УДК 796.011.3 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-138-149
ОБОБЩЕНИЕ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ
О.Г. Румба, Е.С. Борисов, Д.К. Гармаева, А.Н. Ким
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация
В статье представлены результаты исследования опыта построения дистанционного обучения физической культуре в период пандемии COVID-19 в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (далее - СВФУ). Полученные данные изложены в порядке сопоставления с данными, опубликованными Т.Е. Веселкиной с соавт. [1, 2] по результатам аналогичных исследований в Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I (далее - ПГУПС). Цель исследования состоит в обобщении результативности апробированных подходов к построению дистанционного обучения физической культуре в вузах.
Методы и организация исследования. Основными методами исследования являются опрос в виде анкетирования, математико-статистическая обработка данных, общелогические методы теоретического исследования - анализ, сравнение, обобщение, систематизация. Исследование проводилось с января по март 2022 года на базе СВФУ и включало анкетный опрос студентов 1-3 курсов всех факультетов, в программе обучения которых предусмотрены дисциплины «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Всего опрошено 1040 студентов, из которых юношей 334 человека, девушек - 706 человек, на 1-м курсе обучаются 47 респондентов, на 2-м курсе - 512 респондентов, на 3-м курсе - 481 респондент.
Результаты исследования. В ходе представления результатов исследования осуществлена условная дифференциация направленности вопросов применённой анкеты на пять векторов: опыт дистанционного обучения (вопрос 1); отношение к дистанционному обучению (вопросы 2-3); организация дистанционного обучения (вопросы 4-8); результаты дистанционного обучения (вопросы 9-12); содержание физкультурных занятий в дистанционном режиме (вопрос 13). Это позволило более детально и наглядно рассмотреть сходства и различия между выборками студентов из СВФУ и ПГУПС. В результате было установлено общее сходство в построении дистанционного обучения физической культуре в исследуемых вузах. Различия в основном проявились в техническом обеспечении дистанционного взаимодействия между преподавателями и студентами и в ряде аспектов, характеризующих формы и способы обмена учебной информацией.
Заключение. Сопоставление и обобщение результатов исследования опыта построения дистанционного обучения физической культуре в период пандемии COVID-19 в СВФУ и ПГУПС в целом свидетельствует об однородности данного процесса в обоих вузах. Полученные в исследовании данные об апробированных формах физкультурных занятий, способах обмена учебной информацией, ресурсах электронного взаимодействия, направленности физических упражнений послужат содержательной основой для дальнейших исследований по научному обоснованию технологии нормирования двигательной активности студентов, обучающихся в регионах с продолжительными суровыми зимами. Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая культура, студенты, преподаватели, педагогический опыт, взаимодействие участников образовательного процесса, формы учебных занятий, виды физических упражнений, электронные ресурсы, результативность занятий, анкетирование.
GENERALIZATION OF THE APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN PHYSICAL EDUCATION IN UNIVERSITIES О.G. Rumba, e-mail: [email protected], ORCID:0000-0002-9257-3986 Ye.S. Borisov, e-mail: [email protected], ORCID:0000-0002-7401-5008; D.K. Harmayeva, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6341-0109 ^N. mm, e-mail: [email protected], ORCID:0000-0003-0099-3391
North-Eastern Federal University in Yakutsk named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia Abstract
The article presents the results of a study of the experience of organizing distance learning in physical education during the COVID-19 Pandemic at the North-Eastern Federal University in Yakutsk named after M.K. Ammosov (hereinafter - NEFU). The obtained data are presented in the order of comparison with the data published by T.E. Veselkina et al. [1, 2] based on the results of similar studies at the Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (hereinafter - PGUPS).
The objective of the study is to generalize the effectiveness of the approved approaches to the organization of distance learning in physical education in universities.
Methods and organization of research. The main research methods used in the study are a survey in the form of a questionnaire, mathematical and statistical data processing, general logical methods of theoretical research, namely, analysis, comparison, generalization and systematization. The study was conducted from January to March 2022 in NEFU and included a questionnaire survey of 1st, 2nd and 3rd year students of the faculties, whose training program includes the disciplines "Physical culture and Sports" and "Elective courses in physical culture and sports". A total of 1,040 students were interviewed, including 334 male and 706 female participants, 47 respondents are 1st year students, 512 respondents are 2nd year students, 481 respondents are 3rd year students.
The results of the study. During the presentation of the research results, we carried out the conditional differentiation of the focus of the applied questionnaire questions into five vectors: the experience of distance learning (question 1); attitude to distance learning (questions 2-3); the organization of distance learning (questions 4-8); the results of distance learning (questions 9-12) and the content of physical education classes in remote mode (question 13). This made it possible to examine in more detail the similarities and differences between the samples of students from NEFU and PGUPS. As a result, a general similarity was established in the organization of distance learning of physical education in the universities under study. The differences were found mainly in the technical support of remote interaction between teachers and students and in a number of aspects characterizing the forms and methods of the educational information exchange.
Conclusion. Comparison and generalization of the results of the study of the experience of organizing distance learning in physical education during the COVID-19 Pandemic in NEFU and PGUPS as a whole indicates the homogeneity of this process in both universities. The data obtained in the study on the approved forms of physical education classes, methods of exchanging educational information, electronic interaction resources, and the focus of physical exercises will serve as a meaningful basis for further research on the scientific justification of the technology of rationing the motor activity of students studying in the regions with long severe winters. Keywords: distance learning, physical education, students, teachers, pedagogical experience, interaction of participants in the educational process, forms of training types of physical exercises, electronic resources, the effectiveness of classes, questionnaires
ВВЕДЕНИЕ
В 2023 году Российской академией образования (далее - РАО) был разработан Перечень актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании [4], рекомендованный к использованию при подготовке и экспертизе диссертаций Президиумом РАО (постановление Президиума РАО от 25.05.2023 г. №4/1) и Президиумом ВАК при
Минобрнауки России (рекомендация Президиума ВАК при Минобрнауки России от 14.07.2023 г. №21/6). Согласно данному Перечню к числу актуальных тематик по специальности 5.8.4 - Физическая культура и профессиональная физическая подготовка относятся темы под шифром 4.4.8 «Факторы и условия нормирования двигательной активности населения в разных субъектах Российской Фе-
дерации» и под шифром 4.25.4 «Содержание, направленность и методы физического воспитания обучающихся, проживающих на территориях с экстремальными условиями природной среды».
В соответствии с обозначенными темами в настоящее время в Институте физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (далее - СВФУ) проводятся исследования, направленные на научное обоснование технологии нормирования двигательной активности студентов, обучающихся в регионах с продолжительными суровыми зимами. На поисковом этапе проведена серия исследований, которые включали обобщение мнений специалистов, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность со студентами в Республике Саха (Якутия) [6], опрос студентов СВФУ об организации их двигательной активности в разные периоды календарного года [7], выявление динамики двигательной активности студентов СВФУ в годовом цикле (365 дней) на основании ежедневных показаний электронных мобильных средств мониторинга (исследование завершится 01.02.2024 г.). Имеющиеся на текущий момент данные подтверждают, что двигательная активность студентов, проживающих в регионах с продолжительными суровыми зимами, в значительной степени определяется климатическими особенностями местности и, соответственно, требует специфических подходов к регулированию. В частности, заслуживают особого внимания факты колебания температур в 1000С на протяжении календарного года (до -600 зимой и до +400 летом), продолжительность холодного периода года около восьми месяцев (с начала октября по май), преимущественное пребывание людей в закрытых отапливаемых помещениях небольшого размера, низкая доступность спортивных объектов, либо их отсутствие в местах компактного проживания населения, значительная удалённость населённых пунктов и периоды их транспортной недоступности при смене времён года на реке Лена.
В целом в ходе поисковых исследований было определено, что ключевым в регулировании двигательной активности студентов, обучающихся в регионах с продолжительными суро-
выми зимами, является формирование у них опыта самостоятельной физкультурной деятельности в дистанционном режиме под руководством специалиста. Можно предположить, что формирование этого опыта целесообразно осуществлять в рамках учебного процесса по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту» путём регламентации самостоятельной работы студентов, в том числе с задействованием дистанционных технологий [8, 10]. В этом смысле бесценными являются накопленные в период пандемии СОУГО-19 знания и практические наработки по организации дистанционных занятий физической культурой [5, 12, 13, 14 и др.], появление которых в нашей стране было обусловлено Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 года №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронави-русной инфекции на территории Российской Федерации» [3].
Вместе с тем изучение специальной литературы по проблеме реализации физкультур-но-спортивной деятельности студентов в дистанционном режиме свидетельствует о разных вариантах и способах её организации, эффективность которых определяется в числе прочего возможностями вуза и климатогеографиче-скими особенностями местности [9, 11]. В связи с этим, прежде чем приступать к разработке технологии нормирования двигательной активности студентов, обучающихся в регионах с продолжительными суровыми зимами, было принято решение изучить и обобщить опыт дистанционного обучения, полученный студентами СВФУ в период пандемии СОУГО-19.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с января по март 2022 года на базе СВФУ и включало анкетный опрос студентов 1-3 курсов всех факультетов, в программе обучения которых предусмотрены дисциплины «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре
и спорту». Опрос проводился с использованием анкеты, разработанной одним из соавторов статьи - О.Г. Румба совместно с Т.Е. Веселкиной и апробированной в исследованиях коллектива кафедры «Физическая культура» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (далее -ПГУПС) [1, 2]. Анкета включает 13 вопросов, направленных на уточнение опыта дистанционного обучения студентов и выявление наиболее эффективных способов дистанционного сопровождения занятий по физической культуре в вузе. Содержание анкеты было внесено в электронные гугл-формы, что позволило провести анкетирование удалённым способом. Всего было опрошено 1040 студентов, из которых юношей 334 человека, девушек - 706 человек; на 1-м курсе обучаются 47 респондентов, на 2-м курсе - 512 респондентов, на 3-м курсе - 481 респондент.
Результаты опроса студентов СВФУ представлены в статье в сравнении с данными, полученными Т.Е. Веселкиной с соавт. [1, 2] по результатам опроса студентов ПГУПС в 2021 году. Дополнительный интерес к сопоставлению указанных выборок обусловлен фактом географического расположения вузов: СВФУ расположен в восточном регионе России (г. Якутск) с резко континентальным климатом и суровыми зимами, ПГУПС - в западном регионе России (г. Санкт-Петербург) с климатом, переходным от континентального к морскому, и умеренно мягкими зимами. Таким образом, основными методами исследования являются опрос в виде анкетирования, математико-статистическая обработка данных, общелогические методы теоретического исследования - анализ, сравнение,обобщение, систематизация.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные в результате анкетирования данные в полном объёме представлены в таблице. Направленность вопросов анкеты условно можно разделить на пять векторов: опыт дистанционного обучения (вопрос 1); отношение к дистанционному обучению (вопросы 2-3); организация дистанционного обучения (вопросы 4-8); результаты дистанционного обуче-
ния (вопросы 9-12); содержание физкультурных занятий в дистанционном режиме (вопрос 13). Дифференциация ответов респондентов по указанным векторам явственно показывает сходства и различия между выборками студентов из СВФУ и ПГУПС.
В частности, предшествующий периоду пандемии опыт дистанционного обучения более выражен у студентов ПГУПС: 31% уже сталкивались с таким вариантом обучения (в СВФУ -15%), 66% апробировали данный формат впервые (в СВФУ - 83%). Вместе в тем, очевидно, что вынужденный режим самоизоляции обусловил новый опыт построения обучения для большинства студентов.
По вопросам отношения к дистанционному обучению в вузе мнения респондентов в целом совпадают. Так, положительно оценили общую тенденцию к внедрению дистанционных технологий в учебный процесс около 72% студентов ПГУПС и около 70% студентов СВФУ (ответы: «положительно» и «скорее, положительно»). Отношение конкретно к дистанционному обучению физической культуре неоднозначно в обоих вузах и поляризуется практически поровну: положительное у 48% студентов СВФУ и 45% студентов ПГУПС, отрицательное у 44% и 48% соответственно.
Организационные аспекты дистанционного обучения физической культуре в период пандемии в исследуемых вузах, по свидетельству студентов, существенно различались. В частности, в СВФУ данный формат преимущественно использовался при проведении практических (83%) и самостоятельных физкультурных занятий (75%); в ПГУПС - при проведении лекционных (52%) и практических (51%) занятий. При этом, по оценке студентов СВФУ, дистанционные технологии наиболее уместны в самостоятельных (61%), лекционных (60%), практических (48%)занятиях; по оценке студентов ПГУПС - в основном в лекционных занятиях (84%).
Отчётливые различия между выборками проявляются по вопросу преимущественного использования электронных ресурсов для взаимодействия с преподавателями физической культуры. В СВФУ подавляющее большинство студентов активно пользовались программой ZOOM (89%), в ПГУПС данный ресурс был ме-
нее востребован (37%). И наоборот, в ПГУПС особым спросом пользовалась электронная почта (79%), к помощи которой в СВФУ прибегали лишь 25% студентов. Помимо перечисленного в СВФУ широко задействовали возможности обучающей платформы вуза (69%) и мессенджеров (49%). В ПГУПС к ним обращались 41% и 7% студентов соответственно. Самым удобным ресурсом для взаимодействия с преподавателями физической культуры 74% студентов СВФУ назвали платформу ZOOM, 80% студентов ПГУПС - электронную почту. Касательно способов предоставления учебной информации в рамках дистанционного обучения физической культуре между исследуемыми вузами наблюдаются заметные различия в процентных величинах при том, что в ранговом отношении данные во многом совпадают. Так, наиболее востребованным способом обратной связи между участниками образовательного процесса в период пандемии являлось самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с инструкцией, подготовленной преподавателем: 70% в СВФУ, 39% в ПГУПС. Кроме того, в СВФУ активно практиковали выполнение физических упражнений под руководством преподавателя в онлайн режиме - 68% (в ПГУПС 26%), видеозапись самостоятельного выполнения физических упражнений с последующей отсылкой преподавателю в формате видеоролика - 59% (в ПГУПС 36%), самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с материалом обучающих видеороликов, размещённых в открытых ресурсах, - 49% (в ПГУПС 30%). В ПГУПС к числу способов обмена учебной информацией, равно востребованных с перечисленными, также относятся просмотр по ссылке записанной преподавателем лекции - 36% (в СВФУ 21%) и чтение лекции преподавателем в онлайн - режиме - 31% (в СВФУ 20%).
Оценочные суждения об эффективности дистанционного формата обучения физической культуре в целом совпадают у студентов обоих вузов: менее эффективным, чем очный формат, его считают 44% студентов СВФУ и 41% студентов ПГУПС; равно эффективным с очным форматом - 32% студентов СВФУ и 33% студентов ПГУПС. По вопросу влияния дис-
танционных занятий на мотивацию к физкультурной деятельности позицию студентов можно охарактеризовать как неопределённую, поскольку мнения равномерно распределились между разнополярными вариантами ответов: 34% респондентов в обоих вузах считают, что мотивация не изменилась; 29% в СВФУ и 22% в ПГУПС - считают, что она снизилась; 27% в СВФУ и 25% в ПГУПС - считают, что увеличилась. Главными положительными сторонами дистанционного обучения физической культуре студенты назвали экономию времени (64% в СВФУ, 74% в ПГУПС), больше свободы в планировании занятости (55% в СВФУ, 39% в ПГУПС), возможность индивидуального дозирования физической нагрузки (44% в СВФУ, 25% в ПГУПС). Главными отрицательными сторонами дистанционного обучения физической культуре - снижение тренировочного эффекта занятий (33% в СВФУ, 28% в ПГУПС), недостаточность контроля за физической нагрузкой со стороны преподавателя (30% в СВФУ, 37% в ПГУПС), снижение качества занятий (30% в СВФУ, 31% в ПГУПС), снижение интереса к занятиям (29% в СВФУ, 14% в ПГУПС). К числу физических упражнений, наиболее подходящих для использования в дистанционном формате, студенты исследуемых вузов согласованно отнесли три вида: общераз-вивающие упражнения (78% в СВФУ, 87% в ПГУПС), на развитие гибкости (56% в СВФУ, 36% в ПГУПС), оздоровительные упражнения (41% в СВФУ, 25% в ПГУПС). Кроме того, были отмечены гимнастические упражнения (31% в СВФУ, 19% в ПГУПС), на развитие координации (30% в СВФУ, 18% в ПГУПС), на развитие силы (25% в СВФУ, 22% в ПГУПС).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сопоставление и обобщение результатов исследования опыта построения дистанционного обучения физической культуре в период пандемии COVID-19 в СВФУ и ПГУПС в целом свидетельствует об однородности данного процесса в обоих вузах. Различия в основном проявились в техническом обеспечении дистанционного взаимодействия между преподавателями и студентами и в ряде аспектов, характеризующих формы и способы обмена учебной информацией. Так, в СВФУ дистан-
Таблица - Результаты анкетирования студентов 1-3 курсов СВФУ и ПГУПС по проблеме применения дистанционных технологии в обучении физической культуре в период пандемии СО^й-19[данные ПГУПС привод. по: 1-2]
Table - Results of a survey of 1st, 2nd and 3rd-year students of NEFU and PSUPS on the problem of the use of distance technologies in physical education during the COVID-19 Pandemic [PSUPS data. by: 1-2]
№ п/п Вопросы анкеты и варианты ответа ПГУПС (n=538) СВФУ (n=1040)
кол-во чел. % кол-во чел. %
1 С началом пандемии (март 2020 года) явилось ли дистанционное обучение новым опытом для Вас (независимо от учебной дисциплины):
нет, не явилось, я уже обучался(лась) с применением дистанционных технологий 166 30,86% 151 14,52%
да, стало новым опытом 355 65,99% 864 83,08%
затрудняюсь с ответом 17 3,16% 25 2,40%
2 Ваше общее отношение к внедрению дистанционных технологий в обучение в вузе:
положительное 191 35,50% 290 27,89%
скорее, положительное 198 36,80% 436 41,92%
скорее, отрицательное 82 15,24% 165 15,87%
отрицательное 29 5,39% 67 6,44%
отношение ещё не сформировалось 38 7,06% 82 7,89%
3 Ваше отношение к внедрению дистанционных технологий в обучение физической культуре:
положительное 133 24,72% 237 22,79%
скорее, положительное 108 20,07% 266 25,58%
скорее,отрицательное 129 23,98% 234 22,50%
отрицательное 128 23,79% 219 21,06%
отношение ещё не сформировалось 40 7,44% 84 8,08%
4 В период обусловленного пандемией дистанционного формата обучения в каких формах учебных занятий по физической культуре применялись дистанционные технологии в Вашем вузе (допустимы несколько ответов):
лекционные занятия 282 52,42% 333 32,02%
практические занятия 276 51,30% 861 82,79%
самостоятельные занятия 189 35,13% 777 74,71%
контрольные занятия 75 13,94% 358 34,42%
5 На Ваш взгляд, в каких формах учебных дистанционных технологий обучения " занятий по физической культуре уместно использование (допустимы несколько ответов):
лекционные занятия 452 84,02% 620 59,62%
практические занятия 159 29,55% 494 47,50%
самостоятельные занятия 159 29,55% 638 61,35%
контрольные занятия 59 10,97% 271 26,06%
6 В период обусловленного пандемией дистанционного формата обучения какими электронными ресурсами взаимодействия с преподавателями физической культуры Вы пользовались (допустимы несколько ответов):
электронная почта 425 79,00% 257 24,71%
социальная сеть 103 19,15% 225 21,64%
мессенджер 40 7,44% 514 49,42%
обучающая платформа вуза 219 40,71% 722 69,42%
ZOOM 201 37,36% 922 88,65%
Skype 24 4,46% 22 2,12%
7 На Ваш взгляд, какие из электронных ресурсов взаимодействия с преподавателями физической культуры оказались наиболее удобными и эффективными (допустимы несколько ответов):
электронная почта 428 79,55% 128 12,31%
социальная сеть 83 15,43% 149 14,33%
мессенджер 49 9,11% 382 36,73%
обучающая платформа вуза 154 28,63% 400 38,46%
ZOOM 173 32,16% 773 74,33%
Skype 11 2,05% 15 1,44%
8 В период обусловленного пандемией дистанционного формата обучения какие способы предоставления учебной информации применялись в рамках освоения материала физической культуры в Вашем вузе (допустимы несколько ответов):
чтение лекции преподавателем в онлайн режиме 167 31,04% 211 20,29%
просмотр по ссылке записанной преподавателем лекции 194 36,0% 220 21,15%
рассылка преподавателем ссылок на готовые (чужие) лекции, размещённые в открытых ресурсах 116 21,56% 169 16,25%
рассылка преподавателем по почте текста лекции с презентацией 53 9,85% 77 7,40%
рассылка преподавателем по почте плана лекции и списка специальной литературы для самостоятельного изучения 38 7,06% 70 6,73%
выполнение физических упражнений под руководством преподавателя в онлайн - режиме 142 26,39% 703 67,60%
самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с инструкцией, подготовленной преподавателем 210 39,03% 726 69,81%
самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с рекомендованной учебной литературой 61 11,34% 200 19,23%
самостоятельное выполнение физических упражнений в соответствии с материалом обучающих видеороликов, размещённых в открытых ресурсах 162 30,11% 506 48,65%
видеозапись самостоятельного выполнения физических упражнений и отсылка преподавателю в формате видеоролика 194 36,06% 617 59,33%
отсылка преподавателю графика самостоятельных занятий физической культурой и дневника самонаблюдений 34 6,32% 104 10,00%
подготовка и пересылка преподавателю рефератов на заданные темы 99 18,40% 112 10,77%
подготовка и пересылка преподавателю презентаций на заданные темы 26 4,83% 52 5,00%
устный ответ преподавателю на контрольные вопросы в онлайн режиме 15 2,79% 48 4,62%
контрольное тестирование в онлайн режиме 106 19,70% 184 17,69%
контрольное тестирование в письменном виде 21 3,90% 58 5,58%
Насколько эффективным именно для Вас оказался дистанционный формат обучения физической культуре по сравнению с очным форматом:
более эффективным, чем очный формат 74 13,76% 104 10,00%
9 равно эффективным с очным форматом 180 33,46% 335 32,21%
менее эффективным, чем очный формат 218 40,52% 455 43,75%
не эффективным 66 12,27% 138 13,27%
Как повлиял обусловленный пандемией дистанционный формат обучения физической культуре на Вашу мотивацию к занятиям (допустимы несколько ответов):
увеличилась мотивация к вузовским физкультурным занятиям 131 24,35% 121 11,64%
10 увеличилась мотивация к физкультурным занятиям в рамках специальных учреждений физической культуры (фитнес-центры, спортивные секции и т.д.) 109 20,26% 101 9,71%
увеличилась мотивация к самостоятельным физкультурным занятиям 137 25,47% 284 27,31%
мотивация к физкультурным занятиям не изменилась 183 34,02% 358 34,42%
снизилась мотивация к физкультурным занятиям 119 22,12% 297 28,56%
мотивация к физкультурным занятиям изначально отсутствовала 32 5,95% 52 5,00%
В чём, по Вашему мнению, заключаются положительные стороны дистанционного формата обучения физической культуре (допустимы несколько ответов):
экономия времени 399 74,16% 662 63,65%
больше свободы в планировании времени (занятости) 208 38,66% 574 55,19%
возможность индивидуально дозировать физическую нагрузку 134 24,91% 457 43,94%
11 возможность апробировать разные виды физических упражнений 35 6,51% 120 11,54%
более доступный индивидуальный диалог с преподавателем 52 9,67% 99 9,52%
большая осознанность при 26 4,83% 171 16,44%
выполнении физических упражнений
увеличение интереса к теоретическим знаниям по физической культуре 20 3,72% 70 6,73%
освоение новых форм обучения 85 15,80% 314 30,19%
положительные стороны отсутствуют 60 11,15% 90 8,65%
В чём, по Вашему мнению, заключаются отрицательные стороны дистанционного формата обучения физической культуре (допустимы несколько ответов):
недостаточность контроля за физической нагрузкой со стороны 199 36,99% 315 30,29%
преподавателя
недостаточность методических указаний со стороны преподавателя 75 13,94% 178 17,12%
снижение качества занятий 169 31,41% 319 30,67%
снижение тренировочного эффекта занятий 149 27,70% 348 33,46%
12
отсутствие возможности заниматься предпочитаемыми видами физических упражнений 69 12,83% 249 23,94%
трудности в усвоении теоретических знаний по физической культуре 41 7,62% 129 12,40%
снижение интереса к занятиям 77 14,31% 303 29,14%
технические трудности при обеспечении дистанционного 119 22,12% 282 27,12%
взаимодействия
отрицательные стороны отсутствуют 115 21,38% 207 19,90%
На Ваш взгляд, какие виды физических упражнений наиболее уместны для использования в дистанционном формате занятий (допустимы несколько ответов):
общеразвивающие упражнения 469 87,18% 810 77,89%
упражнения на развитие силы 120 22,31% 259 24,90%
упражнения на развитие гибкости 191 35,50% 585 56,25%
упражнения на развитие выносливости 67 12,45% 253 24,33%
13 упражнения на развитие координации 96 17,84% 313 30,10%
упражнения на развитие быстроты 32 5,95% 107 10,29%
гимнастические упражнения 104 19,33% 322 30,96%
легкоатлетические упражнения 21 3,90% 107 10,29%
игровые упражнения 41 7,62% 152 14,62%
упражнения в единоборствах 15 2,79% 33 3,17%
упражнения в плавании 14 2,60% 50 4,81%
оздоровительные упражнения 137 25,47% 423 40,67%
Примечание: * - Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); ПГУПС - Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (г. Санкт-Петербург
Note: * - North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (Yakutsk); PGUPS - Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (St. Petersburg).
ционный формат реализовывался преимущественно в практических и самостоятельных занятиях с использованием программы ZOOM, обучающей платформы вуза, мессенджеров, а в ПГУПС - преимущественно в лекционных и практических занятиях с использованием электронной почты, обучающей платформы вуза, программы ZOOM.
В остальном можно отметить схожие тенденции в исследуемых вузах, несмотря на их расположенность в разных географических точках страны (восточный и западный регионы). В частности, установлено, что для большинства студентов с началом пандемии опыт дистанционного обучения стал новым. Большинство выразили общее положительное отношение к внедрению дистанционных технологий в учебный процесс в вузе, однако касательно обучения физической культуре оценки более сдержанны и практически поровну поляризуются между положительными и отрицательными ответами. Аналогичная размытость в суждениях отмечается в сопоставлении эффективности очного и дистанционного форматов обучения физической культуре, а также в оценке влияния дистанционного обучения на моти-
вацию к физкультурной деятельности. Иными словами, можно сделать вывод, что студенты в основном не определились в своём отношении к дистанционному обучению физической культуре. При этом они достаточно чётко и согласованно указали его положительные и отрицательные стороны.
В целом полученные данные позволяют сформировать содержательную основу для дальнейшей перспективы проводимых в Институте физической культуры и спорта СВФУ исследований, направленных на разработку технологии нормирования двигательной активности студентов, обучающихся в регионах с продолжительными суровыми зимами. Очевидна целесообразность включения в данную технологию фрагментов дистанционного обучения, базой для методического сопровождения которого являются полученные в настоящем исследовании данные об апробированных в период пандемии и оценённых по показателям доступности, эффективности, удобства формах физкультурных занятий, способах обмена учебной информацией, ресурсах электронного взаимодействия, направленности физических упражнений.
ЛИТЕРАТУРА
1) Веселкина, Т.Е. Некоторые итоги применения дистанционных технологий в обучении студентов физической культуре в период Пандемии / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, Н.В. Карманова, С.В. Кононов // Мир образования - образование в мире, 2021. №4(84), С. 286-296. DOI: 10.51944/2073-8536_2021_4_286.
2) Веселкина, Т.Е. Опыт построения дистанционного обучения физической культуре в вузе в период Пандемии / Т.Е. Веселкина, О.Г. Румба, Н.В. Карманова, С.В. Кононов // Культура физическая и здоровье, 2022. №1(81), С. 65-73. DOI: 10.47438/1999-3455_2022_1_65.
3) Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации: приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 года № 397 // Минобрнауки России [Официальный сайт]. - Режим доступа: https://www.minobrnauki.gov.ru/ documents/7ELEMENT_IDM8515 (дата обращения: 14.04.2021).
4) Перечень актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании / Российская академия образования, Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки России. М., 2023. Текст: электр. Режим доступа: http://rao.rusaca-demedu.ru/wp-content/upLoads/2023/09/3_broshjura_ perechen-aktuaLnyh-tematik-08.09_itog_redaktor-.pdf (дата обращения: 14.11.2023)
5) Постольник, Ю.А. Дисциплина «Физическая культура и спорт» в период Пандемии: проблемы и реализация / Ю.А. Постольник, Ю.А. Бубенцова, Н.А. Белоножкина, Т.С. Корженевская // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2021. Т.16, №2. С. 77-83. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-2-77-83
6) Румба, О.Г. Об особенностях дополнительных физкультурных занятий студентов в Республике Саха (Якутия) / О.Г. Румба, Е.С. Борисов, Д.К. Гармаева, А.Н. Ким, Н.В. Саввина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2022, вып. 12(214). С. 491-497. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.
REFERENCES
1) VesesLkina T.E. Some results of the use of distance technologies in instructing students in Physical Culture during the Pandemic / T.E. VeseLkina, O.G. Rumba, N.V. Karmanova, S.V. Kononov // The world of education -education in the world, 2021. No4(84), pp. 286-296. DOI: 10.51944/2073-8536_2021_4_286.
2) VeseLkina T.E. The experience of organizing distance Learning of PhysicaL cuLture at a university during a Pandemic / T.E. VeseLkina, O.G. Rumba, N.V. Karmanova, S.V. Kononov // PhysicaL cuLture and HeaLth, 2022. No1(81), pp. 65-73. DOI: 10.47438/1999-3455_2022_1_65.
3) On the organization of educationaL activities in organizations impLementing higher education programs and
7) Румба, О.Г. Сопоставление двигательной активности студентов восточного и западного регионов России в разные периоды календарного года / О.Г. Румба, Т.Е. Веселкина, Е.С. Борисов, Т.В. Сизова // Наука и спорт: современные тенденции, 2023. Том 11 №2, С. 146-155. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-2-146-155.
8) Русаков, А.А. Формирование мотивации к самостоятельности в организации двигательной деятельности в педагогическом вузе / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2018, вып. 3(157). С. 261-264.
9) Смирнова, А.С. Организация дистанционного обучения студентов в условиях Пандемии / А.С. Смирнова // Вестник Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, 2020. №4(41), С. 93-100. DOI: 10.24412/2227-1384-2020-4-93-100.
10) Смирнова, Е.И.Мобильные приложения как средство активизации самостоятельной работы по физической культуре студентов / Е.И. Смирнова, О.А. Сухостав, Н.В. Матюнина // Вестник Томского государственного университета, 2022. №474. С. 22-28. DOI: 10.17223/15617793/474/3.
11) Чигинцева, А.А. Актуальные проблемы дистанционного обучения / А.А. Чигинцева // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2018. №3(19), С. 10-13.
12) Щетинина, С.Ю. Организация дистанционного обучения в вузе по дисциплине «Физическая культура и спорт» в период Пандемии / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2021, вып. 3 (193). С. 507-514. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p507-514.
13) Friskawati G.F. ELementary schooL physicaL education teachers' attitudes toward the use of mobiLe Learning during Covid-19 Pandemic / G.F. Friskawati, V.A. Karis-man, D. Supriadi, M.R. Stephani // InternationaL JournaL of Human Movement and Sports Sciences, 2021. Т.9, №3. С. 488-494. DOI: 10.13189/saj.2021.090314.
14) Hrehorowicz A. Sports in coLLege - opinions of generation z about physicaL education during the Covid-19 Pandemic / A. Hrehorowicz // JournaL of PhysicaL Education and Sport, 2021. Т.21, № SuppL. 2. С. 1091-1097. DOI: 10.7752/jpes.2021.s2137.
relevant additional professional programs in the conditions of preventing the spread of a new coronavirus infection in the territory of the Russian Federation: Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 397 dated March 14, 2020 // Ministry of Education and Science of the Russian Federation [Official website]. - Access mode: https://www. minobrnauki.gov.ru/documents/7ELEMENT_IDM8515 (accessed: 04/14/2021).
4) List of current topics of thesis research in the field of education sciences / Russian Academy of Education, Higher Attestation Commission under the Ministry of Education and Science of Russia. Moscow, 2023. Text: electr. Access mode: http://rao.rusacademedu.ru/wp-
content/upLoads/2023/09/3_broshjura_perechen-aktu-aLnyh-tematik-08.09_itog_redaktor-.pdf (date of application: 14.11.2023)
5) PostoLnikYu.A. Discipline "Physical culture and sport" during the Pandemic: probLems and impLementation / Yu.A. PostoLnik, Yu.A. Bubentsova, N.A. BeLonozhkina, T.S. Korzhenevskaya // PedagogicaL-psychoLogicaL and medico-bioLogicaL probLems of physicaL cuLture and sports, 2021. VoL.16, No2. pp. 77-83. DOI: 10.14526/2070-47982021-16-2-77-83
6) Rumba O.G. On specificity of additionaL physicaL education cLasses for students in the repubLic of Sakha (Yakutia) / O.G. Rumba, E.S. Borisov, D.K. Garmaeva, A.N. Kim, N.V. Savvina // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2022, issue 12(214). pp. 491-497. DOI: 10.34835/ issn.2308-1961.2022.12.
7) Rumba O.G. Comparison of motor activity of students of the eastern and western regions of Russia in different periods of the caLendar year / O.G. Rumba, T.E. VeseLkina, E.S. Borisov, T.V. Sizova // Science and Sport: modern trends, 2023. VoLume 11 No2, pp. 146-155. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-2-146-155.
8) Rusakov A.A. Formation of motivation for independence in the organization of motor activity in a pedagogicaL university / A.A. Rusakov, V.R. Kuzekevich // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University, 2018, issue 3(157). pp. 261-264.
9) Smirnova A.S. Organization of distance Learning of students in the conditions of a Pandemic / A.S. Smirnova
// BuLLetin of the Amur State University named after ShoLom ALeichem, 2020. No4(41), pp. 93-100. DOI: 10.24412/2227-1384-2020-4-93-100.
10) Smirnova E.I. MobiLe appLications as a means of activating independent work on physicaL cuLture of students / E.I. Smirnova, O.A. Sukhostav, N.V. Matyunina // BuLLetin of Tomsk State University, 2022. No474. pp. 22-28. DOI: 10.17223/15617793/474/3.
11) Chigintseva A.A. ActuaL probLems of distance Learning / A.A. Chigintseva // Skif. Questions of Student Science, 2018. No3(19), pp. 10-13. ~
12) ShchetininaS.Yu. Organization of distance Learning in higher education in the discipLine "PhysicaL cuLture and sport" during the Pandemic / S.Yu. Shchetinina // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2021, issue 3 (193). pp. 507-514. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p507-514.
13) Friskawati G.F. ELementary schooL physicaL education teachers' attitudes toward the use of mobiLe Learning during Covid-19 Pandemic / G.F. Friskawati, V.A. Karis-man, D. Supriadi, M.R. Stephani // InternationaL JournaL of Human Movement and Sports Sciences, 2021. T.9, №3. C. 488-494. DOI: 10.13189/saj.2021.090314.
14) Hrehorowicz A. Sports in coLLege - opinions of generation z about physicaL education during the Covid-19 Pandemic / A. Hrehorowicz // JournaL of PhysicaL Education and Sport, 2021. T.21, № SuppL. 2. C. 1091-1097. DOI: 10.7752/jpes.2021.s2137.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Румба Ольга Геннадьевна (Rumba Olga Gennadyevna)- доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры «Теория и методика спорта, спортивной кинезиологии, оздоровительной и адаптивной физической культуры» Института физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58, e-mail: [email protected], ORCID 0000-0002-9257-3986;
Борисов Евгений Степанович (Borisov Evgenij Stepanovich) - старший преподаватель кафедры «Теория и методика спорта, спортивной кинезиологии, оздоровительной и адаптивной физической культуры» Института физической культуры и спорта ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7401-5008; Гармаева Дарима Кышектовна (Harmayeva Darima Ky'shektovna) - доктор медицинских наук, профессор; заведующий кафедрой «Нормальная и патологическая анатомия, оперативная хирургия с топографической анатомией и судебная медицина» Медицинского института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, д. 34, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-6341-0109;
Ким Александр Николаевич (Kim Aleksandr Nikolaevich) - доктор юридических наук, профессор; профессор кафедры «Конституционное и муниципальное право» Юридического факультета ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», 677000, г. Якутск, ул. Белинского, д. 58, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0099-3391.
Поступила в редакцию 13 ноября 2023 г. Принята к публикации 30 ноября 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Румба, О.Г. Обобщение подходов к организации дистанционного обучения физической культуре в вузах / О.Г Румба, Е.С. Борисов, Д.К. Гармаева, А.Н. Ким // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № S - С. 138-149. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11^-138-149
FOR CITATION
Rumba O.G, Borisov. Ye.S, Harmayeva D.K, Kim A.N. GeneraLization of the approaches to the organization of distance Learning in physicaL education in universities. Science and sport: current trends., 2023, voL. 11, no. S. - pp. 138-149. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-138-149