Научная статья на тему 'ОБОБЩЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАКТИК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ОБОБЩЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАКТИК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес-инкубатор / социальный проект / акселератор социальных инициатив / проблемы социальной сферы / социальное предпринимательство / business incubator / social project / accelerator of social initiatives / problems of the social sphere / social entrepreneurship

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисенко М.В., Ягмур Е.А.

Проблемы социального характера в ДНР по объективным причинам стоят довольно остро. Номенклатура потребностей человека в этой сфере велика, что неизбежно приводит к необходимости вовлечения значительного количества занятых. Большинство социальных услуг должны быть адресными и ориентированы на удовлетворение небольшой группы людей со специфическими нуждами. Это открывает широкие возможности для реализации частной предпринимательской инициативы, развития малого и микробизнеса, позволяют увеличить число самозанятых, что повысит доходы домохозяйств. Однако, учитывая невысокую предпринимательскую инициативу населения РФ, и территории ДНР в частности, данный подход для претворения в жизнь без активной государственной поддержки вряд ли получит массовое воплощение. Именно поэтому, в рамках настоящего исследования в качестве подходящего формата для воплощения такого рода идеи в практику рассмотрен бизнесинкубатор для социальных проектов. В статье проанализирована практика функционирования российских и зарубежных социальных бизнес-инкубаторов, обозначены группы проблем, указывающие на потенциал для реализации социального предпринимательства в ДНР, обозначена специфика, требующая особенного подхода для реализации идей социального предпринимательства в Республике в широком масштабе. Презентована идея центра, организующего и поддерживающего социальных предпринимателей Республики (в т.ч. как центр генерации и агрегации идей для коммерциализации социальных инициатив) с выделением и обоснованием уникальности Республиканского инкубатора для социальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMARIZING THE EXISTING PRACTICES OF OPERATION OF BUSINESS INCUBATORS FOR SOLVING SOCIAL PROBLEMS IN THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

For objective reasons, social problems in the DPR are quite acute. The range of human needs in this area is large, which inevitably leads to the need to involve a significant number of employees. Most social services should be targeted and aimed at meeting a small group of people with specific needs. This opens up wide opportunities for the implementation of private entrepreneurial initiatives, the development of small and micro businesses, and allows us to increase the number of self-employed, which will increase household incomes. However, given the low entrepreneurial initiative of the population of the Russian Federation, and the territory of the DPR in particular, this approach to implementation without active government support is unlikely to be implemented on a mass scale. That is why, within the framework of this study, a business incubator for social projects is considered as a suitable format for putting this kind of idea into practice. The article analyzes the practice of functioning of Russian and foreign social business incubators, identifies groups of problems that indicate the potential for the implementation of social entrepreneurship in the DPR, and identifies the specifics that require a special approach to implement the ideas of social entrepreneurship in the Republic on a large scale. The idea of a center organizing and supporting social entrepreneurs of the Republic (including as a center for generating and aggregating ideas for the commercialization of social initiatives) was presented, highlighting and justifying the uniqueness of the Republican incubator for social projects.

Текст научной работы на тему «ОБОБЩЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАКТИК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Региональная и отраслевая экономика. Экономика промышленности

УДК 338.22:316.4 JEL O35 I38 J60

ОБОБЩЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАКТИК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Борисенко М.В. канд. экон. наук, доцент, заведующий отделом социально-экономических исследований, ORCID 0000-0002-6738-8500, e-mail: grind.away@yandex.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Ягмур Е.А. канд. экон. наук, доцент, старший научный сотрудник отдела социально-экономических исследований, ORCID 0000-0002-3677-4492, e-mail: yagmurkat@mail.ru, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. Проблемы социального характера в ДНР по объективным причинам стоят довольно остро. Номенклатура потребностей человека в этой сфере велика, что неизбежно приводит к необходимости вовлечения значительного количества занятых. Большинство социальных услуг должны быть адресными и ориентированы на удовлетворение небольшой группы людей со специфическими нуждами. Это открывает широкие возможности для реализации частной предпринимательской инициативы, развития малого и микробизнеса, позволяют увеличить число самозанятых, что повысит доходы домохозяйств. Однако, учитывая невысокую предпринимательскую инициативу населения РФ, и территории ДНР в частности, данный подход для претворения в жизнь без активной государственной поддержки вряд ли получит массовое воплощение. Именно поэтому, в рамках настоящего исследования в качестве подходящего формата для воплощения такого

рода идеи в практику рассмотрен бизнес-инкубатор для социальных проектов.

В статье проанализирована практика функционирования российских и зарубежных социальных бизнес-инкубаторов, обозначены группы проблем, указывающие на потенциал для реализации социального предпринимательства в ДНР, обозначена специфика, требующая особенного подхода для реализации идей социального предпринимательства в Республике в широком масштабе. Презентована идея центра, организующего и поддерживающего социальных предпринимателей Республики (в т.ч. как центр генерации и агрегации идей для коммерциализации социальных инициатив) с выделением и обоснованием уникальности Республиканского инкубатора для социальных проектов.

Ключевые слова: бизнес-инкубатор, социальный проект, акселератор социальных инициатив, проблемы социальной сферы, социальное предпринимательство.

SUMMARIZING THE EXISTING PRACTICES OF OPERATION OF BUSINESS INCUBATORS FOR SOLVING SOCIAL PROBLEMS IN THE DONETSK

PEOPLE'S REPUBLIC

© M.B. EopnceHKO, E.A. £rMyp, 2024

Borisenko M. V. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, head of the Department of Social and Economic Research, ORCID 0000-0002-6738-8500, e-mail: grind.away@yandex.ru, SFI «Economic Research Institute», Donetsk, DPR, Russian Federation.

Yagmur E. A. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, senior research associate at the Department of Social and Economic Research, ORCID 0000-0002-3677-4492, e-mail: yagmurkat@mail.ru, SFI «Economic Research Institute», Donetsk, DPR, Russian Federation.

Abstract. For objective reasons, social problems in the DPR are quite acute. The range of human needs in this area is large, which inevitably leads to the need to involve a significant number of employees. Most social services should be targeted and aimed at meeting a small group of people with specific needs. This opens up wide opportunities for the implementation of private entrepreneurial initiatives, the development of small and micro businesses, and allows us to increase the number of self-employed, which will increase household incomes. However, given the low entrepreneurial initiative of the population of the Russian Federation, and the territory of the DPR in particular, this approach to implementation without active government support is unlikely to be implemented on a mass scale. That is why, within the framework of this study, a business incubator for social projects is considered as a suitable format for putting this kind of idea into practice.

The article analyzes the practice of functioning of Russian and foreign social business incubators, identifies groups of problems that indicate the potential for the implementation of social entrepreneurship in the DPR, and identifies the specifics that require a special approach to implement the ideas of social entrepreneurship in the Republic on a large scale. The idea of a center organizing and supporting social entrepreneurs of the Republic (including as a center for generating and aggregating ideas for the commercialization of social initiatives) was presented, highlighting and justifying the

uniqueness of the Republican incubator for social projects.

Keywords: business incubator, social project, accelerator of social initiatives, problems of the social sphere, social entrepre-neurship.

► Введение. На территориях военного конфликта особенно остро стоит вопрос решения социальных проблем, как в период непосредственно боевых действий, так и в поствоенный восстановительный период. Современный опыт урегулирования проблем социальной сферы свидетельствует об успешном применении социального предпринимательства для решения части задач социального направления. Поскольку социальное предпринимательство сочетает в себе ряд диаметрально противоположных идей -получение экономической выгоды и производство блага для социума в низкодоходных (иногда заведомо убыточных) сферах, то выживаемость таких субъектов невысокая. Для обеспечения устойчивости проектов социальных предпринимателей существуют социальные бизнес-инкубаторы. В этой связи актуальным является изучение практики функционирования и эффективности деятельности социальных бизнес-инкубаторов для оценки возможности применения такого инструмента на территории ДНР с учетом таких характерных особенностей территорий военного конфликта, как кадровый голод и низкая предпринимательская активность.

► Обзор литературы. При рассмотрении практических аспектов социального предпринимательства и оценки перспектив его развития были проанализированы работы Дэвида Борнштейна [1] и Мухаммада Юнуса [2].

В работе Д. Борнштейна рассмотрен опыт девяти успешных социальных предпринимателей, который привел к серьезным изменениям. Автор акцентирует внимание на смещении фокуса при определении критерия успешности в рассмотренных историях с количества полученной прибыли на количество измененных жизней людей. Направления применения их усилий различны: от помощи детям, подвергшимся насилию, до обедневших фермеров.

В монографии М. Юнуса и А. Жоли [2] обращено внимание на неспособность современных институтов качественно решить проблему бедности (как и любую другую социальную проблему), что заставило авторов задуматься о необходимости институционального развития в данном направлении и поиска новой модели взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества. Кроме того, авторы указывают на существенные недостатки рыночных отношений, направленных на максимальное извлечение прибыли, что обусловливает обслуживание банками преимущественно состоятельных, платежеспособных слоев населения, игнорируя малоимущее население, несмотря на количественное большинство последних. В данном случае государство не выполняет свою роль по обеспечению равного доступа к ресурсам, что не способствует решению проблемы бедности. Также М. Юнус обращает внимание на проблему скрытого ростовщичества, связанного с распространением кредитования микрофинансовыми организациями, которые под маской реализации социальной миссии на самом деле предоставляют займы

под высокий процент, обосновывая это сокращением сроков выхода на самоокупаемость и повышением инвестиционной привлекательности для сторонних инвесторов. Данная работа интересна тем, что написана не просто исследователем, но практиком в сфере социального предпринимательства.

Анализ современных зарубежных источников [3-6] показал, что социальные предприниматели в европейских странах на современном этапе уже доказали свою способность влиять на устойчивость экономики и активно занимаются решением общественных проблем. В исследовании Муньос П., Киммитт Дж. [6] рассмотрена проблема баланса и гармоничного сочетания социальной миссии и коммерческой выгоды субъектов социального предпринимательства. Иногда выживание бизнеса требует изменения целевых приоритетов, что обусловливает отвлечение от социальных ценностей в погоне за коммерческой выгодой. Это требует балансирующего механизма, обеспечивающего смягчение последствий смещения целей и последующих действий. Опираясь на качественный сравнительный анализ 111 социальных предпринимателей в Чили, исследование выявляет четыре альтернативные комбинации стратегических условий, которые объясняют, почему социальная миссия социального предпринимателя может представлять ценность и составляет конкурентное преимущество.

В статье Насименто Л.С., Фернандес Б.С. и Салазар В.С. [3] рассмотрены бизнес-инкубаторы как современные инструменты, позволяющие социальным предпринимателям удержаться на плаву в первое время. Определены стратегические преимущества для социальных предпринимателей, которые предоставляют социальные инкубаторы. Полученные в ходе исследования результаты дают возможность более обоснованно принимать

решения о резидентстве в инкубаторах. Сделанные авторами выводы позволяют менеджерам социальных инкубаторов лучше понимать ограничения, присущие социальной инкубации, что дает возможность совершенствовать инкубационные программы для более активного распространения социального предпринимательства.

Исследование состояния распространенности социального предпринимательства в европейских странах позволило установить существование программы «Занятость и социальные инновации 2018-2020». В рамках данной программы было проведено исследование «Социальные предприятия и их экосистема в Европе». Согласно отчету об исследовании, страной, в которой зарегистрировано наибольшее количество социальных предприятий по состоянию на 2017 г. (102 461 предприятий), является Италия. К странам, составляющим пятерку лидеров по числу социальных предприятий, также относятся Бельгия, Венгрия, Люксембург, Франция [7]. По показателю «число социальных предприятий на 1 млн жителей» лидером также является Италия: на 1 млн населения приходится 1694 социальных предприятия. В Венгрии этот показатель составил 1621, в Эстонии - 1603, в Бельгии, Люксембурге и Франции насчитывается порядка 1500 социальных предприятий на 1 млн граждан. При этом во Франции на социальных предприятиях занято более 1,1 млн чел., а в Бельгии в таких организациях трудоустроено около 330 тыс. чел., что составляет около 12% от общего числа занятых. Приоритетными направлениями деятельности для социальных предприятий являются образование, здравоохранение, предоставление социальных услуг, деятельность в сфере культуры и спорта [8].

Важный вывод, который можно сделать, обобщив опыт развития социального

предпринимательства в европейских странах, состоит в установлении прямого воздействия социального предпринимательства на экономику в виде обеспечения занятости местного населения, а также развитии самозанятости. В этом, по нашему мнению, состоит важнейший потенциал социального предпринимательства, который необходимо использовать, решая современные проблемы дисбаланса на рынке труда ДНР.

Среди отечественных исследователей интересен подход к социальному предпринимательству Гафаровой Д.А. [9], который состоит в восприятии этого вида предпринимательства как инструмента, используемого службами занятости для трудоустройства лиц, составляющих пассивную часть трудового потенциала и нуждающихся в улучшении материального положения. Наш подход, который будет представлен ниже, в этой части совпадает с подходом автора. Именно такой путь восприятия и развития социального предпринимательства при сложившемся уровне развития социального капитала как феномена региональной экономики считаем наиболее перспективным и уместным. Кроме того, в ряде работ авторы [10-12] обращают внимание на такие важные аспекты для развития социального предпринимательства как отсутствие предпринимательских компетенций у выпускников ВУЗов по экономическим специальностям, что, несомненно, затрудняет и тормозит развитие этого явления и возможность активного его использования как дополнительного инструмента занятости для наиболее уязвимого на рынке труда контингента. Клиндух Р.В. [13] обращает внимание на три аспекта существования феномена социального предпринимательства, один из которых состоит в восприятии его как способа активизации социальных изменений, что приводит в итоге к глобальным трансформациям в обществе.

Изучение литературы показало, что значительную поддержку, особенно на старте, социальные предприниматели получают в рамках социальных бизнес-инкубаторов и акселераторов. Опыт подобной поддержки был исследован как в работах зарубежных, так и российских ученых и практиков. Такие инкубаторы представляют собой программы поддержки и воспитания (взращивания) социальных предпринимателей и их проектов. Их назначением является решение социальных проблем путем содействия росту и устойчивости социальных предприятий и предпринимателей. Наиболее известные и успешные западные бизнес-инкубаторы для социальных проектов1: Yunus Social Business (YSB) (глобальная инициатива по всему миру), UnLtd (британский инкубатор), Echoing Green (глобальная программа стипендий начинающих социальных предпринимателей); Impact Hub (глобальная сеть центров социальных инноваций).

Интересен круг вопросов, которые социальные предприниматели в западных странах избирают в качестве объекта для социального предпринимательства или идеи, положенные в основу социальных стартапов. Так, в стартап-инкубаторе Стокгольмской школы экономики2 идеями, вокруг которых возник ряд социальных стартапов, стали: цифровая доска объявлений для местного обмена; приложение для осознанности, которое помогает детям сосредоточиться, успокоиться и заснуть; поиск идеального соседа по комнате для лиц, арендующих жилье; предложение высококлассных продуктов

в сфере здоровья и долголетия; независимые финансовые консультации; уникальное техническое решение, предоставляющее инструменты для более разумного планирования личных финансов. Основатели этого бизнес-инкубатора видят большой потенциал для решения проблем, с которыми сталкивается общество, посредством предпринимательства.

Таким образом, большинство экономически развитых стран уже порядка 30 лет активно развивают и поддерживают социальное предпринимательство, извлекая из этого феномена очевидные и неочевидные выгоды. Направлениями для реализации социального предпринимательства являются все секторы социальной сферы, особенно сфера социальных услуг. Важной задачей социального предпринимательства является повышение качества жизни особо уязвимых категорий населения, что заставляет государство максимально поддерживать и стимулировать развитие данного явления с помощью различных инструментов, одним из которых может быть социальный бизнес-инкубатор.

Цель исследования - изучение и обобщение российского опыта поддержки и развития социального предпринимательства посредством социального инкубирования, а также оценка возможности его применения в условиях максимальной социальной напряженности на территории ДНР и других новых регионов РФ.

► Данные и методы. При проведении исследования использованы: методы научного познания (анализ и синтез, ин-

1Choose the Right Social Enterprise Incubator for Your Startup [Электронный ресурс]. URL: https://fastercapital.com/content/Choose-the-Right-

Social-Enterprise-Incubator-for-Your-Startup.html (дата обращения: 21.12.2023)

2SSE's incubator solves social problems with tech - admits 9 new startups [Электронный ресурс]. URL: https ://www. hhs.se/en/about-us/news/sse-busi-ness-lab/2023/sse-business-lab-new-companies-q1/ (дата обращения: 21.12.2023)

дукция и дедукция, аналогия, абстрагирование) и эмпирические методы (описание, сравнение, обобщение).

В работе использованы данные из открытых источников (сайты) действующих российских бизнес-инкубаторов для сбора информации о фактических направлениях, задачах и результатах их деятельности.

► Результаты исследования. На

сегодняшний день в ДНР широко известных проектов в сфере социального предпринимательства не существует. Согласно данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства РФ по состоянию на 20.12.2023 г. в ДНР зарегистрирован лишь один индивидуальный предприниматель в статусе социального предпринимателя и ни одного социального предприятия. Тем не менее, известно, что на базе Центра Развития Донбасса4 периодически осуществляет деятельность социальный инкубатор на конкурсной основе. При этом данных о результатах успешной реализации проектов именно социального предпринимательства на сайте Центра не обнаружено. Анализ представленной информации свидетельствует скорее о значительных объемах благотворительной деятельности Центра на территории Республики.

Сложившаяся ситуация лишь подтверждает низкую бизнес-активность населения в сфере социального предпринимательства. С учетом положений Рас-

поряжения Правительства РФ «Об утверждении перечня показателей, используемых для формирования рейтинга субъектов РФ по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства»5 для активизации на территории Республики социального предпринимательства и активного решения социальных проблем, а также внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг критично необходим проект, обеспечивающий реализацию упомянутого федерального вектора развития на уровне ДНР как субъекта РФ. В качестве такого проекта предлагается «Республиканский бизнес-инкубатор для социальных проектов» (далее - РБИСП).

Аргументами в пользу создания данной площадки послужили следующие основания:

1) возможность эффективно решать часть острых социальных проблем;

2) обеспечение самозанятости и занятости нуждающихся граждан путем раскрытия их возможности самостоятельно решать значительную часть проблем социального характера посредством осуществления социально полезной деятельности, зарабатывая средства, выделенные для решения таких проблем. То есть оказать социальное содействие таким гражданам.

3Единый реестр малого и среднего предпринимательства. Расширенный поиск по ДНР [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. URL: https ://rmsp.nalog. ru/search. html?query= 920163106804&submit=1#pnlSearchResult (дата обращения: 21.12.2023)

4Социальный инкубатор - Центр Развития Региона [Электронный ресурс]. URL: https://rdc. charity/sobstvennye-proekty/4168-sotsialnyj -inkuba-tor.html (дата обращения: 21.12.2023)

5Об утверждении перечня показателей, используемых для формирования рейтинга субъек-

тов РФ по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг: Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2021 г. № 3054-р [Электронный ресурс] // Портал ГАРАНТ.РУ. URL: https://base. garant.ru/403004722/?ysclid=lqi4pa6o52211334294 (дата обращения: 21.12.2023)

Целью проекта «РБИСП» является предложение механизма решения социальных проблем путем повышения предпринимательской активности населения и организации социального предпринимательства для лиц, находящихся в поиске работы с учетом низкой бизнес-активности населения Республики.

Для реализации поставленной цели была изучена практика функционирования 25-ти известных российских социальных бизнес-инкубаторов (табл. 1). Таблица составлена на основе обобщения информации о сфере, направлениях деятельности и решаемых проблемах в крупнейших российских бизнес-инкубаторах, созданных для поддержки малого бизнеса в социальной сфере: Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» (в разрезе областных отделений по федеральным округам и Московской области), социального бизнес-инкубатора Российского государственного социального университета (РГСУ), Фонда поддержки социальных проектов при участии АНО «Агентство стратегических инициатив», Центра развития молодежного предпринимательства в социальной сфере при НИУ ВШЭ (HSE Startup), Рыбаков Фонда, ГБУ Центра инноваций социальной сферы, Impact Hub Moscow, Мобильного инкубатора социальных предприятий «Свершение», АНО «Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства» (Ресурсный центр для СО НКО), НОЧУ ОДПО «Лаборатории социального предпринимательства», Фонда поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам», Национального центра развития социального предпринимательства и НКО, Инкубатора социальных услуг 2.0

от Союза НКО, АНО «Общественный центр социальных инициатив», Инкубатора социальных предпринимателей Цифровой платформы МСП, Ресурсного центра поддержки социальных инноваций в области решение проблем лиц с ОВЗ и пожилых граждан «Технологии возможностей», АНО Инкубатора социального предпринимательства, АНО Центра инноваций социальной сферы, Ассоциации социальных предпринимателей (АСП) г. Санкт-Петербург, Бизнес-инкубатора социальных предпринимателей г. Норильска, Ассоциации социального предпринимательства «Развитие и Управление Социальными Стратегическими Альянсами» (РУССА), Центра социальных программ «Русал», Регионального социального инкубатора РосМИР ЦЕНТР, Центра инноваций социальной сферы (ЦИСС) -инфраструктурное подразделение Центра «Мой Бизнес», Северо-Кавказского инкубатора социального предпринимательства СКФУ, Инкубатора молодых социальных предпринимателей «Start».

Таким образом, на основании изученной практики функционирования социальных бизнес-инкубаторов, действующих на территории РФ, можно заключить, что основной целью социальных бизнес-инкубаторов является помощь нуждающимся категориям населения (люди с ограниченными возможностями, представители старшего поколения, дети, жители проблемных территорий и т.п.) в сфере образования, досуга, здравоохранения, социальных услуг. Социальные проекты направлены на выравнивание возможностей доступа к социальным благам, трудоустройство, работу с идеологией, сохранением традиционных норм и ценностей, исторической и культурной памяти.

Таблица 1 - Проблемы социальной сферы, решаемые в рамках поддерживаемых бизнес-инкубаторами социальных проектов

Направление Проблемы, решаемые в рамках поддерживаемых проектов

1 2

Образование 1) Создание ясельных групп, предоставление услуг по присмотру и уходу за детьми в сочетании с дополнительным образованием. 2) Развитие дошкольного и школьного образования. Смягчение проблемы доступности детских дошкольных учреждений, переполненности классов в начальных школах, негативно сказывающуюся на подготовке детей. Предоставление качественных услуг по уходу за детьми. 3) Развитие ТРИЗ-педагогики. 4) Развитие инженерного мышления. Создание среды профессиональной ориентации и подготовки для детей, направленной на всестороннее изучение сферы информационных технологий, цифровых компетенций и креативных инду-стрий. 5) Устранение дисбаланса на рынке труда. Подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для промышленных предприятий России и стран СНГ. 6) Повышение квалификации специалистов инклюзивного образования. 7) Обучение новым профессиям женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, пенсионеров, инвалидов.

Цифровизация, робототехника Повышение цифровой грамотности детей и взрослых. смягчение цифрового перехода Популяризация и развитие робототехники.

Социальная помощь детям, в т.ч. с особенностями в развитии 1) Социальная реабилитация детей. Смягчение проблемы дефицита живого общения («тактильный голод») у современных детей. Интеграция детей с ОВЗ в общество. Смягчение проблемы социальной изоляции детей с инвалидностью, их оторванности от обычных жизненных событий: обучение, развитие, творчество, общение. 2) Обеспечение максимально возможного, всестороннего и гармоничного развития, физического, социального и психологического благополучия каждого ребенка с учетом его личностных особенностей. 3) Обеспечение познавательно-обучающих мероприятий природоведческого, экологического и эстетического характера для детей. Организация досуга детей-инвалидов. 4) Помощь детям-сиротам, детским домам и интернатам.

Социальная помощь малоимущим семьям, матерям и отцам одиночкам, семьям, воспитывающим детей-сирот 1) Доступность логопедических и дефектологических услуг для семей с небольшим недостатком. 2) Обеспечение населения со средним уровнем достатка доступными товарами. 3) Поддержка матерей и отцов одиночек, семей, воспитывающих детей-сирот. 4) Социальная адаптация матерей после декрета.

Социальная помощь лицам пожилого возраста и инвалидам 1) Интеграция инвалидов в общество. Организация специальных экскурсионных туров для маломобильных людей, незрячих и слабослышащих людей, осуществление специализированных пассажирских перевозок для маломобильных людей. 2) Обеспечение определенных категорий населения, наиболее остро нуждающихся в медикаментах. Протезирование инвалидов. 3) Обеспечение квалифицированной помощи и ухода для людей старшего возраста, повышение качества жизни пожилых людей.Решение проблемы малоподвижного образа жизни, способствование профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата и других физиологических расстройств, связанных с недостатком физической активности у определенных категорий населения. 4) Развитие когнитивных способностей. Создание экосистемы для полноценной реализации творческого потенциала и продуктивной занятости людей старшего поколения.

Трудоустройство 1) Предоставление рабочих мест для людей из незащищенных категорий (инвалиды, пенсионеры, многодетные матери и др.). 2) Трудовая реабилитация инвалидов на дому. 3) Трудоустройство детей-выпускников детских домов.

Окончание табл. 1

1 2

Здравоохранение 1) Развитие инновационных технологий в медицине. 2) Доступность качественного медицинского обслуживания детей, в т.ч. стоматологического. Укрепление физического здоровья детей с рождения. Физическая реабилитация детей с инвалидностью. Нейрокоррекция детей и подростков с аутизмом, синдромом Дауна и задержкой в развитии. Поддержка детей, имеющих особенности психического развития по методике Монтессори. 3) Развитие немедикаментозной медицинской реабилитации детей. 4) Создание эффективной системы оказания оздоровительных и медицинских услуг для пациентов с ОВЗ. Возможность восстановительного лечения на дому. 5) Привитие привычки к здоровому образу жизни с рождения. Профилактика наркомании и табакокурения, продвижение идеи здорового образа жизни среди школьников и подростов.

Продовольственная и экологическая безопасность 1) Эколого-просветительская работа. 2) Сокращение количества стихийных свалок, наводняющих город. Экологически безопасная система переработки ТБО. 3) Обеспечение населения экологически безопасными органическими продуктами, в т.ч. решение проблемы доступности чистой питьевой воды. Обеспечение страны качественной отечественной сельхозпродукцией.

Благоустройство городов, развитие сельской местности 1) Восстановление заброшенных колхозов. 2) Развития инфраструктуры и обеспечения доступности полезного и познавательного досуга в малых городах. 3) Комплексное развитие социокультурной инфраструктуры городов присутствия: создание новых городских пространств и сообществ.

История, традиции 1) Сохранение, реконструкция и развитие исторический центров. 2) Сохранение, возрождение и развитие самобытности народов. Популяризация русского стиля. Сохранение, возрождение и популяризация традиционного народного творчества. Сохранение и приумножение традиционного российского промысла. 3) Популяризация кашинских традиций. 4) Укрепление семейных традиций, организация совместного досута и познавательных мероприятий.

Туризм 1) Создание инновационных туристических объектов. 2) Развитие молодежного туризма. 3) Развитие социального туризма, создание условий для размещения пенсионеров, людей с ОВЗ, семей с детьми.

Волонтерство 1) Популяризация волонтерской помощи среди подростков и молодежи. 2) Поддержка бездомных животных.

Социальное предпринимательство 1) Выявление и распространение перспективных идей, технологий и эффективных моделей реализации проектов в области социального предпринимательства; поддержка инициативной, талантливой молодежи, чья деятельность направлена на решение социальных проблем и достижение долгосрочных позитивных изменений в обществе; стимулирование молодежи к участию в социально-значимой деятельности.

Источник: составлено авторами.

При этом бизнес-инкубаторы обеспечивают содействие начинающим и поддержку действующих социальных предпринимателей, а также способствуют опу-ляризации социального предпринимательства. Основными услугами, предоставляемыми социальными бизнес-инкубаторами являются:

1) оказание необходимой поддержки, создаваемым и действующим социальным предприятиям и предпринимателям;

2) разработка бизнес-моделей для социальных предпринимателей;

3) обучение, проведение бесплатных образовательных мероприятий по развитию компетенций в области социального предпринимательства;

4) обеспечение информационно-методического и консультационного сопровождения;

5) социальное инвестирование;

6) презентация проекта, его продвижение.

Обобщая информацию о деятельности бизнес-инкубаторов на территории

РФ, представленную в открытых источни-

6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,

9 ^

25, можно констатировать, что наиболее распространенными инкубаторами являются инфраструктурные подразделения Центра «Мой Бизнес» (284 подразделения), Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» (46 подразделений), Ассоциация социального предпринимательства «РУССА» (42 подразделения) и Центр социальных программ «Русал» (6 подразделений). На рис. 1 представлено распределение действующих социальных бизнес-инкубаторов по территории РФ.

6Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» [Электронный ресурс]. URL: https://nb-fund.ru/?ysclid=lozywvw9w291268 908 (дата обращения: 21.12.2023)

'Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/ social/nsi/ (дата обращения: 21.12.2023)

8Проектно -учебная лаборатория «Центр предпринимательства» - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/ (дата обращения: 21.12.2023)

9 Рыбаков Фонд [Электронный ресурс]. URL: https://rybakovfoundation.ru/ (дата обращения: 21.12.2023).

10ГБУ МО Центр инноваций социальной сферы. URL: httpsy/циссмо.рф/методическая-дея-тельность/?yscИd=lozpaqcoet599413985 (дата обращения: 21.12.2023)

"Impact Hub Moscow. Центр поддержки социальных инноваций и предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https:// impacthubmoscow.net/?ysclid=lp 13jt7cod318646276 (дата обращения: 21.12.2023)

12Обучение и развитие СОНКО и социальных предпринимателей [Электронный ресурс]. URL: http://socrescentre.ru/mobilnyy-inkubator (дата обращения: 21.12.2023)

13НОЧУ ОДПО Лаборатория социального предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https ://lab-sp. ru/?y sclid=lp13zj gxdj 852503938 (дата обращения: 21.12.2023)

14Навстречу переменам - Фонд поддержки социальных инициатив в сфере детства [Электронный ресурс]. URL: https://fond-navstrechu.ru/ (дата обращения: 21.12.2023)

15Центр развития социального предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: https://cissrussia.ru/index.php?option=com_sppagebu

ilder&view=page&id=43&ysclid=lp 1519e33i356840 304 (дата обращения: 21.12.2023)

16Инкубатор социальных услуг 2.0 [Электронный ресурс]. URL: https://social.rosnko.ru/ (дата обращения: 21.12.2023)

17Автономная некоммерческая организация «Общественный центр социальных инициатив» [Электронный ресурс]. URL: https:// anoocsi.ru/?ysclid=lpwml320mn739190352 (дата обращения: 21.12.2023)

18Цифровая платформа МСП [Электронный ресурс]. URL: https://мсп.рф/semces/antikrizisnye-mery/saint-petersburg-2917/?ysclid=lozyrp506o 26246779 (дата обращения: 21.12.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Технологии возможностей [Электронный ресурс]. URL: https://social-tech.ru/support/ about.html (дата обращения: 21.12.2023)

20Центр инноваций социальной сферы [Электронный ресурс]. URL: http://cissinfo.ru/ omskij-centr-innovacij-socialnoj-sfery/ (дата обращения: 21.12.2023)

21 Ассоциация социальных предпринимателей - АСП в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. URL: https://asp-delo.ru/ (дата обращения: 21.12.2023)

22Ассоциация социального предпринимательства «РУССА» [Электронный ресурс]. URL: http://asp-russa.ru/ (дата обращения: 21.12.2023)

23Центр социальных программ РУСАЛа [Электронный ресурс]. URL: https://www. fcsp.ru/fond/ (дата обращения: 21.12.2023)

24Региональный социальный инкубатор Ро-сМИР ЦЕНТР [Электронный ресурс]. URL: https://rsimir.vsite.biz/ (дата обращения: 21.12.2023)

25Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС) Центра «Мой Бизнес» [Электронный ресурс]. URL: https://fond.site001.ru/sp#consultation (дата обращения: 21.12.2023)

Рисунок 1 - Распределение социальных бизнес-инкубаторов, функционирующих на территории России, по федеральным округам

Источник: составлено авторами6-25.

Таким образом, в РФ на текущий момент функционирует более 400 социальных бизнес-инкубаторов. При этом большая часть сосредоточена в Приволжском федеральном округе - 152 бизнес-инкубатора, 107 из которых принадлежат инфраструктурным подразделениям Центра «Мой Бизнес». Наименьшее количество -18 - сосредоточено в Северо-Западном федеральном округе. Распределение социальных бизнес-инкубаторов по регионам РФ представлено на рис. 2.

Как видим, значительная часть социальных бизнес-инкубаторов, сосредоточена в Республике Татарстан (46 подразделений), Нижегородской области (36) и Рязанской области (23). Это еще раз подтверждает, высокую предпринимательскую активность в Центральном и Приволжском федеральных округах.

Одной из важных услуг, оказываемых бизнес-инкубаторами, является построение бизнес-модели, которая, по сути, оформляет предпринимательскую идею в бизнес-процессы. Именно бизнес-модель позволяет понять, как предприниматель (в т. ч. и социальный) будет зарабатывать на бизнес-идее. Для социального предпринимательства бизнес-модель имеет особенно важное значение, поскольку она позволяет оценить будет ли планируемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы, приносить прибыль.

В исследовании [14] обосновано существование пяти основных типов бизнес-моделей в социальном предпринимательстве: «занятость», «доступ к товару и/или услуге», «благотворительность», «платформа», «доступ к рынку». Приме-

Рисунок 2 - Распределение социальных бизнес-инкубаторов по регионам РФ

Источник: составлено авторами6-25.

рами конкретных реализованных и хорошо зарекомендовавших себя в российской практике бизнес-моделей в рамках, обозначенных автором, стали нижеследующие проекты.

Успешной реализацией модели «Занятость» стало обучение и трудоустройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы оператором обучения Skillbox. Проблема, решаемая в рамках проекта - трудоустройство (инклюзия) социально-незащищенных групп населения и адаптация социально-уязвимых лиц.

Примером модели «Благотворительность» является бесплатная передача за счет третьей стороны или продажа по низкой цене товаров или оказание услуг социально-уязвимым группам населения. В качестве третьей стороны может выступать государство либо частные лица-благотворители. Кроме того, организациям, внесенным в реестр поставщиков социальных услуг, государство компенсирует расходы на оказание таких услуг на основании Федерального закона №442-ФЗ1. Возможным вариантом этой бизнес-модели является формат, реализованный Блейком Майкоски «Купи один - один отдай». Суть состоит в том, что за каждый реализованный товар компания бесплатно передает еще одну единицу такого же товара нуждающимся (например, детям из развивающихся стран).

В рамках модели «Платформа» создается ресурс/ площадка для взаимодействия, выполняющая роль посредника между мелким производителем и потребителем. Это также могут быть мероприятия типа выставок, ярмарок. Такая площадка выступает каналом продвижения

1 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL:

для мелких производителей, которые зачастую испытывают трудности в поиске покупателя. Так, «Нижегородская галерея ремесел» организовывает регулярные выставки для мелких мастеров, на которых те могут заявить о себе и найти покупателей производимой продукции. Такой формат является акселерацией в виде активизации продаж и маркетинга, помощи с ассортиментной политикой, помощи в размещении товаров в крупных сетях без арендной платы и т.п.

Примером реализации модели «Доступ к товару или услуге» является деятельность фермерского кооператива «LavkaLavka». Главная идея, на которой построен это бизнес, состоит в покрытии провалов рынка и обеспечении доступа целевой группы к определенным товарам, если те готовы платить за него. Например, часть жителей мегаполисов испытывает потребность в экологически чистых продуктах питания. Упомянутое предприятие обеспечивает наличие и доставку фермерской продукции покупателям посредством онлайн-сервиса, на котором потребитель может выбрать и заказать необходимое.

Следует сказать еще о двух не упомянутых Арай Ю.Н. моделях, получивших распространение: это модель «Развития территории вокруг продукта» и модель «Использования и переработки отходов».

Особенно актуально в настоящее время стоит вопрос развития территорий (моногородов, сельских территорий). Для решения такой задачи может быть использована модель социального предпринимательства «Развитие территории вокруг продукта». Главное в этой модели - найти

Шр8://Ьа8е^агап1ш/70552648/?у8сШ=Ц14МгупЫ 11393874 (дата обращения: 21.12.2023)

продукт, в производстве которого будут задействованы местные жители, что приведет к увеличению их дохода, увеличит платежеспособный спрос на территории проживания и приведет к решению целого ряда социальных проблем. Ярким примером реализации этой бизнес-модели стало производство крем-меда Cocco Bello в деревне Малый Турыш. Семейный бизнес привлек для сбора ягод местных жителей, обеспечив им дополнительный доход.

Модель «Использования и переработки отходов» весьма актуальна для крупных городов. Модель, основанная на использовании «бросовых ресурсов», сводится к сортировке вещей бывших в употреблении и производстве товаров из вторсырья. Часть вещей после сортировки может быть передана нуждающимся в социальные учреждения города.

Таким образом, активное развитие социального предпринимательства в последнее время приводит к появлению новых моделей удовлетворения социальных потребностей и решения социальных проблем и позволяет утверждать о формировании новой парадигмы взаимоотношений государства и бизнеса в социальной сфере.

Ситуация в социальной сфере в ДНР и на других новых территориях РФ довольно острая: существует масса проблем как на микро, так и на макроуровне. Значительная часть проблем социального характера отличается от проблем, характерных для мирных территорий, и понятна только местным жителям. Действия государственного регулятора в социальной сфере представлены социальной поддержкой (безвозмездная выплата пособий, помощи, предоставление льгот и т.д.) и социальным содействием (стимулирование способности и предоставление возможности гражданам самостоятельно решать возникающие проблемы социального характера за адекватное вознаграж-

дение). Социальные проблемы на макроуровне решаются посредством законодательного регулирования, а также предоставления государственных социальных выплат (социальная поддержка). Часть проблем социального характера вполне реально решить посредством передачи их в руки социальных предпринимателей для помощи населению путем улучшения условий их жизнедеятельности. Для этого необходимо активно развивать социальное предпринимательство, особенно из числа лиц, находящихся в поиске работы и нуждающихся в достойной оплате труда.

Изученный российский и зарубежный опыт показывает, что для этих целей создаются своеобразные «точки помощи» - бизнес-инкубаторы и акселераторы, которые оказывают разноплановую помощь начинающим социальным предпринимателям. Именно это может стать точкой преткновения в процессе реализации идеи на территории ДНР. Население, проживающее в настоящее время на новых территориях РФ, отличается невысокой предпринимательской активностью ввиду влияния как объективных, так и субъективных факторов. В этой связи основной задачей для воплощения в жизнь наработанной в РФ и рассмотренной выше практики является формирование и взращивание бизнес-идей для социального предпринимательства в Республике и «упаковка» их в коммерчески привлекательные социальные проекты в рамках функционирования РБИСП. В этом состоит уникальность предлагаемого инкубатора для новых территорий. Так произойдет расширение традиционного спектра его услуг. По сути, РБИСП станет своеобразной фабрикой бизнес-идей для социального предпринимательства. Впоследствии при масштабировании устойчивых проектов возможна реализация социальной франшизы.

Основная идея состоит в том, чтобы произвести «инвентаризацию» проблем

социальной сферы ДНР, выделить из общего перечня те, которые посильно выполнить силами социальных предпринимателей и возможно коммерциализировать. Для решения каждой из таких проблем разрабатываются бизнес-модели, которые составляют ядро, «технологию» конкретного социального бизнеса. Параллельно с этим РБИСП привлекает лиц трудоспособного возраста, нуждающихся в занятости (в т. ч. нуждающихся в инклюзивном подходе). Привлеченные лица проходят обучение основам предпринимательства, затем участвуют в конкурсном отборе, по результатам которого могут получить готовую к воплощению бизнес-идею и привлечь необходимые ресурсы. Далее происходит традиционный для бизнес-инкубатора процесс поддержки жизнеспособности проектов.

Таким образом, предлагаемая платформа для развития социального предпринимательства в Республике должна сочетать как традиционные для бизнес-инкубатора функции, так и инновационную составляющую, которая по сути являет собой реализацию проактивного подхода государства по развитию феномена социального предпринимательства в ДНР.

Кроме этого, Республиканский бизнес-инкубатор для социальных проектов предполагает и традиционные для такого формата услуги: обучение социальных предпринимателей, сопровождение их деятельности на этапе становления, консультирование и информационная поддержка на протяжении всего жизненного цикла.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Анализ зарубежной практики и российского опыта решения социальных проблем посредством инкубирования социальных проектов позволяет признать эффективным такой подход как к решению социальных проблем, так и к распростра-

нению феномена социального предпринимательства. Изученный положительный опыт позволяет констатировать факт зарождения новой модели взаимоотношений государства и бизнеса для решения социальных проблем.

Оценивая возможность имплемента-ции российского опыта решения части социальных проблем посредством создания бизнес-инкубаторов для социальных проектов на новых территориях установлено, что для ДНР полное заимствование российского опыта не вполне походит, поскольку культура социального предпринимательства в Республике не развита - о необходимости этого только говорят, но не более, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, самая высокая предпринимательская активность в ДНР характерна в основном для сферы торговли, что не позволило накопить обширный предпринимательский опыт для возможности его реализации в новых нетривиальных (социальных) сферах деятельности.

Предпринимательская активность в сфере решения социальных проблем в ДНР практически нулевая. Ее необходимо стимулировать и более того - организовывать. Без этого проблемы социальной сферы на микроуровне решить сложно. Более рациональным подходом к решению социальных проблем сегодня является активное вовлечение субъектов предпринимательства именно в социальную сферу при непосредственном контроле государства. В текущих условиях у государства недостаточно ресурсов для того, чтобы решать социальные проблемы самостоятельно, собственными силами (только за счет бюджетных ассигнований). Это актуализует необходимость активного развития функции социального содействия государства, предполагаю-

щую активное вовлечение жителей территории в решение социальных проблем на микроуровне. Такой подход помимо упомянутого эффекта, обеспечивает дополнительную занятость и доходы населения, что работает на повышение качества жизни и снижает прекаризацию в социуме. Для достижения заявленной цели не-

► Литература

1. Борнштейн Д. Как изменить мир: социальное предпринимательство и сила новых идей. М.: Альпина паблишер, 2012. 504 с.

2. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма. М.: Альпина Паблишерз, 2009. 306 с.

3. Nascimento L.S., Fernandes B.S., Sala-zar V.S. Social incubation: Strategic benefits for social enterprise // Contextus - Contemporary Journal of Economics and Management. 2020. Vol. 18(12). Pp. 163-177. DOI: 10.19094/contex-tus.2020.44467

4. Spitzer-Shohat S., Essa-Hadad J., Rudolf M. Development of a novel social incubator for health promoting initiatives in a disadvantaged region // BMC Public Health. 2020. Vol. 20(1). DOI: 10.1186/s12889-020-08990-1

5. Dees J.G., Anderson B.B. Sector-bending: Blurring the lines between nonprofit and forprofit // In Search of the nonprofit sector. 2017. 24 p. DOI: 10.4324/9780203788813-6

6. Muñoz P., Kimmitt J. Social mission as competitive advantage: A confi gurational analysis of the strategic conditions of social entrepre-neurship // Journal of Business Research. 2019. Vol. 101. Pp. 854-861. DOI: 10.1016/j.jbusres.2018.11.044

7. Кадол Н.Ф. Развитие социального предпринимательства в странах Европейского союза [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2020. № 3(63). URL: https://eee-region.ru/article/6301/

8. Rijpens J. Baromеtre des Entreprises Sociales en Belgique. European Research Network. Liege: EMES Research Network, 2015. 32 р.

обходим центр, организующий и координирующий такую работу. Этим центром может стать Республиканский бизнес-инкубатор для социальных проектов.

Перспективой дальнейшего исследования станет определение экономического механизма функционирования такого инкубатора на территории ДНР.

► References

1. Bornstein D. (2012). How to change the world: social entrepreneurship and the power of new ideas. Moscow: Alpina publisher. [In Russian]

2. Yunus M., Joly A. (2009). Creating a world without poverty: social business and the future of capitalism. Moscow: Alpina Publishers. [In Russian]

3. Nascimento L.S., Fernandes B.S., Sala-zar V.S. (2020). Social incubation: Strategic benefits for social enterprise. Contextus - Contemporary Journal of Economics and Management, 18(12), 163-177. https://doi.org/10.19094/con-textus.2020.44467

4. Spitzer-Shohat S., Essa-Hadad J., Rudolf M. (2020). Development of a novel social incubator for health promoting initiatives in a disadvantaged region. BMC Public Health, 20(1). https://doi.org/10.1186/s12889-020-08990-1

5. Dees J.G., Anderson B.B. (2017). Sector-bending: Blurring the lines between nonprofit and for-profit. In Search of the nonprofit sector. https://doi.org/10.4324/9780203788813-6

6. Muñoz P., Kimmitt J. (2019). Social mission as competitive advantage: A confi gura-tional analysis of the strategic conditions of social entrepreneurship. Journal of Business Research, 101, 854-861. https://doi.org/ 10.1016/j.jbusres.2018.11.044

7. Kadol N.F. (2020). Development of social entrepreneurship in the countries of the European Union. Regional economics and Management: an electronic scientific journal, 3(63). [In Russian] https://eee-region.ru/article/6301/

8. Rijpens J. (2015). Barometre des Entreprises Sociales en Belgique. European Research Network. Liege: EMES Research Network.

9. Гафарова Д.А. Социальное предпринимательство как инструмент обеспечения занятости пассивной части трудового населения // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2016. № 1 (15). С. 59-64.

10. Лопатина Р.Ф. Социальное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов на открытие социального бизнеса // Вестник КазГУКИ. 2012. № 2. С. 95-98.

11. Рубанова Е.Ю., Венгер Т.Ю. Социальное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов на открытие социального бизнеса [Электронный ресурс] // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2017. Т. 8. № 1. С. 347351. URL: https://ejournal.pnu.edu.ru/me-dia/ ej ournal/articles-2017/TGU_8_56.pdf

12. Гафарова Д.А. Социальное предпринимательство и проблема формирования предпринимательской компетенции студентов вузов // Вестник СибГИУ. 2015. № 3 (13). С.60-64.

13. Клиндух Р.В. Социальное предпринимательство : понятийно-терминологическая систематизация // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 167-178. DOI: 10.18334/epp.9.3.41085

14. Арай Ю.Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования: автореферат диссертации ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Арай Юлия Николаевна; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет». Санкт-Петербург, 2015. 25 с.

9. Gafarova D.A. (2016). Social entrepre-neurship as a tool for ensuring employment of the passive part of the working population. Bulletin of the Siberian State Industrial University, 7(15), 59-64. [In Russian]

10. Lopatina R.F. (2012). Social entre-preneurship and the problems of formation of students' motivation to open a social business. Bulletin of KazGUKI, 2, 95-98. [In Russian]

11. Rubanova E.Yu., Wenger T.Yu. (2017). Social entrepreneurship and problems of formation of students' motivation to open a social business. Electronic scientific publication "Scientific notes of TOGU", 8, 347-351. [In Russian] https://ejournal.pnu.edu.ru/media/ejournal/arti-cles-2017/TGU_8_5 6.pdf

12. Gafarova D.A. (2015). Social entrepreneurship and the problem of formation of entrepreneurial competence of university students. Bulletin of SibGIU, 3(13), 60-64. [In Russian]

13. Klindukh R.V. (2019). Social entre-preneurship: conceptual and terminological sys-tematization. Economics, entrepreneurship and law, 9, 167-178. [In Russian] https://doi.org/10.18334/epp.9.3.41085

14. Arai Yu.N. (2015). Business models in social entrepreneurship: typology andfeatures of formation [Extended abstract of doctoral dissertation]. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "St. Petersburg State University". St. Petersburg. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 18.01.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.