Научная статья на тему 'ОБОРОННОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ТАДЖИКИСТАНА'

ОБОРОННОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
24
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННОЕ СОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / ВОИНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ГУМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Усмонов С.Х.

В статье речь идет об оборонном сознании молодежи Таджикистана в годы приобретения независимости как определяющий индивидуальную позицию индивидуума фактор в отношении к патриотизму, гуманизму и национальной идентичности в целом. По мнению автора, обстоятельство отсутствия надлежащих условий социального развития, которое ограничивала интерпретацию оборонного сознания общества в пределах таких понятий как «мужественность», «воинственность» и «индивидуальная обороноспособность», способствовала использованию оборонного сознания в националистических и шовинистических целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБОРОННОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ТАДЖИКИСТАНА»

4. Ниг. китоби Фред С. Сиберт, Вилбур Шрамм, Теодор Питерсон «Чор назарияи матбуот» (тарчумаи И. Усмонов, Душанбе, соли 2011)

5. Прохоров Е.П. Введение в журналистику. Москва, 1988г. стр.6

6. Усмонов И.К. Журналистика, чилди 4, Душанбе, с. 2011 , сах,.8

7. «Паймони байналмилалй оид ба х,ук;укдои шахрвандй ва сиёсй», соли 1996,

8. Мачмуаи санадх,ои меъёрию х,укук;ии Точикистон дар сох,аи воситах,ои ахбори омма, Душанбе, 2012, сах,.6

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Хуриннисо Ализода

Автор в настоящей статье, рассматривая средства массовой информации как социально-политический институт, попыталась изучить и проанализировать различные аспекты вопроса, что в большей части представляет особенности осуществления политического процесса. Статья имеет методологические особенности, и может положить конец некоторым спорам в рамках анализирования сущности СМИ в демократический период.

Ключевые слова: СМИ, социальный институт, демократический, четвертая власть, политический имидж, актентизм.

MASS MEDIA AS A SOCIAL AND POLITICAL INSTITUTE

Hurinniso Alizoda

Author in this article considers media as a socio-political framework, tried to study and analyze various aspects of the issue that is most of the features of the political process. Article has methodological features, and can put an end to some disputes within the spirit of analyzing the media in the democratic period.

Key words: Mass Media, social institute, democratic, the fourth authority, political image, accentizm.

Сведентия об авторе: Хуриннисо Ализода- заместитель директора национальной бибиотеки Таджикистана, тел.:(+992)918-93-75-25, e-mail:alizodahurihhiso@ihbox.ru;

Information about the author: Hurinniso Alizoda-deputy director, National Library of Tajikistan, tel.: (+992)918-93-75-25, e-mail:alizodahurihhiso@ihbox.ru;

ОБОРОННОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ТАДЖИКИСТАНА

Усмонов С.Х.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Оборонное сознание как часть человеческого сознания наряду с политическими, классовыми, общественными и другими сознаниями имеет своё направление и сферу влияния. Философские источники и словари оборонное сознание располагают наряду с патриотизмом и гуманизмом, национальной сплоченностью и идентичностью. Оборонное сознание наиболее чаще встречается в области обороны, спорта, экологии, защиты природы и семейной жизни индивидуумов. Как и другие качественные показатели личности, оборонное сознание тоже определяет индивидуальную позицию человека в социуме, только в отношении к патриотизму, гуманизму, мужественности и национальной идентичности.

Если сознательность в целом - осознание человеком собственной сущности, индивидуальной значимости и своей жизненной позиции в обществе, то оборонное сознание, как часть подобной сознательности - осознание индивидом сущности патриотизма, мужественности, ответственности перед природой, человечеством и семьей. Словом, под сознательностью мы подразумеваем мыслительные способности человека, понимание им окружающей действительности или же индивидуальные способности по различию положительного и отрицательного в поступках людей. Сознательность - высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы представлений индивида о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности1. Сознательный человек -человек, обладающий сознанием, правильно оценивающий, вполне понимающий окружающее.

Наличие сознания в человеке подтверждает его способности по различию природного явления от искусственного, в том числе степени восприятия имевшийся вины, долга, обязанности и т.д. Сознание - это высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий2, также состояние человека в здравом уме и памяти, его способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах. В психологии понятие «сознание» активно развивается в рамках "Я"-концепции. Это требует рассмотрение личностного и социального способов проявления оборонного сознания с позиции социальной философии. В социальной философии сознание рассматривается как человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении. Это психическая деятельность человека как отражение действительности, пропорционально изменившееся вместе с окружающей действительностью. Сознание - это мысль, чувство, ясное понимание чего-нибудь, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять свое поведение. Высшая, свойственная только человеку форма психического отражения, сформировавшаяся в антропогенезе и общественно-историческом периоде развития человека в трудовой деятельности при постоянном языковом общении с другими людьми. Сознание представляет собой способность человека понимать окружающий мир, происходящие в нем процессы и явления. Атрибутами сознания являются познание, переживание, отношение. Функции сознания - это когнитивная, регулятивная и коммуникативная. Структуру сознания образовывают знание, ощущение, восприятие, воображение, мышление3.

Сознания индивидуумов в обществе слагаются в единое сознание, которого называют общественным сознанием4. В пределах собственной сознательности каждый индивидуум, как отдельное составляющее этого социума, внесет свою долю в общественное сознание. Субъектом общественного сознания является само общество, а не отдельно взятый индивид. При таком раскладе мы становимся свидетелями тесной взаимосвязанности социума и его индивидов. В связи с чем, жизнь людей, являвшихся их общественной деятельностью, вступает в контакт с религиозной жизнью общества -одного из основ общественной жизни. Религиозная жизнь социума - это начало всех отношений в нем. До сих пор только она отвечает на многие вопросы социума. Несмотря на имевшихся сомнения в этих ответах, социум удовлетворен ими, так как наука не находить на них других ответов. Автор книги «Наводир-ул-вакоеъ» философ, социолог и политолог своего времени Ахмади Дониш по этому поводу пишет: «Благосостояние государства и его граждан зависит от уровня общественной сознательности, социальной обеспеченности его граждан и боеспособности Вооруженных сил...»5. По словам Дониша каждый гражданин государства соразмерно

1 С.И. 'Ожегов. Словарь русского языка. с. 117

2 Конюхов Н.И. Терминологический словарь: Москва, 1992

3 Гегель. Сочинение, том IX, стр. 5-10

4 Приписнов В.И. Основы социальной философии: Душанбе, изд. «Маориф», 1992, с. 149

5 Дониш А. Наводир-ул-вакоеъ: Душанбе, изд. «Дониш», 1988, с.148

своей общественной сознательностью вносит свою лепту в общественную жизнь, а его общественное сознание формируется под влиянием религиозной жизни общества. Религиозная жизнь общества зависит от религии народа и отношение государства к нему. Религия на пути борьбы за власть эксплуатирует общественное сознание как может. Она бдительно следит за политикой и всегда готовится брать власть в свои руки. Государство в свою очередь, тоже следить за религиозной жизнью общества и постоянно держит религию в определенные рамки. Данное противостояние требует от государства дополнительных усилий для укрепления общественного сознания. Как писал Ахмади Дониш: «Надеяться на Бога и жить в страхе не правильное решение со стороны сознательных граждан, так как порождает разрушение государства, голод народа, недееспособность армии и горе правителей...»6. Трудно представит общественное сознание без религиозной жизни общества. В протяжении тысячелетий человечество, не вникая в суть общественного сознания, в силу собственной неграмотности и непонимании никак не мог разузнать причин формирования и развития религиозной жизни общества и представлял её как загадочную и неопознанную область, не поддающая действиям законов природы. Знаменитый философ Гегель писал: «.философия и религия преследуют единую цель - разузнать правду7». Только религия ищет правду с целью приобретения власти, а философия - с целью улучшения сознательности людей. Именно поэтому при анализе общественного сознания не стоит исключать религиозную жизнь общества. История свидетельствует тому, что религия и философия - давние соперники. Их противостояние лежало на основе формирования общественного сознания и развития оборонного сознания личности. Человечество в протяжении своего существования участвовала во многих кровопролитных боях за религию и религиозной «правды». Хотя, и немало проводила кровавых восстаний за приобретения свободы.

В годы приобретения независимости молодежи Таджикистана не располагала научной интерпретацией оборонного сознания. Оборонное сознание, как составная часть общественного сознания, исследовалась в пределах таких понятий как «мужественность», «воинственность» и «индивидуальная обороноспособность». В то время когда под влиянием острого культурного и экономического кризиса, нарастающего давления со стороны религиозной жизни общества патриотизм переживал сильную идеологическую трансформацию. К примеру, в книге «Республика Таджикистан: история независимости, год 1991-й» написана, что ряд членов правительства в своем обращении Верховному совету республики призывали всех партий и движений в республике к взаимопониманию, осознанию последствий политической розни и неминуемой гражданской войны8. Несмотря на хороший стиль письма, её миролюбивые призывы и авторитетности, обращение была доказательством отсутствия оборонного сознания у самых активных членов общества того времени -членов правительства. В обращении говорилось о имеющихся в республике социально-экономических и военно-политических проблемах, которыми люди были сыты по горлу и не хотели слушать о них, так как она притупляла их общественное сознание. В целом, чувства патриотизма, гуманизма и ответственности её авторов просматривается в письме. Но, следует отметить, что авторы обращения неполноценно оценивали обстановку, так как не учитывали того, что слушателей подобного обращения уже давно не было в том обществе. Под влиянием религиозной жизни общества, из-за некоторых недостатков в социалистической идеологии общественное сознание граждан была сильно подавлена. К тому времени, от авторов обращения, которые были членами все ещё действующего правительства и отвечали за состояние оборонного сознания общества, обстановка требовала не только пустого обращения, а конкретных самоотверженных действий по возрождению национальной идентичности и укреплении

6 Дониш А. Наводир-ул-вакоеъ, к. I: Душанбе, изд. «Дониш», 1988, с.148

7 Гегель. Энциклопедия философских наук, том I: Москва, изд. «Мысль», 1974, с.84

8 Назриев Д. Саттаров И. Республика Таджикистан: история независимости, год 1991-й: Душанбе, изд. «АК-94», 2002, с. 78

национальной сплоченности. Факт потери контроля над религией была следующим камнем в огород этих авторов, явно указывающий на отсутствие у них оборонного сознания. В те годы кризис национальной идентичности в социуме, как один из причин сложившийся обстановки, служила доказательством отсутствия научного фундамента в оборонном сознании общества и внешнеполитических связей государства в области безопасности. Как правило, национальная идентичность является основой формирования оборонного сознания и представляет социуму эталон оборонной сознательности, воспитывая национально-исторических идеалов и героев.

Из-за отсутствия надлежащих условий социального развития в годы приобретения независимости в Таджикистане интерпретация оборонного сознания общества ограничивалась в пределах таких понятий как «мужественность», «воинственность» и «индивидуальная обороноспособность». Подобное обстоятельство способствовала использованию оборонного сознания в националистических и шовинистических целях. Затем, под влиянием религиозной жизни общества оборонное сознание стало частью исламского фундаментализма, усиливая фундамент преступности и уличных беспорядков в обществе. Личностные способы проявления оборонного сознания в обществе не поддерживались государством. Причина кроился в том, что методы использования проявлений оборонного сознания не были знакомы государственным силовым структурам того времени. Да и организации, используемые этих проявлений в благо национальной идентичности, также отсутствовали. Названный аспект хорошо освещен в книге генерала Нурали Назарова «Русло жизни». Приведем пример из названной книги: «.в отношении профессоров и Бозор Собира составил административный протокол и представил их суду Железнодорожного района. председатель суда от безысходности «соизволил» оштрафовать их на сумму по 100 рублей каждого и отпустил. .теперь представьте, преступление с тяжкими последствиями своевременно был раскрыть. Митинг с целью государственного переворота был разогнан. Его организаторы пойманы и представлены суду. После всего сделанного как понять подобное решение суда? Глядите, откуда все началось и до чего оно дошло»9.

В руководстве обществом религия, которая находилась всегда рядом с государством, пользуясь подходящим моментом, использовала оборонное сознание общества в свои цели. Удерживая индивидуальные проявления оборонного сознания в определенных рамках, она постоянно преследовала социальные способы проявления оборонного сознания. Примыкая к религиозной жизни общества надлежащую сферу развития оборонного сознания и предпосылок к социальным способам её проявления, часто изменяла их в своих интересах. В результате, обстановка в республике день за днем уподобилось обстановке 20-30-х годов ХХ-го века, вовлекая в эту трясину как можно больше молодёжи страны. Об этом хорошо писал один из преподавателей средней школы Чамолидини Собир в своей статье «Басмачество и национальные интересы»10, где отмечает: «.в такой ситуации появились отдельные люди и политические движения, которые пропагандировали чужую культуру, её национально-этические ценности, идеологию, поставляя под угрозу национальную независимость страны.» Для нашей древней нации это был не первый случай, так как тысячи лет назад у него подобным образом отнимали государственную независимость. К счастью, мужественные и грамотные сыны таджикской нации как Рудаки, Фирдавси, Саъди, Хофиз, Айни, Лохути и тысячи других борцов за свободу и процветания нации предотвратили неминуемую гибель арийской культуры. Они своими бесценными трудами и героическими стараниями возобновили, сохранили, приумножили и оставили нам в наследие, чтобы мы представили народам мира старинную таджикско-персидскую культуру. Арийская цивилизация за тысячелетия нажила себе завистников и

9 Назаров Н. Русло жизни: Душанбе, изд. «Ирфон», 2011, с. 19-20

10 Чамолидини С. Босмачество и интересы нации. //taimigrant.com/bosmachigari-va-manfiatxoi-miЦi.html, от 07.04.2011с.

врагов, которые не желали её процветания и постоянно стараются искажать её идеолого-этнической сути. В протяжении истории различными религиозно-сепаратистскими способами они старались разрушить таджикско-персидские культурные ценности. Многие из них пытались загрязнить таджикско-персидские национальные ценности религиозно-догматическими гипотезами и выставляя религию выше нации, хотели выставить национально-этнических аспектов религиозных явлений за национальную идентичность. Наподобие попытки реабилитации движения басмачества в 80-е годы прошлого века. До сих пор они стараются выдавать предводителей басмаческого движения за религиозными героями. На самом деле, эти инициаторы, пропагандируя чужую для таджикского народа идеологию, преследуют свои корыстные националистические цели. Ныне, не секрет, что басмаческое движение преследовало социально-политические цели в интересах Бухарского Эмирата. Почти все сторонники этого движения были бывшими государственными деятелями или же богачами из окружения свергнутого эмира. Само слово «басмачи» взято из турецкого слова «basmak» и означает «нашествие», «давление», «наступление». Басмачи занимались воровством, бесчинством и выдавали грабеж за «мусульманским джихадом». Достаточно обращать внимание на личность этих «воинов ислама» и становится понятно их принадлежность и преследуемые цели, также роль некоторых наших соотечественников-таджиков, действующих среди них.

Таким образом, аналогичность события 20-30-х и 90-х годов ХХ-го столетия стало невероятно явным: во-первых, эти события происходили при смене одного общественного строя другим; во-вторых, в обоих случаях таджикский народ плясала под чужую дудку и вместе национальных интересов защищала чужие интересы; в-третьих, в обоих случаях народ призывался на войну под лозунгом «свешенный джихад за исламскую религию»; в-четвертых, обе войны организовывались третьими лицами, с использованием простолюда. В тех годах кризис национальной идентичности социума была следствием низкой грамотности, слабой идеологии и узкого мировоззрения индивидов в республике. Ведь, только великие люди укрепляют национальный фундамент, также опираясь на землю предков и родной язык, строят независимое государство. Они же являются идеалами социального способа проявления оборонного сознания, и только подобные личности могут стать эталоном национальной идентичности и государственного правления на основе верховенство закона, национальной идеологии.

Таким образом, в годы приобретения независимости оборонное сознание молодёжи пережил этап формирования и укрепления. Говоря о формировании оборонного сознания, нельзя игнорировать его существование до указанного выше периода, так как существовавший к тому моменту оборонное сознание была частью сознания советского человека, а в годы независимости формировался оборонное сознание гражданина независимого государства. Это, как доказала история, не одно и то же. Разница между двумя, названными нами, оборонными сознаниями приравнена к десяткам тысяч людских потерь в эпохи кризиса государственности в постсоветских странах. В те годы таджикская молодёжь осознал оборонное сознание как основополагающее национальную независимость социально-философское понятие, понятие, сохраняющее территориальную независимость страны. Тогда, социально-философские аспекты оборонного сознания еще не были тщательно рассмотрены. Несмотря на то, что оборонное сознание человека существовала ещё в первобытнообщинном строю. Начиная со времен приобретения национальной независимости, философы и социологи, политологи и другие общественные аналитики вплотную занимались изучением социально-философских аспектов оборонного сознания индивидуума. При этом, ещё тогда была выявлена, что долговечность национальной независимости в Республике Таджикистан неразрывно связано с национальной идентичностью, территориальной неделимостью и приоритетностью родного персидско-таджикского языка. Движения пантюркизма, в виде басмачества,

исламского фундаментализма, национализма и т.д., были абсолютной чуждою национальным интересам таджикского народа. Правда была в том, что укрепившее, в ходе извлечения уроков из последствия гражданской войны, оборонное сознание молодежи того времени - оплот будущее таджикской нации, заложило фундамент приобретения государственной независимости, иначе таджикский народ ещё многие тысячелетия мечтал бы о государственной независимости. Доказательством правдивости выбранного пути служить активный экономический рост государства и значительное улучшение благосостояния народа. Несмотря на активное влияние геополитической обстановки на оборонное сознание социума в целом, невооруженным глазом заметно, как сегодняшняя молодёжь твердо идет по намеченной цели. Наглядно, на примере соседнего нам Афганистана можно увидеть печальные последствия, которая настигло бы нас, если мы своевременно не осознавали ложность предложенного нам пути. Ведь те, которые пропагандировали нам счастливое будущее, до сих пор не могут вывести эту страну из феодального строя, когда на дворе уже ХХ1-й век и люди исследуют космическое пространство. Получается, что эти «доброжелатели» преследовали иные цели. Может, именно с такой целью противники и завистники государственной независимости Таджикистана в своё время пытались препятствовать процветании таджикской науки и культуры, ликвидируя таких ученных и просветителей той эпохи, как Исхоки, Гуломов, Осими, Латифи, Олимпур, Сайф Рахими Афарди и многих других.

В конце концов, с древних времён известно, что таджикский народ совершал подвиги во имя нации и за свою Родину. Религиозный вопрос для арийцев никогда не существовала, тем более внутри государства. Иноземные нащественники и захватчики чужих цивилизаций навешивали его арийским народам. Этнической сути таджикского народа не свойственна ложь и клевета. Подобная особенность является показателем оборонной сознательности таджикского народа - одного из основных, исторически доказанных преемников древней арийской цивилизации. Древнее историческое происхождение и равнение на своих этнических эталонов, как Шерак, Муканнаъ, Спитамен, Деваштич, Маздак, Темурмалик и многих других, воодушевила великих сынов таджикского народа - Садриддин Айни, Шириншо Шохтемур, Нусратулло Махсум, Бобочон Гафуров и сотни других ещё в 1924 и 1929-х годах заложить фундамент современного, независимого Таджикистана. И в правду всему миру известно, что таджики и их предки города не разрушали, а строили их, цивилизации не губили, а создали их. Это Арийцы заложили фундамент современной мировой культуры. Они первооткрыватели нынешних математических, астрономических и медицинских наук. В 90-е годы ХХ-го века, таджикский народ вновь приобрел свою, утерянную сквозь веков, государственную независимость, и отстаивая её, ценою крови десятки тысяч сынов нации, всему миру подавал пример консолидации, братства и дружбы. Сегодня независимый Таджикистан - как часть мирового сообщества, выбрал курс экономического развития и культурного процветания во имя светлого будущего.

Пройдя столь тяжелое жизненное испытание, оборонное сознание молодежи Таджикистана до сих пор нуждается в изучение и совершенствование, так как современный мир полон чужой идеологии, которые зачастую преследуют экспансивные цели. Социально-педагогический фундамент оборонного сознания индивидуума -национальная идентичность, стал направляющим фактором в развитии оборонного сознания молодежи в период приобретения национальной независимости. В процессе формирования оборонного сознания гражданина её этническая сторона развития и воспитания в социуме считается самым трудоёмким и ответственным. Достижение солидарности и прекращение межнационального (межрегионального) раздора, с целью осуществления национальной консолидации и совместное сохранение исторической государственности, на основе национальной идентичности, является идеальным образцом укрепления оборонной сознательности общества и реальным шагом на пути формирования оборонного сознания молодежи. Не зря знаменитый философ ХХ-го

века профессор Приписнов В.И. в книге «Основы социальной философии» пишет: «Общественное сознание есть не что иное как свойство, способность общества в целом, социальных групп, индивидов отражать, осознавать свою жизнедеятельность по преобразованию окружающего мира, а затем самым и себя»11. В своё время, великие философы К. Маркс и Ф. Энгельс по этому поводу писали свою знаменитую гипотезу, ставшую в последующем исходным положением диалектико-материалистического понимания истории: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»12. Так и была в те судьбоносные годы приобретения независимости таджикским народом. Поначалу, самосознание молодежи страны находилась вдали от национальной идентичности таджикского народа, затем, осознавая действительную реальность, в силу своей этнической особенности, молодежь сплотилась в единую могучую силу, которому не смогли противостоять антагонистические и шовинистические силы. Тем самим, оборонное сознание молодежи укрепила социально-политическую позицию государства, повышая её обороноспособность. Взятый курс и по сей день наращивается. Нынешние молодежные организации страны, извлекая уроки истории, повсеместно укрепляют оборонное сознание современной молодежи. Стараясь не допустить прежних ошибок, при формировании оборонного сознания нынешней молодёжи они учитывают влияние мировой геополитической обстановки на условия формирования оборонного сознания молодёжи.

Литература:

1. Алексеев П.В. Социальная философия: Москва, 2004, с.23-24

2. Закон РТ «Об ответственности родителей при воспитании детей»: 2011, с.5

3. Назаров Н. Русло жизни: Душанбе, изд. «Ирфон», 2011, с. 36-39

4. Приписнов В.И. Основы социальной философии: Душанбе, изд. «Маориф», 1992, с. 150

5. Прус Б. Фараон: Ташкент, изд. «Медицина», 1986, с.257-259

6. Рахмон Э. Таджики в зеркале истории. От арийцев до саманидов: Душанбе, изд. «Ирфон», 2006, с. 10-12

7. Рахмон Э. Взгляд на историю и арийской цивилизации: Душанбе, изд. «Ирфон», 2006, с.75

8. Соколов С.В. Социальная философия: Москва, 2003, с. 9

9. Чамолидини С. http://taimigrant.com/bosmachigari-va-manflatxoi-miШ.html, от 07.04.2011с.

ОБОРОННОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ТАДЖИКИСТАНА

Усмонов С.Х.

В статье речь идет об оборонном сознании молодежи Таджикистана в годы приобретения независимости как определяющий индивидуальную позицию индивидуума фактор в отношении к патриотизму, гуманизму и национальной идентичности в целом.

По мнению автора, обстоятельство отсутствия надлежащих условий социального развития, которое ограничивала интерпретацию оборонного сознания общества в пределах таких понятий как «мужественность», «воинственность» и «индивидуальная обороноспособность», способствовала использованию оборонного сознания в националистических и шовинистических целях.

Ключевые слова: оборонное сознание, национальная идентичность, мужественность, воинственность, патриотизм, гуманизм.

11 Приписнов В.И. Основы социальной философии: Душанбе, изд. «Маориф», 1992, с. 150

12 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение, т.13, с.7

DEFENSE CONSCIOUSNESS OF YOUNG PEOPLE IN THE YEARS OF TAJIKISTAN INDEPENDENCE

Usmonov S.Kh.

The article focuses on defense in the minds of the youth of Tajikistan of years of independence as a defining factor of the individual position of the individual in relation to patriotism, humanism and national identity as a whole.

According to the author, the lack of appropriate circumstance for social development, which limits the interpretation of defensive consciousness within society such concepts as "masculine", "belligerence" and "individual defenses", promoted the use of defensive consciousness in nationalistic and chauvinistic purposes.

Key words: defense consciousness, national identity, masculinity, militancy, patriotism, humanism.

Сведения об авторе: Усмонов Сайфуллобек Ходжаевич - соискатель кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни, тел.: (+992) 92 7782136, e-mail: nakunom71@mail. ru

Information about the author: Usmonov Saifullobek Khojaevich, researcher of Philosophy chair in Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel. (+992) 92 7782136, e-mail: nakunom71@mail. ru

РАВАНДХ,ОИ ГЛОБАЛИЗАТСИОНИ ВА САМТ^ОИ АСОСИИ ИНКИШОФИ ДАВЛАТ^ОИ МИЛЛИ

Солиев Б.Х.

Донишгоуи давлатии Дангара

Равандх,ои глобализатсионй ба нобаробарй ва мухолифати равандх,ои ичтимой ва сиёсй суръат бахшида, аз як тараф гузариши сифатии тамаддуни муосир, инкишофи вобастагии тарафайни мамлакат ва халкдо ва аз тарафи дигар мураккаб гардидани муносибатх,о дар асоси арзишх,ои миллй, динй ва фархднгй, зиёдшавии х,аракатх,ои чудоихох,ро ба миён овард. Мах,з дар асоси чунин дахлнамой заиф гардидани ягонагии суверенитети давлатй мушохдда карда мешавад.

Дар тадкикотх,ои гуногун кайд карда мешавад, ки ояндаи тартиботи нави чах,ониро мах,з глобализатсия муайян менамояд. Нисбати ин масъала акидах,о мухталиф чой доранд, ки аз хукмронии пурраи чах,он зери ливои тарх,и либералй-демократии Еарб то «дифференсиатсияи глобалй» ва «бархурди тамаддунх,о»-ро дар бар мегиранд. Раванду падидах,ои мавчуда, махсусан равандх,ои глобализатсионй боиси тагйироти назарраси сохтори сиёсии чах,он мегардад, ва мах,з дар асоси чунин дигагуних,о, ахдмияти мухдмро масъалаи омузиши накш ва макоми институти асосии сиёсй - давлат касб менамояд.

Тагйироти мухдмми накши давлат дар асоси равандх,ои глобализатсионй зери таъсири омилх,ои иктисодй ва ичтимой ба миён меояд. Дар чунин х,олат самти сиёсати давлати миллй бояд аз масъалах,ои инкишофи иктисодиёти дохилй ва таъмини ичтимой ба иштироки фаъол дар муборизаи ракобатнок дар бозорх,ои чах,онй равона карда шавад. Ин самт аз давлати миллй талаб менамояд, ки ба шароити инкишофи босуръати илмиву техникй мутобик гардад. Чунин мутобикгардй, албатта харочоти зиёди молиявй ва таъмини сатх,и баланди кобилияти илмии ах,олиро талаб менамояд. Сиёсати ичтимой-сиёсй дар шароити глобализатсия дар инкишофи фаъолияти миллй дар бозорх,ои беруна тачассум мегардад, ки ба ракобати озоди иктисодй таъсир мерасонад. Дар чунин х,олат гузариши як катор вазифах,ои давлати миллй оид ба танзим намудани сохди молиявй ба сатх,и фавкулмиллй ба миён меояд.

Умуман, кайд намудан зарур аст, ки нисбати тагйирёбии накш ва макоми давлати миллй дар шароити глобализатсия акидах,ои мухталиф чой доранд, ки шартан онх,оро

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.