Научная статья на тему 'Исламские государства и международное космическое право'

Исламские государства и международное космическое право Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ ГОСУДАРСТВА / ISLAMIC STATES / ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (ОИС) / THE ORGANISATION OF ISLAMIC COOPERATION (OIC) / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL SPACE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Биарджоманди Х. А.

Объектом статьи являются основы сотрудничества государств членов Организации исламского сотрудничества (ОИС) с субъектами международного космического права, а также уровень участия исламских государств в договорах Организации Объединённых Наций по космосу. Эта статья анализирует основные теории о взаимосвязи исламских государств в международном праве и обеспечивает различные уровни отношения: конфронтационное отношение на основе радикального подхода; пассивное отношение на основе несерьёзного поверхностного подхода; интерактивное отношение на основе уравновешенного и умеренного подхода, который также доказывает, что ислам признает последний подход (Интерактивные отношения). Результаты этой статье, показывают, что в соответствии с документами Генеральной Ассамблеи ООН, в состав КОПУОС входят 27 из 57 государств-членов Организации исламского сотрудничества и также 6 из 57 государств-членов ОИС подписали и еще 28 подписали и ратифицировали от 1 до 5 из этих международных договоров МКП. Кроме того, в общем 22 государства из 57 государств членов Организации исламского сотрудничества подписали и ратифицировали от 3 до 5 договоров. Эта цифра составляет средний показатель и отражает внимание исламских стран к международному космическому праву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAMIC STATES AND INTERNATIONAL SPACE LAW

The object of the article is the study on the basis of cooperation between states members of the Organization of Islamic Cooperation (OIC) with the subjects of international space law, as well as the study of the level of participation of the Islamic states in the United Nations treaties on outer space. This article analyzes the main theories of the relationship of Islamic states to international law, and provides the different levels of attitude: the confrontational attitude based on a radical approach; passive attitude on the basis of soft-touch surface approach; interactive relationship based on a balanced and moderate approach, Which also proves that Islam recognizes the lattes approach(interactive relationship). The results of this article indicate that,In accordance with the documents of the UN General Assembly, a part of the Committee on the Peaceful Uses of Outer Space( COPUOS) includes 27 of the 57 Member States of the OIC. also 6 of 57 OIC Member States have signed,and 28 states have signed and ratified between 1 to 5 of United Nations treaties on outer space. Besides, the overall 22 states out of 57 states members of the OIC signed and ratified between 3 to 5 of the United Nations treaties on outer space. Generally, this study shows an average cooperation and reflects the attention of Islamic countries to international space law.

Текст научной работы на тему «Исламские государства и международное космическое право»

ш

№ 4 (38) 2014

преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) подписали Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с документом стороны будут осуществлять взаимный обмен информацией, законодательными и иными нормативными правовыми актами государств - участников СНГ и государств - членов ЕАГ, статистическими данными, а также методическими рекомендациями по вопросам противодействия финансированию терроризма

[9].

В целях укрепления международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом АТЦ СНГ и Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС ШОС) подписали Протокол о взаимодействии в области обеспечения безопасности крупных международных мероприятий, проводимых на территориях стран СНГ и ШОС [10]. Как отметил Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры ШОС Чжан Синьфэн: «Созданный в 2008 году механизм сотрудничества по

обеспечению охраны и безопасности на крупных международных мероприятиях был запущен более 20 раз за 6 лет. Он сыграл важную роль в ряде таких значимых крупномасштабных мероприятий, как Пекинская Олимпиада, ЭКСПО-2010 в Шанхае, саммит АТЭС во Владивостоке и зимняя Олимпиада в Сочи» [9].

Исходя из опыта деятельности международных организаций можно сделать вывод, что сотрудничество государств в рамках одного региона, на наш взгляд, является наиболее эффективным. Нормативно-правовые решения, апробированные на региональном уровне, могут послужить хорошей основой, а зачастую даже образцом, для принятия универсальных договоров. Необходимо подчеркнуть, что учет изменяющихся международно-правовых стандартов, совершенствование национального законодательства, системный и комплексный характер антитеррористических мер позволят повысить эффективность политики государств в сфере борьбы с терроризмом.

Пристатейный библиографический список

Док. ООН. А/60/288.

Сайт ООН <http://www.un.org/ni/documents/decl_conv/conventions/ex1radition_mutlegal_assist. shtml> (07.11.2014). Док. ИКАО. DCAS Doc No. 17 7/9/10.

Оружие БХЯ - оружие биологическое, химическое, ядерное.

Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации (Заключена в г. Пекине 10.09.2010) // СПС «КонсультатПлюс». Сайт Совета Европы <www.coe.int> (07.11.2014). Бюллетень международных договоров. 2004. № 1.

Информ. - аналитический портал Национального антитеррористического комитета <http://nac.gov.rii/content/3899.html> (12.10.2014).

Антитеррористический центр государств-участников Содружества Независимых Государств <http://www.cisatc.org/>

(06.11.2014).

10. Центральный интернет-портал Шанхайской организации сотрудничества <http//www.infoshos.ru> (05.11.2014).

Х.А. Биарджоманди

ИСЛАМСКИЕ ГОСУДАРСТВА И МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО

Объектом статьи являются основы сотрудничества государств - членов Организации исламского сотрудничества (ОИС) с субъектами международного космического права, а также уровень участия исламских государств в договорах Организации Объединённых Наций по космосу.

Эта статья анализирует основные теории о взаимосвязи исламских государств в международном праве и обеспечивает различные уровни отношения: конфронтационное отношение на основе радикального подхода; пассивное отношение на основе несерьёзного поверхностного подхода; интерактивное отношение на основе уравновешенного и умеренного подхода, который также доказывает, что ислам признает последний подход (Интерактивные отношения).

Результаты этой статье, показывают, что в соответствии с документами Генеральной Ассамблеи ООН, в состав КОПУОС входят 27 из 57 государств-членов Организации исламского сотрудничества и также 6 из 57 государств-членов ОИС подписали и еще 28 подписали и ратифицировали от 1 до 5 из этих международных договоров МКП. Кроме того, в общем 22 государства из 57 государств - членов Организации исламского сотрудничества подписали и ратифицировали от 3 до 5 договоров. Эта цифра составляет средний показатель и отражает внимание исламских стран к международному космическому праву.

Ключевые слова: исламские государства, Организация исламского сотрудничества (ОИС), международное право, международное космическое право.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

llrfi™

F1

u> ш

H.A. Biardjomandi

ISLAMIC STATES AND INTERNATIONAL SPACE LAW

The object of the article is the study on the basis of cooperation between states - members of the Organization of Islamic Cooperation (OIC) with the subjects of international space law, as well as the study of the level of participation of the Islamic states in the United Nations treaties on outer space.

This article analyzes the main theories of the relationship of Islamic states to international law, and provides the different levels of attitude: the confrontational attitude based on a radical approach; passive attitude on the basis of soft-touch surface approach; interactive relationship based on a balanced and moderate approach, Which also proves that Islam recognizes the lattes approach(interactive relationship).

The results of this article indicate that,In accordance with the documents of the UN General Assembly, a part of the Committee on the Peaceful Uses of Outer Space( COPUOS) includes 27 of the 57 Member States of the OIC. also 6 of 57 OIC Member States have signed ,and 28 states have signed and ratified between 1 to 5 of United Nations treaties on outer space. Besides, the overall 22 states out of 57 states - members of the OIC signed and ratified between 3 to 5 of the United Nations treaties on outer space. Generally, this study shows an average cooperation and reflects the attention of Islamic countries to international space law.

Key words: islamic states, The Organisation of Islamic Cooperation (OIC), International Law, International Space Law.

Прежде чем приступить к рассмотрению правовых аспектов космической деятельности исламских стран, необходимо проанализировать фундаментальный вопрос отношения исламских государств к международному космическому праву (далее «МКП») как на международно-правовом уровне, так и с учетом выполнения принципов МКП на национальном уровне. В работах правоведов вопрос отношения исламских государств к МКП в большинстве случаев изучался в теоретическом плане как отношение ислама в целом к международному праву. Среди основных теорий отношения исламских государств к международному праву можно выделить основные три точки зрения: конфронтационное отношение на основе радикального подхода; пассивное отношение на основе несерьёзного поверхностного подхода; интерактивное отношение на основе уравновешенного и умеренного подхода.

Конфронтационное отношение на основе радикального подхода, представленное в настоящее время религиозным течением, называемым вахабизмом-салафизмом, - разновидность современного отношения исламских стран к мировому порядку на основе ошибочного толкования, искажения и даже использования недостоверных и подложных источников [1, с. 53-57; 8, р. 106-107]. Не только исламские мазха-бы (Мазхаб—шариатского школа в исламе), но и другие Божественные религии считают это течение еретическим и полагают допустимым и необходимым объявить войну всем тем, кто пытается насадить на практике «исламский салафизм», не имеющий ничего общего с истинным исламом [см.: прим. 1, с. 57-58]. Подлинный ислам проповедует принцип уважения к свободе и правам человека, верховенство человеческого достоинства и его права на определение собственной судьбы. Кроме того, подлинный ислам преграждает путь проекту принудительной глобализации ислама и создаёт почву к достижению

этой заветной мечты благодаря росту сознательности и выбору человеческого общества [3, с. 70].

Исходя из этого, ни одно государство, в том числе исламские государства, не могут на свое усмотрение что-либо интерпретировать и на этой основе действовать во вред другим участникам мирового сообщества [4, с. 306]. Аяты Корана называют такие действия прямым доказательством вмешательства во внутренние дела других государств и попранием свободы, независимости и суверенитета наций [3, с. 442].

Второй подход - пассивное отношение на основе поверхностного подхода. Данное отношение исламских стран к мироустройству является или продуктом секуляризма и отрицанием использования исламом политических и правовых систем, или отсутствием надежды на исполнение мировых заповедей ислама на международном уровне из-за отсутствия необходимой силы или господства мировых держав.

Между тем, принимая во внимание тот факт, что в различных сурах Корана подчёркиваются универсальные идеалы ислама и его всемирная миссия [3, с. 131-132], такой подход, который ведёт к доминированию над исламскими странами, не приемлем и полностью запрещён, исходя из аятов Корана и вытекающих из него общих правил [4, с. 185-189].

Последний подход - интерактивное отношение на основе уравновешенного и умеренного подхода. Как гласит аят 143 суры Аль-Бакара (Корова): «И вот объединили Мы вас в умеренной общине, дабы стали вы свидетелями людей». Ислам является умеренной религией, и в нем нет места крайностям и чрезмерности. Несмотря на наличие универсальных идеалов ислама и его всемирной миссии, ни эта религия, ни мировая правовая система не допускают пересмотра и признания границ на основе нынешних требований мирового сообщества, а также агрессии в отношении границ [4, с. 41, 144, 145, 182, 387-391].

№ 4 (38) 2014

Данный основополагающий вопрос, который занимает центральное и важнейшее место в международном праве, является одним из основных элементов образования государств и формирования мирового порядка.

В рамках признания территориальных границ и на основе принципа свободного волеизъявления человека [см.: прим. 2], с одной стороны, принципа человеческого достоинства [см.: прим. 3] и принципа самоопределения человека [см.: прим. 4] - с другой, созданным в этих границах государствам необходимо проявлять взаимное уважение. Кроме этого, на международной арене, опираясь на исламскую мораль и отрицая насилие, угрозы и враждебность [см.: прим. 5] в любых проявлениях, призывая их к партнёрству на основе гуманных и умеренных идей, для них подготавливается необходимая почва для взаимодействия на следующих принципах:

- принцип международного партнёрства и сотрудничества. В соответствии с аятом 2 суры 5 «Аль-Маида (Трапеза), который гласит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». Коран раскрывает один из основных принципов внутреннего и международного права в исламе - партнёрство и сотрудничество в благих делах и запрет на любое проявление порока и преступления. Содержание ая-та настоятельно призывает каждого члена человеческого общества и все народы мира выполнять этот принцип в различных областях своей жизнедеятельности [3, с. 437];

- принцип международного взаимопонимания. Отсюда следует, что если разногласия создают почву для вражды, войны и беспорядков, то в этом случае следует признать, что взаимопонимание играет определяющую роль в их предупреждении [3, с. 426]. Непозволительны вражда или агрессивная война, если они повлекут пролитие крови даже только одного человека. Богом в Коране сказано: кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям.

Таким образом, взаимопонимание - ключ и важнейший элемент международного сотрудничества, включая обеспечение мира и международной безопасности [2, с. 57]. По этой причине в умеренном подходе основным инструментом обеспечения взаимодействия всех стран является взаимное согласие [5, с. 42-52]. Сегодня взаимопонимание называют разными терминами - договор, соглашение, пакт. Исламское право, исходя из ряда аятов Корана и образа действий исламского пророка (мир ему и благословение), его подтверждает и считает необходимым исполнение вытекающих из соглашения обязательств. В соответствии с исламским правом их на-

рушение в обычных условиях и без наличия причин не допускается [3, с. 476-463-4, 133-9, 45-50], в преамбуле устава Организации исламского сотрудничества отображены общие рамки этого принципиального и логичного отношения с упором на необходимость исполнения обязательств и приверженность Уставу Организации Объединённых Наций (далее «ООН») и основам ислама. Помимо этого, в ст.ст. 1 и 2 устава перечислены его общие цели и основные принципы, которые соответствуют основным принципам международного права.

Но по отношению к исламским государствам и международному космическому праву как основной теме этой статьи, надо сказать, что космическая деятельность государств с каждым днём развивается и принимает всё большие масштабы. Соответственно, развивается и международное сотрудничество не только в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, но и в сфере правового регулирования космической деятельности. Уровень участия и заинтересованность исламских государств в данном вопросе можно определить по следующим двум критериям:

Членство в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях (далее «Комитет ООН по космосу»).

Участие в пяти договорах ООН по космосу, а именно в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.), Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.), Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 г.), Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1984 г.)

В соответствии с документами Генеральной Ассамблеи ООН [10], в состав КОПУ ОС входят 27 из 57 государств-членов Организации исламского сотрудничества: Азербайджан, Албания, Алжир, Бенин, Буркина-Фасо, Египет, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Казахстан, Камерун, Ливан, Ливия, Малайзия, Марокко, Нигер, Нигерия, Пакистан, Саудовская Аравия, Сенегал, Сирийская Арабская Республика, Судан, Сьерра-Леоне, Тунис, Турция, Чад.

По вопросу участия в пяти договорах ООН по космосу следует отметить, что 6 из 57 государств-членов ОИС (Гамбия, Иордания, Иран, Камерун, Малайзия и Сомали) подписали и еще 28 подписали и ратифицировали от 1 до 5 из этих международных договоров. Кроме того, 22 государства из 57 государств - членов Организации исламского сотрудничества подписали и ратифицировали от 3 до 5 договоров [11]. Иными словами, эта цифра составляет

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

средний показатель и отражает внимание исламских стран к международному космическому праву.

Интерактивное отношение на основе умеренного подхода исламских государств к МКП является признанным подходом. На основе данного подхода исламские государства будут, во-первых, активно развивать партнёрские отношения в области МКП. Во- вторых, такой вид отношений исламских госу-

ЩР

дарств к МКП является взаимным, логичным и соответствующим реалиям международного сообщества. В-третьих, такого рода отношение и умеренный подход к выполнению обязательств между исламскими государствами, а также в отношениях с другими государствами способен найти реальное понимание среди всех участников международного сообщества и субъектов МКП.

Пристатейный библиографический список

1. Hamid Khan, J.D. Islamic Law, NPROL - International Network to Promote the Rule of Law2013.

2. Ислам и международное право // Международный Журнал Красного Креста. 2005. Т. 87. № 858.

3. Занджани Амид. Политическое право. Т. 3. Международное исламское право. Тегеран: Изд-во «Амир Кабир, 1988.

4. Seyyed sadeq Haqiqat 'Trans-National Responsibilities in foreign policy of Islamic Government 'Presidency strategic center 'July 23, 1997.Tehran.

5. Зиаии Бигдели M. P. Ислам и международное право. - М.: Издательское акционерное общество, 1990.

6. Документ ООН A/AC. 105/L.259.

7. Документ ООН А/АС. 105/с .2/2013/CRP. 5.

8. Maurits Berger. Islamic views on International Law (Chapter 8) P. Meerts (ed.), Culture and International Law, 2008, Hague Academic Coalition, Hie Hague, Hie Netherlands and the Authors.

Примечания

1. Lpyima мусульманских правоведов высказала мнение, что основой (общей нормой) отношений между мусульманами и немусульманами является мир, а не война. «Шейх Вахбех аль - Зухили».

2. Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения ( Сура 2 «Аль-Бакара (Корова)», 256-й аят из 286).

3. Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями (Сура 17 «Аль-Исра, 70-й аят из 111).

4. Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя ( Сура 13 «Ар-Раад», 11-й аят из 43).

5. Но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников ( Сура 2 «Аль-Бакара, 190-й аят из 286).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.