МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ЯДРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ВУЗА
М.В. Воропаев, Е.А. Молоканова
Voropaev M.V., Molokanova E.A. The model of the value and sense kernel of the educational system of military high school. The article considers the experience of mathematical model construction of the value and sense kernel of the educational system of military high school, and the nature of pedagogical interactions being the basis of functioning of the educational system of military high school.
Выделение ценностно-смыслового компонента в качестве самостоятельного в структуре педагогической реальности военного вуза позволяет выявить особенности в процессе ее формирования, влияющие на военно-профессиональное самоопределение
курсантов. Кроме того, результаты констатирующего эксперимента привели нас к выводу: ценностно-смысловой компонент является системообразующим компонентом педагогической реальности. Основополагающим его элементом является ценностно-смысловое ядро, представляющее собой конечную систему ценностных ориентиров, возникающую в результате согласования жизненных ценностей субъектов педагогической реальности. Опираясь на психологические исследования, ценностно-смысловое ядро можно рассматривать в качестве параметра, определяющего ментальные структуры сознания субъектов, которые ЯВЛЯЮТСЯ И ЯЗЫКОВОЙ И СМЫСЛОВОЙ категоризацией явлений окружающей реальности. Различия в ментальных структурах у разных культур, а также между отдельными субкультурами единой культуры, обусловливают специфические формы и способы активности ее субъектов [1, с. 221-223].
Говоря о ценностях как основе педагогической реальности военного вуза мы рассмотрели вопрос природы и направленности ценностей ценностно-смыслового ядра данной воспитательной организации. Рассматривая военный вуз как частный случай социальной организации, мы можем утверждать, что данная организация характеризуется собственной специфической довольно сильной субкультурой. Субкультура военного вуза оказывает глубокое влияние на ценностносмысловое самоопределение курсантов, развитие их индивидуальности. По мнению Д. Лихачева, Н. Симвеляна, человек «погру-
жает свою индивидуальность в культуру как в общечеловеческую память, запечатлевшую развитие духовности в результатах событий культурного характера, и, обращаясь к ней как к живому, говорящему зеркалу, творит свою личность и свой образ» [2, с. 8]. Ядром духовной культуры любого этноса, любой нации являются патриотические ценности, ибо без любви к Родине, своей земле, к своему народу не может быть культуры, а культура - это фундаментальная основа общественного развития, продуктивное средство становления личности. Как отмечал русский философ И.А. Ильин «Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь». Естественным образом в обществе возникает потребность в защите своей Родины, и единственная структура, воспринимаемая всеми без исключения его членами в роли защитника Родины - есть армия. Армия - это «сосредоточенное воплощение государственной силы», элемент «государственного бытия». Служба в армии должна быть проникнута «живым вдохновением государственности», «каждый воин, независимо от своего высшего или низшего ранга, должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие»». Исходя из чего, по мнению И. А. Ильина, духовные основы воинского воспитания имеют свои особенности, в частности «Русская армия всегда была школой патриотической верности», выступала как «основа нашего национального самосознания», т. к. «армия невозможна без патриотизма и жертвенности».
С государственно-патриотической идеологией, являющейся частью общенациональной идеологии России, система военного образования в нашей стране связана традици-
онно теснейшим образом. Речь идет о русской национальной идее, которая была и остается основой единства исторической судьбы народов России, осознанием сущности и исторического предназначения России в мире. М.А. Маслин считает ее несущим каркасом, тремя главными «китами», скрепляющими ее как единое целое - государственность (державность), православие (духовность), патриотизм. О.Х.-А. Рахимов, оценивая государственно-патриотическую идеологию исходя из различных философских подходов, утверждает, что «с точки зрения аксиологического философского похода государственно-патриотическая идеология представляет не что иное, как ценностное отношение к различным социальным процессам, протекающим в армии, а так же патриотическим ценностям». Неся в себе мечту о «всеединстве» (которую отмечал русский философ В.В. Соловьев), она может быть представлена, по мнению великого русского писателя Ф.М. Достоевского, и как «всечеловеческая идея», но лишь в той степени, в какой сохраняется самобытность исторического пути России, ее роли в становлении единой и многообразной мировой цивилизации. В.М. Азаров, считая патриотизм одной из основных составляющих русской национальной идеи, утверждает, что «... патриотизм всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства». «Издревле, - подчеркивал B.C. Соловьев, - всякий военный человек знал и чувствовал, что служит делу важному и хорошему, благородному, почетному, которому всегда служили первейшие люди. Это дело всегда прославлялось всеобщею молвой, освещалось и возвеличивалось в церквах». В.М. Коровин, понимая патриотизм как высшее чувство, говорит: «Чувство патриотизма - проявление этой идеи».
Сущность патриотизма определялась различными мыслителями, прежде всего в плане духовного выражения и реальнодейственного проявления. В свете сказанного представляется вполне оправданным согласиться с определением патриотизма, данным В.И. Лутовиновым: «Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в
силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении России». Кроме того, мировая история, опыт локальных войн конца XX - начала XXI в. доказывают, что среди духовных качеств современного военнослужащего патриотизм занимает доминирующее положение, а любовь Родине, государству, народу, его историческим достижениям лежит в основе эффективной военной организации общества. Истинный патриотизм выражается в чувстве долга перед своим отечеством, высшим проявлением которого в России, в силу ее исторической специфики, геополитического положения и уклада жизни всегда считалась воинская служба.
В основе патриотизма может лежать только целостная система приоритетных духовных ценностей общества, государства и личности. По мнению М.Н. Шахова: «Осевым стержнем приоритетных духовных ценностей может стать общенациональная идея современного периода нашей истории.... уже сегодня можно предположить, что стержневыми элементами общенациональной российской идеи могут быть: государственность -идея сильного, централизованного, независимого и целостного Российского государства; гражданственность - идея автономной, свободной и законопослушной личности, сопричастной к судьбе российского народа; федерализм как наиболее оптимальный механизм взаимоотношений между центром и национально-этническими регионами России; патриотизм - наиболее глубокое чувство любви к Отечеству и готовности защищать Родину; гуманизм как общечеловеческая ценность и принцип деятельности человека; святость - духовно-религиозное освящение общенациональной российской идеи перед верующими людьми». На данной основе
Н.М. Шахов выделяет группы духовных ценностей современной России, которые в общей совокупности и системности составляют содержание общенациональной идеологии: государственно-конституционные -мировоззрение, культура политического мышления, верность конституционному долгу, доминирующие военно-доктринальные взгляды; общественно-гражданские - граж-
данственность, статус личности, социальная защищенность гражданина и воина; нравственно-гуманистические - возвышенное в воинской деятельности, героическое в поступках; общественно-патриотические - воинский долг, честь, достоинство, порядочность, героизм, гордость, доблесть; военно-профессиональные - трудовые, боевые традиции, дисциплина, нравственный кодекс поведения, демократизм, единоначалие; культурнонациональные - прекрасное в искусстве, эстетический идеал.
В сегодняшнем обществе повышается роль духовного фактора как основополагающего и стабилизирующего фактора в жизни общества и армии. В данной ситуации, наряду с М.Н. Шаховым, по мнению В.М. Коровина «... определить истинные духовные ориентиры и сделать их центром мировоззрения и миропонимания личности курсанта - важнейшая задача воспитания будущих офицеров в военном вузе» [3, с. 259].
Следует отметить, что формирование духовных ценностей курсантов на сегодняшний день уже выделено одним из приоритетных направлений в деятельности офицерского и преподавательского состава военного вуза. Духовные ценности выражаются в общественных отношениях, в профессиональной деятельности, в восприятии и осознании отношений и связей между людьми. Таким образом, чем больше гармонично и разносторонне реализуется курсант в этих сферах жизнедеятельности, тем более активны и результативны его действия в процессе учебы и службы. Все перечисленные духовные ценности с другой стороны возводятся в ранг ценностей-целей и ценностей-средств субъектов педагогической реальности военного вуза. В работе мы рассматриваем их состав, опираясь на теорию ценностей М. Рокича.
Обосновав выбор ценностно-смыслового ядра как наиболее чувствительного к внутренним изменениям педагогической реальности компонента, а также для наиболее наглядного описания процессов, происходящих внутри реальности, мы построили модель ценностно-смыслового ядра воспитательной системы военного вуза. Создавая модель ценностно-смыслового ядра мы решили, что наиболее оптимальным способом моделирования будет сопоставление его с какой-либо математической структурой, в качестве которой
было выбрано евклидово n-мерное векторное пространство К. Далее произвели атрибутирование объектам математической структуры (векторам евклидова пространства) характеристик специфических ценностей исследуемой педагогической реальности (англ. attribute -приписывать, наделять). Необходимость использования атрибутирования обусловлена тем, что информация, которую может дать нам наблюдение, недостаточна для достоверного изучения реальности и нуждается в «достраивании» и изучении модели с целью перенесения в дальнейшем полученных выводов на реальный объект, т. е. на педагогическую реальность. Основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации и является атрибутирование.
Элементами рассматриваемого про-
странства Rn являются векторы Xi, где i -порядковый номер объекта - ценности ценностно-смыслового ядра, n - количество ценностей (размерность пространства).
Определение 1.1. Точка в пространстве Rn, отображающая потенциальное принятие испытуемым соответствующих атрибуции, т. е. характеристик специфических ценностей ценностно-смыслового ядра педагогической реальности военного вуза называется изображающей точкой (индивидуальным вектором) испытуемого.
Обозначим: aj , г^е i = °А j =1 т , i -номер исследуемого взвода, j - номер испытуемого.
Определение 1.2. Упорядоченные характеристики ценностей ценностно-смыслового ядра называются координатами изображающей точки.
Координаты изображающих точек численно характеризуют степень принятия испытуемым соответствующих атрибуции, т. е. характеристик специфических ценностей педагогической реальности военного вуза.
Определение 1.3. Точка, координатами которой являются значения группового среднего по каждой из координат, называется изображающей точкой взвода (средним вектором взвода).
Обозначим: a, где і = - средний
вектор взвода.
Исходя из того, что ядро воспитательной системы состоит из определенной конечной
системы ценностей, то набор этих ценностей и будет основными параметрами исследования испытуемых. Выберем конечное число k аспектов атрибутирования, т. е. характеристик ценностей. Построение модели воспитательной системы включает в себя этап получения базисных векторов векторного пространства. Поскольку не все выбранные нами характеристики, а именно инструментальные и терминальные ценности адаптированной методики исследования системы ценностей личности М. Рокича, могут оказаться независимыми, то размерность может оказаться меньше k. Размерность пространства, образованного векторами, поставленными в соответствие предъявленным в эксперименте ценностям, выяснялась факторизацией матрицы корреляции между шкалами ценностей и кластерным анализом. Исходя из чего мы получили восемь ценностей ценностносмыслового ядра педагогической реальности военного вуза, к ним относятся: уверенность в себе, познание и творчество, интересная работа, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках, общественное признание и материально обеспеченная жизнь, удовольствия, общая хорошая обстановка в стране, гордость за принадлежность к офицерскому корпусу. Теперь каждой координатной оси с соответствующими единичными векторами атрибутируем определенную ценностную характеристику. Следовательно, п = 8, (п < к) - размерность исследуемого векторного пространства.
Под моделью ценностно-смыслового ядра педагогической реальности будем понимать «-мерное ценностно-смысловое векторное пространство, координатные оси которого соответствуют ценностям ценностносмыслового ядра педагогической реальности военного вуза, координаты точек пространства отображают потенциальное принятие испытуемым характеристик специфических ценностей.
Для более наглядного изображения векторного пространства ценностно-смыслового ядра педагогической реальности военного вуза требуется изучить коррелирующие связи векторов ценностно-смыслового ядра. Модель ценностно-смыслового ядра педаго-
гической реальности военного вуза изображена на рис. 1 ив конечном варианте представляет собой трехмерное векторное пространство, каждый вектор которого задает подпространство вторично коррелирующих ценностей ценностно-смыслового ядра воспитательной системы, соответствующих
группам духовных ценностей, выделенным Н.М. Шаховым.
3 группа ценностей
Рис. 1. Модель ценностно-смыслового ядра педагогической реальности военного вуза
Дальнейшее изучение модели ценностно-смыслового ядра педагогической реальности военного вуза, являющейся моделью наиболее чувствительного к внутренним изменениям реальности компонента, дает нам возможность через изучение ценностных ориентаций курсантов контролировать изменение их военно-профессиональной направленности под влиянием педагогической реальности военного вуза.
1. Сапогова Е.Е. Метафоры за-сознания и проблема спонтанной самоорганизации сознания. Известия ТулГУ, 2001.
2. Лихачев Д., СимвелянН. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. М., 1988.
3. Коровин В.М., Подлужный В.И, Свиридов В.А. Подготовка офицерских кадров в России: Традиции и современность: моногр. Воронеж, 2004.
Поступила в редакцию 30.01.2007 г.