Научная статья на тему 'Обоснование безопасного использования интерактивного оборудования на занятиях в детском саду'

Обоснование безопасного использования интерактивного оборудования на занятиях в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOL CHILDREN / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / INTERACTIVE BOARD / ИНТЕРАКТИВНЫЙ СТОЛ / INTERACTIVE TABLE / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / FUNCTIONAL CONDITION OF AN ORGANISM / УТОМЛЕНИЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / PSYCHO-EMOTIONAL STATE / БЕЗОПАСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / SAFE USE / EXHAUSTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанова Марина Исааковна, Александрова Ирина Эрнстовна, Поленова Марина Альбертовна, Лашнева Ирина Павловна, Березина Надежда Олеговна

Представлены результаты исследования влияния занятий с использованием интерактивного оборудования в детском саду на функциональное состояние организма детей 6-7 лет. Интерактивная доска использовалась на всех (2-3) занятиях в течение дня. Непрерывное её применение на каждом занятии не превышало 5 мин, а суммарное 15 мин. На дополнительных занятиях в ходе игровой деятельности продолжительностью до 10 мин использовался интерактивный стол. Сравнительный анализ полученных данных не выявил значимых различий между показателями утомления и психоэмоционального состояния детей в ответ на развивающие занятия с использованием и без использования интерактивного оборудования. Установлено выраженное активизирующее влияние занятий с применением интерактивного оборудования на деятельность центральной нервной системы дошкольников. Это проявилось значимым увеличением скорости сложной сенсомоторной реакции и снижением вероятности возникновения ошибки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанова Марина Исааковна, Александрова Ирина Эрнстовна, Поленова Марина Альбертовна, Лашнева Ирина Павловна, Березина Надежда Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE FOR THE SAFE USE OF THE INTERACTIVE EQUIPMENT DURING LESSONS IN KINDERGARTEN

There was research on the influence of lessons with use of the interactive equipment in kindergarten on a functional condition of an organism of children aged 6-7years. The interactive board was used on all (two or three) lessons during the day. The continuous use of the interactive board on each lesson didn’t exceed 5 minutes, and in total 15 minutes. During the game activity, lasting up to 10 minutes, the interactive table was used. The comparative analysis of results of the research hasn’t revealed differences in indices of exhaustion and a psychoemotional condition of children in response to the developing lessons with and without the use of the interactive equipment. The pronounced active influence of lessons with the use of the interactive equipment on the activity of the central nervous system of preschool children is established. It was shown in the significant increase in the speed of difficult sensomotoric responses and the decrease in the probability of occurrence of a mistake.

Текст научной работы на тему «Обоснование безопасного использования интерактивного оборудования на занятиях в детском саду»

social pediatrics

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018 УДК 613.954.4:373.2

Степанова М.И., Александрова И.Э., Поленова М.А., Лашнева И.П., Березина Н.О., Шумкова Т.В., Лапонова Е.Д.

ОБОСНОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯх В ДЕТСКОМ САДУ

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г Москва, Россия, Ломоносовский просп., д. 2, стр. 1

Представлены результаты исследования влияния занятий с использованием интерактивного оборудования в детском саду на функциональное состояние организма детей 6-7 лет. Интерактивная доска использовалась на всех (2—3) занятиях в течение дня. Непрерывное её применение на каждом занятии не превышало 5 мин, а суммарное - 15 мин. На дополнительных занятиях в ходе игровой деятельности продолжительностью до 10 мин использовался интерактивный стол. Сравнительный анализ полученных данных не выявил значимых различий между показателями утомления и психоэмоционального состояния детей в ответ на развивающие занятия с использованием и без использования интерактивного оборудования. Установлено выраженное активизирующее влияние занятий с применением интерактивного оборудования на деятельность центральной нервной системы дошкольников. Это проявилось значимым увеличением скорости сложной сенсомоторной реакции и снижением вероятности возникновения ошибки.

Ключевые слова: дошкольники; интерактивная доска; интерактивный стол; функциональное состояние организма; утомление; психоэмоциональное состояние; безопасное использование.

Для цитирования: Степанова М.И., Александрова И.Э., Поленова М.А., Лашнева И.П., Березина Н.О., Шумкова Т.В., Лапонова Е.Д. Обоснование безопасного использования интерактивного оборудования на занятиях в детском саду. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(2): 101-105. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-2-101-105.

StepanovaM.I., AleksandrovaI.E., PolenovaM.A., lashnevaIP., BerezinaN.O., Shumkova T.V., laponovaE.D.

RATIONALE FOR THE SAFE USE OF THE INTERACTIVE EQUIPMENT DURING LESSONS IN KINDERGARTEN

National Medical Research Center of Children's Health, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, 119991, Moscow, Russia

There was research on the influence of lessons with use of the interactive equipment in kindergarten on a functional condition of an organism of children aged 6-7years. The interactive board was used on all (two or three) lessons during the day. The continuous use of the interactive board on each lesson didn't exceed 5 minutes, and in total - 15 minutes. During the game activity, lasting up to 10 minutes, the interactive table was used. The comparative analysis of results of the research hasn't revealed differences in indices of exhaustion and a psychoemotional condition of children in response to the developing lessons with and without the use of the interactive equipment. The pronounced active influence of lessons with the use of the interactive equipment on the activity of the central nervous system ofpreschool children is established. It was shown in the significant increase in the speed of difficult sensomotoric responses and the decrease in the probability of occurrence of a mistake.

Keywords : preschool children; interactive board; interactive table; functional condition of an organism; exhaustion; psychoemotional state; safe use.

For citation: Stepanova M.I., Aleksandrova I.E., Polenova M.A., Lashneva I.P., Berezina N.O., Shumkova T. V., Laponova E.D. Rationale for the safe use of the interactive equipment during lessons in kindergarten. Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2018; 21(2): 101-105. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-2-101-105.

For correspondence: Marina I. Stepanova, MD, PhD, DSci., professor, Head of education and rearing of children and adolescents of the National Medical Research Center of Children's Health, Moscow, E-mail: mi_stepanova@mail.ru

Information about authors:

Marina Stepanova, http://orcid.org/0000-0002-3800-1792 Marina Polenova, https://orcid.org/0000-0001-7568-3342 IrinaAleksandrova, https://orcid.org/0000-0002-8664-1866 Irina Lashneva, https://orcid.org/0000-0003-4115-2847 Nadezhda Berezina, https://orcid.org/0000-0001-7578-4485 Tatiana Shumkova, https://orcid.org/0000-0002-4149-9982 Evgeniya Laponova, https://orcid.org/0000-0002-8503-2989

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgment. The study had no sponsorship.

Received 12.03.2018 Accepted 04.04.2018

Ц

ифровые технологии обучения всё активнее используются не только в обучении детей школьного возраста, но и в дошкольном об-

разовании. Они предоставляют широкие возможности применять нестандартные методы изложения программного материала, делать процесс обучения

Для корреспонденции: Степанова Марина Исааковна, доктор мед. наук, проф., зав. лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, E-mail: mi_stepanova@mail.ru

102

Российский педиатрический журнал. 2018; 21(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-2-101-105

социальная педиатрия

более наглядным, увлекательным и интересным, повышать мотивацию дошкольников к обучению [1]. Никакое другое оборудование не даёт таких возможностей [2, 3]. Как показывают исследования, российские дошкольники - активные пользователи цифровых устройств: 95% дошкольников 6-7 лет умеют пользоваться планшетом, 80% - смартфоном [4]. В этом случае дети воспринимают информацию не только визуально, но и кинестетически, что позволяет им усваивать предложенный материал гораздо эффективнее, чем зрительное восприятие картинок. Психологи придают особое значение кинестетической системе, так как именно с ней связано явление моторной памяти и возможность довести навыки до автоматизма. Интерактивное оборудование в обучении детей обеспечивает взаимодействие кинестетического восприятия и моторики [5].

Вместе с тем использование любых технических средств обучения предполагает соблюдение безопасных для здоровья детей и педагогов условий их эксплуатации [6, 7]. Известно, что все электронные средства обучения увеличивают зрительную нагрузку, которая рассматривается офтальмологами как фактор риска ухудшения зрения у детей [8-10], особенно на этапе его формирования. Характер и степень благоприятного или негативного влияния занятий с использованием цифрового оборудования определяются как возрастными функциональными возможностями детей, так и параметрами, характеризующими условия зрительной работы (микроклимат в помещении, продолжительность использования, степень интенсификации учебной деятельности, выполнение профилактических мероприятий и др.). Электронные средства обучения способны оптимизировать процесс обучения только при условии их гигиенически рационального использования [11]. В этой связи гигиенические исследования по оценке влияния интерактивного оборудования на организм ребенка и обоснование регламентов его безопасного использования на занятиях в детском саду являются весьма актуальными.

Цель проведённого исследования заключалась в гигиенической оценке влияния развивающих занятий с использованием интерактивной доски (ИД) и интерактивного стола (ИС) на функциональное состояние организма (ФСО) дошкольников 6-7 лет.

Материалы и методы

В ходе естественного гигиенического эксперимента в условиях детского сада были выполнены 2 серии нерандомизированных контролируемых исследований, организованных в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта». В исследованиях по оценке влияния занятий с использованием интерактивного оборудования на ФСО участвовало 73 дошкольника подготовительных общеразвивающих групп.

Первая серия исследований продолжалась 2 нед и предусматривала оценку влияния ИД на ФСО до-

школьников. На протяжении 1 нед ИД использовалась на всех (2-3) занятиях дошкольников в течение дня, на следующей неделе у этих же детей ИД на занятиях не использовалась. Образовательная нагрузка и организация занятий в оба периода исследований принципиально не различались. Занятия проходили преимущественно в игровой форме. В середине традиционных занятий и занятий с использованием ИД проводились физкультминутки.

Диагностика умственной работоспособности (до и после занятий) проводилась с помощью корректурного теста (518 исследований), адаптированного для детей дошкольного возраста, а психоэмоционального состояния - методом цветописи (515 исследований). Для комплексной оценки психофизиологических свойств и функций организма дошкольников при работе с ИД с помощью аппаратно-программного комплекса НС-ПсихоТест регистрировали реакции детей на движущийся объект (РДО) до и после занятий (78 человеко-исследований). Непрерывная и суммарная длительность использования ИД на каждом занятии регистрировалась в ходе хронометражных наблюдений.

Замеры искусственной освещённости поверхности на рабочих местах детей осуществлялись прибором ТКА-ПКМ/02. С помощью термогигрометра ТКА-ПКМ-20 измеряли температуру и влажность в групповых помещениях детского сада.

ИД размещались в групповых помещениях. Доски были оборудованы короткофокусными проекторами. Преимущество этого типа проекторов заключается в том, что при работе с ИД ребёнок не видит свою тень на экране, и яркий свет не даёт слепящего эффекта. Яркость проектора составляла около 2000-3000 лм.

В ходе второй серии исследований во время дополнительных занятий дошкольников использовался ИС, который представляет собой большое виртуальное игровое поле. Панель ИС - это сенсорный экран размером 94 х 52 см и диагональю 107 см. Стоя у ИС, воспитанник прикосновением пальцев выполняет игровые задания. На ИС игровые занятия проводились индивидуально, их продолжительность составляла 7-10 мин. Гигиеническая экспертиза оформления компьютерных развивающих игр, организуемых для дошкольников на ИС, проводилась на основе экспертной оценки визуальных характеристик. Одномоментно с группой дошкольников (113), выполнявших игровые развивающие задания на ИС, дети контрольной группы (110) были заняты традиционными настольными играми (кубики, конструкторы, мозаика). Сравниваемые группы дошкольников были однородны (по возрасту, полу, уровню нервно-психического развития). Продолжительность игровых занятий, организованных традиционно и с использованием ИС, была одинаковой. С помощью аппаратно-программного комплекса НС-ПсихоТест у детей групп сравнения регистрировали РДО перед и после игровых занятий (226 человеко-исследований).

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием прикладного пакета программ Statistica 6.0 («StatSoft,Inc.»). Различия между величинами считали статистически значимыми прир < 0,05.

103_

social pediatrics

Таблица 1

Дневная динамика показателей ФСО дошкольников подготовительных групп

Показатель Занятия с использованием ИД Занятия без использования ИД

начало занятий после занятий итого начало занятий после занятий итого

Количество исследований 131 133 264 146 144 290

Количество прослеженных знаков, X ± х 65,2 ± 2,8 65,0 ± 2,7 65,1 ± 1,9 71,1 ± 2,6 70,3 ± 2,78 70,7 ± 1,9

Количество стандартизованных ошибок (на 100 знаков), X ± х 2,0 ± 0,13 3,2 ± 0,17 2,6 ± 0,11 1,8 ± 0,11 2,4 ± 0,13 2,1 ± 0,09

ИПР, усл.ед. 2,42 1,27 1,72 2,23 1,28 1,71

Сильное и выраженное утомление, % - 39,4 ± 4,7 39,4 ± 4,7 - 43,9 ± 4,2 43,9 ± 4,2

Дискомфортное эмоциональное состояние, % 31,7 ± 4,4 34,6 ± 4,4 33,2 ± 2,2 29,9 ± 4,1 26,4 ± 4,0 28,1 ± 2,2

Таблица 2

Недельная динамика показателей ФСО дошкольников подготовительных групп

Показатель Занятия с использованием ИД Занятия без использования ИД

начало недели середина недели конец недели начало недели середина недели конец недели

Количество исследований 99 64 65 95 101 94

Количество прослеженных знаков, X ± х 65,0 ± 3,2 58,3 ± 2,8 71,9 ± 3,8 64,4 ± 2,95 71,9 ± 3,39 75,7 ± 3,38

Количество стандартизованных ошибок (на 100 знаков), X ± х 2,5 ± 0,16 3,2 ± 0,22 2,2 ± 0,18 2,4 ± 0,16 2,3 ± 0,15 1,7 ± 0,13

ИПР, усл. ед. 2,43 1,09 1,67 1,54 1,61 2,0

Сильное и выраженное утомление, % 31,9 ± 6,8 51,6± 9,0 38,7 ± 8,7 69,0 ± 7,3 42,9 ± 7,1 28,9 ± 6,8*

Дискомфортное эмоциональное состояние, % 29,5 ± 4,6 39,8 ± 4,9 28,6 ± 4,8 21,8 ± 4,1 34,4 ± 4,8 28,4 ± 4,6

Примечание. * - р < 0,05.

Результаты

Размеры ИД, ее размещение, угол рассматривания, уровни освещённости и показатели микроклимата в групповом помещении соответствовали гигиеническим требованиям. По данным хронометражных наблюдений, продолжительность одного занятия составляла 25-30 мин, непрерывная длительность использования ИД на занятиях не превышала 5 мин, а суммарная в течение дня - 15-20 мин.

Сравнительный анализ динамики умственной работоспособности не выявил различий в реакциях дошкольников на образовательную нагрузку при традиционной организации занятий и использовании ИД. Интегральный показатель работоспособности (ИПР) детей в динамике учебного дня как при использовании ИД, так и без ИД снижался довольно существенно, однако его значения после занятий оставались выше допустимого уровня (1,0 усл. ед.): при использовании ИД значения ИПР снижались с 2,42 до 1,27 усл. ед., без использования ИД - с 2,23 до

1,28 усл. ед. (табл. 1). Признаки переутомления у детей сравниваемых групп в конце занятий встречались одинаково часто (39,4% против 43,9%). Аналогично изменялись показатели, отражающие психоэмоциональное состояние детей. Количество комфортных и уравновешенных эмоциональных состояний детей в оба периода исследований было одинаковым и оставалось практически неизменным в течение учебных занятий: при использовании ИД - 65,4-68,3% , без ИД - 70,1-73,6%. Данные психофизиологического тестирования детей позволили сделать вывод об активизирующем влиянии ИД на деятельность их центральной нервной системы. Это проявилось увеличением скорости сложной сенсомоторной реакции, разновидностью которой является РДО. Так, после занятий с использованием ИД у дошкольников значимо уменьшался показатель энтропии, отражающий вероятность возникновения ошибки (с 3,5 ± 0,1 до 3,2 ± 0,09 усл.ед.; р < 0,05).

Проанализированы показатели ФСО дошкольников не только в динамике дня, но и в динамике не-

104

Российский педиатрический журнал. 2018; 21(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-2-101-105

социальная педиатрия

Таблица 3

Динамика показателей РДО у дошкольников в процессе игровых занятий

Виды игровой деятельности Показатель РДО

преобладание силы возбуждения, % преобладание силы торможения, % уравновешенность нервных процессов, % энтропия (вероятность ошибки), усл. ед.

до после занятий занятий до после занятий занятий до после занятий занятий до занятий после занятий

Игра с ИС (n = 113) 33,9 ± 6,3 35,1 ± 6,3 62,5 ± 6,5 59,7 ± 6,4 3,6 ± 2,5 5,3 ± 3,0 3,61 ± 0,05 3,46 ± 0,05*

Традиционная игра (n = 110) 33,9 ± 6,3 42,6 ± 6,7 62,5 ± 6,5 51,9 ± 6,8 3,6 ± 2,5 5,6 ± 3,1 3,52 ± 0,05 3,42 ± 0,06

Примечание. * —р < 0,0.

дели. Качественные и количественные показатели умственной работоспособности дошкольников в динамике недели на занятиях с использованием ИД практически не отличались от аналогичных показателей, полученных на традиционно организованных занятиях (табл. 2). Динамика ИПР в сравниваемые периоды наблюдений была идентична: к середине недели по сравнению с её началом происходило снижение величины показателя (но не ниже допустимого уровня 1,0 усл. ед.), а к концу недели наблюдалось его повышение. Распространённость неблагоприятных изменений умственной работоспособности, отражающих явное и выраженное утомление у детей, существенно не нарастало от начала к концу недели. В понедельник с признаками утомления заканчивали занятия 31,9 % дошкольников. В середине недели прослеживалась тенденция к увеличению их количества до 51,6%, а в пятницу - к снижению до 38,7%. Количество дискомфортных эмоциональных состояний в коллективе детей также существенно не изменялось на протяжении всей недели и составляло 25,5, 39,8 и 28,6% соответственно в начале, середине и конце недели.

Когда занятия проходили без использования ИД, от начала к концу недели отмечалось увеличение ИПР на 29% (с 1,54 усл.ед. в понедельник до 2,0 усл. ед. в пятницу). Самая низкая сопротивляемость развитию утомления регистрировалась в понедельник: 69% дошкольников заканчивали занятия с признаками явного и выраженного утомления. К середине недели количество таких детей снижалось до 42,9% (на уровне тенденции), а в конце недели составляло не более 28,9%. При этом реакции эмоционального дискомфорта в коллективе воспитанников несколько чаще отмечались в середине недели - 34,3% (р = 0,05) по сравнению с показателями в начале недели (21,8%).

Во второй серии исследований экспертная оценка оформления компьютерных игр, которые предъявлялись на ИС, показала, что яркостные характеристики электронных страниц, спектр цветовых решений изображения, гарнитура и размер шрифта, цвет знаков и фона выполнены с учётом возраста детей и особенностей их зрительного восприятия.

Регистрация показателя, характеризующего состояние центральной нервной системы дошкольни-

ков в процессе игровой деятельности, отражала его позитивную динамику на занятиях с использованием ИС. Как следует из табл. 3, в группе дошкольников, выполнявших игровые задания на ИС, было выявлено уменьшение показателя энтропии (с 3,61 ± 0,05 до 3,46 ± 0,05 усл. ед.;р < 0,05) по сравнению с детьми, занимавшимися традиционными (неэлектронными) развивающими играми.

О бсужде ние

Полученные данные можно объяснить следующим образом. Игровые занятия проводились индивидуально и в свободном темпе. Их продолжительность не превышала 10 мин. Реакция на новизну игровых занятий на ИС, яркая и привлекательная форма подачи информации на интерактивном оборудовании способствуют функциональной мобилизации мозговых структур, участвующих в анализе информации с последующей более выраженной концентрацией внимания, создают оптимальный тонус центральной нервной системы, обеспечивающий лёгкость и быстроту функционирования нервных процессов, лежащих в основе обучения [6, 7].

Непрерывное использование ИД до 5 мин, а суммарное - до 15-20 мин на занятиях у дошкольников подготовительных групп не сопровождается более выраженным утомительным воздействием по сравнению с традиционно организованными занятиями. Занятия с указанной выше продолжительностью использования ИД оказывают более выраженное активизирующее влияние на деятельность центральной нервной системы дошкольников, чем аналогичные занятия без использования электронной доски. Реализация игровой деятельности дошкольников 6-7 лет на ИС при использовании программ, содержание и оформление которых учитывает возрастные возможности детей, и непрерывной продолжительности занятий не более 10 мин сопровождается функциональной мобилизацией мозговых структур и оптимизирует тонус центральной нервной системы дошкольников.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

105_

social pediatrics

ЛИТЕРАТУРА

1. КомароваИ.И.,КуликовА.В..Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М.: Мозаика-Синтез; 2013.

2. Васильева М.Н. Интерактивная доска в работе с дошкольниками старшего возраста. Дошкольное воспитание. 2015; 2: 37-44

3. Денякина Л.М. Информационно-коммуникационные технологии и интерактивное оборудование в обучении дошкольников. современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009; 6: 30-1.

4. Солдатова Г., Шляпников В. Новые образовательные и воспитательные технологии. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста. нижегородское образование. 2015: 3: 78 -84.

5. Подобед О.В. Роль интерактивной доски в развитии мелкой моторики у детей 6-7 лет с ЗПР. Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015; 139-42.

6. Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э., Поленова М.А., Лашнева И.П., Березина Н.О. Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов. Гигиена и санитария. 2016; 95(4): 387-91.

7. Степанова М.И., Александрова И.Э., Сазанюк З.И. и др. Гигиеническая регламентация использования электронных образовательных ресурсов в современной школе. Гигиена и санитария. 2015; 7: 64-8

8. Галимзянова Г.З., Гурылева М.Э. Факторы, способствующие формированию миопии у школьников. Российский педиатрический журнал. 2012; 2: 47-51.

9. Пичужкина Н.М. Коновалова А.В. Факторы риска формирования миопии у детей. Здравоохранение РФ. 2008;. 1: 42-51.

10. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников динамике обучения с 1-го по 9-й класс. Российский педиатрический журнал. 2013; 6: 48-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Степанова М.И., Александрова И.Э., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Лашнева И.П., Шумкова Т.В. Обоснование гигиенических требований к использованию интерактивной доски в учебном процессе. ЗнИсО. 2014; 5 (254): 12-4.

REFERENCES

1. Komarova I.I. Kulikov A.V. Information and communication technology in early childhoodeducation. Moscow; Mozaika-Sintez. 2013. (in Russian)

2. Vasileva M.N. Interaktive Board in working with older preschoolers. Doshkolnoe vospitanie. 2015; 2: 37-44. (in Russian)

3. Deniakina L.M. Informatsionno and communication technologies and interactive equipment in teaching preschoolers. sovremennoe doshkolnoe obrazovanie. Teoriya i praktika. 2009; 6: 30-1. (in Russian)

4. Soldatova G. Shliapnikov V. New educational and training technology. The use of digital devices preschool children. Nizhegorodskoe obrazovanie. 2015; 3: 78 -84. (in Russian)

5. Podobed О. V. The role of the interactive whiteboard in the development of fine motor skills in children 6-7 years with CRA. Obrazovanie i nauka: sovremennoe sostoyanie iperspektivy razvitiya. sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentcii. 2015; 139-42. (in Russian)

6. Kuchma V.R., Stepanova M.I., Aleksandrova I.E, Sazanyuk Z.I., Polenova M.A., Lashneva I.P., Berezina N.O. Gigienicheskaya evaluation studies of preschool children using electronic tablet. Gigiena i sanitariya. 2016; 95(4): 387-91. (in Russian)

7. Stepanova M.I., Aleksandrova I.E., Sazanyuk Z.I., Hygienic use of electronic educational resources in the modern school. Gigiena i sanitariya. 2015; 7: 64-8. (in Russian)

8. Galimzianova G.Z., Guryleva M.E. Factors contributing to the formation of myopia in schoolchildren. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; 2: 47-51. (in Russian)

9. Pichuzhkina N.M., Konovalova A.V. Risk factors for the formation of myopia in children. Zdravookhranenie RF. 2008; 1: 42-51. (in Russian)

10. Suhareva L.M., Namazova-Baranova L.S, Rapoport I.K. The incidence of Moscow schoolchildren learning dynamics from the 1-st to the 9-th grade. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 6: 48-53. (in Russian)

11. Stepanova M.I., Aleksandrova I.E., Sazanyuk Z.I, Voronova B.Z., Lashneva I.P., Shumkova T.V. Substantiation of hygienic requirements for the use of interactive whiteboards in the education process. ZNIsO. 2014; 5 (254): 12-4. (in Russian)

Поступила 12.03.2018 Принята в печать 04.04.2018

Сведения об авторах:

Александрова Ирина Эрнстовна, канд. мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, E-mail: accialex@yandex.ru; Поленова Марина Альбертовна, доктор мед. наук, гл. науч. сотр. лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, E-mail: m.polenova@mail.ru; Лашнева Ирина Павловна, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, E-mail: iplash@mail.ru; Березина Надежда Олеговна, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, E-mail: nadberezina@mail.ru; Шумкова Татьяна Владимировна, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, E-mail: shumkova_tv@mail.ru; Лапонова Евгения Дмитриевна, канд. мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, E-mail: laponova_ed@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.