Научная статья на тему 'Королевство Марокко в контексте деятельности организации Исламского сотрудничества (оис)'

Королевство Марокко в контексте деятельности организации Исламского сотрудничества (оис) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
333
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
МАРОККО / ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР / ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (ОИС) / КОМИТЕТ ПО ИЕРУСАЛИМУ / АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / СЕВЕРНАЯ АФРИКА / MOROCCO / ISLAMIC FACTOR / ORGANIZATION OF ISLAMIC COOPERATION (OIC) / AL-QUDS COMMITTEE / ARAB-MUSLIM WORLD / MIDDLE EAST / NORTH AFRICA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Морозова Надежда Николаевна

В статье рассматривается деятельность Марокко в рамках Организации Исламского сотрудничества (ОИС). В последние десятилетия ислам занимает значительное место в мировой политике. Количество приверженцев ислама с каждым годом увеличивается. Влияние этой религии вышло за рамки государственных границ. Активную деятельность по развитию многостороннего сотрудничества принимают на себя международные организации. Самой крупной и значимой организацией в мусульманском мире является Организация Исламского сотрудничества, одну из ведущих ролей в ней играет Королевство Марокко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KINGDOM OF MOROCCO IN THE CONTEXT OF THE ACTIVITY OF THE ORGANIZATION OF ISLAMIC COOPERATION (OIC)

The article examines the activity of Morocco within the framework of the Organization of Islamic Cooperation (OIC). In recent decades, Islam has occupied a significant place in world politics. The number of adherents of Islam increases every year. The influence of this religion has gone beyond state borders. International organizations take an active part in developing multilateral cooperation. The Organization of Islamic Cooperation is the largest and most significant organization in the Muslim world and one of the leading roles in this organization is played by the Kingdom of Morocco.

Текст научной работы на тему «Королевство Марокко в контексте деятельности организации Исламского сотрудничества (оис)»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-1.7

Морозова Надежда Николаевна

КОРОЛЕВСТВО МАРОККО В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (ОИС)

В статье рассматривается деятельность Марокко в рамках Организации Исламского сотрудничества (ОИС). В последние десятилетия ислам занимает значительное место в мировой политике. Количество приверженцев ислама с каждым годом увеличивается. Влияние этой религии вышло за рамки государственных границ. Активную деятельность по развитию многостороннего сотрудничества принимают на себя международные организации. Самой крупной и значимой организацией в мусульманском мире является Организация Исламского сотрудничества, одну из ведущих ролей в ней играет Королевство Марокко. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИвЛ/У.^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 1(87) C. 34-37. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2018/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Список источников

1. Al-Afghani J. al-Din. Al-'Urwa al-wuthqa wa'l-thawra al-tahririyya al-kubra. Cairo: Dar al'-Arab, 1958. 428 p.

2. Ayalon A. The Press in the Arab Middle East. A History. N. Y.: Oxford University Press, 1995. 300 p.

3. Babil N. Sahafa wa siyasah: Suriya fi al-qarn al-ishrin. Landan: Riyad al-Rayyis lil-Kutub wa-al-Nashr, 1987. 525 p.

4. Ishaq Musa al-Husayni. Awdat al-Safina. Al-Quds: Dar al-Nashr al-Arabi, 1945. 228 p.

5. Kurd All M. Al-Mudhakkirat. Dimashq: Matba'at al-Taraqql, 1954. Vol. 3. 1320 p.

6. Kurd All M. Khitat al-Sham. Damascus: Matba'at al-Taraqqi, 1949. Vol. 4. 337 p.

7. Musa S. Al-Sihafa hirfa wa risala. Cairo: Salama Musa, 1963. 124 p.

8. Musa S. Ta rbiyyat Salama Musa. Cairo: Mu'assasat al-khanji, 1962. 304 p.

9. Reid D. M. The Rise of Professions and Professional Organization in Modern Egypt // Comparative Studies in Society and History. 1974. Vol. 16. № 1. Р. 24-57.

10. Rida M. R. Tankh al-ustadh al-Imam al-Shaykh Muhammad 'Abduh. Cairo: Matba'at al-Manar, 1906. Vol. 1. 1122 p.

11. Tarrazi Ph. de. Tarikh al-sahafa al-'arabiyya. Beirut: Matba'a al-Amirkaniyya, 1933. Vol. 4. 510 p.

SPECIFICITY OF ARABIC JOURNALISM PROFESSIONALIZATION AT THE END OF THE XIX - IN THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY

Malakhovskii Aleksei Kimovich, Ph. D. in History, Associate Professor Banifadel' Motaz Durgam Nabkhan

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow malakhovskiy_ak@pfur. ru; mo3taz-1993@hotmail. com; nabhan. 1dergham@hotmail. com

The article is devoted to analyzing the process of professionalization of the Arabic periodical press in the period of transition from the traditional Ottoman society of the end of the XIX century to the modern society of the first half of the XX century. The authors examine the specificity of journalists' social status, the changes in the legislation on the press, the early development of professional training and the establishment of the first professional union of the Arabic journalists. The researchers conclude that professionalization of the Arabic journalism occurred in the historically short period against the background of contradictions typical of the traditional society entering the epoch of transformation.

Key words and phrases: traditional Arabic society; Arabic journalism; path of professionalization; official governmental print media; private press; active educated stratum of society; romantic aura of journalism; laws on the press; professionalization of Arabic journalism; personal journalism; journalism of modern type; ethical norms; professional journalistic associations; multi-structural nature of Arabic journalism.

УДК 327.7 Дата поступления рукописи: 03.02.2018

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2018-1.7

В статье рассматривается деятельность Марокко в рамках Организации Исламского сотрудничества (ОИС). В последние десятилетия ислам занимает значительное место в мировой политике. Количество приверженцев ислама с каждым годом увеличивается. Влияние этой религии вышло за рамки государственных границ. Активную деятельность по развитию многостороннего сотрудничества принимают на себя международные организации. Самой крупной и значимой организацией в мусульманском мире является Организация Исламского сотрудничества, одну из ведущих ролей в ней играет Королевство Марокко.

Ключевые слова и фразы: Марокко; исламский фактор; Организация Исламского сотрудничества (ОИС); Комитет по Иерусалиму; арабо-мусульманский мир; Ближний Восток; Северная Африка.

Морозова Надежда Николаевна

Российский университет дружбы народов, г. Москва morozova_nn@rudn. university

КОРОЛЕВСТВО МАРОККО В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (ОИС)

В современном мире все актуальнее становится проблема исламского фактора во внутренней и внешней политике многих стран, как тех, государственной религией которых является ислам, так и других поликонфессиональных государств. В настоящее время ислам представляет собой не просто религию, это цивилизация, и влияние ислама выходит за рамки отдельных государств.

Время от времени в мире история дает нам примеры интеграционных процессов, результатом которых послужило создание тех или иных объединений, способствовавших кооперации мусульманских стран и мусульман в целом. Подобные процессы раз за разом происходили как на региональном, так и на глобальном уровне. Исторически к попыткам объединить людей одной религии можно отнести распространение мусульманского

влияния в период Арабского Халифата, когда популяризация ислама шло вместе с завоеваниями территорий, затем можно выделить период Османской Империи, который, так же, как и эпоха Халифата, стал расцветом мусульманской культуры и религии. Среди более поздних интеграционных форм необходимо отметить попытки объединить мусульман под идеей панисламизма. На основе панисламизма было предпринято много попыток объединений на политической и идеологической основе. Одним из примеров тому служит создание организации «Братья-мусульмане» в Египте, которая впоследствии пустила свои корни по всему арабо-мусульманскому миру и превратила свою деятельность в террористическую и экстремистскую.

К сожалению, современный мир столкнулся не только с положительными, но и с отрицательными формами интеграции, так, в мире появились массовые террористические организации, запрещенные на территории Российской Федерации, а также во многих странах мира: «Аль-Каида», «Исламское государство» и другие.

Однако в мире были примеры и позитивных форм объединения стран как на международном, так и на региональном уровне. Наиболее крупной и действующей до сих пор является созданная 25 сентября 1969 г. Организация Исламского сотрудничества (ОИС), которая до 2011 года носила название Организации Исламская конференция.

В состав ОИС входит большое количество мусульманских стран, а также стран со значительным мусульманским населением. Среди стран-участниц Организации большую часть представляют страны Ближнего Востока и Северной Африки.

ОИС объединяет мусульманские государства всего мира с целью поддержания и развития межгосударственных отношений, представляет собой специфический субъект международного права. Уникальность организации заключается в том, что ОИС - единственная межправительственная организация, построенная на религиозных принципах. ОИС имеет статус наблюдателя в Организации Объединенных Наций, выступая самостоятельной единицей в системе международного права.

Роль Марокко в рамках ОИС велика и значима, о чем говорит сам факт создания Организации 25 сентября 1969 г. в ходе встречи глав мусульманских государств на конференции в столице Марокко - городе Рабате [4].

ОИС является крупной организацией, в состав которой входит 57 государств-членов. Основными целями ОИС стали:

• координация деятельности исламских государств;

• обеспечение исламской солидарности во всех сферах;

• борьба против распространения колониализма и неоколониализма;

• одной из первоначальных целей создания организации являлась поддержка самоопределения палестинского народа;

• на сегодняшний день можно также выделить еще одну цель - борьба с международным терроризмом [Там же].

Отличительной особенностью ОИС является то, что она стала первой международной организацией, основанной на принципе религиозного объединения. Под эгидой ОИС действуют около двух десятков мусульманских объединений и союзов, среди которых ассоциации исламских банков, религиозных деятелей, женщин, молодежи, деятелей культуры и т.д.

До создания Организации существовало три проекта религиозных интеграционных процессов: это Мек-канская конвенция (разработанная в 1924 г.), Каирская конвенция (1926 г.) и Иерусалимская конвенция (1931 г.). Последняя послужила прообразом будущего Комитета по Иерусалиму, который был разработан в рамках ОИС. Три конвенции получили свое название благодаря городам, представляющим особую значимость для всего мусульманского мира. Мекка - священный город для мусульман, место ежегодного паломничества, Иерусалим - город «трех религий», являющийся священным в исламе, а также в христианстве и иудаизме, и Каир - город, также имеющий религиозную значимость. В нем расположен известный на весь мир исламский университет «аль-Азхар».

Созданию подобной организации предшествовало большое количество предпосылок. Необходимо было создать специальное объединение, которое соберет все исламские государства мира в одну действенную организацию. Однако главным поводом к созданию Организации Исламская конференция послужил поджог мечети аль-Акса, обладающей особой значимостью для каждого мусульманина. Израильская агрессия в отношении палестинского народа явилась скрепляющим фактором для арабских стран. В подтверждение тому приведем следующее изречение: «...если бы не было Израиля, его стоило бы придумать для того, чтобы укрепить исламскую солидарность» [12, р. 14].

Было также много разногласий при создании организации, в частности, разнились мнения о том, как именовать такое массовое и глобальное объединение, среди многочисленных вариантов можно выделить два наиболее близких к теме и сути организации: «Организация Исламской солидарности» и «Организация Исламских государств». Последний вариант был отклонен в связи с тем, что наличие в названии слова «государство» регламентирует предоставление членства исключительно независимым государствам, что, в свою очередь, расходится с положениями Организации и притесняет религиозные меньшинства. Вариант «Организация исламских наций» был отвергнут, поскольку мусульманская Умма (в пер. с араб. яз. - нация, община) не имеет разделения на нации, а название «Организация исламской Уммы» не подошло, потому что членом Уммы является каждый мусульманин в силу своей веры [3, с. 110].

Ислам имеет сильное влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику Королевства Марокко. Особенно подчеркивает значение ислама главный лозунг королевства - «Аллах, Родина, Король». Исламский фактор является ключевым в решении многих внешнеполитических вопросов и задач, в частности, именно религиозный фактор играл важную роль в ходе событий арабо-израильского конфликта, проявляясь в концентрации марокканских властей на проблеме статуса Иерусалима. В этой связи в 1979 году Короля Марокко Его Превосходительство Хасана II избрали председателем Комитета по Иерусалиму Организации Исламская конференция [16].

Среди целей и задач основанного на базе ОИС Комитета следует выделить:

• стремление пресечь израильскую агрессию против мусульманского и христианского арабского населения Священного города Иерусалима;

• прекращение иудизации города;

• сохранение арабских и исламских культурных и исторических памятников города Иерусалима, что также содержит в себе протест против агрессивных действий Израиля в отношении важного мусульманского памятника древности и религии - мечети аль-Акса, которая имеет огромную ценность не только для арабов, но и для всего мусульманского мира [4].

На XVII сессии Комитета по Иерусалиму было принято решение о создании в 1998 г. агентства Бейт аль-Кудс аш-Шариф (Дом Священного Иерусалима), штаб квартира которого была размещена в г. Касабланка [15].

На состоявшейся в 2000 г. в городе Агадире сессии Комитета по Иерусалиму президентом Палестины Ясиром Арафатом было продекларировано, что «до тех пор, пока Священный город не будет возвращен Палестине, о безопасности и мире в регионе не может идти и речи» [13].

В ходе палестино-израильского конфликта Комитет по Иерусалиму активно поддерживал стремление палестинцев провозгласить независимое государство, а также Комитет выступал за прекращение израильской оккупации исторических палестинских земель, в том числе Священного города - Иерусалима. Силами Комитета палестинский вопрос поднимался в ООН, который также в дальнейшем призывал сообщество соблюдать изданные по итогам сессий резолюции СБ ООН в отношении Палестины и палестинцев. Среди подобных резолюций были и те, которые призывали мировое сообщество признать государственность Палестины и считать ее законным субъектом международных отношений [5-11], а также в рамках международного права Комитет призывал к принятию решения о вступлении государства Палестины в состав ООН.

Король Марокко всегда пользовался большим авторитетом как среди арабских стран, так и неарабских государств мусульманского мира, этим обусловлено решение передать под ведомство Марокко столь важный для арабо-мусульманского мира Комитет. Необходимо отметить, что представители правящей династии Марокко являются потомками пророка Мухаммеда, что дает Марокко приобрести особый статус в арабо-мусульманском мире. Основываясь на принципе родства с Пророком, в конституции королевства статус короля закреплен как «Амир аль-Муаминин», что в переводе с арабского языка означает «покровитель верующих»1.

Марокко на правах вышестоящей инстанции в рамках Комитета по Иерусалиму ОИС реализует и координирует деятельность Комитета. Такой высокий статус Его Величества Короля Марокко в Организации свидетельствует о высоком уважении к королевской марокканской династии алауитов. Деятельность ОИС направлена на урегулирование региональных проблем, особое внимание уделяется затянувшимся конфликтам, представляющим большую угрозу как для арабо-мусульманского, так и для всего мусульманского мира. В этой связи созданный Комитет по Иерусалиму играет важнейшую роль в ОИС.

25-27 января 2016 г. состоялось подписание «Декларации Марракеш» о правах религиозных меньшинств в мусульманском мире [1]. Эта декларация призывала мусульманских ученых всего мира развивать юридическое понятие «гражданственность», мусульманские образовательные учреждения - проанализировать учебный материал с целью пресечения призывов к агрессии и экстремизму, было одобрено и положительно воспринято государствами - членами ОИС в ходе Саммита Организации [14].

Марокко является членом и ряда других исламских организаций, а также тех, которые были основаны на базе ОИС (например, Организации Исламского образования, науки и культуры (Islamic Educational, Scientific and Cultural Organization (ISESCO)), образованной в 1979 г. в рамках ОИС, членство Марокко с 3 мая 1982 г.).

Королевство Марокко, особенно в период правления короля Хасана II, вело активную деятельность как в рамках ОИС, так и вне активности Организации. Марокко всегда имело собственную четкую позицию относительно происходящего в исламском мире. В свете недавних событий осени 2017 года, связанных с высказыванием американского президента Дональда Трампа о статусе Иерусалима, король Марокко Мухаммед VI сделал ответное заявление о том, что «город Иерусалим является «точкой толерантности» и не может быть местом базирования какого-либо посольства, поскольку статус Иерусалима до сих пор не утвержден официально и по сей день является священной землей и городом трех "небесных религий"» [2]. Данное высказывание марокканского монарха отражает не только позицию королевства, но и общеарабскую позицию в отношении Иерусалима, поскольку король является председателем Комитета по Иерусалиму на базе ОИС. «Вам должно быть известно, какую исключительную важность имеет Иерусалим не только для сторон конфликта, но и для приверженцев трех "небесных религий", - напомнил король Трампу. -Из-за уникальных религиозных особенностей, многовековой исторической самобытности и огромной

1 Конституция Королевства Марокко 2011 г. [Электронный ресурс] / на арабском языке. Раздел 3. Часть 19. URL: http://www.wipo.mt/wipolex/ar/textjsp?fde_id=311586 (дата обращения: 13.03.2018).

политической символичности Иерусалим должен остаться землей сосуществования и символом толерантности для всех...» - говорится в заявлении короля Мухаммеда VI [Там же]. Король также подчеркнул, что изначально Дональд Трамп выступал за поиск мирного решения палестино-израильского конфликта, что полностью противоречит его заявлению о статусе Иерусалима.

Статус королевства в ОИС высок и неоспорим, пока правящая династия Марокко находится у власти. Все ее представители достойно представляли свое королевство в регионе и на мировой арене. Огромный вклад в создание имиджа государства внес отец нынешнего монарха Мухаммеда VI - король Хасан II, его твердая и уверенная региональная политика создала стране образ сильного и независимого государства. Именно в период правления Хасана II Марокко представляло площадку для проведения большого количества саммитов и заседаний различных организаций - ОИС, Лиги арабских государств, Африканского Союза.

Заключая, следует отметить, что король Мухаммед VI выбрал более мягкий курс правления, однако достойно сохраняет статус монархии в арабском мире. Лозунг «Аллах, Родина, Король» продолжает и по сей день быть актуальным для Марокко. В связи с происходящими событиями, связанными со сменой политических режимов, вклад марокканской монархии в поддержание арабо-мусульманского мира особенно важен.

Список источников

1. Декларация Марракеш [Электронный ресурс] / на арабском языке. URL: http://www.marrakeshdeclaration.org/files/ Declaration-Marrakesh-Eng-27-ar.pdf (дата обращения: 04.03.2017).

2. Король Марокко написал Трампу, что Иерусалим должен остаться землей сосуществования [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4787536 (дата обращения: 04.03.2017).

3. Мамаладзе М. С. Религиозный фактор в мировой политике: роль исламских международных организаций в глобализирующемся мире (на примере Организации Исламская Конференция): дисс. ... к. полит. н. СПб., 2008. 221 с.

4. Официальный сайт Организации Исламского сотрудничества [Электронный ресурс] / на арабском языке. URL: https://www.oic-oci.org/home/?lan=ar (дата обращения: 04.03.2017).

5. Резолюция Совета Безопасности ООН об оккупированных Израилем территориях № 465 (1980) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/RES/465(1980) (дата обращения: 04.03.2017).

6. Резолюция Совета Безопасности ООН об оккупированных Израилем территориях № 468 (1980) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/RES/468(1980) (дата обращения: 04.03.2017).

7. Резолюция Совета Безопасности ООН об оккупированных Израилем территориях № 469 (1980) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/RES/469(1980) (дата обращения: 04.03.2017).

8. Резолюция Совета Безопасности ООН об оккупированных Израилем территориях № 471 (1980) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/RES/471(1980) (дата обращения: 04.03.2017).

9. Резолюция Совета Безопасности ООН об оккупированных Израилем территориях № 476 (1980) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/RES/476(1980) (дата обращения: 04.03.2017).

10. Резолюция Совета Безопасности ООН об оккупированных Израилем территориях № 478 (1980) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/RES/478(1980) (дата обращения: 04.03.2017).

11. Резолюция Совета Безопасности ООН об оккупированных Израилем территориях № 484 (1980) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/RES/484(1980) (дата обращения: 04.03.2017).

12. Landow J. M. The Politics of Pan-Islam. N. Y.: Modern Library, 2003. 448 p.

13. OIC Al-Quds Committee Sommet [Электронный ресурс]. URL: https://unispal.un.org/DPA/DPR/unispal.nsf'0/E643464 DC3EEB2CC85256ACD006822C2 (дата обращения: 04.03.2017).

14. Participation du Maroc au 13eme sommet de l'OCI (Участие Марокко в 13-м Саммите ОИС) [Электронный ресурс]. URL: http://www.maroc.ma/fr/actualites/le-ministre-des-affaires-etrangeres-et-de-la-cooperation-represente-sm-le-roi-au-13eme (дата обращения: 13.03.2018).

15. i^Jjll i-^^Vl i^ill Jl ^jill j ^U ^ ¿Ю il^. <u>:b ^ill jjjijll / SJ^aJl i j^lin i jK^ (Выступление Его Величества / Доклад, представленный Его Величеством Королем Мухаммедом VI, председателем Комитета по Иерусалиму на 9-м Исламском саммите) [Электронный ресурс]. URL: http://wwwmaroc.ma/ar/-^lJ-^^^l-il^-^J3-^jll-jJj3jll ijSlx-CiljlKi/A^^^l-iix^^Vl-i^ill-^ll-^jill-ij^J-^jjj (дата обращения: 13.03.2018).

16. ^»jill ij^l i^Uj iH jlj / Cilj^ixj Uilj&l ^jill iiJ (Комитет по Иерусалиму: цели и достижения / Решение о назначении главы Комитета по Иерусалиму) [Электронный ресурс]. URL: http://www.habous.gov.ma/daouat-alhaq/item/6906 (дата обращения: 13.03.2018).

THE KINGDOM OF MOROCCO IN THE CONTEXT OF THE ACTIVITY OF THE ORGANIZATION OF ISLAMIC COOPERATION (OIC)

Morozova Nadezhda Nikolaevna

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow morozova_nn@rudn.university

The article examines the activity of Morocco within the framework of the Organization of Islamic Cooperation (OIC). In recent decades, Islam has occupied a significant place in world politics. The number of adherents of Islam increases every year. The influence of this religion has gone beyond state borders. International organizations take an active part in developing multilateral cooperation. The Organization of Islamic Cooperation is the largest and most significant organization in the Muslim world and one of the leading roles in this organization is played by the Kingdom of Morocco.

Key words and phrases: Morocco; Islamic factor; Organization of Islamic Cooperation (OIC); Al-Quds Committee; Arab-Muslim world; Middle East; North Africa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.