Научная статья на тему 'Особенности проектирования цветового пространства Смоленска в послевоенный период'

Особенности проектирования цветового пространства Смоленска в послевоенный период Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
416
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ГОРОД / ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОЛОРИСТИКА / ЦВЕТОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦВЕТОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ARCHITECTURE / CITY / POSTWAR RECONSTRUCTION / PROJECTION / COLORISTICS / COLOR SPACE / COLOR CONTENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Грибер Юлия Александровна

В статье на основе архивных материалов характеризуются особенности воспроизведения колористики Смоленска после освобождения города от немецко-фашистских войск. Рассматриваются механизмы послевоенной реконструкции цветового содержания сохранившихся зданий. Анализируется архитектура вновь возводимых построек и их цветовое решение. Приводится документальное описание проектов оформления отдельных административных и жилых зданий. Автор статьи акцентирует внимание на влиянии новых конструкций и строительных материалов, а также нового смыслового и философского содержания на формирование новой колористики города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of colour planning in urban space of Smolensk during the post-war period

On the basis of the archival materials the author considers the characteristics of the features of the Smolensk coloristics after liberation from the Nazi troops. Also the author considers the mechanisms of post-war reconstruction of the color content the buildings. Examines the architecture of newly constructed buildings and their color scheme. We give a description of the project design documentation of certain administrative and residential buildings. The author focuses on the impact of new construction and building materials, as well as new semantic and philosophical content of the formation of a new world of color the city.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования цветового пространства Смоленска в послевоенный период»

Грибер Ю.А.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦВЕТОВОГО ПРОСТРАНСТВА СМОЛЕНСКА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

С июля 1941 по сентябрь 1943 года длилась оккупация Смоленской области1. За этот период из насчитывавшихся в городе до войны 9900 зданий было разрушено 9600, уничтожено 94% жилого фонда и почти все административные здания. В своем выступлении 2 февраля 1944 года на заседании Главного Управления планировки и застройки городов и поселков Комитета по делам архитектуры при СНК СССР архитектор г. Смоленска А.М. Феофанов привел такие цифры: здоровых зданий сохранилось 6%, коробок - 24%, уничтожено 70% зданий [4, л. 52].

Перед архитекторами была поставлена сложная задача: восстановить город, сохранив его исторически сложившийся художественный облик.

5 октября 1943 года были произведены осмотр и обследование памятников искусства и старины освобожденного Смоленска. Были выявлены 10 памятников, которые были повреждены и требовали мер по сохранению: Петропавловская церковь (1146), Ивано-Богословская церковь (1180), Архангельская (Свир-ская) церковь (1194), крепостные башни и стены (1587-1602), Троицкий монастырь (1674), Вознесенский монастырь (1695), Георгиевская церковь (начало XVIII в.), Ниже-Благовещенская церковь (1779), Богоявленский собор (1781), Нижне-Никольская церковь (XVIII в.) [3, л. 31].

В архивах содержатся сведения и об уничтоженных памятниках. Так, полностью выгорели Спасская (XVIII в.), Покровская (XIX в.), Духовская (XVIII в.) церкви, а Верхне-Никольская церковь и Авраамиевский монастырь были взорваны.

Для сохранения памятников архитектуры и восстановления их цветового содержания было решено сдать их в аренду (см. таблицу 1).

№ п/п Наименование арендаторов Наименование памятника

1 Облуправление снабжения и сбыта Петропавловская церковь

2 Контора «Г лавбакалея» Иванобогословская церковь

1 Смоленская вместе с Орловской, Витебской, частично Могилевской и Минской областями входила в состав военной области «Mitte» («Центр»). - Ю.Г.

3 Облздравотдел Благовещенская церковь

4 Макаронная фабрика Троицкий собор

5 Арт. 13 лет Октября Аннозачатьевская церковь

6 Управление епархии Митрополичьи палаты

7 Областной краеведческий музей Митрополичьи палаты

8 Архивный отдел УВД Консистория

9 Г орпищеторг Крестовоздвиженская церковь

10 Колоднянское сельпо Крестовоздвиженская церковь

11 Вендиспансер Палаты Авраамиева монастыря

12 Г оркомбинат Колокольня Троицкого монастыря

13 Дом офицеров Башня «Орел»

14 Арт. «Красный пенсионер» Костыревская башня

15 С молоблпр оект Пятницкая башня

16 Управление службы МПВО Г ромовая башня

17 Г орпромторг Г еоргиевская церковь

18 Управление архива УВД Преображенский собор

19 Управление архива УВД Польский костел

20 СУ-1 треста «Смоленскстрой» Вознесенская церковь

21 СУ-2 треста «Смоленскстрой» Вознесенская церковь

22 Трест столовых Свирская церковь

Табл. 1. Сведения об арендаторах памятников архитектуры по Смоленской области в послевоенный период [5, л. 26-27].

В ноябре 1945 г. было принято правительственное решение о восстановлении 15 крупных городов, в числе которых были названы Смоленск, Вязьма, Псков, Новгород, Калинин, Великие Луки, Орёл, Брянск, Курск, Воронеж, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Севастополь, Краснодар, Мурманск. В следующем году был утвержден генеральный план восстановления и реконструкции Смоленска, разработанный под руководством архитектора Г. Гольца. В порядке уточнения этого плана архитектор Н.П. Былинкин представил проект детальной планировки городского центра.

Доминирующим востребованным стилем остался неоклассицизм с применением элементов античной архитектуры и социалистического символизма, воплощением которого стали 8 высотных зданий Москвы, построенные в 19481956 гг. Эстетическое содержание архитектуры социалистического символизма заключалось в использовании классических ордерных форм, дополненных государственной символикой СССР - пятиконечными звездами, серпом, молотом, государственным гербом. Эти элементы чаще всего применялись в виде архитектурного декора. В архитектуре этого времени было смешано много стилей и направлений, использовались архитектурные приемы Греции, Рима, Востока, эпохи Возрождения, древнерусские мотивы: «большое количество военной атрибу-

тики, пышный орнамент, пышный рельеф - здесь, несомненно, ощущается присутствие римского влияния, появляется гигантомания (от Египта), национального влияния, вследствие которого появляется русский декор» [2, с. 21]. В подтверждение правильности выбора приводились труды К. Маркса и Ф. Энгельса, где эти периоды истории провозглашались вершиной достижений человечества.

Дома с богатым декором должны были символизировать незыблемость социалистического строя. Акцент делался на пышности оформления. Наблюдался синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Парапеты, скульптуры, обилие лепнины сильно удорожали строительство. Около 30% стоимости строительного заказа шло на декор. Заметно возросла роль в застройке города монументальнодекоративной скульптуры, которая стала более помпезной, чем до войны.

Распространенным архитектурным приемом стало объединение нескольких самостоятельных, часто разнохарактерных зданий одним фасадом. Это делалось «в целях создания наибольшей выразительности архитектуры восстанавливаемых жилых домов и городского ансамбля» [1, с. 52]. Единство архитектурной темы подчеркивалось общим цветом объединенных фасадов.

Изучение архивных материалов первых послевоенных лет свидетельствует, что пафос победы нашел отражение в колористике города. Большинство архитектурно-планировочных заданий, подписанных главным архитектором города А.П. Зубовым, рекомендуют для оформления восстанавливаемых зданий краснобелое двуцветие и «радостные» цвета. Так, в одном из таких документов, датированным 1946 г., даются следующие указания: «в качестве кровельного материала принять железо, волнистую азбофанеру или шифер (...) В домах с хорошо сохранившейся кирпичной кладкой из красного кирпича, как, например, в зданиях по Социалистической улице №31, 35, 6, 8, и по улице Декабристов №17, сохранить существующую фактуру стен, то есть не штукатурить, но ввести отдельные архитектурные детали оштукатуренные, как, например: цоколь, пояски, наличники, сандрики, карниз и т.п. Обработку дома №4 по улице Социалистической следует увязать с архитектурной обработкой соседнего здания (...). Жилой дом №9 по Социалистической улице: фасад штукатурить, предусмотреть более радостную окраску, можно допустить цветную штукатурку» [8, л. 7]. Архитектурно-планировочное задание этого же года на проектирование жилых домов по Витебскому шоссе также рекомендует красно-белое решение фасадов: «Обработка стен - желательно в кирпиче под расшивку с введением некоторых деталей в штукатурке, как-то: карнизы, тяги, наличники и т.п.» [8, л. 19].

Некоторые архитектурные задания первых послевоенных лет включали смелые архитектурные замыслы, которым, однако, так и не суждено было осуществиться. Так, архитектурное задание на составление проекта оформления фасадов здания типографии имени Смирнова от 2 октября 1948 г., подписанное главным архитектором города А.П. Зубовым, содержит следующие указания: «Рекомендую для оживления плоскостей стен применить роспись - путем сгаф-фито1 можно допустить несложные детали в штукатурке» [9, л. 11].

Смена архитектурной идеологии в послевоенные годы сказалась на цветовом оформлении главного здания города - Дома Советов. Первоначально здание было спроектировано аскетично и строго. Однако уже в следующее десятилетие аскетизм и лаконичность форм конструктивизма перестали соответствовать общественным идеалам. Новым государственным направлением был объявлен неоклассицизм. Внушительная монументальность этого стиля должна была отражать новый уровень экономического и культурного развития страны. Так как во время войны серое, покрытое мраморной крошкой здание сильно пострадало и полностью выгорело внутри, решено было его перестроить, утверждая в новом проекте первичность образно-символического начала.

Дом Советов проектировался как здание-символ и должен был стать главным общественным сооружением Смоленска, центральным ориентиром его пространственной системы. Поэтому архитектурно-планировочное задание, составленное 18 марта 1946 г. и подписанное главным архитектором и начальником Смоленского областного отдела по культуре содержало следующие указания: «При обработке фасадов учесть, что Дом Советов должен быть главным зданием в оформлении площади. (...) Задний фасад дома, выходящий на бровку склонов Днепра, должен быть обработан как фасад основного архитектурного объема, господствующего над соседними комплексами рядовых зданий и большим открытым пространством, которое будет организовано как садово-парковая зона с размещением отдельных коттеджей. (...) Обработка фасадов должна быть повышенного качества с применением облицовочных материалов: гранита и мрамора. Основные плоскости фасадов могут быть обработаны цветной штукатуркой» [8, л. 9].

1 Техника сграффито (от итал. sgraffito или graffito, буквально - выцарапанный) заключается в процарапывании рисунка на тонком верхнем окрашенном слое штукатурки, нанесенном поверх другого, контрастно окрашенного слоя. - Ю.Г.

Параллельно с восстановлением разрушенных построек после войны велось новое строительство школ, домов культуры, клубов, кинотеатров, жилых домов. Только в течение 1946 г. в городе было построено 224 жилых дома, несмотря на то, что для жилищного строительства не хватало материалов. В 1945 г. городской архитектор писал председателю исполкома горсовета А.В. Казакову: «Разрушенная местная промышленность стройматериалов восстанавливается крайне медленно, строительные объекты города не обеспечены такими материалами, как-то: известь, цемент, стекло, кровельными. Местная промышленность стройматериалов совершенно не занимается такими вопросами, как восстановление и строительство предприятий отделочных материалов (...), хотя сырьевые ресурсы в области имеются в наличии и в большом количестве» [6, л. 44].

В связи с нехваткой материалов на окраинах города строились небольшие, небогатые по цвету здания в 2-3 этажа. По плану 1946 г. застройка города велась в соответствии со схемой строительного зонирования: 3-4-этажные постройки располагались преимущественно в центральной части города и в кварталах, прилегающих к главным магистралям и площадям города, а также в районах, выходящих на набережную Днепра; двухэтажная застройка была сконцентрирована преимущественно в кварталах, прилегающих к центральной части города; одноэтажные здания располагались в южном районе на периферии [7, л. 3].

В целом, архитектура первых послевоенных лет отмечена пафосом победы и возрождения. Новые архитектурные проекты, разработанные сразу после войны, формировали город страны-победительницы, памятник эпохи. В таком контексте особый смысл приобрели ценности культуры прошлого. Их воссоздание воспринималось как необходимое условие для того, чтобы стереть следы войны. Дополнительное символическое значение получила архитектура Древней Руси и русский классицизм. В оформлении жилых зданий широко использовались ордерные элементы и различные орнаментальные мотивы. В качестве градостроительных акцентов сооружались башни со шпилями, портиками и др. Стиль социалистического символизма позже был осужден за архитектурные излишества, но дома украсили старинные улицы Смоленска и обогатили палитру города теплыми, «радостными» цветами. Более спокойное по цвету массовое строительство велось в соответствии со схемой строительного зонирования и было настолько интенсивным, что потребовало корректировки генерального плана города. Новый план, разработанный в 1950-1951 гг. институтом Гипрогор, сохранял исто-

рически сложившийся архитектурный центр города, ядром которого была названа площадь перед Домом Советов.

* * *

1..Белогорцев И.Д., Софийский И.Д. Смоленск. М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1952. 72 с.

2. Васькин А.А. Архитектура «сталинских» высоток. История воплощения грандиозного замысла (1947-1955) // Вопросы гуманитарных наук. 2006. № 3. С. 18-25.

3. ГАСО (Государственный архив Смоленской области). Ф. 2186. Оп. 1. Д. 2.

4. ГАСО. Ф. 2186. Оп. 1. Д. 7.

5. ГАСО. Ф. 2186. Оп. 1. Д. 12.

6. ГАСО. Ф. 2186. Оп. 1. Д. 18.

7. ГАСО. Ф. 2186. Оп. 1. Д. 26. (Приложение № 333 к постановлению Совета Министров РСФСР от 18 мая 1946 года «Основные положения генерального плана Смоленска»).

8. ГАСО. Ф. 2186. Оп. 1. Д. 30.

9. ГАСО. Ф. 2186. Оп. 1. Д. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.