5РАСЕ\Л№Г
Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта «Безракетная индустриализация ближнего космоса» как инструмента спасения биосферы Земли
Юницкий А.Э.
Беларусь г Минск доктор философии транспорта,
ООО «Астроинженерные технологии» и ЗАО «Струнные технологии»
Бабаян А.В.
Беларусь, г. Минск,
ООО «Астроинженерные технологии»
116
УДК 339
99
Проект «Безракетная индустриализация ближнего космоса» -глобальный инвестиционный проект, способный предотвратить планетарную экологическую катастрофу и обеспечить будущее земной технократической цивилизации. Стремительное наращивание космической индустриальной мощи является не только существенным фактором его инвестиционного успеха, но и скорейшего достижения им стратегической цели - конкурентного устранения отраслей техносферы Земли, оказывающих угнетающее воздействие на биосферу. Полномасштабный и одновременно быстрый характер индустриализации космоса предъявляет высокие требования к показателям экономической эффективности и грузоподъёмности общепланетарного транспортного средства (ОТС) инженера А.Э. Юницкого. В рамках всестороннего технико-экономического обоснования данного проекта сформулированы принципиально важные организационные и экономические условия хозяйствования для его участников; построена расчётная модель, позволяющая оценивать показатели эффективности ОТС в широком диапазоне режимов транспортной нагрузки; представлены выводы.
Ключевые слова:
космический вектор индустриального развития, общепланетарное транспортное средство (ОТС), технико-экономическое обоснование (ТЭО), биосфера Земли, техносфера Земли.
1,220
Введение
На II международной научно-технической конференции «Безракетная индустриализация космоса: проблемы, идеи, проекты» (Республика Беларусь, Марьина Горка, 2019 г.) авторы выдвинули гипотезу абсолютного конкурентного превосходства космической индустрии [1]. Речь шла не о безусловном конкурентном преимуществе, а только о случае использования разработанного инженером А.Э. Юницким общепланетарного транспортного средства (ОТС) [2], отличающегося уникальными показателями энергоэффективности, пассажиро- и грузоподъёмности промышленных масштабов и, конечно же, электрической тягой и беспрецедентной экологической чистотой. По убеждению авторов, именно ОТС сможет обеспечить такую геокосмическую транспортную доступность, которая позволит широко открыть двери космоса с его неисчерпаемыми энергией, сырьём и пространством, а также с его особой, отсутствующей на планете, технологической средой: невесомостью, глубоким вакуумом, исключительной чистотой, высокими и криогенными температурами, др.
По законам конкурентного рынка, если кому-то из его участников удаётся внедрить инновационную, гораздо более эффективную технологию, то и остальным участникам данного рынка, чтобы выдержать конкуренцию, необходимо внедрить эту или иную, не менее продуктивную инновационную технологию [3]. Так как ОТС, согласно
расчётам, представленным в монографии А.Э. Юницкого [4], не имеет себе равных по эффективности и грузоподъёмности, то рано или поздно именно такой вид геокосмического транспорта будет избран цивилизацией для реализации своего дальнейшего космического техногенного развития.
Стремительное наращивание космической индустриальной мощи является главным фактором не только инвестиционного успеха проекта «Безракетная индустриализация ближнего космоса» (далее - Проект), но и скорейшего достижения им стратегической цели - конкурентного устранения отраслей техносферы Земли, оказывающих угнетающее воздействие на биосферу. Глобальный и одновременно стремительный характер индустриализации космоса предъявляет высокие требования к показателям экономической эффективности и грузоподъёмности ОТС.
Организационно-правовые условия реализации Проекта
Непременное условие начала полномасштабной реализации Проекта - консолидация усилий всего человечества. Прежде всего важно, чтобы широкая мировая общественность, политические и научные круги, бизнес-элита глубоко осознали неизбежность космического вектора индустриального развития. Только после подобного
понимания станет возможным создание под эгидой ООН международного Консорциума с необходимым привлечением к сотрудничеству государств экваториального пояса планеты и как можно большего количества стран-участниц с высоким экономическим и научно-техническим потенциалом. Для того чтобы исключить экономическую дискриминацию, размер минимального вклада в уставный капитал (УК) должен определяться в пропорции к ВВП каждой страны-участницы. Слаборазвитые и развивающиеся государства, даже если они ограничатся минимальными взносами, всё равно будут обладать голосом в органах корпоративного управления Консорциума. Развитые страны-участницы, как и любая другая страна-участница, должны иметь возможность в любое время неограниченно увеличивать число собственных голосов в органах корпоративного управления Консорциума за счёт внесения дополнительных сумм в УК и таким образом наращивания доли своего участия в капитале Консорциума. Для соблюдения прав других участников Консорциума по ранее внесённым ими вкладам в УК необходимо принимать во внимание временной фактор стоимости и перед каждым увеличением УК проводить переоценку текущей стоимости активов Консорциума (оценивая степень реализации Проекта), а все ранее внесённые вложения участников в УК индексировать. В качестве имущественных инвестиций также будут учитываться предпринимаемые странами-участницами меры экономической поддержки исполнителей работ и поставщиков ресурсов в адрес Проекта. Странам-участницам экваториального пояса потребуется сформировать вдоль линии экватора свободные экономические зоны определённой ширины с передачей прав градостроительного регулирования и распоряжения недрами созданных зон Консорциуму, что тоже должно быть оценено и учтено, как их имущественный вклад в УК.
По мнению авторов, именно такие организационно-правовые условия обеспечат Консорциуму максимальное представительство стран и достаточный размер его уставного капитала для реализации Проекта.
Условия привлечения в Проект глобальных инвестиций
Консорциуму предстоит самостоятельно профинансировать 100 % затрат на внедрение геокосмического транспортно-коммуникационного комплекса - опорной отрасли всей космической индустрии. Сюда входит проведение всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с сохранением за собой
прав на вновь созданную интеллектуальную собственность, реализация ОТС и строительство стартовых (взлётно-посадочных) эстакад (на экваторе и орбите) с необходимой для осуществления полётов ОТС энерготранспортной и коммуникационной инфраструктурой. Экваториальный стартовый комплекс важно построить до начала полётов ОТС в составе экваториального линейного города. Орбитальный стартовый комплекс потребуется максимально оперативно смонтировать сразу после начала полётов ОТС в рамках космического индустриального ожерелья «Орбита» (КИО «Орбита»). При этом ни при каких условиях нельзя допустить риск утраты Консорциумом контроля над опорной геокосмической транспортной системой (ГКТС). Например, данное обстоятельство может возникнуть в случае дефолта Консорциума как заёмщика и обращения взыскания на его имущество. Именно поэтому Консорциум не должен иметь право привлекать кредиты и иные формы заёмного финансирования, а его единственным источником финансирования будет являться УК.
Создание остальных компонентов, отраслей и предприятий космической индустрии должно финансироваться большим числом независимых участников-инвесторов со своими частными космическими проектами и инвестициями, но для этого Консорциуму потребуется принятие кардинальных стимулирующих мер.
Объём будущего рынка космических услуг к 2040 г. оценивается экспертами Morgan Stanley, Goldman Sachs, Bank of America и Merrill Lynch в размере 1,1-2,7 трлн USD. Учитывая тот факт, что нынешний рынок космических услуг составляет 335 млрд USD, прогнозируется 2,8-7,7-кратный рост, который аналитики объясняют ожиданиями фундаментальных прорывов в индустриализации космоса [5]. Наличие подобных перспектив подтверждается регулярными анонсами прорывных космических проектов. Их авторы отмечают, что самым труднопреодолимым препятствием является отсутствие эффективного решения по геокосмическим перевозкам. Сегодня доставка грузов на орбиту обходится заказчикам около 10 млн USD/т, при этом в технико-экономических обоснованиях (ТЭО) анонсируемых прорывных проектов их разработчиками закладывается тариф в размере 1 млн USD/т [6, 7].
Забегая вперёд, важно отметить, что экономика ОТС позволит Консорциуму предоставить всем участникам Проекта ставку на подъём грузов и пассажиров на орбиту в 1 млн USD/т, а также ещё более привлекательную стоимость доставки грузов с орбиты на Землю в 0,5 млн USD/т. Однако прорывные космические проекты, будучи по своей сути единичными, не смогут обеспечить действительно глобальный и стремительный характер реализации Проекта.
В качестве кардинальной стимулирующей меры по привлечению как можно большего количества независимых участников-инвесторов авторы рассматривают схему с партнёрством. Заинтересованным сторонам может быть предложено передать в пользу Консорциума не менее 50 % доли в своих космических проектах в обмен на преференции в виде 25- и 50-кратных тарифных скидок. В итоге подъём и спуск грузов для партнёрских космических проектов будет выполняться по льготным расценкам - 40 000 USD/т и 20 000 USD/т соответственно, при этом осуществление 100-процентного финансирования таких проектов должно остаться за самими партнёрами.
Удельные затраты на производство высокотехнологичных устройств (например, электромобиль марки «Тесла» стоимостью 50 000-75 000 USD и весом 2-2,5 тонны) не превышают 25 000 USD/т, что косвенно определяет верхний уровень капитальных затрат на изготовление космического оборудования. Следовательно, удельную стоимость уступки партнёрами половины своих космических проектов в пользу Консорциума можно оценить в 12 500 USD/т. Таким образом, выгода, получаемая партнёрами от снижения Консорциумом для них тарифа на 960 000 USD/т и 980 000 USD/т для подъёма и спуска грузов соответственно, гораздо выше стоимости, сделанной партнёрами
в пользу Консорциума уступки прав в своём проекте. По мнению авторов, от предложения подобного партнёрства вряд ли кто-нибудь откажется. Данные партнёрские условия не являются офертой и рассматриваются пока только как один из сценарных вариантов.
В качестве иллюстрации того, как влияет размер оплаты за доставку оборудования на орбиту на полные капитальные затраты, себестоимость и сроки окупаемости космических проектов, представлено укрупнённое технико-экономическое обоснование создания космической солнечной электростанции (КСЭС) мощностью 10 ГВт для партнёров (таблица 1). Себестоимость электроэнергии партнёрских проектов КСЭС будет равна 0,016 USD/^™) для отпуска потребителям в космосе и 0,027 USD/^™) -для отпуска потребителям на Земле. Продажа партнёрскими КСЭС половины получаемой электроэнергии потребителям в космосе по тарифу 0,05 USD/иВт-ч) и оставшейся половины электроэнергии потребителям на Земле по цене 0,08 USD/^™) рентабельна на 211,1 %, а простой срок окупаемости составит всего 6,5 лет.
Полные капитальные затраты на проект КСЭС, оборудование которого доставлено на орбиту по стандартному тарифу 1 млн USD/т, достигнут 105,7 млрд USD (таблица 2а), что даже не позволяет такому проекту окупиться (таблица 2б).
Таблица 1 - Проект КСЭС мощностью 10 ГВт
Космическая солнечная электростанция (КСЭС) Капитальные затраты
1 2 3
Удельная мощность солнечного светового потока на 1 м2 1,4 кВт/м2
КПД плёночных солнечных батарей 60 %
Установленная мощность КСЭС 10 ГВт (млн кВт)
Удельный вес космической части оборудования КСЭС 10 кг/кВт
Вес - компоненты космической части КСЭС 100 000 т
Удельные капитальные затраты - производство оборудования 50 000 USD/т
Создание космической части КСЭС 5 млрд USD
иР Р Тариф на геокосмические перевозки 40 000 USD/т
Доставка на орбиту космической части КСЭС 4 млрд USD
Удельные капитальные затраты - монтаж в космосе 2000 USD/т
Монтаж космической части КСЭС 0,2 млрд USD
Удельная стоимость - производство на Земле 10 % (космической части)
Создание наземной (ректенны) части КСЭС 0,5 млрд USD
Полные капитальные затраты на КСЭС 9,7 млрд USD
Космическая солнечная электростанция (КСЭС) Операционные расходы
Удельные затраты - обслуживание и ремонт 3 % от кап. затрат
Удельные затраты - аварийный ремонт 1 % от кап. затрат
Обслуживание и ремонт космической части КСЭС 0,37 млрд иЗО/год
Срок полной амортизации - космическая часть КСЭС 25 лет
Амортизация космической части КСЭС 0,37 млрд иЗй/год
Удельные затраты - обслуживание и ремонт 3 % от кап. затрат
Удельные затраты - аварийный ремонт 1 % от кап. затрат
Обслуживание и ремонт наземной части КСЭС 0,02 млрд иЗй/год
Срок полной амортизации - наземная часть КСЭС 25 лет
Амортизация наземной части КСЭС 0,02 млрд иЗй/год
Удельная плотность операторов 5 штат. ед/км
Общая численность персонала 50 штат. ед.
Средний уровень оплаты с учётом налогов 50 000 иЗй/год х штат. ед.
Затраты на оплату персонала 0,003 млрд иЗй/год
Полные операционные затраты на КСЭС 0,78 млрд USD/год
Коэффициент освещённости батарей КСЭС 55 % (на солнечной стороне)
Годовой объём выработки электричества в космосе 48,18 млрд кВтч/год
Потери преобразования «генерация - антенна - ректенна - сеть» 60 % (КПД)
Приведённая мощность КСЭС на Земле 6 ГВт
Годовой объём выработки электричества на Земле 28,91 млрд кВтч/год
Себестоимость электроэнергии в космосе Себестоимость электроэнергии на Земле 0,016 0,027 USD/кВтч) USD/кВтч)
Таблица 2а - Влияние тарифов на капитальные затраты
Сравнение затрат на подъём КСЭС
Себестоимость S Консорциум C Партнёр P Участник R
0,3 2 40 1000 Тариф, тыс. USD/т Доставка на орбиту
100 99,8 96 0 Скидка, % Эффективная
0,03 0,2 4 100 млрд USD Затраты на подъём
5,73 5,9 9,7 105,7 млрд USD Полные капитальные затраты
5,4 5,6 9,2 100 % Экономия капитальных затрат
CAPEX - VS - RATES
2
3
Таблица 2б - Влияние тарифов на инвестиционную привлекательность
Сравнительная экономика
Себестоимость S Консорциум C Партнёр P Участник R Вариант -партнёр
-5,73 -5,9 -9,7 -105,7 -9,7 Капитальные затраты КСЭС, млрд USD Тариф Доля, %
1,2 1,2 1,2 1,2 1,205 Электроэнергия в космосе, млрд USD 0,05 50
1,16 1,16 1,16 1,16 1,156 Электроэнергия на Земле, млрд USD 0,08 50
СЭ -0,45 -0,76 -8,44 -0,759 Операционные расходы КСЭС, млрд USD
-3,81 -3,99 -8,1 -111,78 -8,098 Чистый денежный поток, млрд USD
1,92 1,91 1,6 -6,08 1,602 EBITDA, млрд USD
2,98 3,09 6,05 -17,39 6,05 Окупаемость, лет
Приведённый пример свидетельствует о том, что льготный партнёрский тариф за выход в индустриальный космос сделает множество прорывных (и не только) космических проектов инвестиционно-привлекательными, так как объём необходимых им инвестиций многократно снизится. Кроме того, инвестиционные фонды и банки неизбежно пересмотрят своё отношение к утратившим перспективу индустриальным проектам на Земле и перенаправят собственные капиталы в сторону индустриальных проектов в космосе, в которых такая перспектива вырастет.
Выгоды Консорциума от применения подобных стимулирующих мер - это многократно возросший спрос на геокосмические перевозки, привлечение инвестиций в отсутствие каких-либо кредитных обязательств, управленческий контроль над многими проектами реального сектора космической индустрии, пополнение доходной части бюджета партнёрскими поступлениями в счёт полученных 50 % участия в космических проектах своих партнёров, а также высокая степень диверсификации участников космической индустрии и формирование нового конкурентного космического рынка.
Организации системы ООН давно ведут активную деятельность по ограничению угнетающего биосферу Земли антропогенного влияния техносферы, созданной человечеством на планете. В 1992 г. принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата, которую ратифицировали 197 государств. В 1995 г. страны начали переговоры, а два года спустя 192 государства ратифицировали Киотский протокол, обязывающий развитые страны сокращать выбросы парниковых газов. На 21-й сессии Конференции сторон
Рамочной конвенции ООН об изменении климата, состоявшейся в 2015 г. в Париже, заключено историческое соглашение по борьбе с изменением климата в части ограничения углеродных выбросов и низкоуглеродного развития. Учитывая вышесказанное, а главное - высокую эффективность Проекта в достижении целей спасения биосферы Земли и будущего цивилизации, вполне обоснованно ожидать получение его участниками всякого рода торговых и налоговых преференций.
По мнению авторов, особые инвестиционные и экономические условия хозяйствования вызовут приток такого большого числа участников и партнёров со своими космическими проектами и инвестициями, что это обеспечит Проекту и глобальный характер, и стремительный темп его практической реализации.
Технико-экономическое обоснование Проекта
Для создания технико-экономического обоснования эффективности ОТС использованы исходные данные, определённые автором-разработчиком инженером А.Э. Юниц-ким в ряде своих научных работ [4]:
• весогабаритные характеристики ОТС, в том числе собственный вес в 30 млн тонн и вес максимально поднимаемых и спускаемых грузов и пассажиров в 10 млн тонн;
• протяжённость ОТС - 40 075 км по Земле вдоль экватора и 41 332 км - вдоль низкой околоземной орбиты, если её высота 400 км;
• энергозатраты для подъёма ОТС с полным грузом равны кинетической энергии всей конструкции ОТС с грузом при её разгоне до первой космической скорости (плюс 20 % - запас энергии), которую прежде необходимо будет сообщить двум охватывающим планету маховикам общим весом в 20 млн тонн, вращающимся в корпусе ОТС в вакуумном канале в режиме магнитной левитации;
• уровень энергетических потерь в соответствии с принятым в расчётах общим КПДОТС - 90 % (этот показатель взят с большим запасом, так как дальнейшие исследования по оптимизации показывают, что общий КПДОТС может быть увеличен до 97-98 %);
• полный ресурс ОТС за весь период амортизации в 10 000 запусков;
• удельный показатель по численности обслуживающего персонала в пять штатных единиц на каждый километр протяжённости ОТС вдоль экватора с уровнем оплаты труда в 50 000 иБР/год с учётом всех налогов;
• удельные затраты на строительство экваториальной стартовой эстакады с необходимой для начала полётов ОТС инфраструктурой в 25 млн иБР/км для 20 % участков суши и в 35 млн иБР/км для 80 % участков океана.
В ТЭО также учтены экономические условия хозяйствования, в том числе запрет Консорциуму на привлечение кредитных источников финансирования и освобождение от фискальной нагрузки. В качестве отпускных ставок на геокосмические перевозки в расчётах приняты стандартный тариф 1 млн иБР/т и партнёрский тариф 40 000 иБР/т для доставки грузов на экваториальную орбиту.
Используемые в расчётах расценки на спуск грузов с орбиты составляют 50 % от стоимости подъёма. В случае если грузоперевозчиком является сам Консорциум, то применяются на порядок более выгодные, близкие к себестоимости тарифы в 2000 USD/т и 1000 USD/т на подъём и спуск грузов соответственно. Для оценки операционных расходов, связанных с энергозатратами (и дополнительных энергодоходов), в расчётах используется ставка в 0,05 USD/fcB™), по которой в течение первого года полётов ОТС закупается электроэнергия (ночной тариф) и по которой вся генерируемая спуском грузов электроэнергия реализуется (дневной тариф) на оптовом энергорынке земной части техносферы. Со второго года индустриализации космоса в расчётах энергозатрат ОТС предусмотрено использование электроэнергии, получаемой космической солнечной энергетикой по партнёрскому тарифу в размере 0,02 USD/fcB™).
В рамках ТЭО также был проведён расчёт капитальных затрат, операционных расходов и значений себестоимости геокосмических перевозок ОТС. Общая сумма капитальных затрат на реализацию общепланетарной транспортной системы, позволяющей начать полёты ОТС, оценивается в 2204 млрд USD; в том числе: НИОКР -116 млрд USD, создание ОТС (с вышеперечисленными характеристиками) - 750 млрд USD, стартовая эстакада с начальной инфраструктурой - 1322 млрд USD, включая сухопутную часть - 200 млрд USD и океаническую часть -1122 млрд USD. Кроме этого, в качестве капитальных затрат приняты расходы на электроэнергию неснижаемого запаса кинетической энергии маховиков для подъёма собственного веса ОТС без груза - 16 млрд USD (таблица 3).
Таблица 3 - Капитальные затраты на создание ГКТС
Геокосмическая транспортная система Капитальные затраты
1 2 3
Затраты на проведение НИОКР 116 млрд USD
Сухой (собственный, без груза) вес ОТС 30 млн т
Максимальная грузоподъёмность ОТС 10 млн т
Максимальный взлётный вес ОТС 40 млн т
Протяжённость экваториальной эстакады 40 076 км
Удельная стоимость (аналог - электромобиль) 25 000 USD/т
Затраты на создание ОТС 750 млрд USD
Доля сухопутной части экваториальной эстакады 20 Доля периметра, %
Протяжённость сухопутной части эстакады 8015,2 км
1 3
Удельная стоимость сухопутного участка эстакады 25 млн USD/км
Строительство сухопутной части эстакады 200,38 млрд USD
Доля океанической части экваториальной эстакады 80 Доля периметра, %
Протяжённость океанической части эстакады 32 060,8 км
Удельная стоимость океанического участка эстакады 35 млн USD/км
Строительство океанической части эстакады 1122,13 млрд USD
Энергия подъёма с полной загрузкой +20 % (запас) 417,1 млрд кВт-ч
Доля энергозатрат на подъём веса ОТС 75 %
Доля энергозатрат на подъём максимума груза 25 %
Тариф на покупку электроэнергии (ночной) 0,05 USD/(KBT-4)
Стоимость энергии подъёма ОТС с полной загрузкой 20,85 млрд USD
Затраты на энергию подъёма ОТС без нагрузки 15,64 млрд USD
Полные капитальные затраты на создание ГКТС 2204,15 млрд USD
Общая сумма операционных расходов ОТС при 50 рейсах в год с полной загрузкой для варианта только подъёма грузов (что более характерно для начальных этапов индустриализации космоса) округлённо составляет 360 млрд иБР/год, в том числе: расходы на покупку (земной по ночному тарифу)
электроэнергии подъёма груза в 261 млрд иБР/год и электроэнергии потерь (при КПД 90 %) в 78 млрд иБР/год, расходы на обслуживание и ремонт (удельная амортизация на рейс) в 11 млрд иБР/год, а также постоянные годовые расходы на оплату труда в 10 млрд иБР/год (таблица 4).
Таблица 4 - Операционные расходы ГКТС
Геокосмическая транспортная система Операционные расходы
1 2 3
Число плановых рейсов ОТС в год 50 Рейсов/год
В том числе затраты энергии на подъём (-) и спуск (+) груза 5,21 млрд иБР/рейс
Расходы на энергию подъёма груза 260,69 млрд иЗй/год
КПД электрического двигателя и магнитного подвеса 0,9 %
Потери электроэнергии в % от энергии подъёма 1,56 млрд иБР/рейс
Расходы на потери энергии (за полный рейс ОТС) 78,21 млрд иБй/год
Число запусков ОТС за период полной амортизации 10 000 Запусков всего
Объём грузопотока за весь период амортизации 100 млрд тонн
Удельные затраты на обслуживание и ремонт 0,22 млрд иБР/рейс
Расходы на обслуживание и ремонт (амортизация) 11,02 млрд иБй/год
Линейная плотность персонала 5 штат. ед/км
Общая численность персонала 200 380 штат. ед.
Средний уровень оплаты с учётом налогов Удельные затраты на оплату персонала Расходы на оплату труда персонала и отчисления
Полные операционные расходы ГКТС
Удельные расходы на энергию подъёма (-)/спуска (+) груза Удельные расходы на энергопотери (подъём/спуск ОТС) Удельные расходы на обслуживание и ремонт (амортизация) Удельные затраты на оплату труда персонала
50 000 0,2 10,02
521,37 156,41 22,04 20,04
иБР/год х штат. ед. млрд иБР/рейс млрд иБР/год
млрд УЭй/год
иБР/т иБР/т иБР/т иБР/т
Себестоимость подъёма тонны груза 620,62 УЭй/т
Доход (дополнительный) для спуска тонны груза -422,13 УЭй/т
Себестоимость геокосмических грузоперевозок определяется отдельно для каждого из двух направлений грузоперевозок. В случае с выведением грузов на орбиту (подъём) себестоимость составляет 620 иБР/т, учитывая прямые расходы электроэнергии подъёма и косвенные расходы (энергетические потери, обслуживание и ремонт, оплата труда персонала), пропорциональные доле поднятого груза к общему объёму перевезённых грузов в обоих направлениях. При доставке грузов с орбиты на Землю (спуск) себестоимость принимает отрицательное значение (что означает дополнительный доход): -422 иБР/т, так как доход от реализации генерируемой (рекуперируемой) спуском груза электроэнергии за вычетом косвенных расходов (энергетические потери, обслуживание и ремонт, оплата труда персонала) в данных условиях оказался меньше генерируемого дохода.
Рентабельность стандартного тарифа на подъём грузов в 1 млн иБР/т поражает своими значениями и равняется 161 000 %. При стандартной ставке на спуск грузов в 0,5 млн иБР/т понятие рентабельности отсутствует, так как транспортная услуга в этом направлении не только себя окупает, но и приносит дополнительный (сверх тарифа) доход. Даже в случае с льготной для партнёров расценкой на подъём грузов в 40 000 иБР/т рентабельность не менее поразительна и составляет 6300 %. При льготной стоимости на спуск грузов в 20 000 иБР/т также отсутствует понятие рентабельности. Прямым аналогом работы ОТС по спуску грузов с орбиты на Землю являются гидроэлектростанции - в обеих системах потенциальная энергия груза и воды переходит в кинетическую энергию ротора и затем к генерации электроэнергии в статоре.
рг^аа
В рамках ТЭО проведён анализ устойчивости показателей себестоимости геокосмических грузо-пассажирских перевозок ОТС: для различных степеней загруженности рейсами в год, различной загруженности однонаправленных грузопотоков и неполной загруженности единичного рейса в год. Расчёты проделаны для двух энерготарифов - покупного (0,05 USD/СкВт-ч]] и партнёрского (0,02 USD/(кВт•ч)).
Для единственного рейса в год с полной загрузкой ОТС в обоих направлениях и покупной электроэнергией себестоимость подъёма и спуска грузов составит 1111 USD/т и 68,8 USD/т соответственно. Для двух таких рейсов в год себестоимость подъёма и уже отрицательная
себестоимость спуска (дополнительный доход) будут равны 861 О/т и -182 О/т соответственно. Для 50 подобных рейсов в год себестоимость подъёма и доход спуска, как отмечено выше, достигнут 620 иБР/т и -422 О/т соответственно. При потреблении собственной электроэнергии по льготному тарифу произойдёт практически пропорциональное снижение себестоимости подъёма. Так, для одного, двух и 50 рейсов в год она станет 798,7 иБР/т, 548,3 иБР/т и 307,8 иБР/т. На себестоимость спуска изменение энерготарифа не влияет, потому что на спуске энергия не расходуется, а генерируется и затем реализуется по фиксированной (согласно ТЭО) рыночной ставке 0,05 иБР/(кВт-ч) (таблица 5).
Таблица 5 - Влияние числа рейсов в год на себестоимость подъёма и спуска
Покупной тариф 0,05 USD/(kBt-4) Льготный тариф 0,02 USD/(kBH
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Влияние числа рейсов в год Число рейсов/ год 1 2 5 10 40 50 1 2 5 10 40 50
Грузопоток - подъём млн т/год 10 20 50 100 400 500 10 20 50 100 400 500
Число рейсов в год -подъём Рейсов/год 1 2 5 10 40 50 1 2 5 10 40 50
Загрузка крайнего рейса - подъём % загрузки - - - - - - - - - - - -
Объём грузопотока -спуск млн т/год 10 20 50 100 400 500 10 20 50 100 400 500
Число рейсов в год -спуск Рейсов/год 1 2 5 10 40 50 1 2 5 10 40 50
Загрузка крайнего % загрузки
рейса - спуск
Валовый грузовой поток млн тгод 20 40 100 200 800 1000 20 40 100 200 800 1000
Число плановых рейсов в год Рейсов/год 1 2 5 10 40 50 1 2 5 10 40 50
Преимущественный грузопоток Подъём = = спуск Равный Равный Равный Равный Равный Равный Равный Равный Равный Равный Равный Равный
Загрузка рейсовая (max 50 рейсов/год) % рейсов/год 2 4 10 20 80 100 2 4 10 20 80 100
Операционные расходы млрд иЗО/год -11,8 -13,59 -18,94 -27,86 -81,4 -99,25 -8,68 -7,33 -3,3 3,42 43,73 57,17
Затраты на электроэнергию подъёма груза млрд иБР/год -5,214 -10,427 -26,069 -52,137 -208,549 -260,687 -2,085 -4,171 -10,427 -20,855 -83,42 -104,275
Доходы электрогенерации при спуске груза млрд иБР/год 5,214 10,427 26,069 52,137 208,549 260,687 5,214 10,427 26,069 52,137 208,549 260,687
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Затраты на потери электроэнергии млрд USD/год -1,564 -3,128 -7,821 -15,641 -62,565 -78,206 -1,564 -3,128 -7,821 -15,641 -62,565 -78,206
Обслуживание млрд USD/год
и ремонт (амортизация) -0,22 -0,441 -1,102 -2,204 -8,817 -11,021 -0,22 -0,441 -1,102 -2,204 -8,817 -11,021
Затраты на оплату персонала млрд USD/год -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019
Себестоимость
геокосмических USD/т 1180,4 679,4 378,8 278,6 203,5 198,5 867,5 366,6 66 -34,2 -109,3 -114,3
перевозок
Себестоимость подъёма груза USD/т 1111,6 861,1 710,8 660,7 623,1 620,6 798,7 548,3 398 347,9 310,3 307,8
Себестоимость спуска груза USD/т 68,8 -181,7 -332 -382,1 -419,6 -422,1 68,8 -181,7 -332 -382,1 -419,6 -422,1
Для единственного рейса в год с полной загрузкой ОТС до 720 иБР/т. При потреблении собственной электроэнер-
(в одном направлении подъёма) при покупном энерго- гии произойдёт практически пропорциональное снижение
тарифе себестоимость подъёма грузов составит 1702 иБР/т. себестоимости подъёма. Так, для одного, двух и 50 рей-
Уже для двух аналогичных рейсов в год она будет равна сов в год она составит 1389 иБР/т, 530 иБР/т и 407 иБР/т
843 иБР/т, а для 50 подобных рейсов в год уменьшится соответственно (таблица 6).
Таблица 6 - Влияние числа рейсов в год на себестоимость только подъёма
Покупной тариф 0,05 USD/иВт-ч) Льготный тариф 0,02 USD/(kBH
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Влияние числа Число
рейсов в год - рейсов/ 1 7 8 20 40 50 1 7 8 20 40 50
только подъем год
Грузопоток - подъём млн т/год 10 70 80 200 400 500 10 70 80 200 400 500
Преимущественный грузопоток Подъём = = спуск Подъём Подъём Подъём Подъём Подъём Подъём Подъём Подъём Подъём Подъём Подъём Подъём
Загрузка рейсовая (max 50 рейсов/год) % рейсов/год 2 14 16 40 80 100 2 14 16 40 80 100
Операционные расходы млрд иЗО/год -17,02 -59,01 -66,01 -149,98 -289,95 -359,93 -13,89 -37,11 -40,98 -87,42 -164,82 -203,52
Затраты на электроэнергию подъёма груза млрд иБР/год -5,214 -36,496 -41,71 -104,275 -208,549 -260,687 -2,085 -14,598 -16,684 -41,71 -83,42 -104,275
Доходы млрд иБР/год
электрогенерации при спуске груза
Затраты на потери электроэнергии млрд иБР/год -1,564 -10,949 -12,513 -31,282 -62,565 -78,206 -1,564 -10,949 -12,513 -31,282 -62,565 -78,206
1 2 3 4 5 O 7 S 0 10 11 12 13 14
Обслуживание и ремонт (амортизация) млрд USD/год -0,22 -1,543 -1,7O3 -4,40S -S,S17 -11,021 -0,22 -1,543 -1,7O3 -4,40S -S,S17 -11,021
Затраты на оплату персонала млрд USD/год -10,019 -10,019 -10,01O -10,010 -10,01O -10,010 -10,010 -10,010 -10,010 -10,010 -10,010 -10,010
Себестоимость геокосмических перевозок USD/т 1701,7 843 825,1 749,9 7г4,9 719,9 1388,9 530,1 51г,г 437,1 412,1 407
Для единственного рейса в год с полной загрузкой ОТС (в одном направлении спуска) при покупном энерготарифе себестоимость спуска грузов составит 659 USD/т. Для двух таких рейсов в год она достигнет уже 158 USD/т. Начиная с третьего рейса, себестоимость спуска примет отрицательное значение (дополнительный доход), равный -9 USD/т.
Для 50 подобных рейсов в год отрицательная себестоимость (дополнительный доход) будет соответствовать -323 иБР/т. На себестоимость спуска изменение энерготарифа не влияет, так как на спуске энергия не расходуется, а генерируется и затем реализуется по фиксированной (согласно ТЭО) рыночной стоимости 0,05 иБРДкВт-ч) (таблица 7).
Таблица 7 - Влияние числа рейсов в год на себестоимость только спуска
Покупной тариф 0,05 USD/^B^) Льготный тариф 0,02 USD/fcBH
Влияние числа Число
рейсов в год - рейсов/ 1 г 3 10 45 50 1 2 3 10 45 50
только спуск год
Объём грузопотока -спуск млн т/год 10 20 30 100 450 500 10 20 30 100 450 500
Преимущественный грузопоток Подъём = = спуск Спуск Спуск Спуск Спуск Спуск Спуск Спуск Спуск Спуск Спуск Спуск Спуск
Загрузка рейсовая (max 50 рейсов/год) % рейсов/год 2 4 O 20 00 100 2 4 O 20 00 100
Операционные расходы млрд иЗО/год -6,59 -3,16 0,27 24,27 144,29 161,44 -6,59 -3,16 0,27 24,27 144,29 161,44
Затраты млрд иБР/год
на электроэнергию подъёма груза
Доходы электрогенерации при спуске груза млрд иБР/год 5,214 10,427 15,O41 52,137 234,O1S 2O0,OS7 5,214 10,427 15,O41 52,137 234,O1S 2O0,OS7
Затраты на потери электроэнергии млрд иБР/год -1,5O4 -3,12S -4,O02 -15,O41 -70,3S5 -7S,20O -1,5O4 -3,12S -4,O02 -15,O41 -70,3S5 -7S,20O
Обслуживание млрд иБР/год
и ремонт (амортизация) -0,22 -0,441 -0,OO1 -2,204 -0,010 -11,021 -0,22 -0,441 -0,OO1 -2,204 -0,010 -11,021
Затраты на оплату персонала млрд иБР/год -10,010 -10,010 -10,010 -10,010 -10,010 -10,010 -10,010 -10,010 -10,010 -10,010 -10,010 -10,010
Себестоимость
геокосмических иЗй/т 659 158 -9 -242,7 -320,7 -322,9 659 158 -9 -242,7 -320,7 -322,9
перевозок
Для единичного за год рейса ОТС, загруженного в обоих направлениях на 10 %, значение возросшей себестоимости подъёма и спуска составит 6423 О/т и 5380 УБР/т соответственно. Для единичного рейса ОТС, загруженного в двух направлениях всего на 2 %, значение ещё более возросшей себестоимости подъёма и спуска будет равно 30 030 УБР/т и 28 824 УБР/т соответственно.
Для единичного рейса ОТС, загруженного в обоих направлениях всего на 1 %, значение ещё более возросшей себестоимости подъёма и спуска достигнет 59 539 УБР/т и 58 496 УБР/т соответственно. Даже при столь малой, как 1 %, загрузке ОТС себестоимость подъёма грузов 59 539 УБР/т станет почти в 17 раз ниже стандартного тарифа на подъём в 1 млн УБР/т (таблица 8).
Таблица 8 - Влияние уровня загруженности на себестоимость единичного рейса в год
Покупной тариф 0,05 ÜSD/IkBt-ч) Льготный тариф 0,02 ÜSD/ЕкВт-ч)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Влияние недозагруженности одного рейса в год % загрузки рейса 100 80 10 2 1,5 1 100 80 10 2 1,5 1
Грузопоток - подъём млн т/год 10 8 1 0,2 0,15 0,1 10 8 1 0,2 0,15 0,1
Число рейсов в год -подъём Рейсов/год 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Загрузка крайнего рейса - подъём % загрузки - 80 10 2 1,5 1 - 80 10 2 1,5 1
Объём грузопотока -спуск млн т/год 10 8 1 0,2 0,15 0,1 10 8 1 0,2 0,15 0,1
Число рейсов в год -спуск Рейсов/год 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Загрузка крайнего рейса - спуск % загрузки - 80 10 2 1,5 1 - 80 10 2 1,5 1
Валовый грузовой поток млн т/год 20 16 2 0,4 0,3 0,2 20 16 2 0,4 0,3 0,2
Число плановых рейсов в год Рейсов/год 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Преимущественный грузопоток Подъём = = спуск Равный Равный Равный Равный Равный Равный Равный Равный Равный Равный Равный Равный
Загрузка рейсовая (тах 50 рейсов/год) % рейсов/год 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Тариф земной кВт-ч 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
Тариф космический кВт-ч - - - - - - 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02
Операционные расходы млрд иЗй/год -11,8 -11,8 -11,8 -11,8 -11,8 -11,8 -8,68 -9,3 -11,49 -11,74 -11,76 -11,77
Затраты на электроэнергию подъёма груза млрд УБР/год -5,214 -4,171 -0,521 -0,104 -0,078 -0,052 -2,085 -1,668 -0,209 -0,042 -0,031 -0,021
Доходы электрогенерации при спуске груза млрд УБР/год 5,214 4,171 0,521 0,104 0,078 0,052 5,214 4,171 0,521 0,104 0,078 0,052
Затраты на потери млрд УБР/год -1,564 -1,564 -1,564 -1,564 -1,564 -1,564 -1,564 -1,564 -1,564 -1,564 -1,564 -1,564
электроэнергии
Обслуживание и ремонт (амортизация) млрд УБР/год -0,22 -0,22 -0,22 -0,22 -0,22 -0,22 -0,22 -0,22 -0,22 -0,22 -0,22 -0,22
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Затраты на оплату персонала млрд USD/год -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019 -10,019
Себестоимость
геокосмических USD/т 1180,4 1475,4 11 803,5 59 017,7 78 690,2 118 035,4 867,5 1162,6 11 490,7 58 704,9 78 377,4 117 722,5
перевозок
Себестоимость подъёма груза USD/т 1111,6 1259,1 6423,1 30 030,2 39 866,5 59 539,1 798,7 946,3 6110,3 29 717,4 39 553,7 59 226,2
Себестоимость спуска груза USD/т 68,8 216,3 5380,4 28 987,5 38 823,7 58 496,3 68,8 216,3 5380,4 28 987,5 38 823,7 58 496,3
Кроме того, в рамках ТЭО проведён анализ инвестиционной привлекательности проекта «Безракетная индустриализация ближнего космоса». Для выполнения аналитической работы использованы дополнительные объёмно-временные исходные данные, определённые инженером А.Э. Юницким в ряде своих научных работ [4]. Так, рассмотрены: 20-летний подготовительный период с графиком ежегодного распределения полных капитальных затрат на НИОКР, а также на создание ОТС и строительство экваториальной эстакады с необходимой инфраструктурой; 21-летний период индустриализации космоса с графиком ежегодных грузоперевозок в обоих направлениях.
Анализ инвестиционной привлекательности произведён для двух вариантов спроса. В том и другом случае
объём грузоперевозок остаётся неизменным и отвечает практическим задачам Проекта. В первом (пессимистичном) варианте, ввиду практически полного отсутствия спроса со стороны участников-инвесторов, заказчиком 97,5 % всех геокосмических перевозок вынужденно выступает сам Консорциум. Подавляющая часть геокосмических перевозок осуществляется для него по близким к себестоимости тарифам на подъём и спуск грузов - 2000 О/т и 1000 О/т соответственно. Только 2,5 % геокосмических перевозок будут выполнены партнёрами-инвесторами, также использующими льготные расценки. Для удобства восприятия показателей за длительный 41-летний период массив данных разделён на этапы - по пять лет каждый (таблица 9).
Таблица 9 - Анализ денежных потоков для варианта отсутствия внешнего спроса
Объём, структура, динамика спроса 20202039 2040 20412045 20462050 20512055 20562060
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Грузопоток - подъём 4100 млн т - 100 1900 1100 500 500
Число рейсов в год - подъём 410 Рейсов/год - 10 190 110 50 50
Объём грузопотока - спуск 7810 млн т - 10 750 2050 2500 2500
Число рейсов в год - спуск 781 Рейсов/год - 1 75 205 250 250
Валовый грузовой поток 11 910 млн т - 110 2650 3150 3000 3000
Число плановых рейсов в год 915 Рейсов/год - 10 190 215 250 250
Преимущественный грузопоток Спуск Подъём = = спуск - Подъём Подъём Спуск Спуск Спуск
Загрузка по тоннажу совершённых рейсов 65,39 % - 11 53 63 60 60
Загрузка по тоннажу максимального числа рейсов 56,71 % - 11 53 63 60 60
Загрузка по числу рейсов 87,14 % - 20 76 86 100 100
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Среднее значение - себестоимость
UP S Себестоимость подъёма груза 299,63 USD/т - 774,69 292,653 282,777 295,753 295,753
D S Себестоимость спуска груза Тарифная сетка - подъём груза -437,92 USD/т - -268,06 -437,269 -447,145 -434,17 -434,17
UP C Тариф - Консорциум 2000 USD/т, % - 97,5 97,5 97,5 97,5 97,5
UP P Тариф - партнёр 40 000 USD/т, % - 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
UP R Тариф - участник Тарифная сетка - спуск груза 1 000 000 USD/т, % - 0 0 0 0 0
D C Тариф - Консорциум 1000 USD/т, % - 97,5 97,5 97,5 97,5 97,5
D P Тариф - партнёр 20 000 USD/т, % - 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
D R Тариф - участник 500 000 USD/т, % - 0 0 0 0 0
Денежные потоки - инвестиционные 20202039 2040 20412045 20462050 20512055 20562060
Выручка от реализации активов млрд USD
Расходы на инвестиции в активы -3124,7 млрд USD -2186 -477,172 -461,531 - - -
НИОКР, ОТС, эстакада, инфраструктура и др. -116 млрд USD -116 - - - - -
Общепланетарное транспортное средство -765,64 млрд USD -750 -15,641 - - - -
Экваториальная стартовая эстакада и инфраструктура -1320 млрд USD -1320 - - - - -
КИО «Орбита» и инфраструктура -923,06 млрд USD - -461,531 -461,531 - - -
Сальдо полученных и уплаченных дивидендов - млрд USD - - - - - -
Сальдо денежных потоков (инвестиционных) -3124,7 млрд USD -2186 -477,172 -461,531 - - -
Денежные потоки - операционные 20202039 2040 20412045 20462050 20512055 20562060
100 % Выручка от реализации продукции/услуг 36 345,88 млрд USD - 309,75 9391,49 9619,05 8512,8 8512,8
33,3 % В том числе услуги подъёма груза 12 095 млрд USD - 295 5605 3245 1475 1475
22 % Для Консорциума 7995 млрд USD - 195 3705 2145 975 975
11,3 % Для партнёров 4100 млрд USD - 100 1900 1100 500 500
0 % Для участников - млрд USD - - - - - -
31,7 % В том числе услуги спуска груза 11 519,75 млрд USD - 14,75 1106,25 3023,75 3687,5 3687,5
21 % Для Консорциума 7614,75 млрд USD - 9,75 731,25 1998,75 2437,5 2437,5
10,7 % Для партнёров 3905 млрд USD - 5 375 1025 1250 1250
0 % Для участников - млрд USD - - - - - -
В том числе аренда КИО «Орбита» под застройку 12 731,13 млрд USD - - 2680,237 3350,297 3350,297 3350,297
1 2 3 4 5 6 7 8 9
100 % Расходы (энергия, сырьё, фонд оплаты труда, проценты, налоги и т. д.) 2191,66 млрд USD - -74,79 -216,06 607,41 937,55 937,55
-40,4 % Затраты на электроэнергию подъёма груза -886,33 млрд USD - -52,137 -396,244 -229,404 -104,275 -104,275
185,8 % Доходы от генерации электроэнергии при спуске груза 4071,93 млрд USD - 5,214 391,03 1068,816 1303,434 1303,434
-26,5 % Затраты на потери электроэнергии -581,85 млрд USD - -15,641 -118,873 -134,514 -156,412 -156,412
-9,2 % Затраты на обслуживание и ремонт (амортизация) -201,68 млрд USD - -2,204 -41,879 -47,3 8 9 -55,104 -55,104
-9,6 % Затраты на оплату персонала -210,4 млрд USD - -10,019 -50,095 -50,095 -50,095 -50,095
Сальдо денежных потоков (операционных) 38 537,54 млрд USD - 234,96 9175,43 10 226,46 9450,34 9450,34
Анализ валовых денежных потоков NPV 20 % 20202039 2040 20412045 20462050 20512055 20562060
Сальдо всех денежных потоков 35 412,83 млрд USD -2186 -242,21 8713,9 10226,46 9450,34 9450,34
Дисконтированный денежный поток 53,62 млрд USD -158,991 -6,32 120,12 65,43 23,81 9,57
Номер периода 19 20 25 30 35 40
Капитальные затраты с учётом экспертной оценки расходов на создание КИО «Орбита» (вес 150 млн тонн и капитальные затраты 925 млрд USD) составят 3125 млрд USD. Выручка от оказания геокосмических транспортных услуг и сдачи участков КИО «Орбита» в долгосрочную арену под индустриальную кластерную застройку будет равна 36 350 млрд USD. Благодаря большой доле грузо-пассажирского потока с орбиты на Землю расходы на функционирование ОТС полностью покроются доходом, полученным от реализации электроэнергии, генерируемой спуском грузов. В итоге образуется дополнительная прибыль 2195 млрд USD. Валовый операционный денежный поток достигнет 38 540 млрд USD. Чистый денежный поток как сумма чистых инвестиционных, операционных и финансовых денежных потоков (PV) составит 35 415 млрд USD, а чистый дисконтированный денежный поток (NPV) при ставке дисконта в 20 % - 54 млрд USD.
Таким образом, даже в случае c практически полностью отсутствующим спросом со стороны участников, когда применяются минимальные, близкие к себестоимости тарифы, Проект всё равно демонстрирует безубыточность.
Во втором (оптимистичном) варианте заказчиками подавляющей части всех геокосмических перевозок, ввиду наличия спроса, как раз будут многочисленные участники, использующие высокорентабельные стандартные ставки на подъём и спуск в 1 млн USD/т и 0,5 млн USD/т соответственно, и в равной с ними доле партнёры, применяющие льготные, но достаточно высокорентабельные тарифы на подъём и спуск в 40 000 USd/т и 20 000 USD/т соответственно. В данном случае Консорциум в течение двух лет осуществит подъём конструкций КИО «Орбита» весом в 150 млн тонн, а затем за ним будет зарезервировано примерно 5 % всего грузо-пассажирского потока (таблица 10).
Таблица 10 - Анализ денежных потоков для варианта высокого внешнего спроса
Объём, структура, динамика спроса 20202039 2040 20412045 20462050 20512055 20562060
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Грузопоток - подъём 4100 млн т - 100 1900 1100 500 500
Число рейсов в год - подъём 410 Рейсов/год - 10 190 110 50 50
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Объём грузопотока - спуск 7810 млн т - 10 750 2050 2500 2500
Число рейсов в год - спуск 781 Рейсов/год - 1 75 205 250 250
Валовый грузовой поток 11 910 млн т - 110 2650 3150 3000 3000
Число плановых рейсов в год 915 Рейсов/год - 10 190 215 250 250
Преимущественный грузопоток Спуск Подъём = = спуск - Подъём Подъём Спуск Спуск Спуск
Загрузка по тоннажу совершённых рейсов 65,39 % - 11 53 63 60 60
Загрузка по тоннажу максимального числа рейсов 56,71 % - 11 53 63 60 60
Загрузка по числу рейсов 87,14 % - 20 76 86 100 100
Среднее значение - себестоимость
UP S Себестоимость подъёма груза 299,63 USD/т - 774,69 292,653 282,777 295,753 295,753
D S Себестоимость спуска груза Тарифная сетка - подъём груза -437,92 USD/т - -268,061 -437,269 -447,145 -434,17 -434,17
UP C Тариф - Консорциум 2000 USD/т, % - 75 11,5 5 5 5
UP P Тариф - партнёр 40 000 USD/т, % - 12,5 44,25 47,5 47,5 47,5
UP R Тариф - участник Тарифная сетка - спуск груза 1 000 000 USD/т, % - 12,5 44,25 47,5 47,5 47,5
D C Тариф - Консорциум 1000 USD/т, % - 5 5 5 5 5
D P Тариф - партнёр 20 000 USD/т, % - 47,5 47,5 47,5 47,5 47,5
D R Тариф - участник 500 000 USD/т, % - 47,5 47,5 47,5 47,5 47,5
Денежные потоки - инвестиционные 20202039 2040 20412045 20462050 20512055 20562060
Выручка от реализации активов млрд USD
Расходы на инвестиции в активы -3124,7 млрд USD -2186 -477,172 -461,531 - - -
НИОКР ОТС, эстакада, инфраструктура и др. -116 млрд USD -116 - - - - -
Общепланетарное транспортное средство -765,64 млрд USD -750 -15,641 - - - -
Экваториальная стартовая эстакада и инфраструктура -1320 млрд USD -1320 - - - - -
КИО «Орбита» и инфраструктура -923,06 млрд USD - -461,531 -461,531 - - -
Сальдо полученных млрд USD
и уплаченных дивидендов
Сальдо денежных потоков (инвестицинных) -3124,7 млрд USD -2186 -477,172 -461,531 - - -
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Денежные потоки - операционные 20202039 2040 20412045 20462050 20512055 20562060
100 % Выручка от реализации продукции/услуг 3 898 071,63 млрд USD - 15 620,5 1 093 087,74 1 053 312,8 868 025,3 868 025,3
50,2 % В том числе услуги подъёма груза 1 955 880 млрд USD - 13 150 905 120 543 510 247 050 247 050
0 % Для Консорциума 680 млрд USD - 150 320 110 50 50
1,9 % Для партнёров 75 200 млрд USD - 500 34 800 20 900 9500 9500
48,2 % Для участников 1 880 000 млрд USD - 12 500 870 000 522 500 237 500 237 500
49,5 % В том числе услуги спуска груза 1 929 461 млрд USD - 2470,5 185 287,5 506 452,5 617 625 617 625
0 % Для Консорциума 390,5 млрд USD - 0,5 37,5 102,5 125 125
1,9 % Для партнёров 74 195 млрд USD - 95 7 125 19 475 23 750 23 750
47,6 % Для участников 1 854 875 млрд USD - 2375 178 125 486 875 593 750 593 750
В том числе аренда КИО «Орбита» под застройку 12 731,13 млрд USD - - 2680,237 3350,297 3350,297 3350,297
100 % Расходы (энергия, сырьё, фонд оплаты труда, проценты, налоги и т. д.) 2191,66 млрд USD - -74,79 -216,06 607,41 937,55 937,55
4 , äS Затраты на электроэнергию подъёма груза -886,33 млрд USD - -52,137 -396,244 -229,404 -104,275 -104,275
185,8 % Доходы от генерации электроэнергии при спуске груза 4071,93 млрд USD - 5,214 391,03 1068,816 1303,434 1303,434
-26,5 % Затраты на потери электроэнергии -581,85 млрд USD - -15,641 -118,873 -134,514 -156,412 -156,412
-9,2 % Затраты на обслуживание и ремонт (амортизация) -201,68 млрд USD - -2,204 -41,879 -47,389 -55,104 -55,104
-9,6 % Затраты на оплату персонала -210,4 млрд USD - -10,019 -50,095 -50,095 -50,095 -50,095
Сальдо денежных потоков (операционных) 3 900 263,29 млрд USD - 15 545,71 1 092 871,68 1 053 920,21 868 962,84 868 962,84
Анализ валовых денежных потоков NPV 20 % 20202039 2040 20412045 20462050 20512055 20562060
Сальдо всех денежных потоков 3 897138,58 млрд USD -2186 15 068,54 1 092 410,15 1 053 920,21 868 962,84 868 962,84
Дисконтированный денежный поток 25 562,51 млрд USD -158,991 393,05 15 350,53 6908,45 2189,55 879,93
Номер периода 19 20 25 30 35 40
При наличии спроса со стороны многочисленных участников и партнёров Проект демонстрирует чрезвычайно высокие показатели инвестиционной привлекательности. Капитальные затраты (с учётом расходов на создание КИО «Орбита») составят прежние 3125 млрд USD. Выручка от реализации геокосмических транспортных услуг и сдачи участков КИО «Орбита» в долгосрочную аренду под индустриальную кластерную застройку вырастет до 3 900 000 млрд USD. Вследствие неизменности спускаемого грузопотока и рыночного тарифа на продажу генерируемой электроэнергии спуска Проектом будет получен
тот же, что и в первом варианте, дополнительный доход в размере 2195 млрд USD. Чистый денежный поток как сумма чистых инвестиционных, операционных и финансовых денежных потоков (PV) возрастёт и приблизится к 3 900 000 млрд USD, а NPV при ставке дисконта в 20 % также увеличится и достигнет 25 600 млрд USD.
Применительно к обоим вариантам в течение 21 года индустриализации космоса осуществится 915 запланированных рейсов ОТС, благодаря которым будут перевезены 11 910 млн тонн грузов, в том числе пассажиров, из них с Земли на орбиту - 4100 млн тонн и с орбиты на Землю
ещё 7810 млн тонн грузов. Достигаемая при этом рейсовая загрузка ОТС составит 87,15 % от возможного числа рейсов (принято 50 рейсов в год). В то же время тоннажная загрузка ОТС будет равна 56,71 %0 и 65,39 % от возможного объёма грузоперевозок - от полной в обе стороны загрузки всех совершённых рейсов и максимально возможного объёма грузоперевозок при 50 рейсах в год соответственно.
Таким образом, при наличии спроса Проект показывает чрезвычайно высокий уровень экономической эффективности и даже при его практически полном отсутствии сохраняет уровень безубыточности.
Столь уникальным технико-экономическим показателям эффективности геокосмическая транспортная система обязана невероятно высокой энергетической привлекательности всего комплекса технических решений, заложенных в принцип действия и конструкцию ОТС инженером А.Э. Юницким ещё 40 лет назад.
Заключение
Результаты проведённых исследований и их анализ демонстрируют, что общепланетарная транспортная система не только в состоянии обеспечить планетарный масштаб и стремительный темп практической реализации проекта «Безракетная индустриализация ближнего космоса», но также располагает значительным запасом прочности по своим экономическим и грузоподъёмным показателям.
Такие невероятно высокие значения экономической эффективности геокосмических перевозок ОТС, представляющих сектор реальной экономики (транспорт) и опорную отрасль будущей космической индустрии, позволяют рассматривать высокорентабельные геокосмические транспортные обязательства ОТС в качестве финансового инструмента (например, токена) для привлечения инвестиций на всех стадиях подготовки и внедрения Проекта.
Вместе с тем глобальный и интенсивный темп практической реализации Проекта в течение нескольких лет до начала и ещё на протяжении некоторого времени после первого запуска ОТС и практической индустриализации космоса создаст значительный, сравнимый с темпами годового роста техносферы всплеск спроса на очень широкий спектр промышленной продукции и услуг. В данный перечень входят электроэнергия; чёрные и цветные металлы; конструкционные и строительные материалы; химическая и нефтехимическая продукция; продукция кабельных отраслей; продукция промышленного, транспортного, дорожно-строительного и иных отраслей машиностроения; электротехническая и электронная продукция,
а также потребность в сотнях тысяч высококвалифицированных кадров, обладающих новейшими знаниями и навыками.
Именно поэтому предметом следующего исследования и доклада уже на IV международной научно-технической конференции «Безракетная индустриализация ближнего космоса: проблемы, идеи, проекты» должно стать технико-экономическое обоснование подготовительного периода проекта «Безракетная индустриализация ближнего космоса».
Литература
1. Бабаян, А.В. Индустриализация космоса - новая эра человеческого развития и необходимый шаг для спасения биосферы Земли (экономическое обоснование) / А.В. Бабаян//Безракетная индустриализация космоса: проблемы, идеи, проекты: материалы II междунар. науч.-техн. конф, Марьина Горка, 21 июня 2019 г. / Астро-инженерные технологии; под общ. ред. А.Э. Юницкого. -Минск: Парадокс, 2019. - С. 103-109.
2. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание /А.Э. Юницкий. - Гомель: Инфотрибо, 1995. - 337 с.: ил.
3. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Ш.М. Флинн. - 19-е изд., пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2017. -1028 с.
4. Юницкий, А.Э. Струнные транспортные системы: на Земле и в Космосе: науч. издание/ А.Э. Юницкий. - Силакрогс: ПНБ принт, 2019. - 576 с.: ил.
5. Почему космическая индустрия может превысить $3 трлн к 2040 г. [Электронный ресурс]. - 2018. - Режим доступа: https://ffin.ru/market/review/82/71325/. - Дата доступа: 01.08.2020.
6. Коротеев, А.С. Космическая система энергоснабжения Земли: эффективность, проблемы создания и решения / А.С. Коротеев [и др.]//Известия Российской академии наук. Энергетика. - 2009. - № 4. - С. 3-20.
7. Final Report: SPS-ALPHA: The First Practical Solar Power Satellite via Arbitrarily Large Phased Array (A 2011-2012 NASA NIAC Phase 1 Project) [Electronic resource]. - 2012. -Mode of access: https://www.nasa.gov/sites/default/ files/atoms/files/niac_2011_phasei_mankins_spsalpha_ tagged.pdf. - Date of access: 01.08.2020.