УДК 784
Д.А. УСАТОВ - ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ ВЕЛИКОГО УЧЕНИКА Ф.И. ШАЛЯПИНА
© Роман Вадимович СЛАДКОПЕВЕЦ
Московский государственный университет культуры и искусств, г. Химки, Московская область, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, докторант, e-mail: [email protected]
Статья несет в себе задачу показать прямое влияние на становление уникальной личности Ф.И. Шаляпина, в которой отразились ярчайшие черты русской культуры. Именно Д.А. Усатов, педагог Ф.И. Шаляпина увидел знаковую фигуру, прославившую Россию, культуру и традиции русской оперной музыки.
Ключевые слова: выдающийся педагог; искусство пения; теория вокального исполнительства; музыкальная выразительность.
Сегодня неслучайно возрос интерес к детальному изучению забытых методик, новаторских подходов к исполнительской деятельности. Именно уникальный опыт, реальная исполнительская практика великих пев-цов-педагогов способны обогатить современную вокальную школу, направить к совершенству профессиональную подготовку новых поколений оперных и концертных исполнителей. В этой ситуации оправданным является обращение к лучшим традициям русской культуры, великим творениям искусства, общечеловеческим ценностям и идеалам.
Невозможно не оценить значение вокального мастерства выдающегося русского певца - Федора Ивановича Шаляпина и его выдающегося педагога Дмитрия Анатольевича Усатова.
Рассматривая исполнительскую деятельность Ф.И Шаляпина, особенности его вокальной техники, нельзя не обратить внимание на общее развитие музыкальной культуры второй половины XIX - начала XX в., когда выдающиеся представители русской музыки искали свой музыкальный колорит, русский стиль, отличный от общепризнанного итальянского, когда формировалась русская опера. М.И Глинка, А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский стремились в музыке отразить всю духовную глубину русского человека, его мысли и чувства, переживания и страдания. Несмотря на огромное сопротивление российской аристократии, они поставили перед собой труднейшую задачу показать средствами музыки истинную красоту и духовное богат-
ство русского человека. Перед композиторами и музыкантами, педагогами-вокалистами стояли задачи, которые должны были создавать новые методики, учить понимать, чувствовать особенности и характер новых музыкальных произведений.
Дмитрий Андреевич Усатов - тенор Большого театра, педагог. Опытный певец и музыкант, он с большим успехом преподавал в Тифлисе пение и сыграл огромную роль в артистической судьбе Ф.И. Шаляпина, направляя его творческий поиск, сформировав устойчивое стремление решать самые сложные художественные задачи. Уроки с Д.А. Усатовым дали Ф.И. Шаляпину ощущение, что его увлечение искусством, как и само пение, слишком поверхностно, что он раньше не задумывался над глубоким содержательным смыслом исполняемых произведений. Он понял на всю жизнь, что искусство пения - очень сложный процесс, процесс мучительных творческих поисков, требующих от исполнителя постоянной работы над собой. Не случайно Ф.И. Шаляпин часто задавал себе вопросы: «И кто сказал, что я артист? Это все я сам выдумал», или «Где же мне? Чем это я такой артист?», или «Куда же мне с суконным рылом в калашный ряд». Но, несмотря на все сомнения, трудности усваивал теорию вокального исполнительства под руководством Д.А. Усатова, никогда не забывая о его требованиях.
Д. А. Усатов наглядно обучал музыкальному восприятию, осмыслению и воспроизведению тончайших нюансов и красок музыкального произведения. Он говорил о техническом господстве над голосовым аппаратом.
Как писал об этом сам Ф.И. Шаляпин в работе «Маска и душа», вспоминая наставления своего педагога: «Звук должен умело и компактно опираться на дыхание, как смычок должен умело и компактно прикасаться к струне, скажем, виолончели и по ней свободно двигаться. Точно так же, как смычок, задевая струну, не всегда порождает только один протяжный звук, а благодаря необыкновенной своей подвижности на всех четырех струнах инструмента вызывает и подвижные звуки, - точно так же и голос, соприкасаясь с умелым дыханием, должен уметь рождать разнообразные звуки в легком движении... Звук, выходящий из-под смычка или из-под пальцев музыканта, протяжный или подвижный, каждый должен быть слышен одинаково, и это же обязательно для звуков человеческого голоса. Так что «уметь опирать на грудь», «держать голос в маске» и т. п. - значит уметь правильно «водить смычком по струне - дыханием по голосовым связкам» [1].
Ф.И. Шаляпина все больше привлекало русское оперное искусство. «Мусоргский бил мне в нос густой настойкой из пахучих родных трав. Чувствовал я, что вот это действительно русское. Я это понимал». Хотя его соученики считали, что как ни хорошо говорит и поет Д.А. Усатов, но все же LaDonna е mobile - это для певцов, а вот М.П. Мусоргский со своими персонажами: Митюхами, Варлаамами - смертельный яд для голоса, неудобен для пения.
Д.А. Усатов, собрав своих учеников и играя на фортепиано различные пьесы, объяснял разницу между оперой итальянской и русской. Не отрицая положительных сторон итальянской музыки, он обращал внимание на ее «легкую общедоступную мелодичность». По его мнению, любой, кто прослушает оперу, может легко и непринужденно напевать ее приятные, запоминающиеся мелодии. Музыка же М.И. Глинки, М.П. Мусоргского тоже мелодична, но это совсем другая мелодия, она характеризует быт, нравы, отражает драму, выражает глубокие чувства любви, ненависти, она гораздо глубже, ее надо почувствовать и понять, найти нужные краски для исполнения. Приводя примеры, он объяснял, что у М.П. Мусоргского музыкальными средствами психологически изображен каждый персонаж, даже казалось
бы незначительный. Так, например, он обращал внимание на отдельный эпизод из оперы «Борис Годунов», в котором звучат два голоса в хоре, с короткими фразами: «Митюх, а Митюх, чаво орем?» Митюх отвечает: «Вона - почем я знаю?». Всего несколько слов, но в музыкальном изображении предстают перед нами эти люди, один - любитель выпить, сипловатый, в другом ощущается простой парень. И Д.А. Усатов пел эти два голоса, обращая внимание на то, как музыка может действовать на наше воображение и формировать образы в нашем сознании [2; 3].
Работая над художественными образами, он всегда стремился к новому, к чему конкретно, он и сам точно не знал. Но Ф.И. Шаляпин всегда искал это новое, его тоже мучили сомнения: Что же лучше петь? -«LaDonna с mobile?» или - «Как во городе было, во Казани?» И он часто предпочитал произведения русских композиторов. В 20 лет помимо русских народных песен, он исполнял Мельника в «Русалке» А. С. Даргомыжского, Мефистофиля в «Фаусте» Ш. Гуно, Тонио в «Паяцы» Р. Леонкавалло и многие другие партии.
В его голосе соединялись совершенство виртуоза и глубокая одухотворенность. Следует отметить, что в его творчестве огромную роль сыграли выдающиеся художники, среди которых И.И. Левитан, братья А.М. и В.М. Васнецовы, К. А. Коровин, П. Д. Поленов, М.А. Врубель. Общение и дружба с ними помогли Ф.И. Шаляпину увидеть живописно-изобразительные особенности образа, почувствовать каким он должен быть на сцене, как смотреться со стороны. Не случайно Ф.И. Шаляпин во всех своих ролях как бы сливался с красочным фоном, который создавался вокруг него.
В результате он понял, что искусство пения - значительно большее, чем блеск bellcanto... Все, что делал Ф.И. Шаляпин в процессе пения, исполнял ли отдельное произведение или оперную партию - все было подчинено единому художественному образу, объединенному единым глубоким содержанием, продумано до мелочей во всех деталях: в костюме, мимике, жестах, гриме, пластических движениях, речитативах, возгласах и, конечно же самом пении. Нельзя механически выучивать ту или иную роль, ее надо долго вынашивать «под сердцем». Посте-
пенно его идеалом становится художественная правда. Ф.И. Шаляпин искал нужные интонации, краски, тембры, именно в них, по его представлениям и заключается вся выразительность пения. Самый лучший голос без них мертв, если он не одухотворен чувством и воображением.
Он стремился к возможно более полному соответствию между фоном и тем историческим или бытовым образом, над которым работал на сцене. Со временем это стремление гармонировать с окружающей обстановкой (декорацией, костюмом, сценографией) стали частью его работы над образами. Любое формальное отношение к музыке и спектаклю вызывало неудовольствие Ф.И. Шаляпина. Объединяя внутреннее содержание музыкального образа с внешним его воплощением, он обращал внимание на чувство меры во всем.
Время, отделяющее нас от его активной творческой деятельности, не уменьшило значение его новаторских подходов к исполнительской технике, искусству перевоплощения, подтвердило уникальность его личности и творчества. Неслучайно многие видные представители русского и мирового оперного искусства называют Ф.И. Шаляпина в числе своих учителей. И это относится не только к тем, кто знал его лично, но и к нашим современникам, которым творчество великого певца известно лишь по музыкальным записям и книгам.
Соединить искусство певца и искусство актера, вскрыть содержание образа, подчинив для этого все средства музыкальной выразительности - вот то главное, без которого не мог обойтись выдающийся певец, без чего он не смог бы добиться настоящего успеха, стать подлинным уникальным мастером мировой вокальной школы.
Современное развитие общества показывает, что творческое развитие личности играет огромную роль и находится в центре культурных преобразований. Коренная ломка общественных отношений в последние десятилетия вызывает справедливую тревогу за духовно-нравственное здоровье молодого поколения.
Этот процесс затронул и сферу образования, профессиональной подготовки специалистов в области музыки, вокала, заставив по-новому взглянуть на роль исторического опыта, накопленного выдающимися русскими исполнителями прошлого (Б.Т. Штоколов, Ю.А. Мазурок, В.А. Атлантов, П.Г. Лисициан и др.).
1. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М., 1991.
2. Шаляпин Ф.И. Страницы моей жизни. Л., 1990.
3. Шаляпин Ф.И. Материалы и документы: в 3 т. М., 1976-1989.
Поступила в редакцию 19.04.2013 г.
UDC 784
D.A. USATOV - GREAT TEACHER OF OUTSTANDING STUDENT F.I. SHALYAPIN
Roman Vadimovich SLADKOPEVETS, Moscow State University of Culture and Arts, Khimki, Moscow region, Russian Federation, Candidate of Education, Candidate for Doctoral Degree, e-mail: [email protected]
The article carries a task to show a direct effect on the formation of a unique personality, F.I. Shalyapin, which reflected the brightest features of Russian culture. This is D.A. Usatov, teacher F.I. Shalyapin saw a symbolic figure, renowned Russia, culture and traditions of Russian opera music.
Key words: outstanding teacher; art of singing; theory of vocal performance; musical expressiveness.