Научная статья на тему 'Обоснование адекватности модели воспитательной системы технического вуза его педагогической реальности'

Обоснование адекватности модели воспитательной системы технического вуза его педагогической реальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EDUCATIONAL SYSTEM / LOGICAL AND SEMANTIC MODEL / STIMULATOR / VALUE-SEMANTIC KERNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молоканова Е. А.

Molokanova Е.А. Substantiation of model adequacy of educational system of technical college, its pedagogical reality. The article contains purposes, tasks, distinctive features of educational system of technical college. It is presented logical and semantic model of educational system, simulator of its system-forming component - value-semantic kernel. It is also grounded their adequacy of pedagogical reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование адекватности модели воспитательной системы технического вуза его педагогической реальности»

УДК 378.02

ОБОСНОВАНИЕ АДЕКВАТНОСТИ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Е.А. Молоканова

Molokanova E.A. Substantiation of model adequacy of educational system of technical college, its pedagogical reality. The article contains purposes, tasks, distinctive features of educational system of technical college. It is presented logical and semantic model of educational system, simulator of its system-forming component - value-semantic kernel. It is also grounded their adequacy of pedagogical reality.

Key words: educational system; logical and semantic model; stimulator; value-semantic kernel.

Учитывая, что социальное воспитание является процессом относительно социально контролируемой социализации и осуществляется в специальных воспитательных организациях, то всякая воспитательная организация, являющаяся частным случаем организации социальной, характеризуется собственной, отличной от других организаций педагогической реальностью [5]. В качестве воспитательной организации можно рассматривать технический университет.

Под педагогической реальностью вуза следует понимать достаточно устойчивую область реальности, результат интерференции и согласования субъективных реальностей студентов и преподавателей (а так же других субъектов воспитательной системы вуза), поддерживаемую социальной структурой образовательного учреждения, которая в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной или профессиональной группы. Данное определение базируется на определении школьной реальности, сформулированном М.В. Воропаевым, уходя истоками в «теорию конструирования реальности» П. Бергера и Т. Лукмана [2, с. 70-80].

Основополагающей характеристикой педагогической реальности является ценностно-смысловое ядро, под которым мы понимаем специфический набор ценностных ориентаций носителей педагогической реальности, определенных ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером реальности. Исходя из вышеизложенных научных позиций под воспитательной системой технического вуза пони-

мается целостная педагогическая реальность, возникающая в процессе взаимодействия субъектов воспитания и обладающая такой интегративной характеристикой как ценностно-смысловое ядро.

Исторически понятие воспитательной системы обосновано и введено в научный оборот в работах таких известных ученых, как Л. И. Новикова и А. Т. Куракин. В дальнейшем в работах Л.И.Селивановой, В.А. Ка-раковского и многих других оно было развито и сейчас заняло заметное место среди других педагогических понятий.

Ряд выявленных особенностей технического вуза как воспитательной организации облегчают и ускоряют формирование воспитательной системы. К ним относятся: специфический быт, жизнедеятельность, особенности взаимодействия. Из этого следует, что в большинстве технических вузов в том случае, если там не допускается грубых искажений в организации учебной, управленческой и воспитательной деятельности, существуют воспитательные системы.

Следует отметить, что эффективное формирование воспитательной системы как педагогической реальности, позволяет повысить специальная деятельность, связанная с ее моделированием. Моделирование воспитательной системы является важным ресурсом воспитания будущих студентов. Приступив к данному процессу, необходимо исходить из того, что педагогическая реальность технического вуза находится не только на определенной стадии развития, но и в процессе развития.

Процесс развития и формирования воспитательной системы вуза определяется по-

груженностью субъектов (студентов) в педагогическую реальность вуза, которая обязывает их осваивать специфические нормы и ценности. Рефлексия (анализ, принятие, отторжение) ценностей, свойственных педагогической реальности вуза, студентами происходит в процессе воспитательных взаимодействий студентов и преподавателей. Так как ценностно-смысловое ядро - системообразующий компонент воспитательной системы, то изменения в нем влекут и изменения всей реальности.

Таким образом, механизмом формирования педагогической реальности становятся воспитательные взаимодействия субъектов воспитательной системы студентов и преподавателей как носителей реальности. Результат взаимодействий можно фиксировать, изучая, например, совокупность форм воспитательных взаимодействий, принадлежащих различным сферам жизнедеятельности вуза. То есть в качестве основных структурных образований воспитательной системы рассматриваются ценности и нормы, главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование системы, оказывается процесс социализации субъектов (студентов), в ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности в процессе взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности. Следовательно, можно выделить три гетерогенных составляющих педагогической реальности: субъекты воспитательной системы, психологические ценностно-смысловые характеристики субъектов и поле жизнедеятельности и взаимодействий, в котором эти характеристики изменяются и фиксируются. Полученные данные хорошо соотносятся с таким свойством воспитательной системы, как гетерогенность, то есть разнородность природы ее компонентов.

Опираясь на предыдущие рассуждения и в соответствии с обоснованным выше пониманием сущности воспитательной системы, структуру ее можно представить как трехкомпонентную логико-смысловую модель технического вуза: ценностно-смысловой

компонент, субъектный компонент, компонент приобретения социального опыта. Компоненты воспитательной системы технического вуза предоставляют собой следующие структурные образования:

- ценностно-смысловой компонент представляет собой совокупность таких элементов как: ценностно-смысловое ядро; цели воспитательной системы, порожденные сформированными ценностями; идеи-принципы системы;

- субъектный компонент включает в себя всех лиц, так или иначе участвующих в учебно-воспитательном процессе: руководящий состав, преподавательский состав, переменный состав (студенты), другие субъекты воспитательной системы, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения;

- компонент приобретения социального опыта состоит из следующих компонентов: быт воспитательной организации; компонент жизнедеятельности - особый стиль общения, предметно-практической, духовно-практической деятельности внутри педагогической реальности; компонент управления; компонент внутренних и внешних связей воспитательной системы; компонент воспитательных взаимодействий (организованные совместные действия, в который вступают субъекты воспитательной системы для достижения целей совместной деятельности) их формы осуществления взаимодействий; функции воспитательной системы.

Компоненты педагогической реальности адекватно описывают ее, так как охватывают различные пласты воспитательной организации, как организации социального опыта. Это характеризуется довольно невеликими возможностями социального воспитания в относительно целенаправленном приобретении человеком социального опыта, ограничивающиеся тем, что может дать ему воспитательная организация: быт, различные сферы жизнедеятельности, формы и стиль взаимодействия субъектов.

Наиболее оптимальный смысл в получении различных вариантов проигрывания направлений развития воспитательной системы и прогнозирования результатов приобретает моделирование ее ценностно-смыслового ядра.

Возможность более глубокой иерархиза-ции компонентов воспитательной системы позволяет понимание модели как системы, «которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его

Вопросы воспитания

тем, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [6, с. 46]. Подобное замещение, как отмечает В.А. Штофф, допускается лишь в том случае, если реальный объект изучения, а так же - модель - продукт его анализа - имеют сходство в определенных отношениях.

Принципы моделирования воспитательной системы порождают ее характеристики: система целостная, система ценностноориентированная, система нелинейная, система открытая, система целенаправленная, система сложная и вероятностная, система саморазвивающаяся и самоуправляемая, система неравновесная.

Базисные ценности воспитательной системы определяют ее цели, как цели рефлек-сируемые и усвоенные коллективным субъектом воспитательной системы, заданные государством вузу как воспитательной организации. Поиск и обнаружение закономерностей изменения ценностно-смыслового ядра воспитательной системы в результате согласования различных форм воспитательных взаимодействий между субъектами воспитательной системы, дают право в рамках изучения воспитательной системы конкретного технического вуза на дальнейшую формализацию логико-смысловой модели, а именно применение математического моделирования ценностно-смыслового ядра.

Проблема соотнесения формальной модели и эмпирической реальности сложна тем, что модели, не входящие в специальный класс (класс «парадигмальных моделей») рано или поздно должны разойтись с реальностью моделируемой предметной области. В данном случае, для работающей модели ценностносмыслового ядра необходимо, чтобы: существовала устойчивая (не рассматриваемая на уровне инвариантности) ценностно-смысловая структура; применяемая процедура обработки матрицы семантического сходства могла ее выделить; экспериментальные данные были статистически устойчиво зарегистрированы относительно требований рассматриваемого уровня инвариантности эмпирической структуры. Устойчивость ценностно-смысловой структуры определяется первичным исследованием ценностно-смысловой направленности преподавателей как носителей педагогической реальности.

При построении модели использован опыт построения моделей семантических пространств, описанный Е.Ю. Артемьевой, представляющих собой «-мерные векторные пространства [1, с. 33], исходя из которого в качестве математической модели ценностносмыслового ядра вуза целесообразно рассматривать «-мерное векторное пространство, координатные оси которого соответствуют специфическим ценностям ценностно-смыслового ядра воспитательной системы вуза, координаты точек пространства, являясь изображающими точками испытуемых, отображают потенциальное принятие испытуемым характеристик специфических ценностей воспитательной системы вуза. Выявление факторов, влияющих на динамику и закономерности изменений координат векторного пространства в зависимости от изменений внешнего логико-смыслового пространства, выступает задачей дальнейшего исследования.

В процессе исследования достаточно рассматривать изменения ценностно-смыслового поля студентов до, во время и после различных воспитательных мероприятий. Например, изучив состояние первокурсников до и после посвящения в студенты, следует отметить, что в результате воспитательного взаимодействия с преподавателями и студентами старших курсов, происходит быстрый процесс адаптации в новую реальность, результатом которого является принятие специфических ценностей ценностно-смыслового ядра педагогической реальности технического вуза [3].

Обоснованная адекватность логикосмысловой модели воспитательной системы технического вуза и его педагогической реальности, предопределяющая возможность дальнейшей формализации модели воспитательной системы с помощью математических методов моделирования позволяет изучать процессы, происходящие внутри воспитательной системы и рационализировать процесс управления ее развитием [4].

1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.

2. Воропаев М.В. Воспитательные системы образовательных учреждений: основы типологии. Тамбов, 2002.

3. Макарова Л.Н. Механизмы развития индивидуального стиля деятельности преподава-

теля вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2007. № 1(11). С. 36-39.

4. Макарова Л.Н., Молоканова Е.А. Количественный анализ эффективности развития воспитательной системы вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. Тамбов. 2009. Т.14. Вып. 3. С. 624-627.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2002.

6. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.; Л., 1966.

Поступила в редакцию 15.01.2012.

УДК 374.082

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

О.Е. Кучерова

Kucherova О.Е. Musical-aesthetical culture as an integrative property of student’s personality. The necessity of formation of a special type of culture - musical-aesthetical is grounded in the article. It is revealed the importance of musical-aesthetical filling of educational space of university. It is determined stages of formation of a studied type of culture. It is revealed the contents of culturological integrative knowledge in the formation of musical-aesthetical culture of students.

Key words: aesthetic education, musical-aesthetic culture, educational space, art, forms of musical-aesthetic culture, culturological integrative knowledge.

Постоянная изменчивость современного мира, а также его закономерное усложнение обусловливают запрос общества на личность с креативными характеристиками, обладающую высокой общей культурой. Не только современное общество диктует человеку потребность в творческом потенциале, но он является естественной необходимостью, которую осознает отдельный человек, стремящийся к полноценному бытию.

Все активнее в сложившейся на сегодняшний день социокультурной ситуации России актуализируются общечеловеческие нравственные ценности: совесть, добро, справедливость, достоинство, милосердие и т.д. В связи с этим современная образовательная ситуация характеризуется направленностью на разработку гуманистических основ обучения, развитие взаимодействия между участниками образовательного процесса, становление внутреннего мира человека, формирование его культуры. Сегодня под «образованием» принято понимать не механистическое накопление знаний, навыков и умений (ЗУН), а некое принципиально качественное преобразование, образовывание человека (Б.А. Со-сновский), содействующее его культурному и профессиональному росту. В вузе помимо профессиональной подготовки студентов,

необходимо уделять внимание развитию их общей культуры и формированию художественно-эстетических умений.

В этом процессе важная роль отводится музыке как искусству, обладающему особой силой эстетического и воспитательного воздействия на человека, которая вкупе с эстетическими воздействиями на студентов в целостном учебно-воспитательном процессе вуза образуют совершенно новую категорию - музыкально-эстетическое воспитание. Для решения данных вопросов предполагается достижение высокого уровня общей, профессиональной культуры и культуры музыкально-эстетической, формирование которой и является важнейшей составляющей общего процесса воспитательной работы в вузе.

Кроме того, мы считаем, что музыкально-эстетическая наполняемость воспитательного пространства вуза должна в конечном итоге помочь студентам сформировать эстетический образ жизни в целом. Эстетический образ жизни - это вид жизнедеятельности, связанный с формированием нравственноэстетического идеала человека современного общества, основанный на взаимовлиянии эстетических и нравственных взаимодействий, ежедневно предстающих перед лич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.