Научная статья на тему 'Обзор лучших российских практик социального предпринимательства'

Обзор лучших российских практик социального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
785
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL BUSINESS / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прасолов Валерий Иванович, Ткаченко Ирина Валериевна, Кожухова Юлия Эдуардовна

В работе характеризуется специфика социального предпринимательства в Российской федерации, на основании исследования выявляются и анализируются проблемы, актуальные для социальных предпринимателей и получателей услуг. Нерешенность социальных проблем, снижение социальной защиты граждан, значительная дифференциация доходов отдельных социальных групп верно ведут к серьезному расслоению общества, снижению уровня благосостояния, а также приводят к дестабилизации экономической и политической ситуации в стране. В то же время современная социально-экономическая политика не может быть эффективной при не выполнении главного предназначения удовлетворения потребностей граждан, обеспечения роста уровня, качества жизни и национального благосостояния. Социальное предпринимательство направляет свои силы на удовлетворение услуг потребителей, создавая социально значимые проекты. Мотивы социальных предпринимателей принципиально отличаются от мотивов традиционных бизнесменов (не стоит смешивать понятие социального предпринимательства с понятием корпоративная социальная ответственность: различия велики) точно так же разнится и мерило их успеха. Одним из неотъемлемых признаков социального предпринимательства является самоокупаемость и устойчивая коммерческая эффективность, способность решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAMPLES OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

The paper characterizes the specifics of social entrepreneurship in Russian Federation, on the basis of the study identifies and analyzes the problems relevant to social entrepreneurs and recipients of services. Unsolved social problems, reduced social protection of citizens, a significant differentiation in the income of individual social groups correctly lead to a serious stratification of society, a decrease in the level of well-being, and also lead to the destabilization of the economic and political situation in the country. At the same time, modern socio-economic policies cannot be effective without fulfilling their main purpose meeting the needs of citizens, ensuring the growth of living standards and national welfare. Social entrepreneurship focuses its efforts on the satisfaction of consumer services, creating socially significant projects. The motives of social entrepreneurs are fundamentally different from the motives of traditional businessmen (do not mix the concept of social entrepreneurship with the concept of corporate social responsibility: the differences are great) in the same way and the measure of their success. One of the essential features of social entrepreneurship is self-sufficiency and sustainable commercial efficiency, the ability to solve social problems at the expense of income from their own activities.

Текст научной работы на тему «Обзор лучших российских практик социального предпринимательства»

экономические науки

Прасолов Валерий Иванович, Ткаченко Ирина Валериевна, Кожухова Юлия Эдуардовна ОБЗОР ЛУЧШИХ РОССИЙСКИХ ПРАКТИК СОЦИАЛЬНОГО ...

УДК 338.4

ОБЗОР ЛУЧШИХ РОССИЙСКИХ ПРАКТИК СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© 2018

Прасолов Валерий Иванович, кандидат политических наук, доцент кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Россия, Москва, Ленинградский просп., 49, e-mail: VIPrasolov@fa.ru).

Ткаченко Ирина Валериевна, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирский государственный педагогический университет (352901, Россия, Армавир, ул. Розы Люксембург, 159, e-mail: tkachenkoiv@mail.ru). Кожухова Юлия Эдуардовна, аспирант Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - филиал Среднерусский институт управления (302028, Россия, Орел, бульвар Победы, 5 А e-mail: motina.julia@yandex.ru).

Аннотация. В работе характеризуется специфика социального предпринимательства в Российской федерации, на основании исследования выявляются и анализируются проблемы, актуальные для социальных предпринимателей и получателей услуг. Нерешенность социальных проблем, снижение социальной защиты граждан, значительная дифференциация доходов отдельных социальных групп верно ведут к серьезному расслоению общества, снижению уровня благосостояния, а также приводят к дестабилизации экономической и политической ситуации в стране. В то же время современная социально-экономическая политика не может быть эффективной при не выполнении главного предназначения - удовлетворения потребностей граждан, обеспечения роста уровня, качества жизни и национального благосостояния. Социальное предпринимательство направляет свои силы на удовлетворение услуг потребителей, создавая социально значимые проекты. Мотивы социальных предпринимателей принципиально отличаются от мотивов традиционных бизнесменов (не стоит смешивать понятие социального предпринимательства с понятием корпоративная социальная ответственность: различия велики) - точно так же разнится и мерило их успеха. Одним из неотъемлемых признаков социального предпринимательства является самоокупаемость и устойчивая коммерческая эффективность, способность решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальный бизнес, социальная ответственность.

EXAMPLES OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

© 2018

Prasolov Valeriy Ivanovich, candidate of political science, associate professor of the department "Risk analysis and economic security" Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Russia, Moscow, Leningradskyprospect, 49, e-mail: VIPrasolov@fa.ru).

Tkachenko Irina Valerievna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of social, special pedagogy and psychology Armavir State Pedagogical University (352901, Russia, Armavir, Rosa Luxemburg street, 159, e-mail: tkachenkoiv@mail.ru). Kozhuhova Yulia Eduardovna, postgraduate student Russian presidential Academy of national economy and public administration,

branch of the Central Russian Institute of management (302028, Russia, Orel, Victory Boulevard, 5 A, e-mail: motina.julia@yandex.ru).

Abstract. The paper characterizes the specifics of social entrepreneurship in Russian Federation, on the basis of the study identifies and analyzes the problems relevant to social entrepreneurs and recipients of services. Unsolved social problems, reduced social protection of citizens, a significant differentiation in the income of individual social groups correctly lead to a serious stratification of society, a decrease in the level of well-being, and also lead to the destabilization of the economic and political situation in the country. At the same time, modern socio-economic policies cannot be effective without fulfilling their main purpose - meeting the needs of citizens, ensuring the growth of living standards and national welfare. Social entrepreneurship focuses its efforts on the satisfaction of consumer services, creating socially significant projects. The motives of social entrepreneurs are fundamentally different from the motives of traditional businessmen (do not mix the concept of social entrepreneurship with the concept of corporate social responsibility: the differences are great) - in the same way and the measure of their success. One of the essential features of social entrepreneurship is self-sufficiency and sustainable commercial efficiency, the ability to solve social problems at the expense of income from their own activities.

Keywords: Social entrepreneurship, social business, social responsibility.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Определение социального предпринимательства, которое чаще всего используется в России, основывается на том, что коммерческие проекты создаются и живут в первую очередь для решения или смягчения социальных проблем [1]. При этом они должны быть устойчивыми, самодостаточными. Многочисленные практические примеры доказывают, что такая модель существует и успешна. Зачастую эти проекты ориентированы на новые, еще не занятые ниши, поскольку социальные предприниматели видят возможность там, где остальные видят только проблему. И, как часто бывает с бизнесом, приходящим в новую сферу, только такие предприниматели могут рассчитывать на большую долю рынка, чем их последователи [2]. Более того, сама социальная направленность

бизнеса, понимание личной ответственности за людей, которые вовлечены в проект в качестве сотрудников или являются основной целевой аудиторией его потребителей, нередко дает проекту дополнительную устойчивость, хороший запас конкурентных преимуществ [3-8].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Согласно результатам опроса Фонда «Циркон», в среде традиционных предпринимателей мотив повышения личного благосостояния является главенствующим. Его в своих ответах обозначили 76 % опрошенных. В среде же социальных предпринимателей таковых - лишь 37 %. На первом месте у них стоят самореализация и развитие личностных качеств (56 %), следом идет стремление ре-

Prasolov Valeriy Ivanovich, Tkachenko Irina Valerievna, Kozhuhova Yulia Eduardovna EXAMPLES OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP ...

economic sceinces

ализовать определенную идею (53 %) и желание быть полезным обществу (40 %). Впрочем, и само общество начинает иначе относиться к социальному предпринимательству. Большая часть социальных предприятий в России ориентирована на детей и молодежь. Так, 47 % опрошенных указали в качестве специализации своего предприятия оказание образовательных и просветительских услуг [9; 10].

Среди основателей социального бизнеса можно выделить три категории:

1. Российский пример проекта - социальное «Инватакси» в Москве, приспособленное для перевозки инвалидов-колясочников. Его основатель когда-то попал в аварию, поэтому не понаслышке знает о трудностях, с которыми сталкивается инвалид в мегаполисе.

2. Другая массовая категория социальных предпринимателей - это люди, которые пытаются решить проблему своих близких. Среди таких проектов - детский лагерь «Теплый дом» из Хабаровского края, который открыла мама ребенка-аутиста для создания подходящей среды своему сыну, а заодно - и другим детям.

3. Третья категория основателей социального бизнеса - это уже состоявшиеся «обычные» предприниматели, которые на каком-то этапе перестают мыслить категориями одной лишь прибыли и начинают развивать социальные проекты - зачастую очень успешные и широко тиражируемые, поскольку предпринимательского опыта их создателям не занимать [11; 12].

Формирование целей статьи (постановка задания). Широкий охват информации такого феномена как «Социальное предпринимательство» и конкретных примеров в данном направлении, может привлечь большее количество людей в эту деятельность, что позволит им вместе совершать настоящие прорывы и позволит реформировать определенные сферы общественной жизни.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Полемика о «социальной ответственности бизнеса» относятся к периоду глобализации экономического пространства, усложнению конкурентной среды (возрастающей роли имиджа компании, возрастающей значимости человеческих ресурсов - в частности, высококвалифицированная рабочая сила), с одной стороны, и обострения экологических и других проблем - с другой [13]. Это послужило толчком для понимания роли бизнеса в достижении не только экономического, но и социального прогресса, обеспечения устойчивого развития. Тем не менее, даже признание бизнесом своей ответственности за происходящие в обществе изменения не устраняет основополагающего факта, что его основной целью является извлечение прибыли для своих акционеров [14]. Поэтому социальный аспект в его деятельности не может стать доминирующим. Более того, нередко речь идет о некоторых преимуществах, которые бизнес может извлечь из своего социально ответственного поведения [15]. Среди наиболее значительных из этих преимуществ, которые оказывают мощное мотивирующее влияние на представителей бизнеса, можно отметить следующие [16; 17]:

- создание условий для привлечения квалифицированного персонала в компанию;

- формирование положительного имиджа компании;

- дополнительное освещение деятельности в средствах массовой информации;

- привлечение большего количества партнеров и инвестиций (особенно из высокоразвитых стран) и т. д.

Невозможность признать бескорыстный характер социальной деятельности бизнеса, а также декларативный характер социальной ответственности некоторых организаций и, более того, отсутствие готовности граждан (в частности, в постсоветских странах) переосмыслить роль коммерческих структур приводит к скептицизму в бизнесе. С другой стороны, преобладание социальной

цели над экономическими выгодами - это характерный признак социального предпринимательства [18].

Рассмотрим показательный пример социального предпринимательства Елены Костяновской из села Алешня в Тульской области. Елена - инвалид второй группы, была признана нетрудоспособной почти двадцать лет назад и примерно столько же руководит своим бизнесом, трудоустраивая инвалидов. Начали с пошива обуви и кошельков, конкуренции с китайскими товарами еще не было, поэтому все изделия тут же реализо-вывались. Несколько лет назад ее предприятие выросло в сеть, которая сейчас состоит из трех комплексов бытового обслуживания. 80 % всех сотрудников - инвалиды. Предприятие предоставляет на свои услуги большие скидки для пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения. Текучки кадров почти нет, своим рабочим местом все очень дорожат. Около года назад Елена Костяновская начала очередной проект, открыв аптеку. Коллектив предприятия и здесь в основном был сформирован из инвалидов, однако социальный эффект заключается не только в этом. Последний аптечный пункт закрылся девять лет назад, при том что в радиусе 30 километров аптек нет вообще. И сейчас жители населенных пунктов отправляются за лекарствами в ближайшую аптеку, вместо того чтобы ехать в Тулу [19].

Эта аптека стала единственной сельской аптекой, открывшейся в последние десять лет в Тульской области. Как объясняет предпринимательница, проект приносит больше пользы, чем денег.

У Марины Золотовой из Хабаровска путь в предпринимательство, как у большинства, начался с попытки решить личную проблему - устроить ребенка в хороший детский сад. При этом муниципальные дошкольные учреждения ее не устраивали и оказалось, что мам с той же проблемой достаточно. Команда единомышленников по открытию частного детского сада собралась быстро. Арендовали помещение, отремонтировали, обустроили и принялись за работу. Первая группа состояла из детей собственных сотрудников. Через год количество детей выросло до 25 и детскому учреждению пришлось расширяться. Сейчас детский сад расположен на трехстах квадратных метрах, в нем пять возрастных групп, есть все, о чем родители мечтали [20].

История Романа Себекина из Волгограда менее типична для российских социальных предпринимателей. Начинал он с организации обычного бизнеса, к которому лишь впоследствии добавилась социальная составляющая. Будучи выпускником Российской академии госслужбы, он недолго проработал по специальности, сделав выбор в пользу собственного бизнеса. Началось все с того, что вместе с однокашником он построил установку по изготовлению утеплителя, а вскоре приобрел линию по производству строительных блоков. Чтобы сделать блоки более легкими и теплыми Роман добавлял в них гранулы пенопласта, которые заказывал на одном из ближайших заводов. Директор завода дал ему добрый совет: не покупать готовые гранулы, а пользоваться бесплатным сырьем - перерабатывать упаковочный пенопласт, который в изрядном количестве скапливается на предприятиях и свалках города. В итоге получилась реализация нескольких социальных программ: сбор мусора, улучшение экологической обстановки в городе. После того как к бизнесу добавилось социальное направление, рентабельность компании упала: выгода от использования бесплатного сырья не перекрывает расходов на содержание экологической инфраструктуры [21].

В литературе отмечается, что за рубежом социальные предприятия возникли еще в 60-х годах, а научный интерес появился сравнительно недавно.

Наиболее известны за рубежом такие социальные предприниматели, как: Дж. Дюран, М. Сильберт, Дж. Далтон, и М. Юнус [22].

Дж. Дюран начал работать с несколькими умственно

238

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)

экономические науки

Прасолов Валерий Иванович, Ткаченко Ирина Валериевна, Кожухова Юлия Эдуардовна ОБЗОР ЛУЧШИХ РОССИЙСКИХ ПРАКТИК СОЦИАЛЬНОГО ...

отсталыми людьми, сегодня его «Minnesota Diversified Industries» является социальным предприятием, которое насчитывает более 500 инвалидов.

М. Сильберт открыла центр по реабилитации наркозависимых и бывших заключенных. Ее центр Delency Street с момента создания успешно делегировал в социум более 15000 бывших клиентов благодаря использованию ресурсов многочисленных собственных предприятий. Доходность предприятия составляет более 6 млн. долларов в год.

Дж. Далтон открыл резиденцию для выздоравливающих от алкозависимости. Каждый пациент вносил по 25 долл. в неделю за проживание и питание, выполняя домашние дела и присутствуя на заседаниях. Сегодня организация обслуживает более 5000 человек в год, обеспечивает более 900 сотрудников работой. Ее годовой бюджет равен 55 млн. дол, 99,6 % которых получены благодаря продаже продуктов и услуг, произведенных силами собственных предприятий.

М. Юнус занялся проектом по изучению возможности предоставления банковских услуг сельским беднякам. Вскоре проект Gramin bank был преобразован в самостоятельный банк, который сегодня обслуживает более 2,4 млн заемщиков и имеет свыше 20 предприятий, включая энергетическую компанию, телефонную компанию и трикотажные фабрики [23].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обобщая зарубежный опыт, следует выделить мероприятия по активизации социального предпринимательства в России:

1. Принятие закона о социальном предпринимательстве.

2. Развитие институтов социального предпринимательства.

3. Расширение источников финансирования социальных проектов.

4. Внедрение инноваций в социальный бизнес.

Представленные выше примеры социальных проектов раскрывают многоаспектность сущности социального предпринимательства. Отечественные научные разработки феномена «социальное предпринимательство» должны осуществляться с учетом зарубежного опыта и особенностей российских практик.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Банникова М.С. Формирование корпоративной социальной ответственности как условие развития муниципального образования / М.С. Банникова // Самоуправление. - 2012. - № 11. - С. 25-26.

2. Бокова А. А. Социальная ответственность предпринимательства в РФ / А. А. Бокова // Современные аспекты экономики. - 2012. - № 7/8. - С. 95-106.

3. Бондаренко Е.Б. Вопросы развития социального предпринимательства в России. / Е.Б. Бондаренко // Современные тенденции в экономике и управлении. -2014. - С. 176-180.

4. Руководство по социальной ответственности // Международная организация по стандартизации [Электронный ресурс]. URL: http://www.iso.org/iso/cata-logue_detailcsnumber (дата обращения: 02.06.2018).

5. Матвеева Е.В. Корпоративное гражданство как философия социально ответственного бизнеса: новый уровень развития // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 2 (30). С. 49-54.

6. Игнатенко Н.Н. Этапы и содержание корпоративной социальной ответственности бизнеса на уровне пищевых предприятий // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 168-171.

7. Озина А.М., Чернышов А.Н. Концептуальный аспект формирования механизма регулирования социально-экономических отношений в сфере услуг на основе социального партнерства // Вестник НГИЭИ. 2017. № 2 (69). С. 82-89.

8. Гинц А.Я., Крюкова А.А. Бизнес-ангелы в инновационной системе России // Карельский научный жур-

нал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 69-71.

9. Официальный сайт Ассоциации менеджеров России. URL: http:// www.amr.ru (дата обращения 21.06.18).

10. Официальный сайт Рейтингового агентства «Репутация». URL: http://rareputation.ru (дата обращения 21.06.18).

11. Бычкова О. И. Особенности предпринимательской деятельности в социальной сфере / О. И. Бычкова, К. И. Кухарева, П. А. Мостобаева // Психология. Экономика. Право. - 2013. - № 2. - С. 58-64.

12. Неклюдов В.С.,Клюева Ю.С. Особенности развития социального предпринимательства в России. Вестник Нижегородского института управления. 2015.

- № 38. - С 41-44.

13. Антонникова Н.А. Использование концепции социального предпринимательства для решения социальных проблем: применимость в российском контексте // Вестник Томского государственного университета. -2011. - № 344. - С. 2.

14. Макаревич А., Сазонова Т. Сущность и специфика социального предпринимательства в России // Российское предпринимательство. 2012. - № 24 (222).

- С. 52-56.

15. Власов Е. Социальное предпринимательство: эволюция взглядов и подходов / Е. Власов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013.-№ 3. - С. 129-131.

16. Дацко С.Н. Социальные и экономические основы деятельности предприятий потребительского рынка. М.: МИЭТ, 2013. - 180 с.

17. Полтавская М. Б. Развитие социального предпринимательства в России: проблемы определения и основные характеристики // Концепт. - 2014. - Современные научные исследования. Выпуск 2. С. 48-56.

18. Официальный сайт Корпоративной социальной ответственности и социальной отчетности. иЯЬ: http:// social-responsibility.ru (дата обращения 21.06.18).

19. Стрелков И.С. Зарубежный опыт социального предпринимательства [Электронный ресурс] / И.С. Стрелков // Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/ sotiaШnks (дата обращения 21.06.18).

20. Лоссан А. Социальное предпринимательство: все только начинается//Бизнес России. - 2013. - № 5.

21. Грищенко Ю. И. Тенденции и направления развития социального предпринимательства в России / Ю. И. Грищенко // Некоммерческие организации в России.

- 2013. - № 4. - С. 38-44

22. Арай Ю. Н. Социальное предпринимательство в начале XXI века: основные понятия и страновые особенности / Ю. Н. Арай // Российский журнал менеджмента.

- 2013. - № 1. - С. 111-130.

23. Смирнов В.П. Научные подходы к пониманию предпринимательства // Теория и практика общественного развития. 2012. - № 2. - С. 272-274.

Статья поступила в редакцию 28.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.