УДК 929.5(929.522.1); 929.55
Кожин Владислав Владимирович
Главный хранитель, ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-заповедник», Дом-музей А. П. Чехова в Ялте;
Российская Федерация, Ялта, e-mail: [email protected]
ДМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ УСАТОВ: ЯЛТА. В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО НАСЛЕДИЯ
Автором статьи предпринята попытка максимально точно определить местонахождения утраченной ныне могилырусского оперного певца (тенора), гласного Городской думы Д. А. Усатова (1847-1913), знакомого А. П. Чехова и первого и единственного учителя Ф. И. Шаляпина. Автор выражает надежду, что данное исследование поспособствует восстановлению могилы в её первоначальном виде на Поликуровском мемориалев Ялте.
Источником исследования стала фотография, сохранившаяся в фондовом собрании ГЦТМ имени А. А. Бахрушина, на которой запечатлён Ф. И. Шаляпин у могилы своего учителя в сентябре 1913 года. На основе разработанной и применённой на практике методики геометрических построений, наложений, а также с учётом факторов среды и сравнения ориентиров, стало возможным вновь выявить утраченное захоронение.
Автор сердечно благодарит руководство ГЦТМ имени А. А. Бахрушина и Всероссийского музея А. С. Пушкина и всех причастных коллег за предоставленные для даннойработы фотографии Ф. И. Шаляпина и Д. А. Усатова.
Ключевыеслова: культура XIX века; Д. А. Усатов; Ф. И. Шаляпин; некрополистика; история оперы; фотография документальная; фонограмма; Поликуровский мемориал; Ялта.
WladyslawW. Kozhin
State Budgetary Institution of Culture of the Republic of Crimea «Crimean Literary and Artistic Memorial Museum», Â.P. Chekhov house-museum in Yalta;
Russian Federation, Yalta
DMITRY USATOV: YALTA. IN SEARCHOFLOST HERITAGE
Abstract. The author of the article attempted to determine and identify the place where the lost grave of D. A. Usatov (1847-1913) was located in Yalta as accurately as possible. Usatov was the Russian opera artist (tenor), a member of the City government, an acquaintance of A. P. Chekhov and the first and only teacher of Feodor Chaliapin. In the future, perhaps, materials of this article will be able to contribute to the restoration of the grave in original form at the Polikurovsky memorial. Practical part of research based on a photograph preserved in the collection of the A. A. Bakhrushin State Central Theatre Museum, which depicts F. I. Chaliapin at the grave of his teacher in September 1913. In addition, based on the method of geometric constructions, overlays, developed and applied in practice, as well as taking into account some environmental factors and comparing landmarks, it became possible to identify the lost burial now.
The author sincerely and heartily thanks the leadership of A. A. Bakhrushin State Central Theatre Museum and the All-Russian Museum of A. S. Pushkin and all colleagues involved for the providing photographs of F. I. Chaliapin and D. A. Usatovfor this article.
Key words: culture of the 19th century; D. A. Usatov; F. I. Chaliapin; necropolis research; opera history; documentary photography; phonogram; Polikurovsky memorial; Yalta.
Для цитирования:
Кожин, В. В. Дмитрий Андреевич Усатов: Ялта. В поисках утраченного наследия // Гуманитарная парадигма. 2022. № 2 (21). С. 16-41.
Вместо пролога. Услышать первого Ленского
Для того чтобы оценить весь масштаб неординарной личности Дмитрия Андреевича Усатова необходимо обратиться к воспоминаниям его современников, учеников, близко знакомых людей и коллег, которые волею судьбы были связаны с Ялтой и Крымом: Ф. И. Шаляпин, А. П. Чехов, В. И. Ребиков, А. С. Спендиаров, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, артистка Ф. К. Татаринова, Ц. Кюи, домовладелица К. М. Иловайская, на даче которой собиралось избранное общество... - продолжать можно и далее. Ещё больше имён обнаружится в списках артистов Императорского театра, приезжавших на полуостров в конце Х1Х века.
Так в фондах ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей заповедник» хранится уникальная фотокарточка на визитном паспарту [4]. Данное поступление стало результатом поисковой работы по комплектованию фондов автором данной статьи совместно с заведующей отделом «Чехов и Крым» на даче К. М. Иловайской «Омюр»
Т. Г. Невмержицкой. На фотографии: в овале запечатлён мужчина выразительной внешности: острый, пронзительный взгляд его устремлен вдаль, пышные вьющиеся волосы убраны назад, но одна непослушная прядь ниспадает на лоб. Острый и крупный «бурбонский» нос окаймляют тёмные усы, завитые «штопором». Одежда модели безупречна: тёмный костюм со светлым отложным воротником застёгнут на одну пуговицу. На шее — светлый галстук-бабочка. Всё говорит о том, что перед нами большой артист, человек яркого дарования и большого профессионализма, что позволяет ему держаться в обществе гордо, с чувством собственного достоинства. На изображении в нижнем левом углу наискось наклеен небольшой ярлычок, на котором машинописью в старой орфографии значится просто: «Усатовъ».
Дмитрий Андреевич Усатов в 1886 году.
Портрет в овале на визитном паспарту. Из фондового собрания ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей-
заповедник»
Дмитрий Андреевич Усатов (1844-1913), известный в дореволюционной России тенор (к слову, его фамилия упоминается Чеховым в рассказе «Исповедь», где Усатов представляется одним из тех, кого называют «maítredescëne»). Дмитрий Андреевич был и талантливым педагогом, и невероятно колоритным, «характерным» человеком в жизни. Именно Усатову принадлежит «огранка» таланта великого русского артиста-самородка —
www.humparadigma.ru Перечень РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory,
НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»
Фёдора Шаляпина. В книге «Страницы моей жизни», которую прославленный бас писал в Крыму, Шаляпин приводит сцену знакомства со своим учителем: «Давно уже сослуживцы мои говорили мне, что у меня хороший голос и что мне следовало бы поучиться петь у местного профессора пения Усатова, бывшего артиста императорских театров. И вот, в день отъезда из Тифлиса, я вдруг решил:
- Пойду к Усатову! Чем я рискую?
Пошел. Когда меня впустили в квартиру певца, прежде всего под ноги мне бросилась стая мопсов, а за ними явился человечек низенького роста, круглый, с закрученными усами опереточного разбойника и досиня бритым лицом.
- Вам что угодно? - не очень ласково спросил он. Я объяснил.
- Ну, что ж, давайте покричим!
Он пригласил меня в зал, сел за рояль и заставил меня сделать несколько арпеджий.
Голос мой звучал хорошо.
- Так. А не поете ли вы что-нибудь оперное?
Так как я воображал, что у меня баритон, то предложил спеть арию Валентина. Запел. Но когда, взяв высокую ноту, я стал держать фермато, профессор, перестав играть, пребольно ткнул меня пальцем в бок. Я оборвал ноту. Наступило молчание. Усатов смотрел на клавиши, я на него - и думал, что все это очень плохо. Пауза была мучительная. Наконец, не стерпев, я спросил:
- Что же, можно мне учиться петь?
Усатов взглянул на меня и твердо ответил:
- Должно.
Сразу повеселев, я рассказал ему, что вот - собираюсь ехать в Казань петь в опере, буду получать там 100 рублей; за пять месяцев получу 500 рублей; сто проживу, а четыреста останутся, и с этими деньгами я ворочусь в Тифлис, чтобы учиться петь.
Но он сказал мне:
- Бросьте все это! Ничего вы не скопите! Да еще едва ли и заплатят вам! Знаю я эти дела! Оставайтесь здесь и учитесь у меня. Денег за учение я не возьму с вас.
Я был поражен. Впервые видел я такое отношение к человеку» [14, с. 129-130].
Шаляпин всю жизнь боготворил и почитал своего первого и единственного настоящего учителя; человека, по сути, ставшего для молодого талантливого юнца из провинции кем-то вроде названного отца, вроде
наставника. Усатов стал тем, кто мог подсказать, как держаться в свете, как вести себя за столом, как следует ухаживать за костюмом (тогда, в Тифлисе, он подарил Шаляпину свой концертный фрак [14, с. 135]), и, конечно, смог научить профессиональному вокальному исполнению. Он воспитал в Шаляпине джентльмена в опере и в жизни, не уничтожив уникальности и самобытности его личности.
«Слыша, что голос ученика начинает слабеть, - писал Ф. И. Шаляпин, -Усатов наотмашь бил ученика в грудь и кричал:
- Опирайте, черт вас возьми! Опирайте!
Я долго не мог понять, что это значит - «опирайте». Оказалось, надобно было опирать звук на дыхание, концентрировать его. Увлеченный работой в кружке <...>, я стал учиться менее усердно и частенько выучивал уроки не очень твердо. В этих случаях я прибегал к такой уловке: ставил на фортепьяно раскрытые ноты, а сам, отойдя в сторону, скашивал глаза и читал с листа. Но Усатов заметил это и однажды ловко встал между нотами и мною, закрыв их. Я перестал петь. Тогда он бесцеремонно начал колотить меня палкой (дирижёрской - Прим. авт.), приговаривая:
- Лодырь, лодырь, ничего не делаешь!
Эти истязания стали повторяться довольно часто и понудили меня принять свои меры защиты. Инструмент стоял четверти на полторы от стены, я отодвинул его еще на вершок, и, когда Усатов замахивался на меня палкой, я убегал за фортепьяно. Он был толст и не мог достать меня, только кричал и топал ногами.
Но однажды я так рассердил его, что он швырнул в меня нотами и закричал неистово:
- Вылезай, черт проклятый! Вылезай, я тебя понял!
Я вышел. Он с наслаждением отколотил меня палкой, и мы снова начали урок. Впоследствии, встречаясь с ним, мы вспоминали эти уроки палкой и оба хохотали» [14, с. 137-138].
Эта яркая сцена - одна из многих в книге Шаляпина «Страницы моей жизни» — передает нам портрет живого, вспыльчивого, подвижного, как ртуть, человека, подлинного итальянца (как можно было бы подумать!) и в той же мере истинно русского человека — хлебосольного хозяина, певца, иконы оперного мира 1870-1880-х годов. К тому же Усатов являлся автором более 50 русских песен и романсов, некоторые из которых Шаляпин исполнял, а самому Дмитрию Андреевичу посвящали свои сочинения известные композиторы (в 1884 году П. И. Чайковский посвятил Усатову романс «Смерть», ор. 57 № 5 на слова Д. С. Мережковского).
Фёдор Иванович познакомился с Д. А. Усатовым уже тогда, когда пик его оперной карьеры остался позади, обеспечив тенору почёт, уважение, лавры стяжателя певческой славы. В 1892-1893 гг. Усатов был опытным педагогом, который взялся за талант Шаляпина сильно, напористо, со знанием дела.
Через десятилетия, прославленный, всемирно известный певец навещал своего старого учителя в Ялте, где тот доживал свой век, вращаясь в кругах ялтинской интеллигенции, отстаивая интересы города в прениях Городской думы, куда неоднократно избирался. В Ялте знакомыми Усатова стали композиторы В. И. Ребиков и А. С. Спендиаров [9; 12], писатели Максим Горький и Антон Чехов, который бывал у Усатова на обедах [12, Т. 7, с. 334335]. До конца жизни Д. А. Усатов участвовал в культурной жизни города, в том числе выступал в оперных и концертных постановках Ф. К. Татариновой, ученицы Полины Виардо и Дженни Линд [1; 13].
На дачу «Омюр», где полгода прожил Чехов, Усатов присылал писателю вино и приглашения на обед, надписанные быстрым, хаотичным и трудночитаемым почерком [3], а также приходил, чтобы обсудить с хозяйкой, Капитолиной Михайловной, новый рассказ Чехова «Душечка», написанный в этом самом доме. Позже Капитолина Михайловна писала 10 мая 1899 года: «Теперь вся Ялта <...> читает. Даже Усатов между тёшкой у себя и пельменями у меня читал „Душечку" впопыхах и, прочитав ее, все-таки не смягчился нравом и по-прежнему громит, и ругается, хотя уверяет, что она произвела на него впечатление и что все мужчины — подлецы, а все женщины — прелестные создания» [2].
Казалось бы, история запечатлела объёмный «портрет» этого неординарного человека. Помимо воспоминаний, сохранились и многочисленные фотогра-
(|>г Шм ЛЕНСКИЙ
Уел тип. А А
Д. А. Усатов в роли Ленского. 1881 г. Опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Из фондового собрания ФГБУК «Всероссийский музей А. С. Пушкина»
фии, рукописи. И всё же вглядимся ещё раз в фотографию: это типаж трубадура Манрико или Мазаньелло, типаж Отелло и Радамеса. В собрании «Всероссийского музея А. С. Пушкина» хранится фотография [5], запечатлевшая Д. А. Усатова в роли Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» — это, можно сказать, премьерный снимок. Именно Усатов сформировал сценический образ Ленского, и именно он первым пропел со сцены Императорского театра строчки, ставшие крылатыми: «Куда, куда вы удалились...».
Учитывая обычную для того времени практику, артист должен был позаботиться о своей роли сам (манера Шаляпина гримировать самого себя, не доверяя гримёрам, и самому продумывать нюансы образа, должно быть, была перенята им от Усатова). Так Усатов должен был воплотить Ленского таким, каким он хотел, чтобы его запомнили слушатели. На фотографии артист запечатлён без усов, но с бакенбардами. В образе безвременно погибшего поэта, угадывается тень его создателя — Пушкина: вот тот же дуб у моста (чем не Чёрная речка?), та же накидка, во всём те же мотивы неотвратимости трагедии. Здесь Усатов другой — такой, каким должен быть Неморино, граф Альмавива или Надир. Поэтому можно отметить, что Усатов первым трактовал образ Ленского как биографический — как воплощённое предчувствие самого Пушкина.
Но всё же, неужели кроме фотографий, фрагментов театральных костюмов или пачек писем ничего от артиста не осталось? А как же голос? Интересную находку удалось нам обнаружить в аудиоархиве «SantaBarbaraLibrary», Калифорния, США [8]. В их депозитарии хранятся тысячи восковых цилиндров для фонографа (валиков, или, как их называют по-научному — фоноваликов) со всех концов света. Здесь есть записи 18891890-х годов [8; 11]. Восковые цилиндры — самый первый и, как показало время, довольно прочный звуковой носитель. Они позволяют совершить настоящее путешествие в прошлое, а вернее — достать, будто бы из волшебного зеркала, и оживить фрагмент прошлого. Достаточно лишь аккуратно завести аппарат.
На одном цилиндре из коричневого воска (такие были основными для 1890-х годов) сделана запись «Diquellapira». Это знаменитая стретта
Маирико из оперы Джузеппе Верди «Трубадур». д ,
^ г J г^ г ^к-коо ссылка на оцифрованный
Голос тенора записан в сопровождении валик Д. А. Усатова, 1890-1891 гг. фортепиано. Сколько огня, металла и бравады в СтРетта МанРико «Ш^Мрт»
этом голосе! Несмотря на искажения, легко представить себе исполнителя — человека, о котором писал Шаляпин — невысокого, полноватого, держащегося с особенным достоинством и подвижного, как ртуть. Действительно, на цилиндре иглой процарапана надпись — так делали обыкновенно — «Бг. Б. Ousatoff. IlTrovatore. Diquellapira», что исключает всяческие сомнения [10]. По формату записи и манере объявления перед записью (в то время это обычно делал инженер компании или сам певец) можно заключить, что запись сделана в 1890-1891 годах.
К сожалению, пока не ясно, где и как запись была произведена -прибыл ли инженер с фонографом в Тифлис, где в это время жил Усатов, а потом увёз цилиндры, либо Усатов записался сам (как говорили в позапрошлом веке «напел валик»), в рабочей поездке по Европе.
В настоящее время запись с валика оцифрована сотрудниками аудиоархива и может быть прослушана каждым любителем музыки по QR-коду.
И всё же, Усатов, как гласный городской думы, много сделал вместе с врачом П. П. Розановым для Ялты: добился благоустройства ул. Пушкинской; выступал с предложениями санации Набережной, не переставал самоотверженно трудиться на благо города и выступал с самыми насущными вопросами, непримиримо отстаивая то, что считал справедливым — и даже обвинял Думу и городского голову в медлительности при решении важных вопросов городской жизни [12, Т. 7,с. 324-325]. Он занимался и благотворительностью: так в газете «Крымский курьер» (№ 37 от 16 февраля 1899 г.) сообщалось: «В воскресенье, 14 февраля, в здании „Яслей" Заречья был устроен детский спектакль, сбор с которого поступает в пользу голодающих детей Самарской губернии <...> Кроме того, был дивертисмент, в котором принимали благосклонное участие В. Е. Голубинина, Л. Б. Аратова и Д. А Усатов». И в № 43 (23 февраля): «Валовой сбор с двух спектаклей в пользу детей крестьян Самарской губернии, данных учениками и ученицами школ и разных ремесленных заведений в помещении „Яслей" Заречья, на даче Дараган, 14-го и 19-го февраля, дал двести восемнадцать руб. <... > чистого сбора получилось сто шестьдесят семь руб. пятьдесят две коп. <...>, которые и были доставлены некоторыми участниками спектакля А. П. Чехову для передачи по назначению» [12, Т. 16, с. 365-370].
Неутомимая и кипучая деятельность Усатова иногда служила объектом шуток. Г. М. Чехов в письме к двоюродному брату Антону в Москву отмечал, что «Усатов вновь выбран в члены управы, хотя предлагали его забаллотировать» [12, Т. 11, с. 323]. При этом, несмотря на то, что Ялта во многом преобразилась трудами старого оперного певца, имя Усатова не
отражено в названиях ялтинских улочек. В городе сохранилось два адреса, связанных с его именем. Но помнят о нём и в доме А. П. Чехова и в Историко-литературном музее, говорят о нём в городском театре, знают в Москве и Петербурге. Не сохранилась лишь, к сожалению, могила певца, в 1913 году упокоившегося на Иоанно-Златоустовском (Поликуровском) кладбище — во время Великой Отечественной войны она была утрачена и позднее не восстановлена. Возможно ли теперь, в 20-х годах XXI века, определить точное место захоронения выдающегося тенора и вновь указать его современникам как дань памяти? В этом мы и постараемся разобраться...
Техническая часть
Для того чтобы максимально точно определить место захоронения Д. А. Усатова (с допустимой погрешностью в 0,6-1 м по сторонам) и квадрат, в котором оно должно было находиться, необходимо предпринять следующие расчёты с учётом трёх факторов:
1) фактор постоянных ориентиров;
2) фактор перспективного искажения объектов;
3) фактор ландшафта.
Вначале определим погрешности и постоянные, точно известные величины, на которые следует ориентироваться (по существу — константы). На фотографии (которую для удобства далее мы будем называть «опорной»), запечатлевшей Ф. И. Шаляпина у могилы своего учителя из собрания ГЦТМ им. А. А. Бахрушина[6], детально видны стройные кипарисы. Высажены они не позднее середины 1890-х годов, что согласуется с атрибуцией другого снимка кладбища (Поликуровского некрополя), выполненного в 19021908 годах, и пребывают, на момент съёмки, в возрасте 17-27 лет, то есть являются молодыми деревьями.
Известно, что в период молодости кипарисы развиваются преимущественно в высоту (достигая отметки 4-5 метров), а в обхвате прибавляют незначительно. Согласно расчётам по методике определения возраста деревьев, разработанной Ю. В. Плугатарем (Никитский ботанический сад) [7], на расстоянии от почвы в 1,3-1,5 м, диаметр кроны кипариса указанного возраста должен составлять примерно 55-65 см в зависимости от условий произрастания дерева. Примем за усреднённое значение 60 см, которое будет являться первой константой, позволяющей нам производить измерения (в масштабе фотографии) для предметов на заднем плане. Она позволяет вычислить достаточно точное расстояние между первым и последним кипарисом (длину посадки деревьев на заднем плане), которое должно составлять, с учётом погрешностей, 10-11 метров (поскольку кипарис
и пространство вокруг него можно принять равным в 0,9-1 м). Понимание этой величины существенно ограничивает искомый квадрат по одной из его сторон.
Ф. И. Шаляпин у могилы своего учителя Д. А. Усатова. Ялта. Сентябрь 1913 г. «Опорное» фото - единственное известное автору изображение могилы Д. А. Усатова. Фотограф - Э. Кукулевич (атрибуция специалистов ГЦТМ им. А. А. Бахрушина). Из фондового собрания ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
Вид Поликуровского некрополя с северной стороны. 1902-1908 гг. В отдалении хорошо заметны посадки молодых кипарисов, обрамляющих участок.
Открытые источники. URL: pastvu.com
Немаловажно отметить, что кипарисы запечатлены в отдалении практически без перспективных искажений и расположены в ряд, в одной плоскости, практически перпендикулярной линии взгляда. Искажениями кипарисов в правой стороне фотографии можно пренебречь, поскольку они составляют от 2о до 4о относительно горизонта (и, соответственно, плоскости заднего плана). Позднее, при наложении отметок на план существующего кладбища, данные искажения будут компенсированы.
Отметим на плане точки пересечения вертикальных линий, проведённых нами через приблизительную точку в середине ширины ствола кипарисов, с горизонтальной прямой (см. рис. 1). Получившаяся проекция кипарисов на прямую АВ в виде точек, имеющих разное расстояние относительно друг друга, позволяют с высокой точностью определить плотность посадки и расположение конкретных деревьев, что в будущем, при наложении на план в масштабе, также позволит с высокой степенью вероятности привязать сфотографированный участок к участку конкретной местности. Данная проекция кипарисов позволит также определить, какие деревья сохранились, а какие нет, что также будет способствовать пониманию верности полученных в ходе нашего исследования выводов по числу совпавших деревьев в определённом участке отснятой местности. Если большая часть деревьев совпадёт, значит выводы верны и квадрат с предполагаемым захоронением определён правильно.
Рисунок 1. Проекция точек роста кипарисов на прямую АВ
www.humparadigma.ru Перечень РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory,
НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»
Стоит отметить, что ландшафт участка, его геометрия и прочее, не могли подвергнуться существенным изменениям за прошедший век. Несмотря на то, что самих надгробий, запечатлённых на снимке, больше нет, до сих пор можно максимально точно определить могилы по ряду иных ориентиров и по сохранившимся фотографиям.
Ещё важные ориентиры, которые следует оговорить отдельно — это большое, раскидистое лиственное дерево за линией кипарисов, а также сама ориентация запечатлённых объектов в пространстве и их отношение к плоскости посадки кипарисов (детали, увязывающие фактор 1 с факторами 2 и 3, о которых ниже).
Определим вторую константу — рост Ф. И. Шаляпина известен доподлинно: 6 футов 5 дюймов, что соответствует 1 м 95 см. Принимая во внимание классические пропорции взрослого человека и используя полученный масштаб, можно с высокой точностью вычислить размеры ближайших к артисту предметов, в том числе величину периода решётки, высоты надгробия и размеры перекладин креста. В соответствии с масштабом «опорного» снимка период решётки должен составлять 35-37 см. К счастью, этот параметр до сих пор возможно проверить — фрагмент однотипной решётки сохранился в районе ул. Кирова в Ялте и действительно составляет 36 см. Данный факт позволяет вычислить размеры длинной стороны ограды могилы — не менее 180 см.
С учётом ширины высокого каменного основания, размеры надгробия для удобства следует считать 200х80 см, что соответствует типовому значению. Отсюда перекладина креста — 60 см, а высота от основания надгробия до высшей точки креста 234-240 см (см. рис. 2). Обратим внимание на эту величину, а также на минимальные искажения в нижней трети «опорного» снимка Шаляпина у креста на могиле Д. А. Усатова.
Данные расчёты и наблюдения позволяют заключить, что съёмка велась на уровне решётки, то есть, « от груди» стоящего фотографа, скорее всего переносной камерой системы «Кодак» (формат 9х12 — негатив варианта исследуемой фотографии хранится в ГМИИ им. М. И. Глинки) или с фотоаппарата, укреплённого на переносной треноге, однако с той же высоты. Оба способа фотографирования были весьма распространены в 1913 году.
Все определённые нами величины наиболее точно известных или легко вычисляемых элементов снимка позволяют определить высоту других запечатлённых объектов. Естественно, измерения интересующего нас захоронения произведены с допустимыми погрешностями, что правомерно и по отношению к вычисленной длине участка, засаженного кипарисами. Однако это уже во многом предопределяет ход дальнейшей работы.
Рисунок 2. Наглядные построения и соотношения величин запечатлённых объектов
Далее необходимо разъяснить выделенные ранее нами три фактора, без которых исследование окажется невыполнимым.
Фактор постоянных ориентиров
Итак, на фотографии отчётливо запечатлены элементы, которые должны сохраниться на местности и по сей день. Это кипарисы, высаженные плотной стеной на заднем фоне снимка. В течение прошедших более 100 лет, учитывая все невзгоды, обрушившиеся на Ялту в общем, и на Иоанно-Златоустовское кладбище в частности, естественно предположить, что от запечатлённой на снимке плотной стены деревьев, обрамляющей участок, остались лишь фрагменты.
С поправкой на прошедшее время, необходимо понимать, что деревья могли засохнуть, могли быть уничтожены, могли развиваться неравномерно или неправильно, сильно изменить свою форму в зависимости от сортовых или видовых признаков, а потому, не все они будут отражены на плане в настоящее время. Так и есть: сейчас кладбище всё ещё опоясывает высокая стена старых кипарисов, но она там и тут перемежается пустотами и пнями от погибших деревьев. И всё же наиболее существенным ориентиром для нас должны послужить эти деревья.
Следующим вспомогательным ориентиром может служить наличие вблизи фотографируемого участка подпорной стены. Известно, что кладбище с юга и с юго-востока, у склона, обнесено высокой подпорной стеной. Сейчас во многом подновлённая (в 1970-х годах эта подпорная стена, по сути, была
обложена новым слоем камня, среди элементов которого угадываются разбитые надгробия 1830-1860-х гг.), она существовала и на момент создания снимка Кукулевичем в 1913 году. Она же, только с северной стороны, отчётливо видна на фотографии Поликуровского некрополя 1902-1908 гг. (см. выше).
Но что заставляет думать о подпорной стене именно на исследуемом снимке? Очевидно, что могилы, запечатлённые за фигурой Ф. И. Шаляпина, неплотно примыкают к кипарисам - между ними остаётся некоторое пустое пространство. Должно понимать, что это происходит из-за того, что за кипарисами как раз и находится та самая подпорная стена. Это объясняет и существенный острый угол центральной оси могил к плоскости кипарисов.
Предположение о наличии здесь подпорной стены подтверждается при внимательном рассмотрении плотности ряда кипарисов на фотографиях. Видно, что на снимке действительно запечатлены два ряда деревьев: один выше (передний план), другой существенно ниже и в большем расфокусе (дальний план), что одновременно указывает на резкий перепад высот и относительно существенную удалённость рядов друг от друга (обратим также внимание на расфокус кроны высокого дерева — оно расположено ещё дальше от наблюдателя). Такое может быть только, если передний ряд кипарисов растёт по верху подпорной стены, тогда как другой — за дорогой, что и объясняет расстояние между посадками, равное примерно высоте самих деревьев (3-4 м).
Данные наблюдения также подтверждаются снимком Поликуровского некрополя с северной стороны 1902-1908 гг., на котором отчётливо видно, что за первым окаймляющим рядом кипарисов запечатлён другой расположенный в отдалении ряд, существенно ниже первого. С обеих сторон дорога огорожена плотными рядами кипарисов - один ряд за стеной выше, другой ряд за дорогой ниже. Пролегающая по периметру кладбища дорога сохранилась до сих пор, вдоль неё всё ещё стоят отдельные деревья (см. рис. 3).
Обратимся ещё раз к упомянутым снимкам. На них запечатлено и то самое высокое дерево с раскидистой кроной, растущее за кипарисами в юго-восточной части кладбища. Сравним форму его кроны с известным нам образцом с фотографии Шаляпина у могилы Д. А. Усатова. Очевидно, что это одно и то же дерево, а следовательно, и искомая могила Усатова должна была находиться в юго-восточной части кладбища, а ещё точнее — южнее направления на большое раскидистое дерево.
www.humparadigma.ru Перечень РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory,
НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»
Рисунок 3. Сравнение ориентиров на изучаемых снимках
С данным ориентиром возникли определённые трудности. С целью его выявления, нами были рассмотрены современные планы кладбища, предоставленные для исследования МБУ «Ритуал», в управлении которого находится Поликуровский мемориал, а также карта, полученная со спутника (GoogleMaps). По планам видно, что дорога, опоясывающая кладбище, не изменилась и находится на своём месте, всё также разветвляясь на два направления. Остался и «остров зелени» между ответвлениями дороги — здесь всё сохранилось в границах начала ХХ века.
Однако теперь, дерева с высокой и широкой кроной (вероятнее всего, это ясень или платан) за подпорной стеной или в районе развилки обнаружить не удалось — оно не сохранилось. Но, за сторожкой проходной, на разветвлении, угадывается пустота в посадках, наскоро засаженная небольшими кипарисами. Работы были произведены 10-15 лет назад, что указывает на то, что в данном квадрате ранее должно было располагаться большое дерево. И действительно, при проведении в вычисленном районе полевых работ нами были обнаружены рассыпающиеся фрагменты толстых корней, большого пня и фрагментов дерева лиственной породы, изрядно прогнившие и ветхие.
Таким образом, все факты согласуются с тем, что дерево, запечатлённое на снимке за стеной кипарисов, должно было находиться на развилке дороги, идущей вокруг кладбища, за нынешней сторожкой. Место
произрастания дерева отмечено нами
схематичным контуром. Подтверждением того, что раскидистое дерево находилось именно здесь, служат и почтовые карточки начала ХХ века, запечатлевшие Ялту с Поликуровского холма, или как часто писали на открытках «с юго-восточной стороны». Так, на фотооткрытке 1910-х гг. (времени, соответствующего исследуемому нами периода) можно различить справа только фрагмент раскидистой мощной кроны дерева, но существуют открытки, где дерево просматривается лучше. К тому же, тип кроны (её габитус) соответствует кроне дерева на снимке Шаляпина у могилы Д. А. Усатова, что позволяет заключить тождество запечатлённых деревьев.
Фрагменты старого дерева лиственной породы. Фотография автора. 28 марта 2021 года
Схематическое расположение дерева на съёмке местности
www.humparadigma.ru Перечень РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory,
НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»
Дорога в Массандру под Поликуровским некрополем. Фотооткрытка 1910-е гг.
У правого среза фрагмент кроны большого раскидистого дерева.
Открытые источники URL: pastvu.com
Так, нами установлено, что геометрия подпорной стены, а также расположение высаженных за ней кипарисов и отмеченное на плане место роста высокого раскидистого дерева являются точными ориентирами, связывающими до настоящего времени прошлое и настоящее искомого нами участка. Уже на данном этапе исследования становится ясно, что могила Д. А. Усатова могла находиться в непосредственной близости от подпорной стены кладбища, что существенно сужает площадь искомого квадрата.
Чтобы точнее определить расположение могилы, необходимо установить первоначальную её ориентацию в пространстве, исследовав опорный снимок и те объекты, которые на нём запечатлены.
Известно, что могилы ориентированы строго на восток, то есть, располагаются по линии «запад-восток». Надгробие при этом может ставиться как в головах, так и в ногах, но для нашего исследования этот момент не важен. Стоит обратить внимание на крест, установленный на могиле Усатова. Ориентацию его определить просто, если знать, что по православному канону, верхний поднятый край нижней перекладины креста всегда направлен на север. Таким образом, могила торцами будет направлена с запада на восток (восточный край с надгробием), а боками с севера на юг. Не вызывает сомнений то факт, что Ф. И. Шаляпин запечатлён на фотографии у северной стороны могилы Д. А. Усатова.
Возможность неверно отпечатанной фотографии (отзеркаленное изображение) исключаем — достаточно приглядеться к надписи на надгробии и кресте с правильным расположением букв, а значит, север действительно на
фотографии находится со стороны Ф. И. Шаляпина (об эпитафии и надписях скажем отдельно в заключении).
К вопросу об ориентации захоронения в пространстве, отметим, что дальняя запечатлённая могила не может находиться на расстоянии менее 0,5-1 м от ближайшего кипариса, что позволяет при топографической работе, приняв эту величину, вычислить угол торца дальней могилы к плоскости кипарисов в точке пересечения проекции. Благодаря этому возможно точно ориентировать могилы по отношению к плоскости кипарисов, которое должно коррелировать с ориентацией могилы по сторонам света (как неизменный обязательный фактор).
При изучении фотографии становится ясно, что запечатлённый участок кладбища создавался в строгом соответствии с канонами, поскольку все запечатлённые захоронения строго ориентированы, а не расположены хаотично (как сохранившиеся теперь надгробия). Рассмотрим этот момент детальнее на рисунке 4.
• •••• •• • • • •••
(
Рисунок 4. Построение запечатлённых могил на плоскости в соответствии
с их ориентацией в пространстве
Исходя из представленных рассуждений, можно однозначно заключить, что могила Усатова располагалась строго по линии «восток-запад» и должна была находиться под определённым острым углом к плоскости посадки кипарисов по отношению к перпендикуляру, проведённому через ось могилы. Точное определение угла на плане позволит:
1) с высокой точностью ориентировать могилы к плоскости посадки кипарисов (а соответственно — к линии подпорной стены);
2) вычислить расположение захоронения при его относительном удалении от стены;
3) обеспечить точную ориентацию могил по сторонам света на плане.
Выполнение этих трёх пунктов позволяет безошибочно определить
местонахождение могилы Д. А. Усатова на местности.
Фактор перспективного искажения объектов
На «опорном» снимке видно, что линия могил находится под существенным острым углом по отношению к плоскости и линии просадки кипарисов, которая нами принята за условную прямую. На плоскости, по координатам (Х;^, могилы имеют вид правильного прямоугольника. Также ясно, что все три запечатлённые могилы имеют одну форму, выполнены в едином стиле и очень высоки (что позволяет позднее сделать дополнительные заключения по фактору 3). Естественно, что при таком архитектурном решении, длинные стороны решёток будут параллельны воображаемой центральной оси, проходящей через торцы могилы, и стремящейся к горизонту в левой точке сходаFl, находящейся за пределами снимка. Необходимо рассмотреть дополненный план (Рис. 5).
Для того чтобы вычислить угол перспективных искажений запечатлённых объектов, а также угол, на который могила Д. А. Усатова отстоит от плоскости кипарисов, было сделано наложение прямоугольников (Fig. A; Fig. B) к которым применялось графическое искажение по оси Y (поворот вокруг оси Х), а также им задавался угол перспективного искажения до того момента, пока фигуры не принимали вид трапеций, а их, в норме параллельные стороны, не совпадали с искажёнными параллелями запечатлённых на снимке решёток. При этом Fig. А иллюстрирует искажения в части решётки дальней могилы, а Fig. B призвана отразить искажения плоскости креста на могиле Усатова, установленного по отношению к оси могилы перпендикулярно (см. Рис. 5).
Рисунок 5. Дополненный план с построениями и фигурами перспективных искажений
Данные фигуры, будучи продолженными с поправкой на перспективу, сойдутся в соответствующих точках схода ^иР2, лежащих на линии горизонта О1О2 (всегда соответствует уровню взгляда), что отражено соответствующими вспомогательными линиями построений.
Искажения составляют:
- для Fig. A: поворот по оси Х составил 62о при искажениях в 90°;
- для Fig. В: поворот по оси Х составил 332о при искажениях в 90о.
Данные значения позволяют заключить, что могилы отклонены от
плоскости кипарисов на 62о, в то время, как угол поворота креста, установленного перпендикулярно центральной оси могилы Усатова, отклонён на 332о, что соответствует дополнительному углу в 29о, отношению к проекции плоскости кипарисов.
Немаловажно угловое значение перспективных искажений, равное 90о, что соответствует показателям объектива фотоаппарата, на который производилась съёмка. Стоит отметить, что и до настоящего времени объективы с углом обзора от 84о до 96о широко применяются в пейзажной или
натурной съёмке. Также данный момент позволяет установить, что съёмка велась с расстояния не более 3,5-4 м до самого чёткого объекта (главный элемент кадра, безусловно, сам Ф. И. Шаляпин).
Проведённые вычисления позволяют наметить план расположения могил на плоскости по координатам (X; а также их расположения относительно плоскости кипарисов с отметками растущих деревьев, что требует дополнительных линий построения от объектов. Получившийся в результате план наглядно и весьма достоверно отражает особенности расположения захоронения Д. А. Усатова на местности.
Дополнительно в ходе работ были выявлены геометрический и оптический центры снимка, обнаружен квадрат наименьших перспективных искажений, а также угловое значение в градусах для каждой из фигур по двум значениям: поворот вокруг оси Х и величина перспективного искажения. Всё это позволило с высокой точностью отразить соотношения могил на плоскости и угол их расположения, относительно зримых ориентиров (кипарисы). Также, в ходе работ стало возможно выявить точку (Е) и угол съёмки, построить соответствующий сектор, в котором сделана фотография.
Фактор ландшафта
Третий фактор, играющий в определении местонахождения захоронения, безусловно, важную роль, — ландшафт местности. Старое Иоанно-Златоустовское кладбище располагается на склоне холма, сходя книзу на восток, юг и запад. Когда-то к христианскому кладбищу примыкали участки мусульманских (запечатлено на картине И. И. Левитана «Татарское кладбище», 1886 г.) и еврейских/караимских захоронений. Все они теперь безвозвратно утрачены, участки застроены или перерыты.
На опорной фотографии из музея А. А. Бахрушина видно, что надгробие Д. А. Усатова, укреплённое на высоком бордюре, с решёткой ограды доходит Ф. И. Шаляпину практически до пояса, в то время, как соседние надгробные плиты кажутся ещё выше, устроены будто бы на стене. Следовательно, плиты расположены горизонтально на весьма крутом склоне. Если путешественник заглянет на современное кладбище, превращённое в мемориал, он и теперь сможет отметить резкие перепады высот на некоторых участках.
Изучая немногочисленные дореволюционные фотографии кладбищ, отмечаем, что устраивать памятники над захоронениями на высоких «постаментах» было характерным приёмом нейтрализации перепадов ландшафта, принятым в целом в европейских странах. Кладбища Ялты (белокаменные, как описывал их в стихах И. А. Бунин) вообще походили на кладбища средиземноморских курортов Франции.
Так, перепад высот, которые можно вычислить по отношению уровня дальнего высокого надгробия к соседнему, находящемуся на уровне захоронения Д. А. Усатова, составляет около 36 см на метр или примерно 1 метр понижения на 3 метра длины (при условии расстояния между могилами не менее 25 см). Это также позволяет определить и ландшафт местности, который должен был, несомненно, сохранить свои очертания до наших дней (см. рис. 6).
Рисунок 6. Построения, позволяющие вычислить перепад высот на местности,
запёчатлённой на опорном снимке
Согласно плану участка, представленному для исследования МБУ «Ритуал», местность с подобным понижением сосредоточена в юго-восточной части мемориала, что подтверждают зафиксированные при топографической съёмке данные высот в изолиниях. При наложении спутниковой съёмки и проекции ориентиров возможно получить гибридный план местности (см. рис. 7). Приведённые элементы совпадают друг с другом и позволяют в полной мере определить квадрат захоронения — ряд кипарисов, отчасти сохранившихся до наших дней (красным отмечены утраченные деревья) точно совпадает с зафиксированными на спутниковой карте деревьями (вспомогательные линии, проведённые в направлении отбрасываемой деревьями тени, позволяют максимально точно выделить их из общей массы посадок).
www.humparadigma.ru Перечень РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory,
НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»
Рисунок 7. Гибридный план местности с наложением линии проекции кипарисов. Красным выделены несохранившиеся деревья
Итак, учитывая каждый из вышеперечисленных факторов, квадрат захоронения можно определить предельно точно и даже с допустимой погрешностью указать наиболее истинное место, где находилась могила Д. А. Усатова: восточный склон кладбища у самой подпорной стены. Могила певца была строго ориентирована на восток, располагалась первой, по
отношению к тропинке, которая теперь заасфальтирована, однако, должно быть, существовала и до революции (см. рис. 8). К счастью, и теперь этот участок земли, расположенный как раз под углом в 29о к плоскости роста кипарисов, ориентированный на восток, не заасфальтирован и не заложен камнями.
На указанном участке предполагаемого захоронения до сих пор в ландшафте можно угадать следы трёх могил (теперь это просевшие участки земли под растяжкой электрического столба), расположенных точно, как они запечатлены на снимке — первая из которых, ближайшая к наблюдателю, и будет могилой Д. А. Усатова. Выводы можно подтвердить и с помощью наложения 38
Совмещение опорного снимка и местности
опорного снимка на ландшафт местности, что и было нами проделано. Очертания крон живых кипарисов до сих пор сохраняют соотношение величин и формы между собой.
Рисунок 8. Реконструкция выявленного расположения могилы Д. А. Усатова на плане Иоанно-Златоустовского кладбища
Подводя итоги работы, следует отметить также найденную в определённом нами квадрате ржавую металлическую пластинку, на которую керном нанесено «Усатов» по новой орфографии. Сделано это было, должно быть, для ориентирования при разграничении участков после Великой Отечественной войны, когда ещё была надежда на реставрацию кладбища (Ялта предпринимала попытки восстановить Аутское и Иоанно-
Златоустовское кладбище, о чём сохранилось упоминание в письме реставратора к М. П. Чеховой в подшивке «Чеховианы» за 1948 год).
Пластинка, найденная автором в выявленном месте захоронения Д. А. Усатова.
Крепилась к рассыпавшейся проволоке, уходящей в землю. Угадываются очертания надписи «УСАТОВ», сделанной керном ударным методом
Теперь уместно восстановить эпитафию, отчасти просматривающуюся на опорном снимке из музея А. А. Бахрушина. В труде В. И. Чернопятова «Некрополь. Из записной книжки старого генеалога. 1915» содержится полный текст, размещённый на памятнике певцу: «Свободный художникъ Дмитрш Андреевичъ Усатовъ. род. 10 февраля 1847 г., + 13 августа 1913 г.», что без труда позволяет разобрать слова на запечатлённом памятнике, а также окончательно утвердить год рождения как 1847, а не 1849, ошибочно указанный на мемориальной табличке Усатова на Поликуровском мемориале.
Подводя итог нашего исследования, скажем, что теперь удалось определить местонахождение утраченной могилы Д. А. Усатова, что, надеемся, в будущем позволит реконструировать памятник и тем самым вернуть Ялте часть её утраченного наследия, связанного с именами выдающихся деятелей русской культуры Х1Х-ХХ веков.
Источники
1. Биография Фанни Карловны Татариновой, написанная её мужем // Музей МХАТ ВЖ-21 № 1977.
2. Иловайская, К. М. Письмо к А. П. Чехову (автограф) // Документы К. М. Иловайской, ОР РГБ. Ф. 331, К.44, Ед. хр. 6.
3. Усатов Д. А. : карточка визитная и записка с посланием А. П. Чехову (автограф) // Документы Д. А. Усатова, ОР РГБФ. 331, К. 61, Ед. хран. 7
4. Усатов, Д. А. :фотокарточка на визитном паспарту // Фонд ГБУК РК «Крымский литературно-художественный мемориальный музей заповедник». КП 9149; Ф. «С» Ф.-У1-487.
5. Фотография. Усатов Д. А. в роли Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин». 1881 г. // ФБГУК Всероссийский музей А. С. Пушкина. ВМП КП-38815.
6. Фотография. Ф. И. Шаляпин на могиле Усатова Д. А. Иоанно-Златоустоское кладбище. Ялта, Крым. 1913 г. // ГЦТМ им А. А. Бахрушина. КП-57827. ФДО 22409.
Литература
7. Плугатарь, Ю. В. Методика определения возраста деревьев [Электронный ресурс] // Научные записки природного заповедника «Мыс Мартьян». 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-opredeleniya-vozrasta-dereviev (дата обращения: 18.04.2022).
8. Портал Аудиоархива Библиотеки Санта Барбара, Калифорния (США) [Электронный ресурс] / / Официальный сайт URL: http://cylinders.library.ucsb.edu/index.php (дата обращения: 20.03.2021).
9. Сысоев Н. Чехов в Крыму / Предисл. М.П. Чеховой; ст. О. Л. Книппер-Чехова. Симферополь : Крымиздат, 1954. 151 с.
10. Фонозапись. Д. А. Усатов «Diquellapira». 1890-1891 [Электронный ресурс] // Государственный каталог Музейного фонда РФ. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:D._Ousatoff. _Trovatore._Di_quella_pira_1890-1891_Cylinder_Bettini.ogg (дата обращения: 18.04.2022).
11. Цилиндр для фонографа системы Беттини (1890) [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File: Bettini_1890s_brown_wax_cylinder.jpg (датаобращения: 18.04.2022).
12. Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. / Гл. ред. Н. Ф. Бельчиков. М. : Наука, 1974-1983.
13. Шалюгин, Г. А. Ялтинские антоновки. Фанни Татаринова [Электронный ресурс] // URL: proza.ru/2018/06/29/292 (дата обращения 26.05.2022)
14. Шаляпин, Ф. И. Страницы из моей жизни. Киев : Музична Украша. 1987. 326 с.