Научная статья на тему 'Саудовская Аравия, арабский и исламский мир накануне образования ОИК'

Саудовская Аравия, арабский и исламский мир накануне образования ОИК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
541
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / АРАБСКИЙ И ИСЛАМСКИЙ МИР / ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / SAUDI ARABIA / THE ARAB AND ISLAMIC WORLD / THE ORGANIZATION OF ISLAMIC CONFERENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковалев Сергей Владимирович

В статье рассматриваются особенности общественно-политической обстановки в регионах распространения ислама накануне образования Организации Исламская Конференция, роль Саудовской Аравии в создании этой организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saudi Arabia, the Arab and Islamic World on the Eve of the Formation of the OIC

The article discusses the features of the socio-political situation in the regions of the spread of Islam on the eve of the establishing of the Organization of Islamic Conference, as well as the role of Saudi Arabia in the creation of this organization.

Текст научной работы на тему «Саудовская Аравия, арабский и исламский мир накануне образования ОИК»

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ, АРАБСКИЙ И ИСЛАМСКИЙ МИР НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОИК

С.В. Ковалев

Кафедра новой и новейшей истории Московский педагогический государственный университет ул. Малая Пироговская, 1/1, Москва, Россия, 119991

В статье рассматриваются особенности общественно-политической обстановки в регионах распространения ислама накануне образования Организации Исламская Конференция, роль Саудовской Аравии в создании этой организации.

Ключевые слова: Саудовская Аравия, арабский и исламский мир, Организация Исламская Конференция.

В 1956 году своеобразной реакцией на тройственную агрессию против Египта стала инициатива Саудовской Аравии создать «исламский пакт» из стран Востока, Северной Африки, Турции, Ирана и Пакистана. Проект преследовал цель «организованного» сближения мусульманских стран с США в противовес альянсу Франции и Великобритании с Израилем. Однако этой инициативе не суждено было сбыться.

В 1965 году король Фейсал во время своего визита в Иран выступил с предложением созвать конференцию глав всех исламских государств. Кроме Ирана и Иордании все остальные исламские страны отвергли эту идею.

В обоих случаях наиболее активным противником создания такого рода организаций выступил президент Египта Насер.

Последствия арабо-израильской войны 1967 года серьезно изменили соотношение сил в регионе. Египет и Сирия были вынуждены пойти на нормализацию отношений с Саудовской Аравией. Египет вывел свои войска из Северного Йемена и прекратил антисаудовскую пропаганду. В январе 1968 года лейбористское правительство приняло решение о выводе всех войск Великобритании из Залива. Известие о предполагаемом выводе войск Великобритании из Залива было встречено в этом районе по-разному. Иран и Ирак, правда, по разным причинам, приветствовали этот шаг. Ирак с 1958 года выступал за ликвидацию колониальной зависимости стран Залива. Правящая верхушка шахского Ирана увидела в сложившейся ситуации возможность удовлетворения собственных экспансионистских претензий в отношении Бахрейнского архипелага и других островов в Заливе. Будучи самой сильной в экономическом и военном отношениях страной в Заливе, Иран надеялся установить свою гегемонию в этом районе после вывода английских войск. Тем более что предполагалось «объединить наиболее крупные страны региона в каком-либо союзе с тем, чтобы возложить на них заботу о безопасности этого региона» [9]. И в этом будущем союзе Иран предполагал занять ведущее место. Саудовская Аравия в связи с решением правительства Великобритании о вы-

воде войск выразила «свое недоумение и сожаление» [8]. Однако для Бахрейна, Катара и княжеств Договорного Омана известие о предполагаемом выводе войск было неожиданностью [1. С 190].

Инициатива создания федерации княжеств, в состав которой могли бы войти также Катар и Бахрейн, выявила значительные противоречия между Саудовской Аравией, Ираном и Ираком, обострила борьбу за лидерство в регионе Залива. Необходимо отметить, что, несмотря на все усилия, Саудовской Аравии не удалось в 1968—1971 годы достичь одной из главных целей в отношении бывших зависимых княжеств — образования федерации, где влияние Саудовской Аравии было бы неоспоримым.

В сентябре 1969 года Насер поддержал идею короля Фейсала созвать конференцию исламских стран на высшем уровне для обсуждения проблемы борьбы за возвращение Иерусалима. 25 августа 1969 года в Каире собрались министры иностранных дел 14 арабских государств, которые поддержали предложение Саудовской Аравии о проведении совещания глав исламских государств для обсуждения событий на Ближнем Востоке. В подготовительный комитет совещания в Рабате вошли Марокко, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Сомали, Малайзия и Нигер. Организация была создана по решению исторического саммита, который состоялся в городе Рабат, Королевство Марокко 12 Раджаба 1389 года хиджры (25 сентября 1969 г.). Саммит собрался в результате криминального поджога мечети Аль-Акса в оккупированном Иерусалиме [10]. В совещании приняли участие делегации 25 государств. Идея создания международной организации в виде исламского пакта стала политической реальностью. Инициатором и идеологом создания организации выступило королевство Саудовская Аравия. ОИК объединила не только все арабские страны, но и ряд государств Азии и Африки, создала основу для участия неарабских мусульманских государств (в частности, Ирана).

К концу 1960-х годов Саудовская Аравия проводила все более активную внешнюю политику. Международная политика правящей династии, особенно по отношению к арабо-мусульманскому миру, определялась стремлением обеспечить плавную эволюцию традиционной консервативной системы королевства, обеспечить трансформацию общественных отношений с допустимым минимумом внутренних потрясений и эффективным отражением внешних враждебных воздействий; поддержав представление о Саудовской Аравии как о «хранительнице духа ислама и Уммы» добиться усиления позиций королевства в регионе Залива, арабском и мусульманском мире. Эти факторы сыграли главенствующую роль в действиях Саудовской Аравии как организатора ОИК. В то же время стремление саудовского режима к лидерству в мусульманском мире не ограничивалось только созданием ОИК.

Еще в 1961 году в Саудовской Аравии была запрещена всякая другая идеология, кроме ислама. Это находилось в полном соответствии с официальной доктриной, основанной на идеологическом отрицании радикализма в форме арабского революционного национализма, социализма или коммунизма. В рассматриваемый период функции конституции в королевстве официально выполнял Коран, а ислам являлся (и является до настоящего времени) официальной религией. Большинство

населения Саудовской Аравии — салафиты (представители направления ханба-литской школы, возникшего в середине 18 века, требующего возврата к первоначальным ценностям ислама, основателем религиозно-политического движения считается Мухаммед ибн Аль-Ваххаб).

Саудиды всегда относились к шиитам, составлявшим меньшинство населения, как гражданам второго сорта. К концу1960-х — в 1970-х годах (особенно после революции в Иране) и в связи с притоком в страну палестинцев — шиитов (в первую очередь, в нефтяную промышленность) отношение к шиитам в королевстве стало меняться, становилось более терпимым при условии безусловного соблюдения ими существующего порядка в стране. Однако недоверие по отношению к исламским движениям шиитов сохранилось и усилилось, особенно вне границ королевства.

К моменту образования ОИК, под влиянием объективных процессов развития, общественная структура саудовской монархии, а, следовательно, и роль религии в ней претерпевали определенные изменения. Король Фейсал попытался совместить влияние западной цивилизации с ортодоксальным исламом и обеспечить материальное и культурное богатство страны в будущем, не затрагивая сферы идеологии и политики. В условиях превращения страны в один и центров силы в регионе Залива саудиды искали и находили механизмы поддержания репутации королевства как лидера исламского мира, активно используя статус «хранителя двух святынь». В саудовском обществе ряды противников режима пополнялись, главным образом, за счет выходцев из крупного, но второстепенного, не связанного со структурами власти племени Утейба, настроенных резко против модернизации и «вестернизации» саудовского общества [2. С. 228—229]. Глубокая религиозность, пронизывающая все саудовское общество, дала неожиданные результаты в виде оппозиции, принимающей религиозную форму, выступающей с более фундаменталистских установок, чем официальный ваххабизм. Сознавая эту опасность, правящий саудовский режим стремился создать надежные защитные механизмы, придавая особое значение внешней политике и, прежде всего, авторитету Саудовской Аравии как центру исламского мира.

К моменту создания Организации Исламская Конференция противоречивая и полная неожиданностей ситуация наблюдалась не только в Саудовской Аравии. В целом, весь мусульманский мир представлял довольно пеструю как в политическом, так и в религиозном плане картину.

В 1968 году была создана Федерация арабских эмиратов, в которую вошли зависимые от Англии Катар, Бахрейн и семь княжеств Договорного Омана [6. С 5]. В 1969 г. территориальные споры, отголоски племенной вражды, личных распрей и конфликтов внутри федерации завели ситуацию в тупик. Позднее, 18 июля 1971 г. шесть эмиратов образовали Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Напряженная ситуация существовала и в Омане, где Фронт освобождения Омана и Арабского залива действовал в направлении объединения всех антиправительственных движений в единый антиколониальный блок с целью «освободить зону Залива». Фронт активно выступал против создания Федерации Арабских Эмиратов под предлогом ее ориентации на Запад.

Ареной активизации радикальных тенденций становился Кувейт. В конце 1960-х гг. произошел раскол одной из ведущих политических групп страны Ат-Талиа, создававшейся как отделение общеарабского Движения арабских националистов. Вышедшее из ее рядов Народно-революционное движение требовало возвращения к исходным позициям с их резко выраженной антизападной направленностью и стремлением ликвидировать «проимпериалистические режимы» в арабском мире. В 1968—1969 гг. члены Движения осуществили серию террористических актов в столице Кувейта. Христианско-мусульманские противоречия, усугублявшиеся широким палестинским присутствием в Ливане, привели к глубокому кризису. Одними из наиболее активных участников этого кризиса стали шииты. В конце 1960-х годов большая часть шиитского населения была сосредоточена в окрестностях Бейрута и в его западной части, рядом с лагерями палестинцев. К концу 1969 г. численность шиитской общины в Ливане насчитывала более 600 тыс. человек, но на высших административных постах в государстве шииты практически представлены не были. Именно шииты позже стали вступать в палестинские военизированные отряды. Шиитское Движение обездоленных выдвинуло программу социальных, политико-экономических реформ в рамках проектируемого на исламских принципах общества социальной справедливости [7. С 190]. В середине 1970-х годов на базе Движения было создано военное командование шиитских формирований «Амаль». Ливанский кризис в скором времени стал одним из центральных вопросов на форумах Организации Исламская Конференция практически на всех уровнях.

В целом, обстановка на Ближнем Востоке в конце 1960-х годов складывалась не в пользу сторонников традиционного ислама. Победившие в 1952 г. в Египте, в 1958 г. в Ираке, в 1962 г. в Северном Йемене, в 1969 г. в Ливии революции ускорили процесс социального расслоения в арабских странах, вызвали к политической жизни новые слои общества. В Сирии и Алжире начались преобразования с ориентацией на страны социалистического лагеря. Начался процесс консолидации палестинского движения. Летом 1969 г. сформировалось Объединенное палестинское командование, куда вошли семь организаций сопротивления — Фатх, Ас-Саика, Народная сила освобождения, Арабский Фронт освобождения Палестины, Арабская палестинская организация, Фронт народной борьбы, Народный (демократический) фронт освобождения Палестины [7. С 190].

В Саудовской Аравии деятельность ваххабитских фундаменталистов, высказывавшихся против ориентации страны на модернизацию и сближение с Западом, приводил к усилению традиционалистских позиций. По словам М. Абира, «улемы рассматривали подъем фундаментализма не только как угрозу ваххабитско-саудов-скому королевству, но и как вызов, направленный непосредственно против них как части саудовской общности» [3. С 18]. Традиционные богословы считали, что подъем исламских и антиправительственных движений в арабском и мусульманском мире несет серьезную опасность дестабилизации и дезорганизации существующих в нем политических и социально-экономических структур. Их глубокую обеспокоенность вызывали события в Иране, где политизированный ислам активно влиял на политическую жизнь.

Уже накануне создания ОИК позиция шиитского духовенства в Иране и расстановка политических сил в стране во многом обусловили возможность сосредоточения в руках улемов политической власти. В середине 1960-х годов шиитские богословы, сохраняя возможность легальной деятельности, выступили в качестве оппозиционной к шахскому режиму политической силы. Летом 1963 г. в Тегеране и Куме прошли антиправительственные выступления. Активизировалась деятельность подпольных мусульманских организаций, выступления которых жестоко подавлялись, преследовались оппозиционные богословы. В 1964 г. был арестован, а затем отправлен в ссылку Р. Хомейни. В конце 1960-х годов он активно включился в пропагандистскую анти-шахскую борьбу, находясь в Ираке. Новым явлением общественно-политической жизни Ирана в конце 1960-х годов стало сближение позиций демократической оппозиции и шиитского духовенства [12. С 18, 63]. Мусульманские страны с беспокойством наблюдали за развитием политической ситуации в Иране. В декабре 1968 г. на встрече в Карачи руководители Пакистана, Ирана, Турции выразили беспокойство ситуацией, складывающейся в Пакистане и Иране.

Серьезную проблему для исламского мира представляли региональные конфликты, очаги которых к концу 1960-х годов сформировались и были готовы в скором времени вспыхнуть, затронув судьбы различных стран и народов. Несомненно, крупнейшим из них был ближневосточный конфликт, ставший одной из продекларированных причин создания ОИК и поводом для консолидации позиций многих мусульманских государств. К середине 1960-х годов обострился кризис в Чаде, вызванный политическим неравенством мусульман и населения севера страны. Четко обозначилось стремление мусульман Чада «присоединиться» к «семье исламских наций» [4. С 493]. Инструментом этого движения стал сформированный в 1966 году Фронт национального освобождения Чада (ФРОЛИНА). Конфликт быстро приобрел международный характер, в него были втянуты и соседние африканские государства.

Еще одним источником напряженности стала проблема Западной Сахары, бывшей испанской колонии. Уже в конце 1950-х годов в Марокко все громче звучала идея «Великого Марокко», включающего Западную Сахару. В 1970-х развернулись широкомасштабные военные действия между Марокко и фронтом ПОЛИСАРИО, поддерживаемым Алжиром. Обострилась ситуация в Эфиопии. Мусульмане Эритреи с 1940-х годов боролись за образование независимого мусульманского государства в Эритрее. С середины 1960-х годов страны Залива рассматривали помощь Эритрее как воплощение идеи исламской солидарности. В мусульманском Судане конфликт между арабами — мусульманами севера страны и негроидным населением юга активно развивался до прихода к власти в 1969 г. в результате военного переворота генерала Нимейри, который продекларировал примирение сторон. Но в марте 1970 года, после подавления военным режимом мятежа сторонников исламской религиозной секты Ансар, конфликт вновь перешел в активную фазу. В 1960-х годах в Южной Азии тлел, периодически перерастая в вооруженные столкновения, индо-пакистанский конфликт, имевший ярко выраженный религиозно-общинный характер.

В 1960-е годы страны, приверженные идее исламского единства, и особенно Саудовская Аравия, начали проявлять заметный интерес к судьбе мусульманских меньшинств, проживавших в немусульманских государствах. Арабо-израильская война 1967 г. значительно усилила этот интерес. В 1960-х годах мусульманское сепаратистское движение принимает большой размах на Филиппинах и в Таиланде. В 1967 году на Филиппинах было основано Движение независимости мусульман, позднее переименованное в Движение за независимость Минданао (ДНМ). В манифесте ДНМ заявило «на весь мир о желании отделиться от Республики Филиппины, чтобы образовать исламское государство, в котором осуществятся идеалы ислама и в котором моро (группа филиппинских народов, исповедующих ислам. — авт.) реализуют свои устремления, разовьют свое исламское наследие с благословения исламского братства» [11. С. 156]. В Таиланде часть мусульман выступала за независимое государство, часть — за объединение с Малайзией или Индонезией. В середине 1960-х годов активизировался Национальный фронт освобождения Паттани, сформировалось значительное количество всевозможных фронтов, группировок, различающихся политическими целями. Объединяло их стремление к установлению исламского государства. Все группировки были ориентированы на мусульманские страны, в первую очередь на Малайзию. В Уганде также шли столкновения на религиозной и этнической основе, а с приходом к власти в январе 1971 года режима Иди Амина в стране начался процесс насильственной исламизация населения.

Центростремительные настроения, существовавшие в крайне неоднородной среде приверженцев ислама, опирающихся на идею общемусульманской Уммы, нашли воплощение в Организации мусульманских объединенных наций, которой, по идее создателей, должна была стать ОИК.

1960-е годы — это начало подъема исламского политического движения. На фоне распада колониальной системы, как реакция на западное влияние, исламское движение для отдельных государств, социальных групп и институтов становилось средством для возможного решения накопившихся проблем и разрешения многолетних конфликтов. В мусульманских государствах деятельность различных мусульманских группировок, выступавших против существующих режимов под лозунгами борьбы с западным влиянием и возвратом к идеальной модели ислама, обеспечивающей единство религии и политики, вызывала единственно возможную реакцию правящих элит — поставить под жесткий контроль деятельность любых религиозных группировок и организаций и направить их активность в то русло, которое не противоречит устоям государственной власти. В странах, где исламские партии и политические организации (иногда только формировавшиеся) находились в оппозиции к официальным властям, почти всегда звучали лозунги борьбы за самоопределение, социальную справедливость, против национальной дискриминации, ущемления прав религиозных общин. Иногда (например, в Турции и Индонезии) — за исламизацию общества.

В условиях формирования нескольких центров силы в регионе Залива, продолжавшегося арабо-израильского противостояния, растущего национально-демократического движения в арабских и исламских странах с одной стороны и фун-

даменталистских настроений в исламском мире, с другой, Саудовская инициатива позволяла найти точки соприкосновения для всех заинтересованных сторон, начать диалог разнонаправленных сил, объединенных принадлежностью к исламу. В призыве короля Фейсала к исламскому единству и солидарности на первом совещании глав государств и правительств в Рабате в 1969 году участники совещания увидели направление движения к частичному решению проблем исламского мира, средство для оказания более эффективного сопротивления угрозе деятельности фундаменталистских организаций, поиска путей решения ближневосточного конфликта.

Таким образом, Саудовская Аравия сделала еще один шаг к лидерству в исламской Умме.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бодянский В.Л. Современный Бахрейн. — М., 1976.

[2] Родригес А.М. Аравийские монархии в ХХ веке. Экономика, политика, социальная структура. — Liwiston, 2000.

[3] Abir M. Oil, power and politics. Conflict in Arabia, the Red Sea and the Gulf. — L., 1974. — 1969. — № 8.

[4] African Affairs. — London, 1980. —№ 317.

[5] Arab opposition. — Beirut.

[6] Central and North Arabia. General description of the economical geography and administrative infrastructure. — Basra, 1979.

[7] Chaliand G. The Palestinian resistance. — N.Y., 1972.

[8] Daily Telegraph. — London. 18. II. I968.

[9] Financial Times. — London. 29. III.1968.

[10] http://www.oic-oci.org/oicv2/page/?p_id=52&p_ref=26&lan=en

[11] Mercado E.R. Culture, Economics and Revolt in Mindanao: the Origin of the MNLF and the Politics of Moro Separatism. — Singapore, 1984.

[12] The Middle East. — Washington, D.C., 1969. —№ 186.

SAUDI ARABIA, THE ARAB AND ISLAMIC WORLD ON THE EVE OF THE FORMATION OF THE OIC

S.V. Kovalev

Modern and Contemporary History Chair Moscow Pedagogical State University Malaya Pirogovskaya str., 1/1, Moscow, Russia, 119991

The article discusses the features of the socio-political situation in the regions of the spread of Islam on the eve of the establishing of the Organization of Islamic Conference, as well as the role of Saudi Arabia in the creation of this organization.

Key words: Saudi Arabia, the Arab and Islamic world, the Organization of Islamic Conference.

REFERENCES

[1] Bodyanskiy V.L. Sovremennyi Bahrein. — М., 1976.

[2] Rodriges Â.M. Araviiskie monarhii v ХХ veke. Ekonomika, politika, sotzial'naya struktura. — Liwiston, 2000.

[3] Abir M. Oil, power and politics. Conflict in Arabia, the Red Sea and the Gulf. — L., 1974. — 1969. — № 8.

[4] African Affairs. — London, 1980. —№ 317.

[5] Arab opposition. — Beirut.

[6] Central and North Arabia. General description of the economical geography and administrative infrastructure. — Basra, 1979.

[7] Chaliand G. The Palestinian resistance. — N.Y., 1972.

[8] Daily Telegraph. — London. 18. II. I968.

[9] Financial Times. — London. 29. III.1968

[10] http://www.oic-oci.org/oicv2/page/?p_id=52&p_ref=26&lan=en

[11] Mercado E.R. Culture, Economics and Revolt in Mindanao: the Origin of the MNLF and the Politics of Moro Separatism. — Singapore, 1984.

[12] The Middle East. — Washington, D.C., 1969. —№ 186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.