(JT, СибАК
www.sibac.info
РУБРИКА «ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»
Ф. ШАЛЯПИН В ИСТОРИИ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ПЕВЦА-АКТЕРА
Рубцова Ирина Павловна
старший преподаватель кафедры вокального искусства и оперной подготовки Московский государственный институт музыки им. А.Г.Шнитке
РФ, г. Москва E-mail: vokalist@lenta. ru
CHALIAPIN IN THE HISTORY OF RUSSIAN MUSIC CULTURE: SKETCHES FOR A PORTRAIT OF SINGER-ACTOR
Irina Rubtsovа
senior lecturer in vocal art and opera training Moscow State Institute of Music. A.G.Shnitke
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье автор анализирует исполнительское мастерство певца-актера русской оперной сцены Ф. Шаляпина. Рассматривает актуальность более глубокого изучения уникальности творческой деятельности мастера вокального искусства, связанного с понятием русской школы пения. Автор считает, что творчество великого певца, рассматриваемого в статье, является все более актуальным объектом для исследования.
ABSTRACT
In this article the author analyzes the performance art of the singer-actor of Russian opera scene Chaliapin. It examines the relevance of a deeper study of the uniqueness of the creative activity masters of vocal art, associated with the notion of Russian singing school. The author believes that the work of the great singer, considered in the article, is more and more important subject for research.
Ключевые слова: сцена, певец, вокал, актер, композитор, музыка, образ, оперы.
Keywords: scene, singer, singing, performer, composer, music, image, opera.
Федор Иванович Шаляпин - легенда русской и мировой оперной сцены. В России его имя известно даже тем, кто никогда не интересовался оперным искусством. Творчество Ф. Шаляпина по сей день является эталоном исполнения басовых партий. При этом он никогда не стремился к созданию универсальной оперной школы. Для певца был характерен индивидуальный творческий подход к работе над совершенствованием исполнительского мастерства.
Своим «вокальным дедушкой» Ф. Шаляпин называл профессора Камилло Эверарди. Несмотря на довольно большое разнообразие существовавших в то время методик обучения вокальному искусству, большинство из них восходит к Мануэлю Гарсиа-сыну и Франческо Ламперти, учеником которых был К. Эверарди. По словам искусствоведа, исследователя русского вокального искусства М.М. Ки-зина, профессору К.Эверарди удалось соединить воедино «драматическую выразительность французской вокальной традиции и блестящую виртуозность итальянского bel canto» [2, с. 21]. Именно Ка-милло Эверарди принадлежит заслуга создания ос-
нов русской певческой школы, в которую он привнес выразительность не схожих стилистически французской и итальянской школ.
Что касается самого Федора Ивановича Шаляпина, то он никогда не стремился лишь к красивому и техничному вокальному звучанию своих партий. Артист хотел раскрыть психологическое состояние персонажей, создать глубоко правдивые и живые характеры. Именно возможность создания близких и понятных аудитории персонажей позволила открыть новые средства выразительности вокального искусства, в основу которых была положена работа с русским словом. «В творчестве певцов-актеров основная задача - создание яркого, полноценного, осмысленного художественного образа героя вокального произведения. Часто вокалисты, упиваясь силой и красотой собственного пения, теряют главную цель исполнительской задачи в этом жанре - выразительность» [4. с. 34]. Недаром многие из своих лучших партий Ф.Шаляпин создал на национальном музыкальном материале. Среди них - Иван Грозный в «Псковитянке» Н.Римского-Корсакова, Досифей в
(^Г, СибАК
www.sibac.info
«Хованщине» Мусоргского, Борис Годунов в одноименной опере М.Мусоргского.
Ф.Шаляпин всегда очень скрупулезно и тщательно работал над ролью. Так, вживаясь в роль Бориса Годунова, он изучил не только музыкальное содержание всей оперы, но и исторические факты, трагедию А.С. Пушкина «Борис Годунов», исторические труды Н.А. Карамзина и В.С. Ключевского, с которым он, к тому же, беседовал лично. Глубокое знание эпохи, сформировавшее личность его персонажа, позволило Ф.Шаляпину почувствовать трагизм судьбы Бориса Годунова, создать подлинно правдивый, глубоко эмоциональный образ.
Федор Иванович прекрасно понимал, что его коллеги, воспитанные в традициях европейской оперы, не всегда могут понять и почувствовать новый тип оперы, созданный гениальными русскими композиторами. В автобиографической книге «Страницы моей жизни» он писал: «Конечно, я сам человек этой же школы, как все вообще певцы наших дней. Это школа пения - и только. Она учит, как надо тянуть звук, как его расширять, сокращать, но она не учит понимать психологию изображаемого лица, не рекомендует изучать эпоху, создавшую его... Мало научить человека петь каватину, серенаду, балладу, романс, надо бы учить людей понимать смысл произносимых ими слов, чувства, вызвавшие к жизни именно эти слова, а не другие» [5, с. 154].
Творчество Ф.Шаляпина во многом способствовало формированию и развитию основ подлинно национальной русской вокальной школы, включавшей в себя не только опыт различных методик по постановке певческого голоса, но и ярко выраженное синтетическое начало, подразумевающее глубокое изучение различных художественных и драматических искусств, без которых вокализация была бы всего лишь иллюстрацией техники пения.
Ф. Шаляпин работал над образом с большим увлечением и желанием максимального перевоплощения в своего героя. Образ Бориса Годунова он создавал под руководством Сергея Рахманинова: «Серьезный и тонкий музыкант требовал и от Шаляпина полной творческой отдачи. Внимательное постраничное разучивание партии Бориса Годунова сочеталось с уроками теории и гармонии» [1, с. 64]. Артист всесторонне исследовал образ, рассматривая его с внешней и внутренней, психологической сторон, пытаясь проникнуть в логику мыслей и поступков своего персонажа. В процессе исполнения вокальной партии Ф.Шаляпин стремился донести до слушателя ее смысл. Его пение всегда было осмысленным, его отличала ясная, четкая дикция.
Интересно, что в репертуаре Ф.Шаляпина были все три басовые партии из оперы «Борис Годунов». И все персонажи в его исполнении были совершенно не похожи друг на друга. Его Борис Годунов -сильный, волевой, красивый, мужественный человек с пытливым взглядом прекрасных умных глаз. Но сквозь внешнюю силу прорываются плохо скрываемые тревога и отчаяние.
Царственным казался сам красивый, сочный голос Ф.Шаляпина. Однако в царственном величии его Бориса не было покоя, в нем явственно слышалась глубокая печаль. Ни торжественный колокольный звон, ни даже избрание на царство - ничто не радовало Годунова. Лишь колоссальным усилием воли удавалось ему перебороть свою тревогу.
Пимен - совсем другой. Это мудрый старик, много знающий и много повидавший на своем веку. В отличие от Бориса Годунова, его не мучают угрызения совести, потому и взгляд Пимена так спокоен и прям. Совсем иначе звучит в этой партии голос Ф.Шаляпина. Из него уходят свойственные Борису страстность и напряженность. Теперь он кажется спокойным и немного усталым. При этом Ф.Шаляпин придает своему голосу тот неуловимый оттенок, который приближает его к церковному пению. Вдумчиво, неторопливо звучит монолог Пимена. Однако в голосе Шаляпина нет однообразия и монотонности. Он словно переливается разными цветовыми оттенками.
Третий образ, созданный Ф.Шаляпиным в опере «Борис Годунов» - беглый монах Варлаам. В этом обрюзгшем, неряшливом, полупьяном бродяге нет ничего ни от Бориса Годунова, ни от Пимена. Разве что умный, пронзительный взгляд его хитрых и недобрых глаз. Своеобразной характеристикой Варла-ама стала песня «Как во городе было во Казани», подлинный текст которой нашел для Ф.Шаляпина, историк искусств В.Стасов.
Федору Ивановичу Шаляпину удалось открыть всему миру красоту и мощь русского вокального искусства. С его творчеством началась новая эра в истории русского музыкального театра. Он блестяще соединял два главных начала оперного искусства - музыкальное и драматическое. Вокальное дарование соединилось в нем с талантом трагического актера. Достигнув мастерства кантилены, Шаляпин стал и гениальным декламатором, который «пел, как разговаривал», донося до аудитории звучание каждого слова.
В репертуаре великого русского певца было около 70 оперных партий. Среди его выдающихся работ в произведениях русских композиторов -Мельник в «Русалке» А.Даргомыжского, Иван Сусанин в одноименной опере Глинки, Борис Годунов, Пимен и Варлаам в «Борисе Годунове» М.Мусоргского. Столь же блестяще удавались ему и такие партии западноевропейского оперного репертуара, как Мефистофель («Фауст» Шарля Гуно и «Мефистофель» Арриго Бойто), Дон Базилио («Се-вильский цирюльник» Джоаккино Россини), Лепо-релло («Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта), Дон Кихот («Дон Кихот» Жюля Массне).
Не меньший успех сопутствовал Шаляпину и при исполнении романсов русских и зарубежных композиторов. Его концертный репертуар состоял из таких произведений, как «Блоха» Мусоргского, «Титулярный советник» А.Даргомыжского, «Сомнение» М.Глинки, «Пророк» Н.Римского-Корсакова, «Соловей» П.Чайковского, «Два гренадера» Р.Шумана, «Двойник» Ф.Шуберта и т.д. При
СибАК
www.sibac.info_
этом его исполнение камерной музыки заметно отличалось от оперного творчества. Здесь уже не было требуемого оперной сценой акцента на аксессуарах и видимости выражения. Чувства и эмоции исполнителя находили выражение лишь в звучании его голоса. «Все навыки певческого мастерства для М. И. Глинки были бессмысленны без обязательного осознания произведения, где первостепенность понимания художественного содержания над вокально-технической стороной исполнения, чувство вы-
разительности и правдивой интерпретации вокальной партии являлись обязательными элементами» [3. с. 106].
Невозможно переоценить роль Ф.Шаляпина в истории русской музыкальной культуры. Он создал незабываемые образы в спектаклях отечественного и зарубежного оперного репертуара, способствовал росту популярности русского оперного искусства во всем мире, его исполнительская манера стала эталоном для всех исполнителей басовых партий.
Список литературы:
1. Дмитриевская Е.Р. Рахманинов в Москве / Е.Р. Дмитриевская, Н.Д.Дмитриевский. - М.: Московский рабочий, 1992. - 160 с.
2. Кизин М.М. Федор Шаляпин и русская школа пения // Вестник Кыргызско-Российского университета. 2013. №4. С. 21-23.
3. Кизин М.М. Русская певческая школа М. И. Глинки. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 4 (32). С. 105-108.
4. Кизин М.М. Певческая школа Генриетты Ниссен-Саломан в русской музыкальной культуре конца XIX века. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 4. С. 33-36.
5. Шаляпин Ф.И. Страницы моей жизни / Ф.И. Шаляпин. - Л.: Музыка, 1990. - 352 с.