Сведения, содержащиеся в экологическом паспорте, необходимо использовать при принятии градостроительного решения о размещении новых производственных площадок и, в том числе, архитектурно-планировочного решения объектов строительства, что позволит развивать промышленность региона, не причиняя вреда здоровью населения и окружающей среде.
Список используемой литературы 1. Гиясов А., Сокольская О.Н, О.А.А. Аль-Факри, «Экологические особенности горно-котловинных городов», (научн. статья.), Фонд содействия развитию градостроительства, журнал «Градостроительство», № 6(22), Москва-2012, стр. 58-62.
2. Гиясов А., Сокольская О.Н., Экологический паспорт города, (научн. статья.), сб. стат. ТТУ им. академика М.С.Осими, Материалы международной научно-практической конференции «Современные тенденции в архитектуре, строительстве и образовании в Республике Таджикистан», 03-04июня 2014г, Душанбе-2014, -с. 199-202
3. http://www.tuapse.ru/forum/viewtopic.php?f=32&t=6 197&start=0
4. http://www.dataplus.ru/news/arcreview/detail.php?ID = 1298&SECTION_ID=37
5. http ://issuu.com/euroruss_/docs/ecomonitoring_2/16
6. http://krasnodar.ru/content/587/show/49562/
7. http://www.dg-Yug.ru/a72011/10/25/ Kuban_ zanimaet_ 46_pozici
ОБОЛОЧКИ ЗДАНИЙ КАК ОДНА ИЗ ПОЗИЦИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ РАЗНООБРАЗИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ МАССОВОГО ЖИЛИЩА
Сидорова Елена Игоревна
Соискатель ученой степени кандидата архитектуры, Самарский государственный архитектурно-строительный
университет, г. Самара
В настоящее время ключевым вопросом в работе архитекторов является разнообразие жилища. Под массовым жилищем сегодня понимается не только социальное жилье, предназначенное для малообеспеченных жильцов. Массовое жилище в современной урбанизированной среде, это многоквартирные жилые объекты, предназначенные для проживания разнообразного населения современной сложной городской среды. Когда речь идет о проектировании нового жилища, встает вопрос о том, как изначально запроектировать объект таким образом, чтобы он был комфортным и привлекательным во всех аспектах для потенциальных жильцов любого статуса и любого возраста. Статус жилых домов, также, как и любых других зданий определяет качество разработки проекта, использованных в строительстве материалов, и, конечно же, использование новейших технологий и систем в организации внутреннего пространства объекта и внешнего облика зданий. В России с каждым годом увеличиваются темпы строительства, что естественно повышает требования к качеству жилья и созданию комфортной среды. Комфорт в данном случае подразумевает также и визуальное восприятие объекта. Соответственно, оболочка, это один из важнейших аспектов, благодаря которому достигается разнообразие при проектировании жилых объектов. В
данном исследовании представлен анализ оболочек жилых объектов, реализованных в Европе и России, для более удобного восприятия, разделенный на временные периоды.
1890-1910 гг. Домодернистский период развития массового жилища.
Вступление капитализма в монополистическую стадию вызвало большие изменения в экономике, демографии и техническом оснащении городов Европы. Поскольку к началу ХХ века крупные европейские города и столицы исчерпали свои земельные ресурсы, и размещение в них новых необходимых промышленных предприятий и новой жилой застройки стало невозможным, стали активно осваиваться окраины. Цветовые решения оболочек зданий были предельно скромны, пластика фасадов в целом была достаточно разнообразна и рельефна. Отделочные материалы в основном были ограничены, это штукатурка, краска, реже облицовочный камень, кирпич. Плитка и мозаика использовались крайне редко, дерево в единичных случаях. В целом можно сказать, что в этот период при проектировании жилья внешнему облику зданий уделялось наименьшее внимание (рис. 1, 2). Тем не менее, были и исключительные объекты, такие как «Дом Батло» А. Гауди в Барселоне (рис. 3).
К^КАИШШЖВиЫ!: Рисунок 2. Дом на Михаэлерплаце. Рисунок 3. Дом Батло. А. Гауди
Рисунок 1 ^ ^нлИлп ^шШш^. а. Лоос. Испания, Барселона, 1905-07 г.
Перре. Австрия, Вена, 1910 г. Франция, Париж, 1903 г.
На рубеже 19-20 вв. Россия вступила в новую эпоху империализма. Революция 1905 г. вынудила правительство принять меры по улучшению качества и благоустройству городов. Не смотря на неудачные попытки в области строительства жилища для рабочего класса, представители либеральной буржуазии стремились найти новый идеальный тип массового жилья. В первые десятилетия ХХ в. начали появляться доходные дома-комплексы. Таким образом, возник новый тип жилища - буржуазный
Рисунок 4. Жилой дом товарищества Саламандра». М. М. Веревкин. Украина, Харьков, 1913-14 г.
многоквартирный жилой дом. Эти дома отличались роскошью, повышенным комфортом и достаточно выраженными пластичными фасадами. Цветовые решения фасадов были достаточно ограничены, пластика была достаточно выраженной. Что касается материалов, в большинстве случаев это была штукатурка и краска, иногда применялся камень (рис. 4, 5).
Рисунок 5. Жилой дом на пл. Льва Толстого. А. Е. Белогруд. Россия, Петербург, 1914 г.
1920-1940 гг. Модернистский период развития массового жилища.
В европейских городах жилищный кризис продолжал нарастать, поскольку построенное жилье было некачественным и не отвечало изначальным потребностям. Важным фактором являлось возникновение новых отраслей индустрии и промышленности, производства новых строительных материалов. В этот период цветовые реше-
ния стали более разнообразны. Фасады зданий стали менее пластичны, более лаконичны с точки зрения рельефа. Что касается материалов, то в основном использовались штукатурка, краска, реже чистый бетон. В некоторых случаях можно было встретить применение кирпича и плитки. В 20-30 годы членение фасадов было строго ортогонально, декор в основном осуществлялся посредством использования различных цветовых решений, декоративных элементов (рис. 6, 7)
Рисунок 6. Karl Marx Hof. Австрия, Вена, 1926-30 г.
Рисунок 7. Siemensstadt Housing. Х. Шарун. Германия, Берлин, 1930 г.
Работа над социальным типом жилья велась российскими архитекторами с 1925 г. Архитекторы этого периода стремились отойти от эклектики и стилизаторства и перейти к новым формам в архитектуре. Стремительный рост экономической, культурно-бытовой и политической отрасли страны вызвал необходимость в новом стиле в архитектуре. Им стал стиль модерн, основанный главным образом, на достижениях строительной техники эпохи империализма, таких как, применение металлических каркасов, железобетона, различных декоративных элементов, керамической плитки и пр. В эти годы создавались персональные архитектурные мастерские, благодаря которым архитекторы могли проявить себя с творческой стороны. Тем не менее, ассортимент строительных материалов в этот период был ограниченным по составу и невысоким по качеству. Оболочки жилых зданий чаще были монохромными, в качестве материалов в основном использовались штукатурка, краска, реже бетон, камень, кирпич, плитка. В 20-е годы - начало эпохи конструктивизма, фасады отражали общие планировочные решения зданий, четкие ортогональные линии, членения, пластика (рис. 8, 9). Остеклению фасадов в этот период уделялось особое
внимание. 30-е годы - расцвет конструктивизма, было реализовано множество интересных проектов и идей. В конце 30-х и 40-е годы появляются массивные жилые здания эпохи сталинского ампира (рис. 10), [1].
1950-1970 гг. Поздний модернистский период развития массового жилища.
1950-е годы в европейских странах - это начало современной научно-технической революции. Повсеместно происходили поиски новых структур и архитектурно-художественных приемов выразительности, основанных на индустриализации строительства. Прослеживалось стремление к пластичности и желание отойти от однообразия прямоугольных форм и очертаний. Цветовые решения оболочек жилых зданий в этот период были достаточно разнообразны. Отсутствовало единое стилистическое направление. Архитекторы этого периода находились в активном поиске, как форм, так и материалов (рис. 11-13). Часто применялся бетон, реже штукатурка, краска, кирпич, иногда плитка, достаточно много стекла. В качестве солнцезащитных элементов начали часто применять жалюзи. Архитекторы находились в поиске способов разнообразить массовое жилище, [3].
Рисунок 8. Жилой дом Госстраха. М.
Гинзбург, В. Владимиров. Москва, 1926-27 г.
Рисунок 9. Жилой комплекс «Городок чекистов». И. Антонов, В. Соколов. Свердловск, 1931 г.
Рисунок 10. Высотный дом на пл.Восстания. М. Посохин, В. Мндо-янц. Москва, 1947 г.
Рисунок 11. Casa de la Marina. Ж. А.
Кодерч. Испания, Барселона, 1951-54 г.
Рисунок 12. Walden 7. Р. Бофил. Испания, Барселона. 1974 г.
Рисунок 13. Row Houses. П. Блум. Нидерланды, Роттердам, 1974-76 г.
В России в середине 50-х годов в области технологии строительства возникла возможность значительно сократить сроки строительства и снизить его стоимость. Таким образом, чтобы решить проблему острой нехватки жилья, возникшую после войны, необходимо было переключить внимание архитекторов с творческих подходов и индивидуальности в проектировании. Конец 60-х - 70-е годы можно назвать неким прорывом в советской архитектуре. Внимание проектных организаций и исследова-
тельских институтов страны было главным образом сосредоточено на разработке новых технологий, которые бы позволили строить жилые здания более гибкой, сложной и разнообразной конфигурации и этажности. Эта проблема и в наши дни продолжает быть актуальной. Цветовые решения фасадов жилых зданий в этот период были предельно скромны. При облицовке использовались штукатурка, краска, реже кирпич. Тем не менее, с развитием техники, в конце 60-х начали появляться более интересные объекты панельного домостроения (рис. 14, 15), [2].
Рисунок 14. Жилой дом с общим обслуживанием.
Н. Остерман. Москва, 1969 г.
1980-2010 гг. Постмодернистский период развития массового жилища. Современные подходы в проектировании массового жилища.
В большинстве европейских городов к 1985 году пустоты в городской ткани, оставленные войной, были заполнены, и городские программы реконструкции фактически завершились. Появилась тенденция к улучшению проектов массового жилья. В 1990-х исследование концепций жилища стало одной из доминирующих тем в архитектуре. Оболочки зданий стали отражать полный спектр строительных и отделочных материалов, возможностей техники, а также всевозможные оттенки цветов. Разнообразие материалов, пластики, фактур, цвета и возможности применения и комбинации всего этого стали
Рисунок 15. Жилой комплекс на пр. Непокоренных.
Е. Рапопорт, П. Юшканцев. Ленинград, 1971-84 г.
настолько безгранично, что некоторые объекты относительно восприятия фасада стали соразмерны произведениям искусства (рис. 16-21), [4,5,6,7].
В России начиная с 80-х годов происходит улучшение типологии жилых зданий. Оболочка зданий претерпевает некоторые изменения, касающиеся цветовой палитры, а также материалов. С 1980 г. начинает вводиться цвет и становится гораздо больше декоративных элементов на фасаде. Что касается материалов, то появляется плитка, с 90-х начинают применяться панели из различных материалов и различного цвета, и фактуры, хоть и далеко не повсеместно, также жалюзи, в большом количестве стекло, иногда дерево (рис. 22-24). Продолжает использоваться в большинстве проектов кирпич, штукатурка, краска.
Рисунок 16. 100 WoZoCos. MVRDV. Нидерланды, Амстердам, 1994-97 г.
Рисунок 19. Многоквартирный дом VM. PLOT, BIG. Дания, Копенгаген, 2005 г.
Рисунок 22. Комплекс блокированных коттеджей. А. Скокан («Остоженка»). Москва, 1998-2002 г.
Рисунок 17. Silodam. MVRDV. Нидерланды, Амстердам, 2002 г.
Рисунок 20. Жилой дом «Сеновал». OFIS Arhitekti. Словения, Черкие, 2006-2007 г.
Рисунок 23. Жилые дома на Бутиков-ском пер. С. Скуратов. Москва, 20012004 г.
Рисунок 18. Жилой комплекс на 650 квартир. OFIS. Arhitekti. Словения, Любляна, 2004-2006 г.
Рисунок 21. Residential building Johannisstraße 3. JOH3. Ю. Майер. Германия, Берлин, 2012 г.
Рисунок 24. Жилые дома на Бутиковском пер. С. Скуратов. Москва, 2001-2004 г.
В результате проведенного исследования разработана классификация оболочек жилых объектов. Применение и комбинирование различных вариаций оболочек в одном объекте, как и других позиций, создающих жилище, может позволить добиться разнообразия в архитектурно-планировочной структуре современных жилых объектов. Классификация оболочек жилых объектов состоит из таких аспектов, как: облицовочные материалы, облицовочные элементы, средства художественной выразительности. Также оболочка может являться частью конструктивной системы, или быть самостоятельным элементом жилого объекта. Рассмотрим более подробно эти аспекты.
Облицовочные материалы: дерево, камень, стекло, бетон, штукатурка (краска), металл, пластик.
Облицовочные элементы: плитка (мозаика), кирпич, панели, жалюзи.
Средства художественной выразительности: цвет, членение, сетка проемов, пластика, декоративные элементы, светозащищающие элементы.
В европейских странах существует достаточно большое разнообразие при проектировании оболочек жилых объектов, несмотря на такие факторы, как: климатические условия места строительства, уровень жизни, различия в социальных классах и т.д. В России на данный момент выбор выявленных аспектов создающих классификацию оболочек жилых зданий достаточно ограничен. Таким образом, исследование подобного характера и направленности достаточно сложно было бы провести,
опираясь на примеры исключительно российского жилья. На данный момент в России приоритет отдается количественному изменению в массовом жилом строительстве, а вопрос о качественном изменении, которое является необходимым, остается в большинстве случаев открытым.
Европейский опыт в области проектирования массового жилища необходим сегодня российских архитекторам, поскольку в стране происходят аналогичные изменения, которые отражаются на восприятии людей пространства, в котором они существуют. Соответственно, русский рынок также испытывает потребности в разнообразии жилья не только на бытовом уровне, с планировочной и функциональной точки зрения, но и с точки зрения визуального комфорта и восприятия.
Список литературы
1. Хан-Магомедов С.О. Архитектура Советского авангарда. Книга вторая. / С.О.Хан-Магомедов / Социальные проблемы, Москва / Стройиздат. - 2001 - 712 с.
2. ProjectRussia №25 / Микрорайон / БартГолдхоорн / М. Amsterdam: А Фонд. - 2003 - 89 с.
3. Flor Plan Manual / Birkhauser / Switzerland, Basel -2004 - P. 311.
4. A+T / Dencityiv / Arquitecture+Technology / Printed graficassantamaria, s.a., - 2003 - P.319.
5. A+U/Architecture and Urbanism№415-2005:04-P. 139.
6. A+U / Architecture and Urbanism №429- 2006:06-P. 129.
7. ПроектIntemational №16 / Барт Голдхоорн / М.: Amsterdam: АФонд. - 06.2007 - 137с.