УДК 330.3 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-12-18-22
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
ВЕТРОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Российский государственный социальный университет (РГСУ), г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
БОРОДИНА МАРИЯ ИВАНОВНА
ООО «Институт профессионального образования», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Социальное предпринимательство оказывает влияние на развитие национальной экономики, благосостояние отдельно взятых субъектов, рост деловой активности и ВВП, политические, экономические и социальные аспекты жизнедеятельности населения России. Социальное предпринимательство решает различный спектр задач, таких как: повышение экономической эффективности нетрудоспособных и временно нетрудоспособных групп граждан, лиц с частичной занятостью и занимающихся развитием собственного бизнеса. В статье выделены такие признаки социального предприятия, как: социальная задача стоит выше финансовой составляющей предприятия; предприятие стабильно, конкурентоспособно и окупаемо; есть возможность копирования и размножения опыта. Авторами выявлены препятствия для развития социального предпринимательства в России: отсутствие нормативного регулирования, усложненные процедуры регистрации и ведения деятельности, отсутствие или неэффективность мер поддержки для социальных предпринимателей, отсутствие четкого разделения между социальным предпринимательством и благотворительностью. Данный вид деятельности помогает реализовать себя в качестве индивидуального предпринимателя, иметь возможность решать беспокоящие проблемы и предоставляет возможность для создания платформы, в рамках которой любой желающий может принять участие в благотворительности. Социальное предпринимательство, осуществляя важные конструктивные функции экономической деятельности, в перспективе будет являться важным механизмом повышения уровня государственного устройства. Развитие и поддержание социального предпринимательства в Российской Федерации является одной из основных проблем, актуальность которой увеличивается с каждым годом. Основным направлением деятельности сейчас должна стать популяризация социального бизнеса, демонстрация его возможностей как «сделать что-то стоящее» и изменить мир.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, бизнес, экономика, индивидуальный предприниматель, благотворительность
Социальное предпринимательство - это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. Данный термин формирует под собой лицо, либо группу лиц, создающих новые бизнес-проекты с целью решения определенной социальной проблемы в сферах медицины, образования, здравоохранения и т. д. Исходя из определения, статус социального предпринимателя может получить только тот субъект, который развивает бизнес только исходя из расчета, что основа его деятельности - это устранение уже существующей проблемы, либо смягчение ее влияния на общество.
Любое социальное предприятие должно соответствовать трем признакам, а именно:
1. Социальная задача стоит выше финансовой составляющей предприятия (предприятие основной своей задачей ставит решение, либо смягчение какой-либо социальной проблемы).
2. Предприятие стабильно - оно конкурентоспособно и окупаемо (доходность может поступать как от продажи каких-либо товаров, либо услуг, а также от пожертвований и благотворителей).
3. Возможность копирования и размножения опыта (сочетание финансовой устойчивости и выполнение социальной миссии предполагает инновационный подход к ведению бизнеса, и отдельным аспектом следует выделить возможность копирования, возможность решить сходную социальную проблему, исходя из приобретенного опыта [1].
Одним из первых проявлений социального предпринимательства можно назвать Генри Форда.
Его основа - это то, что максимальная эффективность каждого отдельно взятого сотрудника не определялась социальным положением, уровнем здоровья и т. д. Был сформирован подход, в рамках которого, любой фабричный работник при желании мог получать средний доход за отработанный день, если он справляется со своей работой. В ходе исследования, проведенного Фордом на своей фабрике, было выявлено, что определенные виды деятельности могут выполняться служащими с ограниченными возможностями, либо временно нетрудоспособными. Одним из таких примеров стала работа в отделе по сборке комплектующих, в котором работал человек, лишенный зрения, но при этом выполняющий норму за двоих физически полноценных фабричных рабочих. В рамках завода таких примеров было множество. Также за основу была взята забота о сотрудниках, построен госпиталь, где рабочие могли восстановиться во время болезни.
Попытка использования данного подхода была осуществлена во времена Советского Союза, когда каждый имел возможность получать равноценный доход.
В настоящий момент, по данным Агентства стратегических инициатив, в России социальным предпринимательством в том или ином виде занимается только около 1 % компаний, для улучшения ситуации необходимо его увеличить хотя бы до 10 %. «Необходимо открывать возможности и создавать условия для развития предпринимательства в отечественной социальной сфере. Это даст приток новых идей, технологий, повысит качество услуг, создаст сотни тысяч рабочих мест», - считает директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский. В частности, Агентство стратегических инициатив ведет работу в этом направлении: собирает лучшие социальные практики и помогает тиражированию их в другие регионы. В планах АСИ - работа по введению новых мер поддержки для социальных предпринимателей, в том числе упрощение процедур регистрации и ведения деятельности, внедрение современных механизмов финансирования, а также развитие институтов государственно-частного партнерства в социальной сфере.
Еще одно серьезное препятствие для развития социального предпринимательства в России - это отсутствие нормативного регулирования. В настоящий момент единственный государственный документ, который дает определение социальному предпринимательству, - это приказ № 220 Минэкономразвития России [2]. При этом социальное предпринимательство понимается в нем только как «предпринимательская деятельность, направленная на решение той или иной социальной проблемы».
Она может идти как путем предоставления услуг категории лиц с ограниченными возможностями, так и путем обеспечения их занятости на предприятии. Правда, есть и другой критерий социального предпринимательства - в эту категорию попадают предприятия, которые поддерживают деятельность лиц с ограниченными возможностями по здоровью, причем количество таких сотрудников должно составлять не менее 50 % от штата, а доля их доходов - не менее 20 % от фонда оплаты труда. Однако полноценным такое определение назвать сложно.
На сегодняшний день в России есть несколько крупных организаций, которые занимаются поддержкой социального предпринимательства. Так, долгое время основным фондом поддержки социального предпринимательства был фонд «Наше будущее» Вагита Алекперова. Эта организация ежегодно проводит Всероссийский конкурс социальных проектов, по результатам которого выдает долгосрочные беспроцентные займы, а также помогает начинающим предпринимателям, предлагая им услуги по подготовке бизнес-плана. В общей сложности фонд оказал поддержку 75 социальным предпринимателям на общую сумму более 150 млн руб. Конкурсы проектов по социальному предпринимательству в России проводит также благотворительный фонд Reach for Change, представительство которого открылось в России в декабре 2011 г., а также Межрегиональная общественная организация «Достижения молодых» [3].
В 2011-2013 гг. Минэкономразвития России на реализацию мероприятий по поддержке социально ориентированных НКО выделили бюджетные средства в общем объеме 880 млн руб., из которых можно отметить:
- реализацию программ поддержки социально ориентированных НКО путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской' Федерации (600 млн руб.);
- государственную поддержку в форме предоставления субсидий социально ориентированным НКО напрямую (132 млн руб.);
- обучение работников социально ориентированных НКО (100 млн. руб.).
Опираясь на современные реалии, можно констатировать, что основные сложности, с которыми сталкивается социальный бизнес в России, это отсутствие четкого разделения между социальным предпринимательством и благотворительностью. В современной России решение социальных проблем до сих пор не воспринимается как возможность создания бизнеса, исходя из этого довольно слабо выражена законодательная база для социальных предпринимателей. Социальные предприниматели
E. A. VETROVA, M. I. BORODINA
в подавляющем большинстве - это субъекты малого и среднего бизнеса в определении, которое дает закон 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской' Федерации».
Итак, приказом Минэкономразвития определяется, что: социальное предпринимательство является социально ответственной деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на решение социальных проблем, в том числе обеспечивающих выполнение следующих условий:
а) обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 лет, предшествующих дате проведения конкурсного отбора, лиц, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50 %; а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %;
б) предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности:
- содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;
- социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
- производство и (или) реализация медицинской техники, протезно- ортопедических изделий, а также технических средств, включая ав-томототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- обеспечение культурно-просветительской деятельности (театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);
- предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;
- содействие вовлечению в социально-активную деятельность социально незащищенных групп граждан (инвалиды, сироты, выпускники детских домов, пожилые люди, люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом);
- профилактика социально опасных форм поведения граждан;
- выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой [1].
Данное определение дает возможность социальным организациям подавать заявки на государственную поддержку. Но при этом в определении не выражена основная задача социального предпринимательства как осуществление социальной миссии и инновационность подхода, что дает преимущество организациям, основа которых коммерческий характер с социальным подтекстом.
По данным статистики на 2014 г., число занятого населения в России составляет 72 млн человек. Соответственно половина населения страны являются нетрудоспособными. Как раз для того, чтобы предоставить возможность нетрудоспособному населению реализовывать себя как личность, через труд, внося собственный вклад в развитие общества, необходимо развитая сеть социальных предпринимателей, которые, реализуя собственные проекты, смогут предоставить новые рабочие места и саму возможность для людей почувствовать себя нужными.
В рамках реализации социального бизнеса, ключевым вопросом становится реализация фактора развития человеческого капитала. Социальный бизнес дает возможность людям и организациям, которые не могут в полной мере себя обеспечивать, возможность приносить какую-либо пользу обществу, путем продажи товаров или оказывая различного рода услуги. К примеру, одним из видов социального бизнеса, является организация производства специфического вида продукта «меда с ягодками». В деревне, где проживают пенсионеры без работы, был организован сбор и производство данного вида продукта. Соответственно, усилиями социального предпринимателя деревня получила возможность работать и получать доход.
Таких примеров с каждым годом становится все больше. Но большую часть из социального бизнеса или его аналогов составляют организации, которые, используя человеческую жалость и ограниченность своих подопечных, осуществляет деятельность по сбору пожертвований для поддержания своей жизнедеятельности и создания видимой занятости для лиц, для кого данный социальный проект реализуется.
Примером такого рода деятельности является создание кукол для благотворительных ярмарок, производство стульев, различного рода сувенирной продукции.
Данный подход должен быть исключен из вариантов ведения социального бизнеса как один из неэффективный и бесполезных для обеих сторон, как для общества, так и для людей, которые эту деятельность осуществляют.
Первоначальной основой для создания процветающего социального бизнеса является определение тех качеств и возможностей, которыми обладает данная социальная группа, которые они могут использовать для блага населения с максимальной эффективностью. При соблюдении условия, что социальный бизнес будет решать реально существующие задачи и будет максимально эффективно использовать человеческий ресурс, мы можем рассматривать социальный бизнес как самодостаточную единицу.
В современных экономических системах социальному предпринимательству, как одному из важнейших элементов, необходимо уделять огромное внимание со стороны представителей науки, политики и государства. Ведь социальная предпринимательская активность эффективно формирует конкурентную среду, обеспечивает рабочие места и снимает напряжение на рынке труда.
Социальное предпринимательство, осуществляя важные конструктивные функции экономической деятельности, в перспективе будет являться важным механизмом повышения уровня государственного устройства. В современном мире особое внимание необходимо уделять проблемам и перспективам социального бизнеса, рассматривая его как особую сферу в экономической области страны. Таким образом, очевидна необходимость поддержки и развития социального бизнеса в Российской Федерации.
Социальное предпринимательство - это достаточно новое и молодое направление в системе российского бизнеса, и несмотря на то, что сейчас составляет менее 1 % от общего числа предприятий в стране, набирает обороты. Основным направлением деятельности сейчас должно стать именно популяризация социального бизнеса, демонстрация его возможностей как «сделать что-то стоящее» и изменить мир. Помимо этого, Государственная и частная поддержка выведут социальный бизнес на новый уровень, по причине того, что в большинстве случаев социальные предприниматели не имеют средств на реализацию своих проектов.
Литература
1. Социальное предпринимательство в России // Аналитический центр ОАО «МСП Банк». 2013.
2. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации: Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 апреля 2013 г. № 220 (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ: http ://base. garant. ru/70369330/#ixzz4Pz4iB Vxt
3. URL: http://reachforchange.org/ru/
4. Ветрова Е. А. Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 1 (141). С. 20-24.
5. Кабанова Е. Е. Отечественный опыт развития социальной инфраструктуры городов Российской Федерации: мат-лы Ивановских чтений. 2015. № 5. С. 25-29.
6. Фролова Е. В. Социальная справедливость в российских условиях: ожидания населения и современная реальность // Социальная политика и социология. 2013. Т. 2. № 4 (97). С. 33-42.
References
1. Social'noe predprinimaterstvo v Rossii [Social en-trepreneurship in Russia] // Analiticheskij centr OAO «MSP Bank». 2013.
2. Ob organizacii provedeniya konkursnogo otbo-ra sub"ektov Rossijskoj Federacii, byudzhetam koto-ryh v 2013 godu predostavlyayutsya subsidii iz fede-ral'nogo byudzheta na gosudarstvennuyu podderzhku malogo i srednego predprinimatel'stva sub"ektami Rossijskoj Federacii: Prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF ot 24 aprelya 2013 g. № 220 (s izmeneniyami i dopolneni-yami) [About the organization of competitive selection subject of the Russian Federation, the budgets of which in 2013 provided subsidies from the federal budget for state support of small and medium business entities of the Russian Federation: Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation on April 24, 2013 № 220] // Sistema GARANT: http://base.garant.ru/70369-330/#ixzz4Pz4iB Vxt
3. URL: http://reachforchange.org/ru/
4. Vetrova E. A. Social'noe predprinimatel'stvo kak faktor social'no-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva [Social entrepreneurship as a factor of socio-economic development of society] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2015. № 1 (141). S. 20-24.
5. Kabanova E. E. Otechestvennyj opyt razvitiya so-cial'noj infrastruktury gorodov Rossijskoj Federacii: mat-ly Ivanovskih chtenij [The domestic experience of social infrastructure of cities of the Russian Federation: Materials of Ivanovo readings]. 2015. № 5. S. 25-29.
6. Frolova E. V. Social'naya spravedlivost' v ros-sijskih usloviyah: ozhidaniya naseleniya i sovremennaya real'nost' [Social justice in the Russian conditions: the expectations of the population and the modern reality] // Social'naya politika i sociologiya. 2013. T. 2. № 4 (97). S. 33-42.
E. A. VETROVA, M. I. BORODINA
* * *
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A DEVELOPMENT FACTOR OF THE COMPANY
VETROVA EKATERINA ALEKSANDROVNA Russian State Social University (RSSU) Moscow, The Russian Federation, e-mail: [email protected]
BORODINA MARIYA IVANOVNA Professional Education Institute Moscow, The Russian Federation, e-mail: [email protected]
Social entrepreneurship influences to the development of the national economy, the welfare of individual entities, growth of business activity and GDP, to the political, economic and social aspects of life of the Russian population. Social entrepreneurship solve various range of tasks, such as: improving the economic efficiency of the unemployable citizens, people with part-time job and people who working on develop their own business. The article highlights the features of social enterprise such as: social task is higher than the financial component of the enterprise; the company is stable, competitive and profitability; there is a possibility of copying and reproduction experience. The authors have identified obstacles to the development of social entrepreneurship in Russia: the absence of regulation, the complicated registration procedures and maintenance activities, the absence or ineffectiveness of measures to support social entrepreneurs, the lack of a clear separation between social entrepreneurship and charity. This kind of activity helps to realize myself as an individual entrepreneur, to be able to solve the problems and provides an opportunity to create a platform through which anyone can take part in the charity. Social entrepreneurship, in the implementation of important structural features of economic activity will be an important mechanism for increasing the level of government in the future. Development and maintenance of social entrepre-neurship in the Russian Federation is one of the main problems, the relevance of which increases with each passing year. The main direction of activity must become the popularization of social business, a demonstration of his capabilities as "do something worthwhile" and change the world.
Key words: social entrepreneurship, business, economy, private entrepreneur, charity