Научная статья на тему 'Студенческий центр инновационного предпринимательства в университете'

Студенческий центр инновационного предпринимательства в университете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МОЛОДЕЖНОЕ БИЗНЕС-ДВИЖЕНИЕ / STUDENT BUSINESS INCUBATOR / INNOVATION ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY / YOUTH BUSINESS MOVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепьюк Ольга Ростиславовна, Гинзбург Мария Юрьевна

В настоящей статье рассмотрены форматы взаимодействия студенческого бизнес-инкубатора как центра молодежного инновационного предпринимательства с подразделениями и внешней средой университета. Проанализированы проблемы и предложены решения, опирающиеся на опыт студенческого бизнес-инкубатора Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чепьюк Ольга Ростиславовна, Гинзбург Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT BUSINESS INCUBATOR ASA CENTER FOR YOUTH INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP AT THE CONTEMPORARY UNIVERSITY

This article describes the formats of interaction between Student Business Incubator as a center for youth innovative entrepreneurship at the contemporary university and departments and external environment of theuniversity. The authors analyze the problems and suggest solutions based on the experience of the activities of Student Business Incubator of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, which is the center for youth innovative entrepreneurship in the region.

Текст научной работы на тему «Студенческий центр инновационного предпринимательства в университете»

Социология образования

117

2. Lednev V.A. (2011) [It is necessary to work as a volunteer to become first-trade expert]. Kachestvo obrazovaniya [Quality of education]. No. 12, pp. 42-44. (In Russ.)

Author:

PERVUSHINA Elena A. - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof, of Corporate Culture and PR Department, Moscow University for Industry and Finance “Synergy”, Moscow, Russia, [email protected]

О.Р. ЧЕПЬЮК, канд. экон. наук, зав. лабораторией М.Ю. ГИНЗБУРГ, канд. экон. наук, доцент

ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Студенческий центр инновационного предпринимательства в университете

В настоящей статье рассмотрены форматы взаимодействия студенческого бизнес-инкубатора как центра молодежного инновационного предпринимательства с подразделениями и внешней средой университета. Проанализированы проблемы и предложены решения, опирающиеся на опыт студенческого бизнес-инкубатора Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Ключевые слова: студенческий бизнес-инкубатор, инновационное предпринимательство, предпринимательский университет, молодежное бизнес-движение

Предпринимательство - неотъемлемая часть экономической системы хозяйствования страны. Предприниматели очень нужны государству: без них невозможно представить будущее экономики и развитие социальной сферы, они являются своеобразным двигателем научного прогресса, создавая новые рабочие места, а значит, и возможности для самореализации и развития людей. Сложившаяся отраслевая структура промышленности и занятости на малых предприятиях свидетельствует о развитии предпринимательства в России преимущественно в сфере торговли и операций с недвижимостью. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 г. 14,5% занятых в малом бизнесе работали на обрабатывающих производствах, 4,7% - в сельском хозяйстве, 12,7% - в строительстве, 30,0% - в торговле, 20,7% - в сфере недвижимости, 17,4% - в прочих областях деятельности. При этом в сфере научных исследований и раз-

работок было сосредоточено всего 0,7% действующих предприятий малого бизнеса [1]. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационные направления развиваются пока в недостаточной степени.

Предприниматель должен ориентироваться в различных областях, прежде всего - в экономике, финансах, юриспруденции; ему необходимы профессиональные знания и в той сфере, где он организует свое дело. Предприниматель должен знать законы и инструкции в области предпринимательства, налоговое законодательство, основы бухгалтерской деятельности, маркетинга и менеджмента. Он должен уметь реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию на рынке, эффективно контактировать с клиентом, правильно оформлять отчетную документацию. Предпринимателю необходимо обладать навыками психолога, умением общаться с людьми, увлекать их своими идеями. Очевидно, что немногие

118

Высшее образование в России • № 11, 2014

предприниматели обладают всем кругом этих знаний, что называется, «в одном лице ». Еще реже такие специалисты встречаются среди начинающих предпринимателей. Решить проблему нехватки грамотных, сильных и активных предпринимателей способен современный университет посредством создания и вовлечения студентов в молодежное бизнес-движение.

Молодежное сообщество, состоящее из преподавателей и студентов, желающих реализовать свой предпринимательский потенциал, занимаясь продвижением различных проектов, в том числе и инновационных, неуклонно увеличивается. Студенческий бизнес-инкубатор (СБИ) является одним из ключевых звеньев в организации молодежного инновационного предпринимательства в университете. Его главной задачей является организация процесса коммерциализации, включая стадии подготовки, упаковки и продвижения инновационных бизнес-идей, авторами которых являются студенты, аспиранты, а также молодые ученые и специалисты университета. Основным результатом деятельности студенческого бизнес-инкубатора является формирование команды активных, способных к предпринимательству менеджеров. Таким образом, СБИ способен стать своеобразной «кузницей кадров» для сложных инновационных проектов.

Студенческий бизнес-инкубатор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского решает следующие задачи:

1) расширяет коммерческие перспективы проектов за счет вовлечения в них новых участников и партнеров (в т.ч. путем создания междисциплинарных проектов);

2) помогает развить и внедрить в практику обучения новые образовательные подходы: обучение студентов-менеджеров (вне зависимости от специальности) через реализацию реальных бизнес-проектов в тесном сотрудничестве с кураторами (препо-

давателями, имеющими практический опыт ведения бизнеса);

3) поддерживает молодежные инновационные проекты через систему кураторства;

4) собирает и аккумулирует информацию о молодежных проектах и возможностях (конкурсах, событиях, предприятиях) для их реализации;

5) подготавливает и упаковывает проекты для участия в конкурсах, а также для встреч с потенциальными инвесторами (в том числе с представителями региональных предприятий);

6) организует при факультетах практические лаборатории, где студенты имеют возможность применить свои знания в реальных бизнес-проектах;

7) поддерживает и развивает межфакультетские горизонтальные связи в молодежной среде;

8) распространяет успешный опыт студентов в реализации проектов для пропаганды предпринимательства в студенческой среде [2; 3].

В табл. 1 представлены форматы взаимодействия студенческого бизнес-инкубатора с различными подразделениями университета.

Также студенческий бизнес-инкубатор ННГУ является частью Центра развития инновационного предпринимательства научной молодежи. Большинство кураторов СБИ - члены Нижегородского клуба У.М.Н.И.К. либо Совета молодых ученых и специалистов ННГУ. Бизнес-инкубатор участвует в развитии инициатив студентов, привлечении и закреплении в университете молодых и активных и популяризации инноваций в сфере бизнеса.

В таблице 2 представлены принципы взаимодействия СБИ-ННГУ с внешней средой.

Таким образом, студенческий бизнесинкубатор может дать твердую почву для открытия собственного проекта и его развития. Инкубатор помогает найти едино-

Социология образования

119

Таблица 1

Форматы взаимодействия студенческого бизнес-инкубатора с подразделениями университета

Подразделение Цели и задачи при взаимодействии Мероприятия, проводимые студенческим бизнес-инкубатором

Факультеты всех специальностей и направлений Генерация идей для инновационных проектов / малых инновационных предприятий • Курс лекций «Основы инновационной деятельности» • Конкурс бизнес-идей«ИнноБизнес»

Консалтинговая поддержка студенческих инновационных проектов, развитие предпринимательских компетенций у обучающихся • Упаковка проектов для региональных и федеральных конкурсов; • Мастер-классы успешных предпринимателей; • Тренинг «ИнноГрад»; • «Инновационное кафе»

РЦСТВ (региональный центр содействия трудоустройству выпускников) Кадровое донорство для малых инновационных предприятий университета, созданных в соотв. с Федеральным Законом №217 Стажировки на инновационных предприятиях

Профсоюз студентов ННГУ Подготовка кадров в области предпринимательства • Помощь в организации проектов; • «Конгресс студенческой молодежи»

Инновационнотехнологический центр ННГУ (ИТЦ ННГУ) Помощь обучающимся в подготовке к конкурсам инновационных проектов Упаковка проектов для региональных и федеральных конкурсов

Молодежный центр прототипирования Помощь в части разработки конструкторской документации • Дипломные работы; • Стажировки на инновационных предприятиях

Центр сетевой интеграции Взаимодействие с региональным инвестиционным и бизнессообществом, сбор заказов на разработку инновационной продукции Конференция-круглый стол «Инвестор»

Малые инновационные предприятия, созданные при ННГУ по ФЗ №217 Консалтинговая поддержка инновационных предприятий // кадровое донорство (управление) • Дипломные работы; • Стажировки на инновационных предприятиях; • Школа инновационного менеджера

Таблица 2

Принципы взаимодействия студенческого бизнес-инкубатора с внешней средой университета

Заинтересованные лица и организации Цели, мотивации и интересы Действия по вовлечению Win-win стратегия

Крупные предприятия Кадровое донорство, небольшие заказы НИОКР Создание базовых кафедр и лабораторий Равноправное партнерство

Малые и средние предприятия Трансфер технологий, кадровое донорство Совместные конкурсы, мероприятия бизнесинкубирования Кураторство

Муниципалитеты Смычка между администрацией муниципального округа, предприятиями и университетами Конкурсы Равноправное партнерство

Университет Три задачи: наука, образование и инновации PR предпринимательской деятельности, лоббирование интересов в других структурах Высокоэффектив ная инновационная среда

мышленников в сфере интересов проекта и содействует процессу активной и интересной работы. Результатами функционирования СБИ в рамках решения важных социальных и экономических про-

блем в регионе и стране в целом можно считать:

• создание рабочих мест, повышение уровня жизни населения, формирование среднего класса, обеспечение социальной

120

Высшее образование в России • № 11, 2014

стабильности в обществе, поддержка социально уязвимых слоев населения;

• реструктуризация и диверсификация экономики в отдельныхрегионах, развитие локальных рынков;

• создание и укрепление связей между малым и крупным бизнесом, государственным и частным сектором, между наукой и промышленностью;

• создание условий для коммерциализации исследований и разработок, ускорения трансферта знаний, роста производства наукоёмкой и высокотехнологичной продукции, ускорения структурно-технологических сдвигов и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Студенческие бизнес-инкубаторы играют важную роль в развитии экономики, науки и технологии. Во-первых, бизнесинкубаторы поддерживают исключительно вновь создаваемые предприятия или компании, находящиеся на ранней стадии развития. Во-вторых, они поддерживают не только предприятия в области высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра. В-третьих, студенческие инкубаторы проводят политику постоянного обновления компаний по мере прохождения ими инкубационного периода. Поэтому СБИ обеспечивают наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий, находящихся на ста-

дии создания либо на начальной стадии работы на рынке, удовлетворяют потребности молодых предпринимателей в деятельности и развитии, помогают студентам строить и стабилизировать бизнес. СБИ могут стать средством решения ряда проблем социально-экономического характера, поэтому в последнее время они рассматриваются вузами как важный элемент социальной, экономической и инновационной политики, а также как элемент стратегии инновационного развития регионов и страны в целом. Учебные заведения имеют для этого важнейший и необходимый ресурс - перспективные, способные к обучению кадры, огромный идейный ресурс - студенты.

Литература

1. Основные показатели деятельности малых

предприятий в 2013 г. // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].URL: http://

www.gks.ru/ wps/ wcm/connect/ rosstat_ main/ rosstat/ ru/ statistics/enterprise/ reform

2. Чепьюк О.Р., Гинзбург М.Ю. К вопросу

формирования инновационной инфраструктуры региона. Опыт студенческого бизнес-инкубатора НИУ ННГУ им. Н.И. Лобачевского //Инновации. 2014. №4 (186).С. 18-22.

3. Инновестник [Электронный ресурс].URL:

http://www.innoforum.unn.ru/files/

innovestnik/03.pdf

Авторы:

ЧЕПЬЮК Ольга Ростиславовна - канд. экон. наук, зав. лабораторией, Институт экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского, [email protected] ГИНЗБУРГ Мария Юрьевна - канд. экон. наук, доцент, Институт экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского, [email protected]

CHEPYUK O.R, GINZBURG M.Y. STUDENT BUSINESS INCUBATOR AS A CENTER FOR YOUTH INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP AT THE CONTEMPORARY UNIVERSITY

Abstract. This article describes the formats of interaction between Student Business Incubator as a center for youth innovative entrepreneurship at the contemporary university and departments and external environment of the university. The authors analyze the problems and suggest solutions based on the experience of the activities of Student Business Incubator of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, which is the center for youth innovative entrepreneurship in the region.

Социология образования

121

Keywords: Student Business Incubator, innovation entrepreneurship, entrepreneurial university, youth business movement

References

1. Main indicators of small enterprises in 2013. Federal State Statistics Service. Available at: http://

www.gks.ru/ wps/ wcm/ connect/ rosstat_main/ rosstat/ ru/ statistics/ enterprise/ reform (In Russ.)

2. Chepyuk O. R., Ginzburg M.Y. (2014) [To the question of the innovation’s infrastructure formation

in the region. Problems and their solutions based on the example of Business Incubator of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod]. Innovatsii [Innovations]. No. 4 (186), pp. 18-22. (In Russ.)

3. Innovestnik [Innoforum]. Available at: http://www.innoforum.unn.ru/files/innovestnik/03.pdf.

(In Russ.)

Authors:

CHEPYUK Olga R. - Cand. Sci. (Economics), Head of the laboratory Student Business Incubator, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, N. Novgorod, Russia, [email protected]

GINZBURG Maria Yu. - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Institute of Economics and Entrepreneurship, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, N. Novgorod, Russia, [email protected]

С.Г. ПРОХОРОВ, канд. техн. наук, профессор

А.А. СВИРИНА, д-р экон. наук, зав. кафедрой

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ

Мониторинг эффективности вузов и перспективы малых городов РФ

Проведен анализ показателей мониторинга эффективности деятельности вузов и филиалов, обозначены сопряженные с его проведением проблемы филиалов в малых городах России. Показано, что на современном этапе без учреждений высшего образования малые города не имеют перспектив развития.

Ключевые слова: высшее образование, филиалы, малые города России

К средним городам России относятся города с численностью населения менее 100 тысяч. Легко подсчитать, что в малых и средних городах нашей страны (это около 900 городов!) проживает 27% городского населения. Как правило, это районные центры, поэтому с учетом сельского населения получается, что общая численность населения в ближайшем окружении малых и средних городов составляет приблизительно 45% от общего населения страны. Если же к категории средних городов отнести города с населением до 250 тысяч, то оказывается, что более половины населения России про-

живает в малых и средних городах и их пригородах. Развитие указанных территорий напрямую зависит от наличия либо отсутствия квалифицированных специалистов, обеспечивающих деятельность предприятий реального и финансового секторов экономики.

До начала 1990-х гг. в СССР функционировали порядка 600 государственных вузов, которые были сосредоточены в крупных городах и областных центрах, при этом число филиалов было крайне незначительным. Поэтому исторически сложилось так, что жители малых и средних го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.