Научная статья на тему 'ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ'

ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА / КРЫМСКОТАТАРСКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаева Венера Гулверовна, Яяева Назле Миметовна

В данной статье рассматривается проблема обогащения лексического запаса младших школьников на уроках крымскотатарского литературного чтения. Развитие словарного запаса детей, овладение богатством родного языка является одним из основных элементов становления и развития личности, сближения культурных ценностей, которые тесно связаны с умственным, эстетическим и нравственным развитием, что, в свою очередь, является важным для речевого развития и обучения младших школьников. А также поднимается вопрос уровней развития когнитивных и коммуникативных способностей младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайбулаева Венера Гулверовна, Яяева Назле Миметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

Педагогика

УДК 373:372.8:808.54:372.46 РС! 10.21661/Г-555604

Хайбулаева В.Г., Яяева Н.М.

Обогащение лексического запаса младших школьников на уроках крымскотатарского литературного чтения

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема обогащения лексического запаса младших школьников на уроках крымскотатарского литературного чтения. Развитие словарного запаса детей, овладение богатством родного языка является одним из основных элементов становления и развития личности, сближения культурных ценностей, которые тесно связаны с умственным, эстетическим и нравственным развитием, что, в свою очередь, является важным для речевого развития и обучения младших школьников. А также поднимается вопрос уровней развития когнитивных и коммуникативных способностей младших школьников.

I

Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие речи, словарный запас, обогащение лексического запаса, крымскотатарское литературное чтение.

"1 "Тостановка проблемы. Проблема развития и культуры речи, а также активизация речевой деятельности ш в младших школьников является одной из актуальных тем в современной крымскотатарской методике.

_Ж. .Л. Главные особенности для ученика младшей школы, это не только умение мыслить, но и самостоятельно анализировать любой вопрос, иметь навыки построения высказываний, высказывать их и отстаивать выбранную точку зрения. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы базового общего образования ФГОС государственных образовательных учреждений, одной из основных задач учебной дисциплины «крымскотатарского литературного чтения» является развитие связного диалога и монологической речи в устной и письменной форме, а также навыков общения младших школьников. По словам

М.С. Бессоновой, «развитие разговорной речи и словарного запаса детей, овладение богатством родного языка являются одним из элементов формирования личности, развития культурных ценностей, традиций их нации, тесно связанных с нравственным, умственным и эстетическим развитием, являются основными в языковом воспитании и обучении младших школьников» [1].

Анализ литературы. Проблемами развития речи школьников, в течение многих десятилетий занимались многие ученые среди них работы Л.А. Гдалевича, Н.И. Жинкина, О.И. Зимней, Т.А. Ладыженской, Л.Н. Федоренко, Т.К. Донской, И.Б. Игнатовой, Т.В. Самосенковой, А.Д. Дейкиной, Н.М. Яяевой и др. В разное время они создавали целые направления и научные школы в области обучения и развития языковых навыков устной и письменной речи у младших школьников. Но каждый склонен к тому, что развитие языка должно быть систематическим и многогранным.

Цель статьи. Изучить проблему обогащения лексического запаса младших школьников на уроках крымскотатарского литературного чтения.

Изложение основного материала. Родной язык - это живая связь времени. Речь совершенствуется в течение жизни человека. Иногда определенные обстоятельства вносят что-то новое в развитие языка. Содержание, форма и тип языка зависят от личностных качеств человека: возраста, характера, темперамента, интересов и т. д. С помощью речи младшие школьники изучают новые учебные материалы, взаимодействуют и общаются. Чем активнее они совершенствуют свою устную и письменную речь, тем активнее они пополняют свой словарный запас, тем выше уровень их когнитивных и коммуникативных способностей [3].

Развитие языка и словарного запаса детей, овладение богатством родного языка является одним из основных элементов становления и развития личности, сближения культурных ценностей, которые тесно связаны с умственным, эстетическим и нравственным развитием, что, в свою очередь, является важным для речевого развития и обучения младших школьников. В начальных классах особое внимание уделяется формированию разговорной речи: дети учатся слушать учителей, отвечать на вопросы, задавать вопросы, выступать в классе в присутствии одноклассников. Во время занятий учащиеся развивают навыки совместной учебной деятельности. Особенно в 1 - 2 классах, когда активность и самостоятельность детей значительно возрастают. Одним из направлений развития детской речи является обогащение словарного запаса, закрепление и активация словаря различными путями, а именно улучшение слуховой и визуальной культуры, развитие выразительности, формирование правильной дикции и улучшение культуры живого слова.

Сегодня принято выделять три основные задачи словарной работы в начальных классах. Во-первых, обогащение словаря учащихся новыми словами, знакомство учеников с ранее неизвестными словами и их запоминание.

Педагогика

Обогащение словаря происходит, прежде всего, благодаря общеупотребительному словарному запасу (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и т. д.). Во-вторых, закрепление и уточнение уже знакомых слов, то есть у младших школьников, слово не всегда связано с представлением о предмете. Обычно они не знают точного названия предметов, следовательно, проведение работы над углублением и пониманием знакомых слов, наполнением их конкретным содержанием [2].

В-третьих, должна проводиться активизация словаря. Как было указано выше, лексический запас младших школьников делиться на пассивный и активный, то есть пассивные слова ребенок понимает, но редко или вообще не употребляет. Активный словарь младшего школьника содержит в себе слова, которые он не только понимает, а также активно и сознательно использует в речи.

Следовательно, при активизации словарного запаса школьников, задача педагога сделать все, чтобы новое слово вошло в активный словарь, а это происходит только в том случае, если оно будет закреплено различными упражнениями и воспроизведено ими в речи. Все вышеперечисленные проблемы связаны и решаются на практике. Правильное создание словаря школьников служит средством полноценного общения и личностного развития ученика начальных классов. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках крымскотатарского литературного чтения, можно проводить в трех направлениях:

- расширение словарного запаса ученика на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

- введение слов, обозначающих свойства, отношения, основанные на углублении знаний об объектах и явлениях мира;

- введение слов, обозначающих элементарные понятия, основанные на различении и обобщении предметов по существенным причинам.

Применить эти направления в практике возможно с помощью использования различных комплексов упражнение и заданий. Наиболее продуктивной и эффективной является работа со словарями.

Обогащению лексического запаса способствует составление самими учащимися различного вида словарей:

Вариант составления словаря на русском языке:

1. Составление словариков на основе лексики прочитанных художественных произведений.

После чтения некоторых произведений (в основном небольших по объёму) детям предлагается составить списки наиболее интересных, на их взгляд, слов и словосочетаний, встретившихся в данном произведении. Эти словарики дети могут использовать при пересказе, написании изложений и сочинений.

Вариант составления словаря на крымскотатарском языке:

1. Окъулгъан бедиий эсерлер эсасында лексик лугъатчыкъларнынъ тертип этилюви.

Базы эсерлерни окъугъан сонъ, балаларгъа бу эсерде олгъан меракълы сёзлерден ве сёз бирикмелерден дже-двель тертип этмеге теклиф этиле. Бу лугъатчыкъларны балалар келеджекте икяе эткенде, беян я да икяе язгъанда къулланмагъа олурлар.

Таким образом, обогащение лексического запаса младших школьников на уроках крымскотатарского литературного чтения является актуальной темой и требует тщательного изучения.

Наиболее важной частью языковой системы является словарный запас, он имеет огромную общеобразовательную и практическую ценность. Богатство лексического запаса младших школьников является признаком высокого уровня развития языка. В случае нарушений в процессе формирования словаря учащихся, словарного запаса, детская речь не будет считаться достаточно развитой. Коррекция нарушений речи в целом, а также обогащение словарного запаса являются обязательным условием развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. Именно поэтому, среди многих важных задач обучения и воспитания в образовательных учреждениях задача обучения на родном языке, развития языка, речевого общения является одной из главных.

Литература

1. Бессонова М.С [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=233043&p=1

2. Кочерга УВ. О проблеме обогащения лексического запаса младших школьников / УВ. Кочерга, Е.В. Ушакова // Образование и культура в развитии современного общества: Материалы международной научной-практической конференции. Часть 1. - Новосибирск: Изд. ООО БАК, 2009. - 680 с.

3. Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Омск, 2015. - С. 149 - 158.

4. Яяева Н.М. Методика развития речи (крымскотатарский язык). / Н.М. Яяева. Учебное пособие. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - 164 c. - ISBN: 978-5-907162-98-3.

5. Яяева Н.М. Система упражнений развивающая крымскотатарскую диалогическую речь учащихся начальных классов. Глобальный научный потенциал=Globalscientificpotential. - №1(118). - 2021. - C. 37 - 42. - ISSN 1997-9355.

6. Яяева Н.М. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках крымскотатарского языка. // Н.М. Яяева, Д. С. Шаипова. Путь в педагогическую науку: проблемы и решения»: Выпуск 7 (11). - Симферополь: РИО КИПУ имени Февзи Якубова, 2021. - С. 123 - 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.