Научная статья на тему 'Модель развития социального предпринимательства в Нижегородской области'

Модель развития социального предпринимательства в Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / SOCIAL PROJECT / ИНФРАСТРУКТУРА БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА / INFRASTRUCTURE OF A BUSINESS INCUBATOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аксенов В.А., Любимова М.В.

В статье рассматривается вопрос о специфике социального предпринимательства. Рассматривается вопрос о специфике социального предпринимательства. Выявляется круг проблем, которые можно решать с его помощью. Автором предлагается свое видение сложившейся общей схемы функционирования социального предпринимательства в современном российском обществе. Отдельно рассматриваются проблемы с финансированием социальных предпринимательских проектов и практику осуществления несколькими социальными предпринимателями своих идей. На примере конкретных компаний анализируются факторы окупаемости ряда оригинальных социальных проектов в разных сферах. Автором описывается формирующийся механизм расширения социального предпринимательства в Нижегородской области на базе ННГУ имени Н.И. Лобачевского. При этом, приводятся исследования мнения экспертов-специалистов по этому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of development of social entrepreneurship in the Nizhny Novgorod region

In article the question of specifics of social entrepreneurship is considered. The question of specifics of social entrepreneurship is considered. The circle of problems which can be solved with its help comes to light. The author offers the vision of the developed general scheme of functioning of social entrepreneurship in modern Russian society. Are separately considered problems with financing of social entrepreneurial projects and practice of implementation by several social entrepreneurs of the ideas.

Текст научной работы на тему «Модель развития социального предпринимательства в Нижегородской области»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

REGIONAL ECONOMY

УДК 338.0

В.А. Аксенов , М.В. Любимова

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается вопрос о специфике социального предпринимательства. Рассматривается вопрос о специфике социального предпринимательства. Выявляется круг проблем, которые можно решать с его помощью. Автором предлагается свое видение сложившейся общей схемы функционирования социального предпринимательства в современном российском обществе. Отдельно рассматриваются проблемы с финансированием социальных предпринимательских проектов и практику осуществления несколькими социальными предпринимателями своих идей. На примере конкретных компаний анализируются факторы окупаемости ряда оригинальных социальных проектов в разных сферах. Автором описывается формирующийся механизм расширения социального предпринимательства в Нижегородской области на базе ННГУ имени Н.И. Лобачевского. При этом, приводятся исследования мнения экспертов-специалистов по этому вопросу.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальный проект, инфраструктура бизнес-инкубатора.

Решение социальных проблем, актуальных в ближайшие 10 лет, по мнению экспертов, возможно посредством поддержки социального предпринимательства. К такому выводу пришли авторы исследования «Ценностные основы социальной деятельности российского предпринимательства», которое проводили ЗАО «КПМГ» и Фонд «Единое общество» по заказу ГК «Новард» в России в 2014 году. При этом, эксперты считают, что с помощью социального предпринимательства можно будет решать не только относительно понятные задачи профилактики социального сиротства, улучшения экологии, т.п., но и сложные проблемы реорганизации кадров, создания новых работающих институтов, модернизацию социальной инфраструктуры. [1, с. 9]

Что же такое социальное предпринимательство и в чем его специфика, отличие от социально-ответственного бизнеса, благотворительности и волонтерства. Почему тема социального предпринимательства приобретает в регионах все больший резонанс?

© Аксенов В.А., Любимова М.В., 2016. DOI: 10.15350/2221-7347.2016.8

Аксенов Виктор Алексеевич - кандидат исторических наук, доцент, Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, Россия.

Любимова Марианна Викторовна - кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, Россия.

В условиях продолжающегося кризиса российское государство, особо центральная власть пытается уйти из социальной сферы, диверсифицировать процесс оказания социальных услуг населению, передавая на места все новые и новые функции. При этом, финансирование этих функций нередко не обеспечивается соответствующими источниками. Региональным властям приходится прибегать к стимулированию самоорганизации населения (сбор средств на дорогостоящее лечение детей за границей, восстановление памятников архитектуры и т.п.). Это консолидирует местное сообщество, решает локальные проблемы на местах, снижает уровень социальной напряжённости в регионах, но не способно кардинально решить проблему высвобождения больших бюджетных средств регионов. Бюджеты на КСО крупных компаний сегодня ориентируются, прежде всего, на решение их собственных проблем. «Встраивание» КСО в стратегии все более отчетливо осознаются руководством корпораций. [2, с. 42-47] Обилие небольших вопросов для них - всего лишь фактор, размывающий ключевые направления спонсорской или благотворительной деятельности. Вот в этих условиях и становится понятна роль социального предпринимательства, его отличие от волонтерства и социально-ответственного бизнеса.

Социальное предпринимательство - это предпринимательская деятельность с целью решения социальных проблем общества, в которой прибыль выступает в качестве инструмента, для достижения этой цели. Социальное предприятие - это бизнес с социальными целями. [3, с.11] То есть, социальный предприниматель не просто реализует какие-то свои предпринимательские возможности, но и всю полученную прибыль направляет на достижение социальных целей, определенных в Уставе. Предпринимательство выступает в качестве инструмента для достижения этих целей. При этом, на наш взгляд, социальный предприниматель не может принимать благотворительной помощи в качестве основного источника финансирования своей деятельности. И социальные инвестиции, и грантовая поддержка осуществляются на возвратной основе. Окупаемость проектов - это одна из целей социального предпринимателя.

В России не существует законодательно утверждённых понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». Однако, на практике ряд предприятий классифицируют как социальные (см. рис. 1).

Некоммерческие организации, работающие в социальной сфере;

Коммерческие организации, оказывающие социальные услуги;

Частно-государственные партнерства,

созданные для решения социальных проблем;

Рис. 1. Предприятия, относимые к социальным по своему типу

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что социальное предприятие - это компонент социальной экономики, созданный исключительно для реализации социальных целей. Оно осуществляет коммерческую и некоммерческую деятельность по производству товаров (работ, услуг), направляя всю прибыль на сбалансированное социальное развитие сообщества соответствующей территории. Контроль хозяйственной деятельности социального

предприятия осуществляется также сообществом, на территории которой находится такое предприятие. Общая схема функционирования социального предпринимательства может выглядеть следующим образом (см. Рис. 2).

Рис. 2. Общая схема функционирования социального предпринимательства

На наш взгляд, деятельность социального предприятия не может быть ограничена оказанием социальных услуг населению. Социальное предприятие должно быть рентабельным и конкурентоспособным. Но это не означает, что социальное предприятие должно действовать на рынке в равных условиях с коммерческими предприятиями. Для социального предприятия должны быть предусмотрены льготы, которые будут компенсировать замедленный возврат инвестируемых на развитие социального проекта средств. И такие предприятия в Нижегородской области можно выделить, причем в самых неприбыльных сферах.

В течение нескольких лет в двух районах города Нижнего Новгорода работает Сеть семейных центров «Вера». Руководитель и собственник Вера Волкова с самого начала существования первого центра практически полностью окупает свои затраты за счет прибыли, выплачивая как предприниматель, все налоги и обеспечивая заработной платой несколько десятков штатных и внештатных работников. В центре действуют детские студии музыки, изобразительного искусства и танца, развивающих игр и подготовки к школе, спортивные секции ушу, каратэ, шахмат, фитнеса, школы будущей мамы, группы здоровья и детских праздников, летний загородный лагерь. [4] Основной причиной конкурентоспособности предприятия, на наш взгляд, является широкий спектр предлагаемых услуг, который обеспечивает гибкий маневр денежными средствами.

Похожий проект начал реализовываться в 2014 году ООО «Артемида-СК». Название проекта - «Лавандовое поместье». В 5 км. от села Вад на участке земли в 23 га на границе с природным комплексом источников «Святые ключи» и «Дубрава Зеленогорская», обеспечивающих туристический поток более 3000 человек в месяц (в весенне-осенний сезон), в 5 км от возрождающегося Спасо-Зеленогорского монастыря, связанного с именем Серафима Саровского, предполагается создание Центра (зоны) экологического (сельского) туризма с ведением органического земледелия, пчеловодства, возрождением народных ремёсел, организацией детского и семейного отдыха, созданием центра изучения природы.

Директор предприятия Цветкова Елена Витальевна, успешный предприниматель, считает, что именно сочетание разных направлений сделает проект устойчивым финансово и привлекательным, интересным для жителей Нижегородской области. По плану через 4 года с начала реализации, проект выйдет на самоокупаемость. Полная стоимость проекта: 56 105363 рублей. Уже вложено 584 820 рублей. Реализация проекта будет осуществляться в несколько этапов (очередей), что позволит при небольших первоначальных вложениях достаточно быстро

выйти на самоокупаемость. По достижении финансовой стабильности, возможно увеличение площади поместья и тиражирование проекта в другие районы. И в данном случае модель организации проекта предназначена для взаимного решения комплекса проблем, которые в ней оказались взаимосвязаны. Ориентация на сокращение безработицы в неразвитых сельскохозяйственных районах (создание постоянных и временных рабочих мест для безработного местного населения путем строительства тепличного комплекса для круглогодичной работы); восстановление исторического народного ремесла; возрождение органического экологического земледелия; производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, по-мнению предпринимателя, обеспечивает заинтересованное отношение администрации района и области к проекту, создает возможность частичного финансирования его за счет грантовых средств.

Тем не менее, надо отметить, что социальное предпринимательство еще не стало сегодня массовым явлением. Даже университеты, которым сегодня дано право создавать малые предприятия для реализации студенческих бизнес-проектов в различных сферах не могут похвастаться хорошими результатами. Не хватает инфраструктуры. Особую роль в изменении ситуации, в мультипликации лучших практик должны сыграть инкубаторы. Бизнес-инкубатор ННГУ им. Н.И.Лобачевского пытается сформировать свой подход к практической деятельности. В качестве институциональных партнеров руководство инкубатора видит Союз социальных предпринимателей, общественную организацию, объединяющую успешных социальных предпринимателей, Фонд «Наше будущее», созданный владельцем компании ЛУКОЙЛ В. Алекперовым, АКБ «Промсвязьбанк». Общая схема взаимодействия выглядит следующим образом (см. рис. 3)

Рис. 3. Общая схема взаимодействия институциональных участников

Функции участников распределяются следующим образом.

Члены Ассоциации социальных предпринимателей предоставляют:

1.Места для прохождения практики студентами ННГУ;

2. Оригинальные предложения, бизнес-идеи;

3.Необходимое оборудование, возможность экспериментальной отработки идеи до уровня патента, «ноу-хау», т.п.

Фонд «Наше будущее» предоставляет:

1.Консультационное сопровождение идеи социального предпринимательства от появления первых результатов до этапа самоокупаемости;

2.Помощь в поиске потенциальных партнеров, заключении Договоров, рекомендации для создания аналитического центра на базе бизнес-инкубатора ННГУ.

АКБ «Промсвязьбанк» предоставляет:

1.Инвестиции в растущие проекты, имеющие перспективы серьезного развития;

2.Предлагают стратегических инвесторов;

3.Обеспечивают IPO социальных предприятий.

Предприятие Бизнес-инкубатора ННГУ создает:

• аналитический центр, который будет осуществлять анализ материалов маркетинговых исследований по запросам социальных предпринимателей при консультации Фонда «Наше

будущее»;

• привлекает необходимых исполнителей из числа студентов, аспирантов и специалистов ННГУ для создания проектных и исследовательских групп;

• Разрабатывает и адаптирует программное обеспечение под запросы социальных предпринимателей;

• разрабатывает бизнес-планы и коммерческие предложения для предприятий, ведет базу данных по рынку.

Активная координирующая роль ННГУ обеспечивается в этой схеме не только какими либо административными или правовыми методами, сколько тем, что основные механизмы коммуникаций с заинтересованными сторонами, по-мнению экспертов-специалистов, в немалой степени связаны со спецификой его деятельности. [5, C.50] Это участие в работе общественных палат (37,5%); участие в конференциях, круглых столах, семинарах (92,9%); совместная экспертная работа (50,0%); участие в гражданских экспертизах и общественных слушаниях (2,1%); организация ярмарок социальных проектов (17,9%); выступления и публикации в СМИ (94,6%). [6]

Библиографический список

[1] Аналитический обзор по результатам Исследования «Ценностные основы социальной деятельности российского предпринимательства». Москва - 2015, 77 с.

[2] Батаева Б.С. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в реализации корпоративной социальной ответственности / Б.С. Батаева, Э.И. Мантаева, В.С. Полухина // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2010. №1 (63). С. 42-47.

[3] Справочник социального предпринимателя // Sustainable business 16.01.2015 [Электронный доступ] URL:

[4] http: // csrjournal.com/8189-kak-izmerit-socialno-ekonomicheskuyu-effektivnost-investicij.html (время обращения 15.04.15)

[5] Официальный сайт «Сеть семейных центров «Вера» [Электронный доступ] URL: http: // www.veracentre.ru (время обращения 15.04.15)

[6] Доклад о социальных инвестициях в России — 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества / Ю. Е. Благов (и др.); под общ. ред. Ю. Е. Благова, И. С. Соболева. СПб.: Авторская творческая мастерская (АТМ Книга), 2014. — 144 с.

[7] Составлено по: Ассоциация Менеджеров, 2008, 2013. С. 50. Данные приведены в процентах от числа компаний-респондентов, ответивших на вопрос. Сумма ответов превышает 100%, так как

респонденты могли выбирать более одного варианта.

***

UDC 338.0

V.A. Aksenov, M. V. Lyubimova

MODEL OF DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

In article the question of specifics of social entrepreneurship is considered. The question of specifics of social entrepreneurship is considered. The circle of problems which can be solved with its help comes to light. The author offers the vision of the developed general scheme of functioning of social entrepreneurship in modern Russian society. Are separately considered problems with financing of social entrepreneurial projects and practice of implementation by several social entrepreneurs of the ideas.

Keywords: social entrepreneurship, social project, infrastructure of a business incubator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.