Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка использования интерактивной доски на занятиях дошкольников'

Гигиеническая оценка использования интерактивной доски на занятиях дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
236
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / INTERACTIVE WHITEBOARD / ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOLERS / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / FUNCTIONAL STATE OF THE BODY / УТОМЛЕНИЕ / FATIGUE / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / PSYCHO-EMOTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанова М. И., Сазанюк З. И., Александрова И. Э., Поленова М. А., Лашнева И. П.

Проведено исследование влияния занятий с использованием интерактивной доски в детском саду на функциональное состояние организма детей 6-7 лет. Интерактивная доска использовалась на всех занятиях (двух или трех) в течение дня. Непрерывная длительность ее использования на каждом занятии не превышала 5 минут, а суммарная 20 минут. В качестве контроля использовали результаты аналогичных исследований у этих же детей на занятиях без использования интерактивной доски. Сравнительный анализ результатов исследований не выявил различий в показателях утомления и психоэмоционального состояния детей в ответ на развивающие занятия с использованием и без использования интерактивной доски. Установлено выраженное активизирующее влияние занятий с использованием интерактивной доски на деятельность центральной нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанова М. И., Сазанюк З. И., Александрова И. Э., Поленова М. А., Лашнева И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment of use interactive whiteboard in the classroom for preschoolers

The study of the influence of occupations using an interactive board in a kindergarten on the functional state of the organism of children aged 6-7 years was conducted. Interactive whiteboard was used in all classes (two or three) during the day. The continuous duration of its use in each lesson did not exceed 5 minutes, and the total 20 minutes. As a control used the results of similar studies in these same children in the classroom without using an interactive whiteboard. Comparative analysis of the results of the studies did not reveal differences in fatigue and psychoemotional state of children in response to developmental studies using and without the use of an interactive whiteboard. A pronounced activating influence of occupations using an interactive board on the activity of the central nervous system was established.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка использования интерактивной доски на занятиях дошкольников»

АВГУСТ МаВ (293) ЗНиСО

21

g УДК 613.955

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ СЭ НА ЗАНЯТИЯХ ДОШКОЛЬНИКОВ

о М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, И.Э. Александрова, М.А. Поленова,

с= И.П. Лашнева, Н.О. Березина, Т.В. Шумкова

>= ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей»

¡-^ Минздрава России, Москва, Россия

Проведено исследование влияния занятий с использованием интерактивной доски в детском саду на функциональное состояние организма детей 6-7 лет. Интерактивная доска использовалась на всех занятиях (двух или трех) в течение дня. Непрерывная длительность ее использования на каждом занятии не превышала 5 минут, а суммарная - 20 минут. В качестве контроля использовали результаты аналогичных исследований у этих .же детей на занятиях без использования интерактивной доски. Сравнительный анализ результатов исследований не выявил различий в показателях утомления и психоэмоционального состояния детей в ответ на развивающие занятия с использованием и без использования интерактивной доски. Установлено выраженное активизирующее влияние занятий с использованием интерактивной доски на деятельность центральной нервной системы.

Ключевые слова: интерактивная доска, дошкольники, функциональное состояние организма, утомление, психоэмоциональное состояние.

M.I. Stepanova, Z.I. Sazanyuk, I.E. AleksandrovaM.A. Polenova, I.P. Lashneva, N.O. Berezina, T.V. Shumkova □ HYGIENIC ASSESSMENT OF USE INTERACTIVE WHITEBOARD IN THE CLASSROOM FOR PRESCHOOLERS □ National Scientific and Practical center of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

The study of the influence of occupations using an interactive board in a kindergarten on the functional state of the organism of children aged 6-7 years was conducted. Interactive whiteboard was used in all classes (two or three) during the day. The continuous duration of its use in each lesson did not exceed 5 minutes, and the total - 20 minutes. As a control used the results of similar studies in these same children in the classroom without using an interactive whiteboard. Comparative analysis of the results of the studies did not reveal differences in fatigue and psychoemotional state of children in response to developmental studies using and without the use of an interactive whiteboard. A pronounced activating influence of occupations using an interactive board on the activity of the central nervous system was established.

Key words: interactive whiteboard, preschoolers, the functional state of the body, fatigue, psycho-emotional state.

Различные электронные устройства активно входят в жизнь детей, начиная с дошкольного возраста [7, 9]. Использование интерактивного оборудования делает процесс обучения более наглядным, увлекательным и интересным; стимулирует коллективную работу и повышает мотивацию у детей; позволяет педагогу импровизировать и применять нестандартные методы изложения программного материала [1, 2]. Оно способствует лучшему усвоению и закреплению в памяти учебного материала. Никакое другое оборудование не дает таких возможностей. Интерактивное оборудование в обучении детей обеспечивает взаимодействие кинестетического восприятия и моторики [2, 6].

Использование любых технических средств обучения предполагает соблюдение безопасных для здоровья детей и педагогов условий их эксплуатации [3, 8]. Хорошо известно, что все электронные средства обучения увеличивают зрительную нагрузку, которая офтальмологами рассматривается как фактор риска ухудшения зрения у детей [5]. Характер и степень благоприятного или негативного влияния обучения с использованием цифрового оборудования определяется как возрастными функциональными возможностями детей, так и параметрами, характеризующими условия их зрительной работы, микроклимат в помещении, продолжительность его использования, степень интенсификации учебной деятельности, выполнение профилактических мероприятий и др. Электрон-

ные средства обучения способны оптимизировать процесс обучения только при условии их гигиенически рационального использования [3]. Гигиенические исследования по оценке влияния занятий с использованием интерактивного оборудования на организм дошкольников не проводились, и регламенты его безопасного использования отсутствуют.

Цель исследования - гигиеническая оценка влияния занятий с использованием интерактивной доски на функциональное состояние организма дошкольников 6-7 лет.

Материалы и методы. В естественном гигиеническом эксперименте в условиях детского сада проведены исследования по оценке влияния занятий с использованием интерактивной доски (ИД) на функциональное состояние организма (ФСО) 78 дошкольников подготовительных общеразвивающих групп. От родителей всех участников исследования было получено информированное согласие на участие в исследовании.

Период исследований охватывал 2 недели. Одну неделю ИД использовалась на всех (2-3) занятиях дошкольников в течение дня, на следующей неделе у этих же детей ИД на занятиях не использовалась. Занятия проходили преимущественно в игровой форме. Образовательная нагрузка и организация занятий в оба периода исследований принципиально не отличались. В середине традиционных занятий и занятий с использованием ИД проводились физкультминутки.

22

ЗНивО Август №0 (293)

Оценка умственной работоспособности (до и после занятий) проводилась с помощью корректурного теста (518 исследований), адаптированного для детей дошкольного возраста (С.М. Громбах) [10], а психоэмоциональное состояние — методом цветописи (515 исследований) (А.Н. Лутошкин, 1977) [4]. Для комплексной оценки психофизиологических свойств и функций организма дошкольников в процессе работы с ИД с помощью аппаратно-программного комплекса «НС-ПсихоТест» регистрировали реакции детей на движущийся объект (РДО) до и после занятий. Проведено 78 человеко-исследований. Непрерывная и суммарная длительность использования ИД на каждом занятии регистрировалась в ходе хронометражных наблюдений.

Замеры искусственной освещенности поверхности на рабочих местах детей осуществлялись прибором люксметром-яркомером «ТКА-ПКМ-02». С помощью термогигрометра «ТКА-ПКМ-20» измеряли температуру и влажность в групповых помещениях детского сада.

ИД размещались в групповых помещениях. Доски были оборудованы короткофокусными проекторами. Преимущество этого типа проекторов заключается в том, что при работе с ИД ребенок не видит свою тень на экране, и яркий свет не оказывает слепящего эффекта. Яркость проектора около 2 000-3 000 лм.

Для статистической обработки экспериментальных данных был использован пакет программ Statistica 6,0.

Результаты исследования. Параметры ИД, ее размещение, угол рассматривания, уровни освещенности и показатели микроклимата в групповом помещении соответствовали гигиеническим рекомендациям. Продолжительность одного занятия составляла 25-30 минут, непрерывная длительность использования ИД на занятиях не превышала 5 минут, а суммарная — 15-20 минут.

Сравнительный анализ динамики умственной работоспособности не выявил различий в реакциях дошкольников на образовательную нагрузку с использованием ИД и на традиционную. Интегральный показатель работоспособности (ИПР) детей в динамике учебного дня как при использовании ИД, так и без ИД снижался довольно существенно, однако его значения после занятий оставались выше допустимого уровня (1,0 усл. ед.) (при использовании ИД значения ИПР снижались с 2,42 до 1,27 усл. ед., без ис-

Признаки переутомления детей в конце сравниваемых занятий встречались практически одинаково часто (39,4 % против 43,9 %). Аналогичная динамика была получена нами и по показателям, отражающим психоэмоциональное состояние детей. Количество комфортных и уравновешенных эмоциональных состояний детей в оба периода исследований встречалось одинаково часто и оставалось практически неизменным в течение учебных занятий: при использовании ИД - 65,4-68,3 % случаев, без ИД

- 70,1-73,6 % случаев. Результаты психофизиологического тестирования позволили сделать вывод об активизирующем влиянии ИД на деятельность центральной нервной системы. Это проявилось в увеличении скорости сложной сенсомоторной реакции, разновидностью которой является РДО. Так, после занятий с использованием ИД у дошкольников достоверно уменьшался показатель энтропии, отражающий вероятность возникновения ошибки (с 3,5 ± 0,1 усл. ед. до 3,2 ± 0,09 усл. ед., р < 0,05).

Проанализированы и показатели ФСО дошкольников не только в динамике дня, но и в динамике недели. Как следует из таблицы 2, качественные и количественные показатели умственной работоспособности дошкольников в динамике недели с использованием ИД на занятиях практически не отличались от аналогичных показателей детей, полученных в ту неделю, когда развивающие занятия были организованы традиционно. Динамика ИПР в сравниваемые недели идентична: к середине недели по сравнению с ее началом происходит снижение величины показателя, но не ниже допустимого уровня (1 усл. ед.), а к концу недели наблюдается его повышение. Распространенность неблагоприятных изменений умственной работоспособности воспитанников, отражающих явное и выраженное утомление, существенно не изменялась от начала к концу недели. В понедельник с подобными признаками заканчивали занятия 31,9 % детей. В середине недели прослеживалась тенденция к их увеличению - до 51,6 %, а в пятницу к их снижению - до 38,7 % в сравнении с серединой недели. Количество дискомфортных эмоциональных состояний в коллективе детей также существенно не изменялось на протяжении всей недели. В понедельник регистрировалось несколько меньшее число

- 25,5 %. В середине и конце недели их число составило 39,8 % и 28,6 % случаев.

пользования ИД - с 2,23 до 1,28 усл. ед.) (табл. 1).

Таблица 1. Дневная динамика показателей ФСО дошкольников 6—7 лет

Показатели Занятия с использованием интерактивной доски Занятия без использования интерактивной доски

Начало занятий После занятий Итого Начало занятий После занятий Итого

Количество исследований 131 133 264 146 144 290

Кол-во прослеженных знаков, X ± х 65,2 ± 2,8 65,0 ± 2,7 65,1 ± 1,9 71,1 ± 2,6 70,3 ± 2,78 70,7 ± 1,9

Кол-во стандартизированных ошибок (на 100 знаков), X ± х 2,0 ± 0,13 3,2 ± 0,17 2,6 ± 0,11 1,8 ± 0,11 2,4 ± 0,13 2,1 ± 0,09

Интегральный показатель работоспособности, усл. ед. 2,42 1,27 1,72 2,23 1,28 1,71

Сильное и выраженное утомление, % 39,4 ± 4,7 39,4 ± 4,7 43,9 ± 4,2 43,9 ± 4,2

Дискомфортное эмоциональное состояние, % 31,7 ± 4,4 34,6 ± 4,4 33,2 ± 2,2 29,9 ± 4,1 26,4 ± 4,0 28,1 ± 2,2

АВГУСТ МаВ (293) ЗНиСО

23

Таблица 2. Недельная динамика показателей ФСО дошкольников 6—7 лет

Показатели Занятия с использованием интерактивной доски Занятия без использования интерактивной доски

Начало недели Середина недели Конец недели Начало недели Середина недели Конец недели

Количество исследований 99 64 65 95 101 94

Кол-во прослеженных знаков, X ± х 65,0 ± 3,2 58,3 ± 2,8 71,9 ± 3,8 64,4 ± 2,95 71,9 ± 3,39 75,7 ± 3,38

Кол-во стандартизированных ошибок (на 100 знаков), X ± х 2,5 ± 0,16 3,2 ± 0,22 2,2 ± 0,18 2,4 ± 0,16 2,3 ± 0,15 1,7 ± 0,13

Интегральный показатель работоспособности, усл.ед. 2,43 1,09 1,67 1,54 1,61 2,0

Сильное и выраженное утомление, % 31,9 ± 6,8 51,6 ± 9,0 38,7 ± 8,7 69,0 ± 7,3 42,9 ± 7,1 28,9 ± 6,8*

Дискомфортное эмоциональное состояние, % 29,5 ± 4,6 39,8 ± 4,9 28,6 ± 4,8 21,8 ± 4,1 34,4 ± 4,8 28,4 ± 4,6

* - р < 0,05

На 2-м этапе исследований, когда занятия проходили без использования ИД, от начала к концу недели регистрировали увеличение интегрального показателя работоспособности на 29,0 % - с 1,54 усл.ед. в понедельник до 2,0 усл.ед. в пятницу. Самая низкая сопротивляемость утомлению регистрировалась в понедельник: более половины дошкольников (60,0 %) заканчивали занятия с признаками явного и выраженного утомления. К середине недели их число снижалось до 42,9 % (на уровне тенденции), а в конце недели только у 28,9 % детей в конце занятий умственная работоспособность изменялась по неблагоприятному типу, отражающему явное и выраженное утомление. Количество дискомфортных эмоциональных состояний в коллективе воспитанников отмечалось чаще в середине недели -34,3 % (р = 0,05), в конце недели их число не превышало 30,0 % и существенно не отличалось от начала недели - 21,8 %.

Таким образом, непрерывное использование ИД до 5 минут, а суммарное до 15—20 минут на занятиях у дошкольников подготовительных групп не сопровождается более выраженным утомительным воздействием по сравнению с традиционно организованными занятиями. Вместе с тем занятия с указанной выше продолжительностью использования ИД оказывают более выраженное активизирующее влияние на деятельность центральной нервной системы дошкольников, чем аналогичные без использования электронной доски.

Такой регламент использования ИД позволяет рассматривать его как гигиенически рациональный.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева М.Н. Интерактивная доска в работе с дошкольниками старшего возраста // Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С. 37-44.

2. Денякина Л.М. Информационно-коммуникационные технологии и интерактивное оборудование в обучении дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. № 6. С. 30-31.

3. Кучма В.Р. и др. Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, И.Э. Александрова [и др.] // Гигиена и санитария. 2016. № 95(4). С. 387-391.

4. Кучма В.Р. и др. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт. М.: Просвещение, 2012. 253 с.

5. Пичужкина Н.М. и др. Факторы риска формирования миопии у детей / Н.М. Пичужкина, А.В. Коновалова // Здравоохранение Российской Федерации. 2000. № 1. C. 42-51.

6. Подобед О.В. Роль интерактивной доски в развитии мелкой моторики у детей 6-7 лет с ЗПР. Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 139-142.

7. Солдатова Г.У. и др. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста / Г.У. Солдатова,

B.Н. Шляпников // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78-84.

8. Степанова М.И. и др. Обоснование гигиенических требований к использованию интерактивной доски в учебном процессе / М. И. Степанова, И. Э. Александрова, З.И. Сазанюк [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 5 (254). С. 12-14.

9. Степанова М.И. и др. Особенности жизнедеятельности и состояния здоровья современных дошкольников / М.И. Степанова, Н.О. Березина, З.И. Сазанюк // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 8 (281).

C. 13-15.

10. Унифицированная методика гигиенического изучения организма условий и режима учебных занятий м использованием компьютеров / Под ред. Г.Н. Сердю-ковской. М., 1987. 91 с.

Контактная информация: Степанова Марина, тел.: +7 (495) 917-10-60, е-mail: [email protected]

Contact information: Stepanova Marina, phone: +7 (495) 917-10-60, е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.