Научная статья на тему 'Музыкально-эстетическая культура как интегративное свойство личности студента'

Музыкально-эстетическая культура как интегративное свойство личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
AESTHETIC EDUCATION / MUSICAL-AESTHETIC CULTURE / EDUCATIONAL SPACE / ART / FORMS OF MUSICAL-AESTHETIC CULTURE / CULTUROLOGICAL INTEGRATIVE KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучерова О. Е.

Kucherova О.Е. Musical-aesthetical culture as an integrative property of student's personality. The necessity of formation of a special type of culture - musical-aesthetical is grounded in the article. It is revealed the importance of musical-aesthetical filling of educational space of university. It is determined stages of formation of a studied type of culture. It is revealed the contents of culturological integrative knowledge in the formation of musical-aesthetical culture of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкально-эстетическая культура как интегративное свойство личности студента»

теля вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2007. № 1(11). С. 36-39.

4. Макарова Л.Н., Молоканова Е.А. Количественный анализ эффективности развития воспитательной системы вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. Тамбов. 2009. Т.14. Вып. 3. С. 624-627.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2002.

6. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.; Л., 1966.

Поступила в редакцию 15.01.2012.

УДК 374.082

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

О.Е. Кучерова

Kucherova О.Е. Musical-aesthetical culture as an integrative property of student’s personality. The necessity of formation of a special type of culture - musical-aesthetical is grounded in the article. It is revealed the importance of musical-aesthetical filling of educational space of university. It is determined stages of formation of a studied type of culture. It is revealed the contents of culturological integrative knowledge in the formation of musical-aesthetical culture of students.

Key words: aesthetic education, musical-aesthetic culture, educational space, art, forms of musical-aesthetic culture, culturological integrative knowledge.

Постоянная изменчивость современного мира, а также его закономерное усложнение обусловливают запрос общества на личность с креативными характеристиками, обладающую высокой общей культурой. Не только современное общество диктует человеку потребность в творческом потенциале, но он является естественной необходимостью, которую осознает отдельный человек, стремящийся к полноценному бытию.

Все активнее в сложившейся на сегодняшний день социокультурной ситуации России актуализируются общечеловеческие нравственные ценности: совесть, добро, справедливость, достоинство, милосердие и т.д. В связи с этим современная образовательная ситуация характеризуется направленностью на разработку гуманистических основ обучения, развитие взаимодействия между участниками образовательного процесса, становление внутреннего мира человека, формирование его культуры. Сегодня под «образованием» принято понимать не механистическое накопление знаний, навыков и умений (ЗУН), а некое принципиально качественное преобразование, образовывание человека (Б.А. Со-сновский), содействующее его культурному и профессиональному росту. В вузе помимо профессиональной подготовки студентов,

необходимо уделять внимание развитию их общей культуры и формированию художественно-эстетических умений.

В этом процессе важная роль отводится музыке как искусству, обладающему особой силой эстетического и воспитательного воздействия на человека, которая вкупе с эстетическими воздействиями на студентов в целостном учебно-воспитательном процессе вуза образуют совершенно новую категорию - музыкально-эстетическое воспитание. Для решения данных вопросов предполагается достижение высокого уровня общей, профессиональной культуры и культуры музыкально-эстетической, формирование которой и является важнейшей составляющей общего процесса воспитательной работы в вузе.

Кроме того, мы считаем, что музыкально-эстетическая наполняемость воспитательного пространства вуза должна в конечном итоге помочь студентам сформировать эстетический образ жизни в целом. Эстетический образ жизни - это вид жизнедеятельности, связанный с формированием нравственноэстетического идеала человека современного общества, основанный на взаимовлиянии эстетических и нравственных взаимодействий, ежедневно предстающих перед лич-

ностью в разнообразных материальных и духовных формах.

Если исходить из мысли о том, что общество - это совокупность всех людей, как слушающих, так и не слушающих музыку, то молодежь как раз и составляет категорию наиболее активно слушающих музыку. Именно музыка значительно опережает другие виды искусства по количеству потребления в силу своих непосредственно-чувственных особенностей воздействия.

В век информационно-коммуникационных технологий возникли все основания для того, чтобы музыка «растворилась» в сфере производства, быта, досуга. Сегодня все труднее воспринимать ее как художественное целое, но зато все привычней становится возможность слушать музыку как фон, полноценно не воспринимая, не задумываясь над ее содержанием. То есть формируется такое своеобразное отношение к музыке, способствующее формированию поверхностнопотребительского типа музыкальной культуры в целом, и в результате не происходит полной субъективизации эмоциональных, интеллектуальных, нравственно-гуманистических сторон музыкального произведения [9]. На первый план выступают поверхностнопотребительские запросы личности, диктуемые модой или престижностью. Такой тип музыкальной культуры, с преобладающим в нем поверхностным контактом с музыкальными произведениями в исключительно развлекательных целях, является ущербным для личности. Более того, серьезную озабоченность психологов, социологов, педагогов вызывает появляющаяся в последнее время музыка, разрушающая психическую структуру человека.

Так, в обращении общественной организации «Сириус» (руководитель Межрегиональной общественной организации «Сириус» Микушина Татьяна Николаевна) к Президенту РФ Д.А. Медведеву говорится: «К настоящему времени проведены исследования в области воздействия музыки на человека. Ряд ученых из разных областей (физики, генетики, физиологи, биологи, психологи) подтверждают отрицательное воздействие некоторых видов музыки, ее ритма, частотности и громкости на человека. Это воздействие приводит к стрессовому состоя-

нию, усиливая внутренний разлад, вызывает изменение состояния сознания человека... Так любимая многими молодыми людьми попса, хип-хоп, рок, тяжелый рок пишется на низких частотах. Исследования показали, что звуки низкой частоты вызывают упадок сил и депрессию... Ряд научных исследований был специально посвящен вопросу возможной связи прослушивания музыки определенного типа со склонностью детей и юношей к суицидальному, агрессивному или противоправному поведению. Наиболее «проблемными» оказались жанры «рэп» и «хеви-метал».

У поклонников хэви-метал выявлена меньшая выраженность познавательных потребностей, а также повышенная склонность к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, беспорядочному или извращенному сексу и антисоциальным поступкам...

В последнее время появился еще один бич нашего времени - «Звуковые наркотики» на основе бинауральных ритмов, активно распространяющиеся через Интернет, которые вводят человека в состояние наркотического опьянения, транса и крайне неблагоприятно влияют на психическое и физическое здоровье.

Дисгармоничная музыка с рваным ритмом при условии ее регулярного прослушивания является одной из основных причин таких пороков нашего общества, как алкоголизм, курение, наркомания, преступность, что в свою очередь ведет к деградации личности...

В 2006 г. появилась компьютерная программа I-Doser, позволяющая прослушивать файлы с определенным содержанием, которые подавались как звуки, которые вызывают эйфорическое состояние, сходное с эффектом от употребления «реальных» наркотиков. В. Якунин отмечает, что эффект воздействия звуковых волн может быть и губительным. По данным rian.ru, подготовленным на основе информации РИА Новости и открытых источников, отмечается, что их использование свидетельствует о готовности человека к осуществлению потенциально опасных экспериментов над своим сознанием, и может предшествовать употреблению реальных наркотиков».

Такое положение в молодежной среде не может не вызывать тревоги, вот почему при-

оритетным направлением воспитательной работы в вузе нам представляется музыкально-эстетическое. Известно, что объективные структурные свойства музыки предопределяют реакции слушателей. Предполагается, что произведения сами по себе суть осмысленные и объективные структуры, раскрывающиеся в анализе и могущие быть восприняты и пережиты в опыте с различной степенью правильности. Это осмысление и переживание музыкального произведения является одним из основополагающих компонентов музыкальноэстетической культуры человека.

Музыка издавна признана универсальным человеческим языком. Она способна обходить логические и аналитические фильтры сознания и устанавливать прямой контакт с проникновенными чувствами из глубин души, памяти и воображения. В древней Греции и Риме музыка, несущая здоровое начало, тщательно отбиралась для сохранения здоровья, чистоты и твердого характера. Пифагор, Платон, Аристотель считали музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры. Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; дает пищу душе - духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь [7]. Примером такой музыки является классическая музыка.

Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и нравственным, физическим и духовным здоровьем человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет «сделать их лучше». Но физиологическое, воздействие, которое производит на людей музыка, совсем не тождественно эстетическому постижению произведений искусства. Вербализация музыкальных впечатлений у большинства молодых людей наталкивается на непреодолимые препятствия, так как большинство из них не владеют музыкальной терминологией [8].

Таким образом, развитие личности представляет собой непрерывный процесс, в рассматриваемом случае это процесс, целью ко-

торого является формирование музыкальноэстетической культуры личности будущего специалиста как широкомасштабной культурно, эстетически и творчески развитой совокупности внутреннего мира и внешнего его освоения. Одним из ведущих этапов процесса развития личности является ее профессиональное становление, в котором осуществляется развитие ее жизненно и профессионально значимых структур, существенное место среди которых личность отводит культурному развитию. Формирование музыкально-эстетической культуры - сложное и многоплановое явление, зависящее от сути целей становления будущего специалиста, поэтому важно, чтобы студенты понимали значимость и возможности музыкального искусства, осознавали и чувствовали его как мотив и способ развития.

Искусство и музыкальное в особенности, способствует работе человека над самосовершенствованием через развитие всех сторон личности и отражая жизнь в художественных образах. Духовная, эстетическая, культурологическая наполненность искусства, его творческая сторона, воздействуя на внутренний мир человека, побуждают его двигаться в соответствии с требованиями современного процесса развития общества, будущее которого - творчески развитые, компетентностные специалисты, осознающие значимость культурных ценностей, достижений мировой культуры, формирующей роли искусства.

Искусство во всех его видах и жанрах имеет воздействие на каждого человека, т.к. его характеристика - его обращенность к мыслям, чувствам, переживаниям, размышлениям и поступкам, созвучие настроения конкретной личности. Благодаря этому свойству, искусство выступает мощным механизмом развития на всех этапах становления личности, поскольку человек в той или иной мере соприкасается с ним [10].

Уникальную особенность искусства подчеркивает М.С. Каган, относя к ней его способность моделировать сложнейшую систему «человек» и поэтому быть ему структуроподобным (гомоморфным), то есть содержать знания, ценности, материальные конструкты, системы знаков, духовные значения, «способы самовыражения человека и средства его общения с себе подобными» [6, с. 19].

Таким образом, полифункциональность и многоаспектность искусства превращают его в фундамент, механизм и мотив развития музыкально-эстетической культуры и предоставляют возможность использовать его как средство формирования музыкально-эстетической культуры студентов в воспитательном пространстве вуза. В современном мире музыкальное искусство, являясь частью общей мировой культуры, одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, обобщенно выражающее в звуковых образах существенные процессы жизни, и в то же время являясь специфической формой эстетической деятельности [2].

Рассматривая музыкально-эстетическую культуру в нашем исследовании, отметим, что понятие музыкальная культура гораздо шире собственно музыки (музыкальных произведений), потому что, как справедливо отмечает М.М. Бухман, «в нее входят многоразличные проявления как самой музыки в ее социальном обнаружении, так и область ее воздействия, словом - вся сфера музицирования, вся сфера музыкальной практики» [4].

По нашему мнению музыкально-эстетическая культура проходит в своем развитии ряд этапов: информационный (преобладание когнитивно-оценивающего и эмоционально-потребностного компонентов); аксиологический (доминирование социально-этического компонента), этап деятельностный (преобладание мотивационно-волевого компонента, связанного с экстериоризацией духовных ценностей).

Музыкально-эстетическую культуру будущего специалиста правомерно рассматривать как интегративное качество, репрезентирующее целостность личности и, в конечном итоге, ее устремленность к духовному саморазвитию.

Деятельностную сущность музыкальноэстетической культуры студента определяет комплекс его духовных качеств и способностей, который связан с выбором средств, необходимых для реализации в личностной и профессиональной сферах. Музыкальноэстетическая деятельность имеет своим объектом сознание, и в ней можно выделить следующие основные формы:

- познавательная деятельность (верное, адекватное или иллюзорное отражение действительности);

- прогностическая деятельность (отражение действительности в плане ее возможных изменений, идеальное предвосхищение результатов действия);

- ценностно-ориентировочная деятельность (отражение действительности в плане ценностей - того, что имеет для субъекта положительное значение, соответствует его идеалам и мировоззрению):

- этико-коммуникативная деятельность (отражение убеждений, эстетической развитости, художественного восприятия мира, оценки добра и зла).

Основное интегративное свойство музыкально-эстетической культуры заключается в ее способности целенаправленно изменять личность студента. Формирование музыкально-эстетической культуры, а, следовательно, и изменение личности студента происходит в результате усвоения им новых знаний, умений и навыков, которые он приобретает в процессе собственной учебной и внеучебной деятельности. В свою очередь, учебная деятельность является объектом управления обучающей системы, которая в целостном учебно-воспитательном процессе вуза представляет совокупность двух элементов - обучающего и воспитывающего. Таким образом, усиление интегративного свойства музыкально-эстетической культуры, ее способности целенаправленно изменять личность студента, может быть достигнуто только за счет погружения студента в деятельность воспитательного пространства вуза и наполнения его музыкально-эстетической деятельностью. Мотивация деятельности человека непосредственно связана с категориями «потребность», «интерес», «цель», «устремленность». Эффективность музыкально-эстетической деятельности и управление ею обеспечивается через понимание ее мотивации и связи с целью деятельности [3].

Музыкально-эстетическая составляющая воспитательного пространства вуза предстает как своеобразная протяженность музыкально-эстетических взаимодействий, ежедневно предстающих перед студентом в разнообразных материальных и духовных фор-

мах, имеющая пять измерений: личностное, деятельностное, социальное, территориальное, хронологическое.

В ходе формирования музыкальноэстетической культуры в воспитательном пространстве вуза, привлечения субъектов воспитательного пространства к организации учебного и внеучебного времени студентов, обратим внимание на систему культурологических интегративных знаний, отражающих сложность функционирования процесса музыкально-эстетического воспитания и являющихся ведущим «механизмом» формирования музыкально-эстетической культуры. В соответствии с современными требованиями к уровню подготовки специалиста мы определили содержание, виды и функции культурологических интегративных знаний, соответствующие целям и задачам формирования музыкально-эстетической культуры студентов.

В основе организации содержания культурологических интегративных знаний лежит принцип системности и связанный с ним принцип интеграции, позволяющий отразить сущностную сторону культуры - ее целостность. Принцип системности характеризуется тем, что система культурологических интегративных знаний (как подобает любой системе) имеет определенный состав (подсистему, представленную наличием элементов), структуру, отражающую взаимосвязь элементов, и функции (роль и значение каждого элемента в общей системе). Принцип интеграции обнаруживает себя во взаимосвязи содержания учебного материала, включения в его структуру методов других дисциплин (или наук) и выходом за пределы музыкального искусства в другие области художественного творчества и т.д. [5].

Элементами содержания системы культурологических интегративных знаний выступают: общие знания о музыке, представляющие собой синтез взаимосвязанных музыкально-образных представлений и историко-теоретических понятий, раскрывающих закономерности эволюции музыкального искусства в конкретных социальных и исторических условиях; музыкально-теоретические знания, раскрывающие интонационные, жанровые, стилевые свойства музыкального искусства и способствующие постижению ха-

рактерных черт музыки различных эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества композиторов; традиций и новаторства в музыкальном искусстве; общехудожественные знания, выступающие как основа анализа музыкального искусства в контексте художественной культуры, выявляющие ее целостность и раскрывающие общие закономерности художественного мышления в различные исторические периоды; общенаучные знания, являющиеся основой формирования у студентов единой научной картины мира и целостного мировоззрения, углубляющие научные представления о функционировании музыкальной культуры и раскрывающие сущность всеобщей связи явлений через взаимосвязь изучаемой дисциплины с различными областями научного знания; методические знания, позволяющие осуществлять «перевод» получаемых студентами знаний в русло их практического применения, в процессе чего приобретается опыт художественно-творческой деятельности; индивидуально-значимые знания, получаемые в процессе «общения» с музыкальным произведением и соответствующие интересам, стремлениям и духовнонравственным установкам личности студента, обеспечивающие его взаимодействие, диалог с культурой.

Все элементы данной системы культурологических интегративных знаний тесно взаимосвязаны, но в то же время образуют определенную иерархию - осознание произ-водности одних знаний от других, базовой роли одних для других. Получается, что специальные (первичные, конкретные) знания интегрируются в более обобщенное знание, а последнее, в свою очередь, служит условием правильной ориентации в осмыслении и понимании конкретных знаний.

Культурологические интегративные знания в контексте формирования музыкальноэстетической культуры студентов становятся основой: представлений о музыкальной

культуре как части общей культуры человечества; формирования у студентов опыта взаимодействия (диалога) с культурой, в процессе которого происходит индивидуальноличностная актуализация заложенных в ней смыслов, т.е. «культурная индентификация» (Е.В. Бондаревская); самостоятельной твор-

ческой деятельности студентов, обусловленной восприятием, анализом, исследованием как музыкальных, так и других художественных явлений (произведений) [1].

Чтобы названные функции действовали, безусловно, необходимо овладение определенными видами знаний. Поэтому считаем нужным определить несколько видов культурологических интегративных знаний: ключевые понятия, термины, определения, служащие основой для понимания музыкальных произведений или музыкально-исторических явлений; факты музыкально-исторической и художественной действительности, являющиеся первичным, базовым «материалом», необходимым для целостного осмысления музыкально-исторического процесса; основные общенаучные понятия, категории, синтезирующие понятийный аппарат различных наук (и искусств) и способствующие формированию навыков анализа музыкальных произведений в контексте культуры; законы, теории, выявляющие взаимосвязи между музыкой и окружающим миром и необходимые для обоснования процессов, происходящих в музыкальном искусстве.

То есть система культурологических интегративных знаний отражает взаимоотношения: между музыкальным искусством и культурой в целом; между музыкой как специфическим видом художественной деятельности и другими искусствами; между музыкальной культурой и жизнью человеческого общества (повседневным бытом, общественной и духовной жизнью); между музыкой и культурой личности студентов.

Именно такие знания помогают создать основу для адекватного понимания основных универсалий музыкально-эстетической культуры и особенностей ее функционирования в контексте общего культурно-исторического процесса. «Хаотичные, разрозненные знания практически не работают в сфере художественной культуры, так же как и в других сферах человеческой деятельности, - утверждает Г.М. Цыпин [11, с. 276], и трудно с ним не согласиться. Ведь на самом деле, чем гибче и разностороннее связи между отдельными структурными компонентами знаний, между их блоками и «соединениями», тем яснее будет актуализировано музыкальное содержание в сознании слушателя.

Признавая формирование музыкальноэстетической культуры одной из важнейших задач современного образования, заметим, что развивающиеся в последнее время идеи гуманистической концепции образования в значительной степени актуализировали эстетическую составляющую процесса образования в вузе. С учетом того, что музыка сегодня является непременным атрибутом жизни человека, социокультурными условиями, уровнем развития музыкально-эстетической теории и практики, выделим некоторые особенности формирования музыкально-эстетической культуры: признание приоритетной идеи самоценности искусства, выдвижение ее как ведущего принципа воспитательной деятельности; реализация идей «педагогики искусства» с опорой на природу музыки и искусства в целом; актуализация эмоционального компонента содержания художественно-эстетического образования в целом; реализация идеи занятий как занятий искусства и творчества; использование методов и технологий, характерных для искусства и творчества (художественный диалог; музыкальная гостиная, и пр.)

Обобщая вышесказанное, сформулируем определение понятия «музыкально-эстетическая культура». Под музыкально-эстетической культурой мы понимаем интегративный способ освоения действительности студентом в сфере его духовной деятельности (через осмысление, «проживание» и оценку музыкальных произведений). Признавая музыкально-эстетическую культуру интегративным свойством личности студента, заметим, что она определяет направленность личности на созидание собственного ценностно-смыслового поля; способ освоения базовых ценностных ориентаций в профессиональной жизнедеятельности; является мерой присвоения и актуализации духовных ценностей, выраженных в музыкальном произведении.

1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. Ростов н/Д., 1993. С. 3-12.

2. Бореев Ю.Б. Эстетика: в 2-х т. Смоленск, 1997. Т. 1.

3. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. Екатеринбург, 2001.

4. Бухман М.М. Этническое своеобразие музыкальной культуры: дис. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2005.

5. Дорошенко С. И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование. Владимир, 1999.

6. Каган М.С. Философия искусства. СПб., 1996.

7. Коломиец Г.Г. Эволюция взглядов на музыкально-эстетическое воспитание. URL: http:// bank.orenipk.Ru

8. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. М., 1983.

9. Макарова Л.Н., Дубок В.Ю. Музыкальнокраеведческое образование как фактор профессионального становления будущего специалиста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 1(45). С. 225-229.

10. Макарова Л.Н., Козодаев П.И. Педагогический потенциал функций любительского театрального искусства // Искусство и образование. 2008. № 3. С. 117-126.

11. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. М., 2003.

Поступила в редакцию 17.12.2011.

УДК 378.662

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Н. Немкова, С. Рослякова

Nemkova I.N., Roslyakova S. Formation of socio-ecological culture of pupils by means of out-of-school activities. The essence of the concept «socio-ecological culture» is revealed, models of realization of socio-ecological education, the importance of resolution of conflicts of interaction of society and nature by means of socio-ecological education are described in the article. It is presented some forms of organization, techniques, methods and means of out-of-class activity of pupils promoting the effective formation of socio-ecological culture.

Key words: socio-ecological education, nature, society, socio-ecological culture, out-of-class activity.

В современной действительности развивающийся кризис взаимоотношений человека и природы можно отнести к числу глобальных мировых проблем. Эффективность разрешения сложившейся ситуации техническими средствами сдерживается нежеланием вкладывать достаточно значительные материальные ресурсы в природоохранные технологии. Поэтому главную роль в снижении остроты противоречий взаимодействия общества и природы играет эффективное функционирование системы социально-экологического образования, имеющего универсальный и междисциплинарный характер. Сам процесс экологизации жизни общества, процесс становления и развития социальноэкологической культуры всех слоев населения отображает современную высокую социокультурную динамику и порожден саморазвитием, самоорганизацией системы духовной жизни общества.

Проведенный специалистами теоретический анализ позволил выявить сущность фе-

номена социально-экологической культуры, который отражает сложные системы: природу, общество и культуру. Существование их в качестве элементов более сложного целостного образования - социоприродокультур-ного (социально-экологического) - обусловлено объективными закономерностями реального мира. По мнению, В.С. Шиловой социально-экологическая культура представляет собой научный феномен, отражающий человеческое общество в аспекте его отношений с окружающей средой в процессе непосредственного взаимодействия с ней по поводу использования природных и культурных богатств, социальных условий в своей жизни и деятельности и характеризующий системный комплекс нормированных способов, средств и форм социально-экологической интеграции, ее равновесного функционирования; социальной адаптации в условиях ухудшающейся естественной среды и расширения культурного пространства; восстановления и возобновления природного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.