Научная статья на тему 'ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ Д. А. УСАТОВА НА ОСНОВЕ ВОСПОМИНАНИЙ Ф. И. ШАЛЯПИНА'

ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ Д. А. УСАТОВА НА ОСНОВЕ ВОСПОМИНАНИЙ Ф. И. ШАЛЯПИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВОКАЛ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / Д. А. УСАТОВ / Ф. И. ШАЛЯПИН / «СТРАНИЦЫ ИЗ МОЕЙ ЖИЗНИ» / «МАСКА И ДУША»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Люй Мэнин, Карачарова Татьяна Ильинична

В статье анализируется методы обучения академическому пению известного русского педагога конца XIX - начала XX века Дмитрия Андреевича Усатова. Анализ его методики осуществляется на основе двух изданий великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина, который называл Д. А. Усатова своим единственным учителем. Выдающийся педагогический талант и прекрасная вокальная школа Дмитрия Андреевича, основы которой были заложены в хоровой капелле Шереметьевых под руководством Гавриила Якимовича Ломакина, а позже совершенствованы в Петербургской консерватории в классах знаменитых итальянских педагогов П. Репетто и К. Эверарди, описаны Ф. И. Шаляпиным в книгах «Страницы из моей жизни», носящей, прежде всего биографический характер, и во второй книге «Маска и душа», где описывается метод работы певца, раскрываются секреты его мастерства. И в той, и в другой книге Федор Иванович уделяет внимание описанию встречи с Усатовым и его методов работы с ним, которые повлияли на дальнейшую творческую судьбу Шаляпина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERALIZATION OF VOCAL TEACHING METHODS D. A. USATOV BASED ON THE MEMOIRS OF F. I. CHALIAPIN

This article analyzes the methods of teaching academic singing by the famous Russian teacher of the late XIX - early XX century Dmitry Andreevich Usatov. Analysis of his methodology is based on two editions of the great Russian singer Fyodor Ivanovich Chaliapin, who called D. A. Usatov his only teacher. Dmitry Andreevich’s outstanding pedagogical talent and excellent vocal school, the foundations of which were laid in the Sheremetyevo Choral Chapel under the direction of Gavriil Yakimovich Lomakin, and later perfected at the St. Petersburg Conservatory in the classes of famous Italian teachers P. Repetto and K. Everardi, described by F. I. Chaliapin in the books “Pages from my Life”, which is primarily biographical in nature, and in the second book “Mask and Soul”, which describes the method of work of the singer, reveals the secrets of his skill. In both books, Fyodor Ivanovich pays attention to the description of the meeting with Usatov and his methods of working with him, which influenced his further creative work.

Текст научной работы на тему «ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ Д. А. УСАТОВА НА ОСНОВЕ ВОСПОМИНАНИЙ Ф. И. ШАЛЯПИНА»

Обобщение методов обучения вокалу Д.А. Усатова на основе воспоминаний Ф.И. Шаляпина

Люй Мэнин,

старший преподаватель, ассистент-стажёр Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова; вокальная кафедра музыкальной теории музыкального института Цзилиньский педагогический университет

E-mail: [email protected] Карачарова Татьяна Ильинична,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» E-mail: [email protected]

В статье анализируется методы обучения академическому пению известного русского педагога конца XIX - начала XX века Дмитрия Андреевича Усатова. Анализ его методики осуществляется на основе двух изданий великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина, который называл Д.А. Усатова своим единственным учителем. Выдающийся педагогический талант и прекрасная вокальная школа Дмитрия Андреевича, основы которой были заложены в хоровой капелле Шереметьевых под руководством Гавриила Якимовича Ломакина, а позже совершенствованы в Петербургской консерватории в классах знаменитых итальянских педагогов П. Репетто и К. Эверарди, описаны Ф.И. Шаляпиным в книгах «Страницы из моей жизни», носящей, прежде всего биографический характер, и во второй книге «Маска и душа», где описывается метод работы певца, раскрываются секреты его мастерства. И в той, и в другой книге Федор Иванович уделяет внимание описанию встречи с Уса-товым и его методов работы с ним, которые повлияли на дальнейшую творческую судьбу Шаляпина.

Ключевые слова: академический вокал, методика обучения, Д.А. Усатов, Ф.И. Шаляпин, «Страницы из моей жизни», «Маска и душа».

Достижения любой вокальной школы проявляются, прежде всего, в творчестве ее выдающихся представителей, т.к. любая методика ценна ее практическими результатами. Среди блестящей плеяды русских вокалистов в первых рядах стоит имя Федора Ивановича Шаляпина (1873-1938), гения русской земли, оставившего огромный след в истории русского оперного и камерного исполнительства. Получив от природы неординарные вокальные данные, артистический талант, Шаляпин, однако, не имел какого-либо специального консерваторского образования. Своим единственным учителем он считал Дмитрия Андреевича Усатова, в прошлом оперного певца, солиста Большого театра, воспитавшего после ухода со сцены многих выдающихся российских талантов, чему способствовали, без сомнения, его уникальная методика.

В данной статье мы попытаемся осветить методы, которыми руководствовался Д.А. Усатов в период занятий с Федором Ивановичем, и основой для анализа нам послужат, прежде всего, два автобиографических издания самого Шаляпина: «Страницы из моей жизни» и «Маска и душа».

О личности Д.А. Усатова, уроженца белгородской земли, существует достаточное количество информации краеведческого характера в газетных и журнальных публикациях, энциклопедических изданиях белгородцев А.Н. Кряженкова [4, с. 214], Б.И. Осыкова [7, с. 180], В. Бахмута [2], В.В. Овчинникова [8, с. 398-399], И.И. Веретен-никова [3]. Отсюда мы узнаем, что родители Дмитрия были родом из слободы Алексеевка Курской губернии, принадлежащей графам Шереметевым. Здесь прошли детские и юношеские годы Усатова, и здесь же он получил основы музыкального образования в певческой школе, после чего попал в шереметевскую капеллу, руководил которой в те годы знаменитый Г.Я. Ломакин, автор собственного метода постановки голоса. Освободившись в г. от крепостной зависимости, Дмитрий Андреевич поступает в 1868 г. в Петербургскую консерваторию и в 1873 г. заканчивает ее с малой серебряной медалью. Начинается большая концертная жизнь, с 1880 года почти десять лет выступает на сцене Большого театра. Оставив сцену, Д.А. Усатов преподает в Тифлисе, где в 18921893 годах у него берет уроки пения Ф.И. Шаляпин.

Попытки с научных позиций проанализировать влияние Д.А. Усатова на творческий подчерк Ф.И. Шаляпина немногочисленны. Назовем, прежде всего, публикацию М.В. Анестратенко [1], рассматривающего влияние на Ф.И. Шаляпина ита-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

льянской школы пения, т.к. Усатов обучался в консерватории у двух знаменитых в то время итальянских вокальных педагогов - П. Репетто и К. Эве-рарди. Важную мысль проводит в своей статье М.В. Анестратенко, подчеркивая, что Д.А. Усатов «передал молодому артисту знания, идущие от вокальной школы Ламперти, не будучи лично с ним знаком. Их разделяло целое поколение вокалистов-преподавателей, принесших в Россию знания об итальянской вокальной технике и исполнительской методике» [1, с. 425]. То есть, П. Ре-петто и К. Эверарди, по мысли автора, передали через свой опыт Усатову итальянскую манеру пения: «Хороший метод необходим во всяком изучении; тем более он нужен в музыке, которая хотя и черпает главную силу в природном даровании, но не может достигнуть совершенства без помощи техники» [5, с. 11].

Школа итальянского вокального педагога Франческо Ламперти большое внимание уделяла правильной вокальной технике и певческому дыханию, осмыслению музыкальной интонации каждой фразы, а затем и всего произведения, анализу взаимосвязи слова и музыки, вниманию к штрихам и т.п.: «Большое внимание он уделял процессу передачи смысла и чувств, заложенных композитором в музыкальном произведении. ... Это вдох, forte и piano, изменение голоса и ударения, синкопы, перенос, legato, звуки (pic-cheta-to, martellato, staccato и pizzicato), rubato, разграничение и выдержка звука, произношение, тонкие оттенки (гнев, сострадание, страх, свирепость, тоска, удовольствие, любовь)», - пишет М.В. Анестратенко [1]. Все эти средства вокальной выразительности присутствуют в исполнительском творчестве Ф.И. Шаляпина.

Камилло Эверарди (1825-1899 г.г.), обладатель могучего баса, бельгиец по происхождению, проводник идей Ламперти, оказал большее влияние на Д.А. Усатова. Приехав на гастроли в Петербург в 1857 г., К. Эверарди больше не покидает Россию, успешно сочетая концертную и преподавательскую деятельность в Петербургской консерватории. «К нему в Петербург приезжали учиться певцы из всех стран света, но особенно велико было педагогическое значение его метода для русских певцов», - пишет С.Ю. Левик [с. 425]. Как известно, К. Эверарди с восторгом называл Ф.И. Шаляпина «Ти - моя внучка!» [см.: 11, с. 50]. Таким образом, мы выстроили «музыкальную родословную», ведущую от Ф. Ламперти к Ф.И. Шаляпину.

Обратимся к высказываниям Ф.И. Шаляпина о Д.А. Усатове.

Первая его автобиографическая книга - «Страницы из моей жизни». Надо сказать, что ее первая половина была написана при содействии Максима 5 Горького еще в 1916 году и опубликована частя-5 ми в журнале «Летопись», издававшемся М. Горь-Я ким в Петрограде в номерах с 1-го по 12-ый. Пол° ное издание «Страниц.» осуществилось только 1 в 1957 году, в одно из московских издательств. Для

работы над данной статьей мы выбрали наиболее полное ленинградское издание 1990 года, включающего в себя две главы из американского издания 1927 года, а также воспоминания Ф.И. Шаляпина разных лет. Вторая книга Ф.И. Шаляпина «Маска и душа» была издана в Париже в 1932 году. В России (точнее - в СССР) первое издание появилось только в 1957 году, в неполном виде. В данной статье мы опираемся на издание 1989 года, с предисловием Б. Покровского.

На основе этих двух книг автобиографического характера попытаемся проследить эволюцию взглядов Ф.И. Шаляпина на методику Д.А. Усато-ва.

В «Страницах.» Ф.И. Шаляпин лишь несколькими абзацами повествует о том, как он встретился с Д.А. Усатовым, как он работал с ним, давая своему педагогу следующую оценку: «Как учитель пения, он был, так сказать, механический учитель, преподаватель внешних приемов техники» [9, с. 122]. Эту же мысль он приводит и в книге «Маска и душа»: «Усатов учил и тому, что чему вообще учат профессора пения. «опирайте на грудь», «не делайте ключичного дыхания», «упирайте в зубы», «голос давайте в маску». То есть учил техническому господству над голосовым инструментом» [10, с. 35]. Сказанное подтверждает, что Д.А. Усатов профессионально владел техникой итальянского пения и умел передать свои навыки ученикам, о чем пишет М.В. Анестратенко: «Итальянская школа пения была сохранена, органично воспринята артистом и успешно применялась им на протяжении всей его творческой карьеры» [1].

Дальнейшее короткое разъяснение Ф.И. Шаляпина в «Страницах.» еще не дает нам полноты понимания метода Д.А. Усатова. Ф.И. Шаляпин указывает, что «. он хорошо знал музыку и любил ее. Он часто собирал всех нас, учеников, и рассказывал нам о том или ином музыкальном произведении, объясняя их достоинства, указывая недостатки, воспитывая мой вкус» [9, с. 122].

Здесь следует отметить, что в силу возраста и неопытности, юный Федор Шаляпин не мог сразу в полной мере осознать роль Д.А. Усатова, его методики, на свое развитие, его еще очень привлекала простотой и завлекательностью сюжетов и мелодий, как он говорил, «оперетка». Он пишет о своих сомнениях, о поиске верного пути: «К сожалению, не все ученики, слушавшие Усатова, понимали и чувствовали то, о чем Усатов говорит. Вероятно, и я, по молодости лет и недостатку образования, не много тогда усваивал из того, что с таким горячим убеждением говорил учитель» [10, с. 37].

Так чем же отличалась методика Д.А. Усатова от остальных «учителей кантиленного пения»? Ф.И. Шаляпин разъясняет это еще в «Страницах.»: «Мало научить человека петь каватину, серенаду, балладу, романс, надо бы учить людей понимать смысл произносимых ими слов, чувства, вызвавшие к жизни именно эти слова, а не другие» [9, с. 154], а более подробно во втором пара-

графе первой главы книги «Маска и душа». Здесь он пишет: «Усатов научил чувствовать характер различных музыкальных произведений, утончил мой вкус и - что я в течение всей моей карьеры считал и до сих пор считаю самым драгоценным -наглядно обучил музыкальному восприятию и музыкальному выражению исполняемых пьес» [10, с. 35]. Речь идет об интонации, окраске голоса, которая «ведь даже в простых разговорах приобретает различные цвета. Человек не может сказать одинаково окрашенным голосом «я тебя люблю» и «я тебя ненавижу» [10, с. 36].

Надо отметить, что Ф.И. Шаляпин над каждой ролью трудился долго и кропотливо, не оставляя ее совершенствование даже после премьеры. Он писал, что сразу не удавалась почти никакая роль, что многое совершалось уже непосредственно во время спектакля, на сцене: «мое понимание роли углублялось, расширялось с каждым новым представлением» [9, с. 155]. «Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного..., тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят» [9, с. 157]. Описывая, к примеру, совместную с Рахманиновым работу над оперой «Моцарт и Сальери», Ф.И. Шаляпин рассказывает о его муках в поиске образа Сальери: «Не искажая замыла автора, мы нашли тон исполнения, очень выпукло рисующий трагическую фигуру Сальери» [9, с. 158].

Удачного соединения музыки с психологической драмой - вот что искал и находил Ф.И. Шаляпин в каждой своей оперной роли, в каждом камерном произведении. А начало этого творческого метода заложил в него Дмитрий Андреевич Усатов, дав проявиться и развить Федору Ивановичу свой неповторимый, самобытный стиль, который прославил на века русскую вокальную школу.

Литература

1. Анестратенко, Михаил Владимирович. Истоки вокального мастерства Ф.И. Шаляпина / М.И. Анестратенко. - URL: https://uchimsya. com/a/tAiD0Ol2 (дата обращения: 20.07.2023).

2. Бахмут, В. Учитель великого певца / В. Бах-мут // Белгородская правда. - 1973. - 13 февраля.

3. Веретенников, И.И. Дмитрий Андреевич Усатов - учитель великого русского певца Ф.И. Шаляпина / И.И. Веретенников. - Наши великие земляки. - Белгород: Издание ГБУК «БГЦНТ», 2017. - 16 с.

4. Кряженков, А.Н. Усатов Дмитрий Андреевич / А.Н. Кряженков / Памятные имена: Алексеев-ский биографический словарь. - Белгород: КОНСТАНТА, 2008. - С. 214.

5. Ламперти, Ф. Искусство пения (L'arte del canto). По классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. / Ф. Ламперти. -

Санкт-Петербург: Издательство «Лань», «Планета музыки», 2009. - 192 с.

6. Левик, С.Ю. Записки оперного певца. Издание второе, переработанное и дополненное / С.Ю. Левик. - Москва: Искусство, 1962. - 712 с.

7. Осыков, Б.И. Белгородский алфавит: краткий краеведческий справочник / Б.И. Осыков. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1990. - 207 с.

8. Усатов Дмитрий Андреевич // Белгородская энциклопедия: Страницы истории Отечества, русской Православной церкви, культуры, ратных и трудовых подвигов белгородцев / Гл. ред.: Овчинников В.В., проф., канд. ист. наук. -Белгород, 1998.- С. 398-399.

9. Шаляпин, Федор Иванович. Страницы из моей жизни / Вступительная статья, комментарии Ю. Котлярова / Ф. Шаляпин. - Ленинград: Музыка, 1990. - 352 с.

10. Шаляпин, Федор Иванович. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах / Предисловие Б. Покровского; Комментарии, послесловие Е. Дмитриевской / Ф.И. Шаляпин. - Москва: В/О «Со-юзтеатр», СТД СССР, Главная редакция театральной литературы, 1989. - 317 с.

11. Янковский, Моисей Осипович. Шаляпин: монография / М.О. Янковский. - Ленинград: Искусство. Ленинградское отделение, 1972. - 374 с.

GENERALIZATION OF VOCAL TEACHING METHODS D.A. USATOV BASED ON THE MEMOIRS OF F.I. CHALIAPIN

Lyu Mengying, Karacharova T.I.

N.A. Rimsky-Korsakov St. Petersburg State Conservatory, Jilin Pedagogical University; Belgorod State University of Arts and Culture

This article analyzes the methods of teaching academic singing by the famous Russian teacher of the late XIX - early XX century Dmitry Andreevich Usatov. Analysis of his methodology is based on two editions of the great Russian singer Fyodor Ivanovich Chaliapin, who called D.A. Usatov his only teacher. Dmitry Andreevich's outstanding pedagogical talent and excellent vocal school, the foundations of which were laid in the Sheremetyevo Choral Chapel under the direction of Gavriil Yakimovich Lomakin, and later perfected at the St. Petersburg Conservatory in the classes of famous Italian teachers P. Repetto and K. Everardi, described by F.I. Chaliapin in the books "Pages from my Life", which is primarily biographical in nature, and in the second book "Mask and Soul", which describes the method of work of the singer, reveals the secrets of his skill. In both books, Fyodor Ivanovich pays attention to the description of the meeting with Usatov and his methods of working with him, which influenced his further creative work.

Keywords: academic vocals, teaching methods, D.A. Usatov, F.I. Chaliapin, «Pages of my life», «Mask and soul».

References

1. Anestratenko, Mikhail Vladimirovich. The origins of the vocal skill of F.I. Chaliapin / M.I. Anestratenko. Available at: https:// uchimsya.com/a/tAiD00l2 (accessed: 20.07.2023).

2. Bakhmut, V. Teacher of the great singer / V. Bakhmut // Belgo-rodskaya pravda. - 1973. - February 13.

3. Veretennikov, I.I. Dmitry Andreevich Usatov - teacher of the great Russian singer F.I. Chaliapin / I.I. Veretennikov. - Our great countrymen. - Belgorod: Edition of the State Budgetary Institution of Culture "BGNT", 2017. - 16 p.

4. Kryazhenkov, A.N. Usatov Dmitry Andreevich / A.N. Kryazhen-kov / Memorable names: Alekseevsky biographical dictionary. -Belgorod: CONSTANT, 2008. - S. 214.

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

5. Lamperti, F. The Art of Singing (L'arte del canto). According to classical lore. Technical rules and advice to students and artists: A tutorial. - 2nd ed., Rev. / F. Lamperti. - St. Petersburg: Publishing House "Lan", "Planet of Music", 2009. - 192 p.

6. Levik, S. Yu. Notes of an Opera Singer. Second edition, revised and enlarged / S. Yu. Levik. - Moscow: Art, 1962. - 712 p.

7. Osykov, B.I. Belgorod alphabet: a brief guide to local lore / B.I. Osykov. - Voronezh: Central Black Earth Book Publishing House, 1990. - 207 p.

8. Usatov Dmitry Andreevich // Belgorod Encyclopedia: Pages of the history of the Fatherland, the Russian Orthodox Church, culture, military and labor exploits of Belgorod residents / Ch.

ed.: Ovchinnikov V.V., prof., Ph.D. ist. Sciences. - Belgorod, 1998. - S. 398-399.

9. Chaliapin, Fedor Ivanovich. Pages from my life / Introductory article, comments by Yu. Kotlyarova / F. Chaliapin. - Leningrad: Music, 1990. - 352 p.

10. Chaliapin, Fedor Ivanovich. Mask and soul: My forty years at the theaters / Foreword by B. Pokrovsky; Comments, afterword by E. Dmitrievskaya / F.I. Chaliapin. - Moscow: V / O "Soyuzteatr", STD of the USSR, Main editorial office of theatrical literature, 1989. - 317 p.

11. Yankovsky, Moses Osipovich. Chaliapin: monograph / M.O. Yankovsky. - Leningrad: Art. Leningrad branch, 1972. -374 p.

o ci u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.