику в области освоения и использования космического пространства.

В 1968 г. состоялась международная конференция по использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС-1), а также было подписано Соглашение

о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (далее - Соглашение о спасании) [3].

В 1970-1972-х годах в ООН введена должность эксперта по применению космической техники и создана Программа по применению космической техники для оказания технической помощи развивающимся странам, в частности для поддержки их национальных усилий по развитию космической деятельности. В то же самое время принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами (далее - Конвенция об ответственности) [3].

К определённому моменту частые запуски спутников (удачные и неудачные) и отсутствие их регистрации стали составлять угрозу причинения ущерба неустановленными космическими объектами. В связи с этим в 1975 г. подписана Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство (далее - Конвенция о регистрации) [3].

Проявление интереса различными государствами к исследованию и использованию Луны стало причиной подписания в 1979 г. Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (далее - Соглашение о Луне).

К сожалению, после 1979 г. Комитетом ООН по космосу не было разработано ни одного международного договора.

Однако развитие космической деятельности продолжалось; расширялось количество её участников. В связи с этим, а также для укрепления позиций Программы ООН по применению космической техники в целях расширения возможностей всех стран и коренных народов в использовании космических технологий и наращивания потенциала в области освоения космоса в 1982 г. была проведена вторая конференция по использованию и исследованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС-11). Затем в 1999 г. - третья конференция по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС-111) для освещения вопросов защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Главное правовое достижение в области освоения и использования космического пространства во второй половине XX в. - принятие пяти основополагающих договоров по космосу.

Как видно из проведённого анализа, регулирующие документы выступали в качестве ответа на определённые события или достижения науки и техники. Данная тенденция связана с тем, что невозможно заранее предугадать, какие результаты будут получены от исследования космического пространства и использования

научно-технических инноваций, а также какие вызовы и возможности появятся у человечества через несколько десятилетий.

Несмотря на все усилия, прилагаемые в области регулирования международного сотрудничества по освоению космоса, на сегодняшний день некоторые вопросы так и не нашли своего разрешения. Существующие же универсальные договоры в рассматриваемой области содержат значительную часть неприменяемых или нерабочих норм. Кроме этого, в них имеются положения, не соотносимые с современным состоянием развития науки и техники или не отвечающие интересам участников космической деятельности. Это обуславливает стремление государств заполнять такие пробелы национальным законодательством, отвечающим только их интересам, которые иногда не соответствуют положениям международных договоров.

Очевидно, для того чтобы международное сообщество пришло к решению разработать новый универсальный международный договор по космосу, необходимо значительное количество времени. Так, например, с начала освоения морского пространства до принятия Конвенции ООН по морскому праву прошло несколько тысячелетий.

В XXI в. в Комитете ООН по космосу сложилась тенденция в разработке рекомендательных документов. Данная политика связана в том числе с невозможностью согласования единой воли государств, для которой требуется общее политическое видение обсуждаемых вопросов.

Международные договоры в области освоения космоса

Основными источниками международного космического права являются пять договоров, разработанных Комитетом ООН по космосу:

1) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.);

2) Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.);

3) Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами (1972 г.);

4) Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 г.);

5) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 г.).

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела

Договором по космосу определены основные принципы международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства:

• исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран;

• равенство и отсутствие дискриминации в исследовании и использовании космического пространства государствами;

• космическое пространство, включая небесные тела, не подлежит присвоению никакими способами и средствами;

• исследование и использование космического пространства осуществляются в интересах поддержания мира и безопасности и в соответствии с нормами международного права;

• запрет на размещение оружия массового уничтожения, в том числе ядерного;

• безусловное оказание любой возможной помощи космонавтам;

• международная ответственность за деятельность в космосе;

• принцип национальной юрисдикции и контроля над запущенным космическим объектом и над любым экипажем этого объекта участников, в регистр которых занесён такой объект;

• международное сотрудничество и взаимопомощь;

• все объекты, размещённые на небесных телах, открыты для представителей других государств на основе взаимности.

Ратифицировали ■ Подписали, но ещё не ратифицировали

По состоянию на 1 января 2020 г. 110 государств ратифицировали договор и 23 государства его подписали [6].

Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство

Развивая положения Договора по космосу, данный документ регламентирует оказание помощи космонавтам, вводит порядок расследования катастроф с участием космонавтов.

Соглашение о спасании раскрывает и расширяет круг обязательств участников договора по оказанию помощи космонавтам в случае аварии, бедствия или иного происшествия, устанавливает последовательность действий в обозначенных случаях, а также содержит список мер, направленных на оказание помощи экипажу.

В документе предусмотрена возможность привлечения к поисково-спасательным мероприятиям государство, осуществившее запуск, при условии согласия страны, на территории которой случилось происшествие.

Следует также отметить нормы о возмещении расходов, понесённых участником, оказавшим помощь космонавтам, и субъектом, осуществившим запуск. Важный момент в рассматриваемом документе - указание на необходимость возвращать объекты или их части субъектам, выполнившим запуск, по их запросу.

По состоянию на 1 января 2020 г. 98 государств ратифицировали данное соглашение, 23 государства его подписали и три международные организации сделали заявление о принятии прав и обязанностей [6].

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами

Указанная конвенция раскрывает и уточняет положения Договора по космосу об обязанностях и ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами.

Отличительной особенностью Конвенции об ответственности является наличие блока терминов и определений, что способствует единообразному толкованию и устранению разночтений.

Документ затрагивает вопросы об ответственности перед третьим государством; солидарной ответственности нескольких участников; условиях освобождения от ответственности; условиях неприменения данной конвенции, а также порядок предъявления претензии и определения компенсации за причинённый ущерб; процесс создания и рассмотрения претензий; случаи возможности безотлагательного предоставления помощи пострадавшему государству в связи с большими масштабами причинённого ущерба.

По состоянию на 1 января 2020 г. 98 государств ратифицировали конвенцию, 19 государств её подписали и четыре международные организации сделали заявление о принятии прав и обязанностей [6].

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство

Одной из главных целей создания данной конвенции стала убеждённость Комитета ООН по космосу в том, что «обязательная система регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, будет способствовать их идентификации и содействовать применению и развитию международного права, регулирующего исследование и использование космического пространства» [7]. Положения документа определяют, что информация о запускаемых космических объектах должна быть занесена в национальные регистры и централизованный реестр ООН.

На официальном сайте Комитета ООН по космосу создан раздел Space Object Register, который содержит информацию о регистрации запускаемых в космос объектах, национальных регистрах государств, индексах уже запущенных в космос объектов, а также специальные формы для регистрации космических объектов и информацию о космодромах.

Ратифицировали

Подписали, но ещё не ратифицировали

По состоянию на 1 января 2020 г. 69 государств ратифицировали конвенцию, три государства её подписали и четыре международные организации сделали заявление о принятии прав и обязанностей [6].

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах

Рассматриваемое соглашение отмечает особый статус Луны в связи с её важностью для дальнейшего освоения космического пространства, устанавливает запрет на использование этого небесного тела в любых конфликтах, обращает внимание на потенциальные выгоды ресурсных возможностей Луны.

Действие Соглашения о Луне (кроме собственно Луны) распространяется также на любые другие небесные тела, исключая те, которые достигли Земли естественным образом.

Одним из важнейших элементов описываемого документа - закрепление правила, что «исследование и использование Луны являются достоянием всего человечества и осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития» [2].

Помимо этого, Соглашение о Луне освещает такие вопросы, как пределы допустимых действий в рамках освоения данного небесного тела, круг незапрещённых действий, охрана жизни и здоровья находящихся на Луне, правовой статус Луны, режим эксплуатации её ресурсов, свобода доступа ко всем развёрнутым на ней космическим объектам.

Подписали и ратифицировали

Только подписали

По состоянию на 1 января 2020 г. 18 государств ратифицировали соглашение, четыре государства его подписали [6].

Как видно, Соглашение о Луне не приобрело необходимой поддержки государств, ни одна мировая космическая держава к данному соглашению не присоединилась, что в основном было связано с существующими противоречиями между США и СССР

Иные международные договоры

в области освоения космоса

Отсутствие поддержки Соглашения о Луне со стороны государств побудило ООН изменить подход к международной регламентации исследования и использования космического пространства. Комитет ООН по космосу выдвинул предложение о том, чтобы участники разрабатывали проекты документов, которые будут утверждаться Генеральной Ассамблеей ООН, но не станут обязывающими для всех.

В рамках такого подхода приняты:

1) Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (1982 г.);

2) Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства (1986 г.);

3) Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве (1992 г.);

4) Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учётом потребностей развивающихся стран (1996 г.) [3].

Исходя из названий указанных документов, можно заключить, что они, кроме последнего, регламентируют прикладные виды деятельности в космосе (телевизионное вещание и дистанционное зондирование), а также использование опасных для человека и окружающей среды, но важных для освоения космоса ядерных источников энергии.

Международные организации, связанные с освоением космоса

Анализируя текущее состояние международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, необходимо обратиться к рассмотрению деятельности международных организаций в данной сфере.

Безусловно, ведущая роль в рассматриваемом вопросе принадлежит ООН, которая обеспечивает мирное использование космоса и справедливое распределение полученных от этой деятельности благ между всеми странами.

Комитет ООН по использованию

космического пространства в мирных целях

Комитет ООН по космосу - основной орган ООН, координирующий сотрудничество государств и организаций по исследованию и использованию космического пространства. В рамках своих функций и полномочий указанная структура занимается созданием программ развития, собирает, систематизирует и раскрывает информацию о научных работах и иной деятельности в космосе, анализирует аспекты правового регулирования освоения космоса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для выполнения возложенных на Комитет ООН по космосу задач в его структуре образовано два подкомитета:

• научно-технический, функцией которого является координация международного научного сотрудничества в области исследования космического пространства и космических технологий;

• юридический, усилия которого направлены на ускорение технологического развития в обозначенной области путём формирования и внедрения правовых конструкций, инструментов и механизмов.

Работа Комитета ООН по космосу строится в формате ежегодных встреч в г. Вене (Австрия), где представляются доклады участников, изучаются выявленные проблемы, а также обсуждаются вопросы, адресованные Генеральной Ассамблеей ООН. Среди важнейших тем, рассматриваемых указанным комитетом, - анализ правоприменительной практики по международным договорам в области космоса, а также национальное законодательство в обсуждаемой области и деятельность субъектов международного права, затрагивающая использование космического пространства.

Управление ООН

по вопросам космического пространства

имООБА функционирует в структуре Генеральной Ассамблеи ООН и занимается формированием политики в области космической деятельности. Орган отвечает за исполнение решений Генеральной Ассамблеи ООН и Комитета ООН по космосу, в том числе Программы по применению космической техники, организует предоставление помощи развивающимся странам в области космических технологий, а также обеспечивает учёт запускаемых в космос объектов и ведёт соответствующий реестр [2].

Международная астронавтическая федерация

1АР специализируется на изучении и разрешении технических, социально-политических и правовых аспектов проблем космических полётов. В составе А действует Международная астронавтическая академия, которая обеспечивает развитие международного сотрудничества в области астронавтики, способствует реализации программ развития авиационно-космической отрасли, а также инициирует организацию поощрения за особые заслуги в области астронавтики [2].

UNOOSA

Международный комитет

по исследованию космического пространства

СОБРАк - первая международная неправительственная организация, созданная с целью развития сотрудничества в области исследования космического пространства. Основные задачи СОБРАН

• развитие научных исследований, осуществляемых с помощью летательных аппаратов;

• систематизирование результатов, полученных в ходе научных исследований;

• решение сопутствующих исследованию и использованию космоса политических проблем.

Европейское космическое агентство

ESA выделяется своей тесной связью с Европейским союзом. Цель организации - углубление сотрудничества европейского сообщества в мирном освоении космоса, развитие космических технологий и их научное применение. На сегодняшний день основными задачами указанного агентства являются разработки и воплощение европейской космической стратегии в долгосрочной перспективе, а также согласование и интеграция с ней национальных космических программ путём реализации соответствующей политики и выработки рекомендаций для государств-членов [2].

В первую очередь ЕЭА представляет интерес практической направленностью своей деятельности: непосредственное осуществление прикладных исследований в космосе и участие в выполнении конкретных космических проектов.

ЕБА инициировало создание в 1989 г. Европейского центра по космическому праву для обеспечения правового базиса космической деятельности, информационного обмена и развития космического права.

Иные международные организации,

связанные с освоением космоса

Вопросами исследования и использования космического пространства и международного сотрудничества в данной области в разной степени занимаются многие международные организации, среди которых можно выделить следующие.

• «Интерспутник» - международная организация космической связи (эксплуатация всемирной системы спутниковой связи).

• «Интелсат» - международная организация спутниковой связи (разработка, создание, запуск, эксплуатация и обслуживание необходимого для международной публичной связи оборудования).

*

• Международный союз электросвязи (обеспечение международного сотрудничества в области рационального использования и улучшения всех видов связи).

• Всемирная организация здравоохранения (международное сотрудничество в области космической медицины и применения результатов космических исследований в земной медицине, использование спутниковых данных для борьбы с загрязнением окружающей среды и эпидемиями, а также для составления карт в целях быстрого развёртывания ресурсов на местности).

• Международное агентство по атомной энергии (определение порядка действий при возвращении аппарата с ядерным источником энергии, безопасное использование атомной энергии в космосе).

INTELSAT

• Международная организация гражданской авиации (использование в гражданской авиации средств космической связи и навигации).

• Всемирная метеорологическая организация (использование космических данных и технологий для изучения климата, прогнозирования погоды, предупреждения стихийных бедствий и борьбы с их последствиями).

Выводы

и дальнейшие направления исследования

Проведённый анализ существующего состояния международного сотрудничества в области освоения космоса путём изучения субъектного состава позволяет констатировать: на сегодняшний день проект БрасеШау не может быть реализован ни одной из существующих международных организаций.

С одной стороны, таких организаций достаточно много, и они затрагивают большое количество аспектов космической деятельности. С другой стороны, все рассмотренные структуры занимаются проблемами освоения космоса или слишком абстрактно, охватывая всё в целом

и разрабатывая руководящие принципы деятельности для всех сфер, или слишком конкретно, концентрируясь только на одном узком направлении и развивая его.

Проект БрасеШау, в свою очередь, предполагает в определённом смысле симбиоз вышеназванных подходов. Это обусловлено самой сутью и миссией данной программы. Поскольку реализация БрасеШау затрагивает всё человечество, то необходима разработка основных начал, в рамках которых будет развиваться весь проект. Однако учитывая его практическую направленность, каждый прикладной аспект нуждается в проработке и регламентировании. Объединение подобных подходов неизбежно приведёт к выводу некоторых закономерностей и общих черт различных сфер исследования.

Таким образом, для воплощения в жизнь проекта БраееШау важным видится учреждение новой международной организации нетипичного формата, в которой для достижения общей цели объединятся несколько блоков участников, отвечающих за конкретные этапы или элементы разработки, проектирования, создания, строительства и эксплуатации ОТС, а также за реализацию вспомогательных и сопутствующих программ. В такую международную организацию должны входить по меньшей мере страны, на чьих территориях будет находиться взлётно-посадочная эстакада ОТС, и субъекты, способные обеспечить финансирование проекта общечеловеческого масштаба. Международная организация, которая займётся реализацией проекта БраееШау, обязана одновременно сочетать в себе признаки корпорации в части принятия наиболее важных решений всеми участниками, но с передачей оперативных полномочий исполнительному органу, и в то же время минимизировать бюрократическую составляющую и длительность принятия любых резолюций, так как создание ОТС и без того потребует значительных временных затрат.

Приведённое в статье исследование развития международных документов, касающихся освоения космоса, позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день по различным причинам очень сложно добиться единогласия участников. Сложившееся положение дел порождает серьёзную проблему для человечества в целом: космическая отрасль развивается достаточно быстро усилиями отдельных высокоразвитых государств, которые, очевидно, будут намерены присваивать блага от использования космического пространства, а общеобязательные правила, регламентирующие деятельность по освоению космоса, остановились в развитии несколько десятилетий назад. В отсутствие международных нормативных актов страны-участницы космической деятельности станут руководствоваться исключительно своими интересами и нуждами, что с большой вероятностью причинит вред остальным государствам, а возможно, и всему человечеству.

В подобной ситуации проект БраееШау благодаря его общечеловеческой сути и миссии может выступить стимулом единогласия стран, которого до сих пор достичь не получалось. В то же время проектирование, создание, строительство и эксплуатация ОТС потребуют разработки нескольких принципиально новых международных договоров. На сегодняшний день важнейшим вопросом для всего общества в области освоения космоса является обеспечение долгосрочности, эффективности и безопасности космической деятельности [2]. Реализовать обозначенные

направления требуется в том числе путём пересмотра договоров по космосу, несмотря на существование различных точек зрения на такую необходимость в науке международного космического права.

Литература

1. Юницкий, АЭ. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание/ А.Э. Юницкий. - Силакрогс: ПНБ принт, 2019. - 576 с, ил.

2. Черных, И.А. Международно-правовые аспекты обеспечения устойчивости космической деятельности: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.10/И.А. Черных. - М.: РУДН,

2018. - 257л.

3. Международное космическое право: учебник/Г.П. Жуков [и др.]; под ред. Г.П. Жукова. - 2-е изд., стер. - М.: Юрайт,

2019. - 527 с.

4. Международное сотрудничество в области использования космического пространства в мирных целях: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1472 (XIV) [Электронный ресурс] // Резолюции, принятые по докладам Первого комитета. 856-е пленарное заседание. -Режим доступа: http://css.unoosa.org/pdf/gares/ARES_ 14_1472R.pdf. - Дата доступа: 10.06.2020.

5. Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) [Электронный ресурс] // Резолюции, принятые по докладам Первого комитета. 1085-е пленарное заседание. - Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/RES/1721%28XVI%29. - Дата доступа: 15.06.2020.

6. Status of International Agreements Relating to Activities in Outer Space as at 1 January 2020 [Electronic resource]// United Nations. Office for Outer Space Affairs. -Mode of access: https://www.unoosa.org/documents/ pdf/spacelaw/treatystatus/TreatiesStatus-2020E.pdf. -Date of access: 17.06.2020.

7 О регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство: Конвенция ООН принята Резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // Резолюции, принятые по докладам Первого комитета. 2280-е пленарное заседание. - Режим доступа: https://undocs.org/ruA/RES/3235%28XXIX%29. -Дата доступа: 15.06.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.