Научная статья на тему 'Формирование социально-экологической культуры учащихся средствами внеклассной деятельности'

Формирование социально-экологической культуры учащихся средствами внеклассной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SOCIO-ECOLOGICAL EDUCATION / NATURE / SOCIETY / SOCIO-ECOLOGICAL CULTURE / OUT-OF-CLASS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немкова И. Н., Рослякова С.

Nemkova I.N., Roslyakova S. Formation of socio-ecological culture of pupils by means of out-of-school activities. The essence of the concept «socio-ecological culture» is revealed, models of realization of socio-ecological education, the importance of resolution of conflicts of interaction of society and nature by means of socio-ecological education are described in the article. It is presented some forms of organization, techniques, methods and means of out-of-class activity of pupils promoting the effective formation of socio-ecological culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Немкова И. Н., Рослякова С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-экологической культуры учащихся средствами внеклассной деятельности»

3. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. Екатеринбург, 2001.

4. Бухман М.М. Этническое своеобразие музыкальной культуры: дис. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2005.

5. Дорошенко С. И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование. Владимир, 1999.

6. Каган М.С. Философия искусства. СПб., 1996.

7. Коломиец Г.Г. Эволюция взглядов на музыкально-эстетическое воспитание. URL: http:// bank.orenipk.Ru

8. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. М., 1983.

9. Макарова Л.Н., Дубок В.Ю. Музыкальнокраеведческое образование как фактор профессионального становления будущего специалиста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 1(45). С. 225-229.

10. Макарова Л.Н., Козодаев П.И. Педагогический потенциал функций любительского театрального искусства // Искусство и образование. 2008. № 3. С. 117-126.

11. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. М., 2003.

Поступила в редакцию 17.12.2011.

УДК 378.662

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Н. Немкова, С. Рослякова

Nemkova I.N., Roslyakova S. Formation of socio-ecological culture of pupils by means of out-of-school activities. The essence of the concept «socio-ecological culture» is revealed, models of realization of socio-ecological education, the importance of resolution of conflicts of interaction of society and nature by means of socio-ecological education are described in the article. It is presented some forms of organization, techniques, methods and means of out-of-class activity of pupils promoting the effective formation of socio-ecological culture.

Key words: socio-ecological education, nature, society, socio-ecological culture, out-of-class activity.

В современной действительности развивающийся кризис взаимоотношений человека и природы можно отнести к числу глобальных мировых проблем. Эффективность разрешения сложившейся ситуации техническими средствами сдерживается нежеланием вкладывать достаточно значительные материальные ресурсы в природоохранные технологии. Поэтому главную роль в снижении остроты противоречий взаимодействия общества и природы играет эффективное функционирование системы социально-экологического образования, имеющего универсальный и междисциплинарный характер. Сам процесс экологизации жизни общества, процесс становления и развития социальноэкологической культуры всех слоев населения отображает современную высокую социокультурную динамику и порожден саморазвитием, самоорганизацией системы духовной жизни общества.

Проведенный специалистами теоретический анализ позволил выявить сущность фе-

номена социально-экологической культуры, который отражает сложные системы: природу, общество и культуру. Существование их в качестве элементов более сложного целостного образования - социоприродокультур-ного (социально-экологического) - обусловлено объективными закономерностями реального мира. По мнению, В.С. Шиловой социально-экологическая культура представляет собой научный феномен, отражающий человеческое общество в аспекте его отношений с окружающей средой в процессе непосредственного взаимодействия с ней по поводу использования природных и культурных богатств, социальных условий в своей жизни и деятельности и характеризующий системный комплекс нормированных способов, средств и форм социально-экологической интеграции, ее равновесного функционирования; социальной адаптации в условиях ухудшающейся естественной среды и расширения культурного пространства; восстановления и возобновления природного

потенциала, подготовки людей к оптимальному взаимодействию с окружающей средой, дальнейшего прогресса социально-экологических отношений [8, 9].

Формирование и развитие на всех этапах образования социально-экологической культуры общества, каждой личности позволит устанавливать и гармонизировать отношения между человеческими сообществами и средой; выявлять прямое и побочное влияние производственной деятельности на ее состав и свойства; раскрывать воздействие социумов на равновесие социально-экологических систем (глобальных, региональных и локальных); реализовывать эффективные способы взаимодействия общества с природой, улучшающие, сохраняющие и возобновляющие ее. Становление социально-экологической культуры будет способствовать достижению главной цели социально-экологических взаимодействий - оптимизации существования человека, общества и окружающей природной среды на системной основе [2].

В психолого-педагогическом аспекте рассматриваемый феномен отражает интегральное свойство личности, показывающее ее способность устанавливать оптимальные отношения с природой. Это свойство в образовательном учреждении формируется в процессе взаимодействия обучающегося с педагогом в условиях естественной и искусственной среды, с учетом социальных факторов жизни и деятельности. Являясь интегральным свойством личности, социальноэкологическая культура выступает одновременно и в качестве разноуровневого образования. К таким уровням, предположительно, можно отнести аксиологический, технологический и личностно-творческий, выделенные И.Ф. Исаевым на основе использования культурологического подхода к исследованию педагогических явлений [1; 5].

Формирование ценностного отношения к миру природы, начиная с первых этапов развития личности, рассматривается современной психолого-педагогической наукой и практикой как одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений. Именно ценностное отношение к природе, как утверждают ученые (Н.Ф. Винокурова, С.Д. Дерябо, К.С.Лосев, Н.Н. Моисеев,

В.В. Николина, В.А. Ясвин и др.), можно

считать средством преодоления экологического кризиса, обеспечения коэволюционно-го подхода в системе «человек-общество-природа», сохранения и преумножения природных богатств.

Только формируя и развивая с детства личность, которая в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на приоритетное место, можно надеяться, что в будущей профессиональной деятельности мероприятия по защите и сохранению окружающей среды будут реализовываться, а экологически вредные проекты отвергаться, какими бы материально выгодными они не были [4].

Программа социально-экологического образования должна раскрывать познавательное, эстетическое, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей, должна формировать бережное отношение детей к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности.

В школах Российской Федерации социально-экологическое образование осуществляется путем реализации в учебно-воспитательном процессе одной из следующих моделей [10]. Многопредметная модель, широко использовавшаяся в 1970-1980-е гг., когда шло становление общего экологического образования в средних школах и средних специальных учебных заведениях при отсутствии самостоятельных программ, учебников, специально подготовленных кадров. Такая модель предполагает глубокую экологизацию содержания традиционных дисциплин как естественнонаучного, так и гуманитарного профиля.

Под экологизацией, или экологическим освещением учебного содержания понимается особая подача изучаемого материала, при которой элемент экологической науки (экологические идеи, факты, понятия, суждения, принципы, проблемы и подходы) становится ясным и более развернутым, ориентирующим на формирование экологического сознания, экологической культуры, природосообразного отношения к действительности. При этом экологический материал в зависимости от целей обучения может оставаться в

подчиненном значении, не заменяя собой программного содержания, а лишь обогащая его, помогая более полному и многообразному раскрытию [7].

Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рамках одного самостоятельного учебного предмета. Для реализации этой модели в учебный план средней школы в 1990-е гг. стали вводить в качестве самостоятельного учебного предмета курсы «Окружающий мир», «Основы экологии», «Природопользование» и др. Такой интегрированный, комплексный учебный предмет включал в себя систему фундаментальных знаний по основам общей, социальной и прикладной экологии.

Смешанная модель предполагает введение специального курса «Основы экологии» с одновременной экологизацией других учебных предметов, проведение специальных факультативных курсов экологической направленности, организацию активной внеклассной деятельности учащихся.

Экологическое воспитание во внеурочное время эффективно осуществляется при проведении:

- экологических бесед, выявляющих нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми;

- утренников и праздников экологической направленности, цель которых расширение представлений учащихся о природе, развитие творческих способностей;

- экологических игр как особой формы активной деятельности ребенка, посредством которой формируется и проявляется его потребность воздействовать на мир;

- объединений экологической направленности, расширяющих кругозор учащихся, развивающих эмоциональную сферу ребенка, включающих его в практическую природосообразную деятельность.

В рамках практической реализации выше изложенных положений мы включились в процесс социально-экологического образования учащихся 2-4 классов МОУ СОШ № 24 г. Тамбова. Результатом работы явилось создание «Банка экологических идей», использование которых помогает разнообразить и активизировать работу педагогов во внеурочное время. Его основу составили: программа «Зеленый мир»; экологические

классные часы «Путешествие по лесной тропинке», практические рекомендации «Научите детей», загадки о природе, приметы, стихи, игры экологической направленности [3].

Программа «Зеленый мир» предназначена для учащихся 4 классов и разработана с учетом их интересов, потребностей, познавательных возможностей. Формы и способы проведения занятий включали познавательные игры, экологические сказки, путешествия, калейдоскоп, экскурсии, чтение и анализ текста. Реализация программы осуществлялась в течение учебного года в объеме 24 академических часа.

Основные содержательные линии программы включают следующие занятия.

Тема № 1 «Лес - многоэтажный дом» дает возможность выяснить, знакомы ли дети с лесными ярусами, с законами леса, с видами деревьев, природными явлениями, сделать определенные выводы, «почитав» жалобную книгу леса. Предусмотрено проведение экскурсии, сбор природного материала для поделок, выполнение практических заданий.

При рассмотрении темы № 2 «Лес - дом лесных животных» целесообразно выявить и расширить знания о животных, рассказать о «профессиях» лесных обитателей, санитарах и врачевателях леса, т.е. показать, какую пользу приносят животные, и поговорить о бережном отношении к ним. С этой целью рекомендуется провести дидактическую игру «Кто в лесу живет», экскурсию «В мире лесных звуков», а также спланировать практическую работу по оформлению альбома или газеты «Лесные жители», сочинению сказки «Уронила сойка желудь».

В теме № 3 «Снежная книга леса» можно вспомнить портреты зимних деревьев, выявить знания учащихся о зимних квартирах в лесу, познакомить с зимними следами птиц, зверей. Предусмотрено проведение экскурсии «Тропою следопытов»; выполнение практических заданий: составление зимнего букета из веток и плодов деревьев и кустарников леса, сочинение экологической сказки «Жила-была елочка».

В теме № 4 «Эстетика леса» целесообразно показать красоту лесных букетов осенью, зимой, весной. Рассказать о лесе и его прочных связях с поэзией, музыкой, изобра-

зительным искусством, фольклором. Программой предусмотрено проведение экскурсии «В царстве лесной красоты», создание классной художественной галереи «Лес в искусстве».

В теме № 5 «Лес и человек» следует выяснить у учащихся, какое место занимает лес в нашей жизни. Выявить их знания о ягодах, грибах, дать советы. Рассказать о дружбе грибов с деревьями. Продемонстрировать изображение съедобных и несъедобных грибов. С этой целью следует провести дидактические игры: «Грибное лукошко», «Грибное лото», «Ягодное лото», сделать соответствующие выводы. Возможно проведение экскурсии «В лес по ягоды-грибы».

В теме № 6 «Лес и здоровье» целесообразно выявить и расширить знания о лесной аптеке и лесных витаминах. Рассказать об опасностях, подстерегающих нас в лесу, о мерах предосторожности. Во время экскурсии можно осуществить сбор лекарственных трав, сбор листьев различной форы с последующим изготовлением коллекции «Формы листьев».

В теме № 7 «В гостях у леса» следует выяснить, знают ли учащиеся о лесных ориентирах и лесных барометрах. Обсудить актуальную на сегодняшний день тему о проблемах леса и его охране. Составить совместно заповеди юных защитников леса [6].

Игровой классный час на тему «Берегите свою планету» проводился в классе, оформленном плакатами природоохранного содержания, например, словами М. Пришвина: «Охранять природу - значит, охранять Родину», выставкой работ учащихся. В течение мероприятия звучали стихи Е. Благининой, Е. Серовой, С. Есенина и С. Викулова. Занятие построено по принципу викторины: представление команд, разминка (отгадывание загадок), конкурс знатоков полезных ископаемых, конкурс санитаров, конкурс знатоков природы, конкурс интеллектуалов (экологическая викторина).

Экологический час «Путешествие по лесным тропинкам» решает следующие задачи: развитие экологической этики учащихся, ответственности в их отношениях с природой, историческое, эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине, формирование чувства сопричастности

к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Музыкальным оформлением мероприятия было выбрано произведение П. Чайковского «Времена года». Содержательная часть включала: информацию ведущих и «туристов» о лесе, лесных богатствах; викторину о деревьях, чтение стихов о лесе, конкурс на лучшего знатока природы, лесные «смешинки», правила обращения с лесными обитателями. При подготовке экологического часа дети самостоятельно подбирали стихи о лесе, деревьях, загадки и вопросы викторины.

Практические рекомендации «Научите детей!» представляют собой научно обоснованные советы поведения в природе и ответы на актуальные вопросы: зимняя подкормка птиц, чем питаются зимующие птицы, как изготовить кормушку для птиц, как подкармливать птиц, как сделать искусственные гнездовья для птиц.

В «Банк экологических идей» вошли игры экологической направленности: лесные ягоды, лечебные травы, фиточай, найди ошибку, проект домика для птиц, пантомима.

Итогом использования экологических идей из нашего «банка» в реальном процессе социально-экологического образования явилось повышение познавательного интереса к усвоению новых и таких социально значимых экологических знаний, умений и навыков, являющихся основой социальноэкологической культуры учащихся.

1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы. М., 2002.

2. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. М., 1998.

3. Макарова Л.Н., Немкова И.Н. Технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вузов // Безопасность жизнедеятельности. 2007. № 3. С. 31-38.

4. Немкова И.Н. Социально-экологическое образование как компонент культуры безопасности жизнедеятельности // Социально-экологическое образование учащейся молодежи. Белгород, 2002. С. 125-127.

5. Немкова И.Н., Макарова Л.Н. Культура безопасности жизнедеятельности студентов. Там-бов-Новосибирск, 2007.

6. Огнев С.И. Жизнь леса. М., 1998.

7. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельни-кова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М., 2003.

8. Шилова В.С. Социально-экологическая культура: сущность и особенности // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 3. С. 86-87.

9. Шилова В.С. Социально-экологическая культура как научный феномен // Гаудеамус:

псих.-пед. журнал. Тамбов, 2005. № 1(7).

С. 40-49.

10. Экологическое образование школьников / под ред. И.Т. Суравегиной, И.Д. Зверева. М., 1983.

Поступила в редакцию 21.01.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.