Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов'

Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
398
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАНШЕТЫ / РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УТОМИТЕЛЬНОСТЬ / PRESCHOOL CHILDREN / ELECTRONIC TABLETS / EDUCATIONAL GAMES / FUNCTIONAL STATE / HEALTH / MENTAL CAPACITY / TEDIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма В.Р., Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова Ирина Эрнстовна, Поленова М.А.

В статье представлены результаты физиолого-гигиенической оценки занятий в детском саду с использованием развивающих игр на электронных планшетах. Под наблюдением находились 44 воспитанника. В одной из групп детей на занятиях использовали интерактивные игровые программы на электронных планшетах «Samsung», при этом время работы с планшетом не превышало 10 мин, в другой занятия проводили традиционно. Изучали состояние здоровья, психосоматическое и психоэмоциональное состояние детей, определяли их функциональную готовность к систематическому обучению в школе, умственную работоспособность, функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) методом простой зрительно-моторной реакции и реакции на движущийся объект. Установлено, что развивающие игровые занятия с использованием электронных планшетов продолжительностью 10 мин способствуют активизации ЦНС и повышают у детей устойчивость к развитию утомления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма В.Р., Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова Ирина Эрнстовна, Поленова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic evaluation of studies of preschoolers

In the article there are presented the results of physiological and hygienic evaluation of studies in kindergarten with the use of educational games on an electronic PC tablet. The study involved 44 foster-children. In one of the groups children in the classroom used the interactive game software on electronic PC tablets «Samsung», the same time while working with the PC tablet did not exceed 10 minutes, in the other the classes were held traditionally. There were investigated the state of health, psychosomatic and psycho-emotional state of children, determined their functional readiness for systematic training in school, mental performance, the functional state of the central nervous system (CNS) by simple visual-motor reaction (SVMR) and reactions to a moving object (RDO). Developing of game sessions with the use of electronic PC tablets for 10 minutes were established to contribute to the activation of the central nervous system and increase in children resistance to the development of fatigue.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов»

Гигиена детей и подростков

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(4)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-4-387-391

Оriginal article

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.954:681.31

Кучма В.Р., СтепановаМ.И., Сазанюк З.И., АлександроваИ.Э., ПоленоваМ.А., Лашнева И.П., Березина Н.О.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАНЯТИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАНШЕТОВ

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, Москва

В статье представлены результаты физиолого-гигиенической оценки занятий в детском саду с использованием развивающих игр на электронных планшетах. Под наблюдением находились 44 воспитанника. В одной из групп детей на занятиях использовали интерактивные игровые программы на электронных планшетах «Samsung», при этом время работы с планшетом не превышало 10 мин, в другой занятия проводили традиционно. Изучали состояние здоровья, психосоматическое и психоэмоциональное состояние детей, определяли их функциональную готовность к систематическому обучению в школе, умственную работоспособность, функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) методом простой зрительно-моторной реакции и реакции на движущийся объект. Установлено, что развивающие игровые занятия с использованием электронных планшетов продолжительностью 10 мин способствуют активизации ЦНС и повышают у детей устойчивость к развитию утомления.

Ключевые слова: дошкольники; электронные планшеты; развивающие игры; функциональное состояние; здоровье; умственная работоспособность; утомительность.

Для цитирования: Кучма В.Р. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Поленова М.А., Лашнева И.П., Березина Н.О. Гигиеническая оценка занятий дошкольников с использованием электронных планшетов. Гигиена и санитария. 2016; 95 (4): 387-391. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-4-387-391

Kuchma V.R., Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Aleksandrova I.E., Polenova M.A., Lashneva I.P., Berezina N.O. HYGIENIC EVALUATION OF STUDIES OF PRESCHOOLERS WITH THE USE OF PC TABLETS

Scientific Centre of Children's Health, Moscow, 119991, Russian Federation

In the article there are presented the results ofphysiological and hygienic evaluation of studies in kindergarten with the use of educational games on an electronic PC tablet. The study involved 44 foster-children. In one of the groups children in the classroom used the interactive game software on electronic PC tablets «Samsung», the same time while working with the PC tablet did not exceed 10 minutes, in the other - the classes were held traditionally. There were investigated the state of health, psychosomatic and psycho-emotional state of children, determined their functional readiness for systematic training in school, mental performance, the functional state of the central nervous system (CNS) by simple visual-motor reaction (SVMR) and reactions to a moving object (RDO). Developing of game sessions with the use of electronic PC tablets for 10 minutes were established to contribute to the activation of the central nervous system and increase in children resistance to the development of fatigue.

Keywords: preschool children; electronic tablets; educational games; functional state; health; mental capacity; tediousness.

For citation: Kuchma V.R., Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Aleksandrova I.E., Polenova M.A., Lashneva I.P., Berezina N. O. Hygienic evaluation of studies of preschoolers with the use of PC tablets. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(4): 387-391. (In Russ.). DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-4-387-391

For correspondence: Irina. E. Aleksandrova, MD, PhD, leading researcher of the Laboratory of Hygiene of Education and

Rearing of Children and Adolescents. E-mail: accialex@yandex.ru

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Funding. The study had no sponsorship.

Received 12 February 2015

Accepted 04 June 2015

Введение

Аудитория, вовлеченная в информационное пространство, молодеет. Увлечение детей электронными устройствами стало нормой нашего времени. По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 час в неделю, т.е. около 4 час в день. Электронные средства обучения, обладая явным преимуществом перед другими традицион-

Для корреспонденции: Александрова Ирина Эрнстовна -канд. мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. гигиены обучения и воспитания детей и подростков ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, Москва, E-mail: accialex@ yandex.ru

ными средствами обучения, являются и серьезным инструментом воспитания, влияющим на развитие творческого потенциала детей. При этом электронные средства обучения могут оказывать и негативное влияние на здоровье пользователей [1-3]. Важен и психологический компонент использования этих средств в образовательно-воспитательном процессе, поскольку дошкольный возраст во многом является ключевым для когнитивного и социального развития детей [4, 5]. В последние годы в арсенале электронных средств обучения в дошкольных учреждениях появились электронные планшеты. Интеграция электронных технологий в образовательные учреж-

гиена и санитария. 2016; 95(4)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-4-387-391_

Оригинальная статья

дения, особенно если речь идет о дошкольных учреждениях, должна осуществляться только при подтверждении их безопасности для здоровья детей и с учетом обоснованных гигиенических рекомендаций по их использованию. В настоящее время такая информация об электронных планшетах отсутствует, что актуализирует научные исследования по гигиенической регламентации их использования в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Материал и методы

Цель работы заключалась в физиолого-гигиени-ческой оценке развивающих игровых занятий в детском саду, в ходе которых дети использовали электронные планшеты «Samsung». Под наблюдением находились 2 группы детей 6-7 лет по 22 человека в каждой. В одной из групп ежедневно на одном из занятий, направленных на развитие речи, математических навыков, знаний об окружающем мире, использовали электронные планшеты, в другой - занятия проводили без них. Общая продолжительность таких занятий составляла 30 мин, при этом время работы с планшетом в свободном темпе не превышало 10 мин. Содержание развивающих интерактивных игр на планшете соответствовало тематике занятий. В каждой группе была проведена оценка 30 занятий.

Оценку функционального состояния организма (ФСО) воспитанников двух сравниваемых групп проводили в условиях естественного гигиенического эксперимента до и после занятий в первую половину дня в динамике недели. Для диагностики утомительности как традиционно организованных занятий, так и занятий с использованием развивающих игр на компьютерном планшете «Samsung» изучали показатели умственной работоспособности каждого ребенка с помощью корректурной методики, адаптированной для детей дошкольного возраста (Громбах С.М.) [6]. Для комплексной оценки психофизиологических свойств и функций организма дошкольников в процессе работы с планшетами использовали компьютерный комплекс «НС - Психотест». В процессе динамических наблюдений была дана оценка простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) (43 исследования) и реакции на движущийся объект (65 исследований) у детей экспериментальной группы. Состояние здоровья изучали по данным выкопировки медицинской документации детей. Психосоматический статус воспитанников определяли с помощью специальных парных анкет (ребенок - родитель), позволяющих оценить их уровень невротизации, психоэмоциональный статус - с помощью методики цветописи по А.Н. Лутошкину [6]. Уровень развития школьно-необходимых функций изучали с помощью теста Керна-Ирасека. Замеры искусственной освещенности на рабочих местах детей осуществляли прибором ТКА-ПКМ/02. Гигиеническую экспертизу оформления компьютерных развивающих игр для дошкольников с использованием современного мультимедийного контента на планшетных устройствах проводили на основе экспертной оценки их визуальных характеристик. Статистическую обработку

данных проводили общепринятыми статистическими методами с использованием компьютерных программ Biostat.

Результаты и обсуждение

Уровни освещенности и параметры температурного режима в групповых и помещениях, где проходили занятия с планшетом, соответствовали действующим нормативам. Мебель для занятий соответствовала ростовым показателям детей как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Электронные планшеты «Samsung» с размером экрана 10 дюймов размещались на рабочих столах детей под углом 30-40°. Замеры уровней освещенности показали, что в процессе учебных занятий на рабочих столах детей она находилась в диапазоне 300-350 лк.

Развивающие игры для дошкольников с использованием современного мультимедийного контента на планшетных устройствах разработаны в Московском центре технологической модернизации образования. Комплект содержит 50 развивающих игровых программ, направленных на развитие речи, математических представлений, расширение познаний об окружающем мире и др. Развивающие игры предназначены для дошкольников 5-7 лет. Экспертная оценка оформления компьютерных игр показала, что яркостные характеристики электронных страниц, спектр цветовых решений изображения, гарнитура и размер шрифта, цвет знаков и фона выполнены с учетом возраста детей и особенностей их зрительного восприятия.

Достоинствами оцениваемых игровых развивающих программ являются:

- отсутствие временной зависимости (работа в свободном темпе, нет диктата объема работы);

- интерактивный характер развивающих программ (ребенок моментально получает доброжелательный ответ на выполненное задание);

- соответствие содержания игр тематике занятий и возрасту детей.

Согласно данным медицинской документации, состояние здоровья дошкольников сравниваемых групп было идентичным. Функциональные нарушения встречались у 58% детей, хроническая патология -у 26%. Первое ранговое место среди функциональных отклонений занимали нарушения костно-мы-шечной системы - 52,9% детей, 2-е место - часто болеющие дети (4 раза в год и более) - 25,5% детей, 3-е место - нарушения органа зрения - 15,7% детей. Среди хронических заболеваний на 1-м месте заболевания костно-мышечной системы - 13,7% детей. Полученные результаты согласуются с популяцион-ными данными, характеризующими состояние здоровья московских дошкольников [7].

Оценка психосоматического статуса детей показала, что повышенный уровень невротизации встречался одинаково часто в наблюдаемых группах: у 57,1% воспитанников экспериментальной группы и 54,5% контрольной, что соответствует значениям, характерным для дошкольников этого возраста [8]. Случаев регистрации высокого уровня невротизации

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(4)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-4-387-391

Original article

Таблица 1

детей не выявлено (табл. 1). Диагностика развития школьно-необходимых функций показала, что основную часть воспитанников составляли так называемые «зреющие» дети: 73,7% в экспериментальной группе и 68,8% в контрольной (см. табл. 1). Главным образом

это связано с низким качеством выполнения рисунка «мужская фигура» при тестировании по Керну-Ира-секу, что свидетельствует о недостаточном развитии аналитических и синтетических функций головного мозга у большинства детей. Как показывают результаты наших предыдущих исследований, такая ситуация характерна для данной возрастной группы дошкольников [9].

Таким образом, полученные данные свидетельствуют не только об отсутствии различий между воспитанниками экспериментальной и контрольной групп по целому ряду оцениваемых показателей, но и об особенностях их состояния здоровья и психофизиологического развития, характерных для современной популяции детей 6-7 лет.

Оценку утомительности игровых занятий проводили на основе сравнительного анализа результатов корректурного тестирования, оценки функционального состояния ЦНС, зрительного анализатора и психоэмоционального состояния детей непосредственно в процессе их образовательной деятельности.

Согласно данным, представленным в табл. 2, воспитанников экспериментальной группы отличали (на уровне тенденции) более благоприятные качественные и количественные показатели умственной работоспособности. Под влиянием занятий с использованием планшетов у них отмечались более устойчивые

Уровни невротизации и психофизиологического развития детей

Группа Уровень невротизации, % Уровень развития школьно-необходимых функций, %

допустимый повышенный высокий зрелые зреющие незрелые

Экспериментальная, п = 22 42,9 ± 10,6 57,1 ± 10,6 Контрольная, п = 22 45,5 ± 10,6 54,5 ± 10,6

21,0 ± 8,6 73,7 ± 9,4 5,3 ± 4,8 25,0 ± 10,8 68,8 ± 9,8 6,2 ± 5,1

показатели умственной работоспособности по сравнению со сверстниками группы контроля, у которых в условиях традиционно организованных занятий уровень работоспособности заметно снижался.

Так, к концу занятий точность корректурной работы в группе контроля снижалась в 1,6 раза, в экспериментальной - в 1,3 раза, поскольку от начала к концу занятий число ошибок в тестах детей контрольной группы увеличивалось с 1,63 до 2,54 (р < 0,001), экспериментальной группы - с 1,34 до 1,80 (р < 0,01). Кроме того, к окончанию занятий воспитанники группы контроля делали существенно больше ошибок в тестах, чем сверстники из экспериментальной группы (2,54 против 1,80; р < 0,01).

Особенно наглядно различия проявились в изменении значений интегрального показателя работоспособности (ИПР), отражающего состояние всего коллектива: от начала к концу занятий в контрольной группе ИПР резко снижался - более чем в 2 раза (с 1,84 до 0,79 усл. ед.), при этом его значение было ниже условной нормы (1,0 усл. ед.). О большей утомительности традиционных занятий свидетельствует частота изменений работоспособности по неблагоприятному типу, отражающая явное и выраженное утомление каждого ребенка. Регулярность возникновения таких состояний может служить фактором риска развития или обострения заболеваний ребенка. В контрольной группе к концу занятий распростра-

Таблица 2

Показатели функционального состояния организма воспитанников экспериментальной и контрольной групп за весь период исследований

Показатели ФСО воспитанников Экспериментальная группа Контрольная группа

до занятий после занятий до занятий после занятий

Количество исследований (корректурное тестирование) 122 127 130 129

Скорость работы (количество просмотренных знаков, М ± т) 69,9 ± 1,9 75,1 ± 1,9 73,9 ± 1,6 66,9 ± 1,9

Точность работы (количество стандартизированных ошибок 1,34 ± 0,11 1,80 ± 0,12 1,63 ± 0,11 2,54 ± 0,14

на 100 знаков, М ± т)

Коэффициент П, усл. ед. 1,88 1,60 1,84 0,79

Показатель утомления, %:

отсутствие утомления 35,2 23,1

начальные признаки утомления 35,1 28,4

явное и выраженное утомление 29,7 48,5

Эмоциональное состояние, %:

радостное 59,2 57,0 59,0 61,8

спокойное 4,6 12,6 5,0 8,3

дискомфортное 36,2 30,4 36,0 29,9

количество исследований 135 135 144 144

дигиена и санитария. 2016; 95(4)

DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-4-387-391

Оригинальная статья

Таблица 3

Недельная динамика умственной работоспособности воспитанников экспериментальной и контрольной групп (среднегодовые показатели)

Показатель работоспособности Экспериментальная группа Контрольная группа

начало недели середина недели конец недели начало недели середина недели конец недели

Количество исследований 84 55 54 92 73 71

Скорость работы (количество прослеженных знаков, X ± х) 71,4 ± 2,7 77,4 ± 3,3 81,9 ± 3,3 74,7 ± 2,3 75,0 ± 1,6 70,0 ± 2,7

Точность работы (количество стандартизованных ошибок на 100 знаков, X ± х) 1,65 ± 0,14 1,83 ± 0,18 1,69 ± 0,18* 1,84 ± 0,14 1,51 ± 0,14 2,31 ± 0,18*

Интегральный показатель работоспособности, усл. ед. 1,1 1,29 1,9 1,38 1,68 0,68

Сильное и выраженное утомление, % 21,4 ± 6,2 24,1 ± 6,4 38,5 ± 7,8 41,7 ± 6,2* 36,1 ± 7,4 63,9 ± 7,5**

Примечание. *р = 0,05, **р < 0,05.

ненность случаев явного и выраженного утомления в 1,6 раза превышала величину этого показателя в экспериментальной группе (48,5% против 29,7%; р < 0,001). Распространенность и динамика изменений дискомфортных эмоциональных состояний в сравниваемых группах были практически одинаковы.

Показатели умственной работоспособности в течение недели также отличались большей устойчивостью в группе, где занятия проходили с использованием электронных планшетов (табл. 3). Об этом свидетельствует увеличение скорости выполнения тестов к концу недели (до 81,4 знака против 71,4 в ее начале) при сохранении уровня точности на протяжении всей недели (число ошибок составляло от 1,65 до 1,83) в экспериментальной группе. При этом величина ИПР повышалась с 1,1 до 1,9 усл.ед. от начала к концу недели. Скорость и точность выполнения тестов у детей обеих групп в начале и середине недели были практически равными, величина ИПР была выше допустимого значения (1,0 усл.ед.). К концу недели дети группы контроля при тестировании меньше (на уровне тенденции) просматривали знаков (70,0 против 74,7) и при этом делали существенно больше ошибок (2,31 против 1,84; р < 0,05), чем в начале недели. Кроме того, у них в отличие от воспитанников экспериментальной группы к окончанию недели отмечались более низкие показатели скорости (70,0 против 81,9; р < 0,05) и точности (2,31 против 1,69; р < 0,05) выполнения корректурного теста.

Число детей, заканчивающих занятия с признаками явного и выраженного утомления, в контрольной группе на протяжении всей недели превышало допустимое значение (30%), существенно увеличиваясь от начала к концу недели с 41,7 до 63,9% (р = 0,05).

Таблица 4

Изменения ПЗМР в динамике занятий дошкольников (в мс)

Использование Время исследования Достоверность различий

электронного планшета на занятиях дошкольников до занятий после занятий

Планшет 262,56 ± 6,2* 288,6 ± 9,7* р < 0,05

не использовался (п = 12) (п = 12)

Планшет 285,2 ± 11,2 294,1 ± 13,8 р > 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

использовался (п = 9) (п = 10)

В экспериментальной группе число таких воспитанников в начале и середине недели составляло 21,424,1%, тогда как к окончанию недели у 38,5% детей регистрировались изменения умственной работоспособности по неблагоприятному типу, но при этом их число было существенно меньше по сравнению с группой контроля (38,5% против 63,9%;р < 0,05).

Таким образом, сопоставление результатов оценки утомительного влияния занятий у детей сравниваемых групп в динамике дня и недели свидетельствует о более благоприятных показателях умственной работоспособности у дошкольников при использовании на занятиях электронных планшетов по сравнению с их сверстниками, чьи занятия были организованы традиционно.

Полученные результаты исследования подтверждаются и данными изучения функционального состояния ЦНС наблюдаемых групп. Они свидетельствуют о достоверном увеличении времени ПЗМР у дошкольников после традиционных занятий (без использования планшета) (с 262,56 ± 6,2 до 288,6 ± 9,7 мс; р < 0,05), т.е. об уменьшении скорости ПЗМР, обусловленной снижением функциональных возможностей организма (табл. 4). В динамике занятий с использованием планшета этого не происходит: латентный период, соответственно и скорость ПЗМР не изменяются; стабильное функциональное состояние организма, концентрация внимания, собранность детей сохраняются до конца занятия.

Анализ результатов изучения реакции на движущийся объект не выявил различий между группами дошкольников, использующих и не использующих планшеты на занятиях. К концу занятий с электронным планшетом выявлена тенденция увеличения доли детей, у которых диагностируется уравновешенность нервных процессов. Это свидетельствует об отсутствии возбуждающего влияния игровых развивающих занятий с использованием электронного планшета на ЦНС воспитанников. Полученные данные полностью согласуются с результатами наших предыдущих исследований, в которых было установлено, что рациональное использование электронных средств обучения в учебном процессе способствует активации умственной деятельности детей, оказы-

вает благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и работоспособность, что особенно важно для детей, имеющих низкий исходный уровень работоспособности и низкую мотивацию к учебной деятельности [2].

Заключение

Физиолого-гигиеническая оценка влияния занятий дошкольников 6-7 лет показала, что использование развивающих электронных игр на планшетных устройствах «Samsung» с непрерывной продолжительностью не более 10 мин не сопровождается более выраженным утомлением по сравнению с традиционно организованными занятиями. Благодаря образной, динамичной, яркой и адекватной возрасту и психологическим особенностям детей подаче информации развивающие игры способствуют снижению монотонности образовательной деятельности, активации центральной нервной системы и повышают у детей устойчивость к развитию утомления. Для организации развивающих игровых занятий детей 5-6 лет с использованием планшетных устройств необходимо соблюдать следующие требования: мебель для занятий (стол и стул со спинкой) должны соответствовать ростовым данным ребенка; уровень освещенности на рабочем месте должен быть 300-350 лк; размер экрана планшета не менее 10 дюймов; разрешение экрана не менее 1920 х 1080; планшет размещают на столе под углом 30°; зрительная дистанция при использовании планшета должна составлять 25-30 см; при использовании игр со звуковым сопровождением размещение детей в помещении должно быть таким, чтобы исключить шумовые помехи для каждого ребенка.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литер ату р а

1. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Александрова И.Э., Лапоно-ва Е.Д., Шумкова Т.В. Гигиенические аспекты использования ноутбуков в обучении младших школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; (1): 47-50.

2. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Лапонова Е.Д., Воронова Б.З., Лашнева И.П. Обоснование регламентов использования компьютеров с жидкокристаллическим монитором в процессе учебных занятий. Гигиена и санитария. 2014; (1): 108-10.

3. Степанова М.И., Александрова И.Э., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Лашнева И.П., Шумкова Т.В. Обоснование гигиенических требований к использованию интерактивной доски в учебном процессе. Здоровье населения и среда обитания. 2014; (5): 12-4.

4. Романова Ю.А., Клопотова Е.Е. Компьютерные игры в жизни современных дошкольников. Дошкольное воспитание. 2014; (7): 97-102.

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(4)

_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-4-387-391

Original article

5. Комарова И.И., Куликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М.: Мозаика-Синтез; 2013.

6. Кучма В.Р., Храмцов П.И., ред. Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. М.; 2012.

7. Рапопорт И.К. Состояние здоровья современных дошкольников. В кн.: Современные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 1-2 ноября 2011 г. М.: НЦЗД РАМН; 2011: 175-7.

8. Степанова М.И., Сазанюк З.И. Что такое «школьная зрелость»? Справочник педиатра. 2006; (7): 71-6.

9. Лашнева И.П., Сазанюк З.И. «Школьная зрелость» как важная предпосылка учебной деятельности. Детский сад: теория и практика. 2014; (6): 6-13.

References

1. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Aleksandrova I.E., Laponova E.D., Shumkova T.V. Hygienic aspects of the use of laptops in teaching younger students. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2012; (1): 47-50. (in Russian)

2. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Laponova E.D., Voronova B.Z., Lashneva I.P. Rationale regulations the use of computers with LCD monitor during training sessions. Gigiena i sanitariya. 2014; (1): 108-10. (in Russian)

3. Stepanova M.I., Aleksandrova I.E., Sazanyuk Z.I., Voronova B.Z., Lashneva I.P., Shumkova T.V. Justification hygienic requirements for the use of interactive whiteboards in the classroom. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2014; (5): 12-4. (in Russian)

4. Klopotova E. Computer games in the life of modern preschoolers. Doshkol'noe vospitanie. 2014; (7): 97-102. (in Russian)

5. Komarova I.I., Kulikov A.V. Information and Communication Technology in Early Childhood Education [Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v doshkol'nom obrazovanii]. Moscow: Mozaika-Sintez; 2013. (in Russian)

6. Kuchma V.R., Khramtsov P.I., eds. Guidelines for the Diagnosis and Prevention of School-Related Diseases, Improvement of Children in Educational Institutions [Rukovodstvo po diagnos-tike i profilaktike shkol'no-obuslovlennykh zabolevaniy, ozdoro-vleniyu detey v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh]. Moscow; 2012. (in Russian)

7. Rapoport I.K. The health status of modern preschoolers. In: Modern Problems of Health of Children in Preschool Educational Institutions. Materials of All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation. Moscow, 1-2 November 2011 [Sovremennyeproblemy okhrany zdorov'ya detey v doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. Materialy Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarod-nym uchastiem, Moskva, 1-2 November 2011]. Moscow: NTsZD RAMN; 2011: 175-7. (in Russian)

8. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I. What is a «school maturity»? Spravochnikpediatra. 2006; (7): 71-6. (in Russian)

9. Sazanyuk Z.I., Lashneva I.P. «School maturity» as an important prerequisite for learning activities. Detskiy sad: teoriya i praktika. 2014; (6): 6-13. (in Russian)

Поступила 12.02.15 Принята к печати 04.06.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.