Научная статья на тему 'ОБОРОТ ВЕЩЕЙ, ПРЕДМЕТОВ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, ЗАПРЕЩЕННЫХ НА РЕЖИМНЫХ И ПРИЛЕГАЮЩИХ К УЧРЕЖДЕНИЯМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИЯХ, КАК УГРОЗА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА'

ОБОРОТ ВЕЩЕЙ, ПРЕДМЕТОВ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, ЗАПРЕЩЕННЫХ НА РЕЖИМНЫХ И ПРИЛЕГАЮЩИХ К УЧРЕЖДЕНИЯМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИЯХ, КАК УГРОЗА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ПРОФИЛАКТИКА / ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕЖИМНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОИСКА / МАРКЕТПЛЕЙС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шиханов Вячеслав Александрович

Процессы стремительного развития новейших цифровых технологий повлекли изменения процессов в обществе, что инициировало пересмотр режимных подходов при осуществлении такого вида государственного принуждения, как уголовное наказание в виде лишения свободы. Большая часть изменений связана с ограничениями оборота вещей и предметов на режимных и прилегающих территориях объектов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС). В современных условиях в учреждениях и органах УИС незаконный оборот запрещенных вещей, предметов и веществ выступает существенной угрозой для нормального функционирования учреждений и органов, осуществления возложенных на сотрудников УИС задач по предотвращению новых преступлений в местах лишения свободы. Первоочередной задачей сотрудников является пресечение и предотвращение правонарушений и преступлений в учреждениях УИС. Техническая подготовленность учреждений в процессе выявления всех доставляемых на территории учреждений вещей, предметов и продуктов питания не позволяет качественно и своевременно выявить скрытую угрозу. Состояние технической подготовленности помещений не соответствует современным вызовам, нет возможности применения новейших средств поиска и видеофиксации на объектах учреждений, затруднена организация вопросов личной безопасности сотрудников дежурных смен, особенно на отдельных постах надзора в камерных помещениях. Новые условия работы электронной доставки продуктов питания и вещей в учреждениях требуют современного оборудования контроля. Игнорирование вопросов безопасности в работе маркетплейс также представляют угрозы личной безопасности сотрудников и посетителей учреждений. Для безопасного функционирования учреждений, осуществляющих изоляцию от общества, необходимы качественные меры, которые должны комплексно предотвращать имеющиеся угрозы. Комплексность мер предполагает работу во взаимодействии сотрудников учреждений УИС и сотрудников других органов правоохранительной системы. Для предупреждения правонарушений, связанных с проникновением на режимную территорию учреждений запрещенных предметов и веществ, авторами предлагается подход, который предусматривает пересмотр ответственности лиц, осужденных к лишению свободы, и граждан, участвующих в незаконном обороте запрещенных предметов и веществ в учреждениях УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шиханов Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAFFICKING IN THINGS, ITEMS AND FOODSTUFFS PROHIBITED IN REGIME AND ADJACENT TO PENAL INSTITUTIONS AS A THREAT TO THE PERSONAL SAFETY OF PERSONNEL

The processes of rapid development of the latest digital technologies have led to changes in the processes in society, which initiated a revision of regime approaches in the implementation of such a type of state coercion as criminal punishment in the form of imprisonment. Most of the changes, in particular, are related to restrictions on the turnover of things and objects in the regime and adjacent territories of the facilities of the penal enforcement system. In modern conditions, illegal trafficking of prohibited things, objects and substances in the institutions and bodies of the Criminal justice system poses a significant threat to the normal functioning of institutions and bodies, the implementation of the tasks assigned to the employees of the criminal justice system to prevent new crimes in places of deprivation of liberty. The primary task of the employees is the suppression and prevention of offenses and crimes in the institutions of the penal system. The technical readiness of institutions in the process of identifying all things, objects and food delivered on the territory of institutions does not allow for the qualitative and timely identification of a hidden threat. The state of technical readiness of the premises for the use of the latest search and video recording tools at the facilities of institutions does not meet modern challenges, it is difficult to organize issues of personal safety of employees on duty shifts, especially at individual surveillance posts in cell rooms. The new working conditions for electronic delivery of food and things in institutions require modern monitoring equipment, and also pose threats to the personal safety of employees and visitors of institutions while ignoring security issues in the marketplace. For the safe functioning of institutions that isolate themselves from society, high-quality measures are needed that must comprehensively prevent existing threats. The complexity of the measures involves working in cooperation between employees of the institutions of the criminal justice system and employees of other law enforcement agencies. To prevent offenses related to the penetration of prohibited items and substances into the restricted territory of institutions. the authors propose an approach that provides for a review of the responsibility of persons sentenced to imprisonment and citizens involved in the illegal trafficking of prohibited items and substances in institutions of the penal system.

Текст научной работы на тему «ОБОРОТ ВЕЩЕЙ, ПРЕДМЕТОВ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, ЗАПРЕЩЕННЫХ НА РЕЖИМНЫХ И ПРИЛЕГАЮЩИХ К УЧРЕЖДЕНИЯМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИЯХ, КАК УГРОЗА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА»

DOI 10.37523/SUI.2023.53.2.012 УДК 343.8

Шиханов Вячеслав Александрович

заместитель начальника кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: crimlaw@samlawin.ru

Vyacheslav A. Shikhanov

Deputy Head of Regime and Supervision in the Penal System Department, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: crimlaw@samlawin.ru

оборот вещей, предметов и продуктов питания, запрещенных на режимных и прилегающих к учреждениям уголовно-исполнительной системы территориях, как угроза личной безопасности персонала

Аннотация. Процессы стремительного развития новейших цифровых технологий повлекли изменения процессов в обществе, что инициировало пересмотр режимных подходов при осуществлении такого вида государственного принуждения, как уголовное наказание в виде лишения свободы. Большая часть изменений связана с ограничениями оборота вещей и предметов на режимных и прилегающих территориях объектов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - УИС).

В современных условиях в учреждениях и органах УИС незаконный оборот запрещенных вещей, предметов и веществ выступает существенной угрозой для нормального функционирования учреждений и органов, осуществления возложенных на сотрудников УИС задач по предотвращению новых преступлений в местах лишения свободы.

Первоочередной задачей сотрудников является пресечение и предотвращение правонарушений и преступлений в учреждениях УИС. Техническая подготовленность учреждений в процессе выявления всех доставляемых на территории учреждений вещей, предметов и продуктов питания не позволяет качественно и своевременно выявить скрытую угрозу. Состояние технической подготовленности помещений не соответствует современным вызовам, нет возможности применения новейших средств поиска и видеофиксации на объектах учреждений, затруднена организация вопросов личной безопасности сотрудников дежурных смен, особенно на отдельных постах надзора в камерных помещениях. Новые условия работы электронной доставки продуктов питания и вещей в учреждениях требуют современного оборудования контроля. Игнорирование вопросов безопасности в работе маркетплейс также представляют угрозы личной безопасности сотрудников и посетителей учреждений.

Для безопасного функционирования учреждений, осуществляющих изоляцию от общества, необходимы качественные меры, которые должны комплексно предотвращать имеющиеся угрозы. Комплексность мер предполагает работу во взаимодействии сотрудников учреждений УИС и сотрудников других органов правоохранительной системы. Для предупреждения правонарушений, связанных с проникновением на режимную территорию учреждений запрещенных предметов и веществ, авторами предлагается подход, который предусматривает пересмотр ответственности лиц, осужденных к лишению свободы, и граждан, участвующих в незаконном обороте запрещенных предметов и веществ в учреждениях УИС.

Ключевые слова: лишение свободы, профилактика, запрещенные предметы, уголовно-исполнительная система, предупреждение, пресечение правонарушений и преступлений, исправительные учреждения, режимные объекты, технические средства поиска, маркетплейс.

trafficking in things, items and foodstuffs prohibited in regime and adjacent to penal institutions as a threat to the personal safety of personnel

Summary. The processes of rapid development of the latest digital technologies have led to changes in the processes in society, which initiated a revision of regime approaches in the implementation of such a type of state coercion as criminal punishment in the form of imprisonment. Most of the changes, in particular, are related to restrictions on the turnover of things and objects in the regime and adjacent territories of the facilities of the penal enforcement system.

© 2023 Шиханов В. А.

In modern conditions, illegal trafficking of prohibited things, objects and substances in the institutions and bodies of the Criminal justice system poses a significant threat to the normal functioning of institutions and bodies, the implementation of the tasks assigned to the employees of the criminal justice system to prevent new crimes in places of deprivation of liberty.

The primary task of the employees is the suppression and prevention of offenses and crimes in the institutions of the penal system. The technical readiness of institutions in the process of identifying all things, objects and food delivered on the territory of institutions does not allow for the qualitative and timely identification of a hidden threat. The state of technical readiness of the premises for the use of the latest search and video recording tools at the facilities of institutions does not meet modern challenges, it is difficult to organize issues of personal safety of employees on duty shifts, especially at individual surveillance posts in cell rooms. The new working conditions for electronic delivery of food and things in institutions require modern monitoring equipment, and also pose threats to the personal safety of employees and visitors of institutions while ignoring security issues in the marketplace.

For the safe functioning of institutions that isolate themselves from society, high-quality measures are needed that must comprehensively prevent existing threats. The complexity of the measures involves working in cooperation between employees of the institutions of the criminal justice system and employees of other law enforcement agencies. To prevent offenses related to the penetration of prohibited items and substances into the restricted territory of institutions. the authors propose an approach that provides for a review of the responsibility of persons sentenced to imprisonment and citizens involved in the illegal trafficking of prohibited items and substances in institutions of the penal system.

Keywords: deprivation of liberty, prophylatics, prohibited items, the Penal System, prevention, suppression of offenses and crimes, correctional institutions, security facilities, technical search tools, marketplace.

В современных условиях функционирования учреждений УИС, на фоне вынесения судами приговоров, не связанных с лишением свободы, идет поэтапное уменьшение количества осужденных к лишению свободы и сокращение числа исправительных учреждений (далее - ИУ). Согласно статистическим данным на декабрь 2022 г. в ИУ содержалось 312,508 тыс. человек, то в 2021 г. 340,851 тыс. человек, что на 28,343 тыс. человек меньше [1]. Ученые отмечают, что происходящие процессы в учреждениях УИС влияют на то, что контингент существенно меняется в худшую сторону. Это подтверждается сохранением высокого уровня преступности в учреждениях УИС. Уровень в 2022 г. из расчета на 1000 человек с 2,77 незначительно снизился на 5,7 % с уровнем предыдущего года, но доля особо учитываемых преступлений в учреждениях имеет прирост на 0,74 % (см. рис. 1) [2, с. 40].

1000 950 900 850 800 750 700

2,68 %

969

944

820

2020

2021

2022

4,50% 4,00% 3,50% 3,00% 2,50% 2,00% 1,50% 1,00% 0,50% 0,00%

Совершено преступлений в ИК - всего -доля особо учитываемых преступлений

Рис. Отношение количества совершенных преступлений к особо учитываемым преступлениям в учреждениях УИС

Следует отметить, что уровень противоправных действий осужденных и заключенных под стражу лиц в отношении персонала учреждений также имеет значимые изменения в сторону нарастания угроз личной безопасности сотрудников УИС. В сравнении с 2020 г. в период с января по декабрь 2022 г. (410 случаев) увеличилось количество насилия и оскорблений в отношении персонала учреждений в связи с осуществлением ими служебной деятельности на 87 случаев, в том числе на 39 случаев увеличился вред, причиненный здоровью сотрудников [3, с. 42]. Приведенные данные указывают на ситуацию общего обострения криминогенной обстановки в учреждениях и просчетах в работе руководства учреждений и региональных управлений по принятию действенных мер по профилактике правонарушений контингента и недопущению случаев насилия в отношении персонала учреждений.

Авторами работ, посвященных исследованиям корреляционной зависимости показателей работы учреждений, отмечается неуклонное ежегодное увеличение количества преступлений, направленных на дезорганизацию режима деятельности УИС (ст. 321 УК РФ). Однако не меньшую криминальную опасность представляют собой правонарушения, сущность которых заключается в проникновении запрещенных предметов и веществ в УИС [4, с. 59]. Такие правонарушители могут создавать существенную угрозу вопросам безопасности УИС и отношениям (процессам), в ней протекающим. Анализ уголовно-исполнительного законодательства РФ показывает, что понятие «безопасность» в основном проявляется через категории «меры безопасности» и «личная безопасность» [5, с. 88]. Собственно, для содержания нашей статьи актуальны обе категории. Вместе с тем категория «личная безопасность» будет иметь магистральное и превалирующее значение. В практической плоскости об этом свидетельствуют следующие примеры. Так, 12.08.2021 на территории швейного цеха промышленной зоны учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области во время проверки производственного помещения на сотрудников отдела безопасности было совершено вооруженное нападение осужденным, в результате чего сотрудники получили множество ножевых ранений, от которых один сотрудник погиб. В дальнейшем во время проведения спецоперации по ликвидации вооруженного преступника на территории учреждения был выявлен тайник, в котором были обнаружены самодельные взрывчатые вещества и взрывные устройства [6].

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о низком качестве режимных мероприятий, проводимых в учреждении, слабой стороне надзора и просчетах в профилактике преступлений и правонарушений на территории учреждения, что в конечном итоге сказалось на личной безопасности персонала учреждения.

В соответствии с ч. 8 ст. 82 УИК РФ перечень запрещенных предметов и веществ определен в нормативных актах. Однако нормативные правовые акты не раскрывают понятие запрещенных к обороту веществ. Возможно, законодатель не стал делать акцент на вещах и предметах, которые и без того очевидны и мешают осужденным добросовестно отбывать наказание, создают угрозу личной безопасности персонала. Но со временем осужденные и заключенные под стражу лица меняют отношение к своим потребностям, и какие продукты питания или вещи станут угрозой в будущем, прогнозировать достаточно сложно.

Идеи законодателя привести в соответствие данные правоотношения нашли отражение в принятом 4 октября 2022 г. приказе Министерства юстиции РФ № 110 [7], в котором были утверждены правила внутреннего распорядка и следственных изоляторов УИС, и исправительных учреждений, и исправительных центров УИС. Новеллами данного нормативного акта стали улучшение условий отбывания наказания для таких категорий осужденных, как беременные женщины, женщины, имеющие при себе малолетних детей, инвалиды I и II групп. Кроме того, законодатель предусмотрел расширение перечня разрешенных вещей и предметов, которые подозреваемые, обвиняемые и осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, в частности, добавив в перечень предметы одежды гражданского образца, электронные книги, биологически активные добавки.

В приложении к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов принят перечень предметов, одежды, продуктов, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать, тогда как ПВР ИУ установлены перечни запрещенных, а не разрешенных

предметов, одежды, продуктов. По нашему мнению, для исключения в дальнейшем коллизий в нормативно-правовых актах, данные положения следует привести к единообразию. К примеру, обратимся к п. 15 Приложения № 1 ПВР ИУ, согласно которому осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать топоры, молотки и другой инструмент. Напрашивается вопрос: каким образом и в каких условиях осужденному могут понадобиться эти инструменты вне производства, вне рабочего места? И следующий за ним вопрос: какое должен получить осужденный разрешение администрации на изготовление на производственном участке топора? Или перечень таких изделий априори запрещен к изготовлению в учреждениях?

Для разрешения спорных ситуаций в данных правоотношениях мы предлагаем включить п. 7 примечаний в приложении № 1 ПВР ИУ примечание, сущность которого заключается в контроле администрации УИС за обеспечением использования предметов и вещей осужденными в целях обеспечения режима.

Попробуем объяснить нашу правовую позицию на примерах. Например, осужденный к лишению свободы во время работ по ремонту помещения отряда использует запрещенные ПВР в ИУ инструменты (молотки, пилы, топоры и т. д). На наш взгляд, в этом случае нарушений режима отбывания наказания не усматривается. Также можно привести пример и с правоотношениями осужденного к лишению свободы за пределами ИУ. Так, осужденный к лишению свободы, отбывая наказания в колонии-поселении, может быть трудоустроен в частном автосервисе, где в производственном процессе согласно ПВР ИУ ему запрещено использовать автотранспорт. Однако он этот транспорт (например, легковой автомобиль) фактически использует в производственном процессе: ремонтирует, перегоняет на технический подъемник, выезжает на автомашине из технического бокса и т. д. На наш взгляд, такое использование автомобиля в производственных целях не является нарушением режима, так как является объектом трудовых отношений между администрацией и осужденным.

Предлагаемые нами дополнения в ПВР ИУ внесут ясность в возможность использования запрещенных предметов в интересах реализации иных правоотношений в ИУ (трудовых, медицинских, образовательных и т. д.). Это в свою очередь будет способствовать в том числе личной безопасности персонала ИУ, обеспечению в законодательстве его физиологического, психологического и морально-нравственного состояния [8, с. 145].

В научных исследованиях запрещенные предметы и вещества в местах изоляции от общества имели различные классификации. Так, по мнению О. В. Пенина, следует выделять средства и орудия совершения преступлений, способствующие совершению преступлений, и средства и орудия, которые не имеют отношения к совершению преступлений, но запрещены [9, с. 8]. Исходя из этой классификации очевидна и степень потенциальной опасности предметов и веществ, которые проникают в ИУ незаконно, а это означает, что возможно оценить и степень общественной опасности лица, совершившего данное правонарушение.

На сегодняшний день приходится признать недостаточный уровень профилактики предотвращения правонарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом запрещенных предметов и веществ в учреждениях УИС. Данный факт очевиден по ряду сложившихся реалий работы персонала учреждений. Во-первых, для качественного подхода в профилактике поступления на территорию учреждений запрещенных веществ, предметов, продуктов питания след о-вало бы более детально рассмотреть используемые для этого силы и средства. Что же касается сил, то для качественного решения служебных задач, связанных с профилактикой поступления, требуются качественно подготовленные сотрудники, имеющие опыт работы с поиском запрещенных предметов. Немаловажно и их количество, выделяемое для обеспечения режимных мероприятий, и оснащение поисковых групп сотрудников современными поисковыми приборами и инструментами.

Во-вторых, важным вопросом организации профилактики является состояние самих объектов, где производится поиск. Зачастую сотрудники при проведении режимных мероприятий сталкиваются с захламленностью, труднодоступностью и небезопасностью исследуемых объектов. Данные проблемы у сотрудников возникают на объектах отрядного хозяйства, на производственных объектах, где работают осужденные, и на объектах, где содержатся нарушители режима (ОСУОН, ПКТ, ШИЗО). Все проблемы такого рода на момент проведения самого мероприятия должны быть решены силами тыловых, производственных, всех заинтересованных отделов и служб.

Главная проблема для сотрудников УИС в борьбе с незаконным проникновением предметов и веществ кроется в выявлении источников, путей такого проникновения. Способами проникновения запрещенных предметов являются такие способы, как переброс, пересылка, провоз, пронос, изготовление предметов и веществ самими осужденными. Именно исходя из знаний о способах проникновения запрещенных предметов и веществ следует корректировать воздействие на них.

В современных условиях, в период оказания различного рода услуг, граждане элементарно забывают о вопросах личной безопасности. Так, на сегодняшний день набирает популярность интернет-покупки и доставка товаров покупателям. Так называемые маркетплейсы (например, Ави-то, Lamoda, Беру, Wildberries, Goods.ru, Ozon, Ebay и др.) могут себя выдавать за курьерские компании, поисковые системы и онлайн-магазины. Данная услуга набирает всенародную популярность, так как не требует личного присутствия покупателя при выборе товара в магазине и возможна при наличии у покупателя сотового телефона, планшета, персонального компьютера. Данная современная организация продажи несет реальную угрозу персоналу в учреждениях УИС. Заказ товаров практически не контролирует ни покупателей, ни продавцов. И если дело доходит до привлечения продавцов к ответственности за качество товаров, то маркетплейсы снимают с себя всякую ответственность, по причине того что являются лишь агрегаторами товаров услуг, которые несут ответственность лишь за информирование пользователя. В связи с этим на прилегающих территориях ИК имеется реальная угроза личной безопасности сотрудников учреждения.

На сегодняшний день предусмотрена лишь административная ответственность за незаконное доставление предметов и веществ на территорию ИУ. В соответствии со ст. 19.12 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа за передачу или попытку передачи запрещенных предметов и веществ. Этим законодатель подчеркивает общественную опасность умысла передать запрещенные предметы и вещества осужденным. Вместе с тем, но нашему мнению, столь незначительное наказание не может существенным образом повлиять на проникновение запрещенных предметов и веществ на территорию ИУ. Безусловно, необходимо ужесточать данную норму.

Попыткой урегулирования правоотношений в сфере ответственности за доставку на территорию ИУ запрещенных предметов и веществ стало введение института предостережения. Так, приказом ФСИН России от 03.12.2021 № 1106 утвержден порядок, устанавливающий объявление уполномоченными субъектами органов и учреждений УИС официального предостережения. Сущность предостережения заключается в том, что оно является мерой ответственности для нарушителей в случае, если отсутствуют основания для привлечения к привычным видам ответственности, а факт антиобщественного поведения или поведения, создающего условия для совершения правонарушений, был зафиксирован по результату проверки. Таким образом, предостережение выступает превентивной мерой, что, по нашему мнению, должно сказаться положительным образом на профилактике правонарушений в ИУ.

По нашему мнению, назрела необходимость более четкой регламентации уголовно-исполнительных норм в анализируемом вопросе, поскольку их применение зачастую затруднительно даже для сотрудников УИС, поскольку такие нормы рассредоточены в нормативных правовых актах разного уровня. Так, нами предлагается ввести уголовно-правовую ответственность за данное деяние.

На сегодняшний день, среди веществ, вещей, предметов согласно списку ПВР ИУ, незаконно поступающих и находящихся на режимных и прилегающих к учреждениям территориях, среди особо значимых для осужденных к лишению свободы являются средства сотовой связи и средства, обеспечивающие нелегальное распространение сети Интернет внутри учреждения. Данная категория электронных гаджетов позволяет осужденным к лишению свободы организовать черный рынок доставки и сбыта любых запретов. Тем самым подвергается наибольшей угрозе работа не одного, а многих учреждений. Для повышения эффективности мер по противодействию такой угрозе стоит обратить внимание на форму административной преюдикции, которая обеспечит работу ст. 19.12 КоАП РФ в усилении санкции, вплоть до уголовной ответственности.

Наступление уголовной ответственности должно реализоваться через неоднократное правонарушение, связанное с доставкой средств сотовой связи и электронных гаджетов в учреждения УИС. В связи с этим возникнет необходимость в общих информационных базах правонарушителей, связанных с доставкой средств сотовой связи и электронных гаджетов в учреждения, как со стороны граждан, осужденных к лишению свободы, так и со стороны сотрудников правоохранительных органов. Если со стороны учета осужденных, осуществляющих данные правонарушения в учреждениях, имеются информационные базы программно-технического комплекса автоматизированного картотечного учета спецконтингента (ПТК АКУС), то в отношении других правонарушителей, из числа граждан, задержанных за попытку доставить запрещенные предметы в ИУ, стоит такие базы создать.

Техническое оснащение учреждений средствами видеонаблюдения привносит свой перечень проблемных вопросов, требующих решения в организации личной безопасности персонала учреждений. Так, по причине износа силовой кабельной продукции, на объектах, организованных еще в прошлом веке, остро требуется их скорейшая замена. По причине неудовлетворительного состояния кабельной организации питающих электропроводки в учреждениях часты перебои и перезагрузки систем видеонаблюдения, что негативно сказывается на их дальнейшей работе. Также нерешение этих вопросов ведет к потере работоспособности данных систем. Острее всего при организации вопросов личной безопасности сотрудников дежурных смен, это касается оснащения отдельных постов надзора в камерных помещениях. В данных помещениях на сегодняшний день администрация учреждений сосредотачивает осужденных к лишению свободы, допустивших правонарушения режима отбывания и негативно относящихся к режиму в учреждениях. Другой технической причиной проблем воздействия на поведение нарушителей режима, водворенных в камерные помещения, является дуплексная связь. Данное требование в оборудовании камерных помещений на сегодняшний день остается до конца не реализованной по причине слабой технической оснащенности учреждений и причин, описываемых ранее. Не стоит исключать из причин и вывод из строя технических средств надзора, а именно переносных видеорегистраторов и стационарных камер видеонаблюдения, осужденными. Данным фактам агрессии зачастую подвергаются не только технические средства надзора, но и сами сотрудники учреждений, осуществляющие правомочные функции по осуществлению надзора.

Многие исследователи отмечают, что большинство фактов неповиновения, проявления агрессии, угроз личной безопасности, нападения осужденных на сотрудников УИС является следствием незнания сотрудников УИС правил, необходимых мер безопасности. В этой связи в науке выработаны некоторые рекомендации, направленные на улучшение качества работы сотрудников УИС, а как следствие, и на профилактику его личной безопасности. Данные рекомендации могут впоследствии найти свое отражение в памятках и иных методических указаниях для сотрудников УИС.

Во-первых, сотрудникам УИС для обеспечения их собственной безопасности не следует вступать ни в какие не урегулированные нормами действующего законодательства отношения с осужденными. К этому же правилу относится и запрещение обращаться к осужденным иначе, чем по имени, а также словами «гражданин», «осужденный» и т. д. Осужденные же, в свою очередь, должны здороваться с сотрудниками УИС аналогичным образом, называя соответствующую должность сотрудника.

Во-вторых, если сотрудниками УИС были обнаружены запрещенные предметы и вещества или же следы их присутствия (например, обнаружен осужденный в состоянии алкогольного опьянения), то сотруднику УИС следует проявить сдержанность, не провоцировать осужденного, тем самым обеспечивая свою личную безопасность и безопасность осужденного и иных лиц, поскольку такая ситуация может спровоцировать и другие конфликты. Физическую силу и специальные средства необходимо применять лишь в случаях явной угрозы безопасности персонала и иных лиц. Важным фактом является обязательное применение сотрудниками технических средств видеофиксации, переносимых видеорегистраторов. Выбор самого места проведения режимного мероприятия тоже очень важен, так как специально подготовленное место для обыска наиболее выгодно для сотрудника, в отличие от любого другого места в учреждении.

В-третьих, если сотрудниками УИС проводится личный обыск осужденных, то необходимо придерживаться всех правил, предусмотренных в подзаконных нормативных актах, в частности, производить личный обыск не в одиночку, а двумя сотрудниками. Особенно осторожно следует проводить обыск у осужденных, которые ранее уже предпринимали попытки нападения на сотрудников УИС или предпринимали попытки доставления запрещенных предметов и веществ. Также следует помнить об угрозах заражения сотрудников инфекционными заболеваниями во время проведения режимных мероприятий в непосредственной близости от больных осужденных. В данных мероприятиях необходимо соблюдать порядок проведения режимных мероприятий с максимальной степенью безопасности. Лучше это проводить в присутствии других сотрудников и в специально отведенных для этого местах. Сотрудник должен осознавать определенный риск в общении с такими осужденными и быть готовым к различного рода провокациям и конфликтам с их стороны. При осмотре помещений сотрудникам необходимо помнить, что осужденные могут для маскировки своего запрета использовать иголки, лезвия, для умышленного его охранения, поэтому того, что сотрудник не видит глазами, руками на ощупь ему трогать строго запрещено.

Во вновь поступивших Правилах внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, направленных в целом на улучшение условий содержаний заключенных, обеспечение их прав, а также на устранение некоторых законодательных коллизий, содержится важная норма, согласно которой стал шире перечень разрешенных вещей и предметов, которые могут иметь при себе подозреваемые, обвиняемые и осужденные, а также хранить и получать в посылках, передачах. Так, в список была добавлена гражданская одежда, биологически активные добавки и электронные книги. Новеллой Правил стала возможность лиц, содержащиеся под стражей, заниматься спортом в специально оборудованных для этого местах, организованных на территории следственного изолятора с использованием стационарного спортивного инвентаря. Слепые и слабовидящие осужденные смогут использовать технику для прослушивания аудиокниг. По нашему мнению, данный нормативный правовой акт должен существенным образом улучшить не только повседневную жизнь заключенных, но и сократить случаи нарушения режимных требований и конфликтов с сотрудниками УИС.

Но несмотря на улучшения бытовых условий осужденные и заключенные под стражу лица не оставляют желание обладать запрещенными предметами, а значит, угрозы личной безопасности остаются. Для предотвращения таких деяний существуют специальные меры профилактики. Профилактика проводится как общая, так и индивидуальная. Так, индивидуальная профилактика имеет значение в отношении каждого конкретного случая и осужденного. Общая же профилактика призвана выявить причины и условия, способствующие распространению данного вида преступлений в среде осужденных. Следует отметить, что в рамках профилактической работы сотрудники УИС, в частности, проводят совещания, беседы с осужденными и их посетителями. Вопросом общей профилактики поступления запрещенных предметов в учреждения остается изучение сотрудниками наглядной информации правонарушений, ухищрения, применяемые осужденными для сокрытия запрещенных предметов, приспособления для доставки запрещенных предметов. Детальное изучение мест пребывания осужденных, их поведение, отношение к режимным мероприятиям. Вся эта информация поможет сотрудникам в поисковой работе и повысит уровень личной безопасности в учреждении.

Данная работа должна быть проведена комплексно, то есть посредством совершенствования норм действующего законодательства и оснащения сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказание, современным оборудованием. В комплексе с инженерной и технической подготовкой и оснащением учреждений средствами видеонаблюдения, как стационарными, так и носимыми, в комплексе с повышением уровня профессионализма сотрудников по действиям по пресечению противоправных действий осужденных станут решаться вопросы личной безопасности персонала учреждений. Все это будет способствовать усилению личной безопасности сотрудников УИС при их взаимодействии с осужденными. Подчеркнем, что в 2022 г. были сделаны важные шаги в направлении реформирования перечня предметов и веществ, которые можно иметь с собой осужденным. Обновленный перечень, по нашему мнению, соответствует принципам гуманизма, современным реалиям.

Библиографический список

1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // ФСИН России. Главная. Статистические данные: офиц. сайт. URL: https://fsin.gov.ru/structure/ inspector/iao/statistika/Kratkaya%20harka%20UIS/ (дата обращения: 02.12.2022).

2. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы за январь - декабрь 2022 г.: информационно-аналитический сборник. Тверь, 2023.

3. Отчет о результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности (режима и надзора) исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, отделов (отделений, групп) режима и надзора территориальных органов ФСИН России (шифр формы СБ-1) // Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы за январь - декабрь 2022 г. : информационно-аналитический сборник. Тверь, 2023.

4. Костарев Д. Ф. Корреляция причин и условий, способствующих проникновению запрещенных предметов в исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. 2019. № 3 (34). С. 58-63.

5. Усеев Р. З. Проблемы понимания и применения мер безопасности в уголовно-исполнительной системе // Правовые проблемы укрепления российской государственности. 2019. Ч. 82. 232 с.

6. Пушкарев И. Устроивший бойню в курганской ИК-2 заключенный оказался ветераном Донбасса. [Электронный ресурс]. URL: https://www.znak.com/2021-08-13/ustroivshiy_boynyu_ v_kurganskoy_ik_2_kurgana_zaklyuchennyy_okazalsya_veteranom_donbassa (дата обращения: 02.04.2023).

7. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 4 июля 2022 г. № 110 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) (дата обращения: 02.04.2023).

8. Усеев Р. З. Неопределенность международных нормативно-правовых актов и законодательства Российской Федерации в вопросах обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы // Актуальные вопросы уголовного права и криминологии на современном этапе : межвузовский сборник научных трудов. Красноярск, 2018. Вып. 1. 204 с.

9. Пенин О. В. Совершенствование уголовно-правовых мер противодействия проникновению запрещенных предметов в исправительные учреждения УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 3 (106). С. 7-13.

References

1. Kratkaya harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Brief description of the penal enforcement system]. FSIN Rossii. Glavnaya. Statisticheskie dannye: ofic. sajt [FSIN of Russia. Main. Statistical data: ofic. website]. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya %20harka%20UIS/ (Accessed: 02.12.2021) [in Russian].

2. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy za yanvar'-dekabr' 2022 g. Informacionno-analiticheskij sbornik [The main indicators of the activity of the penal enforcement system for January-December 2022. Information and analytical collection FKU NIIIT FSIN Rossii]. Tver, 2023 [in Russian].

3. Otchet o rezul'tatah operativno-sluzhebnoj deyatel'nosti otdelov bezopasnosti (rezhima i nad-zora) ispravitel'nyh kolonij, lechebnyh ispravitel'nyh uchrezhdenij, lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij, vospitatel'nyh kolonij, tyurem, sledstvennyh izolyatorov, otdelov (otdelenij, grupp) rezhima i nadzora territorial'nyh organov FSIN Rossii [Report on the results of operational and service activities of the security (regime and supervision) departments of correctional colonies, medical correctional institutions, medical and preventive institutions, educational colonies, prisons, pre-trial detention centers, departments (departments, groups) of the regime and supervision of territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia (code of the SB-1 form)]. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy za yanvar'-dekabr' 2022 g. Informacionno-analiticheskij sbornik [The main indicators of the activity of the criminal-executive system for January-December 2022. Information and analytical collection]. Tver, 2023 [in Russian].

4. Kostarev D. F. Korrelyaciya prichin i uslovij, sposobstvuyushchih proniknoveniyu zapresh-chennyh predmetov v ispravitel'nye uchrezhdeniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Correlation of causes and conditions contributing to the penetration of prohibited items into correctional institutions of the penitentiary system]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskii zhurnal [Bulletin ofthe Samara Law Institute: scientific and practical journal], 2019, no. 3 (34), pp. 58-63 [in Russian].

5. Useev R. Z. Problemy ponimaniya i primeneniya mer bezopasnosti v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Problems of understanding and application of security measures in the penal system]. Pravovye problemy ukrepleniya rossijskoj gosudarstvennosti: sbornik statej [Legal problems of strengthening Russian statehood].Tomsk, 2019, part 82, 232 p. [in Russian].

6. Pushkarev I. Ustroivshij bojnyu v kurganskoj IK-2 zaklyuchennyj okazalsya veteranom Donbassa [The prisoner who organized the massacre in the Kurgan IK-2 turned out to be a veteran of the Donbass]. URL: https://www.znak.com/2021-08-13/ustroivshiy_boynyu_v_kurganskoy_ik_2_kurgana_zaklyu chennyy_okazalsya_veteranodonbassa (Accessed: 12.03.2023) [in Russian].

7. Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporjadka sledstvennyh izoljatorov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, Pravil vnutrennego rasporjadka ispravitel'nyh uchrezhdenij i Pravil vnutrennego rasporjadka ispravitel'nyh centrov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: prikaz Ministerstva justicii RF ot 4 ijulja 2022 g. no. 110 [On approval of the Internal Regulations of Pre-trial Detention Facilities of the Penal Enforcement System, the Internal Regulations of Correctional Institutions and the Internal Regulations of Correctional Centers of the penal Enforcement System Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of 04.07.2022 no. 110]. Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru/ (Accessed: 13.11.2022) [in Russian].

8. Penin O. V Sovershenstvovanie ugolovno-pravovyh mer protivodejstviya proniknoveniyu zapreshchennyh predmetov v ispravitel'nye uchrezhdeniya UIS. [Improving criminal law measures to counter the penetration of prohibited items into correctional institutions of the penal system]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Bulletin of the penal system], 2011, no. 3 (106), pp. 7-13 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.