Научная статья на тему 'Обобщенный опыт боевого применения артиллерии в военных конфликтах и его реализация накануне Великой Отечественной войны'

Обобщенный опыт боевого применения артиллерии в военных конфликтах и его реализация накануне Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1300
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / АРТИЛЛЕРИЯ / ЗВУКОМЕТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ / РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-КОРРЕКТИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ / КОНТРБАТАРЕЙНАЯ БОРЬБА / БОЕВОЙ УСТАВ АРТИЛЛЕРИИ РККА / ARMED CONFLICT / ARTILLERY / SOUND-RANGING STATION / SPOTTING AND RECONNAISSANCE AVIATION / COUNTERBATTERY / RED ARMY FIELD MANUAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дятлов Владимир Васильевич

Рассматриваются вопросы состояния советской артиллерии и основные тенденции ее развития в межвоенный период. Дается анализ боевого опыта в применении артиллерии, полученного в ходе вооруженных конфликтов у озера Хасан, на реке Халхин-Гол и в ходе Советско-Финской войны. Отмечаются основные недостатки в развитии рода войск и боевом применении артиллерии Красной Армии, которые отрицательно сказались на ходе и исходе первого периода Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERALIZED EXPERIENCE OF ARTILLERY COMBAT USE IN MILITARY CONFLICTS AND ITS IMPLEMENTATION SHORT OF GREAT PATRIOTIC WAR

The article considers the issues concerning the state of the Soviet artillery and its main development tendencies in the interwar period. It analyzes the combat experience in using artillery that was obtained in the armed conflicts near the lake Khasan, on the Khalkhin-Gol river and during the Soviet-Finnish war. The basic shortcomings in the development of combat arms and the combat use of the Red army artillery, which had a negative effect on the course and the results of the first period of the great Patriotic war are indicated.

Текст научной работы на тему «Обобщенный опыт боевого применения артиллерии в военных конфликтах и его реализация накануне Великой Отечественной войны»

лялось кустарное производство. Отсюда повышенная концентрация промыслов в Красноярском уезде. Но в то же время в губернии степень развития рынка и потребностей рядовых жителей была довольно низкой.

В результате описанная концентрация промыслов в уезде оказывалась «ложной» и не порождала хоть сколько-нибудь существенную ремесленную специализацию.

Библиографический список

1. Бочанова Г.А. Обрабатывающая промышленность Западной Сибири (конец XIX - начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1978. 257 с.

2. Головачев П.М. Экономическая география Сибири. М.: Тип. И.Д. Сытина, 1914. 183 с.

3. Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний. Енисейская губерния. Иркутск, Т. 4, вып.

4. 1893. 325 + ОН с.

4. Памятная книжка Енисейской губернии на 1915 год. Красноярск, 1915. 102 + 128 с.

5. Памятная книжка Енисейской губернии 1891 года с адрес-календарем. Красноярск, 1892. 177 с.

6. Сибирская мысль. 1912. № 72. С. 2.

7. Статистический сборник за 1913-1917 гг. М., вып.2. 1922. 8 + 307 с.

8. Шлихтер А.Г. Кустарные промыслы в Енисейской губернии. Красноярск, 1915. 84 + 164 с.

УДК 358.1 (47) (091)

ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ АРТИЛЛЕРИИ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© В.В. Дятлов1

Михайловская военная артиллерийская академия, 195009, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 22.

Рассматриваются вопросы состояния советской артиллерии и основные тенденции ее развития в межвоенный период. Дается анализ боевого опыта в применении артиллерии, полученного в ходе вооруженных конфликтов у озера Хасан, на реке Халхин-Гол и в ходе Советско-Финской войны. Отмечаются основные недостатки в развитии рода войск и боевом применении артиллерии Красной Армии, которые отрицательно сказались на ходе и исходе первого периода Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: вооруженный конфликт; артиллерия; звукометрическая станция; разведывательно -корректировочная авиация; контрбатарейная борьба; Боевой устав артиллерии РККА.

GENERALIZED EXPERIENCE OF ARTILLERY COMBAT USE IN MILITARY CONFLICTS AND ITS IMPLEMENTATION SHORT OF GREAT PATRIOTIC WAR V.V. Dyatlov

Mikhailovskaya Military Artillery Academy, 22 Komsomol St., St. Petersburg, 195009, Russia.

The article considers the issues concerning the state of the Soviet artillery and its main development tendencies in the interwar period. It analyzes the combat experience in using artillery that was obtained in the armed conflicts near the lake Khasan, on the Khalkhin-Gol river and during the Soviet-Finnish war. The basic shortcomings in the development of combat arms and the combat use of the Red army artillery, which had a negative effect on the course and the results of the first period of the great Patriotic war are indicated.

Key words: armed conflict; artillery; sound-ranging station; spotting and reconnaissance aviation; counterbattery; Red Army Field Manual.

Перевооружение Красной Армии проходило под влиянием различных мнений относительно важности того или иного вида вооружения (танков, авиации, артиллерии). Принципиальна позиция И.В. Сталина, во многом определявшая направления развития средств вооруженной борьбы, который считал, что «артиллерия, несмотря на появление новых, исключительно важных видов боевой техники, остается мощным и решающим фактором в войне и что на нее

должно быть обращено особое внимание»2. Один из сталинских наркомов В.А. Малышев (с 1939 г. возглавлял наркомат тяжелого машиностроения) приводил в своих воспоминаниях запись речи И.В. Сталина 20 января 1938 г.: «Хотя я люблю летчиков, но одна авиация не может решить исход войны... Исход войны решает артиллерия... Этому учит нас история»3.

В вооруженных конфликтах на востоке страны в 1929-1939 гг. и в период Советско-Финской войны

1Дятлов Владимир Васильевич, кандидат исторических наук, доцент, начальник Михайловской военной артиллерийской академии, тел.: 88125421922.

Dyatlov Vladimir, Candidate of History, Associate Professor, Commander of the Mikhailovskaya Military Artillery Academy, tel.: 88125421922.

2Захаров М.В. Генеральный штаб в предвоенные годы. М., 2005. С. 144.

3Пройдет десяток лет, и эти встречи не установить уже в памяти. (Дневник В.Амалышева, 1937-1951). // Источник. 1997. №5.

С. 105.

советские войска вели бои и проводили операции во взаимодействии родов войск, авиации и сил Амурской военной флотилии (вооруженный конфликт на КВЖД). Боевые действия показали, что артиллерия играла значительную роль, оставаясь основным средством огневого поражения противника в операции, бою.

Военные конфликты межвоенного периода показали, что наряду с возросшим оснащением войск техникой и вооружением, командиры разных родов войск еще не научились грамотно управлять войсками и оружием, организовывать и поддерживать взаимодействие на поле боя. Особенно отчетливо это проявлялось при управлении артиллерией и при организации взаимодействия с пехотой и танками в вооруженных конфликтах у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Те же недостатки имели место на начальном этапе боевых действий в Финляндии. Несмотря на приобретаемый в ходе боев в Карелии опыт, управление артиллерией имело существенные недостатки даже на завершающем этапе боевых действий. Начальник артиллерии Северо-Западного фронта командарм 2 ранга В.Д. Грендаль обращал внимание начальника артиллерии 15 ск Д.И. Турбина на слабое управление артиллерией 50 сд: «В ходе боев в районе Карпиоя и на р. Салменкайта начальник артиллерии 50 сд полковник Митрофанов и его штаб показали полную неспособность руководить работой большого коллектива артиллерии и организовать ее усилие для достижения успеха. Дело дошло до того, что перед боем 21 февраля на р. Салменкайта планирование огня пришлось проделать командирам штаба артиллерии фронта, так как иначе огонь артиллерии велся бы совершенно неорганизованно». Начальник артиллерии фронта подчеркивал, что «в штабе артиллерии дивизии и ее артполках наблюдается недисциплинированность», приводил примеры неорганизованности и расхлябанности: «Начальник штаба не спланировал артподготовку, найден в тылу в парикмахерской ст. Пуннус; личный состав инженерного оборудования ОП не ведет, при обстреле противником было выпущено 6 снарядов, в результате двое убито и четверо ранено; начальник штаба 202 ап не проверил наименьшие прицелы, в результате преждевременного разрыва один убит и несколько человек ранены ,..»4.

Недостаточно было подготовлено звено младшего командного состава, в результате чего командиры среднего звена (командиры взводов, батарей) вынуждены были выполнять их обязанности. О роли и месте младших командиров при обучении солдат писал Н.Н.Воронов в докладной записке от 10 января 1940 г. на имя К.Е.Ворошилова: «Слабым местом в артиллерии продолжает оставаться подготовка младшего комсостава и работа с ним средних командиров. За это звено нужно серьезно взяться в 1940 г., дать ему больше знаний, прав, больше с него требовать и вырабатывать из него своего рода «фейерверкера»5.

В предвоенный период отчетливо обозначилась тенденция наращивания средств поражения (артил-

4 РГВА. Ф. 34980. Оп. 1. Д. 1084. Л. 77.

5 РГВА. Ф. 31980. Оп.12. Д. 333. Л.110.

лерийских орудий, минометов) при отставании в развитии средств артиллерийской разведки (оптических приборов, звукометрических станций, корректировочной авиации), средств связи и механических средств тяги. Перспективный план развития Красной Армии на 1938-1942 гг. предусматривал рост численности артиллерии примерно на 44%6. При этом план предусматривал опережающее наращивание тяжелых орудий, а также гаубизацию артиллерии. За счет создания в стрелковых дивизиях второго артиллерийского полка, противотанкового дивизиона и полковых минометных взводов, а в стрелковых корпусах - второго артиллерийского полка численность войсковой артиллерии возросла с 6810 орудий (4434 пушек и 2376 гаубиц) до 8900 орудий (4284 пушек и 4616 гаубиц) . Темпы роста артиллерийской промышленности, как отмечал Д.Ф. Устинов (в то время директор ленинградского завода «Большевик», с 1941 г. - нарком вооружения), значительно превышали средние темпы роста оборонной промышленности. В 1938 г. было изготовлено 12,3 тыс. орудий, в 1939 г. - 17,3 тыс. орудий. Основными направлениями развития материальной части артиллерии в третьей пятилетке являлись: увеличение максимальной дальности стрельбы и калибра орудий; повышение их скорострельности; повышение могущества снарядов; увеличение угла горизонтального обстрела орудий; увеличение угла вертикального обстрела; повышение подвижности и проходимости артиллерийских систем8.

Насколько эффективно использовалась в контрбатарейной борьбе советская разведывательно-корректировочная авиация и взвод звукометрической разведки (ВЗР), можно проследить по журналу боевых действий 24-го корпусного артиллерийского полка (кап), который принимал участие в боевых действиях с самого начала Советско-Финской войны. В документе отражен первый опыт контрбатарейной борьбы с применением авиации 7 декабря 1939 г.: «...засечь батареи при помощи ВЗР с достаточной точностью не удалось. Корректировочная авиация полностью отсутствовала, борьба с артиллерией противника на этом участке была чрезвычайно затруднена». В то время как координаты финской артиллерии оставались неизвестными, ею был обстрелян штаб 24-го артполка и наблюдательные пункты 1-го и 3-го дивизионов.

Запись в журнале от 24 декабря 1939 г.: «В 9.30 над расположением полка появился самолет-корректировщик и направился в сторону противника, где был атакован 6-ю финскими истребителями и сбит».

27 декабря 1939 г.: «В 10.10 были обстреляны НП 3/24 кап, разорвалось 15 гранат, калибр не установлен, и НП командира полка отм. 54,4, разорвалось 810 гранат, калибр не установлен».

6 Захаров М.В. Генеральный штаб в предвоенные годы. М., 2005. С. 259.

7 Захаров М.В. Генеральный штаб в предвоенные годы. М., 2005. С. 108.

8 Фесенко Ю.Н., Шалковский А.Г. Накануне Великой Войны.

30 декабря 1939 г.: «В 11.15 в районе НП 3-го дивизиона прилетел самолет-корректировщик 16 као, установив 5-ти минутную связь с командиром 3-го дивизиона, самолет без разрешения улетел».

О том, как разворачивалась контрбатарейная борьба, свидетельствуют январские записи в журнале боевых действий 24 кап. Например, запись от 11 января 1940 г.: «0.40 противник обстрелял ОП 5-й батареи, выпустив 15-20 гранат. В 11.05 в районе НП 3-го дивизиона появились три корректировщика, связаться с ними не удалось по причине неисправности рации на самолете. В 11.35 самолет улетел».

19 января 1940 г.: «В 12.30 3-й дивизион связался по радио с самолетом-корректировщиком, самолет разведал батарею №314. В 12.45 дивизион открыл по ней огонь. После двух контролей на самолете испортился передатчик. Огонь дивизионом продолжался самостоятельно. В 13.00 2-й самолет доразведал батарею №314 и вызвал по ней огонь 3-го дивизиона. Батарея была подавлена»9.

Опыт Советско-Финской войны показал, что для эффективной борьбы с артиллерией противника необходимо иметь в достаточном количестве средства артиллерийской разведки, прежде всего - технические средства: звукометрические комплексы, отвечающие современным требованиям самолеты-корректировщики. К сожалению, должных выводов по обеспечению артиллерии этими средствами разведки сделано не было. К началу Великой Отечественной войны советская артиллерия не располагала достаточным количеством звукометрических станций, их технические возможности были ограничены. Имеющиеся к началу войны самолеты-корректировщики были старых модификаций и не отвечали поставленным требованиям (не были ни высотными, ни скоростными). Несмотря на острую потребность, производство нового самолета-корректировщика в годы Великой Отечественной войны так и не было налажено.

Не лучшим образом было организовано планирование производства, эшелонирования и выпуск артиллерийских боеприпасов. Наращивание средств поражения предполагает значительное увеличение производства боеприпасов и накопление их войсковых и мобилизационных запасов, но в процессе увеличения выпуска орудий, минометов, боевых машин реактивной артиллерии наметилось отставание выпуска боеприпасов от потребностей обороны страны. Учитывая осложнения международной обстановки, Комитет Обороны при Совете народных комиссаров СССР утвердил мобилизационный план по боеприпасам на 1939 г., который предусматривал увеличение выпуска боеприпасов в 4,6 раза по сравнению с 1937 г. Однако отсутствие необходимого количества материалов, отсутствие необходимой инструментальной базы, нестабильность технологических процессов, недостаточно высокая производственно-технологическая дисциплина не позволили полностью удовлетворить растущие запросы на боеприпасы. В 1939 г. боеприпасы мелких калибров были поставлены в объеме 80%

9 РГВА. Ф. 34980. Оп. 9. Д.1112. Л. 66-77.

плана, средних калибров - около 60%, крупного калибра - 18%10. В начале Советско-Финской войны, несмотря на увеличение плана производства оборонной промышленности, план поставок по выстрелам к орудиям наземной артиллерии был выполнен только на 31%, к минометам - на 34%.

Опыт боевого применения артиллерии в военных конфликтах 1929-1940 гг. требовал его обобщения, анализа, осмысления и направления военной мысли на внесение изменений и оформление новых положений по совершенствованию огневого поражения противника в новых уставах и наставлениях. В ряде случаев это удалось.

В ст. 7 Полевого устава 1936 г. указывалось: «Артиллерия обладает наибольшей силой и мощью огня из всех наземных родов войск». При этом ст. 143 определяла задачу артиллерии в наступлении следующим образом: «При наличии танков задача артиллерии заключается в первую очередь в подавлении противотанковых средств обороны. При отсутствии танков подавление пулеметных и других огневых средств противника является прямой и непосредственной задачей артиллерии». Опыт боев на востоке страны и в Финляндии показал, что против советских танков противник с успехом применял не только противотанковую артиллерию, но и противотанковые мины, противотанковые ружья, бутылки с зажигательной смесью. Следовательно, объем задач артиллерийской подготовки атаки, ее продолжительность и требуемое количество артиллерийских орудий должны рассчитываться исходя из потребностей подавления не только противотанковой артиллерии, но и всей обороны противника.

На основе опыта боевых действий на Дальнем Востоке и в Финляндии, а также проведенных учений, проект ПУ-39 уточнил формулировки о роли и месте родов войск. В проекте нового устава подчеркивалось, что взаимодействие родов войск в бою является основным условием успеха и должно обеспечить полное поражение боевого порядка противника на всю глубину. Большое внимание в проекте было уделено вопросам управления войсками, указывалось, что управление должно быть непрерывным, обеспечивающим достижение полной внезапности во всех видах боевых действий. Под влиянием опыта боевых действий на Хасане, Халхин-Голе и в Финляндии, в новом уставе, по сравнению с ПУ-36, были уменьшены полосы наступления дивизии, полка, батальона, что позволяло увеличить плотности войск и их ударную силу. Именно опыт боев в вооруженных конфликтах на востоке доказал тактическую важность артиллерийской подготовки атаки.

Боевой опыт потребовал также пересмотреть нормы плотности артиллерии в наступлении, которая определялась Полевым уставом 1936 г. 30-35 орудиями на 1 км фронта. Наличие большого количества огневых средств у обороняющегося противника (стан-

10 Аксенов С.Н. Производство боеприпасов в Советском Союзе в предвоенные годы, 1937-1941 гг. // Военно-

ковых и ручных пулеметов, гранатометов, минометов, противотанковых ружей) требовало значительного времени для его подавления, либо увеличения количества артиллерии. В проекте нового устава предлагалось значительно увеличить плотность артиллерии - до 35-60 орудий на 1 км фронта (без артиллерии группы дальнего действия).

Вооруженные конфликты на востоке страны, Советско-Финская война вскрыли наличие существенных проблем в управлении войсками. Боевой устав артиллерии РККА 1937 г. (БУА-11-37)11 подчеркивал повышение роли артиллерийского начальника, что являлось отражением возросшей роли артиллерии в операции (бою). Если раньше артиллерийский начальник расценивался как инспектор по артиллерии, то теперь, как было указано в ст. 25 БУА-11-37, он являлся «помощником командира общевойскового соединения по боевому использованию артиллерии».

В проекте Полевого устава 1939 г. были учтены военно-технические преобразования в Красной Армии и опыт вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке, однако он так и не дошел до войск, поскольку был разослан на заключение лишь отдельным командирам. Боевой опыт, полученный в ходе Советско-Финской войны, еще не был достаточно изучен и осмыслен, не нашел своего полного отражения в боевых уставах и наставлениях, выпущенных перед Великой Отечественной войной.

К сожалению, в предвоенный период не удалось учесть все вскрытые в ходе вооруженных конфликтов недостатки, внедрить передовое, перспективное и в короткие сроки реализовать все из намеченного по совершенствованию боевого применения артиллерии. Поскольку опыт военных действий выступал средством оценки эффективности не только боеспособности армии, но и военной политики государства, то сталинское военно-политическое руководство не стремилось к глубокому всестороннему анализу ошибок, просчетов и недостатков, вскрытых вооруженными конфликтами.

В качестве основных групп причин недооценки боевого опыта вооруженных конфликтов на востоке страны, Советско-Финской войны, а также похода в Польшу и тормозящих военное строительство и развитие вооруженных сил, в том числе и артиллерии, можно выделить следующие: идейно-политические, организационные, технические, военные. Идейно-политические: культивирование вредных идеологических стереотипов (пренебрежение к вероятному противнику, переоценка возможностей РККА); подмена конструктивного осмысления вооруженных конфликтов широкой пропагандой героизма отдельных его участников, идеологизация боевого опыта; резкие повороты идеологической стратегии (отношение к опыту гражданской войны, к военной истории и к отдельным полководцам). Организационные причины: общая бюрократизация военной сферы, преобладание ведомственных интересов над общегосударственными;

11 Боевой устав артиллерии РККА. Часть II. 1937 г. (БУА-11-

осуществление реорганизационных мероприятий в армии без их надлежащего материально-технического обеспечения, массовые политические репрессии командно-начальствующего состава, приведшие к потере в армии, в том числе и в артиллерии, значительного числа управленцев высшего и старшего звена, подавившие примерность, самостоятельность, требовательность и инициативу командиров всех уровней. Группа технических причин: субъективизм и некоторое отставание технической мысли (попытки универсального орудия, отказ от разработки динамо-реактивной артиллерии, отставание в выпуске зенитной артиллерии, минометов); отсутствие гибкости в производстве (медлительность в модернизации, отказ от большинства предложений по совершенствованию и доработке из войск, пренебрежение эргономическими принципами); явное преобладание производства средств поражения (артиллерийских орудий) над средствами разведки и средствами тяги (причем начальник артиллерии не мог повлиять на выпуск тягачей повышенной проходимости или самолетов-корректировщиков).

К группе непосредственно военных причин необходимо отнести следующие: преобладание в военном искусстве стереотипов гражданской войны; ошибки в сфере боевой подготовки (упрощенчество, формализм, отрыв личного состава на строительство и сель-хозработы); отсутствие объективной оценки оперативно-стратегического применения родов войск в операции, бою (слабое управление, отсутствие взаимодействия между родами войск и умения применять их массированно).

Несмотря на предпринимаемые военно-политическим руководством страны меры по совершенствованию советской артиллерии, часть задач по преобразованию рода войск, с учетом полученного в ходе вооруженных конфликтов опыта, так и остались нерешенными. К ним можно отнести следующие: недостаточное внимание уделялось минометному вооружению (только после Советско-Финской войны были сделаны окончательные выводы о целесообразности его массового внедрения в войска); проблема создания самоходной артиллерии натолкнулась на межведомственные барьеры и не нашла своего решения; выпуск средств артиллерийской разведки, приборов и средств связи отставал от потребностей войск; затягивание массового выпуска реактивных систем залпового огня по причине секретности; переоценка имеющегося основного противотанкового средства (45-мм ПТП) привела к тому, что уже в начальный период Великой Отечественной войны обозначилась проблема необходимости более мощного противотанкового орудия; организационно-штатные изменения в органах управления артиллерией, связанные с упразднением должности начальника артиллерии и подчинением его ГАУ (причем вместо Управления артиллерии создавался лишь отдел боевой подготовки); начальники артиллерии дивизий и корпусов не имели в своем распоряжении необходимых средств разведки и связи для осуществления управления артиллерией; артиллерийская авиация технически не развивалась, ее самолетный парк сокращался, подготовка кадров для

нее не велась; переход на механическую тягу не был завершен, поскольку явный приоритет принадлежал выпуску танков, а не артиллерийских тягачей. Все эти задачи пришлось решать уже в годы войны, кроме таких, например, как выпуск современного самолета-корректировщика или подвижного пункта управления для артиллерии.

Одной из главных задач совершенствования во-

енного строительства государства является обеспечение непрерывной исторической связи и преемственности положительного опыта; бережное и внимательное отношение ко всему, что положительно зарекомендовало себя на поле боя; тщательный учет и искоренение выявленных недостатков в подготовке и обеспечении армии.

УДК 152.32

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ НА СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

© О.В. Егорова1

Иркутский региональный колледж педагогического образования, 664040, Россия, г. Иркутск, ул. Булавина, 10.

Период юности рассматривается как ключевой в развитии эмоционального интеллекта личности. Даны характеристики типов личности студентов с точки зрения структурных особенностей эмоционального интеллекта. Обосновывается влияние уровня эмоционального интеллекта на способы реализации жизненного пути. Построение индивидуальной траектории определяется как средство развития эмоционального интеллекта у студентов. Ил. 2. Табл. 2. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: жизненный путь; траектория развития; позиция личности; смысл жизни; линия жизни; эмоциональный интеллект; эмоциональное мышление; эмоциональная толерантность; эмоциональная устойчивость.

EMOTIONAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT LEVEL EFFECT ON STUDENTS' CAREER IMPLEMENTATION

METHODS

O.V. Egorova

Irkutsk Regional College of Pedagogical Education, 10 Bulavin St., Irkutsk, 664040, Russia.

Youth is considered to be the key period in the development of personal emotional intelligence. The characteristics of students' personality types are given from the point of view of structural features of the emotional intelligence. It is proved that the level of emotional intelligence affects the methods of career implementation. The formation of individual trajectory is defined as a means for developing students' emotional intelligence. 2 figures. 2 tables. 10 sources.

Key words: career; development trajectory; position of a person; purpose of life; life line; emotional intelligence; emotional thinking; emotional tolerance; emotional stability.

Юношеский возраст характеризуется исследователями (К.А. Абульханова-Славская, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Д.И. Фельштейн, Н.А. Иванцова, Е.Д. Лазицкая) как период, представляющий начальное звено в цепи зрелых возрастов, для которого свойственны наивысшая степень активности и гармоничное сочетание интеллектуальной и эмоциональной зрелости. Данные особенности студенческого возраста позволяют относиться к студенту как к субъекту саморазвития [1,2].

Системологическое направление исследования проблемы саморазвития личности в юношеском возрасте обеспечивает целостное видение изучаемого явления (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец). Жизненный путь при данном подходе является специфическим процессом, в котором происходит развитие личности [1].

Структуирование своего жизненного пути во вре-

мени и пространстве, на наш взгляд, позволяет студенту осознать особенности индивидуального опыта, определить ресурсы, позволяющие восстановить оптимальные пропорции способа жизни и деятельности, что обеспечивает развитие способности длительно выдерживать противоречия, доводя их до позитивного разрешения. Имея уже собственную историю, вооружившись знанием общих законов существования мира и человека в мире, юноша способен осуществлять осознанное построение жизненного пути. Однако совмещение ближних и дальних перспектив дается на данном возрастном этапе нелегко и требует серьезной работы.

Индивидуальные особенности прохождения жизненных циклов отражаются в «линии жизни человека». В самом широком смысле слова «жизненная линия» -способ жизненного движения, изменения и развития. Жизненной линии присуща пролонгированность и

1Егорова Ольга Васильевна, преподаватель психологии, тел.: 89021767679, e-mail: jasna67@mail.ru Egorova Olga, Psychology teacher, tel.: 89021767679, e-mail: jasna67@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.