Научная статья на тему 'Творческий взгляд на оперный образ Кармен'

Творческий взгляд на оперный образ Кармен Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1016
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРА / СОЛИСТКА / РОЛЬ / КОМПОЗИТОР / ОБРАЗ / ПЕВЧЕСКИЙ ГОЛОС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белоусова Алевтина Семеновна

Творческий взгляд на принципы создания оперного образа Кармен по одноименной опере Ж. Бизе, который является актуальным и необходимым для исполнительского творчества солисток оперы и требует особой подготовки. Проникновение в психологизм драматургии оперы и образ Кармен возможно только средствами совершенствования актерского и певческого профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий взгляд на оперный образ Кармен»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ТВОРЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ОПЕРНЫЙ ОБРАЗ КАРМЕН

Белоусова А.С.

Белоусова Алевтина Семеновна - профессор, кафедра вокального искусства и оперной подготовки, Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке, г. Москва

Аннотация: творческий взгляд на принципы создания оперного образа Кармен по одноименной опере Ж. Бизе, который является актуальным и необходимым для исполнительского творчества солисток оперы и требует особой подготовки. Проникновение в психологизм драматургии оперы и образ Кармен возможно только средствами совершенствования актерского и певческого профессионализма. Ключевые слова: опера, солистка, роль, композитор, образ, певческий голос.

Проникновение в замысел авторов музыкального спектакля - оперы, где композиторское творчество играет ведущую роль диктует исполнителю методы создания образа героя или героини, связывая драматургию произведения с процессом перевоплощения. Перевоплощение в образ жгучей цыганки Кармен - героини оперы Ж.Бизе требует глубокого сопереживания актрисы-певицы, проникновенно-глубокого видения всех поведенческих характеристик и темперамента персонажа. Композитор приступил к работе над оперой с разговорными текстами «Кармен» в 1874 году. Премьера «Кармен» состоялась в Парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и не была принята зрителем. Опера была слишком реалистичной и показалась любителям-театралам, лишенная элементов возвышенного искусства. Реалистичность героини Камен требует от исполнителя тщательного изучения психологии поведения Камен и тогда возможно достичь наиболее глубокого перевоплощения.

У известных исполнительниц партии Камен подходы к построению сценического образа разняться, однако существуют общие установки для достижения правдивости, перевоплощения, поэтому «умение в той или иной мере осуществить перевоплощение. Войти во внутренний мир композитора, сопутствовать потоку его образно-эмоционального, логического мышления обеспечивает более или менее прозорливое видение процесса становления в партитуре виртуальной личности персонажа и постепенного осознания ее как части себя-другого, наделенной не только вымышленными, но и собственными чертами характера, качествами, чувствами теперь уже со-творцов - композитора и исполнителя» [1].

Образ Камен требует харизмы в характере представленным авторами произведения и в значительной мере композитором. Формирование установок для построения образа героини оперы во много определяется замыслом режиссера. Режиссер постановки устанавливает требования исполнения своего видения характера и поведения персонажа, трактует определенные обстоятельства. Работа режиссера с актером сложный и скрупулёзный процесс поиска взаимопонимания, поэтому создание образа героя это коллективный труд актера, режиссера и дирижера. Самостоятельно актер, напитанный установками режиссерского видения актерской линии и дирижёрских требований музыкальной выразительности, формирует в своем сознании равновесие условий и происходит поиск рисунка внешности персонажа, его психологический облик. Построение актрисой осознанного психологического портрета героини Кармен, определяет правдивость, естественность наполненную логикой, которые раскрывают всю особенность драматической истории.

Работая над ролью Кармен, обращаешь свой взор в прошлое время, необходимо провести поиск логики, оправдывающий твою героиню оперы, твою Камен «...певец-актер чувствует себя тем свободнее в своей роли, чем лучше - точнее, полнее - ему

удается усвоить то, что я называю программой, а иными словами - ту правду, которую выражает музыка. Неожиданно он начинает чувствовать и петь и играть эти ноты так, будто сам написал их»[2]. Достигая чувства тесной близости с образом героини, приближаешься к истине, а именно истине собственной, созданной тобой. Именно эта истина дает большой творческий потенциал для перевоплощения, приумножения тонких психологических деталей поведения персонажа.

Музыка оперы - это тоже определенные обстоятельства, которые регламентируют темп произношения вокального текста, динамическую градацию, где сердечный пульс исполнителя созвучен пульсу ритмического рисунка музыкально, вокальной фразе. В опере Кармен гениальная музыка, которая вселяется с исполнительское сознание, и становиться атмосферой творческого процесса. «Хорошая музыка всегда полна глубоких мыслей и больших чувств, начиная от самых интимных и кончая всеобъемлющими философскими обобщениями, затрагивающими существенные стороны жизни, музыка непосредственно зажигает слушателя эмоционально насыщенными образами, через них художник-композитор и исполнитель утверждают мир своих идей, свое отношение к жизни» [3].

Музыка Ж..Бизе в опере «Кармен» выражает яркую эмоциональную палитру и наполнена лирикой, драматизмом, мощным накалом страстей, вызывающие при исполнении трепет. Неподдельный трепет в исполнении партии Кармен заражает слушателя и передается, оставляя сильные впечатления, заставляет сопереживать, так «музыка Ж. Бизе захватывает своей непосредственностью; яркость мелодического рисунка и оркестрового колорита производит подкупающее впечатление» [4].

Страстная Кармен, независимая, пылкая, способная страстно любить и быть неприступной, вспыхивая как огонь яркими эмоциональными проявлениями, притягивает свои лидерством, горделивость и величием, а в совокупности красотой своей природы естества. Драматичность сюжетной линии оперы обрамленной в музыкально-драматический накал, необычайно оживляет героев, вселяя в них правду жизни, где «постоянное борение плотского и духовного начал... - смысловая ось произведения, вокруг которого выстраивается его интонационная фабула» [5].

Облик Кармен всегда прекрасен и со временем только привлекает и открывает для исполнителей новые грани исполнительских возможностей. Подготовка роли Кармен в опере требует профессионального изучения и освоения драматургии партии, распознания вокального и актерского стиля исполнения, свободу звучания певческого голоса. Изучение Истории Кармен не возможно без широкого кругозора актрисы, обладания музыкальной, художественной и общей.

Для солисток оперы работающих над построением образа Кармен необходимо:

- совершенствовать певческие и актерские профессиональные навыки исполнения оперных партий;

- раскрывать замысел композитора, проникая в жанр исполняемого произведения;

- исследовать историю создания оперного образа и произведения в целом, а так же эпоху, которая представляет действие оперы;

- совершенствовать собственную вокальную технику в режиме поиска более тонких оттенков тембровой выразительности, открывая особенности индивидуальности исполнительского мастерства;

- знакомиться с творчеством исполнительниц роли Кармен, вошедших в историю исполнительского искусства, а также с выдающимися певицами современности;

- проявлять в различных режиссерских постановках оперы «Кармен» мастерство интерпретации, создавая образ героини, используя обновлённые краски.

Список литературы

1. Силантьева И.И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом

искусстве: диссертация на соискание доктора искусствоведения. М., 2008. С. 107.

74

2. Фельзенштейн В. О музыкальном театре. М. Радуга, 1984. С. 77.

3. Гинзбург Л. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика: Сб. ст / Л. Гинзбург. М. Музыка, 1975. С. 348.

4. Бернштейн Н. Бизе, Жорж / Н. Бернштейн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Биографии: в 12 т. Т. 1. М., Сов. энциклопедия; Большая рос. энциклопедия, 1991. С. 226.

5. Алфеевская Г.С. Кармен. Интонации и смыслы. М., 2004. С. 41.

6. Кизин М.М. Методы воспитания в процессе занятий театральным искусством // Среднее профессиональное образование, 2014. № 3. С. 6-9.

7. Кизин М.М. Русская певческая школа М. И. Глинки // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2012. № 4 (32). С. 105-108.

8. Кизин М.М. Федор Шаляпин и русская школа пения // Вестник Кыргызско-Российского университета, 2013. № 4. С. 21-23.

9. Кизин М.М. Искусствоведение как форма самоактуализации личности // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2015. Т. 13. С. 111-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.