Педагогика
УДК 373:372.8:808.54:372.46 РС! 10.21661/Г-555604
Хайбулаева В.Г., Яяева Н.М.
Обогащение лексического запаса младших школьников на уроках крымскотатарского литературного чтения
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема обогащения лексического запаса младших школьников на уроках крымскотатарского литературного чтения. Развитие словарного запаса детей, овладение богатством родного языка является одним из основных элементов становления и развития личности, сближения культурных ценностей, которые тесно связаны с умственным, эстетическим и нравственным развитием, что, в свою очередь, является важным для речевого развития и обучения младших школьников. А также поднимается вопрос уровней развития когнитивных и коммуникативных способностей младших школьников.
I
Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие речи, словарный запас, обогащение лексического запаса, крымскотатарское литературное чтение.
"1 "Тостановка проблемы. Проблема развития и культуры речи, а также активизация речевой деятельности ш в младших школьников является одной из актуальных тем в современной крымскотатарской методике.
_Ж. .Л. Главные особенности для ученика младшей школы, это не только умение мыслить, но и самостоятельно анализировать любой вопрос, иметь навыки построения высказываний, высказывать их и отстаивать выбранную точку зрения. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы базового общего образования ФГОС государственных образовательных учреждений, одной из основных задач учебной дисциплины «крымскотатарского литературного чтения» является развитие связного диалога и монологической речи в устной и письменной форме, а также навыков общения младших школьников. По словам
М.С. Бессоновой, «развитие разговорной речи и словарного запаса детей, овладение богатством родного языка являются одним из элементов формирования личности, развития культурных ценностей, традиций их нации, тесно связанных с нравственным, умственным и эстетическим развитием, являются основными в языковом воспитании и обучении младших школьников» [1].
Анализ литературы. Проблемами развития речи школьников, в течение многих десятилетий занимались многие ученые среди них работы Л.А. Гдалевича, Н.И. Жинкина, О.И. Зимней, Т.А. Ладыженской, Л.Н. Федоренко, Т.К. Донской, И.Б. Игнатовой, Т.В. Самосенковой, А.Д. Дейкиной, Н.М. Яяевой и др. В разное время они создавали целые направления и научные школы в области обучения и развития языковых навыков устной и письменной речи у младших школьников. Но каждый склонен к тому, что развитие языка должно быть систематическим и многогранным.
Цель статьи. Изучить проблему обогащения лексического запаса младших школьников на уроках крымскотатарского литературного чтения.
Изложение основного материала. Родной язык - это живая связь времени. Речь совершенствуется в течение жизни человека. Иногда определенные обстоятельства вносят что-то новое в развитие языка. Содержание, форма и тип языка зависят от личностных качеств человека: возраста, характера, темперамента, интересов и т. д. С помощью речи младшие школьники изучают новые учебные материалы, взаимодействуют и общаются. Чем активнее они совершенствуют свою устную и письменную речь, тем активнее они пополняют свой словарный запас, тем выше уровень их когнитивных и коммуникативных способностей [3].
Развитие языка и словарного запаса детей, овладение богатством родного языка является одним из основных элементов становления и развития личности, сближения культурных ценностей, которые тесно связаны с умственным, эстетическим и нравственным развитием, что, в свою очередь, является важным для речевого развития и обучения младших школьников. В начальных классах особое внимание уделяется формированию разговорной речи: дети учатся слушать учителей, отвечать на вопросы, задавать вопросы, выступать в классе в присутствии одноклассников. Во время занятий учащиеся развивают навыки совместной учебной деятельности. Особенно в 1 - 2 классах, когда активность и самостоятельность детей значительно возрастают. Одним из направлений развития детской речи является обогащение словарного запаса, закрепление и активация словаря различными путями, а именно улучшение слуховой и визуальной культуры, развитие выразительности, формирование правильной дикции и улучшение культуры живого слова.
Сегодня принято выделять три основные задачи словарной работы в начальных классах. Во-первых, обогащение словаря учащихся новыми словами, знакомство учеников с ранее неизвестными словами и их запоминание.
Педагогика
Обогащение словаря происходит, прежде всего, благодаря общеупотребительному словарному запасу (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и т. д.). Во-вторых, закрепление и уточнение уже знакомых слов, то есть у младших школьников, слово не всегда связано с представлением о предмете. Обычно они не знают точного названия предметов, следовательно, проведение работы над углублением и пониманием знакомых слов, наполнением их конкретным содержанием [2].
В-третьих, должна проводиться активизация словаря. Как было указано выше, лексический запас младших школьников делиться на пассивный и активный, то есть пассивные слова ребенок понимает, но редко или вообще не употребляет. Активный словарь младшего школьника содержит в себе слова, которые он не только понимает, а также активно и сознательно использует в речи.
Следовательно, при активизации словарного запаса школьников, задача педагога сделать все, чтобы новое слово вошло в активный словарь, а это происходит только в том случае, если оно будет закреплено различными упражнениями и воспроизведено ими в речи. Все вышеперечисленные проблемы связаны и решаются на практике. Правильное создание словаря школьников служит средством полноценного общения и личностного развития ученика начальных классов. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках крымскотатарского литературного чтения, можно проводить в трех направлениях:
- расширение словарного запаса ученика на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
- введение слов, обозначающих свойства, отношения, основанные на углублении знаний об объектах и явлениях мира;
- введение слов, обозначающих элементарные понятия, основанные на различении и обобщении предметов по существенным причинам.
Применить эти направления в практике возможно с помощью использования различных комплексов упражнение и заданий. Наиболее продуктивной и эффективной является работа со словарями.
Обогащению лексического запаса способствует составление самими учащимися различного вида словарей:
Вариант составления словаря на русском языке:
1. Составление словариков на основе лексики прочитанных художественных произведений.
После чтения некоторых произведений (в основном небольших по объёму) детям предлагается составить списки наиболее интересных, на их взгляд, слов и словосочетаний, встретившихся в данном произведении. Эти словарики дети могут использовать при пересказе, написании изложений и сочинений.
Вариант составления словаря на крымскотатарском языке:
1. Окъулгъан бедиий эсерлер эсасында лексик лугъатчыкъларнынъ тертип этилюви.
Базы эсерлерни окъугъан сонъ, балаларгъа бу эсерде олгъан меракълы сёзлерден ве сёз бирикмелерден дже-двель тертип этмеге теклиф этиле. Бу лугъатчыкъларны балалар келеджекте икяе эткенде, беян я да икяе язгъанда къулланмагъа олурлар.
Таким образом, обогащение лексического запаса младших школьников на уроках крымскотатарского литературного чтения является актуальной темой и требует тщательного изучения.
Наиболее важной частью языковой системы является словарный запас, он имеет огромную общеобразовательную и практическую ценность. Богатство лексического запаса младших школьников является признаком высокого уровня развития языка. В случае нарушений в процессе формирования словаря учащихся, словарного запаса, детская речь не будет считаться достаточно развитой. Коррекция нарушений речи в целом, а также обогащение словарного запаса являются обязательным условием развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. Именно поэтому, среди многих важных задач обучения и воспитания в образовательных учреждениях задача обучения на родном языке, развития языка, речевого общения является одной из главных.
Литература
1. Бессонова М.С [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=233043&p=1
2. Кочерга УВ. О проблеме обогащения лексического запаса младших школьников / УВ. Кочерга, Е.В. Ушакова // Образование и культура в развитии современного общества: Материалы международной научной-практической конференции. Часть 1. - Новосибирск: Изд. ООО БАК, 2009. - 680 с.
3. Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Омск, 2015. - С. 149 - 158.
4. Яяева Н.М. Методика развития речи (крымскотатарский язык). / Н.М. Яяева. Учебное пособие. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - 164 c. - ISBN: 978-5-907162-98-3.
5. Яяева Н.М. Система упражнений развивающая крымскотатарскую диалогическую речь учащихся начальных классов. Глобальный научный потенциал=Globalscientificpotential. - №1(118). - 2021. - C. 37 - 42. - ISSN 1997-9355.
6. Яяева Н.М. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках крымскотатарского языка. // Н.М. Яяева, Д. С. Шаипова. Путь в педагогическую науку: проблемы и решения»: Выпуск 7 (11). - Симферополь: РИО КИПУ имени Февзи Якубова, 2021. - С. 123 - 129.