Научная статья на тему 'Григорий Пирогов – мастер русской вокальной культуры'

Григорий Пирогов – мастер русской вокальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
395
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ШКОЛА ПЕНИЯ / НОВАТОР / РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО / ВОКАЛ / ОБРАЗ / ПРОИЗНОШЕНИЕ / ОПЕРА / RUSSIAN SCHOOL OF SINGING / INNOVATOR / VERBAL STILLS / VOICE / IMAGE / PRONUNCIATION / OPERA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кизин Михаил Михайлович

Статья посвящена проблеме определения элементов культуры русской певческой речи в творчестве Григория Пирогова. Дан анализ специфики работы певца над исполнительским мастерством построения образов героев оперных спектаклей, являющейся одним из методов работы над совершенствованием культурной традиции русской певческой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREGORY PIROGOV – MASTER OF RUSSIAN VOCAL CULTURE

The article is devoted to the definition of the elements of culture of Russian singing voice in the work of Gregory Pirogov. Conducted an analysis of the specifics of the singer performing skills building images of heroes of opera performances, one of the methods of work to improve the cultural traditions of the Russian school of singing.

Текст научной работы на тему «Григорий Пирогов – мастер русской вокальной культуры»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 7.01; 7:001.8

ББК Щ85.03 - История искусства

М.М.КИЗИН

ГРИГОРИЙ ПИРОГОВ - МАСТЕР РУССКОЙ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: русская школа пения, новатор, речевое мастерство, вокал, образ, произношение, опера.

Статья посвящена проблеме определения элементов культуры русской певческой речи в творчестве Гоигория Пирогова. Дан анализ специфики работы певца над исполнительским мастерством построения образов героев оперных спектаклей, являющейся одним из методов работы над совершенствованием культурной традиции русской певческой школы.

M.M. KIZIN

GREGORY PIROGOV - MASTER OF RUSSIAN VOCAL CULTURE

Key words: Russian school of singing, innovator, verbal stills, voice, image, pronunciation, opera.

The article is devoted to the definition of the elements of culture of Russian singing voice in the work of Gregory Pirogov. Conducted an analysis of the specifics of the singer performing skills building images of heroes of opera performances, one of the methods of work to improve the cultural traditions of the Russian school of singing.

Русская певческая школа в конце XIX - начале XX вв. объединила большую плеяду блистательных певцов-актеров с различными манерами исполнительского искусства, где отличительной чертой вокального творчества артистов являлась индивидуальность произношения слова, фразы, текста. Советы по работе над исполнительским совершенствованием давали и видные преподаватели сольного пения. Например, Прянишников Ипполит Петрович «предлагал певцу, раньше, чем определить оттенки фразировки, вслух прочитать текст данной пьесы и найденные оттенки декламации затем применить к пению, наблюдая, чтобы драматическое выражение полностью сливалось с музыкальной формой» [6. С. 16]. Александр Михайлович Додонов считал, что профессиональный певец должен точно знать свой голосовой аппарат и методы совершенствования исполнительского мастерства: певец, который не знает тайн своего искусства и причин, обусловливающих его эффекты, представляет собой неполный талант, он раб своего голоса, а не господин» [3. С. 39]. Стремление к проявлению творческой индивидуальности и объем работы над совершенствованием исполнительского мастерства у каждого певца были особенными. Особенности состояли в культурном уровне пения. Русская школа пения - одна из выразительных по эмоциональному произношению певческого слова, текста, содержит в себе важный и отличающийся от остальных национальных певческих школ вид культуры певческой речи. Среди многочисленных творцов вокально-сценических образов наиболее ярким образцом культуры пения история вокального искусства представляет выдающегося артиста Григория Пирогова, обладателя высокого исполнительского уровня культуры певческой речи. В творчестве певца вокальная дикция как четкое произношение текста до сего времени не воспринималась как особенная исполнительская черта в сфере культуры вокальной речи.

Григорий Степанович Пирогов - русский певец (бас) рубежа XIX-XX вв. -обладал певческим голосом широкого диапазона (свыше двух октав), и это вокальное мастерство позволяло ему исполнять басовые и баритоновые пар-

тии. Вокально-сценическое творчество певца-актера отличалось огромной эмоциональной силой и культурой исполнительского стиля. «Григорий Степанович Пирогов обладал безмерным талантом, и после него выступавших в его партиях других басов можно было только пожалеть... После Григория Пирогова все казалось скучным, серым, мелким; не было той озаренности изнутри, которую всегда излучал он, будучи на сцене. Да и в жизни это был человек «крупномасштабный», настоящая русская натура» [9. С. 47].

Плодотворная, насыщенная и превосходная работа Григория Пирогова над созданием вокальных образов является ярким достижением в истории русской певческой школы, которая имела свою систему художественного творчества в соответствии с индивидуальными качествами актера-певца. За двадцать два года творческой деятельности Григорий Пирогов исполнил пятьдесят две разнохарактерные партии, из них двадцать восемь - в русском репертуаре.

История музыкальной культуры отмечает Григория Пирогова как певца, создавшего несравненное художественное исполнение, и как мастера вокальной культуры, прославившегося в партиях: Руслана в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, Бориса Годунова в опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, Мельника в опере «Русалка» А. Даргомыжского. Исполнение Григорием Пироговым ролей в оперных спектаклях характеризуется безупречным профессионализмом и образностью. С необычайной трогательностью и ясностью рисунка внутренних душевных чувств Григорий Пирогов исполнял русские народные песни и романсы русских композиторов. Широкий репертуарный охват вокальных произведений и творческий поиск средств певческой выразительности Григория Пирогова - ценные качества художественного процесса, дающие дополнительные знания и приумножающие культуру русской вокальной школы. Каждое художественное музыкальное произведение вокального искусства для певца-актера - широкая возможность построения характеристики образа героя, определяющая уровень культуры исполнительской выразительности.

Культура выразительности у певцов-актеров очень индивидуальна и зависит от многих слагаемых исполнительского мастерства. Для превосходных певцов, представителей русской певческой школы, звучание голоса и его тембровая характеристика являлись первостепенными выразительными средствами образов героев опер и песен. В осмыслении певческого искусства иных исполнителей вокальных произведений ставились другие задачи создания образности. В творчестве Григория Пирогова приоритетным качеством являлось осмысленное вокальное искусство, где культура певческой речи являлась основой построения образа в опере, романсе, песне. Эта творческая позиция певца и сегодня имеет актуальность и вызывает интерес к творческому подходу Григория Пирогова как выдающегося мастера художественного пения.

Важно отметить, что, следуя вокально-исполнительским традициям Григория Пирогова, превосходными и знаменитыми певцами-актерами стали все его братья - Александр, Алексей, Михаил. В этой преемственности исполнительских традиций русской певческой школы Григория Пирогова существует общая вокальная культурная связь. Осознанность творческих приемов исполнительского мастерства явилась универсалией для его талантливых братьев. Работа над совершенствованием культуры певческой речи продолжали талантливые и признанные широкими массами слушателей певцы. Это факт говорит, что культура певческой речи являлась привлекательной сферой средства выражения в вокальном искусстве, где существовала теснейшая, неразрывная и взаимодополняющая художественные совершенства связь слова и музыки.

«Бас огромной мощи, наполнения и диапазона, Григорий Пирогов блистал не только голосом, то есть чисто звуковой стихией, но и умением этим голосом распоряжаться. Он уже был типичным представителем русского исполнительского искусства, для которого звук был средством выражения чувств и мыслей. Достаточно музыкальный и темпераментный певец, Григорий Пирогов пел осмысленно, всегда связывая слово с музыкой и не злоупотребляя чисто звуковыми эффектами» [7. С. 97]. Певческий профессионализм Григория Пирогова поистине имел собственную культурную основу, которая отличала ее от исполнительской манеры некоторых певцов-актеров, злоупотреблявших чрезмерными вокально-звуковыми эффектами, показом превосходства голосовых навыков и динамической мощи вокальных возможностей, что обедняло художественную суть вокального произведения, проявляло качества слабой выразительности содержания литературного текста, потери полноценной эстетической ценности всего музыкального произведения.

В русской школе пения, наряду с первозадачей - вокальной техникой, проявлялось стремление к навыкам четкого произношения и интонационной манеры построения слова, фразы, предложения. Текстами вокальных произведений, оперных спектаклей служили литературные и поэтические произведения, требующие особого мастерства прочтения, насыщенного актерским перевоплощением, эмоциональной подачей смысла текста. Уровень проникновения в анализ литературного произведения, драматургическое понимание, поиск стилистики произношения определяли культуру вокальной речи. Культура вокальной речи - эта одна из основ специфики русской вокальной школы. Русская вокальная школа объединила в себе как общие понятия вокального звукотворчества, так и существенную часть своего содержания - культуру вокальной речи. Постановка проблемы по теме специфики культуры вокальной речи заключается в ее актуальности для певца-актера в процессе создания образа героя музыкальных произведений. Следует признать, что культура вокальной речи не рассматривалась как отдельная дисциплина в рамках формирования творческих традиций. При анализе творчества мастера в сфере русской вокальной речи Григория Пирогова четко выявляется присутствие такого малозаметного для методистов вокала прошлого и настоящего времени и такого важного для объяснения уникальности певческого исполнительского механизма, как русская культура вокальной речи.

Культура вокальной речи как сфера певческой деятельности формировалась на протяжении всего периода становления русской вокальной школы, но не являлась объектом тщательного анализа и тем более специального исследования. Культура вокальной речи рассматривается в данной статье на примере творчества Григория Пирогова, поскольку восприятие художественного замысла в его исполнении вокальных произведений ясно и доступно. Именно ясность и доступность дают возможность более глубокого анализа, формируя последующие выводы основных, но важных для сольного пения, методов работы над произведением.

Достигая высокого уровня певческой выразительности, певец ставил перед собой творческие задачи. Основной задачей Григория Пирогова являлось совершенствование общекультурного уровня, что включало в себя изучение всех необходимых предметов культуры, касающихся исполняемого театрального или песенного образа. Обладание актерскими качества перевоплощения Григория Пирогова бесспорно, о чем свидетельствуют существующие видео и аудио материалы. «Чаще всего оперная драматургия требует от певца перевоплощения. Это значит, что певец должен присвоить себе устремления персонажа и тем самым не представлять, а быть им на сцене и поступать, как он»

[12. С. 168]. Следовательно, и произносить текст в своем вокальном воплощении как персонаж. А персонажи разных театральных и песенных произведений имеют свой характер, свою эстетику, свою культуру художественной выразительности, в том числе и речевую. Из этого следует, что определяющими образ персонажа являются не только правильно подобранный тембр голоса, динамика его звучания, но и культура певческой речи, которая включает все остальные характеристики и нюансы звучания.

Культура вокальной речи - результат степени творческой работоспособности певца-актера, преображение собственного профессионализма и, соответственно, конечный результат исполненного вокального произведения, имеющий свой культурный уровень. Вокальная речь как вокальное искусство требует профессиональных навыков, которые познаются в процессе практических занятий и осмысления собственной певческой деятельности, направленной на выработку выразительного художественного воплощения образа персонажа.

Федор Шаляпин, современник и коллега Григория Пирогова, неустанно совершенствовал свое исполнительское искусство. «Я решительно и сурово изгнал из рабочего обихода тлетворное русское "авось" и полагался только на сознательное творческое усилие - говорил он. - Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески. Не помню, кто сказал: "гений - это прилежание". Явная гипербола, конечно. Куда как прилежен был Сальери, ведь вот даже музыку он разъял как труп, а "Реквием" все-таки написал не он, а Моцарт. Но в этой гиперболе есть большая правда. Я уверен, что Моцарт, казавшийся Сальери "гулякой праздным", в действительности был чрезвычайно прилежен в музыке и над своим гениальном даром много работал» [13. С. 285].

Совершенствование профессионального уровня актера-певца, протекает в разных темпах, с разными методами, с разными задачами. Надо признать, что первостепенной задачей вокальных школ всегда являлась постановка певческого голоса, звучания. Под этим звучанием подразумевалось искусное пение гласных звуков русского языка, поскольку только открытые гласные дают возможность вокализирующему артисту петь, используя различные динамические градации, ферматы и прочие звуковые нюансы. Но гипотетически речь, а в рассматриваемой нами теме - русская вокальная речь, невозможна без столь четких согласных. Эта область культуры речи, рассматривается, прежде всего, как «владение языковыми нормами произношения, ударения, словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием» [10. С. 272].

«Любые изменения в культуре возникают только благодаря творческой активности личности. Человек, будучи творением культуры, вместе с тем является его творцом» [5. С. 396]. Выдающиеся исполнители, художники прошли большую школу познания многих предметов, связанных с историей государства, литературой, философией, изобразительным искусством, различными музыкальными дисциплинами, актерским мастерством, сценическим движением и прочими дисциплинами и практикой, направленными на совершенствование профессионального уровня артиста, что доказывает постоянное стремление к повышению культурного уровня.

«Чувство языка приходит к нам благодаря чтению большой литературы, созданной мастерами слова, будь то прозаики или поэты» [10. С. 273]. Певец непосредственно сталкивается с литературными и поэтическими произведениями, которые использованы композиторами и приобрели художественную

ценность музыкального произведения. Только глубокое осмысление текста музыкального произведения позволит певцу создать образ и донести его до слушателя мелодическими интонациями вокализирующего. «Пение Григория Пирогова казалось мне абсолютно "правильным": В каждом слове слышался живой человек, у которого прекрасно работает весь психофизический аппарат» [8. С. 98]. А у каждого персонажа свой текст и свои мелодические интонации, и от многообразия найденных или созданных певцом речевых характеристик зависят правдивость и ясность исполняемого персонажа.

Мастерство русской вокальной культуры в блистательном исполнительском искусстве солиста оперы и камерного исполнителя Григория Степановича Пирогова - это образец самосовершенствования актера-певца, которое включает в себя:

- работу актера над образом героя музыкального спектакля, романса, песни; совершенствование четкой дикции в пении в условиях комплексного процесса голосообразования;

- глубокий теоретический анализ и практическое применение синтеза слова, интонации, жеста;

- обнаружение в процессе вокализации интонаций на разные лады, интонации, соответствующей художественной задачи произведения;

- глубокое проникновение в характеры образов, обогащение их характеристики более тонкими деталями сценического действия, воодушевлением, правдивой голосовой выразительностью;

- стремление подчиниться художественному замыслу авторов больших и малых вокальных форм произведений;

- гармоничность и естественность создаваемых образов героев оперы и внутреннего человеческого облика.

Григорий Степанович Пирогов - яркий представитель традиций русской вокальной школы - школы глубочайших человеческих чувств, сильных характеров и страстей в сочетании с высоким певческим мастерством, вокальной культурой.

Литература

1. Алексеев П. У Г. Пирогова // Театр. 1916. № 1824.

2. Бас Пирогов // Жизнь искусства. 1924. № 32.

3. Владыкина-Бачевская Н.М. Собинов. М.: Молодая гвардия, 1960. 285 с.

4. Всемирная энциклопедия: философия XX век / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ; Минск: Харвест; Современный литератор, 2002. 976 с.

5. Гастроль Григория Пирогова. «Борис Годунов» // Заря Востока. 1929. 29 янв.

6. Гоошева Е.А. Катульская. М.: Музгиз, 1957. 237 с.

7. Куликов А. Самобытный певец Григорий Степанович Пирогов // Гордость земли Рязанской: сб. М.: Московский рабочий, 1973. С. 316-320.

8. Левик С.Ю. Записки оперного певца. 2-е изд. М.: Искусство, 1962. 712 с.

9. Максакова М.П. Воспоминания. Статьи: сб. / ред.-сост. Е. Грошева. М.: Сов. композитор,

1985. 340 с.

10. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2005. 720 с.

11. Ремезов И.Г. С. Пирогов. М.; Л.: Музгиз, 1951. 68 с.

12. Ротбаум Л.Д. Опера и ее воплощение. Записки режиссера. М.: Сов. композитор, 1980.

261 с.

13. Шаляпин Ф.И. Литературное наследство: в 2 т. М.: Искусство, 1957. 631 с.

КИЗИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ - кандидат искусствоведения, докторант секции «Языки культур», Российский институт культурологии, Россия, Москва ([email protected]).

KIZIN MIKHAIL MIKHAYLOVICH - candidate of art criticism sciences, doctoral candidate of section «Culture Language», Russian Institute for Cultural Research, Russia, Moscow._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.